Е.А. Кузьмина
СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье исследуются современные информационные войны. Анализируется положение России по актуальным международным проблемам. Проведен контент-анализ материалов СМИ.
Ключевые слова: информационная война, политическая коммуникация, Сирия, средства массовой информации.
E.A. Kuzmina
NETWORK INFORMATION WARFARE AS THE THREAT TO GLOBAL SECURITY
The article is devoted to the. research of modern information wars. Examines Russia's position on current international issues. Conducted content analysis of media material. Keywords: information warfare, political communication, Syria, media.
Информационный век принес новый способ ведения войн, который характеризуется использованием современных информационных технологий и минимальным числом человеческих жертв. Военные операции нового типа ведутся самыми развитыми в техническом плане государствами, такими, как США, Россия, Китай, и требуют наличия больших интеллектуальных ресурсов. Таким образом, современный технологический прогресс привел к появлению термина «сетевая информационная война», поскольку информационные системы стали частью нашей жизни и даже изменили ее. Информационные войны используют информационные технологии как средство успешного проведения боевых и интеллектуальных атак. Информация рассматривается как отдельный объект или потенциальное оружие и как выгодная цель1. Технологии информационной войны дали теоретическую возможность манипулировать информацией противника.
Одной из приоритетных целей дипломатической деятельности России является достижение ее объективного восприятия в мировом сообществе, развитие эффективных средств информационного влияния на общественное мнение за рубежом2. Российская Федерация как государство предоставляет свою поддержку российским СМИ в мировом информационном пространстве. Сотрудничество с другими государствами в информационной сфере и обеспечение информационной безопасности для себя и во всем мире также характерны для России. Наряду с активным участием в интеграции информационного пространства наше государство стремится к отражению угроз ее суверенитету и национальной безопасности, в т.ч. информационной, и принимает для этого необходимые меры.
Примерами попытки России повлиять на мировое общественное мнение, выразить точно и полно свою точку зрения по международным отношениям и
© Кузьмина Екатерина Александровна, 2017
Кандидат политических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной политологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
добиться объективного восприятия ее мировым сообществом могут служить мировые политические конфликты, связанные, например, с образованием и независимостью Южной Осетии и Абхазии (классический пример информационной войны). Так, в период войны в Южной Осетии (с Грузией) на мировой политической арене имела место сетевая информационная война США и их приверженцев с Россией, где каждая из сторон выражала и пыталась доказать свою точку зрения.
Официальную информацию для российских СМИ предоставляли ежедневные пресс-конференции. 28 января 2009 г. Парламентская ассамблея Совета Европы, обсудив ситуацию вокруг российско-грузинского военного конфликта, приняла резолюцию с грузинской поправкой, которая осуждает признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.
Однако стоит отдать должное российским миротворцам и журналистам, которые и в столь сложных условиях продолжали делать свою работу, а последние к тому же пытались показать миру реальную картину событий. Стоит отметить, что ни одного западного журналиста в Цхинвали в период военных действий не было.
Еще одним ярким примером внешней дипломатической деятельности России в рамках информационного пространства является ее поведение в ситуации с Э. Сноуденом. Россия, хоть и демонстрирует в данном случае свое следование общим интересам и проблемам мира, тем не менее, стремится и к обеспечению своей информационной безопасности: возмущена прослушиванием телефонных переговоров Д.А. Медведева в период его президентства. На пресс-конференции, й имевшей место в рамках Форума стран-экспортеров газа, 1 июля 2013 г. Пре-? зидент РФ В.В. Путин заявил, что для предоставления Сноудену документов, Л позволивших бы ему свободно перемещаться по стране, есть «одно условие — он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы приносить вред на-I шим американским партнерам». Однако уже через месяц Э. Сноуден получил
1 свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской
го
| Федерации сроком на один год. Единственным ограничением для него стало то,
| что он не может устроиться на государственную службу. Отказ России выдать
| Сноудена США вызвал у последних острое недовольство. Так, через несколько
2 дней после официального предоставления бывшему сотруднику АНБ убежища ° Президент США Б. Обама отменил запланированный им ранее на сентябрь ви-1 зит в Москву.
| Ярким примером современной сетевой информационной войны является осве-
е щение событий на Украине с 2014 г. и по сей день. Россия намерена в дальнейшем
1 наращивать сотрудничество с государствами — участниками СНГ в сфере обе-
0
° спечения взаимной безопасности, включая совместное противодействие общим
го
3 вызовам и угрозам, прежде всего, международному терроризму, экстремизму,
1 наркотрафику, транснациональной преступности, незаконной миграции.
| Россия стремится развивать Организацию Договора о коллективной безопас-
ности3 (ОДКБ) в качестве ключевого инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ, делая акцент на адаптации ОДКБ как многофункциональной интеграционной структуры к меняющейся обстановке, на надежном обеспечении способности государств — членов ОДКБ к своевременным и эффективным совместным действиям, на превращении ОДКБ
222
в стержневой институт обеспечения безопасности в зоне ее ответственности, на
продолжении активного содействия мирного разрешения конфликтов на пространстве СНГ на основе международного права, уважения достигнутых ранее договоренностей и поиска согласия между вовлеченными в них сторонами, ответственно реализуя свою посредническую миссию в переговорном процессе и миротворчестве.
Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание по-настоящему открытой, демократической системы общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона — от Ванкувера до Владивостока, не допуская его новой фрагментации и воспроизводства прежних блоковых подходов, инерция которых сохраняется в нынешней европейской архитектуре, сложившейся в эпоху «холодной войны»4.
Развитие взаимовыгодных двусторонних связей с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией и некоторыми другими государствами Западной Европы служит важным ресурсом продвижения национальных интересов России в европейских и мировых делах, направленных на перевод российской экономики на инновационный путь развития. Россия хотела бы, чтобы в этом же русле использовался потенциал взаимодействия с Великобританией.
Особого внимания требуют отношения России с мусульманскими странами, прежде всего, Афганистаном, Сирией Пакистаном, Ираном, а также таким «центром региональной стабильности», каким до недавнего времени являлась Турция. Главная проблема, имеющая для России геополитическое измерение, состоит в том, чтобы не допустить проникновения на ее территорию исламского экстремизма.
В ближнем зарубежье приоритеты России определяются необходимостью локализации и урегулирования войн и вооруженных конфликтов, политического решения спорных вопросов и противоречий, защиты прав русских в суверенных постсоветских государствах, налаживания отношений полноценного сотрудничества с каждым из них. Основной приоритет на данном направлении — это поддержание в регионе политической стабильности и климата добрососедства, единого экономического и военно-стратегического пространства.
В целом мы можем вслед за многими политологами прийти к выводу о трм, что, несмотря на стремление России к мирному взаимодействию с другими странами, она неизбежно столкнется в процессе претворения в жизнь своих внешнеполитических приоритетов с конфликтами и противоречиями, положительное разрешение которых напрямую зависят от грамотной работы политологов. Так, военное вмешательство России в боевые действия на территории Сирии без своевременного и грамотного информационного освещения в рамках политической коммуникации не имело бы такого значимого и решающего значения в изменении геополитического равновесия в пользу нашей страны, хотя были активные, яростные попытки со стороны политологов наших геополитических конкурентов использовать эту ситуацию во вред России, имея целью, дискредитировав ее, вытеснить с геополитического пространства.
Решение этих конфликтов в каждом случае должно быть адекватным именно для конкретной ситуации: в одних случаях возможно регулирование отношений путем мирных переговоров, в другом — не обойтись без применения силы.
Исходя из существующих концепций информационных войн, можно утверждать, что их основополагающим свойством является асимметрия, т.е. направленность на наиболее уязвимые места в информационной обороне противника; лидерами в разработке теории информационных войн по-прежнему являются исследователи из США, России и Китая.
По результатам авторского ивент-анализа можно сделать следующие выводы: власти России и США используют вербальные типы акций, которые в основном направлены на разрешение и устранение конфликта в Сирии с учетом своих геополитических интересов. Одной из формальных причин применения США акций физического типа на территории Сирии была необходимость уничтожения находящегося там химического оружия. Поэтому начальная позиция американского правительства заключалась в проведении военных действий на территории Сирии в рамках нанесения военного удара по Дамаску. Однако в дальнейшем, в условиях изменившейся обстановки, как результат успешных с нашей стороны действий в ходе информационной войны, правительства России и США пришли к обоюдным договоренностям с добровольного согласия правительства Сирии о вывозе с ее территории и уничтожении химического оружия. Россия, США и Сирия объединили свои усилия и средства на выполнение данной задачи, которая была успешно проведена в 2016 г.
При проведении контент-анализа вышерассмотренных событий были получены следующие результаты:
в употреблении заголовков статей российских СМИ были замечены такие, как «ООН: химоружие в Сирии применялось пять раз», «ООН: Установление й виновных в химатаках в Сирии потребует больше ресурсов», «В Сирии склады? вается критическая ситуация». Отсюда видно, что использование этих заго-3 ловков имеет целью, через определенное отношение к сложившейся ситуации в ^ Сирии дискредитировать законное правительство этой страны и, как следствие, i нанести информационный удар по России, поскольку Россия стремится помочь | сирийскому правительству погасить конфликт в своей стране и избавиться от i химического оружия. Однако в содержании большинства статей СМИ можно
§ проследить позитивно настроенное отношение к помощи сирийским властям в
ф
| дальнейшем избежать трагических событий;
| при использовании заголовков статей американских СМИ выявляются сле-
'I дующие формулировки, привлекающие интерес обывателя к событиям в Си-| рии: «Syria: used in more than four other districts as UN inspectors reported» («В | Сирии, возможно, было использовано химическое оружие более чем в четырех других районах»), «US Security Service Suppresses from the public Evidence of us-| ing chemical weapons in Syria» («Служба безопасности США скрывает от нас | использование химического оружия в Сирии»). Что касается отношения к про-§ исходящим событиям официальных структур США в Сирии, то здесь ситуация 1 неоднозначная. Сначала американское правительство было безапелляционно J уверено в достоверности фактов использования химического оружия сирийским правительством. Со стороны США планировалось введение военных сил на территорию Сирии. Однако после тщательного анализа поступающей информации мнение США сменилось на противоположное. Как следствие этого, удалось достичь договоренности США и России о вывозе химического оружия с территории Сирии и уничтожении его на нейтральной территории. Эта достоверность 224 является примером успешного ведения Россией информационной борьбы.
Н.Н. Липкина • Международно-правовое обязательство государства предотвратить нарушения
Проблема информационных войн становится актуальной на сегодняшний день. Поскольку мир информационных технологий захватывает все области жизни людей, то и в Интернете можно найти немало средств для получения необходимого результата. На сегодняшний день в Интернете публикуются самые свежие новости о том, что происходит в мире.
Нам представляется наиболее выгодным и соответствующим современному пути России способом ведения ее внешней политики сохранение тенденции к мирному взаимодействию стран на политической арене. Считаем выгодным для России принятие таких норм международного права, которые бы способствовали решению всех мировых вопросов и были бы действительно универсальны. Экономическое сотрудничество, считаем мы, должно, прежде всего, не вредить интересам государства, приносить ему благо.
К важным, на наш взгляд, сферам внешней политики относятся, прежде всего, борьба с терроризмом, обеспечение информационной безопасности и решение глобальных экологических проблем.
Своевременное решение Россией стоящих перед ней задач, выбор наиболее соответствующего современным историческим реалиям вектора ее развития, сохранение и улучшение выгод ее геополитического положения, сохранение в пределах необходимого ядерного потенциала параллельно со стремлением к миру во многом определит тот путь, по которому Россия пойдет в дальнейшем.
1 См.: Гриняев С.В. Взгляды военных экспертов США на ведение информационного противоборства. URL: Psyfactor 2001-2015. URL: http://psyfactor.org/smi.htm (дата обращения: 28.11.2015).
2 См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3 См.: Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 12 февраля 2013 г). URL: www.scrf.gov.ru (дата обращения 13.03.2015).
4 См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 28 сент.
Н.Н. Липкина
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ПРЕДОТВРАТИТЬ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ СОДЕРЖАНИЯ
В статье на основе анализа практики международных организаций исследуется содержание комплексного общего международного обязательства государства в сфере прав человека предотвратить нарушения прав и свобод, а также особенности содержания основных принципов реализации данного обязательства.
Ключевые слова: права человека; международная защита прав человека; обязательство предотвратить; позитивные обязательства; принцип должной распорядительности.
© Липкина Надежда Николаевна, 2017
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры европейского права и сравнительного правоведения (Саратовская государственная юридическая академия); е-1гшП: [email protected] 225