Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные медиа / политическая коммуникация / интернет-пространство / сетевые сообщества / онлайн-технологии / краудсорсинг / social media / political communication / Internet space / online communities / online technologies / crowdsourcing

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никитина Татьяна Александровна, Буртный Константин Петрович

В статье исследуется проблематика взаимосвязи политических процессов и социальных медиа, рассматриваются технологии политической коммуникации в интернет-пространстве, а также, различные формы политического участия граждан, посредством интернет-технологий. Обозначены основные подходы к оценке роли социальных медиа в политике, выделены основные тенденции развития данной сферы в политическом пространстве. Раскрыта сущность и перспективы краудсорсинга, как форма реализации электронной демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Никитина Татьяна Александровна, Буртный Константин Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL MEDIA IN POLITICAL COMMUNICATION

The article examines the problems of the relationship between political processes and social media, examines the technologies of political communication in the Internet space, as well as various forms of political participation of citizens through Internet technologies. The main approaches to assessing the role of social media in politics are outlined, and the main trends in the development of this sphere in the political space are highlighted. The essence and prospects of crowdsourcing as a form of implementation of electronic democracy are revealed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Татьяна НИКИТИНА, Константин БУРТНЫЙ

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация

В статье исследуется проблематика взаимосвязи политических процессов и социальных медиа, рассматриваются технологии политической коммуникации в интернет-пространстве, а также, различные формы политического участия граждан, посредством интернет-технологий. Обозначены основные подходы к оценке роли социальных медиа в политике, выделены основные тенденции развития данной сферы в политическом пространстве. Раскрыта сущность и перспективы краудсорсинга, как форма реализации электронной демократии.

Введение

Современное социально-политическое развитие общества обусловлено открытым взаимодействием представителями политической власти и социумом. Такой тип взаи-

модействия обеспечивается посредством современных средств массовой коммуникации. Проблематика взаимосвязи политических процессов и новых медиа в политических

НИКИТИНА Татьяна Александровна - кандидат политических наук, доцент кафедры информационной аналитики и политических технологий МГТУ им Н.Э. Баумана, Россия, Москва, email: nlkitina4145@mall.ru, SPIN-код: 5153-1726.

БУРТНЫЙ Константин Петрович - кандидат политических наук, доцент, профессор кафедры политологии Военного университета им. князя Александра Невского МО РФ, Россия, Москва, email: burtnyy58@mail.ru, SPIN-код: 7681-3032.

Ключевые слова: социальные медиа, политическая коммуникация, интернет-пространство, сетевые сообщества, онлайн-технологии, краудсорсинг.

DOI: 10.48137/23116412_2024_3_49

исследованиях не нова. В то же время, наблюдаются глубокие трансформации в политической жизни под влиянием информационно-коммуникационных технологий, в частности социальных медиа.

Актуальность данной темы определяется усилением влияния социальных медиа на политическое, идеологическое и информационное пространство и необходимостью исследования потенциала социальных медиасетей в политической коммуникации.

Сегодня наблюдается процесс трансформации политической коммуникации посредством социальных медиасетей, что обусловило изменение содержания, формы и границ взаимодействия в реальном и виртуальном пространстве. Социальные средства коммуникации выступают инструментом формирования ценностных установок и мировоззренческих позиций общества.

Развитие информационного общества и средств массовой коммуникации привело к трансформации взаимоотношений между политическими акторами и гражданами.

Социальные средства коммуникации стали сильнейшим фактором влияния на политическую жизнь. Традиционные СМИ все более активно замещаются новыми медиа, изменяя способ предоставления информации и ее восприятие. Социальные медиа становятся новыми агентами влияния на политические установки и политическое поведение. Новые медиа стали неотъемлемой частью нового цифрового века. Являясь институтом, консолидирующим потенциал гражданского общества к самоорганизации, они продемонстрировали нарастающую тенденцию возможности перехода виртуальной гражданской активности в реальную. В то же время, являясь общедоступными, социальные медиа часто используются для оказания всевозможных манипулятивных воздействий на общественное сознание, создания ложных наррати-вов через такие инструменты, как, например, фейки. Именно социальные медиа стали одним из главных орудий информационных войн, с помощью которых можно разобщать целые народы.

Основные подходы к определению социальных медиа

Социальные медиа - это социальные средства коммуникации, реализуемые с помощью глобальной сети Интернет [1]. Данное понятие появляется в начале 70-х годов в условиях активного расширения коммуникационной площадки для взаимо-

действия субъектов в общественном пространстве. Массовое распространение социальные медиа получили с появлением интернет-технологий Web 2.0 в 2005 году, условно с этого года начинается новая эпоха «веба». Присутствие разнообразных авто-

номных и встроенных социальных медиасервисов в коммуникативном пространстве обусловило наличие различных подходов в толковании социальных медиа. На сегодняшний день в России и за ее пределами накоплен значительный объем исследований, связанных с социальными медиа. Разнообразие подходов к пониманию сущности социальных медиа, определяется широким спектром охвата различных сфер профессиональной деятельности (журналистами, маркетологами и др.). Рассмотрим наиболее значимые из них.

Одним из первых, кто употребил понятие социальные медиа, является американский исследователь Энтони Мэйфилд. В своей книге «Что такое социальные медиа?», он определяет социальные медиа как новые онлайн-медиа, которые обладают набором характеристик: участие, открытость, общение, диалог. Особенность заключается в создании платформ, дающих каждому возможность создавать и распространять контент [2].

Один из востребованных западных SMM-специалистов, маркетолог и автор множества работ в тематике медиа и маркетинга Пол Гиллин, рассуждая о явлении социальных медиа в одной из своих книг, делает акцент именно на их открытости для свободного создания материалов и публичного общения [3, с. 9].

Действительно, потенциал для открытой коммуникации между

пользователями, делает новые медиа столь привлекательными для современного человека. Об этом, например, еще в конце прошлого века говорил один из ведущих на тот момент британских менеджеров по связям с общественностью, участник создания Международной ассоциации по связям с общественность Сэм Блэк. Специалист отмечал, что одной из основных черт социальных медиа является возможность выражения собственного мнения или взглядов, обеспеченная каждому пользователю1. По мнению Блэка, эта черта социальных медиа позволяет укрепить отношения внутри онлайн-сообщества.

Для отечественного научного сообщества новые медиа так же представляют исследовательский интерес. Так, академик РАО Елена Вартанова отмечает, что сама концепция социальных медиа строится на активистском типе политической культуры, что предполагает равноправие всех участников онлайн-сообщества в рамках пользования той или иной платформой в контексте создания контента или выражения своего мнения. При этом отмечается, что ответственность за активность в социальных медиа ложится именно на пользователя [4].

Профессор и известный российский журналист Александр Чуми-ков в одной из своих работ, более предметно разбирая виды социальных медиа, к которым относятся, например, сообщества в социальных сетях, фото- и видеохостинги,

1 Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов-на-Дону: Феникс. 2011. 113 с.

форумы или сайты, отмечает, что любой онлайн-проект, реализованный на той или иной онлайн-плат-форме можно отнести к рассматриваемой нами категории [5, с. 23].

Анализируя отечественный и западный научный дискурс, можно констатировать, что социальные медиа - это вполне конкретное явление, которое можно определить как совокупность платформ, функционирующих на базе компьютерных технологий, предполагающих наличие возможности открытой

коммуникации между пользователями и свободное создание собственного контента. Важно заметить, что коммуникация между пользователями в рамках социальных медиа может осуществляться в любой форме. От обмена текстовыми сообщениями, мнениями, новостями до пересылки фото, видео или музыки. Как отмечалось, к социальным медиа можно отнести любую интернет-площадку, которая предполагает онлайн-коммуни-кацию.

Интернет-технологии в политической сфере

Технический прогресс нового века предопределил и трансформацию политической коммуникации -процесса, который всегда играл важнейшую роль в жизни общества и государства. Сегодня политическая коммуникация - это, прежде всего, интернет-коммуникация. Анализируя самые значительные политические инфоповоды последнего времени, ученые приходят к выводу, что политические процессы с участием гражданского общества все больше уходят в виртуальное пространство. Именно эта тенденция позволяет определять интернет как главный инструмент для формирования политической повестки и общественного мнения. При этом констатация роста роли социальных медиа обуславливается расширением их присутствия в повседневной жизни современного человека.

Появление всемирной сети оказало заметное влияние на развитие

и функционирование различных сфер общества, в том числе и политическую. Современное политическое пространство не мыслимо без глобальной сети. При том, что Интернет создает возможность реализовать взаимодействие власти с обществом в виртуальной реальности, все же традиционные СМИ он не вытеснил.

В работе «Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований» отечественный исследователь М.С. Вершинин отмечает, что Интернет и новые медиа обладают рядом преимуществ по ряду аспектов, в сравнении с традиционными СМИ. Ученый отмечает, что новые медиа превосходят традиционные даже по техническим моментам. Так, отличаясь, например, такими характеристиками, как передача информации, направленность информационного

потока, ориентация по отношению к аудитории, новые медиа, безусловно, смотрятся более выгодно, что и переопределяет рост их популярности. Социальные медиа персонально ориентированы к аудитории, более интерактивны для пользователя, а информация в них всегда подается в динамике [6, с. 100].

Говоря более подробно об отличительных чертах социальных медиа, которые делают их наиболее успешным и востребованным коммуникативным каналом в современном обществе, стоит отметить: перманентную актуализацию событийной информации, неограниченность информационного трафика, широкие возможности вовлечения аудитории, интерактивность, функциональная анонимность, общемировая доступность. Перечисленные преимущества обусловили востребованность социальных медиа и с точки зрения политической коммуникации. Сегодня все больше политических акторов вовлекаются в интернет-коммуникацию. Социальные медиа становятся, например, важным инструментом в деятельности политических партий, которые активно мобилизуют своих сторонников через призывы в социальных сетях в период выборной кампании или используют новые медиа, как средство коммуникации с избирателем в межвыборный период. Социальные медиа, с учетом крайне низких финансовых издержек для пользователя при распространении информации, делают возможным участие в поли-

тике и вполне рядовых членов политических сообществ, превращая их в лидеров мнений.

В отечественном научном дискурсе распространен подход, согласно которому политическая коммуникация в виртуальном пространстве происходит в два этапа. Первый этап принято называть информационным: здесь через новые медиа до человека доносится та или иная политическая информация, демонстрируется доступность и открытость политического актора для коммуникации. Второй этап принято называть этапом медиатизации: здесь та или иная онлайн-платформа служит коммуникативной площадкой, где тот или иной политический актор или государственная структура может взаимодействовать с пользователем. Именно на втором этапе, как отмечается, чаще всего конструируется новый политический нарратив, а пользователи могут подвергаться манипу-лятивным воздействиям [7, с. 54].

Отечественное исследовательское сообщество еще в начале XXI века пришло к выводу о том, что новые медиа будут играть определяющую роль в политике будущего. Так, Е. В. Артюхина в одной из своих работ отмечает, что предвыборная борьба напрямую сопряжена со средствами массовой коммуникации. Тот кандидат, который не использует печатные или электронные СМИ в своей избирательной кампании чаще всего проигрывает. При этом исследователем отмечалось, что роль электронных СМИ с каждым годом возрастает [8, с. 123].

Доводы Е. В. Артюхиной подтвердила электоральная практика, а также практика маркетинг-кампаний, которая показала, что использование средств массовой коммуникации политическим актором или брендом увеличивает показатели доверия, узнаваемости и лояльности. Такой результат стал возможным благодаря скорости и легкости публикации информации и возможности формирования групп сторонников политических партий. Можно выделить несколько форм политической коммуникации в интернет-про-

странстве: формирование и тиражирование персонального контента (веб-сайты, блоги и форумы), рассылка политическим единомышленникам; непосредственное участие в онлайн-конференциях, форумах депутатов, представителей государственной власти; интернет-голосования в соцопросах; осуществление дистанционного электронного голосования. Таким образом, интернет-технологии обеспечивают общественно-политическую дискуссию власти и граждан в режим реального времени.

Сетевые сообщества в пространстве политической

коммуникации

Трансформация механизмов коммуникаций в социально-политическом пространстве привела к усилению роли отдельных групп и индивидов в информационных потоках. Политическая коммуникация, благодаря социальным медиа, стала субъектной и носит целенаправленный характер. Следовательно, в трансформационных процессах участвуют потребители и создатели информационного поля.

Субъектность политической коммуникации в социальных медиа рассмотрел французский психолог Серж Московичи. Ученый отмечал, что средства массовой коммуникации, оказывая влияние непосредственно на сознание и восприятие индивида, превращают его в так называемого «человека толпы». Эту точку зрения Московичи отразил в своих работах в рамках исследова-

ния психологии масс [9, с. 305]. По мнению С. Московичи, современный человек более восприимчив к эмоциональной коммуникации. В этих условиях критическое мышление и качество преподносимой информации теряют свою значимость. Таким образом, формируется «публика», которая, будучи подвержена эмоциональному воздействию преподносимой информации, легко поддается манипуляциям и начинает мыслить в рамках искусственно сформированных нарративах. Традиционное массовое сознание, где человек участвует в общественной жизни оффлайн, например выходя на уличные акции, отходит на второй план. Московичи говорит, что «человек публики» предпочитает сидеть дома и впитывать информацию, которую ему доносят с экранов телевизора

или, делая поправку на современность, из экранов смартфонов. Таким образом, концепция толпы переносится в онлайн среду, на дом, а интеллектуальный уровень участников толпы, по мнению ученого, снижается2. Исходя из данных утверждений, можно сказать, что в информационном обществе социальные медиа в разы усилили свое влияние современного человека и многие ученые видят в этом проблему.

Современные социальные медиа заменили модель традиционных СМИ «один-ко-многим», новой моделью «многие-ко-многим» (веб-общение). Отечественные исследователи, анализируя существующие виды практик, выделяют следующие виды социальных медиа:

- блоги, микроблоги (24 гадже-та.ру, рунет и др.);

- «вики» в различных вариациях (Wikipedia);

- сетевые и онлайн игры (World of Warcraft и др.);

- веб-ресурсы, каналы и чаты в мессенджерах (Viber, WhatsApp, Telegram);

- электронная почта (Mail.ru, Yandex и т. д.);

- социальные сети («ВКонтак-те», «Одноклассники»);

- видеохостинги (Rutube, TikTok).

Несмотря на существование различных представлений относительно сущности социальных медиа, можно выделить общие характерные черты.

Во-первых, это интерактивность. Интерактивные медиа функционируют при участии пользователя. Существуют различные формы таких медиа, например, в образовании, бизнесе. В политической коммуникации данная характеристика социальных медиа также играет важную роль, поскольку предполагает вовлеченность пользователя, минимизацию временных затрат на потребление информации и возможность коммуникации с онлайн-сообществом.

Отметим, что инструментарием интерактивности социальных медиа являются такие механизмы как: личный кабинет, интерактивный опрос, блог, рассылка, под-каст, форум и так далее. Важнейшим количественным показателем информационной среды является доступность информации. Рост числа сетевых сообществ стимулирует объем контента пользователя. С помощью интерактивности социальные медиа позволяют стереть барьер между контентмейкером и потребителем информации, повышая значимость и возможности рядового пользователя, позволяя ему самому создавать контент.

С точки зрения концептуализации в отечественной науке устоялась точка зрения, согласно которой модели социальных медиа и традиционных СМИ отличаются именно вовлеченностью потребителей информации в процесс создания контента. Так, в случае с традиционными СМИ, мы видим модель

2 Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М. 1996. С. 241.

«воронки», где порог вхождения в категорию создателей контента достаточно высок. Здесь контент создается профессиональными журналистами, редакторами и другими специалистами, а обратная связь с аудиторией, если и осуществляется, то в ограниченном объеме. Новые медиа, в свою очередь, представляют собой модель «трубы», где любой пользователь может создавать контент, а коммуникация внутри он-лайн-сообщества осуществляется постоянно. Таким образом, новые медиа уравнивают авторов и обычных пользователей, позволяя им свободно взаимодействовать и генерировать общее информационное поле [10, с. 28].

Второй характерной чертой социальных медиа является вовлечение (engagement), когда пользователь имеет возможность выражать мнение и настроение в отношении публикаций сайта в виде комментария, копирования материала и дальнейшее его распространение.

Важной характерной чертой также выступает возможность распространения чужого информационного продукта. Здесь важным моментом является нивелирование пространственных и временных ограничений, что позволяет пользователям делиться информацией вне зависимости от места положения и без временных издержек. Такая характеристика социальных медиа делает возможным появление онлайн-сообществ, участники которых могут взаимодействовать друг с другом, не считаясь со своим географическим положением.

В результате процесса коммуникации сообщества пользователей формируются в саморегулирующиеся сети, которые существуют в соответствии с принятым в реальном обществе принципами. Репликация в социальных медиа - это возможность копирования и распространения чужой информации. Благодаря этому свойству формируются целые сообщества, которые чужой контент используют в своих целях. Следует отметить и другие характеристики, такие как глобальность, всеохватность, универсальность и др.

Сегодня наблюдается усиление влияния социальных медиа на политические процессы и явления. У граждан появилась возможность участия в политических событиях. Социальные медиа выступают платформой для обсуждения, выражения своего мнения, участие в он-лайн-мероприятиях и т.д.

Однако, стоит отметить и негативные аспекты роли социальных медиа в коммуникативном пространстве. Проявляются они в распространении недостоверной информации, фейков и дезинформации, искажающих восприятие объективной реальности и ведущих к формированию ошибочных представлений. Также наблюдается попытка оказывать влияние на формирование общественного мнения с помощью искусственных аккаун-тов и ботов, таким образом формируется иллюзия обширной поддержки акций протестов.

Основные тренды в пространстве политической коммуникации.

Для полноты анализа социальных медиа необходимо раскрыть тренды, с помощью которых развивается политический контент. Ключевыми трендами являются следующие:

- рост динамичности - проявляется в способности выходить за пределы своего контента, применяя ремикс и версии;

- синдикация контента - способность переопубликовать свой материал на различных площадках, в социальных сетях для увеличения численности аудитории;

- наличие большого числа доступных медиаканалов, в которых пользователь свободно перемещается независимо от устройств-носителей;

- мультимедийность - позволяет интегрировать различные виды информации в единый тематический блок;

- наличие узкотематических сообществ и рост числа людей, ставших знаменитыми лишь благодаря своему контенту [11, с. 43].

В результате развития описанных выше трендов, информационно-коммуникативные технологии становятся механизмом социального взаимодействия, управления информационным потоком и средством политической коммуникации. Использование интернет-пространства реализует возможность устанавливать регламент ролевого взаимодействия, наблюдать колебания характеристик гражданского активизма. В этом публичном пространстве формируются ценностные ориентиры и ментальные об-

разы реальности. В него встроены убеждения, мысли и эмоции людей, проявляющиеся через трансляцию эмоциональных установок, смыслов. Основная задача политических акторов, с помощью информационно-коммуникативных технологий реализовать процесс легитимации власти с ее предписаниями ограничениями, так как одним из условий политической стабильности выступает социальный консенсус. Обмен информацией в медиапространстве, по политическим вопросам, влияет на формирование коммуникативного пространства, социальной стабильности, гражданской и политической позиции. Необходимо учитывать, что формирование личной гражданской позиции основано на осознанной информации, неосознанных реакциях и личностных характеристиках (окружение, жизненный опыт и т.д.).

Отечественный исследователь Баранов Н.А. выделяет две группы критериев эффективности информационного воздействия на формирование гражданской позиции. Первыми выступают критерии духовные, которые отображают ментальны трансформации человека (ценности, установки, убеждения и т.д.). Вторыми являются практические критерии, раскрывающие изменения поведения человека, степень его активности влиять на социально-политические процессы [12, с. 70].

Также необходимо обратить внимание на проблему доверия информационным каналам. В со-

циальных медиа зачастую реализуется упрощенный вариант подачи информации. Например, активно в качестве инструментов коммуникации выступают эмоти-коны (смайлики, иконки, лайки и др.). Особенно они популярны в социальных сетях, используются с целью придания информационному материалу определенной эмоциональной окраски. Эмоти-коны выступают своеобразным графическим языком, постепенно заменяющим текст, в процессе коммуникации. В период избирательных кампаний, политические акторы активно используют такие символы.

Идет процесс «эффекта сетеви-зации» политических процессов, проявляющийся в увеличении числа политических сетей, их влиянии на принятие властных решений, появлении публичного поля для альтернативных гражданских инициатив. В результате возникает социальный феномен, который позволяет совершенно незнакомым людям объединяться для решения конкретных целей. Данный феномен получил название «смартмоб» (умная толпа).

Новым механизмом гражданского участия является краудсор-синг как форма реализации электронной демократии. В государ-

ственной и муниципальной сфере уже создана электронная система взаимодействия представителей власти, граждан, предпринимателей. Такая модель управления получила название «электронное управление» («электронное правительство») [13, с. 448]. По данным единого портала крауд-сервисов в России работает около 45 федеральных платформ и более 250 ре-гиональных3. Примерами могут служить Портал Экспертного совета при открытом правительстве РФ (сформирован в 2012 г.)4, Российская общественная инициати-ва5. Наиболее эффективной можно назвать Платформу Правительства Москвы «Город идей» (запущен в 2014 г.)6. Данная платформа охватывает обширный спектр сфер общественной жизни, вовлекая жителей в процессы принятия решений на муниципальном уровне. При этом необходимо отметить, что краудсорсинг, выполняя социальные функции, использует и манипулятивные технологии. Субъекты политической коммуникации через социальные медиа передают собственную оценку событиям и процессам социальной реальности. На сегодняшний день наблюдается усиление процесса виртуализации политической коммуникации.

3 Карта краудсорсинга в России // http://crowdsourcing.ru/crowdmap (дата обращения: 11.04.2024)

4 Экспертный совет при Правительстве РФ // https://web.archive.org/web/20200616095115/ https://open.gov.ru/ (дата обращения: 11.04.2024)

5 Инициативы в голосовании // https://www.roi.ru/ (дата обращения: 11.04.2024)

6 Город идей // https://crowd.mos.ru/ (дата обращения: 11.04.2024)

Вывод

В контексте исследования роли социальных медиа в российском информационно-коммуникативном пространстве, необходимо подчеркнуть их возрастающую значимость и перспективы развития. Сегодня любой участник информационного пространства может быть полноправным субъектом политической коммуникации и в определенной степени, влиять на политические процессы. Акторам политической власти необходимо выстраивать диалог с гражданами при реализации управленческих решений и прогнозировать их реакцию в информационном пространстве.

Благодаря социальным медиа политическая коммуникация становится интерактивной, функционирует по принципам сетей. Технологии подачи информации оказывают воздействие на установки и электоральные предпочтения, реализую политическую мобилизацию.

Включение социальных медиа в политическое пространство дает

возможность доступа к госучреждению любому гражданину. Созданная атрибутика поведения в информационном поле, такая как поддержка с помощью лайка или протест в один клик, существенно упрощает политические действия, реакции. Однако, есть и обратная сторона: размываются границы публичности представителя политической власти, любая их информационная активность в сетевых сообществах может рассматриваться как официальное слово. Существует и риск фальсификаций представленной информации, распространения фейковых новостей, поскольку любой мультимедийный тест можно удалить или подделать.

Таким образом, социальные медиа - это инструмент для реализации политической коммуникации в интернет-пространстве, значение которого как не стоит преувеличивать, так и не стоит демонизиро-вать их манипулятивный потенциал.

Список литературы:

1. Никитенко В.А. Сравнительный анализ понятий «Новые медиа» и «Социальные медиа» // Огарёв-Online. 2017. №12 (101) // https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-ponyatiy-novye-media-i-sotsialnye-media (дата обращения: 18.03.2024).

2. Mayfield А. What is social media // Icrossing.Co.uk/ebooks // https://www.crmxchange.com/uploadedFiles/White_Papers/PDF/ What_is_Social_Media_iCrossing_ebook.pdf (дата обращения: 11.03.2024).

3. Гиллин П. Новые средства медиа, новые агенты влияния и способы применения медиатехнологий в PR-деятельности. М.

2010. С. 67 // http://sncr.org/wp-content/uploads/2008/08/new-influencers-study.pdf (дата обращения: 18.03.2024).

4. Вартанова Е.Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // https://istina.msu.ru/conferences/presentations/3689894/ (дата обращения: 18.03.2024).

5. Чумиков А. Н. Управление коммуникациями: учебник / А. Н. Чумиков. М. П. Бочаров. 2-е изд. Москва: Дашков и К. 2023. 544 с. // https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394052903. html (дата обращения: 11.03.2024).

6. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований / М. С. Вершинин // Актуальные проблемы теории коммуникации: Сборник научных трудов. СПб. Изд-во СПбГПУ. 2014. С. 98-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Лабуш Н.С. Медиатизация политики: объективные основания и субъективный фактор // https://elib.bsu.by/handle/ 123456789/235198?mode=full (дата обращения: 11.03.2024).

8. Артюхина Е.В. Интернет как средство политической коммуникации // Logos et Praxis. 2008. №2. С. 121-124 // https:// cyberleninka.ru/article/n/internet-kak-sredstvo-politicheskoy-kommunikatsii (дата обращения: 18.03.2024).

9. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. / Пер. с фр. М.: «Центр психологии и психотерапии». 1998. 480 с.

10. Манойло А. В., Петренко А. И., Хауер-Тюкаркина О. М. Техники эффективной коммуникации в политике: уч.-метод. пособие. М.: Издательство «Известия». 2015. 32 с.

11. Нигметов А. С. Социальные медиа в политических коммуникациях // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 6. № 4. C. 41-51.

12. Баранов Н. А. Цифровое политическое участие как форма политической мобилизации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. № 3 (64). С. 66-72 // https://www. journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/566 (дата обращения: 18.03.2024).

13. Сергеева Е. В. Социальные медиа в пространстве публичной политики / Е. В. Сергеева, М. В. Муравьева // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). С. 447-450 // https://moluch.ru/archive/311/ 70389/ (дата обращения: 12.03.2024).

NIKITINA Tatyana A. - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Information Analytics and Political Technologies of Moscow State Technical University named after N.E. Bauman, Russia, Moscow, email: nikltina4145@mail.ru.

BURTNY Konstantin P. - Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of the Military University, Prince Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, email: burtnyy58@mail.ru.

Keywords: social media, political communication, Internet space, online communities, online technologies, crowdsourcing.

THE ROLE OF SOCIAL MEDIA IN POLITICAL COMMUNICATION

Annotation

The article examines the problems of the relationship between political processes and social media, examines the technologies of political communication in the Internet space, as well as various forms of political participation of citizens through Internet technologies. The main approaches to assessing the role of social media in politics are outlined, and the main trends in the development of this sphere in the political space are highlighted. The essence and prospects of crowdsourcing as a form of implementation of electronic democracy are revealed.

References

1. Nikitenko V.A. Comparative analysis of the concepts of "New media" and "Social media" // Ogarev-Online. 2017. No.12 (101) // https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-ponyat-iy-novye-media-i-sotsialnye-media (accessed: 18.03.2024).

2. Mayfield A. What is social media // Icrossing.Co.uk/ebooks // https://www.crmxchange.com/uploadedFiles/White_Papers/PDF/ What_is_Social_Media_iCrossing_ebook.pdf (accessed: 11.03.2024).

3. Gillin P. New media, new agents of influence and ways of using media technologies in PR activities. M. 2010. p. 67 // http://sncr. org/wp-content/uploads/2008/08/new-influencers-study.pdf (accessed: 18.03.2024).

4. Vartanova E.L. New media as a factor of media modernization // https://istina.msu.ru/conferences/presentations/3689894/ (accessed: 18.03.2024).

5. Chumikov A. N. Communication management: textbook / A. N. Chu-mikov. M. P. Bocharov. 2nd ed. Moscow: Dashkov and K. 2023. 544 p. // https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394052903. html (accessed: 18.03.2024).

6. Vershinin M. S. Political communication in the information society: promising areas of research / M. S. Vershinin // Actual problems of the theory of communication: Collection of scientific papers. St. Petersburg. Publishing house of St. Petersburg State University. 2014. pp. 98-107.

7. Labush N.S. Mediatization of politics: objective grounds and subjective factor // https://elib.bsu.by/handle/123456789/235198? mode=full (accessed: 11.03.2024).

8. Artyukhina E.V. The Internet as a means of political communication // Logos et Praxis. 2008. No.2. pp. 121-124 // https://cyber-leninka.ru/article/n/internet-kak-sredstvo-politicheskoy-kommu-nikatsii (accessed: 18.03.2024).

9. Moskovichi S. The age of crowds. Historical treatise on mass psychology / Trans. from French M.: "Center of Psychology and Psychotherapy". 1998. 480 p.

10. Manoilo A.V., Petrenko A. I., Hauer-Tyukarkina O. M. Techniques of effective communication in politics: teaching method. the manual. M.: Izvestia Publishing House. 2015. 32 p.

11. Nigmetov A. S. Social media in political communications / / Com-municologiya: electronic scientific journal. 2021. Volume 6. No. 4. Pp. 41-51.

12. Baranov N. A. Digital political participation as a form of political mobilization // The Caspian region: politics, economics, culture. 2020. No. 3 (64). p.66-72 // https://www.journal-scs.ru/index.php/ scs/article/view/566 (accessed: 18.03.2024).

13. Sergeeva E. V. Social media in the space of public policy / E. V. Sergeeva, M. V. Muravyeva // Young Scientist. 2020. No. 21 (311). pp. 447-450 // https://moluch.ru/archive/311/70389/ (accessed: 12.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.