Научная статья на тему 'Исследование трансформаций социокультурных взаимодействий в современном обществе потребления'

Исследование трансформаций социокультурных взаимодействий в современном обществе потребления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
295
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / АУТОПОЭЗИС / КОММУНИКАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА / NETWORK APPROACH / SOCIAL NETWORKING / ONLINE COMMUNICATION / AUTOPOIESIS / COMMUNICATION PARADIGM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дмитриева Лариса Михайловна, Шушарин Станислав Александрович

В статье рассматриваются трансформации социокультурных взаимодействий, характерные для сегодняшнего общества, основной характеристикой которого является безудержное потребление, на примере сетевого подхода. Отдельное внимание уделяется рассмотрению теории аутопоэзиса, тесно связанной с теорией сетевой организации общества. Кроме того, в статье раскрывается вопрос интернет-коммуникации как одной из наиболее распространенных на данный момент, а также смена, вследствие этого, общей коммуникационной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of transformations of social and cultural interactions in contemporary consumer society

The article deals with the transformation of social and cultural interactions that are typical for today’s society, the main characteristic of which is the uncontrolled consumption, on the example of a network approach. Special attention is paid to the theory of autopoiesis closely related to network theory of social organization. In addition, the paper reveals the issue of online communication as one of the most popular at the moment, as well as change, as a consequence, of the total communication paradigm.

Текст научной работы на тему «Исследование трансформаций социокультурных взаимодействий в современном обществе потребления»

УДК 141.78

Л. М. ДМИТРИЕВА С. А. ШУШАРИН

Омский государственный технический университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ_

В статье рассматриваются трансформации социокультурных взаимодействий, характерные для сегодняшнего общества, основной характеристикой которого является безудержное потребление, на примере сетевого подхода. Отдельное внимание уделяется рассмотрению теории аутопоэзиса, тесно связанной с теорией сетевой организации общества. Кроме того, в статье раскрывается вопрос интернет-коммуникации как одной из наиболее распространенных на данный момент, а также смена, вследствие этого, общей коммуникационной парадигмы.

Ключевые слова: сетевой подход, социальные сети, интернет-коммуникация, аутопоэзис, коммуникационная парадигма.

В настоящее время нет устоявшегося определения «общество потребления» и данное словосочетание используется скорее в качестве метафоры, применяющейся для обозначения всех общественных взаимоотношений, связанных с процессом потребления современным человеком, выходящим за всякие разумные пределы. Причем в качестве объектов потребления выступают не только материальные предметы, но и информация, знания, отношения и многое другое. В данной статье мы бы хотели раскрыть особенности изменений, происходящих во взаимоотношениях людей, имеющих место в современном обществе, с точки зрения сетевого подхода.

Сущность человека, по мнению М. К. Мамар-дашвили, раскрывается «в той мере, в какой человеческая личность поддерживает, воспроизводит и сохраняет общение. Если же этого постоянного поддержания и воспроизводства общения нет, то нет и человека» [1, с. 142]. У современных людей появилось больше возможностей для общения. Если раньше единственными способами связаться с теми, кто находится далеко, были письма или звонки по междугородней связи, то сейчас есть сеть Интернет, посредством которой можно с легкостью общаться с любым человеком из другой страны и даже с другого континента, причем в реальном времени. Помимо этого, можно не выходя из дома оплачивать счета, работать, развлекаться. Таким образом, в социальных связях обозначилась тенденция «к созданию сетевых и альтернативных структур» [2, с. 40]. Это дает основание некоторым исследователям рассматривать наше общество как сетевое. Среди них можно назвать М. Кастельса, Р. Коллинза, Я. Морено, А. Редклифа-Брауна, Н. Лу-мана и др.

М. Кастельс, в частности, считал, что производство, повседневная жизнь, культура и власть в современном мире строятся в соответствии с зако-

нами сетевой логики [3, с. 494 — 495]. При этом социальные структуры перестают подчиняться иерархическим признакам и линейному соподчинению, и представляют собой совокупности множества узлов, выступающих в роли центра. Функции этих узлов могут переходить от одного к другому, превращая весь мир в гигантскую «метасеть», включающую в себя разнообразные социальные общности [3, с. 504]. Из этого следует, что все социокультурные процессы сейчас определяются взаимоотношениями между существующими сетями, а также степенью включенности в них.

Примерами сетей в обществе потребления могут выступать сети супермаркетов, кофеен, автозаправочных станций, аптек, почтовых отделений и много другого. Они, словно ризома в терминах постмодернизма, пытаются заполнить все существующее пространство и окутать его своими филиалами. Таким образом, практически все крупные компании, особенно международные, используют в своей организации сетевой принцип. В связи с этим хотелось бы озвучить идеи известного маркетолога Э. Ро-зена, считающего, что для лидирования на рынке «компании должны понять, что они продают свои товары и услуги не индивидуальным покупателям, а сетям покупателей» [4, с. 27]. Данный исследователь также утверждает, что у любой сети есть узлы — те люди, мнением которых дорожат окружающие, и выделяет четыре типа подобных узлов:

— обычные узлы — простые люди, которые осведомлены об определенной товарной категории и связаны с небольшим количеством других людей;

— мегаузлы — пресса, знаменитости, политики и аналитики. Подобные люди имеют небольшое количество двусторонних связей, но тысячи и даже миллионы односторонних, появляющихся в процессе передачи ими информации через СМИ;

— узлы-эксперты — люди, специализирую-

щиеся на определенной области товаров и знающие про них абсолютно всё;

— социальные узлы — люди, обладающие харизмой, а также люди с высокой социальной активностью [4, с. 54 — 57].

По мнению Э. Розена, люди, представляющие собой данные узлы, всегда активны, первыми приобретают товары или начинают пользоваться услугами. Они общительны, любят путешествовать, в курсе всех событий. К ним прислушиваются другие [4, с. 58]. В свою очередь, умение выделять подобных людей является ключевым моментом в процессе распространения информации о товаре либо услуге.

Исследователи относят к характеристикам любой сети связанность и непрерывность коммуникации, относительную открытость входа-выхода, полицен-тричность, включенность, равноправие элементов, горизонтальную организацию, ориентацию на результат и высокую эффективность, мутагенность, способность к самоорганизации и саморегуляции, а также низкую информационную сопротивляемость [5, с. 107]. Можно добавить, что для сетевой организации также характерны плюральность, аксиологическая антииерархичность, ризоматичность, индетерминизм и представление информации в образной форме. Также необходимо сказать, что сети являются подвижными и адаптивными формами организации, что обусловлено их способностью развиваться вместе со своим окружением и составляющими их отдельными элементами. Последние могут отторгаться либо реорганизовываться, если перестают быть эффективными с функциональной точки зрения. Это обеспечивает сети такие характеристики, как подвижность и мобильность. При этом ее целостность обеспечивается скоростным внутрисетевым каналом коммуникации, синхронизирующим процессы в ее различных частях.

Как мы видим, сети в значительной степени определяют изменения в отношениях производства, потребления, власти, культуры и т.д. Д. Белл по этому поводу писал, что «развитие сетей и коммуникаций меняет образ жизни людей» [6, с. 330], а также что «технология стала источником общественных изменений, децентрализуя и стирая границы между центром и периферией» [6, с. 342]. Н. Луман также отмечал комплексность коммуникативных связей в современном мире и то, что современное информационное общество беспроблемно коммунициру-ет при его явной децентрализации, что обеспечивается, благодаря его сетям [7, с. 13—14]. Именно данный ученый первым применил понятие ауэто-поэзиса для описания социокультурных процессов, протекающих в сетевых структурах, хотя сам термин был введен еще в начале 70-х гг. XX в. чилийскими нейробиологами У. Матураной и Ф. Варелой для обозначения способности живых систем к самовоспроизводству [8, с. 224].

В своей концепции указанные ученые отталкивались от понятий «паттерн» (общий тип структуры, характерный для уникальных ее реализаций) и «организация» (уникальная реализация паттерна). По их мнению, все живые организмы имеют один паттерн, но разные организации. При этом У. Ма-турана и Ф. Варела рассматривали живую клетку в качестве аутопоэтической системы. Такая система — сеть, образованная процессами взаимодействиями составляющих ее паттернов, в результате которых она постоянно восстанавливается и изменяется при оказании на нее воздействия извне.

Аутопоэтическая система непременно имеет границу, находящуюся в сетевом взаимодействии со всеми остальными ее элементами. Кроме того, для каждой подобной системы можно говорить о множестве ее состояний, в которых она сохраняет паттерн аутопоэзиса. Вследствие этого можно выделить возмущающие (сохраняют паттерн) и деструктивные воздействия (разрушают паттерн) на нее. При этом, подвергаясь им, аутопоэтическая система всегда по-новому на них реагирует.

Н. Луман, развивая данные идеи в отношении социальных систем, пришел к заключению, что последние могут быть организованы и на информационных процессах, которые не обязательно обладают физической природой. Вследствие этого он распространил принцип аутопоэзиса на системы коммуникации, личность и сознание [9]. В частности, коммуникация, по его мнению, представляет собой сложную, структурированную систему, способную воспроизводить саму себя и имеющую собственную динамику. Другими словами, такая система осуществляет свои движения в процессе самореференции, определяя окружающую среду как собственные значения. Таким образом, любая саморазвивающаяся часть медиакосмоса, например, интернет-сайт, может быть рассмотрена в качестве ауэтопоэтической системы. При этом Ф. Капра предлагает в качестве теории организации подобных систем рассматривать синергетику [10, с. 336].

Вполне очевидно, что происходящие изменения влияют и на передаваемую в сетях информацию. Она становится избыточной, подвергающейся многочисленным интерпретациям, дублированию, копированию и комментированию. Это достаточно хорошо наблюдается на примере сети Интернет, состоящей из различных пластов, способствующих формированию гиперреальности. При этом интернет-коммуникация выступает в качестве связующего элемента между разнообразными событиями в виртуальной реальности, а также между событиями реальной и виртуальной действительности.

В целом, к характеристикам интернет-коммуникации можно отнести:

— виртуальность (характеристика символической реальности, которая замещает реальный мир с помощью образов и симулякров);

— интерактивность (возможность мгновенно получать обратную связь и взаимодействовать с другими пользователями и приложениями в реальном времени);

— гипертекстуальность (характеристика виртуальный среды, заключающаяся в возможности индивида выбрать один из нескольких вариантов);

— глобальность (расширение пространства, в котором протекает коммуникация, до мировых масштабов);

— креативность (возможность для индивида продуцировать любую, желаемую для него идентичность);

— анонимность (камерность коммуникации, позволяющая индивиду скрыть характеристики своей реальной личности);

— мозаичность (многополюсность социокультурного пространства);

— интенсивность (в процессе коммуникации пользователю приходится активно взаимодействовать с виртуальной средой, непрерывно принимая разнообразную информацию);

— иммерсивность (свойство интернет-среды,

способствующее возникновению психологического состояния человека, при котором он воспринимает себя включенным и взаимодействующим с ней);

— иллюстративность (любые взаимодействия в рамках интернет-среды предполагают, в первую очередь, взаимодействие с определенным графическим интерфейсом);

— интуитивность (доступность для восприятия, а также легкость в построении коммуникации посредством различных интерактивных приложений).

Необходимо отметить, что такие свойства интернет-коммуникации, как интенсивность, интерактивность, иммерсивность, иллюстративность, а также интуитивность обычно называют «особенностями пяти I» (intensive, interactive, immersive, illustrative, intuitive) [11].

Неоспоримыми преимуществами интернет-коммуникации является то, что она происходит в реальном времени и преодолевает любые пространства. Однако местности при этом лишаются своего реального культурного, исторического и географического значения, выступая в качестве символов, образующих своеобразную мозаику. Пространства, теряя свою локальность, становятся виртуальными. Помимо этого, в интернет-среде меняется порядок следования явлений, размываются границы между прошлым, настоящим и будущим, что создает недифференцированное, равнозначное вечности время. М. Маклюэн по этому поводу пишет, что «после более чем века использования электрических технологий мы распространили нашу центральную нервную систему в глобальное окружение, упраздняя как пространство, так и время в таком объеме, в каком заинтересована наша планета» [12, с. 149].

Человек при этом конструирует свое собственное время и сам детерминирует себя. Это выражается в том, что, общаясь в сети Интернет, люди зачастую скрывают реальные характеристики своей личности (пол, расу, внешность и др.). Некоторые также используют псевдонимы, что приводит к формированию псевдоидентичности. При этом общение в сети Интернет в целом становится торопливым и предельно упрощенным.

Очевидно, что подобные изменения являются выражением динамики общества. Интернет объединяет людей из разных социальных слоев и культур, дает возможность пересекать границы государств и континентов. В. Библер писал, что человек «оказывается в промежутке различных встречных смысловых и ценностных кривых, а не точкой на единой траектории прогресса» [13, с. 383]. Другими словами, можно отметить факт перехода от коммуникационной парадигмы «один — одному» к парадигме «многие — многим». Так, например, процесс непосредственного общения между двумя индивидами можно отнести к коммуникационной парадигме «один — одному». В качестве таковой может выступать телефонный разговор, во время которого один человек передает определенную информацию другому человеку. Если кто-то из коммуникантов получил информацию с помехами, он всегда может повторно ее запросить. Далее мы можем рассмотреть ситуацию, когда один человек передает информацию другим людям и их количество больше одного. Это уже коммуникационная парадигма «один — многим». Примером может служить лекция, прочитанная профессором своим студентам. Третьей коммуникационной парадигмой является парадигма «многие — одному), например, как в случае, когда

один человек задает какой-либо интересующий его вопрос на интернет-форуме, а множество других людей постепенно размещают на него свои ответы. И, наконец, последней коммуникационной парадигмой выступает парадигма «многие — многим», когда, например, все участники вечеринки одновременно и громко разговаривают друг с другом. При этом каждый из коммуникантов как создает, так и получает информацию. Кроме того, исчезает различие между их коммуникативными ролями [14]. Итак, можно утверждать, что современный человек является «перекрестком миров» в том смысле, что каждый из нас посредством современных технологий имеет возможность взаимодействовать с множеством людей из разных уголков планеты.

Таким образом, по нашему мнению, трансформации в социокультурных взаимодействиях обусловлены развитием социальных сетей, и, в частности, сети Интернет, распространением вследствие этого феномена виртуального мира в повседневной жизни человека, а также изменениями в понимании значения пространства и времени в современном обществе. При этом становится все сложнее отследить процессы, происходящие в образуемых сетевых структурах, и возникает необходимость обращения к постнеклассической методологии, например, к синергетике.

Библиографический список

1. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. — М. : Прогресс ; Культура, 1992. — 416 с. — ISBN 5-01-002570-1.

2. Тоффлер, Э. Революционное богатство / Э. Тоффлер, Х. Тоффлер ; пер. с англ. — М. : АСТ ; АСТ Москва ; Профиз-дат, 2008. - 576 с. - ISBN 978-5-17-044872-2.

3. Кастельс, М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс ; под ред. В. Л. Иноземцева. — М. : Антология, 1999. - 520 с.

4. Розен, И. Анатомия слухов: маркетинговые приёмы / И. Розен ; пер. с англ. — СПб. : Питер, 2006. — 240 c. — ISBN 5-469-00380-9.

5. Коробейникова, Л. А. Сетевые структуры в условиях глобализации / Л. А. Коробейникова, А. Ю. Гиль. // Известия Томского политехнического университета / Томский политехнический университет. — Томск, 2010. — С. 105—109.

6. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл ; пер. с англ. ; под ред. П. С. Гуревича. — М. : Прогресс, 1988. — 440 с.

7. Луман, Н. Общество общества. В 5 т. Т. 1. Общество как социальная система / Н. Луман ; пер. с нем. — М. : Логос, 2011 — 640 с. — ISBN 978-5-8163-0091-9.

8. Матурана, У. Р. Древо познания / У. Р. Матурана, Ф. Х. Варела ; пер. с англ. — М. : Прогресс-Традиция, 2001. — 224 с. — ISBN 5-89826-103-6.

9. Луман, Н. Введение в системную теорию / Н. Луман ; пер. с нем. — М. : Логос, 2007. — 360 с. — ISBN 5-8163-0076-8.

10. Капра, Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / Ф. Капра. — Киев : София ; М. : Гелиос, 2002. — 336 с.

11. McMillan, Kate. Virtual Reality: Architecture and the Broader Community [Электронный ресурс] / Kate McMillan. — Режим доступа: http://www.arch.unsw.edu.au/subject/arch/ specres2/mcmillian (дата обращения: 15.03.2014).

12. McLuhan, Marshall / Understanding Media : The Extensions of Man. — Toronto : University Toronto Press, 1966. — 390 p. — ISBN 9780415253970.

13. Библер, В. С. Замыслы. В 2 т. Т. 1 / В. С. Библер. — М. : РГТУ, 2002. — 560 с. — ISBN 5-7281-0409-6.

14. O'Keefe, Sarah. Friend or Foe? Web 2.0 in Technical

Communication [Электронный ресурс] / Sarah O'Keefe. — Режим доступа: http://www.scriptorium.com/whitepapers/web2/ web2intc.pdf (дата обращения: 17.02.2014).

ДМИТРИЕВА Лариса Михайловна, доктор философских наук, профессор (Россия), действительный член Академии гуманитарных наук, почетный работник высшего профессионального образования

Российской Федерации, заведующая кафедрой «Дизайн и технологии медиаиндустрии». ШУШАРИН Станислав Александрович, аспирант, ассистент кафедры «Дизайн и технологии медиаин-дустрии».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.04.2014 г. © Л. М. Дмитриева, С. А. Шушарин

УДК 72 (571 13) А. Н. ГУМЕНЮК

Омский государственный технический университет

о s

Т

W

СИБИРСКИЙ «ЗАМОК» В СТИЛЕ МОДЕРН.

К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ_

В статье анализируется памятник архитектуры «Доходный дом А. Г. Михайлова», возведенный в Омске в 1910-е годы — период расцвета стиля модерн в городах сибирской провинции; конкретизируются его стилистические особенности. Предлагается атрибуция памятника на основе сравнительного анализа: автор проекта архитектор Л. А. Чернышев.

Ключевые слова: стиль модерн, памятник архитектуры, архитектор Л. А. Чернышев, атрибуция.

Новый для России архитектурный стиль модерн, имевший большую популярность в Петербурге и Москве, к началу XX века постепенно теряет свои позиции. Напротив, в сибирской провинции только к этому времени начинается его освоение. В 1910-х годах — настоящий расцвет модерна в Омске. Различные варианты «нового стиля» развиваются на местной почве почти одновременно и в короткий временной период. Придя из столиц с десятилетним опозданием, модерн сумел выразить себя как целостное образно-пластическое явление в монументальных каменных зданиях и особняках, нашел отражение в декоре деревянных жилых домов. Предприниматели Омска, как и образованное московское купечество, пытались «с быстротой, почти эпидемической» [1, с. 13], осваивать «новый стиль».

В 1915—1916 годы на углу улиц Станичной и Плотниковской возводится четырехэтажный доходный дом отставного полковника А. Г. Михайлова (рис. 1). За присущую ему монументальность и сходство со средневековой башней-донжоном он был назван «Замком». Плоские фасады здания, возвышавшегося над малоэтажной деревянной застройкой, демонстрировали монохромные, скупо — «цвет в цвет», декорированные стены.

Дом А. Г. Михайлова был рассчитан на восемь квартир и имел хорошо продуманную функциональную планировку. Центральным ядром, вокруг которого группировались квартиры каждого этажа, являлся блок лестничной клетки, как это чаще всего и имело место в постройках модерна. Наряду с главной вертикальной композиционной осью, проходящей через центральное ядро, существовала и локальная ось — винтовая лестница черного входа, которая обслуживала зону подсобных помеще-

ний. Практически все помещения с их внешними «границами» выявлены «изнутри наружу»: либо пластически — ризалитами, либо визуально — комбинациями оконных проемов. Вслед за Гектором Гиммаром, чьи воплощенные архитектурные фантазии породили одно из названий французского ар нуво — «стиль метро», уместным будет повторить: «Весь уют внутреннего воплощается во внешнем. Ты видишь отдельные квартиры, систематически заявляющие о себе вовне. Это представляется очень занимательным и очевидным; жить там доставляет удовольствие» [2, с. 76.]. В действительности доходный дом Михайлова — один из первых многоэтажных жилых домов в Омске — имел, пожалуй, самые комфортабельные квартиры. Здесь до установления Советской власти проживали высокопоставленные служащие Омской железной дороги и сам владелец доходного дома Александр Григорьевич Михайлов. Особым шармом буржуазной жизни веяло от застекленных веранд больших балконов на северном (дворовом) фасаде светло-серого оштукатуренного дома. Они примыкали к центральному ризалиту и вместе с его огромными стеклянными плоскостями окон создавали образ нового современного здания. Рационалистическая тенденция позднего варианта стиля прослеживается в геометризированном объеме, лишенном таких пластических композиционных приемов раннего модерна, как плавное «оседание» под собственной тяжестью массивных элементов. Более того, своеобразные легкие веранды в виде застекленных эркеров получили металлические стойки-опоры. Элемент «рацио» усиливает свое звучание из-за малой вариантности и несложной формы окон; напротив, здесь преобладают прямоугольные проемы с четкой растекловкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.