Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 119-122.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
Анализируются особенности влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества. Авторы делают вывод о необходимости использования средств массовой информации как системы диагностики процессов деградации в обществе, на основе которой будет осуществляться корректирующее воздействие посредством различных институтов социализации.
Ключевые слова: общество; духовно-нравственное развитие общества; ценности; социализация; средства массовой информации.
Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества, равно как и взаимодействие общества с масс-медиа, обусловлено в немалой степени уровнем развития информационной культуры1.
Информационная культура как самобытный феномен является частью современной культуры, разделяемой обществом или отдельными макросоциальными группами, которая в исследовательском контексте рассматривается в двух измерениях. Так называемое вертикальное измерение культуры обеспечивает взаимосвязь и преемственность поколений, формируя тем самым ее ядро, не изменяющееся в течение длительного периода. Горизонтальный срез культуры, напротив, является ее динамическим компонентом, обеспечивающим взаимосвязь и макроидентичность между различными социальными группами.
Источником социальной информации является само общество в своей жизнедеятельности, создающее так называемые информационные поводы. Средства массовой информации, призванные информировать, просвещать и отчасти воспитывать, выступают обособленным актором, независимо от общества принимающим решение о том, какую информацию в каком объеме и с какой «оценкой» транслировать. В этом проявляется двойственность их роли и назначения: являются ли они ведущими или ведомыми, следует ли их рассматривать как «зеркало» культурного развития общества или как «четвертую власть», формирующую эту культуру и устанавливающую ее рамки. Обе представленные точки зрения имеют равное право на существование.
Так, если рассматривать общество в качестве активной стороны взаимодействия диады 'общество - средства массовой информа-
ции', то средства массовой информации как пассивная сторона такого взаимодействия выступают средством рефлексии процессов и явлений, разворачивающихся в социуме.
В таком случае общество с учетом динамики уровня его духовно-нравственного развития в различные периоды времени направляет средствам массовой информации запрос на содержание контента в соответствии с той системой ценностей и духовно-нравственных установок, которая доминирует в конкретном историческом периоде (рис. 1).
Авторы считают обоснованным, что если средства массовой информации выступают пассивной стороной в рассматриваемых социальных взаимодействиях, то транслируемый контент есть рефлексия набирающих популярность в обществе негативных социальных практик, дискредитирующих культурные и духовно-нравственные основы современного общества. Запрос общества на трансляцию негативно окрашенного, асоциального контента в таком случае следует рассматривать как индикатор, симптом деградации. Тогда обоснованным становится признание за средствами массовой информации роли инструмента диагностики процессов падения нравов.
Признание пассивной роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии общества открывает в исследовательском плане следующие перспективы и возможности:
- использование средств массовой информации как системы диагностики процессов деградации в обществе, на основе которой будут выстраиваться механизмы корректирующего воздействия через другие институты социализации;
Причина
Следствие
Общество
ч---
Духовно-нравственное развитие
Деградация информационной культуры
Общество
СМИ
«Качество» контента
Деградация контента с
позиции духовно-нравственного развития
СМИ
Запрос на содержание информационных потоков
Рис. 1 .Процесс активноговоздействиядуховно-нравственныхустановок общества
насредства массовойинформации
- поиск иныхфакторов девальвоции духовно-нравственных установокобщества, нс-жели сто детва мсосoвдй инфтpмaцуи.
Еслн порван вльтецнативд в пpияиаднoм аспекте не ят^нная дъьылтPиoъцоц, он вооо ао требуеа дoвюцнътебaоаIxыаммeнтoуъeс:Taк, в исслоoаьвoврсeктй и еKысaтeсaедой среде попул становится признание за средствами котороки имoняю иредстоа мaааooаИ инфтб-мации определяима динамосс ннвовоo-IИ>аь-ственнаоo pттoнаив обществи и ооаасои обе-спечивс^^д вга деградацию. Ар^мвлтация, если упрощенно, ввIMйpaивaepcянa еледую-щей деточке: семьв ишколакак
базовым инвтитyдыoоциaлизaвии го годао «ув стали хуже», вливиуa церкви не втоов cица-но, но латаете они отмогур rфoтиввааавт:ъдс-факто наблЮДаМиой ДyXЯBHO-HpOOBTBeHHOЙ деградoиуa^, п^ланло которойзаключаетея в воздействии средств массовой информации.
Приведенная аргументация опровергается историческим опытом античных обществ. Несмотря на относительную компактность территории их проживания, уровень развития средств массовой информации был совершенно не сопоставим с современным. При этом иные институты социализации -семья и школа - играли существенно более значимую роль, а духовенство в буквальном смысле доминировало. Тем не менее, исто-
тически зaфндтopoвaн факт надениц ^авов, осцoимeв , лpсемeвдмcкoсo oбIдеятся, когда ивоуировыми вталипоаок и pвааpoт( а в об-щeстсc широкоа мйяирартpaнепив гооучили oаяне нeгaоcmныаoациaльныо нумятиви, как о, гетонизм, мсчеотво, пуoятиту-ция,oyжeoтжствo,мнoгожeнcтвo нт.н В то жевосми eаинcoвсиным сpсдвтоoм мтавовой информации с определенными допущениями мвжно сошо нжвавьвеeии, котоувов разные тцaнсшмoв(ma осдеончевкие ооста-новки, и кровопролитие, становилось местом мивеовых ц^який и волнений - о! вжaиcимо-сш ов ypoяъоpaзаигит дyxoвнитты и нрав-вчoоцмoоти. Тогда стднавeи:ам очевидным, ото дудовноевь онpтвoавeнхосая ееть ароиз-водные от культуры, деградация которой воз-дeйeиaмеoнa транвлофуемыц контент.
Сказанное позволяет констатировать наличие иных фасилитаторов и катализаторов деструктивного развития духовности и нравственности в обществе, помимо средств массовой информации.
Принимая за основу альтернативную точку зрения, согласно которой средства массовой информации выступают активной стороной во взаимодействии с обществоми воздействии на уровень его духовно-нравственного развития, можно признать, что такая концепция также может быть подстроена под
описание имеющих место процессов и явлений девальвации и деградации общественно-разделяемых ценностей. Такой подход коррелирует с концепцией 'средства массовой информации - четвертая власть'.
«Четвертая власть» устанавливает систему ценностей, позволяющих индивидам вырабатывать индивидуальную оценку приемлемости или неприемлемости формальных правил, лежащую в основе макросоциальной идентичности, отсылающей к вопросам духовно-нравственного р;хвнтня. Поскольку уважение и Закону, но естьк формальноя власяи, есть одяо из проявлений духовнн-нраьотвенногь разовкоя, то просоцишььные нормы с феинксои в увммматриваемом контексте предсяаюо как еисоима повьо^^с^, еььдяща» вну-
с абществснно регуснень^ы оеи свциапьных дуактин, которые а^^^о^ь^ы сфямо м» ьоуoeщзоы, новсту-пают в Фзю»мтоусоиo с гцух^оасо-н]бьь^'^^^1^-ными нстановкамн2. В бкям омысле ум»ст-нымуфден (»раьбняся к з^ь^нч^у6 нО срмдоелах массовой инфо^ации», котсфый нодьфжил исключительный перечень зaпpещеууыx в распространению по их каналам образцов негативных социальных практик. Если бук-
вально, то под запретом находятся пропаганда терроризма, экстремизма, порнографии, культа насилия и жестокости, производства и распространения наркотиков. Все прочие пороки общества, коих можно насчитать не один десяток, прямо к транслированию средствами массовой коммуникации не запрещены. Данная диспозитивная норма права очень часто является предметом злоупотреблений о стороны телеканалов, прессы и администраторов интернет-сайтов.
Исходя и- пссможности влияние средств мдссовой инфннмации уа духовно-нрав-ствеупбс разлитие нЯщесова, можно кон-стааиоовадь, ото они фьйствуюп ионтересах собственников или иных стейкхолдеров. Не в ятлишаиения рассмсориваемой IЛсeдмe»нo-oTузлтнoй мУнеФоуr»eянIи, авто-ны утм^^^ ооо в наа^^о^с^^о общьм случае некоиорые ууеммтво мсьновой иа^рмации ясдснятся щзовудннунми уязу бизнеса или мфупныл мокросоцоиюных ур^п.
Вьялкм (^учул сaингсoефоаофуые сторо-ныадресуюя ортдствам массовой информации ьопрос нaопeцифуФОcкбю консент, содержание и напревленносеи лноортго нередко способствуют девальвации определенных духовных и нравственных установок общества
Пуу«уут
Скпнстеуп
Зтoу»e он e»нпужтууп ууM»унтиУ»УУио м»ь»б»е
Дкнеяс
Буяупe
«Дунгу»
Жпгтяуеуип нво»еу»(уутестепууип юстту»ебу
Рис.2. Процессактивного воздействиясредств массовойинформации на духовно-нравственные установкиобщества
или отдельных его групп (например, когда необходимость поддержания здорового образа жизни дискредитируется завуалированной пропагандой активного употребления спиртных напитков, к примеру, когда приключения какого-то положительного героя популярного фильма возникают не иначе как на почве его пьянки с друзьями).
На этом фоне имеет место деградация информационной культуры общества, традиционные институты социализации вытесняются информационным потоком, главная характеристика которого - популярность как реакция на неудовлетворенность каких-либо других ценностей. Схематическое представление такого воздействия со стороны средств массовой информации представлено на рис. 2.
Достигаемая таким образом деградация духовно-нравственного развития, являющаяся основной или побочной целью некоторых заинтересованных сторон, запускает рекурсивный механизм девальвации запрашиваемых от средств массовой информации установок. Таким образом, спрос рождает предложение, и в обществе возникает эффект «снежного кома», когда падение норм нравственности и духовности в средствах массовой информации повышает интерес к ним и
обусловливает дальнейшее обесценивание транслируемых духовно-нравственных установок. Принимая во внимание уровень развития информационных технологий, авторы считают описанный сценарий вполне реалистичным.
Очевидно, что признание средств массовой информации активным субъектом, влияющим на духовные идеалы и нравственные ориентиры общества, выводит на передний план необходимость разработки и адаптации механизмов управления духовно-нравственным развитием общества.
Примечания
1 Устинова, О. В. Роль современных информационных технологий в жизни общества / О. В. Устинова, С. Е. Соболев // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (31 окт. 2013 г.). Тамбов, 2013. С. 130-131.
2 Осипова, Л. Б. Формирование гражданственности в контексте развития личности молодого человека / Л. Б. Осипова, О. В. Устинова // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2012. № 6 (21). С.95-100.