Роль средств массовой информации (СМИ) в обеспечении информационной безопасности России на евразийском пространстве
ОСАВЕЛЮК ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
Проректор Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация: Особую опасность представляют информационные атаки в отношении России и стран СНГ по стороны прозападных информационных агентств с целью сделать политический статус России в мире непривлекательным для государств — членов СНГ. Угрозы суверенитету и стабильности России проистекают из использования различных приемов информационных войн через средства массовой информации (СМИ), которые имеют спланированную стратегию и тактику деятельности против интересов России и других стран СНГ В статье показано, что информационная война может проводиться как часть большего и более полного набора военных действий. Под угрозой информационной войны понимается намерение определенных сил воспользоваться поразительными возможностями, скрытыми в СМИ, на необозримом киберпространстве. Ученые всего мира в области СМИ и безопасности говорят об информационном оружии как о новом лице войны. То есть вначале происходит полномасштабное информационное наступление, после этой акции в ход идут ракеты и настоящее стрелковое оружие. По своему масштабу поражения информационное оружие сопоставимо с оружием массового поражения.
Ключевые слова: средства массовой информации, информационная война, действие информационного оружия, нанесение вреда психическому состоянию людей, внесение вирусов в компьютерные сети, уничтожения информации.
The role of the media to ensure information security of Russia in Eurasia OSAVELYUK ELENA ALEKSEEVNA
Vice-rector of the Institute of International Law and Economics name Griboyedov, Сandidate of legal sciences, Âssociate Professor
Abstract: Рarticularly dangerous «information attacks» against Russia and CIS countries by «pro-Western» news agencies in order to make «political status» of Russia in the world «unattractive» for the CIS member states. The threats to the sovereignty and stability of Russia stem from the use of various methods of «information warfare» through the media (the media) that have a planned strategy and tactics of activities against Russia and other CIS countries interests. The article shows that the information war can be carried out as part of a larger, more comprehensive set of military action. N under the threat of information warfare to understand the intentions of certain forces to take advantage of amazing possibilities, hidden in the media, on the boundless cyberspace. Scientists around the world in the field of media and talk about security of information weapon as the new face of war. That is, first there is a full-scale information attack, after this action in the course are present missiles and small arms. By its scale destruction information weapon comparable to weapons of mass destruction.
Key words: media, information warfare, information weapons effects, harming the mental state of people, making viruses in computer networks, data destruction.
Необходимость национальной стратегии и тактики защиты информационного пространства России от негативного воздействия информационных технологий в условиях информационных войн
В современном мире инновационных технологий информационная безопасность уже сейчас представляет собой социальное и только потом чисто техническое явление. Ее нельзя отождествлять лишь с применением специальных технических средств и методов для защиты информации от несанкционированного доступа, похищения, уничтожения и т.д. Обеспечение информационной безопасности - это не только защита информации, но еще и организационные, правовые и другие меры, направленные на обеспечение устойчивого, стабильного развития общества и государства, при которых достигаются цели защиты национальной, экономической безопасности.
Информационная безопасность тесно связана с правовой защитой информационного пространства от разрушительного влияния негативных факторов. Система мер правового регулирования информационной безопасности закреплена в Основах государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года1. Под международной информационной безопасностью понимают такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры.
Под системой международной информационной безопасности в документе понимается совокупность международных и национальных институтов, призванных регулировать деятельность различных субъектов глобального информационного пространства.
Система международной информационной безопасности призвана оказать противодействие угрозам стратегической стабильности и способствовать равноправному стратегическому партнерству в глобальном информационном пространстве.
Основной угрозой в области международной информационной безопасности, согласно документу, является использование информационных и коммуникационных технологий:
• в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву, для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности;
• в террористических целях, в том числе для оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры, а также для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;
• для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию...
На международном уровне Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была предложена и подписана Резолюция «Использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития» № 57/295 от
1 Указ Президента Российской Федерации от 24 июля 2013 г. № 1753. «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года». http://www.consultant.ru/ document/cons
20 декабря 2002 г.2, которая затронула именно глобальную культуру информационной безопасности.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации дает определение информационной безопасности Российской Федерации, под которой понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Все большее развитие в современном мире получает практика информационного воздействия как на население страны, так и население отдельного региона различными СМИ. Особую опасность представляют информационные атаки в отношении России и стран СНГ со стороны прозападных информационных агентств с целью сделать политический статус России в мире непривлекательным для государств - членов СНГ Использование различных приемов информационных войн, которые имеют спланированную стратегию и тактику против России и других стран СНГ, без должного противодействия уже приводит к доминированию в информационной сфере западных информационных технологий, разрушающих психику населения, деморализующих молодое поколение, пропагандирующих
агрессию и стереотипы общества потребления. Основными действующими лицами информационных войн выступают СМИ.
Обеспечение внутренней информационной безопасности не менее важно, чем обеспечение внешней информационной безопасности, так как внутренние угрозы, как показала практика, более разрушительны. Например, СССР распался не столько от внешних, сколько от внутренних акций СМИ и спецслужб западных государств, ведущих десятилетиями на территории СССР скрытую и открытую пропаганду западной свободы и ценностей для подрыва основ государственного строя в СССР. Конечно, внутренние и внешние информационные атаки связаны друг с другом, но внутренние информационные угрозы контролируемы, в отличие от внешних, и контроль этот нужно усиливать.
Ученые различают два направления ведения информационных войн через СМИ. Первое - это непосредственно информационное, когда идет полномасштабное искажение информации с целью дезинформировать население. Второе - информационно-психологическое, когда новостью не просто дезинформируют, а еще и пытаются поменять стереотипы и традиционное нормальное мышление3.
В случае проведения информационно-психологической войны на первое место выходят процессы формирования неправильного общественного мнения, чтобы вызвать общественную панику. В этом случае эффективно воздействует преуменьшение или, наоборот, пафосное описание значимости того или иного события.
Например, имело место занижение в Праздник Победы 9 мая в 2015 и 2016 гг. численности «Бессмертного полка» как общенационального консолидирующего фактора, в котором принимали участие граждане всех государств - членов СНГ. И наоборот, завышение числа митингу-
2 Резолюция ГА ООН «Использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития». № 57/295 от 20 декабря 2002 г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121270/c62807581
3 Завадский И.И. Информационная война - что это такое? // Защита информации. Конфидент. 1996. № 4. С. 13-18.
ющих на Болотной площади как отталкивающий фактор, ассоциирующийся с нестабильностью государственной власти, диктатурой и т.д. В целях защиты российского информационного пространства необходима четкая стратегия и тактика противодействия подобным вызовам против России.
В информационно-психологической войне практикуется использование в ходе коммуникативной кампании «спирали молчания», т.е. представления мнения меньшинства как мнения большинства населения и, таким образом, смещение смысловых и идеологических акцентов4.
Использование СМИ объективно предполагает зависимость национальной безопасности государства от защищенности информационной среды. Это во многом определяет степень уязвимости национального информационного пространства перед воздействием недружественных государств, террористических организаций, криминальных сообществ и отдельных лиц, действующих через информационное пространство.
Использование инструментария психологической войны в ходе войны информационной позволяет, с одной стороны, разрушить имеющуюся
информационную систему, с другой - произвести смену коммуникативной установки в обществе и таким образом подчинить его интересы интересам стороны-агрессора5.
В последние годы значение информационных войн неуклонно возрастает, при этом их главными особенностями можно считать отсутствие видимых разрушений. Однако через СМИ идет постепенное, незаметное внедрение в различные сферы общественно-политической жизни антироссийских «информационных конструкций в виде идеологических файлов, кластеров, блок-бастеров и других информационных квазипрограмм и кинопродукции, нацеленных на уничижение роли России в мировой истории, на приписывание неистребимых пороков русскому народу, на пропаганду агрессивности и неполноценности России и др.
СМИ превратились во власть, от которой во многом зависят происходящие изменения. Именно поэтому проблема ведения информационных войн и создания систем информационной безопасности российского государства является столь актуальной и востребованной на современном этапе.
Понятие «информационная война» в контексте возможностей информационных технологий
Термин «информационная война» оказался в фокусе внимания в связи с войной в Персидском заливе в 1991 г. После нее по мере распространения глобальных сетей у информационной войны стали появляться свои теоретики. Она велась в мире и при отсутствии компьютеров. Однако сегодняшняя зависимость цивилизации от информации сделала общество гораздо более уязвимым в этом отношении. Быстрое действие и широкое распространение информационных сетей многократно увеличили именно мощь информа-
4 Тутубалина О. Мирзобекова Р. Вся президентская рать // /
5 Почепцов Г. Информационные войны. Новый инструмент п
ционного оружия. Информация начинает нести в себе как созидательную, так и разрушительную силу, но в гораздо большей степени, чем раньше.
Дадим несколько определений понятия «информационная война». Это любое действие по использованию, разрушению, искажению вражеской информации и ее функций, защите информации против подобных действий. Данное определение является основой для следующих утверждений: информационная война - это комплексное совместное применение сил и средств
я-плюс. 2011. 23 ноября, № 88 (677). С. 7. 1тики. 2015.
информационной и вооруженной борьбы. Информационная война - коммуникативная технология по воздействию на информацию и информационные системы противника с целью достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем6.
Какой бы смысл в понятие «информационная война» ни вкладывался, оно родилось в среде военных и обозначает прежде всего жесткую, решительную и опасную деятельность, сопоставимую с реальными боевыми действиями. Эксперты, сформулировавшие доктрину информационной войны, отчетливо представляют себе отдельные ее грани: это штабная война, электронная война, психотропная война, информационно-психологическая война, кибернетическая война и т.д.
Наше время продемонстрировало возросшие возможности информационного воздействия на массовое сознание. В числе ярких примеров информационной войны можно назвать холодную войну СССР-США, приведшую к распаду СССР, банановые, затем, бархатные и, наконец, цветные революции.
В современных демократических обществах государств - членов СНГ информационные войны получают благоприятные условия для своего существования, поскольку они являются откры-
6 Афсахзод A.A. Степень защищенности журналистов РТ на Ломоносова, 2011. С. 11-16.
тыми, что предполагает гораздо больший объем разнообразных информационных потоков, чем в случае закрытого общества.
Современные информационные технологии преобразовали почти каждую сферу человеческой деятельности, в том числе они произвели революцию и в военном искусстве. Традиционная война сменяется принципиально новыми формами противоборства, в которых победа будет достигаться не с помощью классического или даже ядерного оружия и привычных способов ведения войны, а путем массированного использования новых средств информационного оружия. Сегодня это оружие приобретает свойства, позволяющие ему заменить и даже превзойти оружие массового поражения. Первое «несмертельное» оружие становится самым опасным, уничтожающим личность, целые общества, не разрушая их физически.
Информационные войны заставляют по-новому взглянуть на профессию журналиста и деятельность СМИ в обществе. Практика показывает, что не существует независимых СМИ и не ангажированных журналистов. Крупнейшие СМИ в современном обществе не сумели достигнуть того уровня независимости, при котором бы им позволили оставаться нейтральными в любом конфликте.
Информационная война может проводиться как часть большего и более полного набора военных действий. Таким образом, под угрозой информационной войны понимается намерение определенных сил воспользоваться поразительными возможностями, скрытыми в СМИ, на необозримом киберпространстве, чтобы вести бесконтактную войну, в которой количество жертв в прямом значении слова сведено к минимуму. Общество приближается к такой ступени развития, когда уже никто не является солдатом, но все являются участниками боевых действий. Задача теперь состоит не в уничтожении живой силы, но в
временном этапе / Медиаскоп. Вып. № 4. М.: МГУ им. М.В.
подрыве целей, взглядов и мировоззрения населения, в разрушении социума.
Информационная война может быть развязана террористами, экстремистскими группировками, подпольными торговцами оружием массового поражения7. Современные технологии позволяют противнику изменить или создать информацию без предварительного получения фактов и их интерпретации.
Фейк - аналог английского слова «fake», которое, собственно, и переводится как подделка, фальсификация, подлог, обман.
Информационные вбросы - это, как правило, резко преувеличенная информация с целью привлечь внимание к проблеме, основанная на правде, но раздутая так, что перестала быть правдой.
Особенности информационного пространства противника диктуют выбор методов ведения информационной войны. Эти методы являются общими для психологических войн, пропаганды и избирательных технологий. В своей основе они имеют принципы, разработанные коммерческой
рекламой. Использование этих методов предполагает прямое манипулирование СМИ и журналистами в своих интересах. Это может происходить напрямую, когда зависимые СМИ транслируют точку зрения хозяина и ведут информационную войну в его интересах. Также это может быть скрытое манипулирование массмедиа. В этом случае организатор информационной войны должен обладать мощными интеллектуальными ресурсами, чтобы переигрывать прессу на ее же поле. Речь может идти о формировании так называемой «повестки дня», т.е. событиях, которые попадают каждый день в поле зрения массмедиа. Можно поворачивать ситуацию таким образом, что внимание СМИ будет привлечено к событиям, в освещении которых мы заинтересованы. Событие становится событием, только когда попадает на экраны телевизоров. Происходит резкое ограничение возможных тем для обсуждения. СМИ навязывают аудитории не только темы, но и свои интерпретации событий. Очень важным является построение информационной кампании, которая подразумевает искусственное создание мифов.
Воздействие на общественное сознание населения в историческом, культурном, социальном контексте
Немаловажной в информационной войне является и «имиджевая» война. Имидж страны является одной из мишеней в информационном противоборстве. Существуют примеры, когда в массовом сознании усилиями СМИ были созданы однозначно призрачные и негативные образы некоторых стран. Это позволило сформировать определенное негативное отношение общественности к ним, к происходящим в них процессам, к их внутренней и внешней политике. Впоследствии страны получали поддержку мирового сообщества, а также санкции международных организаций для вмешательства во внутренние дела этих государств.
Процесс создания отрицательного имиджа предшествует любой военной кампании. Это стало в последние годы необходимым действием, поскольку в массовом сознании нежно создать негативный образ государства, против которого целесообразно применить санкции, а затем и военную силу. По причине возрастания в последние десятилетия роли общественного мнения ни одна военная операция не может обойтись без ее одобрения мировой общественностью. Поэтому предшествующим этапом каждой военной акции является кампания в СМИ по созданию антиимиджа государства, против которого будет при-
7 Загинайлов Ю.Н. Основы информационной безопасности. М.: 2015. С. 45.
менена военная сила. Она позволит направить общественное мнение в нужное русло.
Так было раньше, так и сейчас. В качестве примера долгожительства этого приема, можно сослаться на репортаж 1833 г. (при Николае I) из английского парламента о России: «Пройдет не много лет, и эти варвары научатся пользоваться мечом, штыком и мушкетами с таким же искусством, что и цивилизованные люди. Следует, не мешкая, начать войну, подняв против России Персию»8.
Русофобская кампания достигла в Великобритании и ее заморских владениях крайних пределов; трудно, будучи в здравом уме, постигнуть ее проявления. Черноморские корабли России лежали на дне Севастопольской бухты, затопленные своими командами; балтийский флот быт заперт в Финском заливе, тихоокеанского еще не существовало. А в Бомбее и Калькутте складывали печи для каления ядер, чтобы «отбиваться от русских». В еще более далекой Австралии волонтеры упражнялись в стрельбе и рукопашном бою с якобы могущими вторгнуться из Сибири московитами9.
Вот такая странная цепочка: сначала дикие варвары, нелюди, слабые, но растущие, потом (почти сразу) агрессивная сила, угрожающая миру.
Спустя сотни лет все тот же прием мы видим на примере Югославии, Ирака, Ливии, Сирии, Грузии, Украины и т.д. Предпринимаются попытки распространить это и на нашу страну.
Продолжая тему имиджа государства, важно подчеркнуть, что он основывается на трех уровнях общественного сознания: мифологическом, стереотипном и предметном. Для формирования
8 Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. М.: 1991. С. 51.
9 Там же. С. 104.
внешнеполитического имиджа наиболее важным является стереотипный слой. Стереотипы играют важнейшую роль и в определении индивидом разных уровней своей идентичности. Однако при этом необходимо учитывать роль и значение двух других уровней, обеспечивающих баланс в структуре моделируемого имиджа, его взаимосвязь с ожиданиями общественности и реальным положением в стране.
Так, излюбленным антиимиджем и мифом являются приписываемые России имперские амбиции. Процесс создания негативного имиджа, или антиимиджа, происходит за счет усиления отрицательных черт региона (например, Сибирь и Дальний Восток - суровый климат, ассоциация с репрессиями). Обычно первой целью становятся глава государства (Путин и др.), так как он лицо государства, история государства (опричнина, сталинизм, застой) и менталитет его граждан (чувство богоизбранности, русской души и т.д.).
Ученые всего мира в области СМИ и безопасности говорят об информационном оружии как о новом лице войны. Таким образом, вначале происходит полномасштабное информационное наступление. Только после этой акции в ход идут ракеты и настоящее стрелковое оружие. Основной тезис состоит в том, что войну можно вести более эффективно и плодотворно.
По своему масштабу поражения информационное оружие сопоставимо с оружием массового поражения. Площадь действия информационного оружия может простираться от нанесения вреда психическому состоянию людей до внесения вирусов в компьютерные сети и уничтожения информации. Во многих странах Запада на суперкомпьютерах моделирует варианты возможных войн в наступившем столетии с использованием методов и технологии «гуманного оружия»10.
С переходом от индустриального к информационному обществу и соответствующим разви-
тием информационных технологий и СМИ значительное внимание уделяется новейшим видам так называемого гуманного вида оружия. К ним относятся информационное, информационно-психологическое, экономическое, поражение сознания и пр. Особое и основополагающее место среди них занимает информационное оружие и технологии ведения информационной войны.
О значимости этого феномена свидетельствует, например, то, что в мире уже созданы информационные войска и уже несколько лет выпускаются подразделения кибервоинов и теоретиков по несмертельным видам оружия. Сегодня в директивах министерств обороны и спецслужб стран Запада подробно излагается план подготовки к информационным войнам11.
Информационное оружие и методы противодействия ему в сфере обеспечения безопасности
Уже давно в вооруженных силах таких альянсов, как НАТО, значительное внимание уделяется роли гуманного или несмертельного оружия и технологий12. Прежде всего - информационному оружию и пропагандистским операциям в войнах нового века, которые существенно упрощают или даже доводят до минимума применение сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил в масштабах геополитического и цивилизацион-ного противоборства. Само собой, они способны бить по основным центрам формирующегося многополярного мира.
Информационная война, по сути, представляет собой войну интересов за выживание в условиях постоянно сокращающихся ресурсов. Информационное оружие поражает сознание человека, разрушает способы и формы идентификации личности по отношению к фиксированным общностям. Оно трансформирует матрицу памяти индивида, создавая личность с заранее заданными параметрами. Это приводит к удовлетворению потребностей агрессора, выводит из строя системы управления государства-противника и его вооруженных сил13.
Существенным отличием гуманного, не смертельного оружия от обычного военного оружия является то, что оно, прежде всего, направлено не на поражение противника, а поражения его сознания.
Наибольшие потери вооруженные силы несут от применения против них вовсе не стрелкового, а информационного оружия, что в первую очередь приводит к поражению элементов, действующих на системы управления сознанием человека. Информационно-психологическое оружие воздействует на идейные объекты или их материальные носители. Для адресата это воздействие может иметь положительную либо отрицательную эмоциональную окраску в зависимости от обстоятельств.
Запретить разработку или использование информационного оружия, как это сделано для химического и бактериологического оружия, вряд ли возможно, хотя уже слышны высказывания о необходимости разработки каких-то международных документов, ограничивающих его использование. Задача нейтрализации информационного оружия должна рассматриваться как одна
10 Шкрабков В.Н. Информационное оружие и информационные войны. М., 2001. 227 с.
11 Усмонов Ф.И. Проблемы безопасности в Центральноазиатском регионе. Душанбе, 2010. 177 с.
12 Howard M. (ed.). Restraints of War. Studies in the Limitations of Armed Conflict. Oxford, 1979; Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. 122 с.
13 Алексенцев А.И. Сущность и соотношение понятий «защита информации», «безопасность информации», «информационная безопасность». М., 2007. 176с.
из приоритетных в обеспечении национальной безопасности страны.
Общеизвестно, что СМИ играют важную роль в жизни и развитии общества14. Первоначально созданные для информирования собственного населения о ключевых событиях в жизни страны и властных структур, они постепенно стали выполнять еще одну не менее важную функцию -это воздействие на зарубежную аудиторию.
СМИ становятся субъектами и объектами долговременных информационных войн как внутри страны, так и за ее пределами. Это связано с тем, что СМИ оказывают влияние практически на все сферы и институты общества, включая идеологию, экономику, политику.
Важными в этом плане являются такие проекты, как Russia Today, охватывающая максимальное количество стран, и Телеканал МИР, рассчитанный на аудиторию стран - членов СНГ. Можно только приветствовать действие российских СМИ на их территории. Вместе с тем, определяющее значение имеет то, что это за СМИ, каковы их редакционная политика, экономические и политические интересы и квалифицированность кадров.
Средства массовой информации играют важную роль в формировании и эволюции общественного сознания. Мало того, описание и передача важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, осуществляются через них и с их помощью. Многие ученые отмечают, что современный мир подчинен простому правилу - реальное событие только тогда существенно, когда о нем широкой публике рассказали СМИ.
Немаловажной особенностью СМИ является их способность прямо обратиться к общественности. Тем самым они обходят стороной такие традиционные институты общества, как образовательные учреждения, политические партии и коммерческие организации. То есть, по сути, СМИ выступают в роли активного субъекта обще-
14 Куняев Н.Н. Правовое обеспечение национальных инте| 2015. С. 245.
ственной жизни, они способны мобилизовать общественное мнение, мнение политических организаций, органы исполнительной власти, партии, экспертного сообщества.
Таким образом, СМИ, обращенные прежде всего к массовой аудитории, природой своей призваны обеспечить массово-информационную безопасность за счет «доставки» потребителям необходимых для принятия решений информационных ресурсов, защиты от дезинформирующей (манипулятивной) информации, которая распространяется теми же СМИ.
В свою очередь, стремительное развитие информационных технологий и средств массовой коммуникации, которое мы наблюдаем в последние десятилетия, породило новую глобальную проблему роли и места СМИ в контексте информационной политики и информационной безопасности. Это связанно с тем, что в настоящее время многие важнейшие интересы современного общества в значительной степени определяются состоянием окружающей их информационной сферы. С этим связаны целенаправленные или непреднамеренные воздействия на информационную сферу со стороны внешних или внутренних источников, которые могут наносить серьезный ущерб интересам и представлять собой угрозу для безопасности общества.
Информационная безопасность характеризуется степенью защищенности общества и государства, а следовательно, и устойчивостью основных сфер жизнедеятельности по отношению к опасным дестабилизирующим, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне как внедрения, так и извлечения информации.
Во внешнеполитической сфере наблюдаются попытки отдельных стран вытеснить Россию из мирового информационного пространства, ограничить национальные интересы в информационной сфере, в том числе используя информацион-
ов Российской Федерации в информационной сфере. М.,
ные ресурсы для дискредитации внешней и внутренней политики страны.
Особый упор делается на создание антиимиджа в евразийском регионе с целью вызвать настороженность, недоверие соседей по СНГ
Средства массовой информации, наряду с органами государственной власти, могут и должны участвовать в обеспечении информационной безопасности таким образом, чтобы процесс циркуляции информации не прерывался, информация не искажалась, а права и интересы ее субъектов не ущемлялись.
Для достижения этой цели необходима координация действий прежде всего государственных каналов для предотвращения попыток искажения информации, т.е. дезинформирования населения. Проблемой является недостаток специалистов в сфере журналистики, способных эффективно решать информационные задачи как за пределами, так и внутри страны, и укрепление своего информационного присутствия в мировом информационном пространстве.
Деятельность отечественных СМИ, не направленная на консолидацию общества, дает повод для дезинформирования населения или полномасштабной информационной атаки, что противоречит государственной информационной политике. Наблюдается стагнация в обеспечении информационной безопасности страны и неспособность государственных органов использовать информационные ресурсы, в частности СМИ, для защиты национальных интересов. Большинство СМИ страны, целью которых является в первую очередь накопление капитала, становятся виновниками внутренних информационных противоречий, итогом которых могут стать народные волнения.
Сказанное позволяет утверждать, что роль СМИ в обеспечении информационной безопасности многоаспектна:
• СМИ влияют на стабильность в обществе (агрессивные оппозиционные СМИ, экстремистские СМИ, деятельность всевозможных СМИ в ходе подготовки цветных революций);
• формируют общественное мнение (в отношении правительства, события и т.д.) как в России, как и на всем пространстве СНГ;
• формируют общество (пропаганда порнографии, насилия,или наоборот, сохранения российской самоидентичности, национальных традиций и культурных ценностей);
• создают имидж государства для внутренней и внешней аудитории.
Основными направлениями обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни являются:
• развитие в России основ гражданского общества;
• разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации;
• обеспечение достоверности сведений о социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через СМИ;
• недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ (прямой нажим, снабжение СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленные недоговоренности, сращивание структур власти, бизнеса, прессы и т.п.);
• регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ (препятствование уменьшению независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках представителей экономической элиты, бесправию журналистов и т. п.);
• совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, в том числе на трансграничном уровне, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации.
Для успешного отпора внешним и внутренним информационным угрозам необходимы прежде всего внутриполитическая стабильность и единство общества. Все это требует от страны усилить свое влияние в информационной сфере с целью защиты интересов государства, его целостности и суверенитета. Последствием такого усиления станет укрепление всего евразийского пространства.
Нормативно-правовые акты и литература
1.Указ Президента Российской Федерации от 24 июля 2013 г. № 1753. «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года». http://www.consultant.ru/ document/cons
2. Резолюция ГА ООН от 20 декабря 2002 г. № 57/295 «Использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития». http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121270/ c62807581
3. Алексенцев А.И. Сущность, и соотношение понятий «защита информации», «безопасность информации», «информационная безопасность». М., 2007. 176 с.
4. Афсахзод A.A. Степень защищенности журналистов РТ на современном этапе / Медиаскоп. Вып. № 4. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. С. 11-16.
5. Бжезинский 3.Ю. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. 122 с.
6. Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. М.: 1991 с.51
7. Завадский И.И. Информационная война - что это такое? // Защита информации. Конфидент. 1996. № 4. С. 13-18.
8. Загинайлов Ю.Н. Основы информационной безопасности. М.: 2015. с. 45.
9. Куняев Н.Н. Правовое обеспечение национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. М.: 2015.
10. Поцепцов Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М., 2015.
11. Тутубалина О., Мирзобекова Р. Вся президентская рать // Азия-плюс. 2011. 23 ноября, № 88 (677).
12. Усмонов Ф.И. Проблемы безопасности в Цен-тральноазиатском регионе. Душанбе, 2010. 177 с.
13. Шкрабков В.Н. Информационное оружие и информационные войны. М., 2001. 227 с.
14. Howard M. (ed.). Restraints of War. Studies in the Limitations of Armed Conflict. Oxford, 1979.