Научная статья на тему 'Роль социокультурных факторов в инновационном развитии России'

Роль социокультурных факторов в инновационном развитии России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / SOCIAL INNOVATIONS / ЗАИМСТВОВАНИЕ / ADOPTION / ТРАДИЦИИ / TRADITION / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INNOVATION CULTURE / NOVATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волков Никита Дмитриевич

В статье анализируются социальные инновации, их роль в инновационном развитии России. При этом обязательным условием является баланс новаций и традиций, особенно при заимствовании. Рассматривается проблема инновационной культуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article are analyzed social innovations, their role in the innovation development of Russia. In this case necessary condition is the balance of innovations and traditions, especially with the adoption. The problem of innovation culture is examined

Текст научной работы на тему «Роль социокультурных факторов в инновационном развитии России»

СЛОВО - МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

Становление глобального информационного общества характеризуется ускоряющимся изменением его технико-технологической основы, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни. Однако для реализации открывающихся широких возможностей необходима целенаправленная государственная политика. Как отмечает исследователь информационного общества М. Кастельс, «способность или неспособность общества управлять технологией, особенно стратегическими технологиями, в большой степени формирует судьбу общества... оно может, используя мощь государства, задушить развитие технологии. Или, напротив, также путем государственного вмешательства оно может начать ускоренный процесс технологической модернизации, способной за несколько лет изменить экономику, повысить военную мощь и социальное благополучие».1

Не случайно в последние годы особое внимание уделяется инновационному развитию экономики, инновациям в науке и технике, в управлении. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года подчеркивается, что «в быстроизменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития».

В широком смысле инновации рассматриваются как явления культуры, которых не было на предыдущих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили признание (социализировались). Ряд исследователей разделяют понятие инновации и новации (как несоциализированное, не

1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000, с. 30.

закрепленное «новое»). Исходя из этого, инновацию определяют как результат креативно-теоретической (новые идеи, теории и т.д.) и предметно-практической деятельности. 1 Но правомерно отметит, что это и сам процесс деятельности.

В настоящее время наиболее распространенным является подход к инновациям, связывающий их прежде всего с научно-техническим прогрессом, с экономической сферой и рыночной значимостью. Однако такой подход сужает сам смысл понятия. Более обоснованным и актуальным представляется подход, рассматривающий инновации не в рамках технико-экономического контекста, а с широких социокультурных позиций. Тем более что в реальной практике это понятие используется применительно к разным сферам общественной жизни. Кризис, в котором оказалась техногенная цивилизация, не может быть преодолен вне инновационной деятельности во всех сферах жизни социума: в экономической, социальной, политической, духовной.

Социальные инновации как новые формы социальных отношений, социальной и духовной практики, затрагивающие в том числе глубокие сферы общественного и личного сознания, имеют свою специфику и не тождественны инновациям в технической и экономической сферах. Изменение здесь происходят гораздо медленнее, последствия менее прогнозируемы, но в то же время они оказывают влияние и на экономику, и на развитие техники.

Инновации могут появляться либо в результате внутренних процессов развития культуры как изобретения или нововведения (культурные мутации), либо могут быть связаны с внешними воздействиями (заимствования). При этом выделяются две формы инновации - «заимствование и стимулированная культурная трансформация».2

Особенно взвешенным должен быть подход к проблеме заимствования социальных инноваций. Если техническое изобретение будет одинаково действовать в любой стране и при любом режиме власти, то гораздо более

1 См.: Теркина А.В. Инновация как социокультурный феномен. Автореферат дис... канд. филос. наук, М.: 2006.

2 См.: Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.

сложным является использование инноваций при их заимствовании в сферах социально-политической и духовной. Об этом говорят примеры того, как заимствования, а иногда и навязывания другим странам позитивно работающих в своей стране практик (например, американского варианта демократии) в других странах (Ираке, Афганистане) дает крайне негативные результаты.

В переходные периоды возрастает динамика всех компонентов культуры общества, в том числе активизируется процесс заимствований. Поэтому особое значение приобретает проблема устойчивости базовых элементов культуры, обеспечивающих национальную идентичность. Сохранение их целостности выступает условием перехода общества к новому состоянию при сохранении сущности национального бытия.

Россия в 90-е годы ХХ-го столетия оказалась в плену заимствования, порой прямого копирования западного, прежде всего американского опыта при глубокой трансформации всех сфер общественной жизни. Это касалось и ускоренного внедрения рыночной экономики, и демократизации общества.

В итоге ультралиберального реформирования «Россия, - как подчеркивает Нобелевский лауреат по экономике американский экономист Джозеф Стиглиц, - обрела самое худшее из всех возможных состояний общества - колоссальный упадок, сопровождаемый столь же огромным ростом неравенства».1

Был проигнорирован накопленный в истории России опыт и эффективного развития бизнеса, и самоуправления. Чужие рецепты, применяемые без учета конкретных условий, не могут дать позитивного результата, более того, окажутся разрушительными. «Элементы культуры, вполне безвредные и даже благотворные на родной почве, могут оказаться опасными и разрушительными в чужом социальном контексте, - пишет английский историк Арнольд Тойнби, - ... возьмем ситуацию, когда новая динамическая сила иностранного происхождения лишилась связей с родной

1 Стиглиц Джозеф Юджин. Глобализация: тревожные тенденции. М.: 2003, с. 188.

почвой и оказалась в чужой и враждебной среде. Изолированный блуждающий элемент, помещенный в чуждое ему социальное тело, начинает производить хаос, ибо он утратил свою первоначальную функцию и смысл, а также лишился привычных противовесов и связей».1

Социальные инновации дают позитивный результат когда формируются в процессе эволюционного развития или заимствования с обязательным учетом специфики страны.

Культура в широком смысле формируется двумя типами процессов: с одной стороны, это вектор креативности, с другой - преемственности. Поэтому, говоря о новациях, особенно в гуманитарной сфере, необходимо соотносить их с традициями, с особенностями страны, менталитета народа. Национально-культурные ценности, сформированные на протяжении веков, выработанные на основе традиций, закреплены и отобраны далеко не случайно. Эти традиции формировались как объективная необходимость, как условие выживания, сохранения и развития этноса. Конечно, они претерпевают определенные изменения под влиянием времени, но остаются их базовые смыслы. Известный исследователь национальных культур Г. Гачев отмечал, что особенно на переломах истории, традиции - это якорь, помогающий остановиться, одуматься, выбрать путь.

Именно к социальным инновациям относится идея Е.Н. Князевой об инновации как «забытом старом». 2 Признавая ценность инноваций, -подчеркивает она, - необходимо отдавать себе отчет в том, что инновация невозможна без возобновления старых смыслов, без возвращения к утраченному современным обществом. ...Тот, кто обрезает свои корни, не может двигаться в будущее. Умение включать элементы исторической и

1 Тойнби А. Дж. Постижение истории //Пер. с англ. М., 1991, с. 578-579.

2 См.: Общество знание: от идеи к практике. Коллективная монография: В 3 ч. Часть I. Основные контуры концепции Общества знания / Под ред. В.В. Васильковой, Л.А. Вербицкой. СПб., 2008, с. 230.

культурной памяти - это нетривиальное умение синтеза, по сути - креативная способность». 1

Исследователь Е.Е. Данилова на основе изучения народной культуры выделяет метапрограммы, характерные для российского массового сознания. К примеру, метапрограмма личностной ориентации говорит о таком качестве, как нестяжательство (ценится человек, который «на мир работает», а не «гребет под себя»); для массового сознания в России характерна установка не «глобальность». Вместе с тем для него характерна мотивация избегания и пассивный стиль реакции («Гром не грянет - мужик не перекрестится», «пока жареный петух не клюнет».), пока не возникло давление сильных внешних обстоятельств, а также крайне осторожные отношения к нововведениям, а то и их неприятие.2

С другой стороны, особенность России в том, что в периоды перемен, глубоких трансформаций все сметается «до основанья» (революция 1917, трансформационные процессы 90-х годов ХХ века.), что носит разрушительный характер (Ю. Лотман охарактеризовал этот феномен «культура как взрыв»).

Социальные инновации имеют сложную природу и характеризуются определенной непредсказуемостью. Поэтому любое нововведение социального характера, затрагивающее судьбы многих людей, требует глубокой проработки с учетом прогнозируемых последствий, экспериментальной проверки. И, конечно, инновации в социальной сфере должны соответствовать интересам людей, прогрессивному развитию общества.

Все это необходимо учитывать при проведении любых реформ, при разработке и реализации программ и проектов на уровне государственной политики. Иначе любые нововведения, даже объективно необходимые, будут встречать сопротивление и могут быть заблокированы. Тем более, если учесть, что любому обществу свойственно определенное сопротивление инновациям.

1 См.: Там же.

2 Данилова Е.Е. Информационное развитие социальных систем. М., 2002, с. 97-98.

(И.В. Бестужев-Лада употребляет даже понятие «футурофобии»). Оно может иметь разную степень и характеризует уровень инновационной культуры общества и личности.

Инновационная культура - это исторически сложившаяся устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности. Она представляет собой исторически адаптированную в конкретном социуме структуру моделей и алгоритмов инновационных действий и выполняет роль механизма регуляции инновационного поведения социальных субъектов.1

Отношение личности к инновациям в значительной степени зависит от ее инновативной диспозиции, то есть внутренней предрасположенности к нововведениям. Это касается всех областей деятельности и всех сфер общественной жизни. В то же время в социально-политической и духовной сферах особую роль играет ценностно-ориентационная структура личности, поскольку нововведения здесь связаны с ценностями и смыслами, которые должны быть понятны, соответствовать интересам людей, чтобы быть принятыми. Это подтверждает опыт российских реформ 90-х годов, о чем говорилось ранее. Проведенное в тот период массовое обследование (всего

л

было прошено 3796 человек) показало, что в общественном сознании доминируют умеренные и консервативные диспозиции, которые составили 74,2%. Нечеткость и неопределенность программы реформирования, абстрактные цели (построение цивилизованного общества, рынка, демократии) привели к массовой фрустрации, дезориентации в новой реальности большинства населения и непринятия нововведений.

Проблема формирования инновационной культуры очень актуальна для современной России. Динамика современной жизни, ее ритм, «вместимость»

1 См.: hyhttp: //slovari.yandex.ш/dict/socюloqy/artide/soc/soc-0408.htm

2 См.: Советова О.С., Цейтина Г.П. Нововведения и социальные изменения как фрустирующие факторы современного общества / Народы содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы: тезисы Международного научного конгресса. СПб., 15-17 мая 1996 г., СПб., 1996, т.1, с. 84.

времени возрастают, а это требует новых подходов, ориентированных на инновационное мышление, инновационное поведение и деятельность, особенно в молодежной среде. Вместе с тем именно в формировании инновационной культуры молодежи чрезвычайно важно соблюдать принцип баланса новаторства и традиций, сохраняя и развивая все лучшее, что было накоплено в многовековой истории России. Требования формирующегося информационного общества, новейшие информационно-коммуникационные технологии, которые преобразуют все сферы общественной жизни и все в больше степени включаются во все области деятельности человека, а для молодого поколения становятся естественной средой с самого детства, не должны заслонять ценностно-смыслового содержания любой деятельности. В свою очередь ценностные системы общества являются базовым элементом его национальной культуры.

Не случайно в Хартии инновационной культуры, принятой Институтом стратегических инноваций, подчеркивается: «... внедряя те или иные новшества, следует учитывать культурные традиции страны и сферы деятельности, вовремя распознавать и пресекать использование новшеств, способных причинить вред человеку и обществу»1.

Без инноваций нет развития системы, а традиция, выступая универсальным механизмом, осуществляет селекцию и интеграцию в культуру новаций как заимствованных, так и возникших в результате внутреннего развития, созданных творчеством.

Н.Д.Волков

аспирант кафедры философских и социально-политических дисциплин МГГУ им. Шолохова*

1 Работа выполнена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Проект «Основы и механизмы формирования инновационной культуры в молодежной среде в Российской Федерации» Государственный контракт № П-673 от 10.08.2009 г. http://www.strategic innovations.ru

* Волков Никита Дмитриевич, e-mail: nik. d.volkov@mail. ru

Волков Н.Д. Роль социокультурных факторов в инновационном развитии России. В статье анализируются социальные инновации, их роль в инновационном развитии России. При этом обязательным условием является баланс новаций и традиций, особенно при заимствовании. Рассматривается проблема инновационной культуры.

Ключевые слова: новации, инновации, социальные инновации, заимствование, традиции, инновационная культура.

Volkov N. D. Role of sociocultural factors in the innovation development of Russia. In the article are analyzed social innovations, their role in the innovation development of Russia. In this case necessary condition is the balance of innovations and traditions, especially with the adoption. The problem of innovation culture is examined.

The keywords: novations, innovation, social innovations, adoption, tradition, innovation

culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.