Научная статья на тему 'Правовой статус управляющих компаний, действующих в пенсионной системе Российской Федерации'

Правовой статус управляющих компаний, действующих в пенсионной системе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
836
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВОЙ СТАТУС / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сосков Вадим Викторович

В статье раскрываются особенности правового статуса управляющих компаний, действующих в пенсионной системе, формулируются выводы, направленные на совершенствование деятельности данных компаний в обязательном пенсионном страховании и негосударственном пенсионном обеспечении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JURIDICAL STATUS OF MANAGING COMPANIES, OPERATING UNDER PENSION SYSTEM OF RUSSIAN FEDERATION

The article describes the characteristics of the juridical status of the managing companies operating in the pension system, the conclusions are formulated to improve the performance of these companies in the obligatory pension insurance and private pension provision.

Текст научной работы на тему «Правовой статус управляющих компаний, действующих в пенсионной системе Российской Федерации»

3.11. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сосков Вадим Викторович, соискатель. Место учебы: НИИ труда и социального страхования. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье раскрываются особенности правового статуса управляющих компаний, действующих в пенсионной системе, формулируются выводы, направленные на совершенствование деятельности данных компаний в обязательном пенсионном страховании и негосударственном пенсионном обеспечении.

Ключевые слова: негосударственное пенсионное обеспечение; обязательное пенсионное страхование; пенсионная система, правовой статус, управляющая компания.

JURIDICAL STATUS OF MANAGING COMPANIES, OPERATING UNDER PENSION SYSTEM OF RUSSIAN FEDERATION

Soskov Vadim Victorovich, competitor. Place of study: Scientific-Research Institute of labour and social insurance. Email: [email protected]

Annotation: The article describes the characteristics of the juridical status of the managing companies operating in the pension system, the conclusions are formulated to improve the performance of these companies in the obligatory pension insurance and private pension provision. Keywords: private pension provision, obligatory pension insurance, pension system, the juridical status, managing company.

Правовой статус управляющей компании (далее -УК) можно определить как предусмотренное нормами права положение этой организации в современной системе общественных отношений. Подразумеваются, в первую очередь, нормы, закрепленные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ)1, о юридических лицах. Среди признаков, раскрывающих данный общий статус УК, можно выделить: цели ее деятельности; порядок создания; учредительные документы; права и обязанности; ответственность; порядок управления; порядок реорганизации и порядок ликвидации.

Общий правовой статус управляющей компании как юридического лица конкретизируется в ее статусе коммерческой организации, представленной определенным видом последней - хозяйственным обществом (в организационно-правовой форме акционерного общества (закрытого и открытого), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью), а также в связи с направлениями деятельности компании (по управлению ценными бумагами, управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударствен-

1 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ. Часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть 3 от 26.11.2001 №146-ФЗ. Часть 4 от 18.12.2006 №230-Ф3 (действующая редакция) (ГК РФ) //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 08.12.1994; 06-08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

ными пенсионными фондами - НПФ), что позволяет говорить об особом статусе УК.

Правовой статус УК включает в себя следующие аспекты:

1) структурно-организационные (порядок создания, реорганизации, ликвидации УК; если анализируется УК, действующая в пенсионной системе, то - процедура ее признания в качестве субъекта отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, основания прекращения соответствующих правомочий и т.п.);

2) содержательные (правосубъектность УК: ее субъективные права, юридические обязанности и ответственность).

УК, о которых речь пойдет ниже, с одной стороны, функционируют в финансовой сфере, на рынке ценных бумаг (инвестиций), с другой стороны, - выполняют и значимые социальные функции, участвуя в инвестировании средств пенсионных накоплений, размещении средств пенсионных резервов и, следовательно, влияют полученными результатами инвестиционной деятельности на размеры пенсионных выплат застрахованным лицами и участникам.

Анализируя общий правовой статус таких УК, следует исходить из положений гражданского законодательства, а именно из положений части первой главы 4 ГК РФ «Юридические лица». Ссылаясь на ст.50 этой главы, следует подчеркнуть, что УК, в отличие от НПФ, -коммерческие организации, а это значит, что извлечение прибыли является основной целью их деятельности, а видовое разнообразие их форм ограничено. Применительно к рассматриваемым видам УК их возможной организационно-правовой формой выступает хозяйственное общество (ст.66 ГК РФ), которое, в свою очередь, может создаваться как акционерное общество (АО), общество с ограниченной (ООО) или с дополнительной ответственностью (ОДО). Соответственно, если УК создается в форме АО, то ее деятельность регулируется, помимо ГК РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах»2; если в форме ООО - Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»3. В любом случае УК должна иметь устав и нести ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. При этом она не отвечает по обязательствам своих участников или акционеров.

УК действуют на рынке доверительного управления. Действующее законодательство в общем плане под управляющей компанией подразумевает юридическое лицо, осуществляющее управление имуществом, переданным ему собственником (доверителем) в соответствии с договором и в интересах доверителя4. В этой связи деятельность УК регулируется положениями ч.4 ст.2095 и главы 53 ГК РФ «Доверительное

2 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 29.12.1995; Консультант Плюс. -10.07.2013.

3 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 17.02.1998; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

4 См.: Комментарий официальных органов к пенсионному законодательству Российской Федерации /Отв. ред. Ю.В.Воронин. -М., 2004. - С.608.

5 Доверительное управление имуществом существует в российском праве с момента вступления в силу части первой ГК РФ. В частности, ч.4 ст.209 ГК РФ закреплено, что собственник может

управление имуществом», которыми закреплены: момент, с которого договор доверительного управления имуществом считается заключенным; права и обязанности доверительного управляющего; объекты, которые могут быть переданы в доверительное управление; лица, имеющие право вступать в договорные отношения в качестве учредителя управления; права учредителя управления в отношении имущества, переданного в доверительное управление; существенные условия и форма договора доверительного управления имуществом; ответственность доверительного управляющего; вознаграждение доверительному управляющему; прекращение договора доверительного управления имуществом; передача в доверительное управление ценных бумаг.

Цель договора доверительного управления имуществом - регулирование отношений по управлению чужим имуществом в интересах его собственника или иного указанного им лица, либо управомоченного лица6. При этом по действующему российскому законодательству доверительному управляющему не переходит право собственности на переданное в управление имущество (и в этом отличие договора доверительного управления от траста /института англо-саксонского или общего права/, при котором происходит передача имущества в доверительную собст-венность)7, а возникает возможность реализации некоторых ограниченных вещных прав. Доверительный управляющий получает право управлять чужим имуществом в определенных пределах и на определенный срок. Поэтому правоотношения между собственником переданного в доверительное управление имущества и доверительным управляющим носят обязательственный характер.

Учредителем доверительного управления является собственник имущества, который имеет право в одностороннем порядке прекратить действие договора (при условии выплаты вознаграждения доверительному управляющему). Сама УК не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления (п.3 ст.1015 ГК РФ). Например, при реализации договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, заключенного Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) с УК, его учредителем выступает Российская Федерация, а бенефициаром -Российская Федерация в лице ПФР8. Предметом договора являются средства пенсионных накоплений (денежные средства и ценные бумаги в рублях и иностранной валюте). Застрахованное лицо в этом дого-

передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). В части второй ГК РФ институт доверительного управления имуществом регламентирован как отдельный вид обязательств.

6 См.: Суханов Е.А. Договор доверительного управления имуществом //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2000. - №1.

7 Попытки введения траста в российское законодательство применялись в 1990-е годы. Однако они не нашли поддержки постольку, поскольку для отечественной правовой системы характерно разделение вещных и обязательственных прав, что не предполагает траст.

8 См.: Приказ Министерства финансов Российской Федерации

от 05.11.2009 №113н «Об утверждении типовых договоров об

оказании услуг специализированного депозитария Пенсионному

фонду Российской Федерации, доверительного управления сред-

ствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом Рос-

сийской Федерации и управляющей компанией и об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании в

отношении средств пенсионных накоплений» //Консультант Плюс. - 10.07.2013.

воре не является ни его стороной, ни выгодоприобретателем, хотя и упоминаются «интересы» данного лица. Более того, именно по заявлению застрахованного лица соответствующие средства пенсионных накоплений передаются из ПФР в УК.

В Типовой форме договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между негосударственным пенсионным фондом (НПФ), осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), и УК, выгодоприобретателем выступает данный фонд9. По указанному договору в доверительное управление передаются средства пенсионных накоплений в виде денежных средств путем их перечисления на банковский счет, открытый для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением имуществом, а также ценных бумаг путем осуществления перехода прав на них. С этого момента договор доверительного управления вступает в силу.

Отметим, что термин «доверительное управление» -весьма условный, постольку, поскольку заключение договора доверительного управления не предполагает наличия лично-доверительных отношений между сторонами договора в качестве его основания (хотя доверительный управляющий осуществляет доверительное управление, как правило, лично10), а утрата последних - в качестве основы для расторжения.

Среди существенных условий договора доверительного управления: необходимость письменной формы его заключения, полное и точное описание состава имущества, передаваемого в доверительное управление, раскрытие выгодоприобретателя, размера и формы вознаграждения УК, срока действия договора (так, договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений между ПФР и УК, отобранной по конкурсу, заключается на срок не более 15 лет). Кроме того, в целях оповещения третьих лиц об управлении имуществом в договоре доверительного управления делается особая пометка «Д.У.».

Дальнейшая конкретизация правового статуса УК, действующих в пенсионной сфере, получила закрепление в пенсионном законодательстве. Так, деятельность УК на пенсионном рынке подпадает под действие федеральных законов: «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»11 (где в ст.18 раскрыта специфика договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений) - далее Закон 111-ФЗ, «О негосударственных пенсионных

9 См.: Приказ ФСФР России от 06.07.2010 №10-44/пз-н «Об утверждении типовых форм договора об оказании специализированным депозитарием услуг негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и управляющей компанией и договора об оказании специализированным депозитарием услуг управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию //Консультант Плюс. -10.07.2013.

10 Ч.2 ст.1021 ГК РФ.

11 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). -30.07.2002; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

фондах»12 (в котором ст.36.13 закреплены требования к договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений, а ст.36.14 - обязанности УК, осуществляющей инвестирование данных средств) -далее Закон 75-ФЗ.

В части регулирования отношений по доверительному управлению имуществом указанные законы соответствуют положениям ГК РФ. Однако они содержат ряд изъятий в применении некоторых статей ГК РФ, что следует из положения п.2 ст.1026 ГК РФ, согласно которым правила, регулирующие доверительное управление имуществом, установленные ГК РФ, применяются, если иное не предусмотрено законом. На этом основании п.7 ст.18 Закона №111-ФЗ устанавливает, что к договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений не применяются положения ст.1023 и пп.1 и 3 ст.1024 ГК РФ, а также положения п.3 ст.1022 в части обращения взыскания на имущество доверительного управления, не переданное в доверительное управление.

Отметим, что названными законами уточнен и статус УК в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов. Так, Законом 111 -ФЗ выделены виды УК, задействованные в инвестировании средств пенсионных накоп-

" "П

лении13, а именно:

- УК, отобранная по конкурсу (частная управляющая компания - ЧУК), - это: 1) любое юридическое лицо (ранее - только АО и ООО); 2) имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, ПИФами и НПФами (данный вид лицензии предусмотрен ст.60.1 Федерального закона «Об инвестиционных фондах», далее - Закон 156-ФЗ)14; 3) отобранное по конкурсу, проведенному в соответствии с Законом 111-ФЗ; 4) цель его деятельности - осуществление инвестирования средств пенсионных накоплений, которые ему переданы от ПФР в доверительное управление; 5) средства пенсионных накоплений передаются ему в доверительное управление в соответствии с заявлениями застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля;

- государственная управляющая компания (ГУК) -это: 1) юридическое лицо; 2) наделенное Правительством Российской Федерации соответствующими полномочиями; 3) имеющее целью осуществлять инвестирование переданных ему в доверительное управление ПФР средств пенсионных накоплений. ГУК формирует две категории портфелей - расширенный инвестиционный портфель15 и инвестиционный порт-

12 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 13.05.1998; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

13 В 2009 году законодатель внес ряд новелл в законы 75-ФЗ и 111-ФЗ, которые официально вступили в силу с 02.08.2009 //Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2009 №182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"» //РГ (федеральный выпуск). - 22.07.2009; Консультант Плюс. - 10.07.2013. В частности, теперь Законом 111-ФЗ (п.4 ст.3) предусмотрена дифференциация УК.

14 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 04.12.2001; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

15 Расширенный портфель - это средства, формируемые в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора УК или НПФ, и средства, формируемые в пользу застрахован-

фель государственных ценных бумаг16. На ГУК не распространяются положения о конкурсе. На практике это означает, например, то, что средствами так называемых «молчунов» вправе управлять только ГУК;

- государственная управляющая компания средствами выплатного резерва - это: 1) юридическое лицо; 2) уполномоченное Правительством Российской Федерации; 3) имеющее цель осуществлять инвестирование переданных ему в доверительное управление ПФР средств выплатного резерва путем формирования инвестиционного портфеля выплатного резерва, а также средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым ПФР назначена срочная пенсионная выплата, путем формирования инвестиционного портфеля средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 №50317, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» осуществляет до 01.01.2019 функции государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений и государственной управляющей компании средствами выплатного резерва. Эта госкорпорация создана на основании специального Закона о Банке развития18. На наш взгляд, указанный законодательный акт в гораздо большей степени прописывает правовой статус Внешэкономбанка как крупнейшего «институционального» инвестора, но не как значимого субъекта отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений. Так, в статьях 2 и 3 указанного Закона говорится о том, что Банк развития «осуществляет на рынке ценных бумаг дилерскую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, а также осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности»19.

В Законе 111-ФЗ (ст.4) УК названы в числе субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Речь идет о частных УК, отобранных по конкурсу, а также государственной управляющей компании. При этом и частные, и ГУК должны заключить договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений с ПФР. Хотя в законодательстве не делается различия между участниками и субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений,

ных лиц, воспользовавшихся правом выбора расширенного инвестиционного портфеля.

16 Инвестиционный портфель государственных ценных бумаг включает средства пенсионных накоплений, формируемые в пользу застрахованных лиц, воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг.

17 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 №503 «Об установлении срока осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" функций государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, а также государственной управляющей компании средствами выплатного резерва» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №25. -Ст.3164; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

18 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 17.05.2007 №82-ФЗ «О Банке развития» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 24.05.2007; Консультант Плюс. -10.07.2013.

19 Именно в статусе «государственной собственности» находят-

ся средства пенсионных накоплений, аккумулированные посредством ПФР и размещаемые (инвестируемые) посредством Внешэкономбанка.

можно предположить, что терминологическое разделение было произведено законодателем в зависимости от объема их участия в соответствующих отношениях. Необходимо подчеркнуть, что, тем самым, частные УК де-факто становятся субъектами не только гражданско-правовых, но и публично-правовых отношений, к числу которых могут быть отнесены отношения в системе обязательного пенсионного страхования.

Вступая в отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений добровольно, в случае отбора по конкурсу, УК, заявившая о своем участии в системе формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, получает дополнительный объем правоспособности (в частности, право доверительного управления средствами пенсионных накоплений, полученных по соответствующему договору с ПФР). Что касается ГУК, то она уже обладает особой правоспособностью, так как наделена правами и обязанностями по инвестированию средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу лиц, не воспользовавшихся правом выбора УК или НПФ.

Отметим специфику договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений в соответствии со ст.18 Закона 111-ФЗ, а именно: УК может выступить в качестве стороны договора, только если она соответствует требованиям, установленным ст.22 данного Закона, заключила договор об оказании услуг специализированного депозитария; в письменных документах после наименования доверительного управляющего сделана пометка «ДУ средствами пенсионных накоплений»; типовая форма заключения договора; неотъемлемой частью договора является инвестиционная декларация доверительного управляющего; вознаграждение доверительного управляющего осуществляется за счет доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений; возмещение необходимых расходов, произведенных УК при доверительном управлении средствами пенсионных накоплений,

происходит за счет средств страховых взносов на фи" " оп

нансирование накопительном части трудовой пенсии20; специальные основания прекращения договора и порядок передачи средств пенсионных накоплений в случае такого прекращения.

В Законе 75-ФЗ среди субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию названы также УК. Важно отметить, что в анализируемом Законе (в ст.3) конкретизирован правовой статус УК, управляющей активами НПФ: это касается формы коммерческих организаций, в которых могут быть созданы УК (акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью), необходимости наличия лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и НПФ.

Возникновение УК в нашей стране связано не только с появлением института доверительного управления, но и с развитием института инвестиций21. Указанный

20 В договоре должен быть определен порядок сокращения размера вознаграждения доверительного управляющего относительно стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, по мере роста средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление.

21 Важно отметить многообразие форм инвестиционной деятельности в современной России, среди которых можно выделить

процесс охватил ряд этапов, включающих как заимствование опыта экономически развитых стран, так и формирование собственного правового базиса22.

Так, в 1991 году был принят Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»23, в котором формулировались определения понятий «инвестиции» и «инвестиционная деятельность». Дальнейшее развитие нормативной правовой базы инвестиционной деятельности нашло отражение в Указах Президента Российской Федерации, принятых в 1994-1998 годах24, где был прописан механизм функционирования инвестиционных фондов, управляющих компаний. Кроме того, были приняты Федеральные законы «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон 39-ФЗ)25, «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее - Закон №46-ФЗ)26.

В Законе 39-ФЗ: раскрыто содержание понятия «деятельность по управлению ценными бумагами», дано определение понятия «управляющий» как профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность по управлению ценными бумагами, введен термин «квалифицированный инвестор в силу закона» применительно к УК. В частности, в нем говорится, что УК осуществляют операции с ценными бумагами, используя услуги брокеров и депозитариев.

такие, как: паевые инвестиционные фонды (ПИФы), формирующие сбережения пайщиков в один общий фонд, находящийся в доверительном управлении УК в целях получения прибыли; акционерные инвестиционные фонды (АИФы) - открытые акционерные общества, основным видом деятельности которых является инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги и иные объекты. Такой фонд вправе осуществлять только деятельность, которая указана в специальном разрешении (лицензии), и размещать только обыкновенные именные акции, а инвестиционные резервы такого фонда (активы) должны быть переданы в доверительное управление УК; общие фонды банковского управления (ОФБУ), являющиеся инструментом инвестирования, посредством которого физические и юридические лица передают свои средства профессиональному управляющему с тем, чтобы он инвестировал их в ценные бумаги. НПФ, представляющие собой некоммерческие организации социального обеспечения. Эти фонды аккумулируют средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений, организуя их учет и инвестирование посредством, прежде всего, УК, осуществляют выплаты негосударственной пенсии и накопительной части трудовой пенсии. Целями создания НПФ, в частности, являются повышение уровня качества негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров.

22 Подробнее см., например: Мухаметшин Т.Ф. Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов: обновленный взгляд на правовое содержание //Право и экономика. - 2012. - №12; Назаров А.А. Коллективные инвестиции в современной России //Административное право и процесс. - 2008. - №5.

23 См.: Закон РСФСР от 26.07.1991 №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в ред. федеральных законов от

19.06.1995 №89-ФЗ, 10.01.2003 №15-ФЗ, 30.12.2008 №309-Ф3, 19.07.2011 №248-ФЗ, с изм., внесен. Федеральным законом от 25.02.1999 №39-Ф3) //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - №29. - Ст.1005; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

24 См., в частности: Указ Президента Российской Федерации от 11.06.1994 №1233 «О защите интересов инвесторов» (в ред. Указа Президента России от 04.11.1994 №2063) (утратил силу) //РГ (федеральный выпуск). - 21.06.1994; Консультант Плюс. -10.07.2013.

25 См.: Федеральный закон Российской Федерации от

22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 25.04.1996; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

26 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 05.03.1999 №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 11.03.1999; Консультант Плюс. -10.07.2013.

Законом устанавливаются дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг.

Следует отметить, что целый ряд УК, действующих на пенсионном рынке, обладает лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, хотя это необязательное требование, чтобы заниматься деятельностью по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Правовое регулирование деятельности УК вышло на качественно новый уровень в связи принятием в конце 2001 года Федерального закона «Об инвестиционных фондах» (далее - Закон 156-ФЗ). Кроме данного Закона, в правовом регулировании инвестиций особое место занимают подзаконные акты Правительства России и ФСФР России27.

В Законе 156-ФЗ правовому статусу УК непосредственно посвящена глава VIII («Деятельность управляющей компании») (ст.ст.38-41)28. В частности, предусмотрено, что УК может создаваться в формах акционерного общества или обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью. Полномочия единоличного исполнительного органа УК не могут быть переданы юридическому лицу, их реализуют только физические лица, отвечающие установленным квалификационным и иным требованиям, что является исключением из общих правил гражданского законодательства, а, по сути, - специальной нормой29.

27 Постановления Правительства Российской Федерации от: 01.02.2007 №63 «Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением»; 30.06.2003 №379 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и статьей 36.15 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах"»; 13.12.2006 №761 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в депозиты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в кредитных организациях и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях в кредитных организациях»; приказы Федеральной службы по финансовым рынкам от: 28.12.2010 №10-79/пз-н «Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» (в ред. Приказа ФСФР РФ от 31.05.2011 №11-24/пз-н); 03.04.2007 №07-37/пз-н «Об утверждении порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами»; 24.05.2011 №11-23/пз-н «Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов»; 12.03.2008 №08-8/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках уведомления управляющей компании, специализированного депозитария и Федеральной службы по финансовым рынкам лицом, владеющим (осуществляющим доверительное управление) 5 и более процентами обыкновенных акций (долей) управляющей компании или специализированного депозитария» //Консультант Плюс. - 10.07.2013.

28 Статьи Закона 156-ФЗ: 38 («Требования к управляющей компании»), 39 («Обязанности управляющей компании»), 40 («Ограничения деятельности управляющей компании»), 41 («Вознаграждения и расходы, связанные с управлением акционерным инвестиционным фондом и доверительным управлением паевым инвестиционным фондом»).

29 В литературе обращено внимание на то, что законодатель,

презюмируя п.1 ст.53 ГК РФ, что юридическое лицо приобретает

гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, имеет в виду, прежде всего, его исполнительный орган. Полномочия единоличного исполнительного орга-

на хозяйственного общества могут быть переданы другой ком-

Отдельная статья анализируемого Закона посвящена требованиям к УК (ст.38). Вместе с тем Закон 111-ФЗ устанавливает более жесткие требования к УК, которые могут быть допущены к конкурсу на участие в управлении средствами пенсионных накоплений (в частности, они касаются требований к нормативу достаточности собственных средств, опыта работы по доверительному управлению, количеству компаний, находящихся в управлении и пр.). Тем не менее, и в Законе 156-ФЗ перечисляются основные требования к УК (к организационно-правовой форме; учредителям /участникам/; размеру собственных средств; лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа; членам совета директоров /наблюдательного совета/; членам коллегиального исполнительного органа и контролеру /руководителю и сотрудникам службы внутреннего контроля/; организации внутреннего контроля).

УК, реализующая доверительное управление на пенсионном рынке, должна иметь лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и НПФ. Среди основных видов деятельности УК, функционирующих на пенсионном рынке, - это управление средствами пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление от ПФР и НПФ, средствами пенсионных резервов, переданных в доверительное управление от НПФ. Вместе с тем допускается совмещение основного вида деятельности с деятельностью по управлению ценными бумагами (что разрешено п.4 ст.38 Закона 156-ФЗ). Согласно п.5 ст.38 указанного Закона, УК также имеет право осуществлять инвестирование собственных средств, совершать сделки по передаче имущества в пользование, а также оказывать консультационные услуги в области инвестиций.

В Письме ФСФР от 15.05.2007 №07-<ЭВ-01/982630 говорится, что, имея соответствующую лицензию, УК может осуществлять доверительное управление: средствами пенсионных накоплений; накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих; ипотечным покрытием; средствами компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков; целевым капиталом некоммерческой организации.

Ст.39 Закона 156-ФЗ закреплены обязанности УК по ее деятельности на рынке ценных бумаг и в процессах доверительного управления31, которые применительно

мерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Законодатель ст.103 ГК РФ, Законом об АО и Законом об ООО предусмотрел такую возможность, а в отдельных случаях - и обязанность. Об этом подробнее см.: Гражданское право: В 4 т. Т.1: Общая часть /В.С.Ем и др.; Отв. ред. Е.А.Суханов. - М., 2005. - С.240; Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. - М., 2005. - С.375; Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» в новой редакции /Под общ. ред. М.Ю.Тихомирова. - М., 2008. - С.408; Мутовина Е. В. Управляющая организация (управляющий) как единоличный исполнительный орган хозяйственного общества: правовой статус и объем полномочий //Юрист. - 2009. - №1. - С.55-59; Степанов Д. Компания, управляющая хозяйственным обществом //Хозяйство и право. - 2000. - №10. - С.64.

30 Письмо ФСФР России от 15.05.2007 №07ЮВ-01/9826 «О деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами» //Консультант Плюс. - 10.07.2013.

31 Действуя «разумно и добросовестно при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей», УК обязана, в частности: передавать имущество, принадлежащее АИФ, и имущество, составляющее пИф, для учета и (или) хранения специализированному депозитарию, если для отдельных видов имущества нормативными правовыми актами России не предусмотрено иное;

к управлению средствами пенсионных накоплений конкретизированы ст.12 Закона 111-ФЗ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- первая часть обязанностей касается непосредственно инвестирования средств пенсионных накоплений (оно должно реализовываться исключительно в интересах застрахованных лиц; соответствовать требованиям законодательства об инвестировании средств пенсионных накоплений; осуществляться разумно и добросовестно32, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации под контролем специализированного депозитария /на основе договора с ним/, используя услуги брокеров /на основе договора с ними/, отвечающих требованиям, установленным законодательством, размещая денежные средства в кредитных организациях, отвечающих требованиям закона, рассчитывая регулярно текущую рыночную стоимость и стоимость чистых активов по каждому из инвестиционных портфелей, находящихся в доверительном управлении, в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков; УК должна вести обособленный учет не только отдельно от собственного имущества, но и раздельно по каждому инвестиционному портфелю /для этого должны быть открыты по каждому инвестиционному портфелю отдельный банковский счет [счета] в кредитной организации, удовлетворяющей необходимым требованиям, а также отдельный счет депо в специализированном депозитарии для учета прав на ценные бумаги, приобретенные на средства пенсионных накоплений/);

- вторая часть обязанностей касается отношений с Пенсионным фондом Российской Федерации и другими контрагентами (перечислять в порядке и сроки, которые установлены соответствующим законодательством и договорами в ПФР средства для выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости и /или/ срочной пенсионной выплаты и выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц и пр.);

- третья часть обязанностей связана с поддержанием управляющей компанией лицензионных требований к ним (страховать риск своей ответственности, которая может наступить вследствие нарушения соответствующих договоров доверительного управления; поддерживать достаточность собственных средств /капитала/ по отношению к общей сумме активов, находящихся в управлении; не являться аффилированным лицом специализированного депозитария либо его аффилированных лиц; принять и неукоснительно соблюдать кодекс профессиональной этики).

Что касается вознаграждения УК за управление средствами пенсионных накоплений, то, на основании Закона 111-ФЗ, оно выплачивается за счет доходов от инвестирования переданных средств пенсионных на-

представлять в ФСФР России отчетность в установленном порядке; иметь сайт в сети Интернет и пр. (части 1, 2 ст.39 Закона 156-ФЗ).

32 Понятия «разумность и добросовестность» относятся к категории оценочных, а не собственно правовых или экономических. Поэтому оценка действий УК с точки зрения этих категорий всегда представляет определенную сложность. Действующее законодательство не содержат определений, которые бы раскрыли базисные признаки этих терминов. Сущность данных принципов применительно к УК заключается в эффективном управлении переданными в доверительное управление средствами в интересах выгодоприобретателя (учредителя управления).

коплений, но не более 10% величины доходов от инвестирования, полученных УК за отчетный год33.

Конкретный размер вознаграждения УК, порядок, сроки его начисления закрепляются договором доверительного управления средствами пенсионных нако-плений34.

Спецификой обладает и процедура банкротства УК, действующих на пенсионном рынке в качестве доверительных управляющих средствами пенсионных накоплений. Так, временная администрация назначается приказом ФСФР России35. Что касается порядка обращения взыскания по долгам УК и иных лиц, то арест не может быть наложен на средства пенсионных накоплений, активы, в которые они инвестированы. В случае признания УК несостоятельной (банкротом) средства пенсионных накоплений и активы, в которые инвестированы указанные средства, находящиеся в ее доверительном управлении, не включаются в конкурсную массу. Исключение составляют случаи, когда взыскание осуществляется по данным обязательствам перед застрахованными лицами и их правопреемниками.

Итак, подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Изначально УК формируются как коммерческие организации в формах ООО, ОДО, ОАО/ЗАО, действующие в частно-правовом пространстве. Однако УК, функционирующие в пенсионной системе и управляющие в соответствии с договорами доверительного управления средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений, выполняют важные социальные функции, участвуя в формировании пенсионных выплат застрахованным лицам в обязательном пенсионном страховании и участникам негосударственного пенсионного обеспечения. Тем самым, УК приобретают функции в публично-правовом пространстве. Особое значение при этом имеет инвестиционная стратегия УК, которая должна строиться на принципах разумности и добросовестности, надежности, ликвидности, доходности и диверсификации в целях

33 Однако вознаграждение не будет выплачено, если стоимость чистых активов, находящихся в доверительном управлении, уменьшилась в результате инвестирования по сравнению с предшествующим годом.

34 Суммарные расходы ПФР по оплате необходимых расходов УК не могут превышать 1,1% средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении УК по соответствующим договорам, за отчетный год. К необходимым расходам УК по инвестированию средств пенсионных накоплений относятся расходы, которые непосредственно связаны с доверительным управлением переданными УК средствами, компенсация специализированному депозитарию расходов, понесенных им в качестве номинального держателя ценных бумаг, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, а также оплата услуг специализированного депозитария, аудиторских организаций, страховщиков по договорам обязательного страхования ответственности, других участников отношений по формированию и инвестированию пенсионных накоплений. УК оплачивают эти расходы за счет средств, перечисляемых ПФР на оплату необходимых расходов УК в соответствии с заключенными договорами, а в случае превышения предельной величины, установленной законодательством, за свой счет. Перечисление средств на оплату необходимых расходов по инвестированию вновь передаваемых пенсионных накоплений производится ПФР одновременно с передачей средств пенсионных накоплений. Порядок расчета величины указанных средств устанавливается договором доверительного управления. При этом величина указанных средств не может превышать 1,1% суммы вновь передаваемых пенсионных накоплений.

35 См.: Приказ ФСФР России от 25.03.2010 №10-23/пз-н «Об утверждении Положения о временной администрации в управляющей компании и в специализированном депозитарии» //Консультант Плюс. - 10.07.2013.

обеспечения дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений и размещения средств пенсионных резервов, при соблюдении установленных законодательством инвестиционных ограничений.

2. УК относятся к группе институциональных инвесторов. Данное понятие встречается в ряде законов, регулирующих отношения в сфере пенсионного страхования (например, Законе 111 -ФЗ, Федеральном законе о формировании целевого капитала36). Вместе с тем легальное определение данного понятия в этих законах отсутствует. Обобщая точки зрения разных авторов37, можно сформулировать следующее определение: институциональный инвестор - финансовый посредник, который аккумулирует инвестиционные ресурсы и затем осуществляет инвестиционную деятельность как аккумулированных (на правах доверенного лица), так и собственных средств.

3. УК в силу закона относятся к квалифицированным инвесторам. Это понятие раскрывается в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» (ст.51.2), а также в Приказе ФСФР России от 18.03.2008 г. №08-12/пз-н. Квалифицированный инвестор - лицо (физическое или юридическое), которое может быть признано таковым для осуществления операций на рынке ценных бумаг в отношении одного или нескольких видов ценных бумаг и иных финансовых инструментов, оказания одного или нескольких видов услуг, предназначенных доя квалифицированных инвесторов.

4. УК отнесены ФСФР России к коллективным инвесторам, хотя разъяснение этого термина в нормативно-правовых актах также отсутствует. На наш взгляд, признаками коллективных инвестиций в рассматриваемом случае являются: формирование имущества и дальнейшая передача его УК для инвестирования. Коллективное инвестирование представляет собой схему инвестирования, при реализации которой средства, вложенные частными инвесторами (например, НПФ), аккумулируются в единый пул (имущественный комплекс) и управляются профессиональным участником финансового рынка - в данном случае УК, с целью их последующего инвестирования (преимущественно на рынке ценных бумаг) для получения прибыли. Среди преимуществ коллективного инвестирования: профессиональное управление переданными денежными средствами и иным имуществом; диверсификация активов; инвестирование на принципах добросовестности и разумности.

5. УК, действующие в пенсионной системе, могут являться и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, хотя это условие не является необходимым для участия в данной системе.

6. Правовой основой деятельности УК является договор доверительного управления. Права доверительного управляющего, возникающие из такого договора, не являются вещными. С одной стороны, положения этого договора основаны на ГК РФ. С другой стороны, специальное законодательство (в данном случае -пенсионное) предусматривает особенности правового

36 См., например, Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2006 №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 11.01.2007; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

37 См.: Воробьев П.В., Валдайцев С.В., Андрианов А.Ю. Инвестиции. Изд. 2-е. - М., 2008. - С.24; Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. - М., 2011. -С.9-10. Хмелевская С.А., Ермаков Д.Н. Совершенствование страховых механизмов российской пенсионной системы //Бизнес в законе. - 2012. - №2.

режима доверительного управления применительно к средствам пенсионных накоплений.

7. Среди основных направлений деятельности УК в пенсионной сфере - доверительное управление средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений, переданных в такое управление от НПФ или ПФР.

8. УК, действующие в пенсионной сфере, обладают общим статусом юридического лица как коммерческой организации, наделены его особенностями в связи с организационно-правовой формой и направлениями деятельности (деятельности по управлению средствами пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление НПФ и ПФР, и средств пенсионных резервов, полученных по соответствующим договорам в доверительное управление от НПФ), а также характеризуются специальным статусом, вытекающим из особенностей функционирования УК в пенсионной сфере (субъект отношений по обязательному пенсионному страхованию, негосударственному пенсионному обеспечению).

Список литературы:

Воробьев П.В., Валдайцев С.В., Андрианов А.Ю. Инвестиции: Учебник для вузов /Под ред. Ковалева В.В., Иванова В.В., Лялина В.А. Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Издательства: «Проспект», «ТК Велби», 2008. - 584 с.

Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. Монография. - М.: Издательство «Статут», 2011. - 753 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ. Часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть 3 от 26.11.2001 №146-ФЗ. Часть 4 от 18.12.2006 №230-ФЗ (действующая редакция) (ГК РФ) //Российская газета (федеральный выпуск). -08.12.1994; 06-08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Гражданское право: В 4 т. Т.1: Общая часть. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция» /В.С.Ем и др. Отв. ред. Е.А.Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Волтерс Клувер», 2005. - 720 с.

Закон РСФСР от 26.07.1991 №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в редакции федеральных законов от 19.06.1995 №89-ФЗ, 10.01.2003 №15-ФЗ, 30.12.2008 №309-ФЗ, 19.07.2011 №248-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.02.1999 №39-ФЗ) //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - №29.

- Ст.1005; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица.

- М.: Издательство «Статут», 2005. - 476 с.

Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» в новой редакции /В.В.Залесский, С.В.Соловьева, М.Ю.Тихомиров, Ю.А.Тихомиров. Под общ. ред. М.Ю.Тихомирова. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. - 571 с.

Комментарий официальных органов к пенсионному законодательству Российской Федерации /Авт. кол.: Д.В.Алексеев, Ю.В.Воронин, Д.С.Коншин и др. Отв. ред. Ю.В.Воронин. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Министерство труда и социального развития Российской Федерации; Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2004. - 1376 с.

Мутовина Е.В. Управляющая организация (управляющий) как единоличный исполнительный орган хо-

зяйственного общества: правовой статус и объем полномочий //Юрист. - 2009. - №1. - С.55-59.

Мухаметшин Т.Ф. Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов: обновленный взгляд на правовое содержание //Право и экономика. - 2012. - №12. - С.51-58.

Назаров А.А. Коллективные инвестиции в современной России //Административное право и процесс. -2008. - №5. - С.24-25.

Письмо ФСФР России от 15.05.2007 №07-ОВ-01/9826 «О деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами» //Вестник ФСФР России. - 29.06.2007. - №6; Консультант Плюс. -10.07.2013.

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 №63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» (в редакции постановлений Правительства России от: 11.09.2007 №583; 16.04.2008 №270; 28.08.2009 №702; 04.03.2010 №119) //Российская газета (федеральный выпуск). - 07.02.2007; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 №379 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и статьей 36.15 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах"» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -09.07.2003; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.2006 №761 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в депозиты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в кредитных организациях и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях в кредитных организациях» (действующая редакция) //Российской газета (федеральный выпуск). - 09.07.2003; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 №503 «Об установлении срока осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" функций государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, а также государственной управляющей компании средствами выплатного резерва» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №25. - Ст.3164; Консультант Плюс. -10.07.2013.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2009 №113н «Об утверждении типовых договоров об оказании услуг специализированного депозитария Пенсионному фонду Российской Федерации, доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом Российской Федерации и управляющей компанией и об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании в отношении средств пенсионных накоплений» (в редакции Приказа Минфина

России от 04.10.2012 №133н) //Консультант Плюс. -10.07.2013.

Приказ ФСФР России от 25.03.2010 №10-23/пз-н «Об утверждении Положения о временной администрации в управляющей компании и в специализированном депозитарии» (зарегистрирован в Минюсте России

11.05.2010 №17164) //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -24.05.2010. - №21; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Приказ ФСФР России от 20.07.2010 №10-49/пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» (зарегистрирован в Минюсте России 30.08.2010 №18288, в редакции Приказов ФСФР России от: 05.04.2011 №11-9/пз-н,

09.06.2011 №11-27/пз-н, 24.04.2012 №12-27/пз-н) //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 20.09.2010. - №38; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Приказ ФСФР России от 18.03.2008 №08-12/пз-н «Об утверждении Положения о порядке признания лиц квалифицированными инвесторами» (зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2008 №11522, в редакции приказов ФСФР России от 21.01.2011 №11-1/пз-н,

24.04.2012 №12-27/пз-н) //Консультант Плюс. -10.07.2013.

Приказ ФСФР России от 12.03.2008 №08-8/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках уведомления управляющей компании, специализированного депозитария и Федеральной службы по финансовым рынкам лицом, владеющим (осуществляющим доверительное управление) 5 и более процентами обыкновенных акций (долей) управляющей компании или специализированного депозитария» (зарегистрирован в Минюсте России 15.04.2008 №11536) //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 05.05.2008. - №18; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Приказ ФСФР России от 28.01.2010 №10-4/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка» (зарегистрирован в Минюсте России 06.05.2010 №17130, в редакции Приказов ФСФР России от 05.04.2011 №11-9/пз-н, 09.06.2011 №11-27/пз-н, 24.04.2012 №12-27/пз-н) //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -24.05.2010. - №21; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Приказ ФСФР России от 28.12.2010 №10-79/пз-н «Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» (зарегистрирован в Минюсте России 18.03.2011 №20175, в редакции Приказа ФСФР России от 31.05.2011 №11-24/пз-н) //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 02.05.2011.20. - №18; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Приказ ФСФР России от 03.04.2007 №07-37/пз-н «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами» (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2007 №9457) //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 25.06.2007. - №26; Консультант Плюс. -10.07.2013.

Приказ ФСФР России от 06.07.2010 №10-44/пз-н «Об утверждении типовых форм договора об оказании специализированным депозитарием услуг негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, договора довери-

тельного управления средствами пенсионных накоплений между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и управляющей компанией и договора об оказании специализированным депозитарием услуг управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию» (зарегистрирован в Минюсте России 12.08.2010 №18139, в редакции Приказа ФСФР России от 24.04.2012 №12-27/пз-н) //Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Степанов Д. Компания, управляющая хозяйственным обществом //Хозяйство и право. - 2000. - №10. - С.60-73.

Суханов Е.А. Договор доверительного управления имуществом //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2000. - №1. - С.81-94.

Указ Президента Российской Федерации от

11.06.1994 №1233 «О защите интересов инвесторов» (в редакции Указа Президента России от 04.11.1994 №2063) (утратил силу) //Российская газета (федеральный выпуск). - 21.06.1994; Консультант Плюс. -10.07.2013.

Федеральный закон Российской Федерации от 17.05.2007 №82-ФЗ «О Банке развития» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 24.05.2007; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Федеральный закон Российской Федерации от 28.07.2012 №145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Российская газета (федеральный выпуск). -

30.07.2012.

Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2009 №182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"» //Российская газета (федеральный выпуск). -22.07.2009; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Федеральный закон Российской Федерации от 05.03.1999 №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 11.03.1999; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 13.05.1998; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2006 №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 11.01.2007; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Федеральный закон Российской Федерации от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 25.04.1996; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Федеральный закон Российской Федерации от

26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 29.12.1995; Консультант Плюс. -

10.07.2013.

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -30.07.2002; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 04.12.2001; Консультант Плюс. -10.07.2013.

Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -17.02.1998; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

Хмелевская С.А., Ермаков Д.Н. Совершенствование страховых механизмов российской пенсионной системы //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал.

- 2012. - №2. - С.258-264.

Literature list:

Civil Code of Russian Federation. Part 1 from 30.11.1994 №51-FL. Part 2 from 26.01.1996 №14-FL. Part 3 from 26.11.2001 №146-FL. Part 4 from 18.12.2006 №230-FL (current edition) (CC RF) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 08.12.1994; 06-08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Civil law: In 4 volumes. Volume 1: General part. Textbook for students, enrolled in the direction 521400 «Jurisprudence» and the specialty 021100 «Jurisprudence» /V.S.Em, etc. Editor E.A.Suhanov. 3rd edition, revised and enlarged. - M.: Publishing house «Walters Kluwer», 2005.

- 720 p.

Commentary of the public authorities to the pension legislation of Russian Federation /Authors: D.V.Alekseev, Y.V.Voronin, D.S.Konshin, etc. Editor Y.V.Voronin. State Duma of Federal Assembly of Russian Federation, Ministry of labour and social development of Russian Federation, Ministry of economic development and trade of Russian Federation. - M: ICFED, 2004. - 1376 p.

Commentary to Federal law «On joint-stock companies» in the new version /V.V.Zalessky, S.V.Soloveva, M.Y.Tihomirov, Y.A.Tihomirov. Under the general editorship of M.Y.Tihomirov. - M.: Publishing of Y.M.Tikhomirov, 2008. - 571 p.

Decree of President of Russian Federation from 11.06.1994 №1233 «On protection of the interests of investors» (in edition by Decree of President of Russia from 04.11.1994 №2063) (repealed) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 21.06.1994; Consultant Plus. -10.07.2013.

Federal law of Russian Federation from 28.07.2012 №145-FL «On amendments to certain legislative acts of Russian Federation» //Rossiyskaya gazeta (federal issue).

- 30.07.2012.

Federal law of Russian Federation from 18.07.2009 №182-FL «On amendments to Federal law "On non-state pension funds" and Federal law "On investment of funds for finance the funded part of labour pension in Russian Federation"» //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -22.07.2009; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Federal law of Russian Federation from 17.05.2007 №82-FL «On Bank of development » (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 24.05.2007; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Federal law of Russian Federation from 29.11.2001 №156-FL «On investment funds» (current edition)

//Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 04.12.2001; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Federal law of Russian Federation from 24.07.2002 №111-FL «On investment of funds for finance the funded part of labour pension in Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 30.07.2002; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Federal law of Russian Federation from 26.12.1995 №208-FL «On joint-stock companies» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 29.12.1995; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Federal law of Russian Federation from 08.02.1998 №14-FL «On limited liability companies» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 17.02.1998; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Federal law of Russian Federation from 22.04.1996 №39-FL «On market of securities» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -25.04.1996;Consultant Plus. - 10.07.2013.

Federal law of Russian Federation from 07.05.1998 №75-FL «On non-state pension funds» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 13.05.1998; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Federal law of Russian Federation from 30.12.2006 №275-FL «On order of formation and use of objective capital of non-profit organizations» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 11.01.2007; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Federal law of Russian Federation from 05.03.1999 №46-FL «On protection of rights and legitimate interests of investors in the market of securities» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 11.03.1999; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Gabov A.V. Securities: questions of theory and juridical regulation of the market. Monograph. - M.: Publishing house «Statute», 2011. - 753 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Khmelevskaya S.A., Ermakov D.N. Improving of insurance mechanisms of Russian pension system //Business in law. - 2012. - №2. - P.258-264.

Kozlova N.V. Juridical personality of organization. - M.: Publishing house «Statute», 2005. - 476 p.

Law of RSFSR from 26.07.1991 №1488-1 «On Investment activity in RSFSR» (in edition by federal laws from of 19.06.1995 №89-FL, 10.01.2003 №15-FL, 30.12.2008 №309-FL, 19.07.2011 №248-FL, as amended by Federal law from 25.02.1999 №39-FL) //Bulletin of Congress of people's deputies and Supreme Soviet of RSFSR. - 1991. - №29. - St.1005; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Letter of FSFM of Russia from 15.05.2007 №07-OV-01/9826 «On activity among management of investment funds, mutual funds and non-state pension funds» //Journal of FSFM of Russia. - 29.06.2007. - №6; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Moukhametshin T.F. Investment units of mutual funds: an updated view of the juridical content //Law and economics. - 2012. - №12. - P.51-58.

Mutovina E.V. Managing organization (manager) as a sole executive body of business company: juridical status and scope of authorities //Lawyer. - 2009. - №1. - P.55-59.

Nazarov A.A. Collective investments in modern Russia //Administrative law and process. - 2008. - №5. - P.24-25.

Order of FSFM of Russia from 25.03.2010 №10-23/pz-n «On approval of Regulations about interim administration in managing company and in the specialized depository» (registered in Ministry of justice of Russia 11.05.2010 №17164) //Bulletin of normative acts of federal executive bodies. - 24.05.2010. - №21; Consultant Plus. -10.07.2013.

Order of FSFM of Russia from 18.03.2008 №08-12/pz-n «On approval of Regulations about procedure of recognition persons as a qualified investors» (registered in Ministry of justice of Russia 14.04.2008 №11522, in edition by Orders of FSFM of Russia from 21.01.2011 №11-1/pz-n, 24.04.2012 №12-27/pz-n) //Consultant Plus. - 10.07.2013.

Order of FSFM of Russia from 20.07.2010 №10-49/pz-n «On approval of Regulations about licensing requirements and conditions for the exercise of professional activity in the market of securities» (registered in Ministry of justice of Russia 30.08.2010 №18288, in edition by Orders of FSFM of Russia from: 05.04.2011 №11-9/pz-n, 09.06.2011 №11-27/pz-n, 24.04.2012 №12-27/pz-n) //Bulletin of normative acts of federal executive bodies. -20.09.2010. - №38; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Order of FSFM of Russia from 28.01.2010 №10-4/pz-n «On approval of Regulations about specialists of financial market» (registered in Ministry of justice of Russia

06.05.2010 №17130, in edition by Orders of FSFM of Russia from 05.04.2011 №11-9/pz-n, 09.06.2011 №11-27/pz-n, 24.04.2012 №12-27/pz-n) //Bulletin of normative acts of federal executive bodies. - 24.05.2010. - №21; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Order of FSFM of Russia from 12.03.2008 №08-8/pz-n «On approval of Regulations about procedure and timing of notification of managing company, specialized depositary and Federal Service for Financial Markets by the person, who owns (performs trust-management) 5% and more of ordinary shares (shares) of managing company or special depository» (registered in Ministry of justice of Russia 15.04.2008 №11536) //Bulletin of normative acts of federal executive bodies. - 05.05.2008. - №18; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Order of FSFM of Russia from 06.07.2010 №10-44/pz-n «On approval of standard forms of contracts for the provision of specialized depository services of private pension funds, to act as insurer for compulsory pension insurance trust agreement of pension savings between non-state pension fund to act as insurer for mandatory pension insurance and the managing company and the contract the provision of specialized depository services managing company in trust the pension savings of non-state pension fund, carrying on business as an insurer for mandatory pension insurance» (registered in Ministry of justice of Russia 12.08.2010 №18139, in edition by Order of FSFM of Russia from 24.04.2012 №12-27/pz-n) //Consultant Plus. - 10.07.2013.

Order of FSFM of Russia from 28.12.2010 №10-79/pz-n «On approval of Regulations about composition and structure of assets of equity investment funds and mutual funds» (registered in Ministry of justice of Russia

18.03.2011 №20175, in edition by Order of FSFM of Russia from 31.05.2011 №11-24/pz-n) //Bulletin of normative acts of federal executive bodies. - 02.05.2011. - №18; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Order of FSFM of Russia from 03.04.2007 №07-37/pz-n «On approval of Regulations about activity among management of securities» (registered in Ministry of justice of Russia 14.05.2007 №9457) //Bulletin of normative acts of federal executive bodies. - 25.06.2007. - №26; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Order of Ministry of Finance of Russian Federation from 05.11.2009 №113n «On approval of model contracts about provision of services of specialized depositary for Pension fund of Russian Federation, of trust-management by pension accumulations between Pension fund of Russian Federation and managing company and about provision of specialized depositary services for managing com-

pany in respect of pension accumulations» (in edition by Order of Ministry of Finance of Russian Federation from

04.10.2012 №133n) //Consultant Plus. - 10.07.2013.

Resolution of Government of Russian Federation from

01.02.2007 №63 «On approval of the Rules of placement of pension reserves of non-state pension funds and control over their placement» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 07.02.2007; Consultant Plus. -10.07.2013.

Resolution of Government of Russian Federation from 30.06.2003 №379 «On establishment of additional restrictions on the investment of pension savings in the individual classes of assets and determining the maximum share of individual asset classes in the portfolio in accordance with articles 26 and 28 Federal law "On investment of funds for finance the funded part of labour pension in Russian Federation" and article 36.15 of Federal law "On non-state pension funds"» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 09.07.2003; Consultant Plus. -10.07.2013.

Resolution of Government of Russian Federation from 13.12.2006 №761 «On establishment of additional restrictions on the investment of pension savings in deposits in the national currency and foreign currency from credit institutions and savings for housing for military personnel in deposits in rubbles in credit institutions» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 09.07.2003; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Resolution of Government of Russian Federation from

14.06.2013 №503 «On setting a time-limit of implementation by the state corporation "Bank of development and foreign economic activity (Vnesheconombank)" functions of state managing company for trust-management of pension accumulations, as well as state managing company for means of pay reserve» //Collection of legislation of Russian Federation. - 2013. - №25. - St.3164; Consultant Plus. - 10.07.2013.

Stepanov D. Organization, managing by business company //Economy and law. - 2000. - №10. - P.60-73.

Sukhanov E.A. Contract of trust-management of property //Bulletin of Supreme Arbitration Court of Russian Federation. - 2000. - №1. - P.81-94.

Vorobiev P.V., Valdaitsev S.V., Andrianov A.Y. Investments: Textbook for high schools /Edited by Kovalev V.V., Ivanov V.V., Lyalin V.A. 2nd edition, revised, enlarged. -M.: Publishing house: «Prospect», «TC Welby», 2008. -584 p.

Рецензия

Статья посвящена одной из проблем, имеющих важное теоретическое и практическое значение - правовому статусу управляющей компании (УК), действующей в пенсионной системе Данная проблема находится на стыке экономической теории и юриспруденции. Статус такого вида УК практически никем еще столь подробно не анализировался. Автор глубоко изучил как гражданское законодательство, законодательство в сфере инвестиционной деятельности, так и пенсионное законодательство, касающееся рассматриваемой темы.

В статье подробно раскрывается, как деятельность УК в сфере гражданско-правовых отношений сочетается с ее деятельностью в системе публично-правовых отношений.

В статье много элементов новизны. Так, в ней исследуются особенности доверительного управления в системе обязательного пенсионного страхования.

Статья имеет и важное практическое значение постольку, поскольку ее выводы значимы для деятельности менеджмента управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов.

Основные положения, выдвигаемые автором, аргументированы и достаточно убедительны. Статья отвечает требованиям, предъявляемым к статьям в ведущих рецензируемых научных журналах, и может быть рекомендована к публикации.

Кандидат экономических наук М.М.Аранжереев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.