УДК 332.122(470.620) ББК 65.049(235.7) Т 17
А.А. Тамов,
доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, заведующий кафедрой экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (960) 499-33-00, e-mail: tamov@mail.ru
А.В. Родин,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой организации и планирования местного развития Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: 8 (861) 233-98-87, e-mail: mailteor@mail.ru
К.Н. Бабичев,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации и планирования местного развития Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: 8 (861) 233-98-87, e-mail:babichevk@list.ru
КРАСНОДАРСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ И СВЯЗАННОСТИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНИРОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье предпринимается попытка провести оценку уровня связанности и интеграции внутри поселений, входящих в состав Краснодарской городской агломерации, а также определить тенденции социально-экономического развития территории в ключевых секторах экономики и социальной сферы. Исследование степени развитости Краснодарской агломерации основывалось на общенаучной методологии, которая предусматривает применение как количественных, так и качественных методов оценки, применение метода коэффициентов на основе выделения нормативных значений и сопоставление полученных результатов с нормативными. Проведенное исследование степени интегрирован-ности Краснодарской агломерации с выявлением ключевых проблем ее функционирования позволяет в дальнейшем определить стратегические приоритеты в развитии территории на перспективу и может быть использовано при разработке Стратегии социально-экономического развития Краснодарской агломерации.
Ключевые слова: агломерация, пространственное развитие, ядро агломерации, сателлиты агломерации, сельские территории, города-центры 2-го порядка, индекс агломеративности, коэффициент развитости населения агломерации, транспортная доступность ядра агломерации.
A.A. Tamov,
Doctor of Economics, Professor, Dean of Economics Faculty, Head of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (960) 499-33-00, e-mail: tamov@mail.ru
A.V. Rodin,
Candidate of Economic Sciences, Associated Professor, Head of Local Development Organization and Planning Department, Kuban State University, Krasnodar. Ph.: 8 (861) 233-98-87, e-mail: mailteor@mail.ru
K.N. Babichev,
Candidate of Economic Sciences, Associated Professor, Associated Professor of Local Development Organization and Planning Department, Kuban State University, Krasnodar. Ph.: 8 (861) 233-98-87, e-mail: babichevk@list.ru
KRASNODAR AGGLOMERATION: PROBLEMS OF INTEGRATION AND CONNECTEDNESS, TAKING INTO ACCOUNT THE PECULIARITIES OF THE TERRITORIAL-ADMINISTRATIVE ZONING OF THE KRASNODAR TERRITORY AND THE REPUBLIC OF ADYGEA
Abstract. The attempt to assess the level of connectedness and integration within the Krasnodar city agglomeration settlements, as well as to identify trends of the territory socio-economic development in key sectors of the economy and social sphere was made. The study of the Krasnodar agglomeration development degree was based on a general scientific methodology, that includes the use of quantitative and qualitative assessment methods, the application of the rates method based on the allocation of normative values and the comparison of the results with the normative ones.
The study of the Krasnodar agglomeration integration degree and the identification of key problems of its functioning allow us to determine strategic priorities of the territory development in the future and can be used in the process of the Krasnodar agglomeration socio-economic development Strategy formulation.
Keywords: agglomeration, spatial development, agglomeration core, agglomeration satellites, rural territories, second-order city centers, agglomeration index, agglomeration population development rate, agglomeration core transport accessibility.
Муниципальное образование город Краснодар - административный центр Краснодарского края, в чей состав относят четыре внутригородских округа: Центральный, Западный, Карасунский, Прикубанский; пять сельских округов, 26 сельских населенных пунктов, в том числе поселки, станицы, хутора.
Текущее экономико-географическое положение муниципального образования оценивается как выгодное: город расположен на важнейших транспортных магистралях, связывающих центр России с портами Черного и Азовского морей, а также курортами черноморского побережья Кавказа. Город имеет все виды транспорта: воздушный, автомобильный, железнодорожный, водный. Город-миллионер Краснодар располагает достаточной для агломерационного развития базой человеческих, инвестиционных, финансовых, интеллектуальных и других
ресурсов, что обусловлено ключевой ролью городской экономики в формировании ВРП, привлечении инвестиций и обеспечении производства и распределения энергии.
На сегодняшний день Администрацией муниципального образования г. Краснодар взят вектор на агломерационное развитие территории с учетом особенностей территориально-административного районирования Краснодарского края и Республики Адыгея, что обусловлено включением Краснодарской агломерации в перечень центров экономического роста страны.
Краснодарская агломерация является моноцентрической, ядром которой является г. Краснодар. Главной особенностью агломерации является наличие вокруг ядра сельских территорий.
В рамках разработанной стратегии социально-экономического развития Краснодарского края
до 2030 года выделена Краснодарская агломерация, в состав которой вошли г. Краснодар, г. Горячий Ключ, Северский и Динской районы, а также муниципальные образования Республики Адыгея (Тахтамукайский, Теучежский районы и г. Адыгейск). По данным экспертов, Краснодарская агломерация относится к агломерациям с развитой городской экономикой (наряду с Московской, Санкт-Петербургской, Екатеринбургской, Новосибирской, Ростовской, Казанской и др.) [1, 2].
Контуры агломерации определены исходя из исторически сложившихся социально-экономических взаимосвязей ядра агломерации с прилегающими муниципальными образованиями. Границы агломерации проходят по официальным административно-территориальным границам муниципальных образований, входящих в нее. Внешние контуры влияния Краснодара определяются радиусом 90100 км и охватывают города-центры 2-го порядка: Абинск, Крымск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Кореновск, Усть-Лабинск (рис. 1). Данные города являются районными центрами, обладающими преимущественно агропромышленной и промышленной специализацией
и узловым местоположением на основных авто- и железнодорожных магистралях региона.
Краснодарская агломерация является одной из нескольких миллионных в России при городе, официально не являющемся городом-миллионером. По данным Рос-стата на 01.01.2018 г., численность постоянного населения г. Краснодар составила 990,2 человека, в том числе собственно в г. Краснодар - 899,5 тыс. человек. По данным администрации муниципального образования г. Краснодар, за последние годы наличное население Краснодара резко выросло и составило в 2018 г. более 1250 тыс. человек, а в агломерации - 1565 тыс. человек, причем более 60% из них приходится на территорию ядра агломерации [1].
С точки зрения оценки характеристик, отраженных в нормативных и правовых документах органов государственной и муниципальной власти, Краснодарская агломерация относится пока ко 2-му типу (табл. 1), так как основные вопросы субъектности агломерации находятся в стадии обсуждения и формирования институциональных предпосылок. Последнее необходимо для формирования и развития системы управления агломерацией как единым территориальным объектом.
Рис. 1. Краснодарская агломерация: основные элементы расселения [3]
Таблица 1
Типы отражения агломерационной тематики в региональных документах и межмуниципальных соглашениях [3]
Типы Характеристика типа
1 тип В стратегии и/или СТП субъекта РФ агломерации не упоминаются вовсе, или упоминается только факт их наличия
2 тип В стратегии и/или СТП субъекта РФ (иногда - в отдельных государственных программах субъекта РФ) приводятся границы агломераций и указываются направления их перспективного развития
3 тип Действуют или находятся в процессе разработки: - «рамочный» региональный закон субъекта РФ, касающийся городских агломераций; - межмуниципальные соглашения о взаимодействии МО в рамках агломерации; - государственная программа субъекта РФ, предполагающая разработку организационных документов по развитию городских агломераций
4 тип Действуют или находятся в процессе разработки: - закон субъекта РФ о перераспределении полномочий между органами МСУ муниципальных образований агломерации и органами государственной власти региона; - отдельный плановый документ развития агломерации (в формате концепции развития агломерации или СТП); - межмуниципальное или государственно-муниципальное соглашение о взаимодействии в рамках агломерации, предусматривающее реализацию конкретных практических мер; - положения об органах управления развитием городских агломераций
Следует отметить, что к г. Краснодару исторически тяготеет ряд соседних с ним муниципальных образований Республики Адыгея. Такое взаиморасположение регионов объективно создает определенные преимущества для ускорения темпа экономического роста (близость к ядру агломерации, наличие свободных земель, относительно дешевые трудовые ресурсы, доступное жилье и др.) [4]. Между тем, оба региона до последнего времени не придавали должного значения ресурсу взаимодействия друг с другом, а наибольший позитивный эффект от их сотрудничества имел место в тех сферах, где оно опиралось на региональные конкурентные преимущества, обусловленные природ-но-ресурсными, географическими, производственно-экономическими и прочими особенностями [5].
Необходимо подчеркнуть, что любой мегаполис, расположенный у реки, развивается по обоим ее
берегам (Москва, Лондон, Париж и др.), что обеспечивает гармоничность пространственного развития. Краснодар же сегодня развивается только на правом берегу.
Важным шагом в обеспечении возможности пространственного развития может стать реализация достигнутой договоренности Администрации Краснодарского края и Правительства Республики Адыгея о строительстве моста через реку Кубань. В то же время вопросы взаимодействия, подлежащие институа-лизации на уровне края и соседнего субъекта Федерации - Республики Адыгея, на наш взгляд, существенно шире и должны включать механизмы межрегионального и межмуниципального (двух субъектов Федерации) сотрудничества, модель управления Краснодарской агломерацией, кластерную организацию отраслей и сфер деятельности, управление объектами обеспечения жизнедеятельности и др. [6].
Существенно осложняет планирование и реализацию социально-экономического развития Краснодарской агломерации отсутствие до настоящего времени субъекта (органа/организационной структуры) ее управления. Частично его роль выполняет созданный Координационный совет при Главе администрации (губернаторе) Краснодарского края, регулирующий вопросы развития муниципальных образований, входящих лишь только в состав края. Предлагаемое создание такого субъекта управления, как Совет Агломерации [7], очевидно, предполагает выбор одноуровневой договорной модели межмуниципального сотрудничества, отличающейся низким уровнем централизации.
По показателю численности населения Краснодарская агломерация относится к крупнейшей, поскольку численность постоянного населения в ядре агломерации превышает значение в один миллион человек. Для оценки степени развитости краснодарской агломерации были рассчитаны коэффициент и индекс агломеративности. Коэффициент агломеративности определяется по формуле:
Ка = т^хБ (1)
где Ка - коэффициент агломеративности; N - число городов, входящих в агломерацию; 8 - площадь агломерации; R - среднее расстояние между городами, входящими в агломерацию.
Агломерация считается развитой, если коэффициент агломе-ративности превышает 0,1. Для краснодарской агломерации коэффициент агломеративности составил 0,15 городских поселений на 2 «.» км2, что свидетельствует о низкой
степени урбанизации территории. Это обусловлено малой долей городского населения в муниципальных районах. Что касается соотношения городского и сельского населения, численность данных групп примерно равна, что обеспечивает баланс между развитой экономикой сферы
услуг территории ядра агломерации (высокая концентрация населения, низкая промышленная активность) и сельско-промышленными территориями сателлитов. Данный показатель обуславливает необходимость развития агломерационной системы как единого социально-экономического конструкта, поскольку подобное межмуниципальное и межрегиональное взаимодействие способно обеспечить диверсификацию экономической системы регионального центра.
Индекс агломеративности исчисляется как:
L = Р/Ра (2)
где Р - численность населения, проживающего в зоне спутников агломерации;
Ра - численность городского населения агломерации.
Для краснодарской агломерации данный показатель составил 0,18, что может свидетельствовать об относительной сбалансированности агломерации. Данный показатель должен быть более 0,1.
Согласно показателю индекса развитости населения Краснодарской агломерации, который рассчитывается как:
Кразв. = Р(Мх м+т п) (3)
где Р - численность населения агломерации, М - число городов, входящих в агломерацию, N - число поселков городского типа, входящих в агломерацию, м - доля населения, проживающего в городах, в общей численности населения агломерации,
п - доля населения, проживающего в поселках городского типа, в общей численности населения агломерации.
Индекс развитости населения для Краснодарской агломерации составил 4,887, система поселений характеризуется как слаборазвитая, что определяет этап развития городской агломерации как начальный.
По темпу развития Краснодарская агломерация, согласно табл. 2, оценивается как слабо динамичная
Таблица 2
Динамика численности городского населения Краснодарской агломерации
за период 1999-2019 гг.
Наименование городского поселения 1999 г., чел. 2004 г., чел. 2009 г., чел. 2014 г., чел. 2019 г., чел. Среднегодовой темп роста за 20 лет, %
Краснодар 643 400 719 400 710 686 805 680 1 007 963 1,96
Горячий ключ 28 300 27 700 29 174 33 459 38 972 1,62
Адыгейск 12 400 12 200 12 205 12 481 12 728 1,35
Афипский 17 455 17 977 18 475 20 105 23 385 1,57
Энем 17 582 17 654 17 890 18 392 19 661 1,49
Тлюстенхабль 4 882 4 961 4 794 5 639 5 584 1,41
(среднегодовой темп прироста за 20 лет - менее 2%) [8-10].
В целом динамика численности городского населения Краснодарской агломерации свидетельствует о тенденции урбанизации. Наибольшими темпами увеличивается население агломерационного ядра - г. Краснодар, менее активно население въезжает в пгт. Тлюстенхабль. Ежегодное увеличение показателя численности населения определяет перспективы развития агломерации за счет увеличения человеческих ресурсов городских поселений.
В структуре внутриагломера-ционного передвижения населения особое место занимает маятниковая миграция - учебное и деловое ежедневное движение населения из спутниковых зон в агломерационное ядро. По данным ГИБДД, ежедневно в город въезжает и выезжает более 200 тыс. автомобилей. С учетом вместительности автотранспортных средств, размер миграционного потока варьируется в пределах 400-800 тыс. человек. Иными словами, около 48% населения спутниковой зоны агломерации совершает ежедневные поездки в г. Краснодар (это выше, чем в Екатеринбургской, Новосибирской, Ростовской и Владивостокской агломерациях), что обуславливает агломерационную интегрирован-ность сателлитов и центра, а также обостряет ряд инфраструктурных проблем урбанизации [9].
Специфика географического положения агломерации создает дополнительные стимулы к развитию территории, к которым относится:
- формирование единого транспортного комплекса агломерации;
- установление и дальнейшее расширение межрегиональных и внешнеэкономических связей (благодаря межрегиональному агломерационному статусу);
- обновление базы человеческих ресурсов. Межрегиональный обмен опытом в подготовке высококвалифицированных кадров, а также возможность осуществления совместных проектов мобильности специалистов;
- повышение инвестиционной привлекательности активно растущей агломерационной системы;
- возможность качественной диверсификации экономической сферы;
- расширение базы финансовых ресурсов и др.
Однако по факту говорить о развитии г. Краснодара и прилегающих к нему муниципальных образований как агломерации приходится с определенной долей условности. Так как на фоне доминирования центростремительных процессов в регионе Краснодарская агломерация больше имеет характеристики, схожие с территориальным конгломератом, в рамках которого ближнее окружение в большей степени обеспечивает ресурсами ядро агломерации и
несет на себе ряд негативных экстер-налий: транспортные пробки, перенаселенность, в некоторых районах наблюдается тенденция псевдоурбанизации и др.
Говорить о полной интеграции ядра агломерации с прилегающими муниципальными образованиями пока не приходится. Примеры интеграционных процессов в основных сферах общественной жизни в агломерациях представлены в табл. 3.
На сегодняшний день Краснодарская агломерация недостаточно интегрирована и продуктивна в силу слабой внутренней связанности. Концентрация населения (в т.ч. маятниковая миграция) в ядре агломерации формирует высокую динамику хозяйственных процессов, что выражается в показателях удельного веса инвестиций (более 30% в 2017 г. без субъектов малого предпринимательства), строительства (около 26%), ввода общей
площади жилых помещений (свыше 50%), наличия основных фондов (около 50%), оборота розничной торговли (38%) и др. Как следствие, между г. Краснодаром и входящими в состав агломерации муниципальными образованиями наблюдается высокая поляризация и перепады значений социально-экономических показателей.
При оценке процессов внутренней интеграции в рамках Краснодарской агломерации можно выделить следующие проблемы в конкретных сферах [4].
Демография. На практике высокая динамика прироста населения осуществляется за счет миграции населения (внутрирегиональной и из других регионов России) в центральные места агломерации, имеющие более высокие характеристики уровня социально-экономического развития и доступности к ядру агломерации.
Таблица 3
Сферы процессов интеграции в агломерациях
Сфера Примеры проявления интеграционных процессов
Демография Рост интенсивности и разнообразия направлений миграций внутри агломерации
Рынок труда Формирование единого рынка труда, расширение спектра рабочих мест, доступных для жителей муниципальных образований, входящих в состав агломерации
Транспорт Формирование единой системы маршрутов пассажирского транспорта, межмуниципальных объектов транспортной инфраструктуры
Коммунальная инфраструктура Формирование межмуниципальных объектов коммунальной инфраструктуры и интегрированных коммунальных сетей
Жилье Формирование единого рынка жилья
Инвестиции Формирование скоординированных систем разрешительных процедур в отношении инвесторов
Бюджетная сфера Формирование скоординированных систем налогообложения в части местных налогов и сборов
Градорегулирование Формирование скоординированных систем градорегулирова-ния
Социальная сфера Формирование скоординированных систем предоставления социальных услуг
Информационная среда Формирование единого информационного пространства
Рынок труда. В условиях действия центростремительных процессов миграция трудовых ресурсов осуществляется в сторону ядра агломерации. Прилегающие к г. Краснодару муниципальные образования по факту превратились в ареалы трудовых ресурсов, большая часть из которых работает или ищет работу в ядре агломерации.
Транспорт. Анализ сложившейся транспортной системы в целом показал ряд существенных организационно-экономических и технических проблем развития инфраструктуры Краснодарской агломерации. В числе них преобладают: изношенность железнодорожной инфраструктуры; сезонность нагрузки на транспортно-логистическую инфраструктуру агломерации; несоответствие большей части автомобильных дорог нормативным требованиям (более 45% дорог изношены, 21,1% дорог не имеют твердого покрытия); неэкологичность функционирования автомобильного транспорта; значительные интервалы движения на пригородных электричках.
Жилье. Наиболее острым вопросом в этой сфере является обеспечение сбалансированности между все возрастающими потребностями в жилье и рабочих местах, с одной стороны, и, с другой - антропогенными изменениями природного и архитектурного ландшафта, хаотичной застройки населенных пунктов и др., которые меняют облик и уклад городской и сельской местности.
Коммунальная инфраструктура. В рамках оценки процессов интеграции муниципальных образований с ядром агломерации следует отметить, что практически не сформирована система межмуниципальных объектов инфраструктуры и интегрированных коммунальных сетей. Наблюдается стихийная жилищная застройка в отдельных населенных пунктах, связанная, в первую очередь, с высоким приростом населения, который устойчиво формирует тренд псевдоурбанизации, когда развитие социально-экономической инфраструктуры не сопровождается формированием адекватной локальной среды, образа жизни и не отвечает запросам и нормам благоустройства.
Таким образом, анализ процессов интеграции и связанности внутри Краснодарской агломерации показывает довольно противоречивые тенденции. С одной стороны, наблюдается устойчивый рост населения агломерации, увеличиваются объемы строительства жилья, растет жилищная обеспеченность, с другой стороны, следует обратить внимание на необходимость системного развития транспортно-логистиче-ской инфраструктуры агломерации, проводить более жесткую градостроительную политику, направленную на упорядочение во многом хаотичных процессов застройки территории г. Краснодара и соседних районов.
Примечания:
1. Попов Р.А. Типы и функции крупнейших российских городских агломераций и подходы к оценке их развитости. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35342285 (дата обращения: 11.12.2019).
2. Бабичев К.Н. Отечественный и зарубежный опыт управления городскими агломерациями // Актуальные вопросы социально-экономического развития муниципальных образований: сб. науч. ст. по материалам межрегион. науч.-практ. конф., 19 ноября 2010 г. / Карельский научный центр РАН. Петрозаводск, 2011. С. 73-84.
3. Материалы Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 г. // Официальный сайт министерства экономики Краснодарского края. URL: https://economy.krasnodar.ru/razr-strat/index.php (дата обращения: 10.12.2019).
4. Родин А.В. Многоуровневые межсекторные взаимосвязи в кластерной организации экотуристического пространства региона // Экономика устойчивого развития: региональный научный журнал. 2018. № 4 (36). С. 246-253.
5. Тамов А.А., Тамова М.К., Шалатов В.В. Особенности экономического взаимодействия крупных бюджетно-обеспеченных и малых проблемных регионов Юга России // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2017. Вып. 1 (195). С. 42-49.
6. Родин А.В. Институциональные условия обеспечения активации межсекторного сотрудничества в развитии территории // Modern Economy Success. 2018. № 4. С. 15-20.
7. Для будущего Краснодара выбрана агломерационная модель: что это значит. URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/20/08/2019/5d5b87f99a7947067bd03c38 (дата обращения: 11.12.2019).
8. Пузанов А.С. Городские агломерации в современной России: практика нормативно-правового регулирования и межмуниципального сотрудничества. М.: Фонд «Институт экономики города», 2017.
9. Информация об агломерации. Краснодарская агломерация // Безопасные и качественные дороги. URL: http://bkd.rosdornii.ru/agglomeration/krasnodarskaya/ (дата обращения: 22.11.2019).
10. Оценка численности населения на 1 января 2019 года по муниципальным образованиям Краснодарского края // Краснодарстат. URL: https://krsdstat.gks. ru/storage/mediabank/0ценка%20численности_01.01.2019_окончат1.htm (дата обращения: 12.12.2019).
References:
1. Popov R.A. Types and functions of the largest Russian urban agglomerations and approaches to assessing their development. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=35342285 (accessed December 11, 2019).
2. Babichev K.N. Domestic and foreign experience in the management of urban agglomerations // Actual issues of socio-economic development of municipalities: collection of scientific articles based on the materials of the interregional scientific and practical conference, November 19, 2010 / Karelian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Petrozavodsk, 2011. Pp. 73-84.
3. Materials of the Strategy for socio-economic development of the Krasnodar Territory until 2030 // Official website of the Ministry of Economy of the Krasnodar Territory. URL: https://economy.krasnodar.ru/razr-strat/index.php (accessed December 10, 2019).
4. Rodin A.V. Multilevel intersectoral relationships in the cluster organization of the ecotourism space of the region // Sustainable Development Economics: Regional Scientific Journal. 2018. No. 4 (36). Pp. 246-253.
5. Tamov A.A., Tamova M.K., Shalatov V.V. Features of the economic interaction of large budget-secured and small problem regions of the South of Russia // Bulletin of the Adygea State University. Ser. 5, Economy. 2017. No. 1 (195). Pp. 42-49.
6. Rodin A.V. Institutional conditions for ensuring the activation of intersectoral cooperation in the development of the territory // Modern Economy Success. 2018. No. 4. Pp. 15-20.
7. For the future of Krasnodar, an agglomeration model has been selected: what does this mean. URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/20/08/2019/5d5b87f99a7947067b-d03c38 (accessed December 11, 2019).
8. Puzanov A.S. City agglomerations in modern Russia: the practice of legal regulation and inter-municipal cooperation. M.: Fund "Institute of Urban Economics", 2017.
9. Information about the agglomeration. Krasnodar agglomeration // Safe and high-quality roads. URL: http://bkd.rosdornii.ru/agglomeration/krasnodarskaya/ (accessed November 22, 2019).
Assessment of the population as of January 1, 2019 by municipalities of the Krasnodar Territory // Krasnodarstat. URL: https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/ 0ценка%20численности_01.01.2019_окончат1.htm (accessed December 12, 2019).