ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2022 № 4(45), С. 101-116 GLOBAL NUCLEAR SAFETY
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ - ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ =
SAFETY CULTURE AND SOCIO-ECONOMIC ASPECTS DEVELOPMENT OF PLACEMENT TERRITORIES NUCLEAR INDUSTRY FACILITIES
УДК378.4 : 331.546 : 621.039 DOI10.26583/gns-2022-04-10 EDN JHPTVU
РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ ВУЗА В СЕРВИСНО-ИНФРАСТРУКТУРНОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ПРИСУТСТВИЯ ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ» НА ПРИМЕРЕ
ВИТИ НИЯУ ВИТИ
1 2 © 2022 Руденко Валентина Анатольевна , Привалова Наталия Федоровна ,
Томилин Сергей Алексеевич3, Попова Татьяна Сергеевна4
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл., Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6698-5469
2 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-6464-188 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8661-8386 4 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0554-2672
Аннотация. В работе рассматривается модель сервисно-инфраструктурного развития города Волгодонска, которая опирается на подход, учитывающий сложившийся на территории городской агломерации потенциал и направленный на более интенсивное использование имеющихся возможностей. В результате реализации Стратегии своего социально-экономического развития до 2030 года город Волгодонск должен стать городом научно-технической интеллигенции. И немаловажная роль в достижении этой миссии отводится Волгодонскому инженерно-техническому институту - филиалу НИЯУ МИФИ. Данный вуз рассматривается как драйвер «интеллектуального процветания» территории расположения предприятий ГК «Росатом». ВИТИ НИЯУ МИФИ транслирует на территории региона интересы НИЯУ МИФИ, как стратегического партнера ГК «Росатом» в сфере подготовки кадров. Стратегия развития ВИТИ НИЯУ МИФИ направлена на сохранение и приумножение достигнутых результатов с учетом современных трендов развития образования и устанавливает ключевые цели, задачи, конкретные направления, механизмы, обеспечивающие дальнейшее развитие института на современном этапе функционирования системы ВО.
Ключевые слова: Волгодонский инженерно-технический институт, драйверы развития высшего образования, атомная промышленность, энергетический комплекс, территория расположения АЭС, социально-экономическое развитие региона, инфраструктурные проекты, инфраструктурно-сервисный подход, образовательная организация, образовательный процесс, стратегия развития вуза.
Для цитирования: Руденко В.А., Привалова Н.Ф., Томилин С.А., Попова Т.С. Роль и значение стратегических инициатив ВИТИ НИЯУ МИФИ в сервисно-инфраструктурной модели развития городов присутствия Госкорпорации «Росатом» // Глобальная ядерная безопасность. - 2022. - № 4(45). - С. 101-116. http://dx.doi.org/10.26583/gns-2022-04-10.
Поступила в редакцию 09.09.2022 После доработки 15.11.2022 Принята к печати 21.11.2022
© Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2022
Для того чтобы понять сущность, осознать актуальность и значимость использования модели сервисно-инфраструктурного развития в стратегическом управлении территорией, стоит для начала разобраться в содержании категорий, входящих в состав такой модели. Под территориальной инфраструктурой принято понимать объект или систему, которые обеспечивают предоставление сервиса. Сервис, в свою очередь, - это услуга, удовлетворяющая отдельный запрос жителей той или иной территории.
Сервисно-инфраструктурный подход к развитию регионов и муниципальных образований опирается на потенциал территорий, направлен на интенсивное использование ими своих возможностей, основан на рассмотрении инфраструктуры сквозь призму человеческих потребностей. Именно под эти запросы должны быть предприняты попытки адаптировать территорию и ее инфраструктуру. Инфраструктура, физические объекты и городские пространства - это способ реализации потребностей жителей. То есть они являются инструментами достижения цели, а не самой целью. Зачастую сервисы способны удовлетворить запросы горожан гораздо быстрее и дешевле, чем имеющиеся на территории физические объекты. [1]
В России сейчас более полутысячи индустриальных городов, построенных еще в советское время, созданных для достижения целей плановой экономики, выполнения программ промышленного развития. Во многих из них наблюдаются все признаки кризиса - отток населения, обветшание жилья и инфраструктуры, сильное замедление темпов развития городской среды. Многие из этих городов небольшие, с населением от 5 тыс. до 100 тыс. человек. Из-за невысокой численности они не могут стать участниками нацпроектов по созданию социальных объектов, инфраструктуры, дорог, при этом вклад таких городов в бюджет государства в среднем в два раза превышает показатели по России. Формирование и апробация новой модели даст возможность значительно повысить качество жизни населения в таких городах и применять «точечный» подход к развитию каждой территории.
183 города (или каждый четвертый из этого списка) - это территории присутствия госкорпораций, научно-исследовательских институтов, крупнейших производственных комплексов - то есть города с высоким научным и технологическим потенциалом, вклад которых в валовой внутренний продукт около 20%. В этой связи многие «атомные» города вошли в пилотный проект по отработке так называемого сервисно-инфраструктурного подхода к городскому развитию. Волгодонская агломерация - не является исключением и, как город присутствия предприятий Госкорпорации «Росатом», при разработке стратегии своего развития тоже должна брать в расчет описываемую модель.
К разработке сервисно-инфраструктурной модели развития территорий были привлечены многие серьезные организации-эксперты (рис. 1).
Агентство стратегических инициатив (АСИ) ГК «Росатом» Общественная палата России Фонд «Центр стратегических разработок» (ЦСР)
Институт исследования и экспертизы ВЭБ.РФ Центр социального проектирования «Платформа» РАНХиГС Московская школа управления «Сколково»
Рисунок 1 - Субъекты, ответственные за разработку сервисно-инфраструктурной модели развития территорий [Entities are responsible to develop a service and infrastructure model of territorial development]
Сейчас подходы к городскому развитию в России основаны на двух принципах:
- подушевом, который предполагает объемы финансирования в зависимости от численности населения;
- пространственном, в соответствии с которым некоторые города объединяются в агломерации для достижения синергетического эффекта.
В рамках программы «Новая миссия городов», разработанной Агентством стратегических инициатив, предложено применить новый принципиальный подход -определять потенциал развития городов в зависимости от их социального и экономического профиля и применять адресный подход к развитию каждой конкретной территории.
Инфраструктурно-сервисный подход предполагает максимальное удовлетворение потребностей и запросов человека, а также создание условий для работы и жизни. Это программа развития города, учитывающая его вклад в подъем и процветание страны и достижение национальных целей вне зависимости от численности населения. Это не только вложение в новые инфраструктурные объекты и строительство новых квадратных метров, но и удовлетворение потребностей его жителей - привлечение и удержание человеческого ресурса за счет развития сервисов и «донастройки» над базисом существующей инфраструктуры.
Зачастую развитие сервисов способно удовлетворить запросы горожан гораздо быстрее и дешевле, чем строительство объектов инфраструктуры. Так, например, школа параллельно с выполнением образовательной функции может предоставлять окрестным жителям другие сервисы, например в области массового спорта, дополнительного образования и культурно-досуговых мероприятий для самой широкой аудитории. Таким образом, один капитальный объект может одновременно выполнять несколько функций и оказывать несколько сервисов для разных групп горожан. Такой подход позволяет отказаться от создания «городского мегапроекта» в пользу более точечных проектов, востребованных жителями. Этот подход применим ко многим направлениям в развитии социальной сферы и благоустройства территорий. Для реализации подобных проектов необходимо пересмотреть ряд ограничений в использовании инфраструктуры и изменить подход к управлению. В пилотных городах будет проведен комплексный анализ факторов, влияющих на местное самоуправление, разработан план реализации проектов и мероприятий, сформированы нормативно-правовые акты, определяющие механизмы и источники финансирования. [3]
В России сложившаяся инфраструктура производительных сил - наследник той модели, которая применялась при нескольких волнах индустриализации в Советском Союзе, то есть ресурс зачастую находится в городах, которые создавались как законченные циклы производства продукта. При этом, когда город строился, он сразу обеспечивался школами, больницами, домами культуры, театрами, парками - всем, что необходимо жителям. Сегодня, чтобы людям в городе жилось и работалось хорошо, нужны тысячи решений, которые делятся на несколько групп. Во-первых, это наличие качественной инфраструктуры, соответствующей современным запросам и потребностям. Если соответствия не будет, специалисты и их семьи не захотят жить в таком городе. Во-вторых, это социальные ресурсы, ресурсы отношений между людьми. Эта группа, как показывает практика и опыт, не менее важна, чем предыдущая. В-третьих, это управленческие ресурсы, компетенции, процедуры, наличие обратных связей, заложенных в систему управления.
Для компании, имеющей национальное значение, коими и являются предприятия ГК «Росатом», доступно влияние на каждую из этих трех составляющих. Как правило, подобные предприятия выполняют функцию, замещающую и дополняющую возможности органов власти и бюджетный ресурс для создания инфраструктурных решений в регионе. Проблема в том, что это не вписывается в существующую систему
законодательства, поэтому средства, заработанные компаниями, не всегда могут применяться для решения задач развития территорий.
Вся модель территориальной политики в стране сейчас ориентирована на рост и развитие агломераций. Но сегодня очень жестко встала задача по выработке новых правил, потому что старое монетарное правило - чем больше в городе живет людей, тем больше средств на его развитие выделяется - работать больше не будет. А если такое правило сохранится, то это приведет к существенному ухудшению условий жизни людей в тех малых городах, которые сегодня создают очень нужные компоненты и технологии, чей вклад в «общий котел» страны достаточно велик.
В связи с этим и появилась необходимость создания новой модели и методов расчета того, какие средства и на что должны быть направлены в города для обеспечения их развития - в сочетании с пониманием, что на территориях должны обеспечиваться не только инфраструктура, но и качество управления, и качество социальных процессов и явлений. И с пониманием того, что чем более интеллектуально развитый человеческий ресурс задействован в производстве, тем большее количество сервисов должно быть выстроено на территории.
В Методических рекомендациях Минэкономразвития РФ, отмечается, что стратегии развития отраслей экономики должны разрабатываться в том случае, если удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных критериев (рис. 2).
доходы федерального бюджета от рассматриваемой отрасли занимают/будут занимать в перспективе более 1% общего объема доходов
вклад отрасли в ВВП в перспективе более 1%
отрасль обеспечивает решение задач технологического развития
отрасль обеспечивает выпуск продукции, направленной на поддержание безопасности и обороноспособности России
отрасль в процессе изменений макроэкономической ситуации приобрела межотраслевой характер, и показатели этой отрасли оказывают существенное влияние на развитие смежных отраслей экономики
Рисунок 2 - Критерии, которым должны соответствовать отрасли, разрабатывающие стратегии своего развития [Criteria to be met by industries developing their development strategies]
Сфера образования, несомненно, соответствует требованиям, продиктованным Министерством экономического развития РФ, поэтому может и должна быть разработана стратегия развития данной отрасли. В результате трансформации системы высшего образования произошел переход высших заведений в конкурентную среду, что заставило вузы действовать в категориях эффективности и разрабатывать стратегическое видение собственного развития. Выбор стратегии вуза зависит от ряда внешних (рис. 3) и внутренних факторов (рис. 4).
Государственная политика в области образования. Политика государства (учредителя) накладывает внешние ограничения для деятельности образовательной организации. В отношении вузов проводятся процедуры государственной аккредитации, лицензирования, мониторинга
эффективности деятельности
У
Политика Минобрнауки РФ в отношении дифференциации и присвоения вузам разных статусов (федеральные, национальные исследовательские университеты, региональные опорные вузы). Таким образом, политика государства формулирует требования и целевые ориентиры, которые должны быть заложены при формировании стратегии вуза, чтобы обеспечить эффективность его
_функционирования.__
Спрос на образовательные услуги. Разработка стратегии вуза должна основываться на результатах анализа спроса на его образовательные услуги. Такой анализ позволяет определить востребованность образовательных программ и прочих услуг, оказываемых вузом, а также определить характеристики и потребности целевой аудитории - потребителей V_образовательных услуг.
Уровень конкуренции на рынке образовательных услуг. Вид стратегии, используемой образовательной организацией, во многом зависит от уровня рыночной конкуренции. Чем выше уровень конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, тем выше необходимость формулирования стратегии вуза, определения своих конкурентных преимуществ и ч_позиционирования в образовательном пространстве._
Место расположения вуза оказывает влияние на стратегию привлечения абитуриентов и преподавателей. Так, вузы, расположенные на приграничных территориях, получают возможность привлекать абитуриентов и работников из других регионов страны или из других государств, соответственно, они чаще будут выбирать стратегию по экспансии в соседние регионы.
Рисунок 3 - Внешние факторы, влияющие на стратегию развития вузов [External factors influencing
university development strategy]
У
Размер вуза. От размера вуза зависит возможность диверсификации его деятельности на несколько направлений. Так, при прочих равных условиях стратегии небольших вузов будут в большей мере сфокусированы на основном виде их деятельности, а стратегии крупных вузов могут быть ориентированы на ряд целевых показателей по разным видам деятельности.
Стадия развития вуза. Образовательная организация формулирует стратегические ориентиры, основываясь на располагаемых ресурсах. Поэтому стратегии вузов, находящихся на разных этапах жизненного цикла, будут отличаться степенью формализации, количеством и разнообразием
стратегических ориентиров.
Форма собственности вуза. Стратегия образовательной организации также зависит от того, является она государственной или нет. Так, говоря о государственных вузах, можно отметить, что для них существуют широкие возможности поддержки со стороны учредителя.
Л
Профиль и отрасль вуза. Данные факторы оказывают влияние на количество направлений деятельности и образовательных программ вуза, что, в свою очередь, находит отражение в стратегии
образовательной организации.
V_)
' N
Наличие конкурентных преимуществ (качество предоставляемых услуг, уровень квалификации
ППС, наличие современной материально-технической базы, наличие тесных связей с работодателями, удачное географическое расположение и др.). Позволяет вузу позиционировать себя в образовательном пространстве и сформулировать на этой основе стратегию.
Рисунок 4 - Внутренние факторы, влияющие на разработку стратегии развития вузов [Internal factors influencing the design of a university development strategy]
В качестве объекта исследования выступает уникальная территория расположения предприятий сразу четырех дивизионов ГК «Росатом»: город Волгодонск и Волгодонская агломерация. Город Волгодонск, расположенный в восточной части Донского региона, является образовательным центром, как минимум тринадцати районов Ростовской области, и по праву считается уникальным, претендуя на звание «Атомград XXI века». Стратегия социально-экономического развития города Волгодонска до 2030 года утверждена решением Волгодонской городской Думы от 06.12.2018 №77. Вице-губернатор Ростовской области Игорь Гуськов при обсуждении
данного документа процитировал А.П. Чехова: «Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее». И эта цитата, по сути, стала девизом концепции «Стратегии 2030». [7]
В результате реализации Стратегии развития Волгодонск должен стать городом научно-технической интеллигенции. И немаловажная роль в достижении этой миссии отводится Волгодонскому инженерно-техническому институту - филиалу НИЯУ МИФИ (далее - ВИТИ НИЯУ МИФИ, Институт). Данный вуз рассматривается как драйвер интеллектуального развития территории расположения объектов Госкорпорации «Росатом».
На рисунке 5 представлена система стратегического развития высшего образования страны, отражающая взаимосвязь разных уровней и место ВИТИ НИЯУ МИФИ в данной «системе координат».
Рисунок 5 - Место Стратегии ВИТИ НИЯУ МИФИ в системе стратегического развития российского образования [The place of VETI NRNU MEPhI Strategy in the system of strategic development of Russian
education]
При выявлении ключевых трендов для развития ВИТИ НИЯУ МИФИ, необходимо «просканировать» национальный и региональный (субъектный) уровни стратегического развития образования, а также не противоречить инициативам головного вуза в данном направлении. Недостаточный учет особенностей и закономерностей вышестоящих звеньев системы влечет неактуальность и неэффективность каждой нижестоящей стратегии, снижается ее ценность и прикладное значение.
ВИТИ НИЯУ МИФИ транслирует на территории региона интересы НИЯУ МИФИ как стратегического партнера ГК «Росатом» в сфере подготовки кадров. В Стратегии ГК «Росатом» зафиксировано, что деятельность этой Госкорпорации на % связана с внешними рынками. ГК «Росатом» позиционируется как глобальная корпорация, и задача НИЯУ МИФИ - обеспечить кадровое сопровождение всех её проектов, без исключения. Проекты эти разноуровневые: проектирование объектов (атомных станций, центров ядерной науки и технологий), различных сложных установок, например, опреснительных, основанных на использовании атомной энергии, и прочего. Этим определяется линейка необходимых кадров, которые должны быть профессионально подготовлены. [8]
В работе НИЯУ МИФИ и его филиалов (в том числе филиала, расположенного в городе Волгодонске) по кадровому обеспечению ГК «Росатом» большое количество разветвлений. Во-первых, вуз готовит российские кадры, которые будут работать на зарубежных объектах. Во-вторых, в системе НИЯУ МИФИ сейчас много филиалов в городах присутствия госкорпорации. Обычно это маленькие города, но именно там готовят людей, которые будут работать линейными инженерами. Всю эту линейку специалистов готовит большой регионально-распределённый университет НИЯУ МИФИ.
Но Институт призван удовлетворять не только кадровые потребности атомной отрасли, но и потребности личности, общества в качественном образовании, знаниях, результатах научно-технической деятельности и инновациях, эффективной подготовке отвечающих высоким профессиональным и этическим требованиям специалистов.
Стратегия развития ВИТИ НИЯУ МИФИ направлена на сохранение и приумножение достигнутых результатов с учетом современных трендов развития образования и устанавливает ключевые цели, задачи, конкретные направления, механизмы, обеспечивающие дальнейшее развитие института на современном этапе функционирования системы высшего образования. Стратегия разработана в соответствии с принципами системности и сбалансированности ключевых показателей деятельности института. В Стратегии ВИТИ НИЯУ МИФИ на 2022-2030 гг. определены [9]:
- стратегические ориентиры развития института (его миссия, цель и задачи по приоритетным стратегически значимым направлениям деятельности) с учетом трендов современного образования и основных вызовов предстоящего периода;
- целевая модель института, ориентированная на его опережающее развитие как образовательной организации, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных кадров для атомной отрасли;
- возможные ограничения и вызовы реализации стратегии и пути их преодоления или снижения;
- целевые индикаторы и показатели по стратегически значимым направлениям деятельности института.
Для закрепления статуса Института как структурного подразделения НИЯУ МИФИ, нацеленного на развитие высоких технологий и внедрение промышленных инноваций, трендсеттера по подготовке инженерных кадров новой формации, задачами ВИТИ НИЯУ МИФИ становятся:
- учет технологических и экономических трендов и запросов работодателей, на основе мониторинга профессий будущего;
- координация образовательной деятельности с работодателями;
- формирование образовательной модели, учитывающей специфику работы атомной и других высокотехнологичных отраслей;
- развитие системы мониторинга трудоустройства выпускников;
- популяризация инженерных профессий среди абитуриентов.
При разработке Стратегии развития ВИТИ НИЯУ МИФИ были учтены следующие основные изменения в системе высшего образования и секторе исследований и разработок в условиях перехода к модели экономики знаний [10]:
1. Высшее образование стало массовым, вузы готовят специалистов для всех секторов экономики, а не только для научной деятельности и преподавания в высшей школе. Это изменяет требования к уровню и содержанию основных профессиональных модулей, заставляет перейти от «знаниевой» модели к «компетентностной», с одновременным повышением требований к уровню надпрофессиональных компетенций.
2. Изменяется структура высшего образования. Для большинства направлений подготовки сокращается срок обучения по программам высшего образования (бакалавриат); магистратура остается востребованной в основном по направлениям, связанным с дальнейшей научной и исследовательской деятельностью; активно развивается система дополнительного образования, включая переориентацию значительной части магистерских программ в эту область.
3. В образовательный процесс активно внедряются новые технологии, в первую очередь, информационные и цифровые технологии, развиваются модели дистанционного образования, это существенно трансформирует существующий образовательный процесс, формирует новый педагогический дизайн. Образование
становится непрерывным процессом для человека на протяжении большей части его жизни.
4. Научно-исследовательская деятельность переходит на рыночные принципы. Во-первых, все виды финансирования требуют активной конкурентной борьбы, во-вторых, коммерческий или некоммерческий формат исследований определяется личной мотивацией ученого - желанием публикаций статей или патентованием и дальнейшей коммерциализацией.
5. Инженерно-конструкторские, технологические исследования и разработки проводятся в условиях постоянной конкуренции и существенной интенсификации деятельности. Постоянная конкуренция вынуждает бороться за лидерские позиции, что уже невозможно без создания профильных коммерческих структур или очень тесного взаимодействия с рыночными партнерами.
6. Институт становится реальным игроком в части комплексного пространственного развития города Волгодонска и региона.
В условиях существующих и потенциальных вызовов и угроз для российской науки и образования при определении направлений Стратегии развития ВИТИ НИЯУ МИФИ в основу была положена Программа «Приоритет - 2030» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3697-р). В ней, в частности, определены направления деятельности и ресурсы для обеспечения вклада института в достижение национальных целей развития РФ на период до 2030 года, а также для решения тех задач, которые ставит перед институтом НИЯУ МИФИ. Кроме того, в Стратегии развития обозначена степень участия ВИТИ НИЯУ МИФИ в социально-экономическом развитии города Волгодонска, Волгодонской агломерации и в целом Ростовской области.
В ходе реализации Стратегии ниже перечисленные слабые стороны ВИТИ НИЯУ МИФИ (часть из них обусловлена угрозами, поступающими из внешней среды) необходимо преодолеть и в перспективе рассматривать их уже как зоны развития:
- несбалансированность педагогических работников по профессиональным качествам и возрастным показателям, нехватка молодых высококвалифицированных кадров затрудняет модернизацию научно-образовательной сферы и активизацию инновационной деятельности;
- недостаточный уровень языковой подготовки части педагогических работников;
- недостаточно высокий уровень подготовки школьников для освоения образовательных программ ВО и СПО профильных для атомной отрасли;
- материальная, информационная и научно-исследовательская база требует дополнительных ресурсов для развития с целью решения задач предприятий-партнеров;
- высокий уровень требований к выпускникам со стороны отраслевых предприятий;
- недобросовестная конкуренция со стороны вузов региона.
Деятельность Института по реализации Стратегии развития будет направлена на достижение стратегической цели ВИТИ НИЯУ МИФИ на международном, национальном, региональном уровнях. Достижение задач отраслевого развития предусмотрено на каждом из обозначенных уровней.
На международном уровне:
- развитие и продвижение российского ядерного образования, российских атомных технологий, науки и культуры в странах-партнерах ГК «Росатом»;
- включенность в глобальный рынок образовательных услуг через развитие регионально-распределенного проекта - Ресурсного центра ГК «Росатом» - НИЯУ МИФИ в г. Волгодонске;
- содействие выполнению обязательств ГК «Росатом» в области обучения иностранных граждан;
- формирование и развитие конкурентоспособной системы экспорта образовательных программ сферы ядерной энергетики;
- расширение международного и межрегионального сотрудничества в области ядерного образования;
- обучение в Ресурсном центре специалистов зарубежных организаций, которые будут способствовать продвижению отечественных ядерных технологий на мировой рынок;
- содействие повышению конкурентоспособности российских вузов на международных энергетических и других высокотехнологичных рынках.
На национальном уровне:
- сотрудничество ВИТИ НИЯУ МИФИ с электроэнергетическим, машиностроительным, инжиниринговым и дивизионом по реализации программ в новой энергетике (ветроэнергетическим) ГК «Росатом» в области науки, инноваций и образования;
- расширение спектра направлений подготовки кадров в интересах ГК «Росатом», создание сетевых и программ дополнительного профессионального образования в интересах предприятий атомной отрасли;
- совершенствование системы прикладных исследований в интересах предприятий-партнеров ВИТИ НИЯУ МИФИ, на основе интеграции науки, образования и предприятий атомной отрасли для реализации полного цикла строительства, производства, монтажа и эксплуатации оборудования АЭС;
- поддержание безопасности и эксплуатационной надежности ядерных энергетических установок посредством внедрения в эксплуатационную практику ядерных энергетических объектов цифровых, информационных и ремонтных технологий, а также современных методов и средств оперативной технической диагностики;
- создание и развитие центра подготовки эксплуатационного персонала АЭС с реакторами ВВЭР и кадров для атомного машиностроения;
- разработка и внедрение в образовательный процесс моделей, обеспечивающих цифровую трансформацию и расширение возможностей практико-ориентированной подготовки;
- привлечение талантливой молодежи в Институт и обеспечение последующего «бесшовного» трудоустройства выпускников на предприятия ГК «Росатом».
На региональном уровне:
- укрепление позиции Института в области качественной подготовки специалистов для атомной энергетики, обеспечение высокого качества многоуровневой подготовки кадров на основе практико-ориентированного подхода;
- обеспечение адекватной реакции на текущие и перспективные потребности ГК «Росатом» и региональной экономики;
- развитие педагогического потенциала школ города и региона, реализация новых образовательных программ по педагогическим направлениям подготовки;
- совершенствование системы довузовской подготовки путем применения проектных и адаптивных форм работы со школьниками, интеграция в систему новых активностей, связанных с набором абитуриентов (Инженерная смена Юниоры AtomSkills, летняя школа «Юные атомщики», атомклассы, АШтСатр, Яндекс-лицей; физико-математическая школа и др.) на инновационных площадках (Атомный технопарк) [11].
В части механизмов участия в реализации национальных целей ВИТИ НИЯУ МИФИ определяет свои профессиональные задачи следующим образом:
- обеспечение доступа к качественному высшему образованию, развитие инновационного и социального потенциала регионов и отраслей за счет интеграции с региональными органами власти и организациями высшего образования региона;
- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
- создание новых программ практико-ориентированного и дуального обучения, интеграция образовательного процесса в реальную деятельность (бесшовная адаптация);
- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
- участие в формировании современной и безопасной цифровой образовательной среды для обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней города Волгодонска и Ростовской области;
- участие в формировании системы раннего выявления, поддержки и развития способностей детей и молодежи в естественно-научных и инженерно-технических областях, формировании развивающей среды для будущих инженеров;
- организация на базе факультета повышения квалификации Института переподготовки специалистов высокотехнологичных и наукоемких предприятий и организаций ГК «Росатом» и других партнеров ВИТИ НИЯУ МИФИ;
- создание системы непрерывного образования и ДПО, обеспечивающей сквозное обучение на всем цикле профессионального развития;
- изменение позиции ВИТИ НИЯУ МИФИ на территории, реализация задачи -стать драйвером социально-экономического развития г. Волгодонска и Волгодонской агломерации;
- обеспечение информационной и кадровой поддержки местных учреждений культуры, культурно-досуговых учреждений г. Волгодонска и Ростовской области в части проведения просветительских мероприятий научно-популярной тематики.
ВИТИ НИЯУ МИФИ ставит перед собой задачу дальнейшего развития Ростовской области как центра науки, инноваций, образования, развития социальной и культурной сферы, обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности не только данной территории, а также Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Решение поставленных задач развития будет осуществляться за счет стратегических направлений деятельности Института, включающих:
1. Обеспечение кадрового потенциала отрасли:
- гибкая адаптация образовательных программ и открытие новых направлений подготовки под новые бизнесы ГК «Росатом»;
- независимая оценка квалификации и сертификации выпускников;
- развитие международного Ресурсного центра ГК «Росатом» - НИЯУ МИФИ для практико-ориентированной подготовки иностранных и российских студентов НИЯУ МИФИ и консорциума опорных вузов ГК «Росатом»;
- раскрытие потенциала студентов через участие в профессиональных и карьерных мероприятиях;
- развитие системы отбора и привлечения талантливой молодежи в атомную отрасль.
2. Прикладные научные исследования в интересах ГК «Росатом»:
- разработка современных систем диагностики и мониторинга оборудования и систем с использованием цифровых технологий;
- диагностический мониторинг оборудования АЭС и оценка его остаточного ресурса;
- разработка виртуальных тренажеров для повышения качества подготовки специалистов атомной отрасли;
- создание Центра компетенций в области производственных технологий в машиностроении с образцовой образовательной фабрикой (Learning Factory).
3. Цифровая трансформация:
- создание Центра цифровых компетенций и трансфера инновационных проектов в образовании;
- персонализация и адаптивность программ обучения за счет внедрения образовательных ИТ;
- формирование единого безопасного информационного пространства.
4. Интеграция в социально-экономическое развитие Волгодонской агломерации воспроизводства и эффективного использования интеллектуального потенциала территории для повышения качества жизни. [12]
Стоит отметить, что Стратегия ВИТИ НИЯУ МИФИ ориентируется не только на сегодняшние потребности и запросы государства и бизнеса, но и учитывает опережающее развитие в условиях турбулентной среды. Это развитие будет построено на эффективном взаимодействии между человеком и созданными цифровыми технологиями. В этой связи для достижения стратегической цели развития в рамках Национальной программы «Цифровая экономика РФ» определены следующие задачи Института:
- проведение общего анализа «цифровой зрелости» Института на основе методики Министерства науки и высшего образования РФ;
- обучение участников процесса цифровой трансформации, расширение числа носителей цифровых компетенций, информационное продвижение цифровой культуры Института;
- формирование единой цифровой платформы управления сервисами и услугами Института, позволяющей структурировать данные из различных источников, предоставлять результат оказания услуги или сервиса преимущественно в электронном виде;
- интеграция цифровой платформы Института с НИЯУ МИФИ;
- обеспечение взаимодействия между собой различных информационных систем Института для отказа от дублирования и множественного ввода однотипных данных;
- обеспечение оперативного поступления данных необходимого уровня качества в информационные системы Института, в том числе в режиме реального времени;
- формирование у 100% обучающихся, АУП и НПР цифровых компетенций и их актуализация в соответствии с уровнем развития информационных технологий.
Трансформация процессов Института будет осуществляться в четырех направлениях: образование, исследования, управление и материально-техническое оснащение [13].
1. В области образования будут реализованы следующие аспекты цифровой трансформации:
- формирование единого информационного образовательного пространства;
- система планирования и разработки индивидуальной траектории обучения на основе сбора и анализа цифрового следа обучающегося;
- цифровая трансформация процессов профориентации и трудоустройства;
- разработка и реализация курсов дополнительного профессионального
образования по формированию цифровых компетенций;
- цифровая библиотека - единое автоматизированное библиотечное пространство с предоставлением доступа ко всем необходимым библиотечным ресурсам для всех студентов и преподавателей с любого персонального устройства;
- актуализация использования цифровых образовательных инструментов;
- расширение использования в образовательном процессе 3D моделей основного технологического оборудования и систем;
2. В области исследований - формирование сервисной платформы научных разработок.
3. В области управления Институтом будет продолжена комплексная цифровизация бизнес-процессов. Будут построены (актуализированы) информационные модели взаимодействия структурных подразделений с целью повышения качества и минимизации времени на управленческие решения. Получит продолжение развитие цифровой инфраструктуры посредством обновления технических средств и программного обеспечения, модернизации и расширения проводных и беспроводных сетей. Скоростной доступ к информационным ресурсам и сервисам будет обеспечен из любой точки Института с учетом обеспечения мер информационной безопасности.
4. В области материально-технического оснащения:
- опережающее развитие и модернизация лабораторной базы и ГГ-инфраструктуры с приоритетом внедрения новых технологий;
- использование ресурсов предприятий для практической подготовки обучающихся.
Выполнение заявленной в Стратегии развития Миссии Института и достижение поставленной стратегической цели и основных задач развития в значительной степени определяется состоянием материально-технической базы Института и, прежде всего, обеспеченностью и уровнем оснащения лабораторий необходимым оборудованием, его обновлением, наличием объектов социально-культурной инфраструктуры, используемых в социально-воспитательной работе.
В связи с этим, Институт, в рамках реализации Стратегии, определяет для себя следующую цель: системное обновление и модернизация материально-технической базы, обеспечивающее реализацию современных образовательных, воспитательных и научно-исследовательских технологий.
Основными задачами управления имущественным комплексом ВИТИ НИЯУ МИФИ являются:
1. Развитие инфраструктуры Института:
- создание современной и комфортной социальной среды для жизни и реализации творческого потенциала сотрудников и обучающихся ВИТИ НИЯУ МИФИ, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие инновационной инфраструктуры для организации образовательного процесса, проведения исследований и разработок;
- модернизация общежитий для обеспечения комфортного проживания обучающихся, в том числе иностранных граждан;
- формирование и выполнение программы модернизации аудиторного фонда Института с целью обеспечения возможности применения современных образовательных технологий.
2. Повышение уровня предоставляемых образовательных услуг, через обеспечение качества бытовых условий проживания в общежитиях, занятий физической культурой и спортом, санитарно-гигиенического и эстетического состояния аудиторий, лабораторий, мест общего пользования
3. Повышение уровня обеспечения безопасности:
- устройство проходных оборудованных системами контроля и управления доступа, металлодетекторами;
- капитальный ремонт систем видеонаблюдения корпусов Института и общежитий;
- создание единого пульта управления системами безопасности и оповещения о чрезвычайных ситуациях. [14]
Резюмируя можно сделать вывод, что стратегические инициативы ВИТИ НИЯУ МИФИ играют немалую роль в реализации сервисно-инфраструктурной модели развития города Волгодонска, как территории присутствия предприятий ГК «Росатом». Для закрепления статуса Института как структурного подразделения Национального исследовательского ядерного университета, нацеленного на развитие высоких технологий и внедрение промышленных инноваций, трендсеттера по подготовке инженерных кадров новой формации, задачами ВИТИ НИЯУ МИФИ становятся: учет технологических и экономических трендов и запросов работодателей, на основе мониторинга профессий будущего; координация образовательной деятельности с работодателями; формирование образовательной модели, учитывающей специфику работы атомной и других высокотехнологичных отраслей; развитие системы мониторинга трудоустройства выпускников; популяризация инженерных профессий среди абитуриентов [15]. При разработке Стратегии развития ВИТИ НИЯУ МИФИ учитываются основные изменения в системе высшего образования и секторе исследований и разработок в условиях перехода к модели экономики знаний. Определение Миссии, стратегической цели и целевой модели развития ВИТИ НИЯУ МИФИ, направлений развития, потенциальных «точек роста», основано также на анализе основных ресурсов и оценке потенциала города, внешних и внутренних факторов, местных особенностей, возможного вектора включения Института в процессы сервисно-инфраструктурного развития города и региона.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. АСИ и Росатом разрабатывают новый подход к развитию городов // Сайт Агентства стратегических инициатив. - URL: https://asi.ru/news/186768/ (дата обращения: 13.10.2022).
2. Главы территорий расположения АЭС, представители атомных станций и эксперты Фонда «АТР АЭС» обсудили новые подходы к развитию территорий на VI Форуме городов: новости отрасли. - URL : https://www.rosenergoatom.ru/zhurnalistam/novosti-otrasli/41517/ (дата обращения: 10.10.2022).
3. Коновалова, Т.А. Повышение эффективности экономического развития моно города стратегического значения : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Т.А. Коновалова. - Санкт-Петербург, 2013. - 24 с. - URL : https://www.dissercat.com/content/povyshenie-effektivnosti-ekonomicheskogo-razvitiyamonogoroda-strategicheskogo-znacheniya (дата обращения: 03.10.2022).
4. Методические рекомендации по подготовке стратегий развития отраслей экономики / Министерство экономического развития Российской Федерации https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/metodicheskie_rekomendacii_po_podgotovke_str ategiy_razvitiya_otrasley_ekonomiki.html (дата обращения: 03.10.2022).
5. Уланова, Г.В. Университет как драйвер экономического и социального развития региона (на примере Республики Калмыкия) / Г.В. Уланова // Новые технологии. - 2018. - № 1. - URL : https://newtechology.mkgtu.ru/jour/article/view/114/114 (дата обращения: 15.10.2022).
6. Чернышева, Т.Л. Университет как драйвер развития города / Т.Л. Чернышева // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 2. - С. 209-219. - URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/universitet-kak-drayver-razvitiya-goroda-t-l/viewer (дата обращения: 12.10.2022).
7. Стратегия социально-экономического развития города Волгодонска до 2030 года // Сайт Администрации города Волгодонска. - URL : http://volgodonskgorod.ru/investments/ strategicheskoe-planirovanie/ (дата обращения: 12.10.2022).
8. Руденко, В.А. Выстраивание партнерских отношений атомной отрасли с общественностью: история вопроса и перспективы развития / В.А. Руденко, Т.С. Попова, Ю.А. Евдошкина // Глобальная ядерная безопасность. - 2020. - № 2(35). - С. 131-141. - EDN WMRFMV.
9. Мукин, В.А. Концепция оптимизации регионального университета / В.А. Мукин, О.Ю. Ефремов // Современное образование. - 2018. - № 1. - С. 11-21. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-optimizatsii-regionalnogo-universiteta (дата обращения: 12.10.2022).
10. Грабельных, Т.И. Роль университета в развитии системы региональных взаимодействий: от универсальной научно-образовательной к экспертно-технологической модели / Т.И. Грабельных, Е.В. Лесниковская // Вестник университета. - 2017. - № 3. - С. 220-222. -URL : https://vestnik.guu.ru/jour/artide/view/665?locale=ru_RU (дата обращения: 12.10.2022).
11. Руденко, В.А. Инновационная модель профориентационной кооперации стейкхолдеров атомной отрасли на базе Волгодонского инженерно-технического института - филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» / В.А. Руденко, С.А. Томилин, А.В. Железнякова, Н.И. Лобковская // Глобальная ядерная безопасность. -2022. - № 3(44). - С. 73-85. - http://dx.doi.org/10.26583/gns-2022-03-07.
12. Заусаева, Я.Д. Атомные специалисты в структуре местных сообществ городов-спутников АЭС : Итоговый отчет о целевом использовании пожертвования / Я.Д. Заусаева. - Москва : Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники», 2015. - 69 с. - URL : https://khamovniky.ru/wp-content/uploads/6c372f58fd2d1a32f1a00102821c5e0b.pdf (дата обращения: 13.10.2022).
13. Лазаренко, В.А. Социальное развитие городов атомной электроэнергетики России / В. А. Лазаренко // Известия Российской академии наук. Серия географическая. - 2019. -№ 2. - С. 20-30. - URL : https://journals.eco-vector.com/2587-5566/article/view/12671
14. Калмыкова, Д.С. Экологическая безопасность атомной промышленности / Д. С. Калмыкова // Региональное развитие: экономика и социум. Взгляд молодых исследователей : Материалы симпозиума в рамках XVII (XLIX) Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Образование, наука, инновации - вклад молодых исследователей», Кемерово, 19-30 апреля 2022 года. Выпуск 23. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. - С. 65-68. - EDN BLOEJC.
15. Руденко, В.А. Профориентационная кооперация стейкхолдеров атомной отрасли / В.А. Руденко, С.А. Томилин, А.В. Железнякова, Н.И. Лобковская // Безопасность ядерной энергетики: тезисы докладов XVIII Международной научнопрактической конференции, 19 - 20 мая 2022 г. / НИЯУ МИФИ [и др.]. - Волгодонск : ВИТИ НИЯУ МИФИ, 2022. - С. 8284.
REFERENCES
[1] ASI i Rosatom razrabatyvayut novyj podhod k razvitiyu gorodov [SIA and Rosatom Develop a New Approach to Urban Development] Sajt Agentstva strategicheskih iniciativ [Strategic Initiative Agency website], https://asi.ru/news/186768/ (accessed 13.10.2022) (in Russian).
[2] Glavy territory raspolozheniya AES, predstaviteli atomnyh stancij i eksperty Fonda "ATR AES" obsudili novye podhody k razvitiyu territory na VI Forume gorodov: novosti otrasli [Heads of NPP Host Territories, Representatives of Nuclear Power Plants and Experts from the NPP Asia-Pacific Foundation Discussed New Approaches to Territorial Development at the VI Urban Forum: Industry News], https://www.rosenergoatom.ru/zhurnalistam/novosti-otrasli/41517/ (accessed 10.10.2022) (in Russian).
[3] Konovalova T.A. Povyshenie effektivnosti ekonomicheskogo razvitiya monogoroda strategicheskogo znacheniya: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata ekonomicheskih nauk [Improving the Efficiency of Economic Development in a Strategic Single-Industry Town: PhD thesis abstract in economics]. St. Petersburg. 2013. 24 p., https://www.dissercat.com/content/povyshenie-effektivnosti-ekonomicheskogo-razvitiyamonogoroda-strategicheskogo-znacheniya (accessed 03.10.2022) (in Russian).
[4] Metodicheskiye rekomendatsii po podgotovke strategiy razvitiya otrasley ekonomiki [Guidelines for the preparation of strategies for the development of sectors of the economy], Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Ministry of Economic Development of the Russian Federation], https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/metodicheskie_ rekomendacii_po_podgotovke_strategiy_razvitiya_otrasley_ekonomiki.html (accessed 03.10.2022) (in Russian).
[5] Ulanova G.V. Universitet kak drajver ekonomicheskogo i social'nogo razvitiya regiona (na primere Respubliki Kalmykiya) [The University as a Driver of Regional Economic and Social Development (Case Study of the Republic of Kalmykia)], Novye tekhnologii [New technologies], 2018, no. 1, https://newtechology.mkgtu.ru/jour/article/view/114/114 (accessed 15.10.2022) (in Russian).
[6] Chernysheva T.L. Universitet kak drajver razvitiya goroda [University as a Driver of Urban Development], Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie [Pedagogical Review], 2017, no. 2, pp. 209219, https://cyberleninka.ru/article/n/universitet-kak-drayver-razvitiya-goroda-t-l/viewer (accessed 12.10.2022) (in Russian).
[7] Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya goroda Volgodonska do 2030 goda [Volgodonsk Socio-Economic Development Strategy until 2030], Sajt Administracii goroda Volgodonska [Volgodonsk City Administration website], http://volgodonskgorod.ru/investments/ strategicheskoe-planirovanie/ (accessed 12.10.2022) (in Russian).
[8] Rudenko V.A. Vystraivanie partnerskih otnoshenij atomnoj otrasli s obshchestvennost'yu: istoriya voprosa i perspektivy razvitiya [Building Nuclear Public Partnerships: Background and
Perspectives] Global'naya yadernaya bezopasnost' [Global Nuclear Safety], 2020, no. 2(35), pp. 131-141, EDN WMRFMV (in Russian).
[9] Mukin V.A., Efremov O.Yu. Koncepciya optimizacii regional'nogo universiteta [Concept of Optimising a Regional University], Sovremennoe obrazovanie [Modern Education]. 2018, no. 1, pp. 11-21, https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-optimizatsii-regionalnogo-universiteta (accessed 12.10.2022) (in Russian).
[10] Grabel'nyh T.I., Lesnikovskaya E.V. Rol' universiteta v razvitii sistemy regional'nyh vzaimodejstvij: ot universal'noj nauchno-obrazovatel'noj k ekspertno-tekhnologicheskoj modeli [Role of University in Developing a System of Regional Interactions: from a Universal Science-Education to an Expert-Technology Model], Vestnik universiteta [University Press], 2017, no.3, pp. 220-222, https://vestnik.guu.ru/jour/article/view/665?locale=ru_RU (accessed 12.10.2022) (in Russian).
[11] Rudenko V.A., Tomilin S.A., Zheleznyakova A.V., Lobkovskaya N.I. Innovatsionnaya model' proforiyentatsionnoy kooperatsii steykkholderov atomnoy otrasli na baze Volgodonskogo inzhenerno-tekhnicheskogo instituta - filiala Natsional'nogo issledovatel'skogo yadernogo universiteta «MIFI» [Innovative Model of Vocational Cooperation of Stakeholders in the Nuclear Industry on the Basis of Volgodonsk Engineering Technical Institute the Branch of National Research Nuclear University «MEPhI»], Global'naya yadernaya bezopasnost' [Global nuclear safety], 2022, vol. 3(44), pp. 73-85, http://dx.doi.org/10.26583/gns-2022-03-07 (in Russian).
[12] Zausaeva YA.D. Atomnye specialisty v strukture mestnyh soobshchestv gorodov-sputnikov AES: Itogovyj otchet o celevom ispol'zovanii pozhertvovaniya [Nuclear Professionals in the Structure of Local Communities of the NPP Satellite Cities: Final Report on the Intended Use of the Donation]. Moskva: Fond podderzhki social'nyh issledovanij «Hamovniki» [Moscow: Khamovniki Social Research Support Foundation], 2015, 69 p., https://khamovniky.ru/wp-content/uploads/6c372f58fd2d1a32f1a00102821c5e0b.pdf (accessed 13.10.2022) (in Russian).
[13] Lazarenko V.A. Social'noe razvitie gorodov atomnoj elektroenergetiki Rossii [Social Development of Nuclear Power Cities in Russia], Izvestiya Rossijskoj akademii nauk. Seriya geograficheskaya [Proceedings of the Russian Academy of Sciences. Geographical Series], 2019, no. 2, pp. 20-30, https://journals.eco-vector.com/2587-5566/article/view/12671 (in Russian).
[14] Kalmykova D.S. Ekologicheskaya bezopasnost' atomnoj promyshlennosti [Environmental Safety of the Nuclear Industry], Regional'noe razvitie: ekonomika i socium. Vzglyad molodyh issledovatelej: Materialy simpoziuma v ramkah XVII (XLIX) Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov i molodyh uchenyh «Obrazovanie, nauka, innovacii - vklad molodyh issledovatelej», Kemerovo, 1930 aprelya 2022 goda. Vypusk 23 [Regional Development: Economy and Society. View of Young Researchers: Proceedings of the Symposium at the XVII (XLIX) International Scientific Conference of Students and Young Scientists "Education, Science, Innovation - the Contribution of Young Researchers", Kemerovo, April 19-30, 2022. Issue 23]. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj universitet [Kemerovo: Kemerovo State University], 2022, pp. 65-68, EDN BLOEJC (in Russian).
[15] Rudenko V.A., Tomilin S.A., Zheleznyakova A.V., Lobkovskaya N.I. Proforiyentatsionnaya kooperatsiya steykkholderov atomnoy otrasli [Career guidance cooperation of nuclear industry stakeholders], Bezopasnost' yadernoy energetiki: tezisy dokladov XVIII Mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii, 19 - 20 maya 2022 g., NIYAU MIFI (i dr.) [Safety of nuclear energy: abstracts of the XVIII International Scientific and Practical Conference, May 19-20, 2022, NRNU MEPhI (and others)]. Volgodonsk: VETI NRNU MEPhI, 2022. pp. 82-84 (in Russian).
Role of University Strategic Initiatives in Service and Infrastructure Model to Develop the City of State Corporation "Rosatom" Presence Using VETI NRNU MEPhI as an
Example.
1 2 © Valentina A. Rudenko1, Natalia F. Privalova2,
Sergey A. Tomilin3, Tatiana S. Popova4
Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI»,
Volgodonsk, Rostov region, Russia 1 [email protected]; ORCID iD: 0000-0002-6698-5469; WoSResearcher ID: B-7730-2016
[email protected]; ORCID iD: 0000-0002-6464-188 [email protected]; ORCID iD: 0000-0001-8661-8386; Wos Researher ID: G-3465-2017 4 [email protected], https://orcid.org/ 0000-0002-0554-2672
Received by the editorial office on 09/09/2022 After revision on 11/15/2022 Accepted for publication on 11/21/2022
Abstract. The paper considers the model of service and infrastructure development of the city of Volgodonsk which is based on the approach that takes into account the existing potential in the territory of the urban agglomeration and is aimed at a more intensive use of available opportunities. As a result of the implementation of the Strategy of its socio-economic development until 2030, the city of Volgodonsk should become a city of scientific and technical intellectuals. And an important role in achieving this mission is assigned to the Volgodonsk Engineering and Technical Institute (branch of MEPhI). This university is considered as a driver of "intellectual prosperity" of the Rostov NPP location. VITI MEPhI translates in the region the interests of MEPhI as a strategic partner of SC "Rosatom" in the field of personnel training. The development strategy of VITI MEPhI is aimed at preservation and multiplication of the achieved results taking into account modern trends of education development and establishes key objectives, tasks, specific directions, mechanisms ensuring further development of the Institute at the present stage of functioning of the system of higher professional education.
Keywords: Volgodonsk Engineering Technical Institute, higher education development drivers, nuclear industry, energy complex, NPP site, socio-economic development of the region, infrastructure projects, infrastructure-service approach, educational organization, educational process, university development strategy.
For citation: Rudenko V.A., Privalova N.F., Tomilin S.A., Popova T.S. Role of VETI NRNU MEPhI Strategic Initiatives in Service and Infrastructure Model to Develop the City of State Corporation Rosatom Presence // Global Nuclear Safety. 2022. No.4(45). P. 101-116 http://dx.doi.org/10.26583/gns-2022-04-10