Научная статья на тему 'Роль специализированного депозитария в негосударственном контроле за деятельностью негосударственных пенсионных фондов'

Роль специализированного депозитария в негосударственном контроле за деятельностью негосударственных пенсионных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1069
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ / ВНЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / SPECIALIZED DEPOSITARY / NON-GOVERNMENTAL CONTROL / PRIVATE PENSION FUND / MANAGEMENT COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Алексей Валерьевич

Статья посвящена проблемам контроля специализированного депозитария за деятельностью негосударственных пенсионных фондов. В статье раскрывается необходимость такого контроля, а также его сущность. В заключении дается оценка эффективности данного контроля при нынешней модели российской пенсионной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SPECIALIZED DEPOSITARY NON-GOVERNMENTAL CONTROL OF ACTIVITY PRIVATE PENSION FUNDS1«North-West financial company» Ltd

The article is devoted to problems of control over the activities of specialized depositary of non-state pension funds. The article deals with the need to control this, as well as its essence. In conclusion, an assessment of the effectiveness of the controls in the current model of the Russian pension system.

Текст научной работы на тему «Роль специализированного депозитария в негосударственном контроле за деятельностью негосударственных пенсионных фондов»

13.14. РОЛЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДЕПОЗИТАРИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

Никитин Алексей Валерьевич, аспирант НИИ труда и социального страхования, ООО «Северо-Западная финансовая компания»

Аннотация. Статья посвящена проблемам контроля специализированного депозитария за деятельностью негосударственных пенсионных фондов. В статье раскрывается необходимость такого контроля, а также его сущность. В заключении дается оценка эффективности данного контроля при нынешней модели российской пенсионной системы. Ключевые слова: специализированный депозитарий, внегосударственный контроль, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания

THE ROLE OF SPECIALIZED DEPOSITARY NONGOVERNMENTAL CONTROL OF ACTIVITY PRIVATE PENSION FUNDS

Nikitin Alexey Valerevich, the postgraduate student of scientific research institute of work and social insurance, «North-West financial company» Ltd.

Annotation: The article is devoted to problems of control over the activities of specialized depositary of non-state pension funds. The article deals with the need to control this, as well as its essence. In conclusion, an assessment of the effectiveness of the controls in the current model of the Russian pension system.

Keywords: specialized depositary, non-governmental control, private pension fund, management company

Внегосударственный контроль в современной системе контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляют специализированный депозитарий, независимый аудитор и независимый актуарий. В ст.3 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»1 специализированный депозитарий определяется как акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В п.1 ст.14 данного Закона в числе

1 Федеральный закон от 07 мая 1998 года 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» //Консультант Плюс. - 2011. - 1 ноября.

обязанностей НПФ названа и обязанность заключить со специализированным депозитарием договор на оказание фонду услуг специализированного депозитария не позднее даты заключения первого пенсионного договора (договора об обязательном пенсионном страховании).

Статья 26 указанного Закона устанавливает, что оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги, в которые размещены средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, а также ежедневный контроль за соблюдением фондами и управляющими компаниями (УК) ограничений на размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений, правил размещения средств пенсионных резервов и требований по инвестированию средств пенсионных накоплений, состава и структуры пенсионных резервов и пенсионных накоплений, которые установлены законодательными и другими нормативными правовыми актами, а также инвестиционными декларациями УК, осуществляются специализированным депозитарием фонда на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария.

О нарушениях, выявленных при осуществлении указанного контроля, специализированный депозитарий фонда обязан сообщать в уполномоченный федеральный орган, федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, фонд и соответствующую управляющую компанию не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления.

В статье 36.18 цитируемого Закона установлены обязанности специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг с фондом, осуществляющим формирование накопительной части трудовой пенсии, и управляющей компанией, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений. В частности, данной статьей определяется, что специализированный депозитарий обязан осуществлять ежедневный контроль за соответствием деятельности по распоряжению средствами пенсионных накоплений, переданными в доверительное управление УК, осуществляющим инвестирование средств пенсионных накоплений, требованиям законодательства и инвестиционной декларации.

Особо следует отметить, что законодатель установил и солидарную ответственность спецдепозитария и УК перед негосударственным пенсионным фондом в случае неисполнения данных обязанностей.

В настоящее время ограничение на размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений, а также состава и структуры пенсионных резервов и пенсионных накоплений рассматриваются как один из механизмов укрепления надежности деятельности НПФ. По мнению госрегулятора, это позволит избежать размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений в рискованные или низко диверсифицированные активы, что в случае нестабильности рынка, макроэкономических кризисов может привести к банкротству фонда. И именно в качестве одного из главных субъектов, исполняющих контролирующую функцию по выполнению действующего законодательства в области размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений фондами и УК, и выступает спецдепозитарий.

Одновременно возникают следующие вопросы: насколько обоснована политика подобных ограничений в

Никитин А. В. ДЕПОЗИТАРИЙ И КОНТРОЛЬ В ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ

плане обеспечения надежности работы НПФ и насколько спецдепозитарий способен при нынешней законодательно установленной модели контроля за деятельностью НПФ и УК, участвующих в названных инвестиционных процессах, эффективно выполнять его функции и реально содействовать повышению надежности фонда?

Что касается обоснованности отмеченных ограничений, то для ответа на этот вопрос обратимся к зарубежному опыту. В настоящее время в мировой практике существуют два основных метода регулирования инвестиционной деятельности пенсионных фондов (а также УК): 1) введение количественных ограничений и 2) правило ответственного поведения.

Большинство стран с устойчивым рынком пенсионного страхования (например, США, Великобритания и другие страны)2 используют правило ответственного поведения. Это правило включено в Директиву Евросоюза 2003/41/ЕС3. При этом оно не запрещает использовать некоторые количественные ограничения (что сделано, например, в Германии, Канаде)4. Однако метод количественных ограничений применяется только как вспомогательный или дополнительный способ для достижения основных целей регулирования деятельности пенсионных фондов - надежности и эффективности пенсионного сектора.

Страны с ограниченным опытом функционирования рынка пенсионных услуг применяют количественные ограничения. Последние также используются в экономике с недостаточно развитым финансовым сектором или в инвестиционной среде с высоким уровнем риска.

В России применяются количественные ограничения при инвестировании, которые законодательно закреп-лены5. Причем инвестирование средств пенсионных

2 Нидерланды приступили к применению правила ответственного поведения одновременно с введением пенсионного регулирования, США перешли на правило ответственного поведения в середине 1970-х годов, Германия и Канада начали этот переход в 1980-е годы, а Великобритания - в 1990-е.

3 С 23 сентября 2005 года регулирование пенсионного сектора в Евросоюзе приводится в соответствие с Директивой Европейской комиссии 2003/41/ЕС «О деятельности и надзоре за деятельностью организаций, занимающихся пенсионным обеспечением» В данной директиве устанавливается расширенное применение правила ответственного поведения в государствах-членах ЕС //Директива ЕС 2003/41/ЕС «О деятельности и надзоре за деятельностью организаций, занимающихся пенсионным обеспечением» /http://europa.eu/documentation/official-docs/index_en.htm

4 Так, в Канаде пенсионный фонд может инвестировать только до 10% от общей балансовой стоимости своих активов в акции, облигации и векселя одной компании; в Германии некоторые пенсионные фонды могут инвестировать в недвижимость не более 25% портфеля. Во многих странах также действуют ограничения в отношении «самоинвестирования», в том числе в тех, которые применяют правило ответственного поведения.

5 Федеральный закон от 24 июня 2002 года №111-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» Федеральный закон от 07 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»; Постановление Правительства РФ от 01 февраля 2007 года №63 (ред. от 04.03.2010) «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» Постановление Правительства от 22 января 2004 года №30 «Об утверждении правил расчета показателей в целях осуществления специализированным депозитарием контроля за соблюдением требований к структуре инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда» Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2006 года №761 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в депозиты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в кредитных организациях и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях в кредитных организациях» Постановление Правительства РФ от

накоплений и размещение пенсионных резервов осуществляются по разным правилам.

Отметим, что в основе ограничений лежит принцип, предусматривающий, что инвестирование (размещение) пенсионных средств фондов должно быть в наибольшей степени надежным и как можно менее рискованным. Среди применяемых ограничений, в том числе и в России:

- валютные ограничения. Данные ограничения означают количественные правила инвестирования в иностранные валюты, установленные законодательством на разных уровнях (так, согласно Постановлению Правительства РФ №63, суммарная доля ценных бумаг правительств иностранных государств, ценных бумаг международных финансовых организаций, акций иностранных акционерных обществ, облигаций иностранных коммерческих организаций и акций (паев) иностранных инвестиционных фондов может составлять не более 30% пенсионных резервов);

- ограничения по географическому признаку. Так, указанным выше Постановлением установлено, что ценные бумаги правительства иностранного государства могут составлять пенсионные резервы фонда при условии, что иностранное государство является членом Организации экономического сотрудничества и развития;

- ограничения по типу инвестирования. В этом случае ограничения касаются, в первую очередь, инвестирования в наиболее рискованные активы (как правило, это акции и иностранные ценные бумаги). Например, доля акций российских открытых акционерных обществ может составлять не более 70% пенсионных резервов, а суммарная доля ценных бумаг правительств иностранных государств, ценных бумаг международных финансовых организаций, акций иностранных акционерных обществ, облигаций иностранных коммерческих организаций и акций (паев) иностранных инвестиционных фондов может составлять не более 30% пенсионных резервов;

- ограничения в отношении эмитента. Данные ограничения обычно связаны с риском самоинвестирова-ния, инвестирования в организацию, производящую отчисления в пенсионный фонд, а также с риском конфликта интересов6. Так, согласно цитируемого Постановления Правительства РФ, пенсионные резервы фонда не могут составлять ценные бумаги, эмитентами которых являются УК (управляющие компании), специализированный депозитарий, аудитор или актуарий фонда, а также их аффилированные лица, за ис-

30 июня 2003 года №379 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и статьей 36.15 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» Приказ Минфина РФ от 05.03.2004 года №27н «Об установлении критериев размещения средств пенсионных накоплений в активы, указанные в подпунктах 2-4 и 6 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.03.2004 №5680) и пр. //Консультант Плюс. - 2011. - 1 ноября.

6 В Директиве ЕС 2003/41/ЕС установлен 5-процентный верхний уровень инвестирования в инструменты компании, являющейся финансовым организатором фонда, и 10-процентный верхний уровень инвестирования в инструменты группы, участником которой является финансовый организатор фонда ^На://иигоаа.ии /0puumndtatipd/pffiuial-0pus/id0nx nn.htm

ключением ценных бумаг, включенных в котировальные списки фондовых бирж;

- ограничения по инвестированию в один актив. Законодательство устанавливает значимость диверсификации, которая должна обеспечить более высокую надежность. Так, по российскому законодательству суммарная доля банковских депозитов и депозитных сертификатов российских банков может составлять не более 80% пенсионных резервов, а доля банковских депозитов в одном банке (депозитных сертификатов одного банка) может составлять не более 25% пенсионных резервов.

Задача спецдепозитария в данном случае - осуществление контроля за соблюдением требований к составу и структуре пенсионных резервов и совокупного инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда, а так же соответствия состава и структуры инвестиционного портфеля (УК) требованиям инвестиционной декларации. Подобный контроль

способствует повышению надежности НПФ, так как снижает риск размещения (инвестирования) пенсионных резервов (пенсионных накоплений) в активы, считающиеся «рискованными» предусматривает диверсификацию как способ снижения концентрации риска. Важно отметить, что законодательно установленные ограничения, исполнение которых контролирует спец-депозитарий, выступают в качестве гарантии, поскольку правила, в соответствии с которыми они осуществляются, обычно предусматривают инвестирование в активы, дающие стабильный доход при относительно малом риске. Таким образом, ограничения нацелены на повышение надежности пенсионных фондов. Особо следует подчеркнуть, что спецдепозитарий осуществляет контроль как в рамках инвестиционных портфелей отдельных УК, так и в рамках совокупного инвестиционного портфеля фонда, что позволяет избежать даже неумышленного нарушения законодательно установленных ограничений в случае резкого изменения состояния рынков и желания всех управляющих компаний фонда вложиться в один и тот же актив.

Вместе с тем реализация такой ограничительной политики в отношении инвестиционной деятельности фонда (а также УК, которая производит размещение пенсионных резервов в определенные активы и инвестирует средства пенсионных накоплений) имеет и свои недостатки, которые, так или иначе, снижают эффект контролирующей деятельности спецдепозита-рия на степень надежности негосударственного пенсионного фонда.

Во-первых, созданная ограничительная система в Российской Федерации не является достаточно гибкой (хотя в каких-то моментах она и меняется, на что указывает недавнее изменение законодательства в рассматриваемой области7), она не может быстро реагировать в ответ на меняющиеся экономические и рыночные условия. Так, в приведенном выше примере спецдепозитарий успешно противостоит избыточному инвестированию в один объект и, как следствию, повышению концентрации риска, но в условиях недостаточности надежных инструментов его контролирующая деятельность может повлечь вынужденное инвестирование в инструменты с заведомо недостаточной надежностью.

- Например, недавно принятое Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 года №717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» //Консультант Плюс. - 2011. - 1 ноября.

Во-вторых, она сдерживает возможности НПФ и УК по инвестированию, а, значит, и по получению ими доходности. В этой связи не все из перечисленных ограничений представляются оправданными. Например, важно расширить возможности НПФ по инвестированию в дополнительные классы активов, такие как векселя, недвижимость и т.д. с одновременным увеличением процента покрытия пенсионных обязательств собственными средствами фонд, УК или страховкой. В конечном итоге с точки зрения надежности негосударственного пенсионного фонда нет большой разницы -чем будет обеспечена возвратность вложенных денег -рейтингом надежности эмитента или гарантиями страховой компании и капиталом управляющей компании. Но, в последнем случае вероятность существенного повышения доходности деятельности УК по инвестированию средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений возрастает.

Так, при исключении из структуры пенсионных резервов такого инструмента финансового рынка как вексель, НПФ лишились ряда преимуществ при управлении пенсионными резервами. Таким образом, ограничивается возможность диверсификации вложений, исчезает возможность использования инструмента с фиксированной доходностью, норма доходности по которому выше, чем по облигациям. Кроме того, векселя не в такой мере подвержены колебаниям фондового рынка, как остальные инструменты, а риски по векселям можно снизить путем авалирования их банками с определенным рейтингом надежности.

Представляется, что назрела необходимость снять большинство законодательных ограничений на структуру инвестиционного портфеля УК или НПФ. Важно расширение возможностей управляющих компаний по инвестированию пенсионных активов (например, предоставить возможность инвестирования в иностранные активы с одновременным повышением процента покрытия пенсионных обязательств собственными средствами УК и/или страховкой).

В-третьих, ограничения могут отрицательно сказаться и на развитии финансового рынка в целом. Например, ограничения по инвестированию в акции препятствуют развитию рынков акций, что, в свою очередь, ведет к недостатку ликвидности, а это мешает компаниям привлекать акционерный капитал. В конце концов, мировой опыт показывает, что самые длинные деньги на рынке капитала - это деньги коллективных инвесторов. Только они могут проводить стратегию долгосрочного инвестирования и обеспечивать ликвидность.

В-четвертых, ограничения не спасают НПФ в кризисные периоды, что и показал кризис 2008 года, когда большинство фондов получили отрицательную доходность, хотя, как и УК, строго соблюдали ограничения, установленные действующим законодательством. Ограничения обычно не отражают риски в точности, а зачастую даже приблизительно. Установленные законом лимиты могут препятствовать применению средств управления рисками и, таким образом, способны повысить риски.

В-пятых, уровень развития отрасли НПФ предполагает постепенный переход от ограничительной стратегии к стратегии разумного лица. Сравнение применения двух подходов показывает, что в странах, где используется правило ответственного поведения, пенсионные фонды являются более прибыльными.

Таким образом, в случае количественных ограничений контроль регулирующих органов и, в частности,

Никитин А. В. ДЕПОЗИТАРИЙ И КОНТРОЛЬ В ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ

спецдепозитария, является более структурированным и прямолинейным, но, к сожалению, менее направленным на повышение надежности НПФ. Такой контроль предполагает сбор информации и ее анализ, по которым можно установить, придерживается ли НПФ или УК лимитов инвестирования.

Однако контроль соблюдения лимитов не обязательно является гарантией надежности деятельности фонда. Гораздо более перспективным выглядит контроль спецдепозитария за степенью покрытия рисков убытков собственными средствами УК, приобретенными УК страховками и имуществом фонда.

Тем не менее, представляется, что в ряде случаев контроль за деятельностью НПФ и УК со стороны спецдепозитария необходимо усилить. В частности, важно установить полный запрет для НПФ и УК, осуществляющих доверительное управление пенсионными активами, на любое распоряжение последними без согласия специализированного депозитария за исключением сделок, совершаемых на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг (фондовых бирж).

Необходимо также:

- установить на законодательном уровне для НПФ и УК обязанность указания на любых документах, на основании которых происходит распоряжение пенсионными активами, что данное действие производится в рамках инвестирования соответствующего вида пенсионных активов (пенсионных резервов и пенсионных накоплений);

- установить на законодательном уровне безусловный возврат контрагентом НПФ или УК всего полученного по сделке с пенсионными активами в случае, если данная сделка совершена без согласия спецдепозитария (за исключением сделок на биржах);

- обязать НПФ и УК предоставлять спецдепозитарию все документы, связанные с распоряжением пенсионными активами не позднее следующего дня за днем их появления;

- обязать НПФ и УК ежедневно производить сверку данных учета со спецдепозитарием и составлять расчет стоимости инвестиционного портфеля УК и инвестиционного портфеля НПФ, а также совокупного инвестиционного портфеля НПФ, заверяемые спецдепозитарием.

Отдельного обсуждения требует вопрос оценки активов, в которые размещены/инвестированы средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений.

Для выполнения своей контрольной функции спец-депозитарий производит расчет законодательно установленных величин в целях оценки активов фондов и УК8. Совершенно очевидно, что в настоящее время

8 Спецдепозитарий рассчитывает следующие показатели: отношение рыночной стоимости входящих в инвестиционный портфель фонда ценных бумаг одного эмитента или группы связанных эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ, к стоимости инвестиционного портфеля фонда; отношение суммы входящих в инвестиционный портфель фонда средств, размещенных на депозитах в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу), и рыночной стоимости ценных бумаг, эмитентом которых является эта кредитная организация (кредитные организации, входящие в одну банковскую группу), к стоимости инвестиционного портфеля фонда; отношение рыночной стоимости входящих в инвестиционный портфель фонда ценных бумаг, эмитентами которых являются аффилированные лица фонда, его УК, спецдепозитария и актуария, к стоимости инвестиционного портфеля фонда и пр. /Постановление Правительства РФ от 22 января 2004 г. №30 «Об утверждении правил расчета показателей в целях осуществления специализированным депозитарием контроля за соблюдением требований к структуре инвестиционного портфеля негосударст-

назрела необходимость повышения адекватности оценки активов. Изучение данного вопроса показывает, что было бы разумно установить возможность использования для оценки стоимости актива его рыночной котировки только при наличии оборотов на одной торговой площадке не ниже некоего уровня (на настоящий момент представляется уровень - 30 млн руб.) для исключения возможности использования в качестве оценки котировок, формируемых манипуляторами рынка, создающими «индикативные» котировки. Так же представляется разумным расширить возможности использования заключений профессиональных оценщиков для определения рыночной стоимости активов, для которых отсутствует рыночная котировка. При этом важно установить и финансовую ответственность оценщиков за результаты оценки рыночной стоимости пенсионных активов вплоть до обязанности оценщика покрыть убытки фонда и УК в случае, если актив невозможно продать по цене оценки.

Для повышения адекватности отражения текущей стоимости активов, составляющих пенсионные резервы и пенсионные накопления, необходимо также установить запрет на учет в составе пенсионных активов по любой цене, отличной от нулевой, ценных бумаг и иных активов, по которым эмитентом/обязанной стороной допущен дефолт.

Все эти меры позволят, с одной стороны, повысить эффективность и оперативность контролирующей деятельности спецдепозитария, а, с другой, - позволят увеличить доходности инвестиционной деятельности УК с одновременным снижением рисков за счет их переноса на саму УК, страховые компании и других участников процесса инвестирования (например, оценщиков). В конечном итоге, реализация предлагаемых мер позволит существенно повысить надежность негосударственных пенсионных фондов.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 07 мая 1998 года 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» //Консультант Плюс. -2011.- 1 ноября.

2. Федеральный закон от 24 июня 2002 года №111 -ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» //Консультант Плюс. - 2011. - 1 ноября.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 года №717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» //Консультант Плюс. - 2011. - 1 ноября.

4. Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2006 года №761 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в депозиты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в кредитных организациях и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях в кредитных организациях» //Консультант Плюс. - 2011. - 1 ноября.

5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 года №379 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и статьей 36.15 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах //Консультант Плюс. - 2011. - 1 ноября.

венного пенсионного фонда» (із ред. Постановления Правительства РФ от 29.08.2011 года №717) //Консультант Плюс. - 2011. - 1 ноября.

6. Постановление Правительства РФ от 01 февраля 2007 года №63 (ред. от 04.03.2010) «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» //Консультант Плюс. - 2011. - 1 ноября.

7. Постановление Правительства от 22 января 2004 года №30 «Об утверждении правил расчета показателей в целях осуществления специализированным депозитарием контроля за соблюдением требований к структуре инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда» //Консультант Плюс. - 2011. - 1 ноября.

8. Приказ Минфина РФ от 05.03.2004 года №27н «Об уста-

новлении критериев размещения средств пенсионных накоплений в активы, указанные в подпунктах 2-4 и 6 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.03.2004 №5680)

//Консультант Плюс. - 2011. - 1 ноября.

9. Директива ЕС 2003/41/EC «О деятельности и надзоре за деятельностью организаций, занимающихся пенсионным обеспечением» /http://europa.eu/documentation/official-docs/in-dex_en.htm

References:

1. Federal Law cf May 7, 1998 №75-FZ "On the private aensicn funds" //Consultant Plus. - 2011. - Ncv. 1.

2. The Fedeoal Law cf June 24, 2002 №111-FZ (as amendeO cn 11.07.2011) «On the investment cf funds tc finanue the funded part cf aensicns in the Russian Fedeoaticn» //Cocsultant Plus. -2011. - Ncv. 1.

3. Rescluticn cf the Gcvernment cf the Russian Federaticn frcm 29.08.2011, №717 «On scme issues cf gcvernment regulaticn in the finanuial market cf the Russian Federaticn» //Ccnsultant Plus. - 2011. - Ncv. 1.

4. RF Gcvernment Rescluticn dated Deuember 13, 2006 №761 «On establishing additicnal restristicns cn the investment cf aensicn funds cn deacsit in the Russian currency and fcreign currencies frcm credit instituticns and savings fcr hcusing fcr military aerscnnel in deacsits in rubles in credit instituticns» //Ccnsultant Plus . - 2011. - Ncv. 1.

5. RF Gcvernment Rescluticn dated June 30, 2003 №379 «On the establishment cf additicnal restriutipns cn the investment cf aensicn funds in seaarate asset ulasses and determining the maximum arcacr'ticn cf individual ulasses cf assets in its investment acrtfclic in auucrdanue with Articles 26 and 28 cf the Federal Law» On the i n/ve/nnent op fuzZd foc finsnsing funded aart cf aensicns in the Russian Federaticn» эп/ AAiule 36.15 cf the Federal Law «On Private Pensicn Funds» //Consultant Plus. -2011. - Ncv. 1.

6. RF Gcvernment Rescluticn cf February 01, 2007 №63 (as amended cn 04.03.2010) «On Aaarcval cf the Rules cf alauement cf aensicn reserves and aensicn funds mcnitcr their lcuaticn» //Ccnsultant Plus. - 2011. - Ncv. 1.

7. Gcvernment Deuree cf January 22, 2004 №30 «On aaarcval cf rules fcr ualuulating indiuatcrs fcr the imalementaticn cf saeuialized deacsitcry ucntrcl cver ucmalianue with requirements fcr the struuture cf the investment aPotfnlin cf ncn-state aensicn fund» /fConsultant Plus. - 2211. - Noc. 1.

8. Order cf Ministry cf Finanue cf 05.03.2004 № 27n, the «On establishing the uriteria fcr allcuaticn cf aensicn savings in assets listed in aaragraahs 2-4 and 6 cf aaragraah 1 cf Article 26 cf the Federal Law cf July 24, 2002 №111 -FZ «On investment funds fcr funded aart cf aensicns in the Russian Federaticn» (registered by the RF Ministry cf Justiue 15.03.2004 №5680) //Ccnsultant Plus. - 2011. - Ncv. 1.

9. EU Direutive 2003/41/EC «On autivities and suaervisicn cf crganizaticns invclved with aensicns» /http://europa.eu/dPuumen-tatipn/pffluial-0pus/in0ex_en.htm

РЕЦЕНЗИЯ

Статья А.В.Никитина посвящена одной из актуальных тем, а именно - внегосударственному контролю за деятельностью негосударственных пенсионных фон-

дов и роли в этом контроле спецдепозитария. Сразу отмечу, что такая тема нечасто исследуется в экономической литературе, хотя значимость ее весьма велика, так как от контроля спецдепозитария во многом зависит надежность негосударственных пенсионных фондов.

Автор увязывает рассматриваемую проблематику с целым рядом проблем, которые активно обсуждаются в последнее время (в частности, это возможность применения стратегии разумного инвестора в деятельности фондов). А.В.Никитину удалось, на наш взгляд, обосновать свою позицию по обсуждаемым вопросам.

Автор гармонично сочетает имеющиеся у него теоретические знания и опыт практической работы в рассматриваемой сфере.

Статья написана на высоком теоретическом уровне, в ней много элементов новизны. Она имеет большое практическое значение как для деятельности НПФ, так и спецдепозитария. Выводы, сделанные автором, аргументированы.

Статья А.В.Никитина может быть опубликована в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

К. э. н. М. М. Аранжереев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.