Научная статья на тему 'Образ страховой модели здравоохранения глазами участников мастерской стратегического планирования'

Образ страховой модели здравоохранения глазами участников мастерской стратегического планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / STATE GUARANTEES OF FREE HEALTH CARE / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / COMPULSORY MEDICAL INSURANCE / РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTH CARE REFORM / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTH CARE SYSTEM / СТРАХОВАЯ МОДЕЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTH INSURANCE MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Любовь Сергеевна, Сисигина Наталья Николаевна

В статье представлено описание перспективной страховой модели организации и финансирования российской системы здравоохранения, сформированное по результатам обсуждения в мастерской стратегического планирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельникова Любовь Сергеевна, Сисигина Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The View of Insurance Healthcare Model by Participants of Strategic Planning Workshop

The article presents a description of prospective insurance model of financing and organization of Russian healthcare system formed on the results of discussion in the strategic planning workshop organized by the Financial Scientific Research Institute at the Ministry of Finance of Russia.

Текст научной работы на тему «Образ страховой модели здравоохранения глазами участников мастерской стратегического планирования»

5 ш

ш

X

<

а. х о о

ш <

а. ч

о

ш

ш ц,

а

<

а.

34

Образ страховой модели здравоохранения глазами участников мастерской стратегического планирования

Л. С. Мельникова1, Н. Н. Сисигина1, 2

1 Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Москва, Россия

2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия

В статье представлено описание перспективной страховой модели организации и финансирования российской системы здравоохранения, сформированное по результатам обсуждения в мастерской стратегического планирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственные гарантии бесплатного оказания медицинской помощи, обязательное медицинское страхование, реформа здравоохранения, система здравоохранения, страховая модель здравоохранения.

The View of Insurance Healthcare Model by Participants of Strategic Planning Workshop

L. S. Melnikova1, N. N. Sisigina1, 2

1 Financial Scientific Research Institute at the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia

2 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia

The article presents a description of prospective insurance model of financing and organization of Russian healthcare system formed on the results of discussion in the strategic planning workshop organized by the Financial Scientific Research Institute at the Ministry of Finance of Russia.

KEYWORDS: compulsory medical insurance, health care reform, health care system, health insurance model, state guarantees of free health care.

т Дискуссия о выборе между бюджетной и стра- при первоначальном внедрении обязательного меди-

2 ховой моделью финансирования и организации бес- цинского страхования (ОМС) в 1991-1993 гг. и при

— платной медицинской помощи, продолжавшаяся в разработке единой модели ОМС в 2010-2011 гг. - и в

о экспертном сообществе с начала 1990-х, в послед- обеих ситуациях привели к утверждению смешанной ш

_о ние годы переживает новый подъем. Заявление о бюджетно-страховой системы с формальным обеспе-

^ необходимости завершения перехода к страховым чением интересов всех участников. Неэффективность

принципам в системе здравоохранения, озвученное сложившейся вследствие этих решений смешанной

ш Президентом в Посланиях Федеральному собранию модели с двойной структурой управления и финан-

° 2013 и 2014 гг., неожиданно стало тревожным сиг- сирования требует отказа от дальнейшего следования

налом не только для противников страховой модели, по этому пути и поиска новых решений для формиро-

:Е для которых новый виток дискуссии стал послед- вания страховой модели на основе компромисса, до-

о

с; ним шансом представить свою позицию, но и для ее стигнутого в рамках страховых принципов.

^ сторонников, столкнувшихся с отсутствием единого

^ понимания страховой модели заинтересованными МАСТЕРСКАЯ СТРАТЕГИЧЕСК°Г°

^ сторонами. ПЛАНИРОВАНИЯ

у

о Проблема неоднозначной трактовки страховой мо- Одним из мероприятий, направленных на изуче-

дели и страхового принципа не нова для российского ние позиций ключевых заинтересованных сторон и

§ здравоохранения. Принципиальные различия пози- перспектив внедрения страховых принципов в рос-

■з ций работников здравоохранения уже проявлялись сийском здравоохранении, стала мастерская страте-

гического планирования, проведенная 2 июня 2015 г. Научно-исследовательским институтом Министерства финансов РФ. Целью мастерской было формирование предварительного описания перспективной модели организации и финансирования системы здравоохранения на основе страхового принципа. Особенностями мероприятия стали нестандартный формат - интерактивная дискуссия в организованных тематических группах с последующим общим обсуждением, в ходе которого участники имели возможность самостоятельно разрабатывать и предлагать элементы модели - и широкий состав участников, представлявших большинство значимых групп интересов в сфере здравоохранения, а именно:

• федеральные органы законодательной и исполнительной власти, осуществляющие регулирование в сфере здравоохранения (представители аппарата Правительства РФ, Комитета по охране здоровья Государственной Думы и Комитета по социальной политике Совета Федерации, Министерства финансов РФ);

• органы исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ;

• страховые медицинские организации и Межрегиональный Союз медицинских страховщиков;

• научные медицинские организации.

В ходе группового обсуждения участники рассматривали элементы будущей системы здравоохранения в части финансирования и организации бесплатной медицинской помощи, разрабатывая решения по следующим блокам вопросов:

• сбор страховых взносов;

• управление средствами ОМС и дополнительных источников финансирования;

• организация предоставления бесплатной медицинской помощи (порядок предоставления страховых услуг по ОМС, порядок предоставления бесплатной медицинской помощи);

• статус и полномочия основных участников системы здравоохранения.

В ходе последующей общей дискуссии группы представляли разработанные решения всем участникам мастерской, комментарии и замечания которых дополняли результаты работы группы.

В качестве основы для формирования перспективной модели организации и финансирования системы здравоохранения в России участникам были предложены следующие предпосылки:

• население обладает правом на получение бесплатной медицинской помощи в пределах, определяемых государственным регулированием;

• основным инструментом финансового обеспечения бесплатной медицинской помощи является обязательное медицинское страхования (ОМС), осуществляемое страховыми организациями.

Предполагалось, что при условии соблюдения представленных базовых предпосылок участники будут формировать свои предложения полностью свободно, без учета действующего законодательства, т. е. допуская возможность его изменения. Тем не менее, поскольку все участники мастерской имели опыт работы в сфере ОМС и/или общественного здравоохранения, полностью исключить влияние сложившейся практики на обсуждение оказалось невозможно. В некоторых случаях участники группы напрямую ссылались на действующее законодательство в качестве обоснования выбранного решения, часто необходимость постепенного введения изменений в законодательство приводила к определению двух возможных форм реализации элементов модели, одна из которых будет действовать в течение переходного периода, другая - в условиях перспективной страховой модели.

Регулирование состава и объемов бесплатного медицинского обеспечения

Основным инструментом определения бесплатного медицинского обеспечения остается программа государственных гарантий, составной частью которой является программа ОМС.

Программа государственных гарантий должна быть конкретизирована по сравнению с принятым на настоящий момент подходом и однозначно определять следующие параметры бесплатного медицинского обеспечения:

• заболевания и состояния, при которых медицинская помощь и лекарственное обеспечение предоставляются бесплатно;

• перечень услуг, предоставляемых бесплатно, с определением условий предоставления и предела возмещаемой стоимости услуги;

• категории пациентов, обладающих правом на получение расширенного бесплатного медицинского обеспечения, в том числе лекарственного. Согласно перспективной страховой модели, инструментом конкретизации программы государственных гарантий в части перечня бесплатно предоставляемых услуг и условий их предоставления должен стать базовый стандарт, определяющий минимальный набор услуг, предоставляемых пациенту при определенном заболевании. В отличие от действующих в настоящее время стандартов оказания медицинской помощи, предлагаемый базовый стандарт должен содержать минимальный индивидуальный набор услуг, предоставляемых при каждом случае заболевания, что позволит обеспечить жесткий контроль его выполнения, разграничить бесплатные (включенные в стандарт) и платные (превышающие стандарт) для пациента услуги, использовать стандарт в качестве основы для точного расчета стоимости программы государственных гарантий. С учетом разницы в уровне ресурсной обес-

35

2 ш

ш

X

<

о.

X

о о

ш <

о. ч

о

ш

ш ^

со <

о.

36

о.

о

ш _0 ш

X

ш

о ^

о х

х

ш

о

X

ш

печенности между субъектами РФ и отдельными категориями медицинских организаций возможно определение нескольких уровней базового стандарта в целях обеспечения пациента оптимальным набором услуг, доступных в конкретной ситуации.

В течение переходного периода основную роль в конкретизации программы государственных гарантий и расчета ее стоимости могут выполнять клинико-ста-тистические группы (КСГ), но при том условии, что данный механизм финансирования будет охватывать большую часть предоставляемой медицинской помощи и обеспечивать корректный учет затрат при расчете стоимости КСГ.

При формировании базовых стандартов (КСГ в течение переходного периода) и Перечня жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов дополнительным критерием конкретизации должен стать уровень эффективности технологии, включаемой в программу государственных гарантий.

Базовые параметры программы государственных гарантий устанавливаются на федеральном уровне постановлением Правительства РФ, тогда как дифференцированные нормативы для субъектов РФ - органами государственной власти субъектов РФ по представлению Комиссии по разработке территориальной программы ОМС. При этом должна быть определена ответственность указанной Комиссии, чтобы исключить необоснованные решения в пользу отдельных участников или политических тенденций.

Расширение Программы государственных гарантий по составу и объемам бесплатной медицинской помощи допускается исключительно при наличии соответствующего финансового обеспечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статус и полномочия основных участников системы здравоохранения

Основными участниками системы здравоохранения, базирующейся на страховых принципах, являются:

• государственные органы управления в сфере здравоохранения (федерального и регионального уровней) - выполняют функции регуляторов сферы ОМС (участие в разработке программы государственных гарантий, иных регулирующих документов), осуществляют управление сетью подведомственных государственных учреждений здравоохранения (включая подготовку учреждений к деятельности в условиях расширенной хозяйственной самостоятельности, реформирование или расформирование неэффективных учреждений);

• Федеральный и территориальные фонды ОМС -аккумулируют и перераспределяют средства ОМС, выполняют контрольные функции в сфере ОМС, при необходимости оказывают поддержку страховым организациям, оказавшимся в трудном финансовом положении, или замещают отсутствующую

страховую организацию. В перспективе полномочия фондов ОМС могут быть значительно сокращены, вплоть до упразднения территориальных страховых фондов и преобразования Федерального фонда ОМС или замещения его центральным страховым фондом, выполняющим преимущественно функции по перераспределению средств; частные страховые организации - предоставляют услуги ОМС, являются плательщиками за оказанную медицинскую помощь от имени застрахованного лица, осуществляют контроль качества медицинской помощи и защиту прав застрахованных, участвуют в определении тарифов и объемов медицинской помощи и в принятии решений по маршрутизации пациентов и по управлению рисками. Вправе одновременно предоставлять услуги по ОМС и ДМС (добровольному медицинскому страхованию), но не по иным видам страхования (в силу высокой специфики медицинского страхования, его долгосрочного характера и особой социальной значимости, требующей полного исключения риска использования целевых страховых резервов для покрытия потерь по иным видам страхования). Действуют на коммерческой конкурентной основе, в том числе вправе получать прибыль по ОМС, но, возможно, с установлением предельного норматива прибыли; медицинские организации. В оказании бесплатной медицинской помощи вправе участвовать медицинские организации всех форм собственности. Государственные учреждения здравоохранения остаются ядром системы медицинского обеспечения, гарантируя доступную медицинскую помощь населению на всей территории страны. Участие частных медицинских организаций в оказании бесплатной медицинской помощи допускается, но ограничивается государственным регулированием, гарантирующим соответствие качества услуг установленным требованиям и сохранение минимальной загрузки государственных учреждений здравоохранения;

застрахованные лица - все граждане за исключением, сохраняющимся на переходный период, отдельных категорий населения, а именно военнослужащих и приравненных к ним лиц (по аналогии с действующей моделью ОМС); иные участники:

■ Центральный банк РФ является регулятором деятельности страховых организаций;

■ Цомиссия по разработке территориальной программы ОМС конкретизирует программу государственных гарантий на уровне субъекта РФ, в течение переходного периода - разрабатывает критерии и проводит конкурсный отбор медицинских организаций на право участия в реализации программы государственных гарантий.

Порядок финансирования бесплатной медицинской помощи: средства ОМС

В соответствии с базовым принципом страховой модели, основным источником средств в системе финансового обеспечения бесплатной медицинской помощи служат страховые взносы на ОМС.

Сбор страховых взносов

Порядок определения размера страхового взноса и механизм оплаты медицинской помощи различаются в зависимости от категории застрахованных лиц, среди которых выделяют:

• в течение переходного периода - работающее и неработающее население (аналогично действующей модели) с постепенным развитием его дифференциации, основанной на учете уровня индивидуального риска;

• в перспективе - небольшие группы однородные по уровню группового риска, определяемого совокупностью факторов (пол, возраст, местожительство, объемы и стоимость медицинской помощи, полученной в предыдущие периоды, длительность страхования). Размер страхового взноса определяется как сумма

процентного отчисления от дохода застрахованного лица и минимального фиксированного взноса, покрывающего подушевой норматив финансирования, и может устанавливаться в одной из двух форм:

• альтернативная форма: застрахованное лицо уплачивает либо определенный процент от дохода (при условии, что доход превышает минимальный установленный уровень), либо фиксированный взнос, покрывающий подушевой норматив финансирования (при доходе ниже минимального уровня);

• смешанная форма: застрахованное лицо уплачивает фиксированный взнос, покрывающий подушевой норматив финансирования, и процент от дохода (всего дохода или его части, превышающей минимальный установленный уровень).

Для повышения ответственности застрахованных лиц за рациональное поведение в сфере охраны здоровья, а также для исключения неформальных платежей вводится деление страхового взноса на базовую и дополнительную части, различающиеся по порядку уплаты и сбора взносов. Плательщиком страховых взносов является:

• в базовой части: для работающего населения - работодатель, для неработающего населения - государство (органы исполнительной власти субъекта РФ);

• в дополнительной части: для работающего населения - непосредственно застрахованное лицо; для неработающего населения (пенсионеров) - пенсионный фонд; для остальных категорий неработающего населения (например, несовершеннолетних) - государство (органы исполнительной власти субъектов РФ).

Альтернативным механизмом финансирования дополнительной части страховых взносов для пенсионеров может стать накопительное финансирование, действующее по аналогии с пенсионным обеспечением. Ставки страховых взносов определяются:

• в течение переходного периода - коллегиальным органом, включающим представителей различных заинтересованных групп (государства, страховых организаций, работодателей и работников, иных участников);

• в перспективе - ассоциацией страховщиков (на федеральном или региональном уровне), решения которой утверждаются государственным регулятором (Центральный банк).

Для обеспечения более эффективного стимулирования рационального поведения застрахованного лица полномочия по определению размера дополнительной части страхового взноса могут быть переданы страховой организации, устанавливающей порядок расчета ставки с учетом выполнения или невыполнения данным лицом определенных требований (например, регулярного прохождения медицинского осмотра, диспансеризации, отсутствия обращений за медицинской помощью в течение определенного времени, наличия вредных привычек, несоблюдения рекомендаций лечащего врача).

Сбор страховых взносов осуществляют:

• в течение переходного периода - подразделения налоговой системы;

• в перспективе - подразделения налоговой системы (в базовой части) и непосредственно страховые организации (в дополнительной части).

Управление средствами ОМС

Для аккумулирования страховых взносов и перераспределения их средств (базовой части) между страховыми организациями, в том числе для поддержки страховых организаций, оказавшихся в трудном финансовом положении, - создается центральный страховой фонд. Учредителем центрального страхового фонда выступает:

• в течение переходного периода - государство (функции центрального страхового фонда может сохранять Федеральный фонд ОМС);

• в перспективе - федеральная ассоциация страховых организаций.

Выделение средств из центрального сберегательного фонда страховым организациям осуществляется на основании дифференцированного подушевого норматива, устанавливаемого с учетом следующих факторов риска:

• в течение переходного периода - пол, возраст, место регистрации пациента;

• в перспективе - структура потребления медицинской помощи прикрепленным населением.

37

2 ш

ш

X

<

о.

X

о о

ш <

о. ч

о

ш

ш ^

со <

о.

38

о. О ш _0 ш

X

ш

о ^

О X

X

ш

о

X

ш

Центральный страховой фонд создает также страховые резервы по ОМС, предназначенные как для покрытия расходов по редким, требующим дорогостоящего лечения заболеваниям, применительно к которым создание страховых резервов на уровне отдельных страховых организаций нецелесообразно, так и для поддержки страховых организаций, оказавшихся в затруднительном финансовом положении. Источником первоначального наполнения страхового резерва может стать доля средств, получаемых в результате штрафных санкций, применяемых к медицинским организациям, а также средства, полученные в результате повышения ставок страховых взносов. В дальнейшем, после накопления первоначального минимального объема резервов их пополнение может производиться из средств страховых взносов.

В переходный период в случаях недостаточности целевых средств страховых организаций для оплаты медицинской помощи допускается софинансирование страховых резервов и/или непосредственно покрытие дефицита средств на оплату медицинской помощи страховых медицинских организаций из средств бюджетной системы.

Управление средствами дополнительных источников финансирования

К дополнительным источникам финансирования системы здравоохранения относятся средства бюджетной системы, средства добровольного медицинского страхования (ДМС) и личные средства граждан.

Средства бюджетной системы

Использование бюджетных средств в рамках финансирования бесплатной медицинской помощи допускается для оплаты:

• расходов медицинских организаций на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования;

• медицинской помощи при заболеваниях, требующих дорогостоящего лечения;

• медицинской помощи для отдельных категорий населения, имеющих право на особое медицинское обеспечение (льготные категории) или не являющихся застрахованными лицами по ОМС (военнослужащие и приравненные к ним лица). Финансирование данных статей расходов из

средств бюджетной системы осуществляется при посредничестве страховых организаций. Правом получения бюджетных средств обладают медицинские организации всех форм собственности, прошедшие конкурсный отбор на участие в реализации программы государственных гарантий.

Кроме того, средства бюджетной системы играют важную роль в финансировании непосредственно си-

стемы ОМС, покрывая расходы на оплату страховых взносов за неработающее население, а в течение переходного периода - расходы на софинансирование страховых резервов.

Личные средства пациента и средства ДМС

Использование личных средств пациента для финансирования медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий допускается в следующих целях:

• сокращение необоснованного потребления медицинской помощи. Достигается путем установления не только соплатежа в фиксированной сумме за каждое обращение/день пребывания в стационаре/единицу лекарственного препарата, но и обязательной оплаты доли от суммы счета;

• перевод отдельных категорий услуг, предоставляемых на основе исключительно желания пациента и не являющихся жизненно важными, на полностью или преимущественно частное финансирование (например, косметология, эстетическая стоматология).

Кроме того, предлагается разрешить пациентам по желанию оплачивать медицинские услуги, лекарственные препараты и медицинские изделия, не включенные в программу государственных гарантий.

Для защиты пациента от риска ограничения доступности медицинской помощи, вызванного установлением обязательного участия в оплате, могут использоваться следующие механизмы:

• ограничение суммы, оплачиваемой из личных средств пациента (общей суммы расходов за период лечения или расходов по отдельным направлениям помощи);

• полное или частичное освобождение от участия в оплате при выполнении определенных условий;

• разрешение использовать средства ДМС для покрытия доли пациента в оплате.

Порядок предоставления страховых услуг по ОМС

Прикрепление населения к страховым организациям осуществляется на основе свободного выбора страховой организации с ограничением минимального интервала между переходами от одной страховой организации к другой (1 год), что должно способствовать конкуренции между этими организациями, но не создаст рисков для финансового планирования. В дальнейшем минимальный интервал между переходами может быть пересмотрен с учетом времени, необходимого для эффективного планирования деятельности страховой организации, в частности для создания страховых резервов.

Страховая организация не вправе отказывать в предоставлении услуг по ОМС, но в перспективе

будет обладать правом установления особых ставок страховых взносов (дополнительной части) с учетом индивидуальных медицинских рисков, степень которых определяется поведением застрахованного лица (наличием вредных привычек, непрохождением медицинского осмотра и/или диспансеризации, невыполнением врачебных рекомендаций и т. д.). Цель указанного права - поощрение рационального поведения потребителей в сфере здравоохранения.

Как уже говорилось выше, охват населения ОМС в перспективе должен стать всеобщим, но в течение переходного периода - с исключением отдельных категорий граждан (военнослужащих и приравненных к ним лиц) в соответствии с действующим законодательством. Население, подлежащее обязательному медицинскому страхованию в соответствии с законодательством, не вправе отказываться от участия в программе ОМС, необходимого для обеспечения доступности жизненно важной медицинской помощи и защиты программы ОМС от искажения страховой выборки (преобладание в программе ОМС неработающих лиц и лиц, нуждающихся в дорогостоящем лечении, при выходе из программы здорового и/или работающего населения).

При недостаточности у страховой организации целевых средств для оплаты медицинской помощи дополнительные средства для оплаты предоставляет:

• в течение переходного периода - Федеральный или территориальный фонд ОМС;

• в перспективе - центральный страховой фонд. При отсутствии или банкротстве страховой организации ее обязательства принимает на себя:

• в течение переходного периода - территориальный фонд ОМС или крупнейший страховой оператор на уровне федерального округа;

• в перспективе - центральный страховой фонд.

Порядок предоставления бесплатной медицинской помощи

Согласно рассматриваемой страховой модели, в оказании бесплатной медицинской помощи вправе участвовать медицинские организации всех форм собственности. Допуск к участию в реализации программы государственных гарантий осуществляется на основе конкурсного отбора по единым критериям качества предоставляемых медицинских услуг; конкурс проводится:

• в течение переходного периода - государством (органами управления в сфере здравоохранения субъектов РФ или Комиссией по разработке территориальной программы ОМС);

• в перспективе - страховыми организациями (при двух условиях: если им будет передана ответственность за обеспечение качества и доступности медицинской помощи и если состо-

ится перевод бюджетных учреждений здравоохранения в автономные или частные некоммерческие учреждения).

В течение переходного периода государство в лице органов управления в сфере здравоохранения несет ответственность за формирование и обеспечение деятельности государственных учреждений здравоохранения, в том числе путем ограничения допуска частных медицинских организаций к конкурсному отбору при наличии государственного учреждения здравоохранения, способного полностью удовлетворить потребности населения и нуждающегося в загрузке мощностей. Страховые организации обладают правом совещательного (но не решающего) голоса при принятии решений о реформировании сети государственных учреждений здравоохранения и допуске частных медицинских организаций к участию в реализации программы государственных гарантий.

Страховая организация обязана заключить договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС со всеми медицинскими организациями, прошедшими конкурсный отбор. Государственное учреждение здравоохранения, не прошедшее конкурсный отбор по объективным критериям и не подлежащее особой защите (не является единственным поставщиком медицинских услуг на данной территории или единственным государственным учреждением здравоохранения, предоставляющим услуги в социально значимой области), должно быть реорганизовано.

В отдельных случаях, в частности при наличии единственного государственного учреждения здравоохранения в труднодоступных и малонаселенных местностях, конкурсный отбор исключается. В целях финансового обеспечения учреждений здравоохранения, действующих на таких территориях, для них могут быть установлены особые тарифы ОМС, учитывающие сниженный пациентопоток, или особые методы оплаты (сметное финансирование, финансирование методом глобального бюджета). Выполнение критериев качества и доступности медицинской помощи может быть обеспечено путем развития дистанционной медицинской службы (выездных бригад, вахтовой работы) и телемедицины, а также привлечения ведомственных медицинских организаций (Минобороны России, МЧС России).

В перспективе страховым организациям будут переданы полномочия по управлению оказанием медицинской помощи в части согласования назначений, определения маршрутизации пациента, и установлена их ответственность за принятые решения по организации лечения. В течение переходного периода целесообразно предоставить страховым организациям право участия в комиссиях, контролирующих обосно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39

40

ванность назначенного лечения и качества медицинской помощи.

В области контроля качества медицинской помощи в перспективе сократится роль внешнего регулирования и контроля (отказ от обязательных нормативов контрольных мероприятий, прекращение контрольной деятельности территориальных фондов ОМС), но расширится роль таких инструментов, как выбор пациентов, прямые переговоры между страховой и медицинской организациями, внешние механизмы согласований (профессиональные ассоциации, суды). В целом, порядок контроля качества медицинской помощи приблизится к порядку, действующему в настоящий момент для ДМС.

Мастерская стратегического планирования, проведенная Научно-исследовательским финансовым институтом Министерства финансов РФ, стала примером успешного широкого обсуждения страховой модели здравоохранения. Несмотря на то, что участники мастерской были представлены различными группами специалистов, часть из которых на сегодня не поддерживает внедрение страховой модели или отдельных ее элементов, в ходе дискуссии удалось сформировать единые непротиворечивые основы страховой модели.

Широкое представительство заинтересованных сторон также говорит о значимости поднятых вопросов и о готовности ключевых участников системы здравоохранения к участию в обсуждении страховой реформы.

Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ планирует продолжить серию рабочих мероприятий, посвященных разработке элементов перспективной страховой модели.

Сведения об авторах:

Мельникова Любовь Сергеевна

ведущий научный сотрудник Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, д-р мед. наук

Адрес для переписки:

127006, Москва, Настасьинский пер., д.3, стр.2 Телефон: +7 (495) 699-8965 E-mail: lavrinenko-irina@mail.ru

Сисигина Наталья Николаевна

младший научный сотрудник Центра налоговой политики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, Москва, Россия, научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Адрес для переписки:

127006, Москва, Настасьинский пер., д.3, стр.2 Телефон: +7 (495) 699-7414 E-mail: sisiginann@mail.ru

Writing committee:

Melnikova Lyubov Sergeevna

Leading Researcher at the Financial Scientific Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Doctor of Medical sciences

Address for correspondence:

Nastasyinskiy per., 3k2, Moscow, 127006

Tel.: +7 (495) 699-8965

E-mail: lavrinenko-irina@mail.ru

Sisigina Natalia Nikolaevna

Junior Researcher of the Tax Policy Center, Financial Research Institute, Research Fellow of the Institute for social analysis and forecasting, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

Address for correspondence:

Nastasyinskiy per., 3k2, Moscow, 127006 Tel.: +7 (495) 699-7414 E-mail: sisiginann@mail.ru

CL

О

LQ -Q

m

X

Ш

о ^

о

X

X

Ш

о

X

Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.