Научная статья на тему 'Место образовательных организаций высшего образования в стратегии обеспечения экономической безопасности государства и бизнеса'

Место образовательных организаций высшего образования в стратегии обеспечения экономической безопасности государства и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / SOFT-SKILLS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ECONOMIC SECURITY / COMPETENCIES / INTERACTION / ENTERPRISES / ECONOMIC EFFICIENCY / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агапова С. П., Ефименко Н. А., Лобковская Н. И., Рогачева Ж. С., Ухалина И. А.

Актуальность работы обусловлена ответственностью образовательных организаций высшего образования в формировании высокопрофессионального кадрового потенциала страны. В статье определена роль и значение современного вузовского образования в стратегии обеспечения экономической безопасности государства и бизнеса. Обозначены задачи вуза в рамках двух основных направлений развития практико-ориентированной подготовки и технологического прорыва. Междисциплинарность отмечается как фактор экономической эффективности технологических стартапов. Приведен кейс реализации стратегии развития ВИТИ НИЯУ МИФИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агапова С. П., Ефименко Н. А., Лобковская Н. И., Рогачева Ж. С., Ухалина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place of Higher Education Organizations in the State and Business Economic Security Strategy

The relevance of the work is due to the responsibility of higher education institutions in the formation of highly professional human resources of the country. The article defines the role and importance of modern university education in the strategy of providing the economic security of the state and business. The objectives of the university are outlined in the framework of two main areas of development practice-oriented preparation and technological breakthrough. Interdisciplinarity is noted as a factor in the economic efficiency of technology startups. A case study of the development strategy of VETI NRNU MEPhI is given.

Текст научной работы на тему «Место образовательных организаций высшего образования в стратегии обеспечения экономической безопасности государства и бизнеса»

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ И _ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _

ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

УДК 378:351.862.6

МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И

БИЗНЕСА

© 2019 С.П. Агапова, Н.А. Ефименко, Н.И. Лобковская, Ж.С. Рогачева,

И.А. Ухалина

Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл., Россия

Актуальность работы обусловлена ответственностью образовательных организаций высшего образования в формировании высокопрофессионального кадрового потенциала страны. В статье определена роль и значение современного вузовского образования в стратегии обеспечения экономической безопасности государства и бизнеса. Обозначены задачи вуза в рамках двух основных направлений развития - практико-ориентированной подготовки и технологического прорыва. Междисциплинарность отмечается как фактор экономической эффективности технологических стартапов. Приведен кейс реализации стратегии развития ВИТИ НИЯУ МИФИ.

Ключевые слова: экономическая безопасность, компетенции, soft-skills, взаимодействие, предприятия, экономическая эффективность, образовательная организация.

Поступила в редакцию 28.08.2019 После доработки 02.09.2019 Принята к публикации 04.09.2019

Роль и значение современного вузовского образования в стратегии обеспечения экономической безопасности государства и бизнеса сложно переоценить. Формирование системы компетенций у будущего специалиста, отвечающей потребностям развития бизнеса в условиях жесткой конкуренции - задача сложная и требующая осуществления серьезных организационных изменений в образовательных организациях.

Проблема низкого уровня образования достаточно серьезно влияет на безопасность, т.к. более половины респондентов отметили ее как важную. В новой редакции стратегии экономической безопасности Российской Федерации, принятой Указом Президента РФ № 208 от 13 мая 2017 года предусмотрено развитие человеческого потенциала, как одного из направлений обеспечения экономической безопасности, основными задачами которого являются:

- совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;

- развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

- развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;

© Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2019

- профессиональная ориентация граждан;

- снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения;

- содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов;

- совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды [ 1].

Решение указанных задач должно начинаться в образовательных организациях, готовящих специалистов по заданным работодателями компетенциям. В структуру компетентностной модели должны быть органично вплетены ценности, формирующие высокий уровень этики и культуры профессиональной деятельности, частным проявлением которой является культура экономической безопасности [2].

В рамках основного вектора социально-экономического развития государства высшее образование должно развиваться по двум важнейшим стратегическим направлениям: концентрация на практико-ориентированной подготовке и обеспечение технологического прорыва.

Первое направление - это практико-ориентированная подготовка кадров под конкретные требования предприятий-работодателей. В связи с этим недостаточно просто согласовывать компетентностью модели, рабочие учебные планы и т.п. Тесное взаимодействие с предприятиями-партнерами должно лечь в основу выработки такой стратегии обучения, которая позволит через 4-5 лет обучения сформировать у молодого специалиста навыки для обеспечения инновационного развития предприятия (навыки soft-skills, «надпрофессиональные» компетенции), а также даст возможность максимально быстро адаптироваться в профессиональной среде, сводя тем самым риски предприятия к минимуму. Эффективными инструментами здесь могут стать: корректировка дисциплин по выбору, практика на предприятиях, привлечение сотрудников предприятий к чтению курсов, ранняя профессиональная ориентация при обязательном участии предприятий, - в тех форматах, которые воспринимаются «поколением Z», наиболее адаптированным к современной технологической среде. Исследования инструментов формирования указанных компетенций, проблемы и перспективы разработки и применения новых стратегий развития образовательных организаций высшего образования на современном этапе получили достаточно широкое распространение [3-10, 12-14].

Второе направление развития образовательных организаций - это то, что было отмечено Президентом РФ на Российском Совете Ректоров - «растущий вклад высшей школы в науку, в создание новых технологий, в реализацию и обеспечение квалифицированными кадрами проектов самого разного уровня: от общенациональных до региональных и муниципальных» [9].

Сегодня перед вузами нового поколения (3.0) стоят задачи взаимодействия с новыми трендами: университетским (экономика знаний), технологическим (научный фронтир), экономическим (коммерциализация инноваций) и социокультурным (интегратор в обществе). Одной из важнейших задач вуза является инициация новых научно-исследовательских проектов. Инструментами может служить создание научных групп, коллективов, в том числе на основе сетевого межвузовского взаимодействия, того же сотрудничества с предприятиями для выполнения заказов на научно-исследовательские работы, подготовки дипломных проектов в формате бизнес-планов реальных и востребованных проектов, например, при соруководстве выпускными квалификационными работами сотрудниками предприятий.

Экономической эффективности инновационных стартапов как потенциальных успешных высокотехнологичных компания будет способствовать их «выращивание» в вузах. Это позволит и корпоративному, и образовательному секторам наиболее полно

отвечать на вызовы реальной экономики, оставаться конкурентоспособными в долгосрочной перспективе и создавать основу технологического прорыва российской экономики.

Одним их эффективных внутривузовских инструментов может стать развитие междисциплинарных и мультидисциплинарных форматов обучения и научно-исследовательской деятельности (рис. 1), поскольку они:

- больше связаны с проблемами реального мира, которые по своей сути также междисциплинарны и их решение не может укладываться в рамки одно учебной дисциплины;

- дают больше научных открытий, чем монодисциплинарные;

- позволяют сгладить некоторые проблемы «образовательной трубы»;

- развивают сетевое взаимодействие и академическую мобильность, позволяя преодолевать «туземность» науки.

Дисциплинарные исследования

Рисунок 1 - Области междисциплинарных и мультидисциплинарных исследований [Areas of cross-

disciplinary and multidisciplinary research]

Университетский менеджмент стремится развивать междисциплинарные исследования в связи с тем, что они больше всего отвечают проблемам современного мира, и, следовательно, позволяют готовить специалистов, ориентирующихся в актуальных вопросах своей профессиональной области. Именно поэтому, междисциплинарные исследования дают больше научных открытий, чем монодисциплинарные - решение той или иной научной задачи редко укладывается в рамки одной дисциплины, кода в паспорте научных специальностей. Данное утверждение не требует излишнего обоснования. Междисциплинарность

прослеживается в новых образовательных программах, сферах прикладных научно-исследовательских работ.

Анализу этой проблемы посвящено множество научных публикаций, выступлений на конференциях, семинарах. Однако, например, диссертации «на стыке» почему-то до сих пор не приветствуются диссертационными советами, а также продолжает сохраняться неэффективная, неактуальная дисциплинарная структура во многих российских университетах.

Междисциплинарные исследования можно развивать с помощью изменения организационной структуры университета, реорганизуя и/или создавая новые подразделения, отделы, департаменты, кафедры. Эти подразделения выполняют ряд значимых функций в университете: «вынимают» научно-педагогических работников из привычных дисциплинарных коллективов и заставляют их работать над междисциплинарными проблемами; позволяют постепенно институализировать новые для университета дисциплинарные направления, выделяя его на фоне конкурентов; создают площадку для коммуникации между различными дисциплинарными подразделениями.

Предлагаем рассмотреть проект междисциплинарной институции на примере кейса Волгодонского инженерно-технического института-филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (далее - ВИТИ НИЯУМИФИ). Согласно укреплению и развитию брендов, рассмотренных в [10], можно предложить создание научно-образовательного центра «Глобальная ядерная безопасность» на основе сетевого взаимодействия с другими филиалами в структуре вуза, осуществляющими подготовку для ядерного энергетического комплекса. Уникальность данной институции будет заключаться в подготовке T-shaped специалистов для ядерного энергетического комплекса за счет интеграции существующих брендов, а также развития сетевого взаимодействия с другими филиалами вуза, а также структурными подразделениями головной площадки (визитирующая профессура, центры коллективного пользования и т.п.). Целью создания данного центра будет создание современной, актуальной и гибкой системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для ядерного энергетического комплекса и регионального промышленного кластера, а также формирование эффективной инновационной системы и реализации высокотехнологичных проектов для атомной отрасли на основе научно-образовательного и инновационного потенциала. Наиболее адаптивный тип междисциплинарности в данном примере - это мультидисциплинарность как использование нескольких дисциплин для исследования одной проблемы. Например, при подготовке инновационного решения в формате стартапа этот подход очень эффективен.

Междисциплинарность в целом лежит в основе проектного подхода. Действительно, любая идея требует обоснования не только с технической, но и с экономической точек зрения. Только тогда она заинтересует потенциального инвестора и может быть реализована. И только в совместной работе над проектом коллектив может достичь того необходимого согласия, о котором говорил Иван Бортник, советник генерального директора Фонда содействия инновациям: "Россияне знают все механизмы инновационного развития экономики, даже запустили их в действие, но необходимого темпа инновационного развития экономики нет и, похоже, не будет, так как между ними нет согласия» [11].

По мнению экс-главы Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», С.В. Кириенко, отрасли требуется экономика технических решений. Поэтому одна из задач организации проектного подхода - дать инженерам понимание экономической составляющей их деятельности. Каждое рационализаторское

предложение, конструкторская идея должна находить экономическое обоснование, приносить экономию или прибыль предприятию.

Реализация выбранного курса на инновационное развитие и эффективную практико-ориентированную подготовку в ВИТИ НИЯУ МИФИ осуществляется путем выстраивания эффективных форм взаимодействия с другими структурными подразделениями НИЯУ МИФИ, со стратегическими академическими единицами как центрами фундаментальных и прикладных исследований. Перспективные направления развития вуза, призванные реагировать на внешние факторы, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Перспективы развития ВИТИ НИЯУ МИФИ в рамках мультикампусного университета [Prospects of the VETI NRNU MEPhI development in the framework of a multi-campus university]

Факторы Планируемые мероприятия

Регионально -дивизиональная структура ГК «Росатом» Гибкая адаптация образовательных программ в соответствии с потребностями стейкхолдеров

Стратегия горизонтальной диверсификации формирования территориально-распределенной сети обучения ГК «Росатом» Участие мультикампусного университета в решении задач практико-ориентированной подготовки на профильных предприятиях зарубежных студентов и преподавателей вузов стран-партнеров ГК «Росатом»

Цифровизация образования и экономики ■ Увеличение числа МООС-курсов, размещаемых в единой распределенной базе данных ■ Создание «динамических блоков МООС-курсов» (в соответствие с изменениями запросов конкретных предприятий) ■ Формирование кастомизированных образовательных модулей за счет кроссфукнционального и кроссдисциплинарного взаимодействия субъектов мультикампусного университета

Развитие движения WorШSkШs/AtomSkШs ■ Внедрение и развитие гибких образовательных технологий с использованием методик WorldSkШs для сокращения адаптационного периода выпускников на предприятиях ГК «Росатом» ■ Формирование пула экспертов из числа преподавателей мультикампусного университета с целью распространения передовых образовательных технологий ■ Привлечение экспертов-работодателей к проведению общественно-профессиональной аккредитации основных образовательных программ

Усиление роли и повышения статуса вуза в социально -экономическом развитии территории ■ Формирование комфортной образовательной среды для инновационной и креативной деятельности студентов с целью подготовки специалистов нового типа для атомной энергетики ■ Интеграция филиала в стратегию ГК «Росатом» по развитию «атомных городов» ■ Профориентационная работа с целью поэтапного формирования профессионального самоопределения ■ Участие в стратегическом развитии территории через взаимодействие с предприятиями-работодателями

Разработанные направления развития взаимодействия вуза с предприятиями станут основой эффективной подготовки специалистов, отвечающих требованиям экономической безопасности бизнеса и государства в современной нестабильной внешней среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». - URL : https://rg.ru/2017/05/15/prezident-ukaz208-site-dok.html.

2. Головко, М. В. Культура экономической безопасности как основной принцип разработки корпоративной политики противодействия теневым трансакциям (на примере предприятий

ГК «Росатом») / М. В. Головко, В.А. Плотников // Безопасность ядерной энергетики: тезисы докладов XV Международной научно-практической конференции, 06-07 июня 2019 г., ВИТИ НИЯУ МИФИ. - Волгодонск : [б. и.], 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD)

3. Плаксий, С. И. Стратегия развития российских вузов / С. И. Плаксий // Высшее образование XXI века. - 2006. - № 4. - С. 15-22.

4. Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты / под редакцией Т. Л. Клячко. - Москва, 2002. - 220 с.

5. Кехян, М. Г. Необходимость разработки стратегии инновационного развития вуза в условиях инновационной экономики // Наука, техника и образование. - 2015. - № 7 (13). - С. 59-61.

6. Беляева, Г. Д. Стратегические приоритеты развития вуза в составе инновационного кластера / Г. Д. Беляева, А. Б. Макарец, Г. А. Федоренко // Управление экономическими системами. -2013. - № 3.

7. Ворошилова, Л. Л. Инновации и конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг / Л. Л. Ворошилова // Российское предпринимательство. - 2002. - № 11 (35). - С. 76-81.

8. Берегова, Г. М. Стратегия развития инновационной образовательной деятельности высших учебных заведений / Г. М. Берегова, Ю. Ю. Милова // Вестник ИрГТУ. - 2014. - № 11 (94). -С. 265-270.

9. Щербаков, В. П. Высшее образование в инновационном развитии Иркутской области /

B. П. Щербаков // Инновационный педагогический, методический, информационный, дидактический журнал. - 2010. - № 4 (9). - С. 33-35.

10. Университет в современном обществе: стратегия инновационного развития: коллективная монография / Г.И. Лазарев [и др.]. - Владивосток : Издательство ВГУЭС, 2011. - 308 с.

11. Стенографический отчёт о пленарном заседании съезда Российского союза ректоров (выступление Путина В. В.). - URL : www.profcom.istu.ru/prof/files/30.04.2018_putin_na_ sezde_rektorov.doc (дата обращения: 24.05.2019).

12. Лобковская, Н.И. Особенности проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института / Н.И. Лобковская, А.В. Железнякова, Ю.А. Евдошкина // Современное образование. - 2017. - № 2. - URL : https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23278DOI: 10.25136/2409-8736.2017.2.23278

13. Руденко, В. А. К вопросу об эффективных практиках подготовки кадров для реализации экспортоориентированной стратегии ГК «Росатом» / В. А. Руденко, М. В. Головко, Ю. А. Евдошкина, Н. П. Василенко // Глобальная ядерная безопасность. - 2019. - № 1 (30). -

C. 124-135.

14. Магомедбеков, Г. У.Разработка и применение инновационной прогнозной модели экономического развития региона / Г. У. Магомедбеков, М. М. Амирова, З. К. Пайзуллаева // Фундаментальные исследования. - 2016. - №1. - URL : https://fundamental-research.ru/pdf/2016/11-5/41298.pdf (дата обращения: 24.0.2019).

REFERENCES

[1] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13 maya 2017 goda №208 «O Strategii e'konomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [Presidential Decree No. 208 of 13 May 2017 The Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030]. URL : https://rg.ru/2017/05/15/prezident-ukaz208-site-dok.html (in Russian).

[2] Golovko M.V. Plotnikov V.A. KuTtura e'konomicheskoj bezopasnosti kak osnovnoj princip razrabotki korporativnoj politiki protivodejstviya tenevym transakciyam (na primere predpriyatij GK «Rosatom») [Culture of Economic Security as the Basic Principle of Formulating Corporate Policy of Combating the Informal Transactions (on the Example of the Rosatom Enterprises)]. Bezopasnost yadernoj e'nergetiki: tezisy' dokladov XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 06-07 iyunya 2019 g., VITI NIYaU MIFI. - Volgodonsk : [b. i.], 2019. - 1 e'lektron. opt. disk (CD) [Nuclear Energy Safety: abstracts of XV International Scientific-Practical Conference, 06-07 June 2019, VETI NRNU MEPhI. Volgodonsk: [B. I.], 2019. 1 CD)] (in Russian).

[3] Plaksij S.I. Strategiya razvitiya rossijskix vuzov [The Development Strategy of Russian Universities]. Vy'sshee obrazovanie XXI veka [Higher Education of the XXI Century.]. 2006. № 4. P. 15-22 (in Russian).

[4] Strategii adaptacii vy'sshix uchebnyx zavedenij: e'konomicheskij i sociologicheskij aspekty' [Adaptation strategies of higher educational institutions: economic and sociological aspects]. Pod redakciej T.L. Klyachko [Edited by T.L. Klyachko]. Moskva [Moscow]. 2002. 220 p. (in Russian).

[5] Kexyan M.G. Neobxodimost razrabotki strategii innovacionnogo razvitiya vuza v usloviyax innovacionnoj e'konomiki [The Need to Develop a Strategy for Innovative Development of the

University in Innovative Economy]. Nauka, texnika i obrazovanie [Science, Technology and Education]. 2015. № 7 (13). P. 59-61 (in Russian).

[6] Belyaeva G.D., Makarecz A.B., Fedorenko G.A. Strategicheskie prioritety' razvitiya vuza v sostave innovacionnogo klastera [The Strategic Priorities of the University as Part of Innovation Cluster]. Upravlenie e'konomicheskimi sistemami [Management of Economic Systems]. 2013. № 3 (in Russian).

[7] Voroshilova L.L. Innovacii i konkurentosposobnost' vuza na ry'nke obrazovatel'ny'x uslug [Innovation and Competitiveness of the University in the Market of Educational Services]. Rossijskoe predprinimateFstvo [Russian Business]. 2002. № 11 (35). P. 76-81 (in Russian).

[8] Beregova G.M., Milova Yu.Yu. Strategiya razvitiya innovacionnoj obrazovatel'noj deyatel'nosti vy'sshix uchebny'x zavedenij [The Development Strategy of Educational Activities of Higher Educational Institutions]. Vestnik IrGTU [Vestnik IrSTU]. 2014. № 11 (94). P. 265-270 (in Russian).

[9] Shherbakov V.P. Vy'sshee obrazovanie v innovacionnom razvitii Irkutskoj oblasti [Higher Education in Innovative Development of Irkutsk Region]. Innovacionny'j pedagogicheskij, metodicheskij, informacionny'j, didakticheskij zhurnal [Innovative Pedagogical, Methodical, Informational, Didactic Journal]. 2010. № 4 (9). P. 33-35 (in Russian).

[10] Universitet v sovremennom obshhestve: strategiya innovacionnogo razvitiya: kollektivnaya monografiya. Lazarev G.I. [i dr.]. Vladivostok: Izdatel'stvo VGUE'S [University in Modern Society: Strategy of Innovative Development: collective monograph. Lazarev G. I. [et al.]. Vladivostok: VGUES Publishing House]. 2011. 308 p. (in Russian).

[11] Stenograficheskij otchyot o plenarnom zasedanii s''ezda Rossijskogo soyuza rektorov (vy'stuplenie Putina V.V.) [Verbatim Report on the Plenary Session of the Russian Union Congress of Rectors (speech by Putin V. V.)]. URL: www.profcom.istu.ru/prof/files/30.04.2018_putin_na_sezde _rektorov.doc - 24.05.2019 (in Russian).

[12] Lobkovskaya N.I., Zheleznyakova A.V., Evdoshkina Yu.A. Osobennosti proektirovaniya vospitatel'nogo processa v usloviyax social'no-obrazovatel'nogo prostranstva texnicheskogo institute [Design features of educational process in conditions of a socio-educational space of a technical Institute]. Sovremennoe obrazovanie [Modern education]. 2017. № 2. DOI: 10.25136/2409-8736.2017.2.23278 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23278 (in Russian).

[13] Rudenko V.A., Golovko M.V., Evdoshkina Yu.A., Vasilenko N.P. K voprosu ob e'ffektivny'x praktikax podgotovki kadrov dlya realizacii eksportoorientirovannoj strategii GK «Rosatom» [Issue of Effective Training Practices for the Implementation of the Export-Oriented Strategy of Rosatom Group]. Global'naya yadernaya bezopasnost' [Global nuclear safety]. 2019. № 1 (30). P. 124-135 (in Russian).

[14] Magomedbekov G.U., Amirova M.M., Pajzullaeva Z.K. Razrabotka i primenenie innovacionnoj prognoznoj modeli e'konomicheskogo razvitiya regiona [Development and Application of Innovative Forecast Model of Economic Development of the Region]. Fundamental'ny'e issledovaniya [Fundamental Study]. 2016. № 1. URL : https://fundamental-research.ru/pdf/2016/11-5/41298.pdf - 24.0.2019 (in Russian).

Place of Higher Education Organizations in the State and Business Economic Security

Strategy

S.P. Agapova1, N.A. Efimenko2, N.I. Lobkovskaya3, J.S. Rogacheva 4, I.A. Ukhalina 5

Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University "MEPhI",Lenin St., 73/94, Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360

1 ORCID iD: 0000-0002-8484-2912 WoS Researcher ID: E-4842-2017

e-mail: [email protected]

2 ORCID iD: 0000-0001-8113-6759 WoS Researcher ID: E-3439-2017

e-mail: [email protected] 3ORCID iD: 0000-0002-0297-5800 WoS Researcher ID: O-3879-2018 e-mail: [email protected]

4ORCID iD: 0000-0002-3363-2691

e-mail: [email protected] 5ORCID iD: 0000-0002-1928-7510 WoS Researcher ID: E-3153-2017 e-mail: [email protected] Abstract - The relevance of the work is due to the responsibility of higher education institutions in the formation of highly professional human resources of the country. The article defines the role and importance of modern university education in the strategy of providing the economic security of the state and business. The objectives of the university are outlined in the framework of two main areas of development - practice-oriented preparation and technological breakthrough. Interdisciplinarity is noted as a factor in the economic efficiency of technology startups. A case study of the development strategy of VETI NRNU MEPhI is given.

Keywords: economic security, competencies, soft-skills, interaction, enterprises, economic efficiency, educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.