УДК [332.156:330.322](470.620) ББК 65.049(2Рос) Т 17
А.А. Тамов,
доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, заведующий кафедрой экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (960) 499-33-00, e-mail: [email protected]
К.В. Гетманцев,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации и планирования местного развития Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: 8 (861) 233-98-87, e-mail: [email protected]
М.К. Тамова,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (906) 438-69-90, e-mail: [email protected]
РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ АГЛОМЕРАЦИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой потенциала крупных городских агломераций привлекать экономические и другие виды ресурсов в региональную экономическую систему и создавать импульсы экономического развития для всего региона. На примере Краснодарской городской агломерации авторы исследуют место и роль агломерации в современном экономическом развитии крупного южного региона страны - Краснодарского края. С практической точки зрения исследование направлено на определение новых точек роста и ресурсов развития региональной экономики и объясняет пространственные аспекты развития региональной экономики в зонах влияния агломераций, что является исключительно важным в условиях сохраняющегося запроса со стороны региональных администраций на поиск новых ресурсов развития экономики.
Ключевые слова: инвестиции, региональная экономика, пространственное развитие, агломерация.
A.A. Tamov,
Doctor of Economics, Professor, Dean of Economics Faculty, Head of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (960) 499-33-00, e-mail: [email protected]
K.V. Getmantsev,
Candidate of Economic Sciences, Associated Professor, Associated Professor of Local Development Organization and Planning Department, Kuban State University, Krasnodar. Ph.: 8 (861) 233-98-87, e-mail: [email protected]
M.K. Tamova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Economic Theory and Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: + 7 (906) 438-69-90, e-mail: [email protected]
THE ROLE OF MODERN AGGLOMERATIONS IN DEVELOPMENT ECONOMIC SPACE OF THE REGION
Abstract. The article deals with issues related to assessing the potential of large urban agglomerations to attract economic and other types of resources to the regional economic system and create economic development impulses for the entire region. Using the example of the Krasnodar urban agglomeration, the authors explore the place and role of agglomeration in the modern economic development of a large southern region of the country - the Krasnodar territory. From a practical point of view, the study aimed at identifying new growth points and development resources of regional Economics explains the spatial aspects of regional economic development in the zones of influence of Metropolitan areas, which is extremely important in the ongoing inquiry on the part of regional administrations to find new resources of economic development.
Keywords: investment, regional economy, spatial development, agglomeration.
Процесс формирования агломераций в субъектах Федерации означает создание региональных центров притяжения населения, предпринимателей, капитала, способных выполнить роль опорных точек регионального развития. Недоо-ценивание этого процесса приводит к игнорированию положительного эффекта, оказываемого агломерациями на процессы регионального развития, и, наоборот, принятие и осознание роли городских агломераций в региональном развитии актуализирует задачу оценки оказываемого ими воздействия и выработки адекватной региональной политики поддержки и развития региональных агломераций.
В последние несколько лет в научной литературе и в СМИ все чаще появляется информация о формирующихся на Юге России, в Краснодарском крае крупных городских агломерациях [1, 2]. Информация во многом противоречивая, в частности называется разный состав этих агломерации, их численность, по-разному описывается структура их экономики и т.д. Дело в том, что официальное понятие «городская агломерация» до сих пор не закреплено в российском законодательстве, поэтому, прежде всего, нужно определить, что такое агломерация, какие агломерации существуют на Юге России и каковы их
основные социально-экономические характеристики.
Для исследования проблем развития городских агломераций воспользуемся подходом, предложенным к изучению агломераций Г.М. Лаппо, П.М. Поляной и Т.И. Селивановой [3-5]. Исследователи главными критериями выделения границ городских агломераций называют: наличие городского ядра с населением не менее 250 тыс. чел., наличие около этого ядра не менее двух городских населенных пунктов, маятниковую миграцию, транспор-тною доступность (1,5 часа), а также высокую развитость городской инфраструктуры [4].
А. Нещадин и А. Прилепин дополняют этот перечень такими факторами, как наличие у горожан домов в пригородной или ближайшей к городу зоне; наличие свободных земель вокруг города; развитая сеть автомобильных дорог; сложившиеся производственные связи; наличие территорий, имеющих рекреационный потенциал [6].
Однако, чаще всего, для определения критерия агломерации используют транспортную доступность [7]. С этих позиций состав территорий Краснодарской городской агломерации можно определить следующим образом (табл. 1) [8]. Особенностью Краснодарской городской агломерации является то,
что её развитие связано с направлением основных транспортных магистралей: М-4 «Дон», М-25, А-146 и М-21. Именно наличию этих трасс и их связанностью обязана своим существованием Краснодарская городская агломерация.
Еще одной особенностью Краснодарской городской агломерации является сочетание одного крупного города (Краснодара) и нескольких сельских районов: Динского, Усть-Лабинского, Северского и Красноармейского. Горячий ключ, хотя и имеет статус города, по
существу является сельским районом [8]. С учетом показателей входящих в состав Краснодарской городской агломерации муниципальных образований её основные характеристики представлены в табл. 2 [9].
Таким образом, при занимаемой площади в 12,5% территории региона на долю Краснодарской городской агломерации приходится порядка 27% жителей региона, порядка 35,6% промышленного производства, 11,5% объемов производства сельского хозяйства, до 37,8%
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие Краснодарскую городскую агломерацию
Территория (муниципальное образование) Площадь, кв. км Численность населения, тыс. чел. Транспортная доступность г. Краснодара, км Краткая характеристика других критериев
г. Краснодар - ядро агломерации 841,4 861,2 - Наличие у горожан домов в ближайшей к городу сельской территории, наличие свободных земель вокруг города; размещение горожанами бизнеса на сельских территориях
Динской район 1352,0 131,0 30 км; федеральная а/м «Дон»; две региональных а/д, три ж/д магистрали Транзитные потоки; трудовая миграция район - город; приобретение недвижимости в районе горожанами; размещение предприятий города в районе
Красноармейский район 1897,7 103,5 70 км; Размещение горожанами бизнеса в районе, трудовая миграция; приобретение горожанами недвижимости в приграничных территориях, строительство дачных поселков
Северский район 2122,0 115,1 30 км; федеральная автострада Е 115; ж/д ветка Краснодар -Новороссийск Транзитные потоки; трудовая миграция район - город; приобретение недвижимости в районе горожанами; размещение предприятий города в районе, туризм, отдых
Усть-Лабинский район 1130,0 112,2 59 км; федеральная а/м; ж/д ветка Транзитные потоки; трудовая миграция район - город; приобретение недвижимости в районе горожанами; размещение предприятий города
г. Горячий ключ 1755,6 59,3 60 км; федеральная а/м; ж/д ветка Курортный город: трудовая миграция, покупка горожанами недвижимости; размещение предприятий гостиничного бизнеса в городе
Таблица 2
Основные социально-экономические показатели Краснодарской городской агломерации (всех входящих в агломерацию муниципальных образований)
и её место в регионе
Показатели 2014 2015 2016 2017 2018
Площадь агломерации, кв. км 9479,7 9479,7 9479,7 9479,7 9479,7
Удельный вес в общекраевых показателях, % 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5
Население, тыс. чел. 1347 1368,3 1392,3 1419,2 1448,7
Удельный вес в общекраевых показателях, % 26 26 26 26 27
Объем промышленной продукции, млн руб. 68 311 72 548 67 814 85 384 90 167
Удельный вес в общекраевых показателях, % 33,5 34,7 35,1 35,8 35,6
Инвестиции в основной капитал, млн руб. 196 691 172 159 223 703 230 210 237 496
Удельный вес в общекраевых показателях, % 49 34 37 32 40
Продукция сельского хозяйства, млн руб. 4407 4312 4582 4423 4805
Удельный вес в общекраевых показателях, % 12,7 10,2 11,8 12,4 11,5
Оборот розничной торговли, млн руб. 147 018 155 014 162 312 175 215 180 630
Удельный вес в общекраевых показателях, % 33,4 34,9 35,4 36,1 37,8
объема торговли и до 40,3% всех инвестиций региона.
В целом оценивая роль Краснодарской городской агломерации в развитии Краснодарского края, можно отметить, что она занимает важнейшее место в социально-экономической жизни региона. Являясь центрами экономической жизни в регионе, городские агломерации способны привлекать население, а также финансовые (инвестиционные ресурсы) и концентрировать региональные промышленные предприятия, создавая условия для развития многих окружающих их муниципалитетов.
Прежде всего, рассмотрим общие показатели численности населения агломераций. Показатели численности населения Краснодарской городской агломерации представлены в табл. 3 [9].
Из представленных данных видно, что в целом динамика численности населения по Краснодарской агломерации положительная. Ежегодный прирост численности населения составляет в среднем 25-30 тысяч человек [9]. В то же время очевидно, что это очень небольшое значение. По сути, речь идет о приросте числа жителей на уровне 1,5-2% в год.
При этом муниципальные образования, входящие в агломерацию, по-разному характеризуются по этому показателю. Так, центрами роста числа жителей являются Краснодар, Динской и Северский районы. В остальных муниципалитетах агломерации число жителей практически стабильно.
Интересные выводы позволяют сделать данные показателей
Таблица 3
Численность населения Краснодарской городской агломерации, тыс. чел.
Территории 2014 2015 2016 2017 2018
Всего по агломерации 1347 1368,3 1392,3 1419,2 1448,7
г. Горячий Ключ 57,4 58,3 59,3 60,4 61,9
г. Краснодар 834,1 851,2 871,2 893,3 917,9
Динской район 127 128,7 131 133,4 136,3
Красноармейский район 102,6 103,1 103,5 104,1 104,3
Северский район 113,1 114,4 115,1 116,3 117,1
Усть-Лабинский район 112,8 112,6 112,2 111,7 111,2
Таблица 4
Показатели миграционного прироста Краснодарской городской агломерации
Территории 2014 2015 2016 2017 2018
Всего по агломерации 26 746 61 514 46 338 72 508 45 800
г. Горячий Ключ 646 934 959 1172 1399
г. Краснодар 6549 16 268 17 668 19 157 20 522
Динской район 809 1878 2229 2382 2685
Красноармейский район 650 737 463 708 218
Северский район 428 1698 1006 1184 919
Усть-Лабинский район -87 128 -185 -301 -185
миграции по Краснодарской городской агломерации (табл. 4) [1].
Прежде всего, из представленных данных видно, что агломерация привлекает значительное количество людей, вместе с тем очевидно, что разные территории агломерации по-разному участвуют в привлечении мигрантов. Так, центрами притяжения миграции являются Краснодар, Динской и Северский районы. Иными словами, Краснодар как административный центр региона и ближайшие к нему муниципалитеты привлекают мигрантов в первую очередь. А вот другие участники агломерации сами являются донорами, и в первую очередь - для города Краснодара.
Можно предположить, что такое положение дел связано с эффектом маятниковой миграции, сложившейся в данной агломерации. Иными словами, маятниковые мигранты с течением времени просто переезжают в город Краснодар, чем
и формируют высокое положительное сальдо миграции в городе.
В приоритетной программе развития «Краснодарская городская агломерация» межрегионального флагманского проекта «Пространство без границ» участвуют Тахта-мукайский, Теучежский районы и город Адыгейск Республики Адыгея, занимающей анклавные позиции применительно к Краснодарскому краю, что является важным фактором стратегического развития этого малого проблемного региона [7].
Являясь центрами экономической жизни в регионе, городские агломерации способны привлекать значительные объемы инвестиционных ресурсов. Основной движущей силой инвестиционного процесса здесь является повышение эффективности от инвестирования. В отличие от обычных инвестиций, осуществляемых в экономику, например, сельских районов,
инвестиции в экономику агломераций способны оказывать синергети-ческий эффект. Эти инвестиционные ресурсы способны усиливать экономические возможности территории, ускорять скорость протекающих на них экономических процессов, что, в свою очередь, стимулирует привлечение новых инвестиций. Поэтому в агломерациях обычно инвестирование происходит по восходящей кривой, перепады или снижение объемов инвестиций говорят о серьезных проблемах в развитии экономики.
Объемы инвестиций в экономику Краснодарской городской агломерации представлены в табл. 5 [10].
В целом объемы привлекаемых инвестиционных средств растут во всех территориях Краснодарской агломерации. Центрами привлечения инвестиций являются Краснодар, Горячий Ключ, а также Динской и Северский районы. Усть-Лабинский район хотя и привлекает инвестиции, но сильно отстает по темпам роста их объема от других муниципалитетов агломерации. Красноармейский район вообще теряет объемы привлекаемых инвестиций и относится к аутсайдерам агломерации.
Это позволяет акцентировать внимание на лидирующей роли Краснодара, на долю которого приходится 91,5% всех привлекаемых в агломерацию инвестиций [10]. Второе место имеет Северский район, обеспечивая привлечение до
4% объема всех инвестиций [10]. Остальные муниципалитеты привлекают инвестиций еще меньше.
Вместе с тем исследование показало, что сокращение объемов инвестирования происходит в 2016-2017 годах. Хотя 2018 год и оказался более удачным, он даже не достиг уровня 2015 года и составил всего 40% регионального объема вместо 49% 2015 года. Основной причиной сокращения объемов инвестирования в агломерации является падение темпов роста инвестиций во всех муниципальных образованиях, кроме Краснодара. Иными словами, инвесторы не рассматривают пригородные территории как альтернативу инвестирования в само агломерационное ядро, а значит положительный эффект агломерации от стимулирования притока инвестиций не только в ядро, но и на периферию агломерации и дальше в окружающие агломерацию территории в Краснодарской агломерации сегодня отсутствует.
Не менее интересны и направления привлекаемых инвестиционных ресурсов. Для исследования направлений привлечения инвестиций нами были использованы данные Консорциума «Леонтьевский центр - АВ-Групп» [11], а также Инвестиционного портала Краснодарского края [10].
В ядре агломерации - городе Краснодаре - инвестиции в основном шли в торговлю и промышленность,
Таблица5
Объемы инвестиций по всем типам хозяйствующих субъектов в Краснодарской
городской агломерации, млн руб.
Территории 2014 2015 2016 2017 2018
Всего по агломерации 196 691 172 159 223 703 230 210 237 496
г. Горячий Ключ 876 981 2088 2276 2490
г. Краснодар 189 952 162 528 209 786 207 740 217 254
Динской район 982 1643 2060 2003 4529
Красноармейский район 1352 1701 717 1153 1284
Северский район 2351 3647 7041 14470 9604
Усть-Лабинский район 1178 1659 2011 2568 2335
в транспорт, а также в сферу ТЭК. Меньше всего инвестиций шло в сферу АПК, поскольку город является аграрным лишь отчасти. В целом можно сделать вывод, что инвесторы рассматривают город как центр реализации инвестпроектов в сфере торговли, промышленности и топливно-энергетического комплекса. В целом для города Краснодара характерен и общий высокий уровень инвестиций.
Похожую структуру имеет и другой «промышленный» центр агломерации - Горячий Ключ. Городской округ образует условный промышленный центр агломерации. Он близко расположен к городу Краснодару и, как правило, рассматривается инвесторами как альтернатива для вложения средств в более дорогой город [9].
В отличие от него, в сельском Красноармейском районе акцент делается на сферу АПК, это более «традиционный» аграрный район. Хотя он и входит в агломерацию, он не рассматривается инвесторами в качестве территории промышленного развития.
В отличие от него, Динской и Усть-Лабинский районы занимают срединную позицию. С одной стороны, здесь велик размер инвестиций в сферу АПК, с другой стороны, районы имеют и высокие показатели инвестирования в промышленность. Можно сделать вывод о том, что районы условно делятся на две части: ту, которая ориентирована на город, его промышленный вектор развития, и ту, которая сохранила традиционный сельский уклад экономики. Соответственно, и инвесторы рассматривают районы в двух частях: как аграрный центр и как промышленный центр в относительной близости города, как альтернатива ему.
Высокие показатели инвестирования в социальную сферу связаны с реализацией программ строительства социальных объектов, прежде всего, школ по подпрограмме
«Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» ФЦП «Жилище», а также масштабных проектов нацпроекта «Здравоохранение» [12].
Одним из важнейших моментов позиционирования агломераций в экономике региона является их способность концентрировать производства и создавать импульсы промышленного развития в регионе. Дело в том, что основу большинства агломераций составляют города, для которых промышленность является основной сферой специализации. Конечно, это не всегда так, и можно встретить города и с другой специализацией, но в большинстве случаев в агломерациях есть концентрация промышленности.
В работе С.И. Кутового «Функции городских агломераций в региональной экономике и их государственная поддержка» [13] эта особенность городских агломераций в региональной экономике описана через понятие «пропульсивных центров» регионального промышленного развития. Для региона агломерации становятся центрами промышленного производства, в ряде случае такая концентрация может вести к формированию региональных кластеров, стимулирующих развитие целых отраслей региональной экономики. Для региона концентрация промышленности в агломерациях важна еще по одной причине - дело в том, что с течением времени и процессом пространственного развития агломерации часть производств неизбежно перемещается из ядра агломерации на периферию. Это, в свою очередь, становится импульсом развития окружающих агломерацию территорий [13].
Краснодарскую городскую агломерацию сложно назвать промышленной, поскольку здесь активно развиваются и другие сферы экономики, однако попробуем оценить динамику промышленного производства в масштабах этой агломерации для оценки
Таблица 6
Объем промышленной продукции по Краснодарской городской агломерации, млн руб.
Территории 2014 2015 2016 2017 2018
Всего по агломерации 91651,7 119678 184442,4 205136,1 263884,5
г. Горячий Ключ 1161,3 1516,7 1918,6 1795,2 1832,2
г. Краснодар 56120,4 85624,3 144684 165681 220553
Динской район 6478,5 8766,4 9239,3 12172,3 12364,2
Красноармейский район 3864,2 4981,6 4622,5 4368,3 4562,6
Северский район 20893,7 14781,2 16953,1 12766,6 17155,2
Усть-Лабинский район 3133,6 4007,8 7024,5 8353,2 7417,1
воздействия, оказываемого агломерацией на региональное развитие. В табл. 6 представлена динамика промышленного производства в Краснодарской городской агломерации [14].
Абсолютным лидером по объемам промышленного производства в агломерации является город Краснодар. На долю города приходится 83,6% всего промышленного производства в агломерации [14]. Второе место делят Северский и Динской районы, здесь объемы промышленного производства составляют в среднем 4,5-6% всего объема по агломерации. Аутсайдером является Усть-Лабинский район, где объем промышленного производства самый низкий во всей агломерации (2,8% всего объема) [14].
Кроме того, из представленных данных видно, что сегодня промышленность активно не перемещается из ядра агломерации на периферию, как это должно происходить в развитых постиндустриальных агло-меративных образованиях, как это отмечают исследователи проблем агломерационного развития. Этот процесс свойственен Краснодарской агломерации лишь частично. Так, исходя из имеющихся данных, процесс перемещения промышленного производства на соседние территории очень частично охватывает только близлежащие к ядру пространства. В основном речь идет о Северском и Динском районах.
Если сопоставить динамику объемов промышленного производства
в центре и на периферии, становится видно, что сегодня предприниматели не заинтересованы в уходе из ядра агломерации - города Краснодара. Для окружающих агломерацию территорий это означает потерю возможности получить производства, выносимые из ядра на периферию. Однако это эволюционный процесс, означающий, что потенциал ядра по размещению промышленных производств еще не исчерпан. В перспективе перенос промышленных предприятий на периферию агломерации неизбежен.
Подводя итог данному исследованию, нужно отметить, что агломерации как крупные экономические центры региона способны привлекать значительный объем инвестиционных ресурсов. Вероятно, это связано с динамикой развития в них промышленного производства, развитием сферы досуга и рекреации, социальных сервисов, в то же время уровень концентрации, размер агломерации оказываются прямо связаны с объемом привлекаемых инвестиционных ресурсов. Соответственно, можно сделать вывод о необходимости учета данного эффекта при разработке и реализации государственной политики экономического развития. Значительной частью такой политики должно стать позиционирование агломераций как региональных центров развития, основы и своего рода «каркаса» региональной экономики.
Примечания:
1. Город Краснодар. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/krdn (дата обращения: 10.03.2020).
2. Родин А.В. Институциональные условия обеспечения активации межсекторного сотрудничества в развитии территории // Modern Economy Success. Международный научный журнал. 2018. № 4. С. 15-20. URL: http:// www.modernsciencejournal.org/release/2018/MES_2018_4.pdf.
3. Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Агломерации России в XXI веке. URL: http://www.frrio.ru/uploads_files/Lappo.pdf. (дата обращения: 10.03.2020).
4. Лаппо Г. Агломерации России: инновационный потенциал страны // GRADO. 2011. № 1. С. 49-54.
5. Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Городские агломерации России. URL: http://polit.ru/articule/2010/02/16/demoscope407/ (дата обращения: 10.03.2020).
6. Нещадин А., Прилепин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России. URL: http://www. komfed. ru/section 136/section 141Z674 (дата обращения: 10.03.2020).
7. Тамов А.А., Тамова М.К., Тамов К.А. Особенности проблемного региона как фактор его стратегического развития // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2018. Вып. 3 (225). С. 103-107.
8. Лаврова Т.Г. Краснодарская городская агломерация: развитие и управление // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. № 5. С. 80-89.
9. Гетманцев К.В., Прохоров А.С. Оценка опыта стратегического планирования в муниципальном образовании город-курорт Горячий Ключ Краснодарского края и перспективы практической реализации муниципальной стратегии в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2016. 8 (73). С. 785-793.
10. Инвестиционный портал Краснодарского края. URL: http://www. investkuban.ru/ (дата обращения: 10.03.2020).
11. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края: портал. URL: http://kuban.av-web.ru/o-strategii/ (дата обращения: 10.03.2020).
12. На возведение школ и детских садов на Кубани направят 2,4 млрд. рублей. URL: http://kuban24.tv/item/na-vozvedenie-shkol-i-detskih-sadov-na-kubani-napravyat-2-4-mlrd-rublej-168563 (дата обращения: 10.03.2020).
13. Кутовой С.И. Функции городских агломераций в региональной экономике и их государственная поддержка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funkt-sii-gorodskih-aglomeratsiy-v-regionalnoy-ekonomike-i-ih-gosudarstvennaya-podder-zhka. (дата обращения: 10.03.2020).
14. Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Краснодарского края: стат. сб. Краснодар, 2019. 512 с.
References:
1. The City of Krasnodar. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/krdn (accessed: 10.03.2020).
2. Rodin A.V. Institutional conditions for ensuring activation of intersectoral cooperation in the development of the territory // Modern Economy Success. International scientific journal. 2018. No. 4. Pp. 15-20. URL: http://www.modernsciencejournal.org/ release/2018/MES_2018_4.pdf.
3. Lappo G., Polyan P., Selivanova T. Agglomerations of Russia in the XXI century. URL: http://www.frrio.ru/uploads_files/Lappo.pdf. (accessed: 10.03.2020).
4. Lappo G. Agglomerations of Russia: innovative potential of the country // GRADO. 2011. No. 1. Pp. 49-54.
5. Lappo G., Polyan P., Selivanova T. Urban agglomerations of Russia. URL: http:// polit.ru/articule/2010/02/16/demoscope407/ (accessed: 10.03.2020).
6. Neshadin A., Prilepin A. Urban agglomerations as a tool for dynamic socio-economic development of Russian regions. URL: http://www.komfed.ru/section136/sec-tion141Z674 (accessed: 10.03.2020).
7. Tamov A.A., Tamova M.K., Tamov K.A. Features of the problem region as a factor of its strategic development // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2018. Issue 3 (225). Pp. 103-107.
8. Lavrova T.G. Krasnodar urban agglomeration: development and management // Contours of global transformations: Politics, Economics, Law. 2015. No. 5. Pp. 80-89.
9. Getmantsev K.V., Prokhorov A.S. Evaluation of the experience of strategic planning in the municipal formation of the Goryachy Klyuch resort city of the Krasnodar territory and prospects for the practical implementation of the municipal strategy in modern conditions // Economics and entrepreneurship. 2016. 8 (73). Pp. 785-793.
10. Investment portal of the Krasnodar territory. URL: http://www.investkuban. ru/ (accessed: 10.03.2020).
11. Strategy of socio-economic development of the Krasnodar territory: portal. URL: http://kuban.av-web.ru/o-strategii/ (accessed: 10.03.2020).
12. 2,4 billion rubles will be allocated for the construction of schools and kindergartens in Kuban. URL: http://kuban24.tv/item/na-vozvedenie-shkol-i-detskih-sa-dov-na-kubani-napravyat-2-4-mlrd-rublej-168563 (accessed 10.03.2020).
13. Kutovoy S.I. Functions of urban agglomerations in the regional economy and their state support. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-gorodskih-aglomerat-siy-v-regionalnoy-ekonomike-i-ih-gosudarstvennaya-podderzhka. (accessed: 10.03.2020).
14. Socio-economic situation of urban districts and municipal districts of the Krasnodar territory: statistical collection. Krasnodar, 2019. 512 pp.