Научная статья на тему 'Сирийский кризис как лимитрофная война новейшего времени'

Сирийский кризис как лимитрофная война новейшего времени Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1200
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сирийский кризис / лимитрофная война / противостояние «старых» и «новых» корпораций / регулярная армия иррегулярного государства / возвращение двоичной структуры лимитрофных войн. / Syrian crisis / limitroph / limitroph war / irregular theocratic state / regular army of the irregular state

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комлева Н. А.

В статье рассматриваются основные особенности Сирийского кризиса. В качестве новых характеристик в сравнении с прежними лимитрофными войнами, выделены: 1) изменение типа комбатанта (которым со стороны «вооружённой оппозиции» выступает регулярная армия нового типа – структурный элемент государства нового типа – иррегулярного теократического); 2) противоборство двух экономических сил, скрывающихся за соответствующими государствами, – «старых» глобальных и сформировавшихся в XIX–XX вв. транснациональных корпораций, с одной стороны, и «новых» корпораций, возникшие после и вследствие распада мировой системы социализма, с другой. Подчёркивается, что Сирийский кризис – это лимитрофная война США и РФ за контроль над всем регионом Большого Ближнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYRIAN CRISIS AS A LIMITROPH WAR IN THE CONTEMPORARY WORLD

Syrian crisis, which arose as part of the ‘Arab Spring’, goes far beyond its scope both in terms of in the composition of the parties to the armed conflict involved in it, and in tension and multidimensionality of the confrontation. For several years now, it has continued to be a source of ideological, political and scientific speculations of various kinds. This makes it necessary to grasp the deeper causes of phenomenon hereof, so the subject matter of my study is main features of the Syrian crisis that determined the choice of system, phenomenological and comparative analysis as the main tools for my inquiry. I believe Syrian crisis is a limitroph war. In comparison with the previous limitroph wars, the first differential characteristic of the Syrian conflict is specific and particular features of the ‘armed opposition’ as the main combatant: it is in fact a regular army of a new type, which is a structural element of a new type of the state, i.e. an irregular theocratic one. The second innovation is that there are two opposing economic forces behind the respective states in the Syrian conflict: ‘old’ global transnational corporations formed in the 19th–20th cc., and ‘new’ corporations that are founded after and because of the disintegration of world socialist system. The third feature of the Syrian conflict is that it maintains a semblance of the of special types weapon employment (from chemical to climatic), which is actively used in ideological and propaganda speculations. As for climate weapons, in fact, the Syrian conflict clearly demonstrates the dependence of large-scale social processes on the factors of space weather and drought seasons and grain yields, which are still fully controlled by space factors despite all the latest technologies. The fourth feature of the Syrian conflict is that it is limitroph war between USA and Russia in order to control the Great Middle East. I conclude that Syrian crisis is the nowadays limitroph war which has both specific and traditional features.

Текст научной работы на тему «Сирийский кризис как лимитрофная война новейшего времени»



DOI: 10.24411/2226-7271-2018-11012

УДК 327.2(569.1)

Комлева H.A.

Сирийский кризис как лимитрофная война новейшего времени

Комлева Наталья Александровна, доктор политических наук, профессор, директор Центра геополитического анализа (Екатеринбург)

ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-0184-6182

E-mail: natalia-a-komleva@j-spacetime.com; komleva1@yandex.ru

В статье рассматриваются основные особенности Сирийского кризиса. В качестве новых характеристик в сравнении с прежними лимитрофными войнами, выделены: 1) изменение типа комбатанта (которым со стороны «вооружённой оппозиции» выступает регулярная армия нового типа - структурный элемент государства нового типа - иррегулярного теократического); 2) противоборство двух экономических сил, скрывающихся за соответствующими государствами, - «старых» глобальных и сформировавшихся в XIX-XX вв. транснациональных корпораций, с одной стороны, и «новых» корпораций, возникшие после и вследствие распада мировой системы социализма, с другой. Подчёркивается, что Сирийский кризис - это лимитрофная война США и РФ за контроль над всем регионом Большого Ближнего Востока.

Ключевые слова: Сирийский кризис; лимитрофная война; противостояние «старых» и «новых» корпораций; регулярная армия иррегулярного государства; возвращение двоичной структуры лимитрофных войн.

Данная статья является продолжением и дополнением к статье «Войны в лимитрофах: эволюция технологий», опубликованной в журнале «Пространство и Время» в 2015 г. В упоминаемой статье приводилось определение сущности феномена лимитрофных войн и освещались основные их особенности (со второй половины прошлого века до настоящего времени)1.

В предельно краткой форме ход Сирийского кризиса можно представить следующим образом.

Первые антиправительственные выступления в Сирии начались в январе 2011 г., и в марте переросли в масштабный внутриполитический конфликт. Как во всех без исключения «цветных революциях», в том числе «цветных революциях» Арабской весны (2010-2011), силы, оппозиционные правительству, выдвигали только одно требование, но абсолютно категорическое: отставка президента страны. Летом того же 2011 г. стали формироваться вооружённые отряды оппозиции, которые начали боевые действия против регулярной сирийской армии. Как обычно бывает в «цветных революциях», президент, ввиду массовости оппозиционных выступлений, пошёл на уступки: было переформировано правительство, снят режим чрезвычайного положения, существовавший на протяжении 48 лет, в мае 2012 г., впервые за много лет на многопартийной основе, были проведены выборы в парламент, была принята новая конституция страны, президент Б. Асад принял суннитский вариант ислама. Как обычно, это ничему не помогло, и антиправительственные вооружённые выступления только усилились как по интенсивности, так и по масштабу охвата территории страны.

С 2012 г. в конфликте открыто обнаруживается участие иностранных государств: на стороне сирийского правительства - Ирана, на стороне оппозиции - стран ССАГПЗ2, Турции, Израиля и ведущих стран Запада. На основе соглашений, заключённых ещё до конфликта, Россия стала поставлять вооружения правительственным войскам САР.

1 Комлева Н.А. Войны в лимитрофах: эволюция технологий // Пространство и Время. 2015. № 1-2 (19-20). С. 32-42.

2 Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Создан в мае 1981 г. Включает Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию.

2013 г. считается годом вступления в конфликт, на стороне оппозиции, Исламского государства (тогда - Исламское государство Ирака и Леванта) и других международных террористических организаций. К осени 2015 г. фактически вся территория Сирии, за исключением довольно узкой приморской полосы, была под контролем Исламского государства (ИГ), а в Дамаске, столице Сирии, бои шли в восьми километрах от президентского дворца.

В июне 2014 г. ИГ стало халифатом, т.е. исламским теократическим государством, живущим по законам шариата. В том же году к гражданской войне в Сирии, с артикулированной целью борьбы с ИГ, подключилась так называемая западная антитеррористическая коалиция1 под руководством США («бесконтактная война»). Коалиция не имеет ни приглашения от легитимных структур САР, ни мандата ООН на проведение военных действий в Сирии. Нередки случаи бомбёжек «по ошибке», когда поражаются объекты инфраструктуры и позиции сирийских правительственных войск2. 7 июля 2014 г. специальным представителем Генерального секретаря ООН в Сирии назначен итальянский дипломат С. де Мистура.

С 30 сентября 2015 г. в соответствии с официальной просьбой сирийского правительства и на основании решения Совета Федерации Федерального собрания РФ российские Воздушно-космические силы (ВКС) включились в Сирийский конфликт на стороне регулярной сирийской армии3.

К концу 2016 г. при поддержке ВКС РФ от боевиков ИГ были освобождены все крупные города страны и львиная часть её территории, в том числе и на восточном берегу р. Евфрат.

11 декабря 2017 г. президент России Владимир Путин во время посещения российской авиабазы Хмеймим объявил о завершении боевых действий и выводе российских войск из Сирии, поскольку «задача борьбы с вооружёнными бандами здесь, в Сирии, задача, которую необходимо было решать с помощью широкомасштабного применения вооружённых сил, в целом решена - решена блестяще»4.

Успехи российских ВКС в противостоянии ИГ стимулировали проведение переговорного процесса между сирийскими властями и представителями оппозиции об урегулировании Сирийского конфликта в Женеве. Переговоры начались в феврале 2016 г. и продолжались весь год (три серии). Гарантами выступили РФ и США. Однако Женевский переговорный процесс не дал ожидаемых результатов.

В декабре 2016 г., после освобождения «северной столицы» Сирии Алеппо, была достигнута договорённость о прекращении огня обеими сторонами конфликта и начале переговоров по сирийскому

1 Combined Joint Task Force - Operation Inherent Resolve (CJTF-OIR). Антитеррористическая коалиция западных стран, созданная специально для борьбы с Исламским государством. Возглавляется США. Состав: Австралия, Канада, Дания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Словения, Испания, Великобритания, США. Сформирована в октябре 2014 г. В настоящее время, после постепенного присоединения к коалиции целого ряда стран, состоит из: Албании, Австралии, Австрии, Бахрейна, Бельгии, Болгарии, Канады, Хорватии, Кипра, Чехии, Дании, Египта, Эстонии, Финляндии, Франции, Грузии, Германии, Греции, Венгрии, Ирака, Ирландии, Италии, Японии, Иорданию, Косово, Кувейта, Литвы, Латвии, Ливана, Люксембурга, Македонии, Молдавии, Черногории, Марокко, Индии, Новой Зеландии, Норвегии, Омана, Польши, Португалии, Катара, Южной Кореи, Румынии, Саудовской Аравии, Сербии, Словакии, Словении, Испании, Швеции, Тайваня, Турции, Украины, ОАЭ и Великобритании.

2 См., в частности: Американская «ошибочная» бомбардировка в Сирии унесла более 60 жизней сирийских военных [Электронный ресурс] // Военное обозрение. 2016. 18 сент. Режим доступа: https://topwar.ru/100864-pentagon-ob-aviaudare-po-voyskam-sar-proizoshla-oshibka.html; Американцы подставили бельгийцев в Сирии [Электронный ресурс] // Журнал Пограничная застава. 2016. 20 окт. Режим доступа: https://ok.ru/zastawa/topic/66096504037568.

3 Подробнее об основных событиях Сирийского кризиса (вплоть до лета 2015 г.) см.: Хроника противостояния в Сирии. Досье [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России. 2015. 1 июня. Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/669066.

Владимир Путин посетил авиабазу Хмеймим в Сирии [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. 2017. 11 дек. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56351.

Выступление В.В.Путина во время визита на авиабазу Хмеймим в декабре 2017 г. Фото с сайта https://twitter.com/5tu/status/940176710745681920

Переговоры по Сирии в Женеве, февраль 2016. Фото с сайта http://rodina. news/delegatsiya-siriiskoi-oppozitsii-pokinet-zheneuu-16020400254929.htm

урегулированию в столице Казахстана Астане. Странами-гарантами выступили: Россия, Иран, Турция. В январе 2017 г. в Астане прошла первая встреча по сирийскому урегулированию в данном формате. Во встрече участвовал представитель Генерального секретаря ООН в Сирии С. де Мистура. В качестве наблюдателя присутствовал посол США в Казахстане. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров следующим образом оценил результаты встречи:

1) впервые удалось добиться прямых контактов сирийской вооружённой оппозиции и правительства САР;

2) достигнута договорённость об объединении усилий ВКС РФ, армии САР и сирийской вооружённой оппозиции в борьбе против ИГ;

3) Россия, Иран и Турция сформировали «трёхсторонний комитет» по наблюдению за прекращением огня в Сирии;

4) вооружённая оппозиция будет участвовать в переговорах по урегулированию Сирийского кризиса наряду с политической оппозицией и согласна с тем, что военного решения Сирийского кризиса не может быть1.

В МИД РФ подчёркивают, что Астанинская встреча является дополнением к Женевскому процессу, а не заменяет его. Тем не менее инициатива в урегулировании Сирийского кризиса перешла к России. В настоящее время Женевский и Астанинский форматы сирийского урегулирования сосуществуют.

В 2018 г. к этим переговорным форматам добавился ещё и Сочинский (совместная инициатива президентов России, Ирана и Турции, о которой было объявлено 22 ноября на их встрече в Сочи). 1 февраля 2018 г. в российском Сочи состоялся Конгресс национального диалога по Сирии с участием 1,6 тысячи делегатов, представляющих все слои сирийского сообщества, в том числе: оппозиция из состава Народного совета Сирии, представители ключевых политических партий страны (БААС, Прогрессивный народный фронт, Коммунистическая партия), видные религиозные деятели всех конфессий, представители племен, профсоюзов, творческих организаций и национальных меньшинств, представители «примирившихся» незаконных вооруженных формирований, делегаты так называемых «внешних» сил («московской платформы», «астанинской платформы», движения «Завтра Сирии», «Национального координационного комитета за демократические перемены», «Гражданского движения»)2. Основным результатом Конгресса является создание Конституционной комиссии для выработки новой Конституции Сирии (на предыдущих форумах были достигнуты договорённости лишь о совершенствовании ныне существующей Конституции), согласованы 12 принципов будущего устройства страны3. «Будущая конституция позволит сформировать новое политическое пространство, в котором будут учтены требования всех участников конфликта: оппозиции, внешних сил»4.

1 Выступление С. Лаврова в ходе «Правительственного часа» в Государственной Думе [Электронный ресурс] // YouTube. 2017. 25 янв. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=FuREsmk_ukE.

2 Участники Конгресса сирийского национального диалога прибывают в Сочи [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России. 2018. 29 янв. Режим доступа: http://tass.ru/politika/4909792.

3 См.: Заключительное заявление Конгресса сирийского национального диалога, Сочи, 30 января 2018 г. [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт. 2018. 31 янв. Режим доступа: http://www.mid.rU/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3046246.

4 Муцоев З. Сочинский формат // Известия. 2018. 31 янв.

Открытие встречи по сирийскому урегулированию в Астане, январь 2017 г. Фото с сайта https://ru.sputniknews.kz /photo/20170123/1436984/peace4syria-storony-konflikta-v-sirii-seli-za-odin-stol-peregovorov. html ?mobüe_return=yes

Конгресс национального диалога по Сирии в Сочи, февраль 2018. Фото с сайта http://kuban24.tv/item/kongress-nacional-nogo-dialoga-sirii-v-sochi-192512

ООН не раз принимала резолюции по сирийскому вопросу: в основном, так или иначе, эти резолюции поддерживали противников Б. Асада. В частности, 21 декабря 2016 г. решением Генеральной Ассамблеи ООН был создан международный орган, названный Международным беспристрастным и независимым механизмом для содействия проведению расследований в отношении лиц, которые несут ответственность за наиболее серьёзные преступления по международному праву, совершённые в Сирийской Арабской Республике с марта 2011 г., и их судебному преследованию (Механизм). Механизм не только сам собирает информацию и проводит собственные расследования, но и использует результаты деятельности других органов, в том числе комиссии Совета ООН по расследованию нарушений прав человека в Сирии и Механизма ОЗХО (Организации по запрещению химического оружия) по расследованию применения химоружия в Сирии. В своих докладах Механизм обвиняет сирийское правительство и Россию в нарушении прав человека, не рассматривая инциденты, допущенные другими участниками конфликта1.

Экономика Сирийской арабской республики (САР), и без того уже ослабленная экономическими санкциями со стороны стран Запада (США, ЕС), регулярно вводившимися на протяжении 1979-2016 гг., в ходе боевых действий, фактически была разрушена. В 2010 г. ВВП Сирии составлял $62 млрд, но в результате гражданской войны упал до $27 млрд. Только производственных площадей разрушено 90%, а жилых зданий - половина2.

В информационно-идеологическом и информационно-кибернетическом пространстве Сирии и мира активно работали медиа-структуры ИГ, успешно создавая образ «кровавого режима» Б. Асада, «врага правоверных мусульман». Со стороны СМИ и политиков стран Запада на протяжении всего времени конфликта постоянно звучала и звучит откровенная ложь о ходе и отдельных эпизодах гражданской войны в Сирии3.

«Запад продолжает вести против Сирии открытую и циничную информационную войну, главным постулатом которой является обвинение руководителей Сирии в "жестоком подавлении народного протеста", а целью является стремление любым способом свергнуть действующее сирийское руководство. В этой войне участвуют более ста международных информационных агентств. На начальном этапе конфликта сирийское руководство проигрывало на поле информационной войны, и внешние силы, использовавшие подконтрольные им СМИ, во многом могли формировать в мировом общественном мнении выгодную им позицию. Это не удивительно, так как против Сирии выступал целый ряд мощных мировых информационных агентств, которые не гнушались искажением действительного положения и откровенной дезинформацией»4.

Практикуются постановочные события «обстрела» гуманитарных конвоев ООН, школ и больниц в Сирии со стороны ВКС РФ5. Официальный представитель МИД РФ по связям со СМИ М.В. Заха-

1 Мезяев А. Информационная война против Сирии и России продолжается [Электронный ресурс] // Фонд стратегической культуры. Электронное издание. 2017. 13 сент. Режим доступа: https://www.fondsk.ru/news/2017/09/13/informacionnaja-vojna-protiv-sirii-i-rossii-prodolzhaetsja-44645.html.

2 Четверть населения, $ 255 млрд и 5000 лет истории: цена «Арабской весны» для Сирии [Электронный ресурс] // Евразия сегодня. 2016. 29 февр. Режим доступа: https://eadaily.com/runews/2016/02/29/chetvert-naseleniya-255-mlrd-i-5000-let-istorii-cena-arabskoy-vesny-dlya-sirii.

3 См., в частности: Десяев Д. Военная операция в Сирии: специфика освещения в зарубежных СМИ [Электронный ресурс] // Newsland. 2016. 16 нояб. Режим доступа: https://newsland.com/user/4297733612/content/voennaia-operatsiia-v-sirii-spetsifika-osveshcheniia-v-zarubezhnykh-smi/5556612.

4 Долгов Б.В. Сирийский кризис [Электронный ресурс] // Politpros.com. Онлайн-журнал КПРФ. 2016. № 3 (92). Режим доступа: http://www.politpros.com/journal/read/?ID=5474&journal=188.

5 См., в частности: МО РФ считает провокации СМИ по Сирии «состряпанными на скорую руку» [Электронный ресурс] // EurAsia Daily. 2015. 2 окт. Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2015/10/02/mo-rf-schitaet-provokacii-smi-po-sirii-sostryapannymi-na-skoruyu-ruku; Фирсов С. Casus belli по-американски: возможные провокации против России в Сирии [Электронный ресурс] // Политическая Россия. Общественно-политический Интернет-журнал. 2016. 13 окт. Режим доступа: http://politrussia.com/world/casus-belli-po-amerikanski-555/; Саудовский МИД обвинил Россию в нарушении перемирия в Сирии [Электронный ресурс] // Полит.Ру. 2016. 28 февр. Режим доступа: http://polit.ru/news/2016/02/28/truce_crush/.

рова утверждает, что в октябре-ноябре 2015 г., на переговорах главы МИД РФ С.В. Лаврова «с его зарубежными коллегами <...>, которые причисляют себя к самым передовым и цивилизованным странам», «было неоднократно высказано предупреждение», что если РФ продолжит вмешательство в Сирийский конфликт на стороне легитимных структур власти, любые действия РФ в Сирии не просто получат со стороны мировых СМИ негативную оценку, но будут представлены как преступные с необходимым искажением реально произошедших событий и обстоятельств1. Так и произошло. Вот, к примеру, каким образом The New York Times комментирует дипломатический успех России по созыву многосторонней встречи для урегулирования Сирийского конфликта в Астане (Казахстан):

«Не следует забывать, что он [Путин] достиг этого за счет своей неспособности сдержать г-н Асада до начала войны, а затем за счет сотрудничества с сирийскими вооруженными силами в нанесении сокрушительных ударов по мирным жителям и больницам, которые могут быть названы военными преступлениями»2.

Вот как оценивает российское участие в Сирийском кризисе The Wall Street Journal:

«Эро [министр иностранных дел Франции - Н.К.] назвал российскую политику в Сирии "постоянной ложью". И это преуменьшение»3.

Таким образом, Сирийский кризис (2011 г. - по н.вр.) по всем признакам является «классической» лимитрофной войной:

1) данная конкретная война является гибридной4;

2) кризис начался как попытка дворцового переворота и перерос в гражданскую войну;

3) на обеих сторонах конфликта присутствуют геополитические акторы глобального и регионального масштаба; Совет безопасности ООН фактически является стороной конфликта;

4) в ходе Сирийского кризиса силами, противостоящими легитимным государственным структурам САР, постоянно попираются нормы международного права, прежде всего - гуманитарного;

5) со стороны стран Запада и ССЗАГПЗ в отношении сторонников президента Б. Асада ведётся исключительно агрессивная, хищническая информационная война (в информационно-идеологическом и информационно-кибернетическом пространствах).

Все названные признаки являются результатом эволюции феномена лимитрофных войн второй половины XX - первых десятилетий XXI вв. и как таковые полностью сформировались в середине текущего десятилетия.

Однако сирийский конфликт имеет и специфические черты, которые в предыдущих лимитрофных войнах либо вовсе отсутствовали, либо проявлялись не в полной мере.

Первое. Сирийский кризис - это не конфликт идеологий и социальных систем (как, к примеру, Вьетнамский или Афганский кризисы) и даже не передел бывших лимитрофов и составных частей СССР (Югославский, Украинский кризисы), но противоборство прежде всего между «старыми» и «новыми» глобальными/транснациональными корпорациями. При этом «старые» корпорации это экономические структуры, сформировавшиеся в XIX-XX вв., а «новые» это корпорации, возникшие уже после и вследствие распада мировой системы социализма, повлекшего за собой денационализацию некогда единой общественной собственности на природные недра и средства производства. Предметом Сирийского кризиса как противостояния корпораций является борьба за прочный контроль над ресурсами Ближнего Востока, прежде всего такими, как пресная вода, углеводороды (нефть, природный газ), удобная территория для трубопроводного транспорта и иных коммуникаций, древние артефакты.

Второе. Со стороны противников государства и политического режима современной Сирии основным комбатантом выступает регулярная армия нового типа, являющаяся структурным элементом государства нового типа - иррегулярного теократического.

1 Мария Захарова в передаче ВГТРК «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» [Электронный ресурс] // YouTube. 2016. 25 дек. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=xPX44JEnRHU.

2 Editorial. "Can Russia Make Peace as Well as War?." The New York Times 31 Dec. 2016. Web. < https://www.nytimes.com/2016 /12/31/opinion/can-russia-make-peace-as-well-as-war.html>.

3 "Russia's Syria Doublespeak. Putin Lets Palmyra Fall to ISIS While Helping Assad Take Aleppo." The Wall Street Journal 12 Dec. 2016. Web. <http://www.wsj.com/articles/russias-syria-doublespeak-1481589744>.

4 По нашему мнению, сущностью гибридной войны как типа геополитического противостояния является то, что она ведётся во всех геополитических пространствах одновременно: в географическом («традиционные» боевые действия), экономическом (в основном - применение режима санкций), информационно-идеологическом (консциентальная война, масштабные дезинформации), информационно-кибернетическом (кибервойна).

Третье. Сирийский кризис наглядно проиллюстрировал триггерный характер климатических катастроф по отношению к социальным конфликтам - как «пускового и разгонного механизма» последних.

Четвёртое. Сирийский кризис восстанавливает «двоичную структуру» лимитрофных войн, утраченную ими после распада СССР.

Рассмотрим перечисленные особенности более подробно.

За что конкретно сражаются в Сирии «старые» и «новые» корпорации?

Главным образом борьба идёт за минеральные ресурсы, часть которых Сирия экспортирует: нефть, газ, фосфаты, фосфориты, хром, уран, железо, марганец, свинец, сера, асбест, медь, доломит, известняк, туф, базальт, каменная поваренная соль. Значительные объёмы пресной воды содержат реки Евфрат и Хабур (при этом Евфратская ГЭС обеспечивает до 70% электроэнергии страны), а также озеро Эль-Асад (длина 80 км, ширина 8 км)1. Ключевые экспортные приоритеты:

1) углеводороды (основные месторождения находятся на северо-востоке страны, а крупнейшие НПЗ - в городах Банияс и Хомс),

2) фосфориты, причём Сирия занимает первое место в мире по экспорту фосфоритов, (основное месторождение - район города Хнейфис близ Пальмиры).

Углеводороды Сирии в масштабе ее этнорелигиозного пространства.

Карта с сайта http://partyadela.ru/blogs/blog-maksima-kalashnikova/1071/

Перечислим западные компании, до середины 2000-х гг. активно разрабатывавшие углеводородные богатства Сирии: Pecten - дочернее предприятие британско-нидерландской Royal Dutch Shell (создана в 1907 г.), американская Marathon (основана в 1897 г. в штате Техас), Devon Energy (США, создана в Оклахоме в 1971 г.), а также Shen-LF-ТоЫ (совместное предприятие британско-нидерландской Royal Dutch Shell, созданной в 1907 г., и французской Total, основанной, первоначально под другим названием, в 1924 г.), Petro-Canada (год создания - 1986)2. Pecten и Marathon получили в разработку значительную часть нефтеносных районов Сирии ещё в середине 1980-х гг. Сирия начала сотрудничать с иностранными добывающими компаниями с 1974 г., после того как в 1970 г. к власти в результате военного переворота пришёл генерал Хафез Асад. До этого в Сирии силами иностранных компаний велась лишь геологоразведка, в частности, этим занималась американо-канадская компания «Конкордия» (1959 г.).

1 Минералы. Сирия [Электронный ресурс] // Каталог Минералов^и. Режим доступа: http://www.catalogmineralov.ru/deposit/siriya/.

2 Ахмед А., Пинчук Т. Нефтегазоносность района Пальмира на северо-востоке Сирии [Электронный ресурс] // Neftegaz.Ru. 2016. 29 марта. Режим доступа: http://neftegaz.ru/analisis/view/8399-Neftegazonosnost-rayona-Palmira-na-severo-vostoke-Sirii; Нефтяная промышленность Сирии [Электронный ресурс] // Banki.ru. Режим доступа: http://www.banki.ru/wikibank /neftyanaya_promyisЫennost_sirii/.

Большая часть западных компаний оставила Сирию в 2005-2011 гг., в основном из-за десяти пакетов санкций, последовательно ведённых Евросоюзом из-за нарушений прав человека в Сирии, выявленных соответствующими структурами ЕС. В том числе был наложен запрет на сотрудничество с сирийскими нефтяными компаниями Syria Trading Oil (Sytrol), General Petroleum Corporation (GPC) и Al Furat Petroleum Company1.

В 2005-2010 гг. на освободившиеся места западных компаний в Сирию пришли несколько компаний российских: ПАО «Газпром», основанный в 1993 г. (через свои структуры «Стройтрансгаз» и «Газпромнефть»); ЗАО «Союзнефтегаз», созданный в 2000 г.; «Татнефть», сформировавшаяся в 1990 г.; «Трубная металлургическая компания» (год создания - 2001)2. В апреле 2016 г. президент Б. Асад предложил ряду российских компаний участвовать в восстановлении нефтегазовой отрасли, почти полностью разрушенной войной. Предложения получили: «Зарубежнефть» (государственная компания, созданная ещё в СССР в 1967 г., но значительно расширившая сферу своей деятельности лишь в 2007 г.), «Газпромнефть» (вновь) и «ЛУКойл» (создан в 1990 г.)3.

Географические локусы реализации основных бизнес-проектов указанных российских компаний полностью совпадают с основными локусами театра военных действий в Сирии в 2011-2017 гг.

Варианты конкурирующих газопроводов.

Карты с сайтов http://www.wprr.ru/archives/4174 и http://www.behindthenews.co.za/2015/07/10/the-gas-wars-part-3/

В районе Пальмиры, основном нефтегазоносном районе Сирии, составляющем основу её эко-номики4, «до войны» российскими компаниями велось строительство газоперерабатывающего завода (ГПЗ) с циклом более 2 млрд. куб. м очищенного газа в год. В районе Ракки намечалось строительство ГПЗ с годовой мощностью более 1 млрд. куб. м и более 40 тыс. т СПГ. Производилась разведка и бурение на нефть в районе города Латакия, в том числе на шельфе Средиземного моря (планируется полноценная российская военная база на основе находящегося возле Латакии опорного пункта российских Военно-космических сил - аэропорта Хмеймим). Район города Хомс - разведка, добыча газа, строительство экспортного трубопровода (в начале 2011 г. было обнаружено новое газовое месторождение мощностью 400 тыс. куб. м в сутки, бурение началось в 2013 г.), в 2009 г. в 50 км от Хомса построен мощный ГПЗ («Стройтрансгаз»). Реализация проекта «Концепция четырёх морей» (предложен Б. Асадом в 2011 г.), т.е. соединение трубопроводным транспортом месторождений Каспия (Азербайджан), Персидского залива Аравийского моря (Иран), Чёрного и Средиземного морей (Турция, Сирия)5 предполагала, что трубопроводы этого проекта должны были строиться рос-

1 Шишло А. Три нефтяные компании Сирии подвергнуты санкциям ЕС [Электронный ресурс] // РИА новости. Россия сегодня. 2011. 2 дек. Режим доступа: https://ria.ru/arab_sy/20111202/504737539.html.

Владимиров Б. Вернутся ли российские нефтегазовые компании в Сирию? [Электронный ресурс] // Нефтяное обозрение (oilru.com). Нефть России. Информационно-аналитический портал. 2015 19 окт. Режим доступа: http://oilru.com/media/read/652/.

3 Кадегина М. Российские нефтяные компании могут быть привлечены к восстановлению ТЭК в Сирии [Электронный ресурс] // Life #Новости. 2016. 20 мая. Режим доступа: https://life.ru/t/новости/410874/rossiiskiie_nieftianyie_kompanii_mog;hut_byt _privliechieny_k_vosstanovlieniiu_tek_v_sirii; Российские нефтяные компании начинают бурение в Сирии [Электронный ресурс] // ArafNews. 2015. 24 сент. Режим доступа: http://arafnews.ru/news/rossijskie-neftjanye-kompanii-nachinajut-burenie-v-sirii.html.

4 Сирия приглашает Россию к реализации совместных проектов в нефтегазе [Электронный ресурс] // Neftegaz.Ru. 2016. 23 апр. Режим доступа: http://neftegaz.ru/news/view/148645-Siriya-priglashaet-Rossiyu-k-realizatsii-sovmestnyh-proektov-v-neftegaze.

5 Никакие другие компании, кроме российских, Б. Асадом в проект не приглашались.

сийскими компаниями, а по территории Сирии должны были пройти через Алеппо, Хомс и Дамаск1. Российская компания «Истмедгруп» реализует с мая 2014 г. соглашение на разведку и добычу нефти в сирийских территориальных водах вблизи города Тартус с объемом инвестиций до 2019 г. примерно в 90 млн. долл. (в Тартусе находится пункт материально-технического обеспечения ВМФ России). В середине апреля 2016 г. президент Сирии Б. Асад пообещал предоставить максимальные преференции в строительной и нефтегазовой сферах именно российским компаниям2.

Неслучайно, по нашему мнению, то, что именно в 2011 г., когда президент Сирии Б. Асад провозгласил «Концепцию четырёх морей», начались первые выступления оппозиции против «преступного режима президента Б. Асада» с единственным «программным лозунгом»: «Асад должен уйти». Отсутствие у оппозиции программы социальных преобразований и упорное требование отставки главы государства является «квалифицирующим признаком» так называемых «цветных революций», т.е. специфической формы государственных переворотов новейшего времени. В странах Ближнего Востока такой лозунг имеет также и прямой экономический смысл: как правило, в этих странах, даже при юридическом закреплении государственной собственности на недра, фактически природные богатства, а также большая часть национализированной промышленности и банков находится под плотным контролем представителей родового клана главы государства. В этих условиях смена президента означает фактическое отстранение от рычагов экономического и политического контроля также и его родового клана, передел и денационализацию государственной собственности и переход контроля в этих сферах к другим субъектам. Как показывает практика «цветных революций», экономическая и политическая власть в результате переходит к субъектам, вполне контролируемым из-за рубежа реальными инициаторами «цветных революций». Таким образом, устранение Б. Асада неминуемо повлечёт за собой денационализацию сирийских недр и установление контроля над тремя нефтегазовыми «китами» сирийской экономики - Syria Trading Oil (Sytrol), General Petroleum Corporation (GPC) и Al Furat Petroleum Company - со стороны других сирийских родовых кланов и других, прежде всего западных, компаний.

Компании Китая, представленные главным образом CNPC (Китайская национальная нефтяная корпорация, основана в 1988 г., международную деятельность осуществляет с 1993 г.) и нефтехимической компанией Sinopec Corp. (China Petroleum & Chemical Corporation, создана в 2000 г.), как и российские компании на сирийском рынке, являются относительно «новыми» по сравнению с большинством западных нефтегазовых компаний, присутствовавших в Сирии. Китай является первым по значимости внешнеторговым партнером Сирии, начиная с 2006 г. В 2011 г., когда состоялись первые скоординированные выступления против легитимных властей Сирии, товарооборот между Сирией и Китаем составлял 2,4 млрд долл. США. Китайские компании в основном занимаются разработкой нефтяных месторождений, добычей нефти, строительством нефтеперерабатывающих заводов и химических предприятий3. В 2007 г. Sinopec приступила к строительству НПЗ в городе Аль-Касабе (провинция Дэйр-эз-Зор, первоначальная база оппозиционных антиправительственных выступлений), а также трубопровода, соединяющего этот НПЗ с портом Банияс. В проект было вложено около 1 млрд. долл. В том же 2007 г. Sinopec инвестировала 2 млрд. долл. в приобретение действующей в Сирии канадской нефтедобывающей компании Tanganyica Oil Co., Ltd., а CNPC получила право на добычу нефти и газа крупной совокупности месторождений Аль-Фурат (долина Евфрата), затратив 400 млн. долл. на создание совместных предприятий для освоения этих месторождений.4 В 2013 г. китайские компании прекратили деятельность в Сирии из-за развернувшихся там боевых действий, однако по-прежнему CNPC владеет акциями двух крупнейших сирийских производителей нефти: Syrian Petroleum Company и Al-Furat Petroleum Company, Sinochem имеет долю в компаниях, занятых разработками ряда сирийских нефтяных месторождений5, а ZTE, Huawei и Haier выразили заинтересованность в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры Сирии. Сохраняющаяся в 2018 г. ожесточённость вооружённого противостояния в провинции Дэйр-эз-Зор обусловлена прежде всего экономическим противостоянием китайских и американских компаний, причём интересы последних защищают «на земле» не только формирования

1 Сирийский трубопроводный узел [Электронный ресурс] // Мировая политика и ресурсы. 2015. 29 сент. Режим доступа: http://www.wprr.ru/archives/4174.

2 Сирия приглашает Россию...

3 Казанин М.В. Сирийско-иракский вектор ресурсной безопасности Китая [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока. 2015 15 июля. Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=25193.

4 Антипов К.В. Ближневосточная политика Китая в контексте Сирийского кризиса. // Китай в мировой и региональной политике: история и современность. 2012. № 17. С. 204-226.

5 GRI: экономику Сирии будут возрождать Россия и Китай [Электронный ресурс] // Вести. Экономика. 2016. 16 сент. Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/artides/75112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИГИЛ, но и курдские вооружённые отряды, поскольку курдам нужна экономическая база планируемой политической самостоятельности объединённого Курдистана (на территории Сирии и Ирака)1.

Расстановка сил в вооружённом противостоянии в провинции Дэйр-эз-Зор. Карта с сайта https://riafan.ru/979676-siriya-kto-zaberet-neftyanye-mestorozhdeniya-deir-ez-zora-i-pochemu-saa-nelzya-medlit

Конкурентами российских и китайских компаний в Сирии являются преимущественно катарские, саудовские, турецкие, американские и западноевропейские компании. Это одна из главных причин финансирования, организационной и военной поддержки сирийской оппозиции именно со стороны Катара, Саудовской Аравии, Турции, США и стран ЕС2.

Теперь обратимся к рассмотрению Исламского государства и его армии - основного инструмента непосредственного противостояния вышеуказанным российским и китайским компаниям, а также противостояния России, Китаю и Ирану как значимым экономическим и политическим акторам в Сирии и на Ближнем Востоке в целом.

Формирование и поддержка экстремистских движений и организаций с последующим их применением в качестве «неофициальных» комбатантов региональных конфликтов были впервые осуществлены Западом и его ближневосточными союзниками в ходе Афганского кризиса 1979-1989 гг. С тех пор этот важный фактор наличествует в лимитрофных войнах постоянно и лишь изменяет форму применительно к конкретным обстоятельствам. Афганский кризис перевёл войны в лимитрофах в новое состояние - состояние гибридной войны, интенсивность которой последовательно усиливалась в ходе Югославского кризиса (1991-2008) и Украинского кризиса (с 2013 г. по н.вр.), достигнув максимума в Сирийском кризисе (с 2011 г. по н.вр.). Исламское государство (ИГ) представляет собой радикально-экстремистский фактор лимитрофной войны в настоящий период времени.

Боевые структуры ИГ специфичны сравнительно с радикальными структурами лимитрофных войн рубежа XX - XXI вв.: афганскими моджахедами, бойцами Аль-Каиды, Армии освобождения Косова и праворадикальных украинских формирований.

По нашему мнению, боевые структуры ИГ представляют собой армию нового типа, которую с полным правом можно назвать регулярной армией иррегулярного теократического государства.

1 Расторгуев Н. Сирия: кто заберет нефтяные месторождения Дейр эз-Зора и почему САА нельзя медлить [Электронный ресурс] // Федеральное агентство новостей. 2017. 25 сент. Режим доступа: https://riafan.ru/979676-siriya-kto-zaberet-neftyanye-mestorozMeniya-deir-ez-zora-i-pochemu-saa-nelzya-medlit; Выживший боец ЧВК Вагнера рассказал подробности боя под Дейр-эз-Зором [Электронный ресурс] // Top News. 2018. 19 февр. Режим доступа: http://www.topnews.ru/news_id_114002.html.

2 Подробнее см.: Багдасаров СА. Ближний Восток: вечный конфликт. М.: Издательство «Э», 2016. С. 115-154, а также: Сирийский кризис как этап процесса переформатирования Большого Ближнего Востока (круглый стол) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2015. № 5. С. 8-60.

«Регулярная армия - постоянная армия (вооруженные силы), имеющая установленные организацию, систему комплектования, порядок прохождения военной службы, обучения и воспитания личного состава, типовое вооружение и форму одежды военнослужащих, а также централизованную систему управления и обеспечения материально-техническими средствами»1.

Указанные особенности, насколько можно судить, присущи и вооружённым структурам ИГ.

Подчеркнём, что ИГ позиционирует себя именно как государство. И в самом деле, это специфическое образование имеет несколько отличительных признаков государства. В частности, ИГ действует на определённой, охраняемой его вооружёнными формированиями, территории. Такой базовый признак государства, как наличие публичной власти, также присутствует в ИГ: имеется глава государства (халиф), исполнительная ветвь власти представлена Административным советом, Финансовым советом, Хозяйственным советом, Военным советом, Советом обороны, безопасности и разведки, Правовым советом, Советом шариата, своеобразной формой представительной власти является совещательный орган при халифе - Шура. ИГ осуществляет исключительное право применения силы и сбора налогов на своей территории, имеет собственную валюту («золотой динар», или «исламский динар»2).

При этом ИГ не является абсолютно уникальной структурой. Политическим предшественником ИГ является Республика Косово, самопровозглашённое государство, образовавшееся на территории Сербии в ходе Югославского кризиса и получившее международное признание со стороны более чем ста государств мира в 2008 г. Ряд политических и экономических технологий, применённых впоследствии в ИГ, были опробованы вначале в Косове. При этом современное Косово это светское государство и республика, а ИГ - теократическая монархия (халифат). К тому же Косово и ИГ различаются и по такому важному основанию, как регулярность отправления функций государства. Мы назвали бы ИГ иррегулярным государством, поскольку площадь и границы его территории, состав и некоторые функции его органов власти и управления изменяются в соответствии с изменением ло-кусов ТВД и интенсивности ведения боевых действий.

В «классическом» государстве армия является структурным элементом исполнительной ветви власти. В современном ИГ, по нашему мнению, напротив, государство (в той специфической форме, в которой оно на данный момент существует) представляет собой приданную структуру армии и используется для обеспечения армии финансами, кадрами и вооружениями, а также для организации тыла.

Армия ИГ состоит исключительно из сухопутных формирований, в составе которых находятся такие специфические подразделения, как смертники-подрывники на так называемых «шахид-мобилях»3 и «шахид-танках»4.

Транспорт на вооружении ИГ: слева - «шахид-мобиль» террористической группировки «Джабхат Ансар ад-Дин» пикап Ford F-250; справа - танк Т-72 отряда ополчения в горах в районе Пальмиры. Фото с сайтов https://universe-tss.su/main/flot/27797-toyoty-i-shahid-mobili-na-chem-ezdyat-protivniki-rossii-v-sirii.html и https://www.gazeta.ru/army/2016/09/11/10188101.shtml

1 Регулярная армия [Электронный ресурс] // Юридическая энциклопедия. 2015. Словари и энциклопедии на Академике. Режим доступа: http://yшidicheskaya_encyclopediya.academic.ru/9619/РЕГУЛЯРНАЯ_АРМИЯ.

2 Подробнее о валюте ИГ см.: Исламское государство вернулось к золотому стандарту [Электронный ресурс] // Вести. Экономика. 2014. 14 окт. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/49412, а также: Исламский динар: Боевики «Исламского государства» начали чеканить собственные золотые монеты [Электронный ресурс] // RT на русском. 2015. 24 июня. Режим доступа: https://russian.rt.com/article/99232.

3 Подробнее см.: Дергачев П. «Тойоты» и шахид-мобили: на чем ездят противники России в Сирии [Электронный ресурс] // RUPOSTERS. 2015. 22 окт. Режим доступа: https://ruposters.ru/news/22-10-2015/igil-upravlyay-mechtoy.

4 См., например: Сидоркова И. «Танки-шахиды» без кондиционеров. На какой бронетехнике воюют в Сирии исламисты и правительство [Электронный ресурс] // Газетами. 2016. 11 сент. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/army/2016/09/11/10188101.shtml.

Финансирование армии ИГ отличается от финансирования радикальных структур прежних лимитрофных войн: это уже не только спонсорская помощь, но главным образом собственные источники получения средств: налоги с населения захваченных территорий, таможенные сборы при пересечении границ ИГ, экспорт продукции сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающей промышленности1. Экспорт продукции ведётся преимущественно по демпинговым ценам2. Имеются и нелегальные источники доходов казны ИГ. Это торговля человеческими органами3, людьми4 и артефактами древних цивилизаций Междуречья5. Ранее радикальные структуры, использовавшиеся в качестве комбатантов лимитрофных войн, жили преимущественно за счёт спонсорской помощи. Так, Армия освобождения Косова (Югославский кризис) финансировалась преимущественно странами НАТО6. Армия ИГ также имеет спонсорскую составляющую своего финансирования, но она не является преобладающей. Специфической формой спонсорской помощи ИГ является обильное присутствие в армии ИГ не только военных советников, но и бойцов частных военных компаний (ЧВК)7. Информационно-идеологическая составляющая войны против легитимного правительства и президента Сирии, имеющая огромное значение в условиях гибридной войны, также обеспечивается прежде всего странами Запада8.

ИГ не имело бы в Сирии такого оглушительного военного успеха, если бы не формирование мощной оппозиции правительственным структурам в ходе «цветной революции» 2011 г. Здесь следует особо подчеркнуть, что «цветная революция» в Сирии является наглядным примером теснейшей взаимосвязи природных и социальных катаклизмов и обусловленности вторых первыми в условиях ослабления государственных институтов и упадка производящей экономики. Так, «заход» в Сирию основной части российских компаний (2005-2006 гг.) происходил в условиях сильнейшей засухи, продолжавшейся с 2006 по 2011 гг.9, в результате которой погибло 75% урожая и 85% скота, потеряли средства к существованию около 800 тысяч человек, 20% граждан остались без работы. Уменьшение площади водохранилищ и орошаемых сельскохозяйственных угодий составило 50% по сравнению с их состоянием до войны10. Для обеспечения полива посевов и для питья население начало неза-

1 ИГИЛ как угроза международной безопасности: Моногр. / Коллектив авт.; под ред. канд. филол. наук А.В. Глазовой; Рос. ин-т стратег. исслед. М.: РИСИ, 2015. С. 54-81.

2 Там же.

3 Россия обвиняет ИГ в торговле человеческими органами [Электронный ресурс] // News.ru.com. 2015. 18 дек. Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/18Dec2015/organs.html.

4 Макарычев М. Рабы джихада. ИГ намерено продавать детей иностранцам [Электронный ресурс] // Российская газета. 2015. 6 авг. Режим доступа: https://rg.ru/2015/08/06/ig-site.html.

5 Попов О. Наследие Вавилона: руками боевиков ИГ Запад грабит Сирию и Ирак [Электронный ресурс] // Федеральное агентство новостей. 2016. 16 апр. Режим доступа: https://riafan.ru/514555-nasledie-vavilona-rukami-boevikov-ig-zapad-grabit-siriyu-i-irak.

6 Филимонова А. «Независимое Косово»: патологический криминал глобального уровня [Электронный ресурс] // Военное обозрение. 2012. 31 авг. Режим доступа: https://topwar.ru/18312-nezavisimoe-kosovo-patologicheskiy-kriminal-globalnogo-urovnya.html.

7 О спонсорах ИГ см.: Эрдоган заявил, что имеет доказательства поддержки ИГ коалицией во главе с США [Электронный ресурс] // ТАСС. Международная панорама. 2016. 27 дек. Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3911284; Братерский А., Матвеева П. Террористические миллионы. Кто финансирует группировку «Исламское государство» [Электронный ресурс] // Газета^. 2014. 29 окт. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2014/10/29_a_6281277.shtml; Цатурян С. Судьба мусульманского мира решится в Сирии [Электронный ресурс] // ИА Rex. Информационное агентство. 2016. 14 мая. Режим доступа: http://www.iarex.ru/articles/52619.html, а также: Домогадский В. Главный спонсор террористических группировок в Сирии - не США [Электронный ресурс] // Discred.Ru 2015. 30 окт. Режим доступа: http://www.discred.ru/news/glavnyj_sponsor _terroristicheskikh_gruppirovok_v_sirii_ne_ssha/2015-10-30-16575; Мардасов А. В Сирии появились «шпионы по найму». Какие задачи в САР выполняют американские ЧВК, наемники и добровольцы [Электронный ресурс] // Свободная пресса. 2016. 11 авг. Режим доступа: http://svpressa.ru/war21/article/154131/.

8 См. об этом, в частности: Лимонов Э. Дьявольские манипуляции [Электронный ресурс] // Свободная пресса. 2016. 10 окт. Режим доступа: http://svpressa.ru/war21/article/158225/.

9 Корягин В. «Арабскую весну» породила засуха [Электронный ресурс] // Газета^. 2015 3 марта. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science/2015/03/03_a_6430921.shtml. Бросается в глаза очевидное сходство социальных последствий засухи 2006-2011 гг. и «климатического фона» и вызванного им неурожая в Российском государстве накануне Смутного времени. В XXI в. научно-технический прогресс и слабое представление о природе климатических аномалий заставляет отдельных авторов предполагать, что причиной засухи были не столько глобальные изменения земного климата, сколько специальные военные технологии, в частности, воздействие американской системы HAARP (см. ., например: Никишин А. Губят людей не бомбы, губит людей вода: Вода как основной геополитический фактор [Электронный ресурс] // КОНТ. Платформа для социальной журналистики. 2016. 17 февр. Режим доступа: https://cont.ws/post/203957; Белоусов В., Шаталов Е. Климатическое оружие: фантазии или реальность? [Электронный ресурс] // Капитал страны: федеральное Интернет-издание. 2011. 3 апр. Режим доступа: http ://kapital-rus.ru/articles/article/klimaticheskoe_oruzhie_fantazii_ili_realnost/; Ginsburg M. "A Parched Syria Turned to War, Scholar Says, and Egypt May Be Next." The Times of Israel 9 May 2013. Web. <http://www.timesofisrael.com/lack-of-water-sparked-syrias-conflict-and-it-will-make-egypt-more-militant-too/>). О влиянии климатических факторов на социальные процессы, см., например: Владимирский Б.М. Космическая погода - климат и социальные процессы // Известия Крымской астрофизической обсерватории. 2011. Т. 107. № 1. С. 189-209; Владимирский Б.М., Темурьянц Н.А., Мартынюк В.С. Космическая погода и наша жизнь. Фрязино: Век 2, 2004. О взаимосвязи солнечной активности, урожайности пшеницы, биржевых цен на нее и связанных с этим социальных явлениях см.: Pustil'nik L., Yom Din G., Dorman L. "Manifestations of Influence of Solar Activity and Cosmic Ray Intensity on the Wheat Price in the Medieval England (1259-1703 Years)," Proc. 28th Intern. Cosmic Ray Conf. Tsukuba, 2003, volume 7. 4131-4134; Пустильник Л., Иом Дин Г. Космическая погода и сельскохозяйственные цены от Гершеля до наших дней // Экология и жизнь. 2012. № 9. С. 58-64; Они же. О возможности влияния космической погоды на сельскохозяйственные рынки: необходимые условия и возможные сценарии // Астрофизический бюллетень. 2013. Т. 68. № 1. С. 111-130.

10 Салькова А. Сирия усохла вдвое [Электронный ресурс] // Газета^. 2016. 6 дек. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science /2016/12/06_a_10407713. shtml.

конно рыть колодцы и бурить скважины на воду, что привело к истощению большой части подземных водных пластов. Бедственное положение и недовольство деятельностью властей по преодолению засухи явились мощными триггерами «цветной революции».

Важной особенностью Сирийского кризиса является то, что впервые после распада СССР происходит возвращение геополитической двоичности лимитрофных войн и именно Россия вновь является их «второй стороной», поскольку уже имеет определённые возможности, в том числе военные, для восстановления своих прежних лимитрофов. Последней «двоичной» лимитрофной войной был Афганский кризис (1979-1989 гг.), после чего лимитрофные войны фактически являлись актами геополитического мародёрства, то есть передела геополитических пространств бывших республик и бывших лимитрофов СССР. The Wall Street Journal, постоянный жёсткий критик России и её нынешнего президента, отмечает, что «при Путине Россия вернула себе то место, которое, как считают многие ее граждане, принадлежит ей по праву: за главным переговорным столом, где решаются глобальные вопросы»1. Сирийский кризис, особенно с сентября 2015 г., когда российские ВКС и ВМФ вступили в вооружённую борьбу с ИГ, фактически является противоборством США и России за контроль над ближневосточным лимитрофом.

Большой Ближний Восток: месторождения нефти и нефтепроводы (белый - ирано-иракско-сирийский) и военное присутствие США. Карта с сайта https://www.sott.net/artide/308004-Yes-its-all-about-the-oil-Again-Syria-the-ultimate-pipeline-war

«ИГИЛ и Джабхат Ан-Нусре противостоят два союза, возглавляемые Россией и Америкой»2. США имеют целью удержание и усиление своего контроля над Большим Ближним Востоком (ББВ), а Россия стремится к возврату своего влияния в ББВ и последующему прочному экономическому и политическому присутствию в регионе. При этом «впервые за несколько десятков лет США и Запад вынуждены были играть роль ведомого. Все это еще несколько месяцев назад казалось фантастикой. На Ближнем Востоке формируется новая реальность»3. Эту новую реальность формирует именно Россия, создавшая неформальное объединение РФ, Китая4, Ирана и Турции по преодолению Сирийского кризиса, используя частичное совпадение геополитических, в том числе и экономических, интересов государств-членов объединения5.

В 2018 г., при сохранении общей «двоичной» конфигурации Сирийского конфликта, степень противоборства великих и региональных держав в Сирии значительно усилилась, что выражается в целой

1 Fidler S. "Under Vladimir Putin, Russia Plays a Smart Round of Global Martial Arts." The Wall Street Journal 15 Dec. 2016. Web. <http://www.wsj.com/articles/under-vladimir-putin-russia-plays-a-smart-round-of-global-martial-arts-1481829167>.

2 Кандиль H. Россия в Йемене, Китай в Сирии [Электронный ресурс] // ИноСМИ.ру. 2016. 29 авг. Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20160829/237655988.html.

3 Тимофеев И. 2017. Внешнеполитический прогноз [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 2017.13 янв. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=8568#top-content.

4 Китай участвует в Сирийском конфликте, предоставляя сирийскому правительству гуманитарную и военно-организационную помощь (присутствие военных советников, помощь в подготовке личного состава Вооружённых сил САР). Подробнее см.: Мартынов П. Китайские солдаты в Сирии - нечто большее, чем имиджевая или гуманитарная операция [Электронный ресурс] // Накануне^. 2016. 26 авг. Режим доступа: http://www.nakanune.ru/articles/112038#sthash.Mt1tnWJF.dpuf, а также: Рыбин А. Китай спешит на помощь Асаду. Китай посылает своих военных в Сирию [Электронный ресурс] // Газета^. 2016. 18 авг. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2016/08/17_a_10135913.shtml.

5 Путин: достигнуты договоренности о прекращении огня в Сирии и мирных переговорах [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России. 2016. 29 дек. Режим доступа: http://tass.ru/politika/3915620.

серии вооружённых провокаций и столкновений. Отвоёванные территории и ресурсы надо теперь разделить и поставить под контроль согласно коренным интересам сторон.

«Мы не можем не наблюдать с тревогой за попытками расчленить Сирию. Такие опасения возникают при ознакомлении с теми планами, которые Соединённые Штаты начинают реализовывать «на земле», прежде всего, к востоку от Евфрата, на обширных территориях между этой рекой и внешними границами Сирии с Ираком, Турцией», - подчеркнул министр иностранных дел России С.В. Лавров в своём выступлении на Валдайском форуме 2018 г.1.

К разделу сирийских территорий и ресурсов активно подключились также Израиль и Турция2. Военный акцент теперь не на ИГИЛ, всё ещё сохраняющем определённое влияние в регионе, но на курдах и их стремлении к созданию независимого единого Курдистана. Именно курды в настоящее время являются инструментом, использующимся для разрушения номинально единого географического, экономического и политического пространства Сирии.

Самопровозглашённок государство Курдистан на карте Ближнего Востока. С сайта https://www. vladtime. ru/mirovaya_politika/512631-erdogan-vystupil-s-rezkoy-kritikoy-politiki-ssha-v-sirii.html

Сирийский Курдистан. Карта с сайта https://oko-planet.su/politik/politikarm/388774-vks-rf-i-saa-prodolzhayut-nastuplenie-na-vostoke-sirii-boi-na-podstupah-k-akerbatu.html

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что Сирийский кризис в 2018 г. не получил своего завершения, но перешёл в очередную стадию - стадию неприкрытого противостояния «внешних» сил, то есть мировых и региональных держав и стоящих за ними глобальных экономических корпораций.

Таким образом, Сирийский кризис обладает специфическими характеристиками лимитрофной войны новейшего времени - при сохранении базовых признаков лимитрофных войн как таковых.

ЛИТЕРАТУРА

1. GRI: экономику Сирии будут возрождать Россия и Китай [Электронный ресурс] // Вести. Экономика. 2016. 16 сент.

Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/artides/75112.

2. Американская «ошибочная» бомбардировка в Сирии унесла более 60 жизней сирийских военных [Электронный ресурс]

// Военное обозрение. 2016. 18 сент. Режим доступа: https://topwar.ru/100864-pentagon-ob-aviaudare-po-voyskam-sar-proizoshla-oshibka.html.

3. Американцы подставили бельгийцев в Сирии [Электронный ресурс] // Одноклассники. Журнал Пограничная застава.

2016. 20 окт. Режим доступа: https://ok.ru/zastawa/topic/66096504037568.

4. Антипов К.В. Ближневосточная политика Китая в контексте Сирийского кризиса. // Китай в мировой и региональной

политике: история и современность. 2012. № 17. С. 204-226.

5. Ахмед А., Пинчук Т. Нефтегазоносность района Пальмира на северо-востоке Сирии [Электронный ресурс] //

Neftegaz.Ru. 2016. 29 марта. Режим доступа: http://neftegaz.ru/analisis/view/8399-Neftegazonosnost-rayona-Palmira-na-severo-vostoke-Sirii.

6. Багдасаров СА. Ближний Восток: вечный конфликт. М.: Издательство «Э», 2016.

7. Белоусов В., Шаталов Е. Климатическое оружие: фантазии или реальность? [Электронный ресурс] // Капитал страны: феде-

ральное Интернет-издание. 2011. 3 апр. Режим доступа: http://kapital-rus.ru/articles/article/klimaticheskoe_oruzhie _fantazii_ili_realnost/.

8. Братерский А., Матвеева П. Террористические миллионы. Кто финансирует группировку «Исламское государство» [Элек-

тронный ресурс] // Газета^. 2014. 29 окт. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2014/10/29_a_6281277.shtml.

1 Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на Ближневосточной конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай», Москва, 19 февраля 2018 года [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 2018. 19 февр. Режим доступа: http://www.mid.ru/vistupleniya_ministra/-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/3085010.

2 Там же.

9. Владимир Путин посетил авиабазу Хмеймим в Сирии [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт.

2017. 11 дек. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56351.

10. Владимиров Б. Вернутся ли российские нефтегазовые компании в Сирию? [Электронный ресурс] // Нефтяное обо-

зрение (oilru.com). Нефть России. Информационно-аналитический портал. 2015 19 окт. Режим доступа: http:// oilru. com/media/read/652/.

11. Владимирский Б.М. Космическая погода - климат и социальные процессы // Известия Крымской астрофизической об-

серватории. 2011. Т. 107. № 1. С. 189-209.

12. Владимирский Б.М., Темурьянц Н.А., Мартынюк В.С. Космическая погода и наша жизнь. Фрязино: Век 2, 2004.

13. Выживший боец ЧВК Вагнера рассказал подробности боя под Дейр-эз-Зором [Электронный ресурс] // Top News. 2018.

19 февр. Режим доступа: http://www.topnews.ru/news_id_114002.html.

14. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на Ближневосточной конференции

Международного дискуссионного клуба «Валдай», Москва, 19 февраля 2018 года [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 2018. 19 февр. Режим доступа: http://www.mid.ru/vistupleniya_ministra/-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/3085010.

15. Выступление С. Лаврова в ходе «Правительственного часа» в Государственной Думе [Электронный ресурс] // YouTube.

2017. 25 янв. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=FuREsmk_ukE.

16. Дергачев П. «Тойоты» и шахид-мобили: на чем ездят противники России в Сирии [Электронный ресурс] //

RUPOSTERS. 2015. 22 окт. Режим доступа: https://ruposters.ru/news/22-10-2015/igil-upravlyay-mechtoy.

17. Десяев Д. Военная операция в Сирии: специфика освещения в зарубежных СМИ [Электронный ресурс] // Newsland.

2016. 16 нояб. Режим доступа: https://newsland.com/user/4297733612/contenl7voennaia-operatsiia-v-sirii-spetsifika-osveshcheniia-v-zarubezhnykh-smi/5556612.

18. Долгов Б.В. Сирийский кризис [Электронный ресурс] // Politpros.com. Онлайн-журнал КПРФ. 2016. № 3 (92). Режим до-

ступа: http://www.politpros.com/journal/read/?ro=5474&journal=188.

19. Домогадский В. Главный спонсор террористических группировок в Сирии - не США [Электронный ресурс] // Discred.Ru

2015. 30 окт. Режим доступа: http://www.discred.ru/news/glavnyj_sponsor_terroristicheskikh_gruppirovok_v_sirii_ne_ssha/2015-10-30-16575.

20. Заключительное заявление Конгресса сирийского национального диалога, Сочи, 30 января 2018 г. [Электронный ре-

сурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт. 2018. 31 янв. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3046246.

21. ИГИЛ как угроза международной безопасности: Моногр. / Коллектив авт.; под ред. канд. филол. наук А.В.Глазовой;

Рос. ин-т стратег. исслед. М.: РИСИ, 2015. С. 54-81.

22. Исламский динар: Боевики «Исламского государства» начали чеканить собственные золотые монеты [Электронный ре-

сурс] // RT на русском. 2015. 24 июня. Режим доступа: https://russian.rt.com/article/99232.

23. Исламское государство вернулось к золотому стандарту [Электронный ресурс] // Вести. Экономика. 2014. 14 окт. Ре-

жим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/49412.

24. Кадегина М. Российские нефтяные компании могут быть привлечены к восстановлению ТЭК в Сирии [Электронный ресурс]

// Life #Новости. 2016. 20 мая. Режим доступа: https://life.ru/t/новости/410874/rossiiskiie_nieftianyie_kompanii _moghut_byt_privliechieny_k_vosstanovlieniiu_tek_v_sirii.

25. Казанин М.В. Сирийско-иракский вектор ресурсной безопасности Китая [Электронный ресурс] // Институт Ближнего

Востока. 2015 15 июля. Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=25193.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Кандиль Н. Россия в Йемене, Китай в Сирии [Электронный ресурс] // ИноСМИ.ру. 2016. 29 авг. Режим доступа:

http://inosmi.ru/politic/20160829/237655988.html.

27. Комлева Н.А. Войны в лимитрофах: эволюция технологий // Пространство и Время. 2015. № 1-2 (19-20). С. 32-42.

28. Корягин В. «Арабскую весну» породила засуха [Электронный ресурс] // Газета^а 2015 3 марта. Режим доступа:

https://www.gazeta.ru/science/2015/03/03_a_6430921.shtml.

29. Лимонов Э. Дьявольские манипуляции [Электронный ресурс] // Свободная пресса. 2016. 10 окт. Режим доступа:

http:// svpressa.ru/war21/article/158225/.

30. Макарычев М. Рабы джихада. ИГ намерено продавать детей иностранцам [Электронный ресурс] // Российская газета.

2015. 6 авг. Режим доступа: https://rg.ru/2015/08/06/ig-site.html.

31. Мардасов А. В Сирии появились «шпионы по найму». Какие задачи в САР выполняют американские ЧВК, наемники и доб-

ровольцы [Электронный ресурс] // Свободная пресса. 2016. 11 авг. Режим доступа: http://svpressa.ru/war21/article/154131/.

32. Мария Захарова в передаче ВГТРК «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» [Электронный ресурс] // YouTube.

2016. 25 дек. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=xPX44JEnRHU.

33. Мартынов П. Китайские солдаты в Сирии - нечто большее, чем имиджевая или гуманитарная операция [Электронный

ресурс] // Накануне^^ 2016. 26 авг. Режим доступа: http://www.nakanune.ru/articles/112038#sthash.Mt1tnWJF.dpuf.

34. Мезяев А. Информационная война против Сирии и России продолжается [Электронный ресурс] // Фонд стратегической куль-

туры. Электронное издание. 2017. 13 сент. Режим доступа: https://www.fondsk.ru/news/2017/09/13/informacionnaja-vojna-protiv-sirii-i-rossii-prodolzhaetsja-44645.html.

35. Минералы. Сирия [Электронный ресурс] // Каталог Минералов^ Режим доступа: http://www.catalogmineralov.ru

/deposit/siriya/.

36. МО РФ считает провокации СМИ по Сирии «состряпанными на скорую руку» [Электронный ресурс] // EurAsia Daily. 2015. 2 окт.

Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2015/10/02/mo-rf-schitaet-provokacii-smi-po-sirii-sostryapannymi-na-skoruyu-ruku.

37. Муцоев З. Сочинский формат // Известия. 2018. 31 янв.

38. Нефтяная промышленность Сирии [Электронный ресурс] // Banki.ru. Режим доступа: http://www.banki.ru/wikibank

/neftyanaya_promyishlennost_sirii/.

39. Никишин А. Губят людей не бомбы, губит людей вода: Вода как основной геополитический фактор [Электронный ре-

сурс] // КОНТ. Платформа для социальной журналистики. 2016. 17 февр. Режим доступа: https://cont.ws/post/203957.

40. Попов О. Наследие Вавилона: руками боевиков ИГ Запад грабит Сирию и Ирак [Электронный ресурс] // Федеральное

агентство новостей. 2016. 16 апр. Режим доступа: https://riafan.ru/514555-nasledie-vavilona-rukami-boevikov-ig-zapad-grabit-siriyu-i-irak.

41. Пустильник Л., Йом Дин Г. Космическая погода и сельскохозяйственные цены от Гершеля до наших дней // Экология и

жизнь. 2012. № 9. С. 58-64.

42. Пустильник Л., Йом Дин Г. О возможности влияния космической погоды на сельскохозяйственные рынки: необходи-

мые условия и возможные сценарии // Астрофизический бюллетень. 2013. Т. 68. № 1. С. 111-130.

43. Путин: достигнуты договоренности о прекращении огня в Сирии и мирных переговорах [Электронный ресурс] // ТАСС.

Информационное агентство России. 2016. 29 дек. Режим доступа: http://tass.ru/politika/3915620.

44. Расторгуев Н. Сирия: кто заберет нефтяные месторождения Дейр эз-Зора и почему САА нельзя медлить [Электронный

ресурс] // Федеральное агентство новостей. 2017. 25 сент. Режим доступа: https://riafan.ru/979676-siriya-kto-zaberet-neftyanye-mestorozhdeniya-deir-ez-zora-i-pochemu-saa-nelzya-medlit.

45. Регулярная армия [Электронный ресурс] // Юридическая энциклопедия. 2015. Словари и энциклопедии на Академике.

Режим доступа: http://yшidicheskaya_encyclopediya.academic.ru/9619/РЕГУЛЯРНАЯ_АРМИЯ.

46. Российские нефтяные компании начинают бурение в Сирии [Электронный ресурс] // ArafNews. 2015. 24 сент. Режим

доступа: http://arafnews.ru/news/rossijskie-neftjanye-kompanii-nachinajut-burenie-v-sirii.html.

47. Россия обвиняет ИГ в торговле человеческими органами [Электронный ресурс] // News.ru.com. 2015. 18 дек. Режим до-

ступа: http://www.newsru.com/russia/18Dec2015/organs.html.

48. Рыбин А. Китай спешит на помощь Асаду. Китай посылает своих военных в Сирию [Электронный ресурс] // Газета^.

2016. 18 авг. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2016/08/17_a_10135913.shtml.

49. Салькова А. Сирия усохла вдвое [Электронный ресурс] // Газета^ 2016. 6 дек. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science

/2016/12/06_a_10407713. shtml.

50. Саудовский МИД обвинил Россию в нарушении перемирия в Сирии [Электронный ресурс] // Полит.Ру. 2016. 28 февр.

Режим доступа: http://polit.ru/news/2016/02/28/truce_crush/.

51. Сидоркова И. «Танки-шахиды» без кондиционеров. На какой бронетехнике воюют в Сирии исламисты и правительство

[Электронный ресурс] // Газета^. 2016. 11 сент. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/army/2016/09/11/10188101.shtml.

52. Сирийский кризис как этап процесса переформатирования Большого Ближнего Востока (круглый стол) // Вестник Мос-

ковского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2015. № 5. С. 8-60.

53. Сирийский трубопроводный узел [Электронный ресурс] // Мировая политика и ресурсы. 2015. 29 сент. Режим доступа:

http://www.wprr.ru/archives/4174.

54. Сирия приглашает Россию к реализации совместных проектов в нефтегазе [Электронный ресурс] // Neftegaz.Ru. 2016.

23 апр. Режим доступа: http://neftegaz.ru/news/view/148645-Siriya-priglashaet-Rossiyu-k-realizatsii-sovmestnyh-proektov-v-neftegaze.

55. Тимофеев И. 2017. Внешнеполитический прогноз [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам.

2017.13 янв. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=8568#top-content.

56. Участники Конгресса сирийского национального диалога прибывают в Сочи [Электронный ресурс] // ТАСС. Информа-

ционное агентство России. 2018. 29 янв. Режим доступа: http://tass.ru/politika/4909792.

57. Филимонова А. «Независимое Косово»: патологический криминал глобального уровня [Электронный ресурс] // Военное обо-

зрение. 2012. 31 авг. Режим доступа: https://topwar.ru/18312-nezavisimoe-kosovo-patologicheskiy-kriminal-globalnogo-urovnya.html.

58. Фирсов С. Casus belli по-американски: возможные провокации против России в Сирии [Электронный ресурс] // Политическая

Россия. Общественно-политический Интернет-журнал. 2016. 13 окт. Режим доступа: http://politrussia.com/world/casus-belli-po-amerikanski-555/.

59. Хроника противостояния в Сирии. Досье [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России. 2015. 1

июня. Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/669066.

60. Цатурян С. Судьба мусульманского мира решится в Сирии [Электронный ресурс] // ИА Rex. Информационное

агентство. 2016. 14 мая. Режим доступа: http://www.iarex.ru/articles/52619.html.

61. Четверть населения, $ 255 млрд и 5000 лет истории: цена «Арабской весны» для Сирии [Электронный ресурс] // Евра-

зия сегодня. 2016. 29 февр. Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2016/02/29/chetvert-naseleniya-255-mlrd-i-5000-let-istorii-cena-arabskoy-vesny-dlya-sirii.

62. Шишло А. Три нефтяные компании Сирии подвергнуты санкциям ЕС [Электронный ресурс] // РИА новости. Россия се-

годня. 2011. 2 дек. Режим доступа: https://ria.ru/arab_sy/20111202/504737539.html.

63. Эрдоган заявил, что имеет доказательства поддержки ИГ коалицией во главе с США [Электронный ресурс] // ТАСС.

2016. 27 дек. Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3911284.

64. Byman D. "ISIS Goes Global. Fight the Islamic State by Targeting Its Affiliates." Foreign Affairs 95.2 (2016): 76-85.

65. Editorial. "Can Russia Make Peace as Well as War?." The New York Times 31 Dec. 2016. Web. <https://www.nytimes.com/2016/12/31

/opinion/can-russia-make-peace-as-well-as-war.html>.

66. Fidler S. "Under Vladimir Putin, Russia Plays a Smart Round of Global Martial Arts." The Wall Street Journal 15 Dec. 2016.

Web. <http://www.wsj.com/articles/under-vladimir-putin-russia-plays-a-smart-round-of-global-martial-arts-1481829167>.

67. Ginsburg M. "A Parched Syria Turned to War, Scholar Says, and Egypt May Be Next." The Times of Israel 9 May 2013 Web.

<http://www.timesofisrael.com/lack-of-water-sparked-syrias-conflict-and-it-will-make-egypt-more-militant-too/>.

68. Pustil'nik L., Yom Din G., Dorman L. "Manifestations of Influence of Solar Activity and Cosmic Ray Intensity on the Wheat Price

in the Medieval England (1259-1703 Years)," Proc. 28th Intern. Cosmic Ray Conf. Tsukuba, 2003, volume 7. 4131-4134.

69. "Russia's Syria Doublespeak. Putin Lets Palmyra Fall to ISIS While Helping Assad Take Aleppo." The Wall Street Journal 12

Dec. 2016. Web. <http://www.wsj.com/articles/russias-syria-doublespeak-1481589744>.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Комлева, Н. А. Сирийский кризис как лимитрофная война новейшего времени / Н.А. Комлева // Пространство и Время. — 2018. — № 1—2(31—32). — С. 27—41. ГО1: 10.24411/2226-7271-2018-11012. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st 1_2-31_32.2018.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.