Научная статья на тему 'Роль современной лекции в подготовке педагогов дошкольного образования'

Роль современной лекции в подготовке педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / LECTURE / ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ / TECHNOLOGY OF MODERN LESSON / ПОДГОТОВКА К ЛЕКЦИИ / PREPARATION FOR A LECTURE / ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО / ORATORICAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морева Н.А.

В статье раскрываются особенности современной лекции как формы обучения. Даны рекомендации по проведению лекции. Раскрыты этапы подготовки и проведения лекции. Определена роль лектора. Выделены трудности в проведении современной лекции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MODERN LECTURE IN THE TRAINING OF PRE-SCHOOL TEACHERS

The author of this article shows the special features of modern lecture as a form of education. Different recommendations for lecturing are given. All stages of preparation and giving a lecture are explained and the role of the lecturer is defined. Besides, the author outlines the difficulties in lecturing

Текст научной работы на тему «Роль современной лекции в подготовке педагогов дошкольного образования»

УДК 378.147.31 ББК 74.026.31

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ЛЕКЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE ROLE OF MODERN LECTURE IN THE TRAINING OF PRE-SCHOOL TEACHERS

Н. А. Морева

В статье раскрываются особенности современной лекции как формы обучения. Даны рекомендации по проведению лекции. Раскрыты этапы подготовки и проведения лекции. Определена роль лектора. Выделены трудности в проведении современной лекции.

Ключевые слова: лекция, технология современного учебного занятия, подготовка к лекции, ораторское мастерство.

На сегодняшний день к профессиональной компетентности педагога, к его методическим умениям и навыкам все в последнее время вышедшие нормативные документы, такие как Федеральный Закон «Об образовании», ФГОС дошкольного образования, Проект «Стандарта педагога», предъявляют высокие требования. Два из них, на наш взгляд, являются наиболее значимыми. Это - владение современными технологиями и методами обучения и умение публично выступать, убеждая и внушая слушателям необходимость принятия той или иной информации. Одной из форм коммуникации является лекция, которая пользуется сегодня большой популярностью. Ее применяют и в учебном процессе профессиональной школы, и в методической работе с педагогическим коллективом ДОУ, и с родителями дошкольниками. Однако следует заметить, что в процессе подготовки и проведения лекции у лектора наблюдается ряд трудностей:

1. Излишняя монотонность лектора в изложении информации.

2. Чрезмерное увлечение мультимедийными презентациями по ходу лекции.

3. Непродуманная стратегия и тактика коммуникативного поведения лектора.

4. Игнорирование лектором «зацепляющих крючков» и неприятие психологизации обучения.

Данные затруднения значительно обедняют эмоциональный фон лекции и восприятие информации слушателями.

Чтобы избежать перечисленных выше трудностей, возьмем на себя смелость и предложим читателям ряд методических рекомендаций по подготовке и проведению лекции.

Начнем с того, что лекция представляет собой оперативную форму научно-профессиональной информации. В этом ее большое преимущество перед учебной литерату-

N. A. Moreva

The author of this article shows the special features of modern lecture as a form of education. Different recommendations for lecturing are given. All stages of preparation and giving a lecture are explained and the role of the lecturer is defined. Besides, the author outlines the difficulties in lecturing.

Keywords: lecture, technology of modern lesson, preparation for a lecture, oratorical skill.

рой. Лекция способствует формированию у слушателей профессионально направленного мышления, переводит его с фактологического уровня восприятия информации на теоретико-методический, позволяет создать установку на творческое осмысление знаний.

Особенность лекции заключается в том, что, с одной стороны, характер мышления слушателей по усвоению учебной информации находится в прямой зависимости от характера мышления лектора, с другой - у слушателей, присутствующих на лекции, есть возможность самостоятельно домыслить учебный материал, приобрести дополнительные знания.

Мы знаем два типа лекций. Информационная, монологическая используется, когда материал объемен и сложен, если есть дефицит учебного времени. По основным законам технологии речевого информативного воздействия построение и техника проведения такой лекции предполагает публичное выступление педагога. Проблемная, как лекция рассуждающая, предполагает диалоговый тип лекционного преподавания, предметом которого является вводимый лектором материал и система познавательных задач, отражающих основное содержание темы.

Лекция представляет собой определенный алгоритмизированный процесс, в котором есть лектор, то есть тот, кто говорит; есть аудитория, то есть те, кому говорит лектор; есть цель, то есть зачем говорит; есть ситуация, то есть место, условия, подготовка слушателей, их состояние; есть средства, то есть разнообразные средства и способы, которые использует педагог в ходе изложения учебной информации. Успех лекции зависит от уровня владения лектором информацией, от общей ее организации, от коммуникативной стратегии и тактики поведения педагога-лектора.

Информация - это то содержание, которое отражается в теме лекции, в вопросах, раскрывающих данную тему.

Содержанием конкретной темы лекции могут стать:

• фундаментальные, стержневые вопросы, которые являются основой для самостоятельной работы слушателей;

• общие представления о проблематике науки и методах исследования заявленной в теме проблемы;

• наиболее сложное содержание, которое не может быть усвоено слушателями самостоятельно.

Эффективность лекции определяется тем, что лектор становится «авторитетным источником информации». Решение этой задачи является наиболее актуальной в настоящее время, поскольку доступ к мультимедийным средствам информации, большое количество разнообразной научно-методической литературы дают возможность студенту и педагогу-практику черпать информацию из разнообразных источников и в некоторых вопросах они бывают не меньше информированы, чем сам лектор.

Лекция должна реализовывать принцип научности, информативности, развивающего обучения.

Лекционный курс не должен дублировать имеющиеся у слушателя сведения из учебных пособий.

Лекция дает возможность преподавателю выступить в роли исследователя.

Выше перечисленные тезисы ложатся в основу подбора и интерпретации преподавателем учебной информации, которая форматируется в виде текста лекции. Текст лекции носит научно-учебный характер и предполагает передачу научной информации в сжатом и систематизированном виде с доказательством ее профессиональной полезности и практической ценности для обучаемых.

Выделяют характерологические особенности научного текста. Он должен обладать логикой, доказательностью, точностью определений и формулировок, отсутствием разночтения, быть эмоционально окрашенным. Он характеризуется обилием научных и профессиональных терминов, допускает повтор слов в узком контексте. В нем часто употребляется авторское «мы» или опускается личное местоимение, что способствует объективизации научной информации, кроме того, ему свойственно употребление страдательного залога.

Текст обладает рядом присущих ему структурных свойств, со своей иерархией и дескриптивной структурой. Это не просто набор слов, а описания фактов, явлений, понятий, свойств, действий и т. п., которые связаны друг с другом единой логикой, смыслом и в совокупности представляют собой конкретную информацию.

Текст содержит такие информативные единицы: основная мысль текста; основные темы текста; основные факты текста, разъясняющие и иллюстрирующие основные положения текста; детали и подробности текста.

При подготовке текста лектор осуществляет следующие действия:

• сжатие информации отдельных текстовых элементов;

• выделение основных теоретических положений;

• вычленение несущественной, фоновой информации;

• определение основной идеи текста;

• изложение содержания в собственной интерпретации;

• составление конспекта.

Проектирование описательного учебного текста лекции заключается в выделении методов изложения. Индуктивного, предполагающего изложение материала от частного к общему. Например, в начале лекции дается проблемная ситуация, затем она разбирается, делаются конкретные выводы, а в конце следуют практические рекомендации.

Дедуктивного, когда изложение материала дается от общего к частному. Преподаватель выдвигает одно или несколько фундаментальных положений, а затем разъясняет их на конкретных примерах.

Метода аналогии, то есть сопоставления различных явлений, событий, фактов. Проводится параллель с хорошо знакомыми явлениями.

Метода разносторонней оценки, показывающего различные диалектические связи и противоречия между явлениями и фактами.

Метода детализации, который базируется на анализе факта за счет привлечения внимания к его компонентам, свойствам, признакам.

Метода обнаружения тенденций, заставляющего педагога давать социально-исторический анализ фактов, явлений и указывать вероятностное направление их дальнейшего развития.

Метод исторический обязывает преподавателя давать изложение материала в хронологической последовательности.

Лингвистические параметры текста подчиняются следующим требованиям.

Текст лекции должен быть предельно насыщен смыслом, не допускать разночтений. Все незнакомые слова и термины нужно объяснять аудитории. «Наукообразность» языка затрудняет смысл сказанного, вынуждает слушателей большую часть времени тратить на расшифровку информации, чтобы понять ее, а не на активное восприятие информации.

Текст лекции должен быть логичен, ясен и прост и легко передаваем вербальными средствами.

Текст лекции - это опора, которая должна естественно дополняться на семинарских, практических занятиях и в самостоятельной работе студентов или педагогов-практиков.

В тексте лекции возможно использование цитат. Назначение цитат, как точной и буквальной выдержки из текста, - подтверждение правильности точки зрения, позиции лектора. Есть стандартные требования к цитируемому материалу:

• цитата должна быть неразрывно связана с текстом, то есть служить доказательством или подтверждением выдвинутых лектором положений;

• она дается точно по тексту, с теми же знаками препинания, в той же грамматической форме, что и в первоисточнике;

• пропуск слов, предложений и абзацев обозначается в цитате многоточием;

• не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест;

• в любой цитате должна быть библиографическая ссылка на источник;

• как самостоятельное предложение цитата начинается с прописной буквы;

• если вместо цитаты лектор хочет передать ее текст своими словами, то делать это надо довольно точно, ссылаясь на автора переделанной цитаты. Речевой стандарт такой: «Автор (фамилия) говорил (любил повторять), что...», «У автора мы встречаем мысль о том, что...»

Существует несколько вариантов изложения научного текста. Описание представляет собой подробное и детальное представление о каком-либо психолого-педагогическом явлении через множество его отличительных, существенных/несущественных признаков. Содержание раскрывается через использование приемов сравнения, аналогии, противопоставления. Повествование направлено на раскрытие сущности событий, технологических процессов. Объект повествования имеет временную протяженность и временные границы, в которых этот объект изменяется количественно и качественно. Чаще всего в виде повествования даются биографические справки, исторические рассказы, информация о смене операций в работе. С помощью рассуждения делается логический вывод в виде нового знания путем объединения нескольких мыслей. Рассуждение вводится при объяснении нового понятия, термина, выведении закона или формулы, обосновании авторской позиции.

В организации лекции выделяют три фазы: подготовка, чтение и анализ лекции.

В подготовке к лекции два направления деятельности педагога:

1. Преподаватель составляет ее конспект.

2. Преподаватель продумывает коммуникативную стратегию поведения и механизмы педагогического взаимодействия со студентами.

Конспект лекции бывает трех видов. Свободным, когда материал излагается своими словами. Текстуальным, когда материал берется из конкретного источника. Основу конспекта составляет тезисный предметный план. Здесь важным является момент выделения логики отбора соответствующего учебного материала: нужно выделить логическое подлежащее, логическое сказуемое и связки. Важно связать содержание не только с темой, но прежде всего, с тем, что надо сказать о теме.

В план подготовки конспекта лекции входит:

• Уяснение исходных данных лекции: отбор необходимого объема учебного материала; анализ накопленной информации по теме.

• Постановка дидактических, развивающих и воспитательных целей лекции.

• Написание текста лекции. Редактирование текста. Языковая правка текста. Печатанье текста.

• Подготовка демонстрационных материалов.

• Проработка структуры лекции.

Остановимся подробно на структуре лекции, выде-

ляя в каждом структурном элементе основные позиции, которые преподаватель должен учесть при написании конспекта и чтении лекции.

Цель-мотивация направлена на установление контакта с аудиторией, на активизацию внимания и мышления студентов, на приглашение их к творческому соучастию в обсуждении темы. Преподавателю важно подчеркнуть актуальность, значимость рассматриваемой темы для профессиональной деятельности будущих педагогов. Оглашая цель перед студентами, педагогу следует проконтролировать себя на предмет ее речевого оформления. Не следует применять сухой научный стиль изложения без обращенности к студентам.

Изложение нового материала - основная часть лекции. В конспекте сообщение новых знаний фиксируется в текстовой композиции объяснения.

На лекцию выносится наиболее важный в смысловом и структурном значении материал.

В целостном тексте учебной информации следует выделить пункты плана, по которому будет строиться объяснение. Каждый пункт плана заканчивается краткими выводами, логически подводящими к следующему.

Далее надо продумать систему методов для активизации слушателей и осуществления так называемой обратной связи. Можно использовать элементы дискуссии, работать с высказываниями, педагогическими ситуациями. Так как вопрос является основным в системе лекционного изложения материала, то надо тщательно продумать их систему. Вопросы должны быть разнообразными. При формулировке следует избегать однотипности, например, «какой, какая, какие.». Обратить внимание на количество вопросов: 2 - мало, но 10 - уже многовато. Каждый вопрос представляет собой цепочку посылов и следствий. Каждый предполагает конкретный ответ, который даст преподаватель или зафиксирует его как краткий вывод, обобщение.

Чтобы уйти от готового догматического и не приемлющего возражений объяснения, лектор фиксирует разные точки зрения исследователей.

Перед непосредственным чтением лекции следует:

• проверить помещение для лекции: акустику зала, допустимые размеры символов на доске, действие механизмов ТСО;

• занять место у кафедры, стола, чтобы «примерить дистанцию общения»;

• обратить внимание на расстановку мебели. Тре-нинговые занятия, например, нельзя проводить, если студенты сидят «спина к спине».

Чтение лекции - это непосредственный акт общения лектора со слушателями в момент передачи учебной информации.

Три аксиомы сопровождают чтение лекции.

1. Надо не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца лекции!

2. Лекция пишется и проводится не для преподавателя, а для студентов!

3. Хорошая лекция похожа на хороший спектакль со своей завязкой, развитием сюжета, кульминацией, развязкой!

Для реализации вышеперечисленных постулатов

преподаватель по ходу чтения лекции акцентирует внимание на своей речи, способах восприятия информации студентами, на психологизации процесса обучения.

Устное изложение лекции представляет собой речевую трансформацию письменного текста. Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели:

• понимали информацию;

• успевали законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию — и не механически, а осмысленно;

• имели возможность кратковременной разрядки во время «пиков внимания».

И здесь на первый план выступают речевая культура, ораторское и педагогическое мастерство лектора.

Речевое оформление учебной информации подчиняется ряду правил:

• Нужно соблюдать: нормативность, образность, выразительность речи; следить, чтобы соблюдались интонационные связи между отдельными частями фраз, была обращенность к аудитории.

• Не следует: перегружать текст длинными, насыщенными научными терминами, создающими барьер непонимания, делать произвольные паузы, не обусловленные логикой содержания или случайные логические ударения, а также использовать так называемую многоударность, при которой ключевыми становятся не только значимые, но и все служебные слова в определении понятия.

• Предпочтительнее использование преподавателем разговорного темпа, когда выделяется главная мысль и слушатели успевают записать ее, пока педагог дает разъяснения. Но не следует говорить на ходу. Тогда источник звука перемещается и слушателям трудно его уловить и следить за ним.

Существенным в изложении лекционного материала является момент восприятия его слушателями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь следует зафиксировать внимание на возможных познавательных или психологических барьерах, которые могут возникнуть у студентов по ходу лекции. Познавательные проявляются в «эффекте внешнего узнавания»: «Где-то, что-то слышал, знаю, посещал семинары, курсы...», а психологические - в барьерах общения.

Осмысленность восприятия достигается за счет обучения студентов и педагогов навыкам конспектирования: выделение абзацев, подчеркивание выводов, использование знаков привлечения внимания к важной или интересной информации, вычленение главного, опускание второстепенного, применение аббревиатуры, сокращения, схем, графическое выделение формулировок, законов, понятий, определений, использование цветового оформления записи.

Лектор создает условия для конспектирования, используя приемы акцентированного изложения материала: выделение темпом, голосом, интонацией наиболее важной информации, использование логических пауз, замедление темпа при выделении главной мысли.

Лектору необходимо умение управлять процессом конспектирования. Чтобы избежать «диктовки», лектор дает установки на запись: «Это следует записать букваль-

но», «Сейчас можно просто послушать». «Зафиксируйте на бумаге». Повторами и более медленным темпом можно выделять дидактические единицы, следить за их фиксацией. По ходу изложения материала педагог фиксирует внимание на записях студентов: все ли успевают записать и пишут ли вообще, успевая за темпом речи лектора.

Преподавателю нужно также учесть, что есть четыре стиля работы студентов на лекции: «писцы», только усиленно записывают все от точки до точки, «слушатели» только слушают, иногда делают пометки, «мыслители» готовы по первому призыву педагога активно работать на лекции, «лентяи» ничего не делают сами и отвлекают других.

Легкость восприятия достигается за счет сочетания вербального, абстрактного, образного и эмоционального аспектов. Поэтому педагог как бы психологизирует процесс обучения за счет использования разнообразных интеллектуальных игр, элементов музыкотерапии, релаксационных психогимнастических упражнений, упражнений на развитие памяти и т. д. Перечисленные приемы выполняют еще и задачу управления вниманием студентов и педагогов-практиков. Нужно помнить, что естественная динамика восприятия информации колеблется в таких временных рамках: первые 5 минут занятия - настрой, следующие 25-30 - оптимальная активность внимания, далее 10-15 - фаза усилий, а затем фаза выраженного утомления. Для поддержания внимания нужно соблюдать и темповый режим. Восприятие знакомого слова - 1 секунда, поэтому темп изложения может колебаться от 4045 до 60-70 слов в минуту.

Привлечь внимание студентов к получаемой информации можно с помощью приема «пауз». Они делаются перед изложением главных мыслей или по ходу объяснения, если преподаватель заметил отключение внимания.

Заставляет студентов встрепенуться «прием акцентирования». Педагог делает ударение на ключевых словах, фразах. Эффективно также менять модуляцию голоса от громкого к тихому.

Быть внимательным заставляет слушателей предложение педагога-лектора задавать ему вопросы по ходу лекции. Иногда педагог задает вопросы себе сам, но как бы от лица присутствующей аудитории: «Вы хотите задать мне вопрос, в чем суть. понятия, явления. (пауза). Я с удовольствием отвечу вам.»

Данный этап лекции весьма сложен, поскольку педагогу надо концентрироваться одновременно на нескольких видах деятельности: удержать логику преподнесения учебной информации, реагировать на малейшие отклонения от конспекта, наблюдать за состоянием аудитории, рефлексировать свое собственное состояние. Чтобы выполнить перечисленные требования педагогу лучше всего иметь при себе своеобразную модель конструкции конспекта лекции и работы с ней:

Учебная информация - Определяемая проблема -Разрешение (поиск истины) - Закрепление через взаимосвязь теории и практики - Возможный вывод - Предопределение следующей темы.

Заключение лекции проводится в виде обобщения по-

Таблица

Формулировка задания Содержание задания

Поиск фактов

Выделение проблемных точек в выполнении задания

Поиск решения

Поиск приложения этих проблем

лученной информации - это краткое, но емкое акцентирование внимания студентов на главной мысли лекции в виде тезисов, выводов, заключения, это переход к тому, чем будут заниматься, что обсуждать студенты на следующей лекции. Обобщение проводит преподаватель, так как материала лекции объемен и студенты чаще всего воспринимают его на репродуктивном уровне.

На лекционном занятии происходит двойная трансформация информации: текст лекции => речь лектора => текст конспектов слушателей. В этой связи в конце лекции полезно проверить выборочно несколько конспектов, сравнив их друг с другом, с авторским текстом лекции, установив степень адекватности учебной информации. Если ключевая информация, содержащаяся в авторском и студенческом вариантах текста совпадает, значит, педагогическая цель лекции достигнута.

Для активного закрепления лекционного материала в домашней работе преподаватель может предложить студентам ряд заданий, выполняющих двоякую цель: активизации восприятие полученной информации и формирование навыков самоорганизации. Например, задание «Рабочие листы».

Процедура задания - на чистом листе фиксируется само задание в лаконичной и понятной форме. Затем постепенно на лист выносится содержание каждого этапа выполнения задания.

1-й этап. Поиск фактов. Какие данные нужны для выполнения задания? Какой информации не хватает? Где следует искать недостающие факты?

2-й этап. Поиск проблемных точек в выполнении задания. Здесь фиксируются направление движения к решению, причины, по которым проблема не может быть решена сразу, трудности в реализации.

3-й этап. Поиск идей. Записываются любые идеи, направленные на решение проблемного задания, независимо от возможностей их реализации, без критической оценки.

4-й этап. Поиск решений осуществляется за счет анализа выдвинутых идей и предложения поиска проблемы, которую необходимо решить.

5-й этап. Поиск приложения этих проблем. Предложения, отобранные на предыдущем этапе, соотносятся с конкретными условиями реализации.

Работа слушателей фиксируется на специальном бланке (см. таблицу).

В конце лекции рекомендуется давать упражнение «Чему я научился?

Цель: Рефлексия работы педагогами дошкольного образования на лекции, получение обратной связи о содержании учебной информации и степени ее.

Задание: Дописать неоконченное предложение.

Инструкция: На листе бумаги написаны неоконченные

предложения:

Я научился...

Я узнал, что.

Я нашел подтверждение тому, что.

Я обнаружил, что.

Я был удивлен тем, что.

Мне нравится, что.

Я был разочарован тем, что.

Самым важным для меня было.

Участникам предлагается дописать по выбору любое из предложений, представленных на плакате, или дописать свой вариант.

Анализ результатов: выделяются позитивные моменты, связанные с приобретением нового опыта в процессе обучения на данной лекции.

Комментарии по проведению: преподаватель должен заранее составить начало предложений от первого лица по интересующей теме. Количество предложений не должно превышать 10. Примеры предложений представлены выше, они могут быть дополнены вопросами по содержанию. Материал для работы можно написать на большом листе ватмана или на листе формата А-4. Инструкция к выполнению данного упражнения дается студентам в начале лекции. Завершение работы может быть различным:

- либо ответы собираются и анализируются преподавателем позже, самостоятельно;

- либо при доверительных отношениях в группе зачитываются вслух для того, чтобы, исполняя желание членов группы, ознакомить аудиторию со своей точкой зрения по тем или иным вопросам;

- либо каждый участник имеет право сказать: «пас», если по каким-либо вопросам он хотел бы промолчать при общем обсуждении.

Анализ лекции осуществляется по трем направлениям.

1. Анализ лекции как вида деятельности преподавателя. Здесь учитываются содержание и структура этой деятельности, функционирование познавательных, эмоциональных процессов использование различных способов управления поведением аудитории студентов.

2. Анализ лекции как вида деятельности слушателей: выявление уровня мотивации, интереса и динамики их проявления, определение психического состояния студентов.

3. Анализ лекции как совместной деятельности участников лекции: контакт, отношения между лектором и аудитории слушателей, согласованность активности, взаимопонимание и т. д.

Критерии оценки качества лекции:

Содержание лекции. Реализации принципа научности, соответствие содержание материала современному уровню развития научных знаний по данной проблеме. Система приемов для активизации познавательной активности студентов на лекции. Осуществление межпредметных внутрипредметных связей. Широта используемой информации, наличие задание для самостоятельной работы.

Методика чтения лекции. Структура и логика изложение материала, следование плану, доступность разъяснения основным понятий, доказательность и аргументированность. Приемы установления обратной связи. Механизм подведения итогов лекции.

Руководство работой слуателей. Наличие приемов привлечения внимания. Обучение присутствующих навыкам конспектирования материала. Создание комфортной обстановки.

Лекторские данные преподавателя: знание и свободное владение материалом, эмоциональность, выразительность и культура речи, внешний вид преподавателя, умение устанавливать контакт с аудиторией.

Результативность лекции: информационная ценность лекции, воспитательный аспект, достижение целей лекции.

Чтобы лекция была результативной, преподавателю недостаточно быть методически подготовленным, гораздо сложнее разработать и осуществить свою коммуникативную стратегию поведения, которая в самом общем плане базируется на владении педагогом навыками педагогического общения и навыками публичного выступления. В конспекте занятия можно записать этикетные формулировки приветствия, обращения к аудитории, прощания с аудиторией, выделить правила позитивного установления контакта с аудиторией, которые преподаватель считает для себя важным в общении в данной лекции с данным контингентом слушателей.

А еще педагог выбирает стиль лекционного преподавания. Мыслительный определяется тем, что при чтении лектор в большей степени концентрирует свое внимание на научности содержания и в меньшей - на форме его предъявления. Художественный используют преподаватели, обладающие ярким образным словом, им важно создать у аудитории яркую, целостную картину. Лекционный среднего типа представляет собой интеграцию двух первых.

Педагогу предстоит продумать и ответ на вопрос: «На каком уровне преподавания читать лекцию?» Выделяют три уровня лекционного преподавания:

1. Фактологический ориентирует преподавателя на использование в процессе изложения материала большого количества фактов с установкой на их понимание и запоминание.

2. Теоретический направлен на формирование у слушателей осознанных системных связей в изучаемых процессах и явлениях.

3. Методологический реализуется на основе фактических и теоретических знаний студентов, когда устанавливаются связи принципов, форм, методов.

Существенным для налаживания отношений «сбли-

жение - избегание» преподавателя-лектора со студентами или педагогами-практиками является учет психологических факторов лекции. К ним относятся:

• социально-психологические особенности учебной группы, ее сплоченность, выраженность познавательного интереса, ценностные ориентации студентов;

• наличие у студентов адаптационных навыков, проявляющихся как возможность быстрого включения в новые, необычные формы учебной работы, предлагаемой педагогом;

• динамика умственной работоспособности группы;

• мотивационная характеристика аудитории: часть студентов ориентирована на хорошую учебу - «чтобы не выглядеть хуже других», часть на конечный результат, хотя и отстоящий по времени, - «буду компетентным специалистом», часть на сдачу экзамена или зачета - «сдал и забыл», но, быть может, будет «доплата за успеваемость».

• коммуникативная культура и компетентность преподавателя.

Рекомендации слушателям о работе на лекциях. Эффективность работы студентов, педагогов-практиков и преподавателя на лекциях зачастую определяется сфор-мированностью навыков конспектирования учебного материала. Нередко допускаются типичные ошибки: материал записывается почти дословно; вместо записей лекций делается составление плана; идет выборочная запись только важной или трудной информации. Чтобы не допустить подобных недочетов, следует помнить:

1. Основой качественного усвоения лекционного материала является конспект, но это не столько приспособление для фиксации содержания лекции, сколько инструмент для его усвоения в будущем. Поэтому продумайте, каким должен быть ваш конспект, чтобы можно было быстрее и успешнее решать следующие задачи:

а) дорабатывать записи в будущем (уточнять, вводить новую информацию);

б) работать над содержанием записей - сопоставлять отдельные части, выделять основные линии, делать выводы;

в) сократить время на нахождение нужного материала в конспекте;

г) сократить время, необходимое на повторение изучаемого материала, и повысить скорость и точность запоминания. Чтобы выполнить пункты в, г, в ходе работы над конспектом с карандашом в руках целесообразно делать пометки:

/ - прочитать еще раз; // -законспектировать первоисточник; ? - непонятно, требуется уточнение; ! - смело;

под ? - под вопросом; $ - слишком сложно.

Можно предложить еще один вариант условных обозначений: = - это важно; [ - сделать выписки; [ ] - выписки сделаны; ! - очень важно;

? - надо посмотреть, не совсем понятно;

□ - основные определения;

А - не представляет интереса.

2. При конспектировании лучше использовать тетради большого формата, для удобства и свободы в рациональном размещении записей на листе, а также отдельные, разлинованные в клетку листы, которые можно легко, быстро и надежно соединить и разъединить.

3. Запись на одной стороне листа позволит при проработке материала разложить на столе эти листы и, меняя их порядок, сближать во времени и пространстве различные части курса, что дает возможность легче сравнивать, устанавливать связи, обобщать материал.

4. При любом способе конспектирования целесообразно оставлять на листе свободную площадь для последующих добавлений и вспомогательных отметок. Это либо широкие поля или чистые страницы.

5. Запись лекций ведется на правой странице каждого листа в разворот - левая остается чистой. Если этого не делать, то при подготовке к экзаменам дополнительная поясняющая и прочая информация будет вписываться между строк, а конспект превратится в малопригодный для чтения и усвоения текст.

6. При конспектировании действует принцип дистантного конспектирования, который позволяет отдельные блоки информации при записи разделять и по горизонтали, и по вертикали. Это делается так: отдельные части текста отделяются отчетливыми пробелами - это вертикальное членение. А по горизонтали материал делится на зоны полями: I - конспектируемый текст, II - собственные заметки, вопросы, условные знаки и III - последующие дополнения, сведения из других источников.

7. Огромную помощь в понимании логики излагаемого материала оказывает рубрикация, то есть нумерация или обозначение всех ее разделов, подразделов и более мелких ее аспектов. При этом одновременно с конспектированием как бы составляется план текста. Важно, чтобы каждая новая мысль, аспект или часть лекции была обозначена своим знаком (цифрой, буквой) и отделена от других.

8. Основной принцип конспектирования - писать не все, но так, чтобы сохранить все действительно важное и логику изложения материала, чтобы при необходимости можно было полностью «развернуть» конспект в исходный текст по формуле «Конспект + Память = Исходный текст».

9. В любом тексте имеются слова-ориентиры. Например, помогающие осознать более важную информацию: в итоге, в результате, таким образом, резюме, вывод, обобщая все вышеизложенное - или сигналы отличия, то есть слова, указывающие на особенность, специфику объекта рассмотрения: особенность, характерная черта, специфика, главный, отличие и т. д. Вслед за этими словами обычно следует весьма важная информация. Обращайте на них внимание.

10. Если в ходе лекции предлагается графическое моделирование, то опорную схему записывают крупно, свободно, так как скученность и мелкий шрифт затрудня-

ют их понимание.

11. Обычно в лекции есть несколько основных идей, вокруг которых группируется весь остальной материал. Очень важно выделить и четко зафиксировать эти идеи.

12. В лекции наиболее подробно записываются: план, источники, понятия, определения, основные формулы, схемы, принципы, методы, законы, гипотезы, оценки, выводы.

13. У каждого слушателя существует своя система скорописи, которая ориентируется на такие рекомендации: слова, наиболее часто встречающиеся в данной области, сокращаются наиболее сильно; есть общепринятые сокращения и аббревиатуры: т. к., т. н., ТСО и т. д.; применяются математические знаки: +, -, =, >, < и др.; окончания прилагательных и причастий часто опускается; слова, начинающиеся с корня, пишут без окончания: соц., кап., рев. и т. д. или без середины: кол-во, в-во и т. д.

14. Пониманию материала и быстрому нахождению нужного, помогает система акцентировок и обозначений. Во время лекции на парте должно лежать 2-3 цветных карандаша или фломастера, которыми стрелками, волнистыми линиями, рамками, условными значками на вспомогательном поле обводят, подчеркивают или обозначают ключевые аспекты лекций. Например, прямая линия - важная мысль. Волнистая - непонятная мысль. Вертикальная черта на полях - особо важная мысль. Основной тезис подчеркивается красным. Формулировки - синим или черным. Зеленым - фактический иллюстративный материал.

15. Качество усвоения материала зависит от активного ее слушания, поэтому проявляйте внешне свое отношение к тем или иным ее аспектам: согласие, несогласие, недоумение, вопрос и т. д. - это позволит лектору лучше приспособить излагаемый материал к аудитории.

16. Показателем внимания к учебной информации служат вопросы к лектору. По ходу лекции попытайтесь находить и отмечать те аспекты лекции, которые могут явиться «зацепкой» для вопроса, а затем на следующих лекциях следует учиться формулировать вопросы, не отвлекаясь от восприятия содержания.

Таким образом, надеемся, что предложенный материал значительно облегчит подготовку и проведение лекции и поможет слушателям усвоить информацию данной формы обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник: в 2 т. М.: Академия, 2008. Т. 1. Дидактика. 432 с.

2. Морева Н. А. Современная технология учебного занятия: метод. пособие. М.: Просвещение, 2007. 158 с.

3. Морева Н. А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.