Научная статья на тему 'Роль страховых медицинских организаций в управлении качеством медицинской помощи'

Роль страховых медицинских организаций в управлении качеством медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
867
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / NON-DEPARTMENTAL CONTROL / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / HEALTH CARE QUALITY / СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / HEALTH INSURANCE ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сисигина Наталья Николаевна, Мельникова Любовь Сергеевна, Назаров Владимир Станиславович

В статье рассматриваются особенности участия страховых медицинских организаций в управлении качеством медицинской помощи. Особое внимание уделено правовым проблемам организации управления качеством в современной российской системе здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сисигина Наталья Николаевна, Мельникова Любовь Сергеевна, Назаров Владимир Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Health Insurance Organizations in Health Care Quality Management

The article deals with the special aspects of health insurance organizations’ participation in health quality management. Special attention is paid to legal issues concerning health quality management in contemporary Russian healthcare system.

Текст научной работы на тему «Роль страховых медицинских организаций в управлении качеством медицинской помощи»

Роль страховых медицинских организаций в управлении качеством медицинской помощи

Н. Н. Сисигина1, 2, Л. С. Мельникова1, В. С. Назаров1

1 Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Москва, Россия

2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия

В статье рассматриваются особенности участия страховых медицинских организаций в управлении качеством медицинской помощи. Особое внимание уделено правовым проблемам организации управления качеством в современной российской системе здравоохранения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вневедомственный контроль, качество медицинской помощи, страховая медицинская организация.

The Role of Health Insurance Organizations in Health Care Quality Management

N. N. Sisigina1, 2, L. S. Melnikova1, V. S. Nazarov1

1 Financial Scientific Research Institute at the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia

2 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

The article deals with the special aspects of health insurance organizations' participation in health quality management. Special attention is paid to legal issues concerning health quality management in contemporary Russian healthcare system.

KEYWORDS: health care quality, health insurance organizations, non-departmental control.

Ш

X

<

CL

X

о о

tt <

CL d

n

Ш

Ш Ц,

со <

CL

43

Механизмы обеспечения качества медицинской помощи, ее безопасности и соответствия потребностям пациента являются неотъемлемой составляющей системы здравоохранения, начиная с самых ранних этапов становления медицины как особой сферы человеческой деятельности. Уже в Древнем мире врачи формируют отдельные правила оказания медицинской помощи, оценки результата лечения и требования к порядку обучения врачеванию, что можно рассматривать как зачаточную форму управления качеством медицинской помощи.

Современные очертания этот вид деятельности приобретает в конце XIX - начале XX века с появлением первых специализированных научных работ по оценке качества медицинской помощи1. Успех первых

1 Первыми примерами научного подхода к оценке качества медицинской помощи принято считать доклады британской сестры милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910), основанные на применении методов статистического анализа для сравнения эффективности различных подходов к лечению, а также работы американского хирурга Эрнеста Кодмана (1869-1940), посвященные модели конечного результата лечения.

исследований в этой сфере стал толчком к быстрому развитию научной методологии управления качеством и к последующему расширению использования научных методов контроля качества и предотвращения ошибок в медицинской практике. При этом вплоть до второй половины XX века ключевая роль в управлении качеством медицинской помощи по-прежнему сохранялась за профессиональным медицинским сообществом, разрабатывавшим и утверждавшим стандарты отдельных видов своей деятельности (например: США, 1918 г. - разработаны стандарты для проверки и аккредитации больниц, практикующих хирургические операции), а также за отдельными медицинскими специалистами, самостоятельно принимавшими решение об использовании тех или иных методов обеспечения и контроля качества в конкретных случаях лечения.

Одновременно с формированием методологической базы управления качеством в развитых системах здравоохранения начинают формироваться внешние структуры контроля. Рост социальной напряженности приводит к необходимости государственного

ш

X

<

а. х о о

а <

а. ч

о

ш

ш ^

а

<

а.

44

о. О ш _0 ш

X

ш

о ^

О X

X

ш

о

X

а ш

вмешательства в систему здравоохранения в целях обеспечения минимальных гарантий качества и безопасности медицинской помощи. В ряде развитых стран государство становится непосредственным участником управления качеством, законодательно утверждая требования к деятельности медицинских организаций (Бельгия, 1944 г. - установлены стандарты на оборудование и персонал), но, в целом, государственное участие в регулировании ограничивается на данном этапе вопросами ресурсного обеспечения медицинских организаций [1].

Еще более значимой мерой государственной политики в сфере здравоохранения в этот период следует считать создание систем социального медицинского страхования, приведших к появлению в системе здравоохранения нового важного участника - страховых фондов. В отличие от действовавших ранее организаций добровольного медицинского страхования фонды социального страхования обладали достаточными ресурсами, чтобы устанавливать собственные условия предоставления медицинских услуг застрахованным лицам. Ранее законодательство об обязательном медицинском страховании (например, закон об обязательном медицинском страховании, принятый в Германии в 1883 г.) не регулировало порядок взаимоотношений между страховыми фондами и медицинскими организациями, оставляя такие вопросы, как организация медицинской помощи, определение требований к качеству оказанных услуг и контроль за соблюдением этих требований, в ведении непосредственно договаривающихся сторон. Однако последовавшие затем конфликты между страховщиками и врачами привели к созданию в Германии сначала местных комиссий (1913), а затем единой государственной комиссии врачей и больничных касс (1923) для разрешения спорных ситуаций. Кроме того, государство было вынуждено ограничить предельное соотношение между числом врачей и количеством застрахованных лиц (1913) и предоставить страховым фондам законодательное право контролировать действия врачей в целях обеспечения качества медицинской помощи и сдерживания роста расходов фондов (1931) [2]. Сходные процессы, постепенно упорядочивавшие право страховых медицинских организаций на управление условиями предоставления медицинской помощи застрахованным лицам, происходят в этот период во всех странах, реализующих страховую модель медицинского обеспечения, но степень полномочий фондов в этой сфере по-прежнему в значительной степени определяется прямыми договорными отношениями с медицинскими организациями.

Ситуация коренным образом изменяется во второй половине XX века, когда рост заинтересованности общества в качестве и безопасности медицин-

ской помощи приводит к пересмотру сфер ответственности государства и негосударственных участников. Государство становится одновременно верховным регулятором процесса управления качеством и высшей инстанцией управления, контролирующей деятельность негосударственных участников и разрешающей конфликты между ними. В итоге профессиональные медицинские ассоциации сохранили свою роль преимущественно в сфере разработки и внедрения клинических рекомендаций и требований к осуществлению отдельных видов медицинской помощи, но утверждение обязательных стандартов деятельности и формальности, связанные с аккредитацией и лицензированием, перешли в ряде стран в ведение органов государственной власти. Аналогичным образом отдельные медицинские специалисты вправе самостоятельно выбирать дополнительные методы управления качеством, но государство устанавливает обязательные минимальные требования к управлению качеством на уровне медицинских организаций.

В настоящее время сфера полномочий страховых медицинских организаций определяется как обеспечение качества медицинских услуг, оказываемых застрахованным лицам. Однако в связи с высокой значимостью экономической эффективности таких услуг участие страховых медицинских организаций в управлении качеством медицинской помощи приобрело специфическую особенность: они стали, контролировать не только качество, но также объемы и обоснованность предоставления медицинских услуг. Такое расширение сферы полномочий позволяет страховым медицинским организациям обеспечивать выполнение двух взаимосвязанных целей:

• контролировать ход лечения застрахованных лиц, своевременность и качество оказания медицинской помощи во избежание развития осложнений или перехода заболевания в хроническую форму;

• снижать расходы на медицинскую помощь путем отбора поставщиков медицинских услуг с наилучшим соотношением цены/качества и препятствовать оказанию услуг, необоснованных с медицинской точки зрения.

Полномочия страховых медицинских организаций по контролю качества медицинской помощи могут подкрепляться использованием иных механизмов воздействия на поставщиков медицинских услуг и на пациентов; к таким механизмам относятся:

• предварительный отбор поставщиков медицинских услуг, в том числе создание собственной сети медицинских организаций или приобретение доли в действующих организациях;

• осуществление премиальных выплат медицинским организациям при отсутствии нарушений стандартов лечения и жалоб застрахованных лиц;

• наложение штрафов на медицинские организации при нарушении условий договора на оказание медицинских услуг;

• изменение тарифов на оплату оказываемых услуг в установленных пределах (как правило, не более 5% от базового уровня тарифа);

• определение порядка оплаты медицинской помощи;

• составление рейтинга поставщиков медицинских услуг и ознакомление с ним застрахованных лиц;

• снижение ставки страховых взносов для застрахованного лица при условии соблюдения им определенных правил (например, регулярного посещения спортзала);

• снижение ставки соплатежей для застрахованного лица при условии соблюдения им определенных правил (например, обращения к узкому специалисту по направлению врача первичного приема). Перечень разрешенных дополнительных мер

воздействия на поставщиков медицинских услуг и пациентов может значительно различаться в разных странах [3].

В отличие от страховых моделей, развивавшихся эволюционным путем, в России формирование внешних структур управления качеством медицинской помощи происходило в составе общей реформы здравоохранения. Проблемы перехода к страховой модели здравоохранения наложили отпечаток на создаваемую систему управления качеством: во многих субъектах РФ, где страховые медицинские организации не были вовремя сформированы, часть предназначенных этим организациям функций пришлось передать государственным органам управления здравоохранением и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (ОМС). Объективная недостаточность страховых средств не позволила создать у страховых медицинских организаций и медицинских учреждений адекватную экономическую мотивацию к повышению качества медицинской помощи.

Участие страховых медицинских организаций в контроле качества медицинской помощи впервые получило юридическое оформление в совместном приказе Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС от 24.10.1996 № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации»; таким образом, был утвержден статус страховых медицинских организаций как части вневедомственного контроля качества медицинской помощи. В дальнейшем задачи и полномочия этих организаций были переопределены в ходе реализации федерального закона от 29.10.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и детализированы в приказе Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка орга-

низации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». Вопреки общим принципам расширения страховой составляющей в системе здравоохранения, принятие этого нового закона привело к дополнительному ограничению полномочий страховых медицинских организаций и снижению эффективности системы контроля. К наиболее острым проблемам правового оформления участия страховых медицинских организаций в управлении качеством медицинской помощи в современной российской системе здравоохранения следует отнести:

• неопределенность статуса страховой медицинской

организации;

• отсутствие ясного определения объекта контроля;

• избыточный объем контрольных мероприятий.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СТАТУСА МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В странах с развитой страховой моделью полномочия страховщика по ОМС полностью или преимущественно принадлежат страховым медицинским организациям. Иными словами, страховые медицинские организации вправе осуществлять любые функции страховщика, если иное не установлено национальным законодательством.

В России полномочия страховых медицинских организаций, напротив, ограничены закрытым перечнем, установленным законодательством. В соответствии с упомянутым федеральным законом от 29.10.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» единственным страховщиком в рамках реализации базовой программы ОМС признается Федеральный фонд ОМС - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для реализации государственной политики в сфере ОМС (ст. 12). Страховые медицинские организации вправе выполнять отдельные функции страховщика лишь в той части полномочий, которая делегирована им действующим законодательством. В части контроля качества и доступности медицинской помощи эти полномочия устанавливаются действующим Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (утвержден Приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 230).

Из представленных в международной практике дополнительных механизмов влияния на поставщиков медицинских услуг и на пациентов основная их часть законодательно передана государственным органам власти или коллегиальным органам - Комиссиям по разработке территориальной программы ОМС, создаваемым субъектами РФ. В работе Комиссий участвуют представители как страховых медицинских

45

ш

X

<

о.

X

о о

ш <

о. ч

о

ш

ш ^

со <

о.

46

о. О ш _0 ш

X

ш

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О X

X

ш

о

X

ш

организаций и медицинских учреждений, так и государственных органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС.

Лишение страховых медицинских организаций статуса страховщика по ОМС имеет и такое важное следствие, как утрата ими полномочий по созданию и использованию страховых резервов. В настоящий момент основные источники финансирования собственной деятельности страховых медицинских организаций -это, во-первых, средства, предоставляемые им территориальным фондом ОМС по договору о финансовом обеспечении ОМС и предназначенные на покрытие расходов на ведение дел по ОМС, и во-вторых, - доля от тех средств, которые поступают от медицинских организаций в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Средства на финансовое обеспечение медицинской помощи застрахованным лицам предоставляются страховым медицинским организациям территориальными фондами ОМС по фактическому объему расходов. В результате страховые медицинские организации в настоящий момент лишены финансовой мотивации к экономии страховых средств и принятию дополнительных мер по повышению эффективности медицинской помощи.

Кроме того, законодательство крайне противоречиво определяет юридический статус страховых медицинских организаций: используется формулировка - «участник системы ОМС». Не являясь официально страховщиком по ОМС, страховые медицинские организации, тем не менее, остаются единственным представителем системы ОМС, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности в соответствии со страховым законодательством. Фактически страховые медицинские организации следует признать посредниками территориальных фондов ОМС или Федерального фонда ОМС, но это запрещено прямой нормой федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ст. 6).

Таким образом, расширение полномочий страховых медицинских организаций до уровня, представленного в развитых страховых моделях, возможно и целесообразно только при возвращении им статуса страховщика, что позволит восстановить экономическую мотивацию страховых медицинских организаций к эффективному использованию страховых средств.

ОТСУТСТВИЕ ЯСНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Вплоть до 2011 г. в законодательстве РФ об охране здоровья граждан отсутствовало формальное определение понятия «качество медицинской помо-

щи». Длительное время наиболее распространенным определением данного понятия служил вариант, выработанный межправительственной Российско-Американской комиссией по экономическому и технологическому сотрудничеству в рамках проекта «Доступность качественной медицинской помощи». Согласно этому документу, качество медицинской помощи рассматривается как «совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям и современному уровню доказательной медицинской науки и технологии». Кроме того, в разработанном в рамках проекта глоссарии был представлен перечень характеристик качества, который соответствовал международной практике, был достаточно развернутым и включал, наряду с общепринятыми характеристиками (безопасность, действенность, доступность, результативность, способность удовлетворить ожидания и потребности, эффективность), такие характеристики, как адекватность, преемственность и непрерывность, своевременность, стабильность процесса и результата, постоянное совершенствование и улучшение [4].

Законодательное определение понятия «качество медицинской помощи» впервые было дано федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ст. 2), согласно которому качество медицинской помощи определяется как «совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата». Как видно из сравнения этого определения с представленным выше, перечень характеристик качества медицинской помощи в нем значительно сужен, а соответствие потребностям пациента, его ожиданиям и современному уровню доказательной медицинской науки и технологии как основных критериев оценки качества заменено на значительно более неопределенную формулировку - «правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи». Не содержат ясного определения качества медицинской помощи также и подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию отдельных видов медицинской помощи.

Действующее законодательство в сфере контроля качества медицинской помощи возлагает определение правильности выбора методов ее оказания на экспертов качества медицинской помощи. Экспертами могут стать врачи - специалисты, имеющие высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее

10 лет и подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС. Для проведения экспертизы территориальный фонд ОМС или страховая медицинская организация заключают с экспертом, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, договор гражданско-правового характера (договор поручения).

Критерии принятия врачами-экспертами решения о правильности выбора методов оказания медицинской помощи тоже остаются неопределенными, что приводит к большому количеству конфликтов между страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями. Законодательством предусматривается проведение территориальным фондом ОМС повторных экспертиз качества медицинской помощи, но порядок разрешения разногласий между экспертами на сегодня не определен.

Наиболее острая проблема экспертизы качества медицинской помощи, связана с кадровым обеспечением этой системы. Дело в том, что в случае выявления территориальным фондом нарушений при проведении первичной экспертизы, ответственность за допущенные нарушения несет страховая медицинская организация, на которую накладываются штрафные санкции. При этом ни непосредственно исполнитель экспертизы, ни территориальный фонд ОМС, формирующий территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, ответственности не несут. Более того, поскольку все эксперты качества медицинской помощи, включенные в территориальный реестр, обладают равными полномочиями, возникает проблема обоснованности признания повторной экспертизы более профессиональной по сравнению с первичной экспертизой. В настоящий момент этот вопрос законодательством не регулируется.

Дополнительно усложняет ситуацию недостаточное количество экспертов, состоящих в территориальном реестре. В ряде субъектов РФ в составе реестра отдельные профили медицинской помощи могут быть представлены единственным специалистом, проводящим и первичную, и повторную экспертизу. Для исключения такой ситуации территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации вынуждены приглашать специалистов из других регионов.

За рубежом экспертизу качества медицинской помощи тоже осуществляют врачи-эксперты, привлекаемые страховыми медицинскими организациями, но процедура ее проведения значительно менее формализована. Экспертиза неблагоприятных исходов лечения поручается авторитетным квалифицированным специалистам, не зависящим от медицинского учреждения, в котором пациент находился на лечении. Доля случаев оказания медицинской помощи, подлежащих проверке, законодательно не устанавливается

и определяется страховой медицинской организацией самостоятельно.

ИЗБЫТОЧНЫЙ ОБЪЕМ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Виды контроля в сфере охраны здоровья регламентируются упоминавшимся выше федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ст. 85) и включают в себя:

• контроль качества и безопасности медицинской деятельности;

• государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств;

• государственный контроль за обращением медицинских изделий;

• федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности, в свою очередь, включает следующие формы (ст. 87):

• государственный контроль (осуществляется органами государственного контроля, в том числе Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в части лицензирования деятельности; Федеральной службой по труду и занятости - в части безопасных условий труда и соблюдения трудового законодательства;

• ведомственный контроль (осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ);

• внутренний контроль (осуществляется организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения).

Ни в одну из форм контроля качества и безопасности медицинской помощи деятельность страховых медицинских организаций по контролю объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи не включена, при этом функции отдельных участников контроля качества медицинской помощи многократно дублируют друг друга (см. табл. 1).

По последним опубликованным Федеральным фондом ОМС данным за 2012 г., в рамках контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи было проведено 3,5 млн экспертиз качества медицинской помощи по 7,6 млн страховых случаев. При их проведении выявлено 1,6 млн страховых случаев, содержащих нарушения [5].

Среди органов государственного и ведомственного контроля в 2013 г. только Росздравнадзор провел 17 808 проверок, из которых в 7099 случаях были выявлены нарушения (в 40% проверенных организаций). По результатам контроля было составлено 1753 протокола об административном правонарушении

47

Участник контроля качества медицинской помощи Сфера полномочий

Росздравнадзор Государственный контроль качества и безопасности медицинской помощи, осуществляемый путем проведения проверок соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Организация и осуществление ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Министерство здравоохранения РФ Ведомственный контроль, осуществляемый путем проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Органы исполнительной власти субъектов РФ Ведомственный контроль, осуществляемый путем проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Федеральный фонд ОМС Контроль за соблюдением субъектами и участниками ОМС законодательства об ОМС и за использованием ими средств ОМС, в том числе путем проведения проверок и ревизий.

Территориальные фонды ОМС Обеспечение прав граждан в сфере ОМС, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав.

Страховые медицинские организации Осуществление контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставление отчета о результатах такого контроля.

Источник: составлено авторами.

48

и наложены административные штрафы на сумму 45 376 тыс. руб. (в 1,7 раза больше, чем в 2012 г.) [6].

Рост числа обращений населения в Росздравнадзор также свидетельствует об отсутствии значимого улучшения качества медицинской помощи (см. табл. 2).

Таблица 2. Динамика обращений населения, поступивших в Росздравнадзор в период 2008-2012 гг.

Число обращений населения

В центральный аппарат В территориальные органы

2008 11 038 6572

2009 13 675 8324

2010 19 547 15 057

2011 17 389 17 908

2012 16 177 19 336

CL

О

L0 -О

m

х

ш

О ^

О X

X

ш

о

X

ш

Источник: Мурашко М. А. Законодательное обеспечение прав в сфере охраны здоровья и контроль за их соблюдением. Вестник Росздравнадзора. 2013; №6:5-10.

Основной причиной низкой эффективности контроля остается отсутствие системных выводов по результатам проведенных контрольных мероприятий. Страховые медицинские организации не имеют мотивации к поиску путей снижения заболеваемости населения, улучшения качества работы медицинских организаций и сокращения объема контрольных мероприятий. В соответствии с приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому стра-

хованию», разработка предложений, нацеленных на повышение качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов ОМС и основанных на анализе деятельности субъектов контроля, входит в число обязанностей территориального фонда ОМС; подготовленные им предложения должны быть далее направлены в территориальный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения, а также в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Информация о фактическом исполнении этой функции территориальными фондами ОМС на сегодня отсутствует.

ЛИТЕРАТУРА

1. Линденбратен А. Л., Авксентьева М. В., Головина С. М. Менеджмент качества медицинской помощи: мировой опыт. Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2011; № 3: 118-126.

2. Busse R., Riesberg A. Health care systems in transition: Germany. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on Behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies, 2004. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0018/80703/E85472.pdf.

3. Мельникова Л. С. Концептуальные основы правового регулирования в области здравоохранения. Под ред. акад. РАМН О. П. Щепи-на. М.: Хризосом. 2001; 258 с.

4. Качество медицинской помощи. Глоссарий. Россия - США. Российско-Американская межправительственная комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству. Комитет по здравоохранению. Проект доступность качественной медицинской помощи. М., 1999. URL: http://zdravinform.mednet.ru/dev/ html/rus/documents/mat_passport.php?ppmaterialid=836.

5. Отчёт о деятельности системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации в 2012 г. Медицинская газета. 2013; № 86: 6-11.

6. Мурашко М. А. Итоги работы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальных органов по субъектам Российской Федерации в 2013 г. (по материалам итоговой коллегии Росздравнадзора). Вестник Росздравнадзора. 2014; № 2: 7-18.

REFERENCE

1. Lindenbraten A. L., Avksentyeva M. V., Golovina S. M. Medical care quality management: global practice. Quality management in healthcare and social development. 2011. № 3. p. 118 - 126.

2. Busse R.,Riesberg A. Health care system sintransition: Germany. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe on Behalfof the European Observatory on Health Systems and Policies, 2004. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0018/80703/ E85472.pdf

3. Melnikova L. S. Conceptual framework for legal regulation in healthcare. Edited by RAMS of Shepin O.P. M.: Khrizosom. 2001, p.258.

4. Quality of medicalcare. Glossary. Russia - USA. Russian-American intergovernmental commission on economic and technical cooperation. Healthcare committee. Access to quality healthcare. M., 1999. URL: http://zdravinform.mednet.ru/dev/html/rus/documents/ mat_passport.php?ppmaterialid=836

5. Progress report of compulsory health insurance system in the Russian Federation in 2012. Meditsinskaya gazeta. 2013. №86. p. 6-11.

6. Murashko M.A. Workresults of the Federalservice forsupervision in healthcare and its local subdivisions in the territorial entities of the Russian Federation in 2013 (adapted from the end-of-year board meeting of Roszdravnadzor). Roszdravnadzor Bulletin. 2014. № 2. p.7-18.

Сведения об авторе:

Сисигина Наталья Николаевна

младший научный сотрудник Центра налоговой политики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, Москва, Россия, научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, Москва, Россия

Адрес для переписки:

127006, Москва, Настасьинский пер., д.3, стр.2 Телефон: +7 (495) 699-7414 E-mail: sisiginann@mail.ru

Мельникова Любовь Сергеевна

ведущий научный сотрудник Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, Москва, Россия, д-р мед. наук

Адрес для переписки:

127006, Москва, Настасьинский пер., д.3, стр.2 Телефон: +7 (495) 699-8965 E-mail: lavrinenko-irina@mail.ru

Назаров Владимир Станиславович

директор Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, Москва, Россия, канд. экон. наук

Адрес для переписки:

127006, Москва, Настасьинский пер., д.3, стр.2 Телефон: +7 (495) 699-7414 E-mail: nazarov@nifi.ru

Writting commitee:

Sisigina Natalia Nikolaevna

Junior Researcher of the Tax Policy Center, Financial Research Institute, Research Fellow of the Institute for Social Analysis and Forecasting, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Address for correspondence:

Nastasyinskiy per., 3k2, Moscow, 127006 Tel: +7 (495) 699-7414 E-mail: sisiginann@mail.ru

Melnikova Lyubov Sergeevna

Leading Researcher at the Financial Scientific Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russian, Doctor of Medical Sciences

Address for correspondence:

Nastasyinskiy per., 3k2, Moscow, 127006

Tel: +7 (495) 699-8965

E-mail: lavrinenko-irina@mail.ru

Nazarov Vladimir Stanislavovich

Head of the Financial Scientific Research Institute at the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia, Candidate of Economic Sciences

Address for correspondence:

Nastasyinskiy per., 3k2, Moscow, 127006 Tel: +7 (495) 699-7414 E-mail: nazarov@nifi.ru

ш

X

<

a. x о о

ta <

a. ч

о

ш

ш ц,

со <

о.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.