Научная статья на тему 'РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ'

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1183
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сезонова Ольга Николаевна, Афанасьева Людмила Александровна

В статье представлены результаты исследования теоретико-методологических аспектов повышения эффективности стратегического управления организацией в условиях конкурентной среды. На основе обобщения теоретического материала в работе раскрываются сущность и роль стратегического управления в обеспечении устойчивого развития организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STRATEGIC MANAGEMENT IN ENSURING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION

The article presents the results of a study of theoretical and methodological aspects of improving the effectiveness of strategic management of an organization in a competitive environment. Based on the generalization of theoretical material, the paper reveals the essence and role of strategic management in ensuring the sustainable development of the organization.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

2021 № 6 (31)

Научная статья УДК 331.1

doi: 10.51608/23058641 2021 6 39

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Ольга Николаевна Сезонова1, Людмила Александровна Афанасьева2

1 2 Курский государственный университет, Курск, РФ

1 sezonova_on@kursksu.ru

2 ala1909@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования теоретико-методологических аспектов повышения эффективности стратегического управления организацией в условиях конкурентной среды. На основе обобщения теоретического материала в работе раскрываются сущность и роль стратегического управления в обеспечении устойчивого развития организации.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, устойчивое развитие организации, классификация стратегий

Для цитирования: Сезонова О.Н., Афанасьева Л.А. Роль стратегического управления в обеспечении устойчивого развития организации // Основы экономики, управления и права. 2021. № 6 (31). С. 39-38. ^10.51608/23058641 2021 6 39.

Введение

Наличие продуманной и качественной стратегии выступает базовым ориентиром функционирования предприятия в условиях конкурентной среды и неопределенности воздействия внешних факторов. Важным достоинством стратегического управления является то обстоятельство, что оно позволяет обосновать приоритетные векторы долгосрочного развития хозяйствующего субъекта на основе согласования его внутренних возможностей и специфики положения на конкурентном рынке.

Материалы и методика исследования

В статье используются общенаучные методы исследования (анализ и синтез), а также сравнительный метод, позволяющий обобщать накопленные теоретико-методологические знания в сфере стратегического управления организацией.

Основная часть

Стратегическое управление является фундаментальной основой функционирования большинства экономических субъектов при существующей конъюнктуре ведения предпринимательской деятельности. Актуальность и необходимость использование стратегического подхода к управлению хозяйственно-экономи-

© Сезонова О.Н., Афанасьева Л.А., 2021

ческими процессами на предприятии объясняется широким спектром достоинств, которые задолжены в его сущности. В частности, Е.А. Бутырева [4, с. 21] отмечает роль стратегического управления в процессе достижения успеха в конкурентной борьбе. Данная позиция также подтверждается материалами публикации С.В. Волгиной [5, с. 77], которая пишет в том, что наличие продуманной стратегии, учитывающей собственные сильные качества и слабые стороны основных конкурентов, выступает важнейшим инструментом формирования конкурентного преимущества и создания механизмов, обеспечивающих устойчивость положения при агрессивной конкурентной конъюнктуре.

По мнению Иншакова [8, с. 117], важным достоинством стратегического управления является возможность использования его для выделения ключевых факторов успеха предприятия. Ключевые факторы успеха представляют собой определенные точки роста, объективно существующие в рамках хозяйственно-экономической деятельности предприятия, способные при большем управленческом воздействии на них обеспечить формирование конкурентных преимуществ. Видовая структура ключевых факторов успеха носит весьма разнообразный характер и зависит о специфики хозяй-

ственно-экономическои деятельности предприятия, а также от его текущего положения на рыночном сегменте при существующих факторах конкурентного давления.

Рост эффективности использования производственного потенциала предприятия является однои из приоритетных целеи стратегического управления. Применение стратегического подхода в данном ракурсе, по мнению М.К. Измайлова [7, с. 68], позволяет выявить резервы наращивания объемов производства и реализации продукции, которые могут быть использованы в долгосрочной перспективе. Принятие стратегических управленческих решений в данной области менеджмента основано на анализе и диагностике текущей эффективности использования производственного потенциала и сопоставлении данных показателей с аналогичными значениями основных конкурентов.

А. Кулиева [9, с. 440] рассматривает актуальность стратегического управления через призму снятия неопределенности в долгосрочных перспективах развития хозяйствующего субъекта. Важным достоинством стратегического управления является то обстоятельство, что оно позволяет обосновать приоритетные векторы долгосрочного развития хозяйствующего субъекта на основе согласования его внутренних возможностей и специфики положения на конкурентном рынке. Использование механизма стратегического управления позволяет обосновать стратегические приоритеты функционирования предприятия, что создает виденье перспектив его развития как у менедж-

мента, так и у представителей трудового коллектива. Четкое осознание целей и инструментов их достижения оказывает положительное влияние на мотивацию трудовой деятельности и на достижение высокой степени корпоративной идентичности.

Основным предназначением стратегического управления является разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности хозяйственно-экономической деятельности. В этой связи А.В. Павлюкова [13, с. 547], отмечает значимость стратегии для обеспечения эффективности функционирования предприятия. Формирование стратегических целей происходит на основе согласования перспектив развития экономического субъекта и его текущих возможностей. Базовой перспективой хозяйственно-экономической деятельности в большинстве случаев выступает получение прибыли и ее максимизация. В этой связи в рамках стратегического менеджмента происходит решение актуальной задачи относительно того как достичь прибыльности деятельности в долгосрочном периоде при существующем положении на конкурентном рынке и имеющихся возможностях. Положительное решение указанной задачи позволяет говорить об эффективности функционирования системы стратегического управления на предприятии.

Таким образом, можно сделать комплексный вывод о неоспоримой роли стратегического управления в хозяйственно-экономической деятельности предприятия, которая в том числе выражается в актуальности стратегических целей, представленных на рисунке 1.

Достижение коммерческой эффективности

Формирование растущего тренда потребительского спроса

Основные целевые ориентиры разработки стратегии

Устойчивость конкурентного положения

Рот эффективности производственного потенциала

Рис. 1. Основные целевые ориентиры разработки стратегии предприятия

№ 6 (31)

К числу основных задач функционирования механизма стратегического управления в системе менеджмента хозяйствующего субъекта О.М. Пономаренко [14, с. 68] и В.А. Ре-меслова [15, с. 294] относят:

- обоснование общего виденья перспектив развития предприятия;

- комплексная диагностика факторов внутренней среды;

- многовариантный стратегический анализ факторов внешней среды;

- выделение, проработка и сравнительная оценка альтернатив стратегического развития предприятия;

- обоснование и характеристика наиболее приоритетного стратегического варианта развития предприятия;

- разработка и реализации программы стратегического развития хозяйствующего субъекта;

- мониторинг текущей эффективности и корректировка общего вектора реализации стратегии предприятия.

Ключевыми элементами функционирования стратегического механизма предприятия выступают такие категории как стратегия, стратегический менеджмент и стратегическое управление. Сущностная составляющая каждого из представленных понятия тесно пересекается друг и с другом, но и при этом имеет ряд отличительных особенностей, которые требуют своего рассмотрения. Как отмечает О.А. Ведерникова [15, с. 108] стратегия представляет собой долгосрочный план развития организации, который включает в себя набор постоянно корректирующих взаимодействий и взаимосвязей, функционирующих в рамках хозяйственно-экономического процесса и направленных на стабилизацию положения предприятия в конкурентной среде и достижение коммерческого успеха.

В контексте исследуемого вопроса К.В. Шиндина [16, с. 17] считает целесообразным рассматриватьстратегию как определенный стандартизированный документ планового характера, который раскрывает ключевые приоритеты долгосрочного развития экономического субъекта и основные инструменты, которые будут использованы для их достижения. Таким образом, в рамках стратегии должна быть составлена дорожная карта ее реализации, которая содержит основные этапы, сроки проведения мероприятий, источники и объем финансирования. В.Н. Ходыревская [17, с. 202]

рассматривает сущность стратегии как модель действий, способствующих достижению долгосрочных целей.

Расширяя рассмотренную выше позицию, Д.А. Морланг [12, с. 235] делает вывод о том, что стратегия представляет собой совокупность мер управленческого воздействия на ресурсный потенциал и рыночные возможности предприятия для повышения эффективности его хозяйственно-экономической деятельности в долгосрочной перспективе. Как и другие авторы, в данном определении Д.А. Морланг делает упор на долгосрочный характер стратегического развития предприятия. Кроме того, необходимо отметить, что ключевыми объектами воздействия со стороны системы стратегического менеджмента экономического субъекта выступают его ресурсный потенциал и рыночные возможности. Именно наращивание ресурсного потенциала и увеличение рыночных возможностей являются ключевыми средствами достижения стратегических целей.

Сущность стратегического управления с различных точек зрения рассмотрена в публикации Н.Д. Гуськовой [6, с. 132]. Обобщение результатов научных разработок автора позволяет сделать вывод о том, что стратегическое управление представляет собой механизм выработки управленческих решений долгосрочного характера, основанный на емкой информационной базе, включающей в себя элементы диагностики внутренней среды и стратегического анализа внешних факторов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, во-первых, стратегическое управление носит длящийся во времени характер, то есть принимает статус процесса в системе менеджмента предприятия, во-вторых, фундаментальной информационной базы для стратегического управления являются итоги стратегического анализа внутренней и внешней среды, в-третьих, стержневая цель стратегического управления для большинства хозяйствующих субъектов заключается в достижении коммерческого успеха или расширении рыночной доли присутствия.

При раскрытии сущности стратегического менеджмента обратимся к системному подходу, который присутствует в учебнике С.А. Попова [1, с. 37]. В контексте сказанного стратегический менеджмент представляет собой ключевую подсистему общей системы менеджмента хозяйствующего субъекта, актуальной задачей которой является разработка, обоснование и принятие долгосрочных управленче-

Стратегический менеджмент

Подсистема общей системы менеджмента. Среда осуществления процессов стратегического управления

Стратегическое управление

Процесс выработки стратегических альтернатив развития предприятия, результатом которого является формулировка стратегии

Долгосрочная цели или ориентиры функционирования предприятия, которые обоснованы в системе стратегического менеджмента на основе компетентного анализа факторов внутренней среды и внешнего окружения

Рис. 2. Взаимосвязь категорий стратегия, стратегическое управление и стратегический менеджмент

ских решений. На основе данного подхода можно отметить, что система менеджмента предприятия включает в себя несколько ключевым подсистем, одной из которых, как раз и является подсистема стратегического менеджмента. Выработка долгосрочных инициатив развития предприятия происходит на основе комплексного стратегического анализа факторов внутренней и внешней среды. Обобщая сказанное, на рисунке 2 отразим взаимосвязь категорий стратегия, стратегическое управление и стратегический менеджмент.

Основные виды стратегий

Присутствие отдельных случаев тождественного употребления представленных категорий, на наш взгляд, не является актуальной ошибкой, так как их сущность содержит большое число компонентов, обладающей высокой степенью корреляции между собой.

При раскрытии сущности стратегического управления необходимо дать общую характеристику основным видам стратегий, которые могут иметь место в хозяйственно-экономической деятельности предприятия. В публикации И.Д. Адриановой [2, с. 16] рассматривает ха-

экономического субъекта*

Вид стратегии Общая характеристика и ключевые целевые ориентиры реализации

Товарная стратегия Совокупность управленческих решений, которые определяют ассортимент, номенклатуру, объем и качество производимой и реализуемой продукции для формирования максимального объема выручки при существующей конъюнктуре продаж

Ресурсно-рыночная стратегия Набор среднесрочных и долгосрочных решений, которые обосновывают позицию предприятия на рынке факторов производства для обеспечения его деятельности всеми необходимым ресурсами в достаточном количества и качестве

Технологическая стратегия Система управленческих инициатив, которые конкретизируют положение экономического субъекта в технологической и инновационной среде, а также определяют степень интенсивности использования новых технологий и инноваций в рамках его деятельности

Интеграционная стратегия Выбор приоритетных направлений интеграционного взаимодействия предприятия на конкурентном рынке, направленных на обеспечение устойчивости его положения путем интеграции с другими субъектами

Финансово-инвестиционная стратегия Совокупность управленческих решений, обосновывающих выбор источников финансирования хозяйственно-экономической деятельности предприятия, а также приоритеты инвестиционной активности

Социальная стратегия Набор управленческих инициатив, которые формируют форму и содержание системы социальной защиты и социальной политики предприятия

Стратегия управления Система управленческих решений, которые формируют перспективы построения оптимальной организационной структуры управления, использование управленческих методов и приемов, иерархические принципы взаимодействия между структурными подразделениями

* Источник: составлено на основе источника [2, с. 16], [10, с. 77].

№ 6 (31)

рактеристика основных видов стратегий экономического субъекта, сгруппированных на основе функционального критерия. С учетом исследованного теоретического материала в таблице дадим общую характеристику основным видам стратегий экономического субъекта.

В свою очередь С.П. Балашова [3, с. 69] и А.А. Левин [11, с. 117] предлагают проводить группировку стратегий развития экономического субъекта с учетом их целевых характеристик. На основе указанного группировочного признака можно выделить следующие виды стратегий предприятия:

- стратегия лидерства. Применение данной стратегии является актуальным для экономических субъектов, занимающих относительно высокую долю на том или ином рыночном сегменте. Фундаментальной основой реализации данной стратегии выступает достижение существенных конкурентных преимуществ в области производства продукции по цене, качеству или непосредственно темпам производительности труда;

- стратегия специализации. Ключевым аспектом стратегии специализации является концентрации усилий предприятия на одном направлении хозяйственно-экономической деятельности, которое способно приносить максимальную доходность за счет присутствия и высокого потенциала конкурентных преимущества;

- стратегия индивидуализации. Использование данной стратегии в деятельности экономического субъекта ориентировано на формирование уникальных свойств товара или услуги, которые будут радикально отличать его от аналогов и создадут условия для повышенной потребительской активности;

- стратегия диверсификации. Отличительной особенностью данной стратегии является создание условий по использованию нескольких направлений ведения бизнеса в рамках хозяйственно-экономической деятельности. Актуальность данной стратегии состоит в том, что при вариативности макроэкономической конъюнктуры одно из направлений должно обеспечить достижение итогового коммерческого успеха;

- стратегия интеграции. Триггером применения данной стратегии выступают перспективы получения синергетического эффекта по итогам коммерческой коммуникации в другими хозяйствующими субъектами на основе установления различной степени тесноты связей. Создание интеграционных объединений на том или ином хозяйственно-экономическом фундаменте существенно повышает как общую

эффективность функционирования интеграционной структуры, так и эффективность коммерческой деятельности каждого участника в отдельности.

Результаты исследования и выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что значимость стратегического управления носит многоаспектный характер. К числу наиболее актуальных аспектов функционирования системы стратегического менеджмента можно отнести высокую роль в обеспечении долгосрочной эффективности хозяйственно-экономической деятельности, снятии существенной степени неопределенности в долгосрочных перспективах функционирования предприятия, оптимизации использования ресурсного потенциала, достижении устойчивости на конкурентном рынке, согласовании текущего конкурентного положения и долгосрочных целей развития. В наиболее общем виде стратегическое управление представляет собой механизм выработки управленческих решений долгосрочного характера, основанный на емкой информационной базе, включающей в себя элементы диагностики внутренней среды и стратегического анализа внешних факторов. В существующей теории менеджмента выделяется несколько основных направлений классификации стратегий хозяйствующих субъектов, в том числе по функциональному признаку и с учетом их целевых характеристик. При этом проведение группировки стратегий экономического субъекта обладает существенным уровнем практической значимости, так как каждый вид стратегии имеет свои специфические черты и требует использования индивидуального подхода при выборе инструментов для обоснования ключевых параметров реализации.

Список источников

1. Попов С.А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для вузов / С.А. Попов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2021. 481 с.

2. Андрианова И.Д. Виды стратегий при стратегическом планировании и управлении / И.Д. Андрианова // Аспирант. 2019. №4 (46). С.15-18.

3. Балашова С.П. Управление организационными изменениями как условие стратегического развития компании / С.П. Балашова// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №3-1 (54).С.68-71.

4. Бутырева Е.А. Анализ реализации наступательной стратегии на примере торговой сети «Пятерочка» / Е.А. Бутырева // Экономика, политика, права: актуальные вопросы, тенденции и перспек-

тивы развития: сб. ст. V Междунар. научно-практ. конф. 2020. С.21-23.

5. Волгина С.В. Сравнительный анализ применения наступательных и оборонительных стратегий в бизнесе для сохранения конкурентного преимущества / С.В. Волгина, В.З. Байрамукова // Научный потенциал Высшей школы - будущему России: сб. матер. Всерос. научно-практ. конф. - Волгодонск, 2019. С.76-81.

6. Гуськова Н.Д. Особенности стратегического управления на предприятиях малого и среднего бизнеса / Н.Д. Гуськова, Д.В. Никитина // Управление качеством в образовании и промышленности: сб. ст. Всерос. научно-техн. конф. 2020. С.131-136.

7. Измайлов М.К. Разработка стратегии повышения уровня производственного потенциала предприятия / М.К. Измайлов // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. 2020. №2 (32). С.67-73.

8. Иншаков П.В. Разработка стратегии предприятия на основе выделения ключевых факторов успеха / П.В. Иншаков, Р.Г. Ян, А.Р. Денисенко // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. №6-3 (62). С.116-119.

9. Кулиева А. Сущность корпоративной стратегии на современном промышленном предприятии / А. Кулиева // Форум молодых ученых. 2021. №6 (58). С.438-442

10. Ланин А.С. Сущность и функции стратегии развития предприятия / А.С. Ланин // Вестник науки. 2020. Т.4. №12 (33). С.75-78

11. Левин А.А. Классификация стратегий развития компаний / А.А Левин // Скиф. 2019. №6 (34). С. 115-120

12. Морланг Д.А. Разработка стратегии развития предприятия / Д.А. Морланг // Студенческая наука - взгляд в будущее: сб. ст. - Красноярск, 2021. С.234-237

13. Павлюкова А.В. Разработка стратегии развития как инструмент повышения эффективности деятельности компании / А.В. Павлюкова // Заметки ученого. 2021. №5-1. С.546-550

14. Пономаренко О.М. Значение и сущность разработки стратегии для современного предприятия / О.М. Пономаренко // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сб. ст. 2020. С.65-70

15. Ремеслова В.А. Понятие, сущность и отличительные особенности наступательной и оборонительной стратегий / В.А. Ремеслова // Вестник современных исследований. 2018. №11.6 (26). С.294-296

16. Шиндина К.В. Теоретические основы разработки конкурентных стратегий предприятий / К.В. Шиндина // Оригинальные исследования. 2020. Т.10. №9. С.15-19

17. Ходыревская В.Н. Операционные стратегии как основа развития предприятия / В.Н. Ходыревская, Н.Ю. Сафонова // Актуальные аспекты обеспечения конкурентоспособности организаций в условиях перехода к цифровой экономике: сб. ст. -2019. С.201-204

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 01.12.2021; одобрена после рецензирования 15.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

Economy, Governance and Law Basis

№ 6 (31)

Original article

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE ROLE OF STRATEGIC MANAGEMENT IN ENSURING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION

Olga Nikolaevna Sezonova1, Lyudmila Alexandrovna Afanasyeva2

1 2 Kursk State University, Kursk, RF

1 sezonova_on@kursksu.ru

2 ala1909@yandex.ru

Annotation. The article presents the results of a study of theoretical and methodological aspects of improving the effectiveness of strategic management of an organization in a competitive environment. Based on the generalization of theoretical material, the paper reveals the essence and role of strategic management in ensuring the sustainable development of the organization.

Keywords: strategy, strategic management, sustainable development of the organization, classification of strategies

For citation: Sezonova O.N., Afanasyeva L.A. The role of strategic management in ensuring the sustainable development of the organization // Economy, Governance and Law Basis. 2021. № 6 (31). Q 39-45. doi:10.51608/23058641 2021 6 39.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 01.12.2021; approved after reviewing 15.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

© Sezonova O.N., Afanasyeva L.A., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.