Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 111-113.
Л. Н. Бибик, С. В. Дейнеко, О. В. Устинова
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Наиболее значимую роль в навязывании негативных стереотипов поведения и в установлении новой «шкалы дозволенного» играют средства массовой информации, сила влияния которых соизмерима с институтом семьи и педагогическим воздействием. В статье анализируются результаты авторского исследования, доказывающего негативное воздействие средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества.
Ключевые слова: общество; духовно-нравственное развитие общества; ценности; социализация; средства массовой информации.
Система ценностей российского общества за последние десятилетия претерпела несколько этапов реформирования. Распад Советского Союза поставил под сомнение вопросы традиционных для той эпохи ценностей: коллективизм, труд, равенство и т. д. Более того, традиционные ценности подверглись деградации на волне отречения от всего «советского», когда открытый для демократических и либеральных ценностей социум и отдельные социальные группы явно противопоставляли себя духовно-нравственным идеалам, сформированным под воздействием многовековой российской истории и культу-ры1. Неизбежность таких тенденций является своего рода нормой для процессов модернизации, однако массовый и затяжной характер деморализации общества однозначно воспринимается как аномалия.
В результате процессов становления рыночной экономики, гражданского общества, правового государства, активного насаждения демократических ценностей и свобод широкий размах обрели негативные проявления, выражающиеся в падении нравов, обострении социальных противоречий, фрагментации общества, утраты основ национальной идентичности и духовного единства2. Целеустремленность сменилась бесцельностью, глубина конфликта поколений продолжает нарастать, традиционные моральные и нравственные установки деградируют под воздействием глобализации, а на повестку дня вынесен вопрос о правомерности признания эволюции духовно-нравственных ценностей. И если так, то какие ценности считать актуальными и какое поведение рассматривать как «бездуховное» и «безнравственное».
Происходящие в современном обществе изменения имеют в качестве своего катализатора нарастающие в геометрической прогрессии информационные потоки, передаваемые по многочисленным каналам, доступность которых для разных слоев общества постоянно возрастает.
Переход к прогрессивному информационному обществу не исключает, что средства массовой информации могут стать доминирующим агентом социализации личности, тем более что важным атрибутом информационного общества выступает так называемое «информационное сознание», которое является продуктом нарастающей информатизации и лежит в основе глобального информационного пространства3. Нельзя не согласиться на этот счет с Л. Г. Исаевой, что средства массовой информации «являются наиболее доступным и влиятельным механизмом формирования личности»4.
С целью выявления роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества авторами был проведен социологический опрос жителей городов Тюменской области (без автономных округов). Выборка включала 264 мужчины и 272 женщины (49,3 % и 50,7 % соответственно). Относительное большинство респондентов (59,0 %) представлено молодежью (лицами в возрасте до 35 лет).
Формирование выборки осуществлялось случайным образом на основании списков с шагом, величина которого определялась для каждого населенного пункта пропорционально общей численности жителей в возрасте 18 лет и старше.
На первом этапе исследования авторы выявляли факторы, оказывающие наиболее су-
112
Л. Н. Бибик, С. В. Дейнеко, О. В. Устинова
щественное влияние на систему ценностей респондентов. Для этого последние были разделены на людей с позитивной духовно-нравственной установкой (те, кто «не приемлют негативные социальные практики», и «людей с негативной духовно-нравственной установкой» (все остальные) (рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов респондентов относительно приемлемости негативных социальных практик
Респонденты с негативной духовно-нравственной установкой отметили как наиболее значимые следующие факторы (см. таблицу).
Представленные данные свидетельствуют, что наиболее значимыми с точки зрения воздействия на духовно-нравственное развитие общества факторами являются семья (26,1 % от общего числа респондентов), средства массовой информации (21,3 %) и школа (18,8 %).
Среди респондентов с негативной духовно-нравственной установкой наиболее существенными являются такие факторы, как влияние средств массовой информации (21,3 %) и влияние общественного мнения (8,6 %).
Авторы полагают, что фактор 'общественное мнение' отчасти целесообразно рассматривать как элемент воздействия средств массовой информации в связи с тем, что последние выступают средством транслирования и распространения ценностных установок среди социальных групп.
На втором этапе исследования выявлялся характер влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества.
По мнению подавляющего большинства респондентов (58,8 %), средства массовой информации оказывают негативное воздействие на духовно-нравственное развитие общества (рис. 2).
Рис. 2. Распределение ответов респондентов о характере влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества
Позитивное влияние средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества отмечено 18,8 % респондентов, которые, судя по их комментариям, справляются с этой проблемой путем отсеивания не-
нужного контента, равно как и с проблемой
Распределение ответов респондентов на вопрос о факторах, оказавших наиболее существенное влияние на их систему ценностей
Факторы воздействия Мужчины Женщины Всего
Количество % к итогу Количество % к итогу Количество % к итогу
% к муж. Ранг % к жен. Ранг Ранг
Общественное мнение: «так все поступают» 25 4,7 21 3,9 46 8,6
9,5 2 7,7 2 2
Так принято в семье 15 2,8 16 3,0 31 5,8
5,7 4 5,8 3 3
Так поступают мои друзья 16 3,0 14 2,6 30 5,6
6,1 3 5,1 4 4
Навязывают СМИ 51 9,5 63 11,8 114 21,3
19,3 1 23,0 1 1
Другие варианты 4 0,7 6 1,1 10 1,9
1,5 5 2,2 5 5
Итого 264 274 536 -
Роль средств массовой информации в современном обществе
113
ограничения доступа детей к такого рода информации. Нельзя снимать со счетов и существующие примеры транслирования положительных духовно-нравственных установок, содержащихся в информационно-познавательных, образовательных и других программах и изданиях.
Признание роли средств массовой информации в качестве фактора духовно-нравственного развития общества требует учета этого обстоятельства при реализации стратегии и тактики социально-экономического развития территории. Нет сомнения в том, что основанием для развития ценностных установок является, прежде всего, трансформация мировоззрения, реализуемая с помощью информационных каналов, вклад каждого из которых подлежит детальному изучению.
Примечания
1 Ustinova, O. V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia. Scopus. // Life Sci J. 2014. № 11 (8s). Р. 465-468.
2 Осипова, Л. Б. Формирование гражданственности в контексте развития личности молодого человека / Л. Б. Осипова, О. В. Устинова // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2012. № 6 (21). С. 95.
3 Устинова, О. В. Роль информационных технологий в жизни общества / О. В. Устинова, С. Е. Соболев // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. 2013. С. 130.
4 Исаева, Л. Г. Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества : дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2005. С. 112.