Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
512
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИА / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ (СМИК) / РУНЕТ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цуканова Мария Владимировна

В статье рассматриваются особенности современной медиасреды, с точки зрения влияния на процессы социализации молодежи: способов коммуникации социальных медиа, воспитательных и образовательных возможностей Рунета. Изучаются различные стороны интернет-коммуникации: типы объединений молодых пользователей «по интересам», разновидности сетевого общения, модели поведения в сети и др. Обосновывается вывод о том, что организационные возможности социальных медиа необходимо использовать, ввиду насущных потребностей и интересов молодых людей их стремления к социальной активности. Сформулированная проблема - недостаточность внимания к социальным медиа с точки зрения формирования ценностных ориентаций молодежи - проанализирована с точки зрения возможностей, заложенных в медиасфере. В результате рассмотрения поставленной проблемы сделано заключение о том, что в процессе социализации молодежи, привития представителям молодого поколения общественно полезных навыков следует учитывать факторы эффективности коммуникации, производимой в медиасреде, знать и использовать «ключевые характеристики коммуникативной активности российской молодежи в социальных медиа. Необходимо учитывать принципы реализации стратегий общественного взаимодействия, факторы эффективности медиакоммуникации, с целью осуществления ценностного диалога в пространстве социальных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL MEDIA IN YOUTH SOCIALIZATION

The article discusses the features of the modern media environment, from the point of view of influencing the processes of socialization of young people: ways of social media communication, educational and educational opportunities of the Runet. Various aspects of Internet communication are studied: types of associations of young users “by interests”, types of network communication, behavior patterns on the network, etc. The conclusion is substantiated that the organizational capabilities of social media must be used, in view of the urgent needs and social activity. The formulated problem - the lack of attention to social media in terms of the formation of value orientations of young people - is analyzed from the point of view of the opportunities inherent in the media sphere. As a result of considering the problem posed, it was concluded that in the process of socialization of young people, instilling socially useful skills in the representatives of the younger generation, one should take into account the effectiveness of communication in the media environment, know and use “the key characteristics of the communicative activity of Russian youth in social media. It is necessary to take into account the principles of implementing social interaction strategies, the factors of media communication efficiency, in order to implement a valuable dialogue in the social media space.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

Роль социальных медиа в социализации молодежи

Цуканова Мария Владимировна,

аспирант, кафедра теории и экономики СМИ Московского государственного университета E-mail: maryvlady2204@gmail.com

В статье рассматриваются особенности современной медиасреды, с точки зрения влияния на процессы социализации молодежи: способов коммуникации социальных медиа, воспитательных и образовательных возможностей Рунета. Изучаются различные стороны интернет-коммуникации: типы объединений молодых пользователей «по интересам», разновидности сетевого общения, модели поведения в сети и др. Обосновывается вывод о том, что организационные возможности социальных медиа необходимо использовать, ввиду насущных потребностей и интересов молодых людей их стремления к социальной активности. Сформулированная проблема - недостаточность внимания к социальным медиа с точки зрения формирования ценностных ориентаций молодежи - проанализирована с точки зрения возможностей, заложенных в медиасфере. В результате рассмотрения поставленной проблемы сделано заключение о том, что в процессе социализации молодежи, привития представителям молодого поколения общественно полезных навыков следует учитывать факторы эффективности коммуникации, производимой в медиасреде, знать и использовать «ключевые характеристики коммуникативной активности российской молодежи в социальных медиа. Необходимо учитывать принципы реализации стратегий общественного взаимодействия, факторы эффективности медиакоммуникации, с целью осуществления ценностного диалога в пространстве социальных медиа.

Ключевые слова: интернет-коммуникация, медиа; молодежь; социализация; социальные медиа; средства массовой информации и коммуникации (СМИК); Рунет; ценностные ориентации.

Актуальность темы исследования обусловлена усиливающейся ролью средств массовой коммуникации, масс-медиа, социальных меда как действенного инструмента влияния, оповещения, убеждения, воспитания.

Современный взгляд на медиа предполагает понимание социализации личности посредством массовой коммуникации и медиа. Целью такого воспитания является «формирование культуры общения с миром,развитие творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки» медиаконтента, а также усвоение различных способов «самовыражения при помощи информационных технологий» [13; 26], - отмечает теоретик в области медиаобразования А.В. Фёдоров.

С другой стороны, социализация (как ее определяют ученые) представляет собой «приобщение человека к обществу, приобретение им социального опыта» [15; с. 419], что также соответствует концепции медиапедагогики, образовательных и воспитательных возможностей медиа.

Поэтому интернет-ресурсы для молодежи представляют большой интерес для исследователей, ввиду своего значительного влияния на юное поколение, а поведенческие модели в среде интернета в молодежной среде необходимо изучать, анализировать, использовать.

Постановка проблемы

Интернет-среда занимает значительное место среди факторов воздействия на современную молодежь, в силу многих объективных причин. Эволюция каналов массовой коммуникации напрямую связана с научно-техническим прогрессом, сопровождающимся развитием мультимедийных технологий. Все они, в комплексе позволяют создать информационно-коммуникационное «поле деятельности» и насытить его разнообразной информацией, которая в ус-

269

ловиях современной информационной цивилизации приобретает характер избыточности. Социокультурный и технологический потенциал «новых медиа» позволяет продвигать инновационные достижения, эффективно использовать мультимедиа для организации многих процессов в обществе.

В то же время широкие возможности мультимедиа в настоящий момент мало используются для духовно-нравственного воспитания молодежи. По мнению ученых, данные процессы в образовательном и воспитательном контексте представляют собой «способ духовно-практического (когнитивно-смыслового, эмоционально-ценностного, регуляторно-волевого) освоения внешнего и внутреннего мира», которые сопровождаются не только в «ценностно-смысловых, личностно значимых, творчески-ответственных отношениях к действительности», но и стремление направлять свою активность на благо общества, осуществлять «созидательную деятельность в отношении себя и окружающего мира» [14; с. 23].

Медиасоциализация, по мнению М.С. Чвановой, отличается от «традиционных» форм вхождения в жизнь общества «опосредованностью информационно-коммуникационных технологий», которые, с одной стороны, являются средой социализации, а с другой - «ее фактором (причиной, силой влияния)» [16; с. 24]. Поэтому интернет-социализация является насущной проблемой еще и потому, что средства массовой коммуникации, медиасреда, электронные ресурсы сегодня занимают значительный сегмент рынка СМИ.

С наступлением цифровой эры в жизни человеческой цивилизации появились новые, необычные явления: социальные сети, мессенджеры, мобильный интернет. В связи с недостатком времени для общения, утратой социальных связей и привычек, перехода многих процессов с «онлайн-пространство», социальные сети забирают внимание и энергию людей, берут на себя информативные, образователь-

ные, но, прежде всего, - коммуникативные функции. Поскольку ввиду присутствия в жизни людей сети Интернет, общение практически не ограничено, то благодаря социальным сетям любая коммуникация будет создана за считанные минуты.

В итоге, обеспечивается свобода доступа к культурному и научному наследию, к информационным и образовательным продуктам. Это положительный фактор влияния на развитие системы СМИ, в том числе интернет-ресурсов для молодежи.

Основная часть

Рассмотрим основные этапы развития социальных медиа. В первую очередь, сказывается развитие Интернета. По данным Федерального агентства Ро-скомнадзор, российская часть интернета имеет официально подтвержденную аудиторию в 93 млн человек. Значительную часть этого количества составляет российская молодежь. Большинство пользователей черпает информацию Рунета на экранах смартфонов. Наиболее востребованными ресурсами остаются социальные сети, мессенджеры, интернет-магазины, поисковые сервисы, видеосервисы и банки [1].

В последнее время терминами «социальные медиа», «новые медиа», «масс-медиа» обозначают средства массовой информации и коммуникации (СМИК). При этом к ним относят не только интернет-издания, виртуальные каналы передачи информации, но и сотовую связь (мессенджеры), функционирующие с использованием глобальной сети. Благодаря простоте в использовании и широкой доступности виртуальной информации, ее постоянному присутствию в жизни человека, современное общество называют не «медиатизированным» (по выражению исследователя данной сферы Н.Б. Кирилловой) [6; с. 28].

Необходимо учитывать, что в цифровую эпоху, наступившую с введением интернета, различных технологий, неуклонно возрастает социокультурная роль мультимедиа. Молодежь является

270

наиболее активной частью пользователей Интернета, черпая из него необходимую информацию и получая знания жизни общества - то есть формирует с помощью сетевых ресурсов определенную «картину мира». Таким же образом молодое поколение приобщается к деятельности различных социальных групп. При этом сказывается сильное, ежедневное воздействие «сверхнасыщенного информационного поля», в котором, наряду с общественно значимыми векторами развития, традиционными ориентирами, циркулируют и некорректные (уводящие в сторону от истинных ценностей) ориентации. Исследователи, например, Н.П. Рыжих подчеркивают, что зачастую «уровень произведений медиакультуры сознательно занижается», тогда как «многие продукты ориентированы специально на молодежь» [10; с. 74]. Кроме того, сами молодые люди активно занимаются созданием контента для ровесников или пользователей младшего возраста, решая стоящие перед ними профессиональные или иные задачи. Поэтому количество информации в социальных медиа возрастает лавинообразно.

По данным Ежегодного доклада Федерального агентства по массовым коммуникациям 2021 г., доля российских пользователей «mobile only» (выходящих в интернет исключительно посредством мобильных телефонов) в отчетном году существенно превзошла долю пользователей «десктопного интернета» (потребляющих информацию с экранов компьютеров). «Вся аудитория Рунета, согласно докладу, составляет 118 млн чел., то есть интернетом пользуется 81% населения страны, причем 70 млн или 48% населения, составляют пользователи социальных сетей» [9].

С этим нельзя не считаться, поэтому в настоящий момент на уровне государства ставятся задачи сделать пространство интернета безопасным с точки зрения влияния на массовое сознание молодежи, выстраивая отношения молодых потребителей информации со специфическими ресурсами систе-

мы Интернет. Решение проблемы видится в том, чтобы редакторы и администраторы средств массовой коммуникации работали профессионально, в полной мере оценивая степень влияния на пользователей, а сами они понимали, что в сетевом пространстве содержится разнообразная информация, которую необходимо проверять, прежде чем использовать для общения со сверстниками те или инфе интернет-факты и мнения.

Особенно актуальным становится исследование юношеского контента Рунета, с точки зрения степени воздействия на целевую аудиторию, информационной направленности, соотношения серьезного и развлекательного содержания, коммерческой и некоммерческой составляющей. Например, по данным агентства Mediascop, на научный контент в социальных сетях (сообщества ВКонтакте) подписано более 38% пользователей от 18 до 26 лет, а творческий контент - участие в различных творческих объединениях - привлекает более 43% молодежи [2].

В целом, сообщества «по интересам» предполагают объединение молодых людей, согласно областям жизни, в которых юноши и девушки активнее всего проявляют себя или хотели бы развиваться. Исследователи проблем социальной активности молодежи в сети интернет, а именно в ВКонтакте, отмечают, что социальные сети позволяет создавать новые связи с различными участниками сообщества, реализовать профессиональные задачи, объединяться на различные периоды времени, взаимодействовать в интересах различных ценностных ориентиров, в том числе приобретать необходимые навыки, путем специальных форм (онлайн-семинары, мастер-классы, обучающие видеолекции и т.д.). Следовательно, «общение в сети представляет собой мощный элемент социализации» [5; с. 210].

Разнообразие рассмотренных учеными тематик групп (естественнонаучные, исследовательские, игровые, добровольческие, творчески ориен-

271

тированные, досуговые, туристско-краеведческие и т.д.) позволяет участникам объединяться на определенный период времени (учитывая свободный характер участия в группе, возможность в любой момент вступить или выйти из нее). Организаторам подобные объединения позволяют создавать коммуникационную площадку, среду общения, находить в сети собеседников и «соратников», имеющих схожие взгляды и интересы.

Сегодня нельзя отрицать эффективность социальных сетей, простоту и быстроту создания, а затем передачи «месседжа» (сообщения). Тем более что социальные сети постоянно совершенствуют свой инструментарий, вводят новые функции, что объясняется их заинтересованностью в объеме рекламы. Их владельцы и IT-администраторы облегчают обмен аудиовизуальной информацией: фотографиями, видеозаписями, позволяя использовать возможности мультимедиа, создавая современные медиасообщения. Так, видеоролики монтируются, редактируются, с помощью специальных команд и редакторов. Рекламные возможности (так называемый таргеттинг) предоставляют технические возможности охвата и привлечения самой широкой целевой аудитории, продвижения различных товаров и услуг, активизации покупательского спроса.

Насколько динамичны данные процессы - можно судить по ежедневно меняющейся моде на социальные сети. Если еще совсем недавно социальная сеть Telegram считалась современной и технически совершенной, то сегодня в фокусе внимания международного сообщества - новые социальные платформы, например, «Tik-Tok», которая позволяет легко и быстро создавать разнообразный видеоконтент. В поисках своего зрителя в период пандемии к возможностям этой социальной сети обращались политики, общественные деятели, композиторы, актеры. Не действовали театры и кинотеатры, закрывались концертные площадки. Но зато в социальных сетях развивалась бур-

ная деятельность, способствуя преодолению негативных факторов самоизоляции.

Социализация позволяет молодым людям «соприкасаться с различными факторами и агентами общественной среды» [15; с. 25], что реально осуществлять посредством интернета. Ряд исследователей отмечают, что социализация происходит на протяжении всей жизни человека, однако в юности она наиболее эффективна (Л.С. Выготский, А.Н. Джуринский, А.В. Мудрик и др.). При этом, как отметил известный педагог А.В. Мудрик в своем интервью, киберсоциализация является важным и действенным инструментом воспитания; при этом используются традиционных социально-педагогических механизмов, но ее основное отличие в том, что она «пронизывает все сферы жизни» человека [4].

Во-вторых, данное понятие тесно связывают с воспитанием личности, то есть усвоение человеком определенных ценностей, мировоззренческих позиций (Г.М. Андреева, И.А. Бутен-ко, Ю.Г. Волков и др.). В-третьих, признание отдельной личности участников социальной деятельности закрепляет за ним право взаимодействовать с другими людьми, коллективом, учитывая нормы поведения в обществе (Н.Д. Ни-кандров, Н.Л. Селиванова, Е.А. Ямбург и др.). Таким образом, социализация посредством интернет-коммуникаций является полноценным «участником» образовательно-воспитательного процесса формирующейся личности молодого человека.

Виртуальная реальность, как и социальная, оказывает влияние на молодежь, так как известно, что «человека формирует среда». Восприятие продвигаемых в интернете ценностей юношами и девушками происходит, согласно заключениям психологов, частично и в медиасфере, которая «сегодня является основной площадкой для социализации молодежи», по мнению Е.А. Шаповал [17; с. 175].

Более того, по мнению отдельных исследователей, «участие молоде-

272

жи в жизни общества частично заменяется ее активностью в виртуальном мире» [7; 127]. А.Н. Гуреева, обосновывает мысль о том, что современная молодежь, с точки зрения социальной психологии, является противоречивым сообществом, проявляет себя как «наиболее уязвимая часть социума» [4]. Усвоение нормативов и ценностей происходит у молодежи под влиянием жизненных потребностей, интересов. Например, Г.Л. Шаматонова рассматривает социально-политическую активность молодежи в современной России, выясняя причины протестных настроений в молодежной среде со ссылкой на результаты социологических исследований. Проведенное автором исследование говорит о том, что активность российской молодежи достаточно высока: «наблюдается положительная тенденция вовлеченности молодежи в политику» [16; с. 86]. Автор проводит мысль о создании механизмов привлечения юношей и девушек к деятельности гражданского сообщества, в решение общественно-значимых проблем.

Воздействие средств массовой коммуникации на аудиторию: читательскую, зрительскую или интернет-пользователей - не может не сказываться на стремлении сделать общение между ресурсом, изданием, радио, телевидением и их целевой аудиторией менее формальным, более живым и эмоционально окрашенным. С точки зрения направленности действий участников коммуникации интерактивность может иметь четыре основные функции: от одного к одному, от одного ко многим, от многих к одному, от многих к многим.

Таким образом, «новые», социальные медиа предлагают также и принципиально иные, интересные для молодежи формы интерактивности. Это визуальные элементы, аудио- и видео- контент, графика и веб-дизайн, гиперссылки и интертекстуальность текста, что подробно описано в научной литературе о «новых медиа». Культура восприятия данных элементов является предметом медиаобразования. Интернет же

является «пространством свободной коммуникации» [6; с. 305].

В начале XXI в. происходит формирование нового молодого поколения россиян, которые в полной мере ощущают воздействие личностные взгляды, мировоззрение со стороны социальных медиа, отмечает исследователь Л.Е. Радченко. - Виртуальная реальность у подростков и молодежи все более вытесняет реальные события, чувства, деятельность, общение [8; с. 101]. При этом особое внимание уделяется навыкам компьютерных игр, предлагаемым и принимаемым видам киберак-тивности, визуальным образам, охотно усваиваемым молодым поколением.

Поэтому в процессе социализации молодежи, привития общественно полезных навыков следует учитывать факторы эффективности коммуникации, производимой в медиасреде, знать и использовать «ключевые характеристики коммуникативной активности российской молодежи в социальных медиа, знать принципы реализации различных стратегий общественного взаимодействия и возможности осуществления ценностного диалога в пространстве социальных медиа» [8; с. 103].

Факторы эффективности коммуникации делятся на три большие группы:

1. Социопсихологические;

2. Информационные;

3. Коммуникативные.

Первая группа факторов опирается на способность аудитории к восприятию предлагаемой информации (теории, концепции, идеи и т.д.); вторая группа определяется общественными потребностями в предлагаемой информации (степенью зрелости аудитории к ее восприятию); третья - позволяет просчитать эффективность самой коммуникации, состоящей из «ядра» и «оболочки». Смысловое ядро сообщения в коммуникационной среде необходимо донести до адресатов с помощью привлекательной «оболочки», которая должна заинтересовать потребителей информации для ее активного усвоения. Молодежные движения, сообщества, груп-

273

пы по интересам в настоящий момент придают большое значение тому, как будет воспринято сообщение, насколько современно оно выглядит и в какой степени соответствует представлениям пользователей - то есть его визуальной привлекательности для аудитории, которой оно адресовано.

От проявления всех названных факторов в коммуникации и зависит ее эффективность. Также, как отмечают ученые активно происходит замена старых коммуникативных моделей, ориентированных на идеологические установки. Одновременно с этим на первый план выходят экономические условия существования молодежных интернет-ресурсов. Говоря об особенностях содержательной модели молодежных ресурсов Рунета, отмечают следующие условия ее формирования:

1) функциональная предназначенность (выделяются универсально-тематические и монотематические сайты и электронные издания);

2) особенности целевой аудитории.

В силу психофизиологических изменений, психологи оценивают подверженность молодых людей интернет-манипуляциям как высокую. Также исследователи приходят к выводу о том, что «существует несколько типов молодых людей, согласно их поведению, в интернете:

- «агитаторы», отличающиеся лидерскими наклонностями;

- «активисты», выражающие готовность к участию в любых инициативах;

- «осторожные», осознающие риски интернет-коммуникации;

- «рационализаторы», медийно грамотные и нацеленные на реализацию своих интересов;

- «пассив», то есть молодые люди, не участвующие в интернет-инициативах [19; с. 149-150]. Большинство молодых людей относятся к двум последним категориям, остальные не так многочисленны, что позволяет судить о том, что ведущей остается информационно-коммуникативная функция социальных

медиа. С другой стороны, перечисленные психологические особенности позволяют выбирать различные тактики и способы действия с целью социализации различных групп молодежи.

Следует отметить, что в пространстве социальных медиа возможности государственных организаций, официальных и неформальных объединений практически уравнены. Поэтому важным аспектом социализации является умение выстроить различные виды коммуникаций. Естественно, что в молодежной среде больший интерес представляет именно горизонтальная коммуникация, когда субъекты общаются между собой спонтанно, на равных, без заранее заданных целей. Исследователи, политологи и социологи говорят о серьезном расширении набора источников информации, инициатив в проявлении коммуникации. В интересах общества и социальных институтов можно выстраивать и смешанную коммуникацию - когда, «в результате запроса от пользователя рождается диалог между ним и официальной структурой, происходящий с вовлечением других пользователей в дискуссию, как это случается - например - в аккаунтах публичных личностей в различных социальных сетях» [3].

Сегодня мы наблюдаем всплеск активности молодежи в области публичной социальной деятельности - например, со стороны добровольческих объединений, творческих групп по интересам и т.д. Зачастую молодежь сама проявляет инициативу «в межпоколен-ческом диалоге»: проявляет самостоятельность в решении организационных вопросов, участия в голосовании, поддержании полезных инициатив, продвижении своих личностных интересов, развитии творчества, использовании возможностей самовыражения и т.д. Поэтому «вызовы времени» предполагают включение в работу с молодежью инструментов социальных медиа.

Выводы и заключения

Психология массовой коммуникации в настоящий момент переживает новый период. Социализация молодежи про-

274

исходит различными путями, в кардинально меняющихся обстоятельствах. С точки зрения Д.С. Голосманова, «со- 2. циальные сети создают новые информационные ресурсы, которые предоставляют человеку «возможность участвовать в процессе создания, хранения и распространения социально значимой информации» [12; с. 38]. Со- 3. циальные сети позволяют проявлять активность всем своим пользователям. Массовая коммуникация, под влиянием интернет-технологий, приобретает новые черты, в том числе способствует новым моделям общения и гражданского участия в жизни общества.

Данные процессы сходны с процес- 4. сами обучения и воспитания, расширяя возможности социализации представителей молодого поколения, так как способствует формированию самосознания личности, ее способности жить и созидать. Социальные медиа являются значительным явлением в жизни демократического сообщества. В современных условиях каждый человек 5. волен выбирать необходимый для него источник информации, использовать различные способы включения в жизнь социума. Медиа стало разносторонней областью деятельности, затрагивающей различные стороны жизни общества. Так же и интернет-ресурсы - они помогают подобрать тематику, сформулировать круг вопросов, способных за- 6. интересовать молодых пользователей Рунета; оказывать целенаправленное, культуроформирующее воздействие на любую аудиторию, использовать 7. формы, привлекательные для молодых людей. С целью социализации молодежи, следует организовать в социальных медиа свободную, горизонтально выстроенную интернет-коммуникацию, используя богатые возможности соци- 8. альные медиа в общественно значимых целях.

Литература

1. Аудитория Рунета выросла в 2019 году до 93 млн человек. - 9. [Электронный ресурс]. - URL: https:// iz.ru/869051/2019-04-17/auditoriia-

275

runeta-vyrosla-v-2019-godu-do-93-mln-chelov

Аналитика AdIndex.ru со ссылкой на исследование Института современных медиа. // ИА Медиа-скоп. - https://mediascope.net/up-load/iblock/de3/Social_media_Media-scope_18042022.pdf Гуреева А.Н. Концептуально-теоретические основы изучения общественно-политических ценностей современной российской молодежи в дискурсе социальных медиа // Медиаскоп. 2021. Вып. 3. -URL: http://www.mediascope.ru/2721 (дата обращения: 03.06.2022). Интервью с членом-

корреспондентом РАО, д.п.н., профессором Анатолием Викторовичем Мудриком // Информационно-просветительский портал «Homo Cyberus» / Текст - Ширмахазанян А. [Электронный ресурс] - URL: http:// homocyberus.ru/mudrik_intervyu (дата обращения: 04.06.2022). Исследование интересов молодежи через тематический репертуар общения в студенческой среде: кейс социальной сети «Вконтакте» / С.С. Бразевич, Ж.С. Сафронова, Д.С. Бразевич, Д.В. Матюха // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1(149). - С. 193-211. Кириллова Н.Б. Медиакультура. Теория, история, практика: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2008. - 496 с. - с. 28. Митичева, Т.И. Проблема активности молодежи в социальных сообществах интернет-сети / Т.И. Митичева, В.С. Маслова // Альманах современной науки и образования. -2015. - № 5(95). - С. 126-128. Радченко Л.Е. Влияние информации на нравственное, психическое здоровье и воспитание подрастающего поколения // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 1 (14). - С. 101.

Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. //

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2021.

10. Рыжих, Н.П. Медиаобразование в свете диалога культур / Н.П. Рыжих // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2006. - № 2. - С. 136— 139. - EDN OPHCSN.

11. Соколов, А.В. Интернет-технологии в массовых движениях / А.В. Соколов, А.А. Курбанова // Власть. -2018. - Т. 26. - № 9. - С. 35-41.

12. Федоров А.В. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиа-журналистика. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». - 2005.

13. Хасьянов, В.Б. Духовно-нравственное воспитание молодежи с использованием средств ме-диаобразования / В.Б. Хасьянов // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. -2011. - № 4. - С. 21-28.

14. Черемухина, А.В. Особенности социализации современной российской молодежи // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе: Сборник статей X Уральского демографического форума. В 2-х тт. - Екатеринбург: ИЭ УроРАН, 2019. - С. 418-422.

15. Чванова, М.С. Влияние Интернета на социализацию молодежи / М.С. Чванова, М.С. Анурьева, И.А. Киселева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 22. -№ 5(169). - С. 23-36.

16. Шаматонова Г.Л. Социально-политическая активность молодёжи в современной России: состояние и тенденции развития // Социальные и гуманитарные знания. 2018. Том 4, № 2. С. 82-87.

17. Шаповал, Е.А. Влияние Интернет-сетей на виртуальную социализацию молодежи и формирование ценностных ориентиров современной молодежи в РФ / Е.А. Шаповал // Социодинамика. - 2019. -№ 12. - С. 170-177.

18. Шаповалова И.С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи. // Социс. - 2015. - № 4. -с. 148-151.

THE ROLE OF SOCIAL MEDIA IN YOUTH SOCIALIZATION

Tsukanova M.V.

Moscow State University

The article discusses the features of the modern media environment, from the point of view of influencing the processes of socialization of young people: ways of social media communication, educational and educational opportunities of the Runet. Various aspects of Internet communication are studied: types of associations of young users "by interests", types of network communication, behavior patterns on the network, etc. The conclusion is substantiated that the organizational capabilities of social media must be used, in view of the urgent needs and social activity. The formulated problem -the lack of attention to social media in terms of the formation of value orientations of young people - is analyzed from the point of view of the opportunities inherent in the media sphere. As a result of considering the problem posed, it was concluded that in the process of socialization of young people, instilling socially useful skills in the representatives of the younger generation, one should take into account the effectiveness of communication in the media environment, know and use "the key characteristics of the communicative activity of Russian youth in social media. It is necessary to take into account the principles of implementing social interaction strategies, the factors of media communication efficiency, in order to implement a valuable dialogue in the social media space.

Keywords: Internet communication, media; youth; socialization; social media; mass media and communications (SMIK); Runet; value orientations.

References

1. The audience of Runet grew in 2019 to 93 million people. - [Electronic resource]. -URL: https://iz.ru/869051/2019-04-17/ auditoriia-runeta-vyrosla-v-2019-godu-do-93-mln-chelov

2. AdIndex.ru analytics with reference to a study by the Institute of Modern Media. // IA Mediascope. - https://mediascope.net/

276

upload/iblock/de3/Social_media_Medias-cope_18042022.pdf

3. Gureeva A.N. Conceptual and theoretical foundations for studying the socio-political values of modern Russian youth in the discourse of social media // Mediascope. 2021. Issue. 3. - URL: http://www.mediascope. ru/2721 (date of access: 06/03/2022).

4. Interview with Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pediatric Sciences, Professor Ana-toly Viktorovich Mudrik // Information and educational portal "Homo Cyberus" / Text -Shirmakhazanyan A. [Electronic resource] -URL: http://homocyberus.ru /mudrik_in-tervyu (date of access: 06/04/2022).

5. Study of the interests of young people through the thematic repertoire of communication in the student environment: the case of the social network "Vkon-takte" / S.S. Brazevich, Zh.S. Safronova, D.S. Brazevich, D.V. Matyukha // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2019. No. 1(149). - S. 193-211.

6. Kirillova N.B. Media culture. Theory, history, practice: Textbook. - M.: Academic project, 2008. - 496 p. - With. 28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Miticheva, T.I. The problem of youth activity in social communities of the Internet / T.I. Miticheva, V.S. Maslova // Almanac of modern science and education. - 2015. -No. 5 (95). - S. 126-128.

8. Radchenko L.E. Influence of information on moral, mental health and education of the younger generation // Materials of Afanasiev readings. 2016. No. 1 (14). - S. 101.

9. Russian periodical press. Status, trends and development prospects. Industry report. // Federal Agency for Press and Mass Communications, 2021.

10. Ryzhykh, N.P. Media education in the light of the dialogue of cultures / N.P. Ryzhykh // Bulletin of the Taganrog State Pedagogical

Institute. - 2006. - No. 2. - P. 136-139. -EDN OPHCSN.

11. Sokolov, A.V. Internet technologies in mass movements / A.V. Sokolov, A.A. Kurbano-va // Power. - 2018. - T. 26. - No. 9. - S. 35-41.

12. Fedorov A.V. etc. Media education. Media pedagogy. Media journalism. - M.: Publishing House of the MOO WFP UNESCO "Information for All". - 2005.

13. Khasyanov, V.B. Spiritual and moral education of youth using media education / V.B. Khasyanov // Scientific and pedagogical journal of Eastern Siberia Magister Dixit. - 2011. - No. 4. - S. 21-28.

14. Cheremukhina, A.V. Features of the socialization of modern Russian youth // Socio-economic and demographic aspects of the implementation of national projects in the region: Collection of articles of the X Ural Demographic Forum. In 2 vols. - Yekaterinburg: IE UroRAN, 2019. - S. 418-422.

15. Chvanova, M. S., Anuryeva, M. S., Kisele-va, I.A. Influence of the Internet on the socialization of youth // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. - 2017. -T. 22. - No. 5 (169). - S. 23-36.

16. Shamatonova G.L. Socio-political activity of youth in modern Russia: state and development trends // Social and humanitarian knowledge. 2018. Volume 4, No. 2, pp. 82-87.

17. Shapoval, E.A. The influence of Internet networks on the virtual socialization of youth and the formation of value orientations of modern youth in the Russian Federation / E.A. Shapoval // Sociodynamics. - 2019. -No. 12. - P. 170-177.

18. Shapovalova I.S. The influence of Internet communications on the behavior and intellectual development of youth. // Socis. -2015. - No. 4. - p. 148-151.

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.