Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КЛИНИКИ'

РОЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КЛИНИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА / STRATEGY / ANALYSIS OF THE EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT / EMPIRICAL RESEARCH METHODS / MEDICAL AND SOCIOLOGICAL RESEARCH / PRIVATE MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Габидуллина К.Н.

В статье рассматривается необходимость проведения социологического исследования для разработки корректной стратегии развития частной клиники. Автором выделены проблемные моменты, возникающие при проведении социологических исследований. В заключение обосновывается идея о том, что грамотная трактовка результатов опроса напрямую связана с успехом деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Габидуллина К.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE FORMATION OF THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF PRIVATE MEDICAL CLINICS

The article discusses the need for a sociological study to develop a correct strategy for the development of a private clinic. The author highlights the problematic issues that arise during sociological research. In conclusion, the idea is justified that a competent interpretation of survey results is directly related to the success of the enterprise.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КЛИНИКИ»

УДК 033.336

Габидуллина К.Н. студент магистратуры 2 курса ФГБОУ Уфимский государственный авиационный университет факультет "Институт экономики и управления " кафедра экономики предпринимательства научный руководитель: Климова Н.И., д.э.н.

профессор Россия, г. Уфа РОЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КЛИНИКИ

Аннотация:

В статье рассматривается необходимость проведения социологического исследования для разработки корректной стратегии развития частной клиники. Автором выделены проблемные моменты, возникающие при проведении социологических исследований. В заключение обосновывается идея о том, что грамотная трактовка результатов опроса напрямую связана с успехом деятельности предприятия.

Ключевые слова: стратегия, анализ внешней и внутренней среды, эмпирические методы исследования, медико-социологические исследования, частная медицина.

Gabidullina K.N.

Graduate student

2nd year student, Ufa State Aviation University, Faculty of the Institute of Economics and Management, Department of Entrepreneurship Economics

Russia, Ufa Scientific adviser: Klimova N.I. Doctor of Economics, Professor THE ROLE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE FORMATION OF THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF PRIVATE

MEDICAL CLINICS

Annotation:

The article discusses the need for a sociological study to develop a correct strategy for the development of a private clinic. The author highlights the problematic issues that arise during sociological research. In conclusion, the idea is justified that a competent interpretation of survey results is directly related to the success of the enterprise.

Keywords: strategy, analysis of the external and internal environment, empirical research methods, medical and sociological research, private medicine.

Важным условием процветания и благополучия любой нации является состояние здоровья населения. Роль частной медицины как партнера

реформирующейся государственной медицины заключается в определении своего места в данном сегменте рынка, т.е. в выработке грамотной и долгосрочной стратегии, направленной на введение конкурентоспособных технологий, работающих по современным мировым стандартам, создание наукоемких технологий, совершенствование интенсивности труда.

В свою очередь, одним из основных этапов разработки стратегии организации является проведение анализа внешней и внутренней среды, предполагающего проведение научных исследований. Эти исследования включают анализ состояния и динамики изменения, внешних по отношению к организации факторов, воздействующих на нее в настоящее время или в будущем, влияющих на состояние организации, оказываемые услуги, ее клиентов, развитие технологий (бизнес-процессов) организации, совершенствование деятельности персонала, совершенствование управлением, инновации и пр.

На основе результатов анализа формируются направления деятельности организации.

В зависимости от роли и места в процессе научного познания выделяются методы исследования: эмпирические и теоретические, формальные и содержательные, фундаментальные и прикладные и т.п.[3].

В исследованиях их реализатор неизбежно сталкивается с процедурой интерпретации полученных данных. Для этого он использует следующие операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, классификация и т.д., которые принято относить к теоретическим методам исследования.

В своей совокупности они помогают исследователю получить определенную информацию об объекте исследования. Эту информацию необходимо в дальнейшем обработать, проанализировать и сделать выводы.

К эмпирическим методам относят опрос, интервьюирование, тестирование, документальные исследования, социометрические методы, эксперимент и др.

Среди эмпирических методов исследования большей популярностью пользуются опросные методы.

Опрос - это метод получения первичной информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и исследуемым. Это форма социально-психологического общения, благодаря которому в короткие сроки можно получить значительную информацию по широкому кругу интересующих исследователя опросов от большого количества людей. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех условий является показателем научности данного метода, и отличает исследователя-профессионала от дилетанта[1].

В настоящее время, с развитием рыночных отношений, переходом к обязательному медицинскому страхованию, социологические исследования

в медицине существенно оживились.

Конечно, такие методы достаточно давно применяются в медицине. Вместе с тем, данные исследования проводятся зачастую медицинскими работниками, которые не обладают современными социологическими знаниями. В результате, не соблюдаются принятые в социологии требования к проведению конкретных социологических исследований, складывается ситуация, когда исследовательские материалы не соответствуют современным принципам организации исследований.

При разработке социологического исследования крайне важно разработать его программу.

Программа социологического исследования обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное

изложение методологической части (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, формулировка гипотез и задачи исследования) и методической части (определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, механизм её обработки).

Социологическое исследование начинается собственно с гипотезы, т.е. предположения, что одна группа фактов связана с другой на основе причинной связи. Исследование без наличия гипотезы лучше вообще не проводить [2].

В зависимости от полноты охвата факторных и результативных признаков выделяются 4 типа медико-социологических исследований:

1. Изучение влияния одного фактора на один результативный признак (например, влияние возраста на состояние здоровья).

2. Изучение влияния комплекса факторов на один результативный признак (например, влияние условий жизни пенсионеров на индекс здоровья).

3. Изучение влияния одного фактора на комплекс результативных признаков (например, продолжительности естественного вскармливания на физическое развитие).

4. Изучение влияния комплекса факторов на комплекс результативных показателей (например, условий жизни на физическое развитие)[4].

Например, при разработке стратегии Клинического госпиталя «Мать и Дитя» был выдвинут ряд гипотез (предположений), которые требовали подтверждения.

Так, предполагалось, что наименование - клиника «Мать и Дитя» -будет восприниматься в глазах потребителей как учреждение, оказывающее услуги исключительно женщинам. Опросы среди мужчин, сопровождавших пациенток клиники (Клиника «Мать и Дитя» функционирует в микрорайоне «Сипайлово» города Уфа в приобретенном здании площадью около 1

тыс.кв.м. с 2009 года) подтвердили данную гипотезу - 43% респондентов отметили, что не обратились бы в клинику по вопросам, касающимся «мужского здоровья».

В связи с этим, было принято решение добавить «мужественности» построенному в 2014 году комплексу площадью 32 тыс.кв.м. и назвать -Клинический госпиталь «Мать и Дитя»»[5]. Слово «госпиталь» в глазах потребителей ассоциируется с военной, а значит - мужской тематикой.

Следующая гипотеза заключалась в том, что наличие опыта функционирования небольшой клиники, зарекомендовавшей себя на республиканском уровне, а также федеральный бренд (Группа компаний «Мать и Дитя» лидирует по объемам оказания медицинских услуг в стране), позволит обеспечить высокую степень рентабельности деятельности.

Опросы среди пациентов, а также на сайте клиники в сети интернет свидетельствовали о возрастающем интересе к оказываемым ею медицинским услугам:

- около 70% пациентов обратились бы за получением медицинских услуг в клинике вновь;

- более 65% порекомендовали бы клинику своим близким и знакомым;

- среднее количество визитов на одного пациента возросло с 1,3 до 1,6;

- доля повторных пациентов выросла с 13% в 2010 году до 33% в 2013 году. Этот показатель является достаточно высоким для такой специфичной услуги как подготовка к беременности, ведение беременности, роды, педиатрическое наблюдение.

Высказывалось также мнение, что жители городов и районов республики, проживающие за пределами города Уфа, особенно в приграничных с другими регионами районах, не захотят пользоваться услугами Госпиталя из-за дальности расстояния.

Опросы показали, что 47% опрошенных жителей готовы пользоваться услугами Госпиталя при получении эксклюзивных услуг (магнитно-резонансная спектроскопия, банк стволовых клеток, лапароскопическая гернопластика, внутриутробное переливание крови, операции по врастанию плаценты), а 22% жителей соседних регионов при этом отметило, что в столицах субъектов РФ (за исключением г. Казань), которые находятся на расстоянии, сопоставимом с расстоянием до г.Уфа, отсутствуют медицинские учреждения подобного уровня. Истекший период показал, что идея консолидации дорогостоящих услуг (ЭКО, косметические операции и некоторые другие) в одном месте носила справедливый характер, т.к. в число пациентов Госпиталя входят жители не только отдаленных районов республики, но и жители Челябинской, Оренбургской областей.

В то же время, ряд факторов, носящих характер внешних по отношению к Госпиталю угроз (макроэкономическая ситуация в стране, демографический кризис, обуславливаемый в т.ч. урбанизацией, репродуктивными установками населения, высокая стоимость импортных материалов в результате девальвации национальной валюты, низкие тарифы

по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), приоритетное распределение квот по ОМС в пользу государственных медицинских учреждений), потребовали корректировки стратегии развития.

В процессе этой корректировки были также проведены опросы пациентов Госпиталя, которые высказались в пользу создания отделения урологии (46% респондентов).

Таким образом, грамотная организация и правильная интерпретация результатов социологических исследований оказывает положительное воздействие на выбор направлений деятельности при реализации стратегии развития частного медицинского учреждения, а также при корректировке стратегии, что в конечном итоге влияет на эффективность его функционирования.

Использованные источники:

1. Герцог Г.А., Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие/. - Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Ун-та, 2013. -208 с.

2. Деларю В.В., Конкретные социологические исследования в медицине: учебное пособие/. - Волгоград: Изд-во Волгоградского Мед. Гос. Ун-та, 2005. - 89 с.

3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М.: Либроком. - 280 с.

4. Решетников А.В. Особенности подготовки и проведения медико -социологических исследований // Экономика здравоохранения. - 2001. - №1.

5. Официальный сайт группы компаний «Мать и Дитя». URL:http://www.mamadeti.ru (дата обращения: 09.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.