159.922.6
П.Р. Дмитриева
аспирант, ассистент Академия психологии и педагогики ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, РФ
РОЛЬ СТРАХА СМЕРТИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье рассматриваются различные взгляды на роль страха смерти в становлении личности и общества. Автор приводит позиции, описывающие деструктивное и конструктивное значение страха смерти. В конце статьи высказывается точка зрения, согласно которой значение страха смерти обусловливается отношением человека к страху, где непринятие соответствует деструктивному значению и формированию патологических реакций, а принятие соответствует конструктивному значению и формированию осмысленности и жизнестойкости.
Ключевые слова
смерть, страх смерти, танатопсихология, смыслы, принятие смерти, отношение к смерти
P.R. Dmitrieva
postgraduate student, assistant Academy of Psychology and Pedagogics, SFedU,
Rostov-on-Don, Russia
THE ROLE OF DEATH FEAR IN PERSONAL AND SOCIAL DEVELOPMENT
Abstract
The article reports various views on the role of the fear of death in the formation of the individual and society. The author gives the overview of positions that describe the destructive and constructive meaning of the fear of death. At the end of the article, a point of view is expressed according to which the meaning of the fear of death is determined by a person's attitude to fear, where non-acceptance means to a destructive role and the formation of pathological reactions, and acceptance means to a constructive role and the formation of meaningfulness and vitality.
Keywords
death, fear of death, thanatopsychology, sense, acceptance of death, attitude towards death
Противоречие между индивидуальным интересом к смерти как экзистенциальной категории и ее вытеснением из социальной жизни в совокупности с постоянным обращением к мортальной тематике в современной массовой культуре приводит к тому, что интерес трансформируется в тревогу и страх перед смертью, который находит свое место в бессознательном и, активно подавляясь, может при этом «проявиться в виде психосоматических или невротических реакций». [Баканова, Горьковая, 2014]
Ученые неоднозначно оценивают значение страха смерти для становления и развития личности человека. Часть исследователей придерживается позиции неестественности страха смерти для психически здорового человека и подчеркивают деструктивность его влияния на личность (Рейнгольд, Норманн, другие). О. Феникел вообще отрицает существование страха смерти как такового, считая, что он лишь скрывает другие страхи: страх утраты любви или кастрации, страх перед собственным возбуждением, страх быть наказанным за пожелание смерти другому. [Комлев, 2000, с. 41]
Иная позиция признает страх смерти как естественный для всех людей, присущий каждому, но деструктивно влияющий на личность. Вследствие его инстинктивной природы человек не может преодолеть страх смерти полностью, но может принимать меры по снижению уровня влияния на личность -( 68 )-
путем вырабатывания защитных механизмов психики: вытеснения, отрицания, смещения, рационализации и других (Джемс, Зайлцбург, А. Фрейд, Г. Салливан, другие).
Третья позиция заключается в приписывании страху смерти конструктивной функции. В рамках этой позиции можно выделить теории, подчеркивающие позитивное значение страха смерти для общества и для личности.
В рамках направления, посвященного значению страха смерти для общества, наиболее разработанной является теория управления страхом смерти, созданная Дж. Гринбергом, С. Соломоном, Т. Пищински (1986) на основе работ Э. Беккера. По мнению авторов страх смерти позволяет использовать смерть как наказание, что обеспечивает регламентацию поведения членов общества. С другой стороны, человечество выработало когнитивные конструкции «бессмертия» в виде культурной картины мира и самооценки, вырабатывающейся внутри и требующей постоянного подтверждения от общества, разделяющего эту культурную картину. Это побуждает человека к стремлению более продуктивно проживать жизнь и оставить след после себя (конструкция «бессмертия») в виде потомства, продуктов труда и творчества. Помимо этого необходимость подтверждения самооценки способствует потребности человека быть включенным в группу и побуждает его к проявлению конформности, социальной желательности, подчиняемости, поиску похвалы и одобрения, соответствию культурным стандартам.
Направление, придерживающееся позиции конструктивной роли страха смерти в становлении личности человека и формировании его жизненной философии, образовано в основном представителями экзистенциального направления философии и психологии (М. Хайдеггер, П. Тиллих, И. Ялом, Э. Фромм, Р. Мэй, Г. Фейфел, В. Франкл, С. Мадди, Н.А. Бердяев, Д.А. Леонтьев, Д.Н. Баринов, др.). Они отделяют страх смерти от инстинкта самосохранения, аргументируя это тем, что только человек способен осознавать временную перспективу и, как следствие, конечность собственного существования, что и приводит к субъективным переживаниям в виде тревоги по поводу собственной смерти, страху небытия. Н.А. Бердяев называет смерть «самым глубоким и самым значительным фактом жизни» [Бердяев, 2014, с. 70], и именно факт смерти по его мнению ставит перед человеком вопрос смысла жизни. По мнению исследователей именно попытка отгородиться от этого осознания с помощью психологических защит в виде вытеснения, отрицания, смещения и других и приводит к невротизации тревоги. Согласно Р. Мэю и С. Мадди принятие смерти способствует формированию позитивной жизненной философии, развитию осмысленности и жизнестойкости человека, что нашло свое подтверждение в исследованиях, проведенных Д.А. Леонтьевым и коллегами (2003, 2006, 2007).
Продолжая эту точку зрения, П.Т. Вонг описывает отношение к смерти через категорию принятия-непринятия. В его теории страх смерти соответствует неприятию смерти и избеганию тем, связанных с ней. Принятие же делится на три типа: избавляющее (представление о смерти как о варианте спасения от жизненных трудностей и страданий), приближающее (представление о смерти как о переходе в счастливую «послежизнь») и нейтральное (представление о смерти как о неизбежном конце жизни). Первый тип может быть показателем суицидальных и аутоагрессивных тенденций человека; второй тип принятия связан с религиозными представлениями человека, конструктивное значение которых оспаривается разными исследователями; и лишь последний вариант представляется наиболее предпочтительным и способствует более осознанному отношению к жизни. Этот тип отношения к смерти описывает феномен как «катализатор, без которого радость и энтузиазм утрачивают интенсивность и глубину» [Фромм, 2006, с. 250]. При этом принятие смерти не означает отрицание страха смерти, более того, некоторые типы принятия смерти могут его усиливать и провоцировать появление патологических реакций. В связи с этим понимание особенностей отношения к смерти и его значения для формирования и становления личности, а также позиция практического психолога в контексте описываемого феномена может стать важным аспектом в психокоррекционной и психотерапевтической работе, профилактике невротических состояний.
Список использованной литературы:
1. Баканова А.А., Горьковая И.А. Психология страха смерти: теория и практика. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 160 с.
2. Баринов Д.Н. Страх как феномен человеческого бытия // Философская мысль. 2018. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/strah-kak-fenomen-chelovecheskogo-bytiya (дата обращения: 08.08.2020).
3. Бердяев Н.А. Смерть и бессмертие* // Развитие личности. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smert-i-bessmertie (дата обращения: 06.08.2020).
4. Комлев А.А., О природе страха смерти: история вопроса и гипотезы. Вестник ТГУ, выпуск 4 (20), 2000. С. 36-41.
5. Леонтьев Д.А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться // Консультативная психология и психотерапия. 2003. Том 11. № 2. С. 107-119.
6. Леонтьев Д.А., Буровихина И.А. Фасилитирующие эффекты опыта «малой смерти». // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2007. С. 140-145.
7. Рейнгольд Дж. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти. М.: ПЕР СЭ, 2000. 384 с.
8. Фейфел Г. Смерть - релевантная переменная в психологии. В Р. Мэй (ред.), Экзистенциальная психология = Existential psychology (М. Занадворов, Ю. Овчинникова, пер. с англ.) (с. 28-34). Москва: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990.
10.Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Москва: АСТ, 2006.
11. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н. Теория управления страхом смерти: основы, критика и развитие // Вопросы психологии. 2014. №2. С. 125-142. 4.
12.Ялом И. Вглядываясь в солнце: жизнь без страха смерти. М.: Эксмо, 2012, с. 48
13.Greenberg J., Pyszczynski T. & Solomon S. «The causes and consequences of a need for self-esteem: A terror management theory». In R.F. Baumeister (ed.), Springer-Verlag (New York), Public Self and Private Self, 1986. pp.189 - 212.
14.Wong P. T. P. From death anxiety to death acceptance. Invited keynote address at the Conference on Life and Death Education in National Changhwa University, Taiwan, 2002, December.
15.Wong P. T. P. & Tomer A.: Beyond Terror and Denial: The Positive Psychology of Death Acceptance, Death Studies, 35:2, 2011. pp. 99-106.
© Дмитриева П.Р., 2020.