Научная статья на тему 'Роль современных информационных технологий в трансформации человека как субъекта социокультурных взаимодействий'

Роль современных информационных технологий в трансформации человека как субъекта социокультурных взаимодействий Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
360
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / ЧЕЛОВЕК / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION / PEOPLE / SOCIAL INTERACTION / SOCIAL ILLUSION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дмитриева Л. М., Шушарин С. А.

Анализируется влияние, оказываемое современными информационными технологиями на общество и на человека как его субъекта. В частности, рассматривается трансформации времени и пространства, происходящая под воздействием иллюзий, продуцируемых рекламой, СМИ и сетью Интернет. Также характеризуется имеющая место в результате описываемых процессов коренная перестройка внутреннего мира человека и его отношения к обществу, в котором он существует, выражающаяся в изменении форм и способов взаимодействия людей друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of modern information technology in transformation of a human as a subject of sociocultural interactions

Modern society is progressing rapidly, as well as the existing technology. To a large extent, this is due to the increasing amounts of information with which a modern human is faced to and work. As a result, there is a radical restructuring of one’s inner world and the relationship to the society in which one exists. Also the forms and methods of one’s interaction with other people are changed.

Текст научной работы на тему «Роль современных информационных технологий в трансформации человека как субъекта социокультурных взаимодействий»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 70-71. УДК 141.78

Л.М. Дмитриева, С.А. Шушарин

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАНСФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Анализируется влияние, оказываемое современными информационными технологиями на общество и на человека как его субъекта. В частности, рассматривается трансформации времени и пространства, происходящая под воздействием иллюзий, продуцируемых рекламой, СМИ и сетью Интернет. Также характеризуется имеющая место в результате описываемых процессов коренная перестройка внутреннего мира человека и его отношения к обществу, в котором он существует, выражающаяся в изменении форм и способов взаимодействия людей друг с другом.

Ключевые слова: информационное общество, информация, человек, социальные взаимодействия, социальные иллюзии.

В современном мире основная роль в трансформации человека закономерно принадлежит информации. Размещаемая в сети, она становится ресурсом его индивидуального развития. При этом сам человек выступает не только субъектом коммуникаций, инициируемых новыми технологиями, но и их объектом, поскольку его жизнь во многом начинает определяться ими.

Одним из факторов, который значительно повлиял на современного человека, стало наше время, позволившее информации преодолевать огромные пространства практически мгновенно. По нашему мнению, временной фактор приобрел особое значение и в трудовых отношениях, поскольку позволил людям устанавливать коммерческие отношения с компаниями по всему миру. При этом сегодняшние технологии изменили представления и о пространстве. «Власть над временем, контроль над ритмичностью, - пишет М. Кастельс, - колонизировали территории и преобразовали пространство в процессе широкомасштабной индустриализации» [1]. Это позволяет считать современного человека виртуальным космополитом, поскольку сеть Интернет стерла границы между государствами и культурами, а люди получили возможность объединяться в виртуальные общности и группы. И в большинстве случаев это происходит уже не по географическому признаку, а исходя из общих интересов. Таким образом, обмен информацией, общение, способы построения отношений сейчас переходят из реального мира в мир виртуальный. Иллюзорность делает его необычайно притягательным и зачастую формирует у людей зависимость от него. Что же заставляет их тратить столько времени на социальные сети, а не на личное общение? Ответ вполне очевиден: в иллюзорном мире гораздо легче притворяться и скрывать свои истинные эмоции, чем в реальном.

Основными источниками виртуализации действительности в современном обществе, кроме сети Интернет, выступают также реклама и СМИ, что выражается в порождении ими разнообразных социальных иллюзий. Однако, несмотря на то что виртуальный мир изменяет жизнь современного человека, не следует забывать о том, что создателем этой коммуникативной среды является сам человек и только от него самого зависит, чем она является и какое влияние оказывает на реальный мир. Тем не менее однозначным является то, что информационные технологии

© Л.М. Дмитриева, С.А. Шушарин, 2014

Роль современных информационных технологий в трансформации человека..

71

будут развиваться и дальше, оказывая как положительное, так и негативное влияние на общество и на человека как его субъекта.

В настоящее время мы сталкиваемся с такими объемами информации, переработать которые под силу не каждому. «Механизм человеческого поведения, - пишет Д.Г. Миллер, - ломается под действием перегрузки информацией» (цит. по: [2]). При этом многие люди становятся рассеянными, забывают простейшую информацию, полагаясь только на сеть Интернет или на свои смартфоны. Некоторые начинают осознавать, что с информационной перегруженностью им самостоятельно уже не справиться. Кроме того, людям становится трудно общаться лично, а само общение теряет теплоту и эмпатию. И это при том, что большинство современных технических средств создаются для целей коммуникации. Однако нельзя не отметить то, что виртуальная среда является более эмоциональной, чем действительность, поскольку современные программы для общения позволяют обмениваться звуковыми и видеосообщениями, а также фотографиями и эмотиконами. Кроме того, человек получает возможность выражать свои эмоции инкогнито. Одиноким людям виртуальное общение помогает дистанцироваться от негативных чувств. Другими словами, борьба со стрессом и трудностями, с которыми сталкиваются люди, компенсируется одобрением и сочувствием, которые в реальной жизни достаточно редки. Таким образом, социальные сети могут выступать одной из форм психологической поддержки для индивида.

Дж. ван ден Берг и М. Берер, занимающиеся исследованиями современной молодежи, считают, что ее представители «индивидуалистичны и в то же время очень общительны. Для них свойственны традиционные семейные ценности, но они очень то-лерантны и открыты. Они более раскованы в сексуальном плане и более терпимы к другим этническим группам по сравнению с предыдущими поколениями молодежи. Они серьезно относятся к работе, но стремятся в

то же время к тому, чтобы в их жизни было равное количество досуга и отдыха» [3]. Как мы видим, в представленных характеристиках видна амбивалентность, характеризующая любого человека, о которой с древности писали многие философы.

Также хотелось бы обратить внимание на следующие современные социокультурные тенденции: распространение информации небольшого объема, которую легко воспринимать и быстро передавать дальше; построение связей и установление новых контактов с целью получить определенную выгоду в будущем; наличие нового пространства, кроме дома и работы, для общения, развития и т. д.; преобладание совместной деятельности для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, навыками, умениями; образование в форме развлечения; работа с целью получения удовольствия, самореализации, а не только для получения прибыли. Все перечисленное уже имеет место в современном обществе и, по всей вероятности, будет иметь место и далее, трансформируя человека как субъекта усложняющихся коммуникаций.

В заключение хотелось бы сказать, что вполне очевидно то значительное влияние, которое оказывают на современного человека сегодняшние технологии и средства коммуникации. Под их воздействием меняется его внутренний мир, а вместе с тем и внешний мир, поскольку человек пребывает в общении с подобными себе людьми. При этом нельзя утверждать, что человек как субъект стал хуже или лучше. Он просто стал другим. А его творческая сущность и желание изучать, познавать и стремиться ко всему новому продолжают способствовать дальнейшему развитию нашего общества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 402.

[2] Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001. С. 386.

[3] Ван ден Берг Дж., Берер М. «Крутые» всегда остаются «крутыми». Брендинг для поколения У. СПб. : Питер, 2012. С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.