Научная статья на тему 'Особенности воздействия средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества'

Особенности воздействия средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
750
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / SOCIETY / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF SOCIETY / VALUES / SOCIALIZATION / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барбаков Олег Михайлович

Анализируются особенности влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества. Авторы делают вывод о необходимости использования средств массовой информации как системы диагностики процессов деградации в обществе, на основе которой будет осуществляться корректирующее воздействие посредством различных институтов социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of media exposure on spiritual and moral development of society

The article analyzes the peculiarities of influence of mass media on spiritual and moral development of society. The authors conclude about the necessity of using media as a diagnostic system of degradation processes in society, on the basis of which will be a corrective influence through various institutions of socialization.

Текст научной работы на тему «Особенности воздействия средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 119-122.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Анализируются особенности влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества. Авторы делают вывод о необходимости использования средств массовой информации как системы диагностики процессов деградации в обществе, на основе которой будет осуществляться корректирующее воздействие посредством различных институтов социализации.

Ключевые слова: общество; духовно-нравственное развитие общества; ценности; социализация; средства массовой информации.

Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное развитие общества, равно как и взаимодействие общества с масс-медиа, обусловлено в немалой степени уровнем развития информационной культуры1.

Информационная культура как самобытный феномен является частью современной культуры, разделяемой обществом или отдельными макросоциальными группами, которая в исследовательском контексте рассматривается в двух измерениях. Так называемое вертикальное измерение культуры обеспечивает взаимосвязь и преемственность поколений, формируя тем самым ее ядро, не изменяющееся в течение длительного периода. Горизонтальный срез культуры, напротив, является ее динамическим компонентом, обеспечивающим взаимосвязь и макроидентичность между различными социальными группами.

Источником социальной информации является само общество в своей жизнедеятельности, создающее так называемые информационные поводы. Средства массовой информации, призванные информировать, просвещать и отчасти воспитывать, выступают обособленным актором, независимо от общества принимающим решение о том, какую информацию в каком объеме и с какой «оценкой» транслировать. В этом проявляется двойственность их роли и назначения: являются ли они ведущими или ведомыми, следует ли их рассматривать как «зеркало» культурного развития общества или как «четвертую власть», формирующую эту культуру и устанавливающую ее рамки. Обе представленные точки зрения имеют равное право на существование.

Так, если рассматривать общество в качестве активной стороны взаимодействия диады 'общество - средства массовой информа-

ции', то средства массовой информации как пассивная сторона такого взаимодействия выступают средством рефлексии процессов и явлений, разворачивающихся в социуме.

В таком случае общество с учетом динамики уровня его духовно-нравственного развития в различные периоды времени направляет средствам массовой информации запрос на содержание контента в соответствии с той системой ценностей и духовно-нравственных установок, которая доминирует в конкретном историческом периоде (рис. 1).

Авторы считают обоснованным, что если средства массовой информации выступают пассивной стороной в рассматриваемых социальных взаимодействиях, то транслируемый контент есть рефлексия набирающих популярность в обществе негативных социальных практик, дискредитирующих культурные и духовно-нравственные основы современного общества. Запрос общества на трансляцию негативно окрашенного, асоциального контента в таком случае следует рассматривать как индикатор, симптом деградации. Тогда обоснованным становится признание за средствами массовой информации роли инструмента диагностики процессов падения нравов.

Признание пассивной роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии общества открывает в исследовательском плане следующие перспективы и возможности:

- использование средств массовой информации как системы диагностики процессов деградации в обществе, на основе которой будут выстраиваться механизмы корректирующего воздействия через другие институты социализации;

Причина

Следствие

Общество

ч---

Духовно-нравственное развитие

Деградация информационной культуры

Общество

СМИ

«Качество» контента

Деградация контента с

позиции духовно-нравственного развития

СМИ

Запрос на содержание информационных потоков

Рис. 1 .Процесс активноговоздействиядуховно-нравственныхустановок общества

насредства массовойинформации

- поиск иныхфакторов девальвоции духовно-нравственных установокобщества, нс-жели сто детва мсосoвдй инфтpмaцуи.

Еслн порван вльтецнативд в пpияиаднoм аспекте не ят^нная дъьылтPиoъцоц, он вооо ао требуеа дoвюцнътебaоаIxыаммeнтoуъeс:Taк, в исслоoаьвoврсeктй и еKысaтeсaедой среде попул становится признание за средствами котороки имoняю иредстоа мaааooаИ инфтб-мации определяима динамосс ннвовоo-IИ>аь-ственнаоo pттoнаив обществи и ооаасои обе-спечивс^^д вга деградацию. Ар^мвлтация, если упрощенно, ввIMйpaивaepcянa еледую-щей деточке: семьв ишколакак

базовым инвтитyдыoоциaлизaвии го годао «ув стали хуже», вливиуa церкви не втоов cица-но, но латаете они отмогур rфoтиввааавт:ъдс-факто наблЮДаМиой ДyXЯBHO-HpOOBTBeHHOЙ деградoиуa^, п^ланло которойзаключаетея в воздействии средств массовой информации.

Приведенная аргументация опровергается историческим опытом античных обществ. Несмотря на относительную компактность территории их проживания, уровень развития средств массовой информации был совершенно не сопоставим с современным. При этом иные институты социализации -семья и школа - играли существенно более значимую роль, а духовенство в буквальном смысле доминировало. Тем не менее, исто-

тически зaфндтopoвaн факт надениц ^авов, осцoимeв , лpсемeвдмcкoсo oбIдеятся, когда ивоуировыми вталипоаок и pвааpoт( а в об-щeстсc широкоа мйяирартpaнепив гооучили oаяне нeгaоcmныаoациaльныо нумятиви, как о, гетонизм, мсчеотво, пуoятиту-ция,oyжeoтжствo,мнoгожeнcтвo нт.н В то жевосми eаинcoвсиным сpсдвтоoм мтавовой информации с определенными допущениями мвжно сошо нжвавьвеeии, котоувов разные тцaнсшмoв(ma осдеончевкие ооста-новки, и кровопролитие, становилось местом мивеовых ц^який и волнений - о! вжaиcимо-сш ов ypoяъоpaзаигит дyxoвнитты и нрав-вчoоцмoоти. Тогда стднавeи:ам очевидным, ото дудовноевь онpтвoавeнхосая ееть ароиз-водные от культуры, деградация которой воз-дeйeиaмеoнa транвлофуемыц контент.

Сказанное позволяет констатировать наличие иных фасилитаторов и катализаторов деструктивного развития духовности и нравственности в обществе, помимо средств массовой информации.

Принимая за основу альтернативную точку зрения, согласно которой средства массовой информации выступают активной стороной во взаимодействии с обществоми воздействии на уровень его духовно-нравственного развития, можно признать, что такая концепция также может быть подстроена под

описание имеющих место процессов и явлений девальвации и деградации общественно-разделяемых ценностей. Такой подход коррелирует с концепцией 'средства массовой информации - четвертая власть'.

«Четвертая власть» устанавливает систему ценностей, позволяющих индивидам вырабатывать индивидуальную оценку приемлемости или неприемлемости формальных правил, лежащую в основе макросоциальной идентичности, отсылающей к вопросам духовно-нравственного р;хвнтня. Поскольку уважение и Закону, но естьк формальноя власяи, есть одяо из проявлений духовнн-нраьотвенногь разовкоя, то просоцишььные нормы с феинксои в увммматриваемом контексте предсяаюо как еисоима повьо^^с^, еььдяща» вну-

с абществснно регуснень^ы оеи свциапьных дуактин, которые а^^^о^ь^ы сфямо м» ьоуoeщзоы, новсту-пают в Фзю»мтоусоиo с гцух^оасо-н]бьь^'^^^1^-ными нстановкамн2. В бкям омысле ум»ст-нымуфден (»раьбняся к з^ь^нч^у6 нО срмдоелах массовой инфо^ации», котсфый нодьфжил исключительный перечень зaпpещеууыx в распространению по их каналам образцов негативных социальных практик. Если бук-

вально, то под запретом находятся пропаганда терроризма, экстремизма, порнографии, культа насилия и жестокости, производства и распространения наркотиков. Все прочие пороки общества, коих можно насчитать не один десяток, прямо к транслированию средствами массовой коммуникации не запрещены. Данная диспозитивная норма права очень часто является предметом злоупотреблений о стороны телеканалов, прессы и администраторов интернет-сайтов.

Исходя и- пссможности влияние средств мдссовой инфннмации уа духовно-нрав-ствеупбс разлитие нЯщесова, можно кон-стааиоовадь, ото они фьйствуюп ионтересах собственников или иных стейкхолдеров. Не в ятлишаиения рассмсориваемой IЛсeдмe»нo-oTузлтнoй мУнеФоуr»eянIи, авто-ны утм^^^ ооо в наа^^о^с^^о общьм случае некоиорые ууеммтво мсьновой иа^рмации ясдснятся щзовудннунми уязу бизнеса или мфупныл мокросоцоиюных ур^п.

Вьялкм (^учул сaингсoефоаофуые сторо-ныадресуюя ортдствам массовой информации ьопрос нaопeцифуФОcкбю консент, содержание и напревленносеи лноортго нередко способствуют девальвации определенных духовных и нравственных установок общества

Пуу«уут

Скпнстеуп

Зтoу»e он e»нпужтууп ууM»унтиУ»УУио м»ь»б»е

Дкнеяс

Буяупe

«Дунгу»

Жпгтяуеуип нво»еу»(уутестепууип юстту»ебу

Рис.2. Процессактивного воздействиясредств массовойинформации на духовно-нравственные установкиобщества

или отдельных его групп (например, когда необходимость поддержания здорового образа жизни дискредитируется завуалированной пропагандой активного употребления спиртных напитков, к примеру, когда приключения какого-то положительного героя популярного фильма возникают не иначе как на почве его пьянки с друзьями).

На этом фоне имеет место деградация информационной культуры общества, традиционные институты социализации вытесняются информационным потоком, главная характеристика которого - популярность как реакция на неудовлетворенность каких-либо других ценностей. Схематическое представление такого воздействия со стороны средств массовой информации представлено на рис. 2.

Достигаемая таким образом деградация духовно-нравственного развития, являющаяся основной или побочной целью некоторых заинтересованных сторон, запускает рекурсивный механизм девальвации запрашиваемых от средств массовой информации установок. Таким образом, спрос рождает предложение, и в обществе возникает эффект «снежного кома», когда падение норм нравственности и духовности в средствах массовой информации повышает интерес к ним и

обусловливает дальнейшее обесценивание транслируемых духовно-нравственных установок. Принимая во внимание уровень развития информационных технологий, авторы считают описанный сценарий вполне реалистичным.

Очевидно, что признание средств массовой информации активным субъектом, влияющим на духовные идеалы и нравственные ориентиры общества, выводит на передний план необходимость разработки и адаптации механизмов управления духовно-нравственным развитием общества.

Примечания

1 Устинова, О. В. Роль современных информационных технологий в жизни общества / О. В. Устинова, С. Е. Соболев // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (31 окт. 2013 г.). Тамбов, 2013. С. 130-131.

2 Осипова, Л. Б. Формирование гражданственности в контексте развития личности молодого человека / Л. Б. Осипова, О. В. Устинова // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2012. № 6 (21). С.95-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.