■ ■ ■ Роль социальных медиа в политической коммуникации
Прокопенко Т.В.
Администрация Президента РФ, Москва, Российская Федерация.
Аннотация. Рукопись посвящена анализу влияния Интернет и социальных сетей на политическую жизнь индивида. Автор рассматривает усиление роли новых медиа в обществе в качестве новейшего средства коммуникации и социального лифта, обозначает основные подходы к изучению политической роли социальных медиа. По мнению автора, подобные исследования в ближайшем будущем могут стать одним из главных векторов развития политической науки, но значимые теоретические подходы к этому направлению научного поиска отсутствуют. Политическая коммуникация в обществе стала более интерактивной, действующей по принципам сети. В эпоху открытости и прозрачности, сухая официальная информация о деятельности организации уже не вызывает доверия. Подача текста, контент влияют не только на политические предпочтения гражданского общества, а вернее сказать, разных групп гражданского общества, поскольку оно становится все более сегментированным по интересам и предпочтениям, но и на электоральные предпочтения. В статье предпринимается попытка внести ясность в вопросы, связанные с терминологическим аппаратом, обозначить основные подходы к оценке роли социальных медиа в политике, выделить основные тенденции развития этой сферы общественной деятельности.
Ключевые слова: социальные медиа, Интернет, общество, политическая коммуникация, социальная и политическая информация, онлайн-технология, контент, медиа, веб-ресурс
Дляцитирования: Прокопенко Т.В. Роль социальных медиа в политической коммуникации // Коммуникология. 2020. Том 8. №4. C. 22-36. DOI 10.21453 / 2311-3065-20208-4-22-36.
Сведения об авторе: Прокопенко Тимур Валентинович - канд. полит. наук, заместитель начальника управления по внутренней политике, Администрация Президента РФ. Адрес: 103132, Россия, г. Москва, Старая площадь, 4, стр. 1. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 01.11.2020. Принята к печати: 30.11.2020.
Социальные медиа (от англ. social media, social networking services) - это социальные средства коммуникации, которая осуществляется посредством интернета. Несмотря на активное изучение этого явления, единого подхода к определению социальных медиа нет. Появление этого понятия в 1960-е гг. связано с процессом расширения поля взаимодействия и общения субъектов в коммуникативном пространстве. Постоянно меняющиеся контексты взаимодействия субъектов в различных сферах коммуникативного пространства обусловили, на наш взгляд, различие позиций в толковании социальных медиа.
К настоящему моменту накоплен значительный объем исследований социальных медиа как зарубежных, так и отечественных авторов, представляющих
различные сферы профессиональной деятельности, включая ученых, журналистов, специалистов по маркетингу, связям с общественностью и других экспертов. Это объясняет разнообразие к подходу определения термина «социальные медиа». Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Развитие социальных медиа с появлением Интернета
Научный сотрудник Ассоциации исследований новых средств коммуникации П. Гиллен называет социальные медиа новыми агентами влияния. Он связывает их с процессом «объединения различных онлайн-технологий, которые позволяют пользователям общаться друг с другом. Характерная черта всех социальных медиа, по его мнению, состоит в том, что контент создают сами пользователи» [Гиллен: 67].
Американский журналист П. Дойль в своем анализе социальных медиа акцентирует внимание на технологической стороне вопроса, связывая их предназначение прежде всего с онлайн-технологиями, «создающими условия для общения людей при помощи интернета и обмена информацией и ресурсами» [Дойль: 47].
Британский специалист по связям с общественностью С. Блэк также определяет социальные медиа как «совокупность онлайн-технологий и практик, которые позволяют людям обмениваться мнениями, впечатлениями или взглядами, обеспечивая коммуникацию и укрепляя взаимоотношения между всеми участниками коммуникативного процесса» [Блэк: 113].
Социальные медиа стали предметом исследования и российских авторов. Так, специалист в области анализа традиционных и новых медиа Е. Вартанова утверждает, что в основе понятия «социальные медиа» лежит принцип культуры участия (партиципаторности), означающий, что в процессе коммуникации появляется возможность равноправного использования социальных медиа, а «ответственность за размещенную информацию несет сам пользователь, сервис же в этом случае исполняет номинальные функции - он служит площадкой доступа к размещенной информации при ограничении только запрещенных законодательством материалов» [Вартанова: 78].
Отечественный исследователь А. Чумиков относит к социальным медиа «любые интернет-проекты, содержание которых формируется пользователями с помощью социальных сетей, блогов, подкастов, web-сайтов, интернет-форумов, Wiki, виде-охостингов, а также печатных, онлайновых и мобильных продуктов» [Чумиков: 57].
Роль социальных медиа в значительной степени определяется масштабом и темпами распространения интернета. Официально датой рождения интернета принято считать 29 октября 1969 г., когда в США было произведено первое подключение между двумя узлами ARPANET [Воленко: 49], которые были расположены на расстоянии 640 километров друг от друга. Первый сеанс связи длился всего несколько секунд, и за это время удалось передать только два символа, после чего произошла потеря связи. После устранения неполадок сеанс был проведен в полном объеме. Разработка данной сети шла по заданию вооруженных сил США, которым требовалась эффективная система связи и пере-
дачи данных на случай войны. В 1971 г. появилась первая почтовая программа, а в 1973 г. сеть стала международной, так как к ней по подводному телефонному кабелю подключились Великобритания и Норвегия.
Несмотря на то, что все основные разработки (система доменных имен, протокол TCP/IP, протокол IRC, позволивший общаться в интернете в режиме реального времени) были технически реализованы уже в 1970-1980-х годах, общедоступным интернет стал только в 1991 г. Всемирная паутина стала обретать привычные для нашего времени очертания только с 1993 г., когда появился первый интернет-браузер - NCSA Mosaic1 с графическим интерфейсом для пользователя. Именно с этого момента начался скачкообразный прирост пользователей. Интернету потребовалось всего пять лет для достижения 50-миллионной аудитории, в то время как кабельное телевидение достигало тех же результатов в течение десяти лет, цифровое - 13 лет, а радио - 38 лет.
В России интернет появился в начале 1990-х гг. Относительно точного времени начала его работы мнения ученых расходятся. Некоторые исследователи точной датой появления интернета в России считают 28 августа 1990 г., когда развернутая на базе Института атомной энергии им. И.В. Курчатова и ИПК Минав-топрома профессиональная сеть соединилась с мировой сетью, положив начало современным российским сетям. Другие полагают, что датой появления интернета в России следует считать 19 сентября 1990 г., когда в базе данных Международного информационного центра был зарегистрирован домен первого уровня «su». Привычный в наши дни домен первого уровня «ru» зарегистрирован намного позже - 7 апреля 1994 г. Однако если подходить к данному вопросу более взвешенно и углубляться в историю, то первые эксперименты с построением сетей для удаленного обмена информацией между ЭВМ («Диана-I», «Диана-II», М-40 и др.) относятся еще к 1950-м гг [Солдатов, Бороган: 213].
Несмотря на раннее тестирование возможностей соединения ЭВМ, Россия по сравнению с другими странами с небольшим опозданием стала частью мировой паутины, включившись в ее активное развитие. В 1990-е гг. российский вклад в развитие интернета был несущественным, что объясняется сложной экономической ситуацией в стране. В тот период к интернету подключались в основном крупные компании и госучреждения, а количество частных подключений было на минимальном уровне.
Бум интернетизации пришелся в России на начало 2000-х годов. Он был связан с общим ростом благосостояния населения, либерализацией законодательства, снижением стоимости тарифов на доступ в интернет, а также с развитием средств доступа к сети (переход с модемного соединения на высокоскоростные выделенные линии). С 2000 по 2010 гг. динамика прироста пользователей интернета составила 1826 % [Солдатов, Бороган: 225], что в рейтинге доступности информационных технологий вывело нашу страну в лидеры среди стран
1 NCSA Mosaic - революционный браузер, популяризовавший World Wide Web [эл. ресурс]: https://tproger.ru/articles/ncsa-mosaic/ (дата обращения 28.05.2019).
СНГ, а во всемирном рейтинге - на 48 место из 1591. По данным на 2014 г. аудитория российского сегмента интернета составила 68 млн человек, из них 56 млн пользователей выходили в сеть ежедневно. По данным опросов ВЦИОМ, в 2019 г. две трети (67%) населения России пользуются интернетом практически ежедневно, что почти в три раза больше по сравнению с 2010 г. (23%)2. Доля активных интернет-пользователей практически совпадает с долей пользующихся социальными сетями. Среди молодежи 16-24 лет эта доля составляет более 90%. Причем постепенно растет аудитория мобильного интернета3.
Стремительное развитие интернета и других средств передачи информации и возможностей доступа меньше чем за десятилетие превратили сеть из места для избранных в параллельную виртуальную реальность для миллионов людей, которые сегодня не представляют свою жизнь без доступа во всемирную паутину. Интернет прочно проник во все сферы повседневной жизни и в некоторых случаях создал новые.
Самая популярная в мире социальная сеть Facebook была основана М. Цу-кербергом в 2004 г. как сайт для студентов Гарвардского университета, а позже -и других университетов. В 2006 г. регистрация на сайте стала доступной для всех желающих старше 13 лет. По данным компании Adobe, аудитория Facebook насчитывает 1,6 млрд зарегистрированных пользователей4. На втором месте по популярности сервис YouTube - в нем зарегистрирован 1 млрд профилей. Третье место занимает китайская социальная сеть Qzone (623 млн пользователей). В России распределение соцсетей по популярности иное: на первом месте «ВКонтакте» (ежедневно посещают 28% опрошенных россиян), на втором - «Одноклассники» (19%), на третьем - Instagram (14%)5.
Резюмируя рассмотренные подходы к определению социальных медиа, в нашем исследовании под социальными медиа будем понимать совокупность всех онлайн-платформ, действующих на базе онлайн-технологий, обеспечивающих возможность устанавливать коммуникацию с другими акторами сети, а также производить пользовательский контент. Все веб-ресурсы, которые созданы для общения пользователей в интернете, могут быть отнесены к этой ка-
1 В рейтинге стран с высоким уровнем доступа к интернету Россия на 48-м месте // Газета.ру. 2010. 25 февраля [эл. ресурс]: http://www.arpp.ru/2009-01-28-14-47-20/22945-v-rejtinge-stran-s-vysokim-urovnem-dostupa-k-internetu-rossiya-na-48-m-meste.htm (дата обращения 28.05.2019).
2 Пользование Интернетом // ВЦИОМ [эл. ресурс]: https://wciom.ru/news/ratings/ polzovanie_internetom/ (дата обращения 28.05.2019).
3 Потребление интернета в России: исследование Mediascope // Adindex.ru. 2018. 18 апреля [эл. ресурс]: https://adindex.ru/news/digital/2018/04/18/170628.phtml (дата обращения 28.05.2019).
4 Названы самые популярные социальные сети в мире // Mignews.com. 2019. 12 января [эл. ресурс]: http://mignews.com/news/lifestyle/110114_203624_38294.html.
5 Каждому возрасту - свои сети // ВЦИОМ. 2018. 12 февраля [эл. ресурс]: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=8936.
тегории. При этом формы общения в сети могут быть разнообразными, включая обмен мнениями, опытом или знаниями, новостями, информацией, видео, фото, музыкой, рекомендациями, налаживание контактов и т.д.
Основные характеристики социальных медиа в политической коммуникации
Развитие коммуникаций в корне изменило социальные пространство: отдельные группы и индивиды стали полноправными субъектами информационных потоков. Развитие различного рода процессов в среде социальных медиа продемонстрировало, что политическая коммуникация может иметь не только стихийный, но и субъектный, т.е. целенаправленный характер [Краснокутский: 54]. В результате подвергаются трансформации как создатели, так и потребители информации.
На это обращается внимание в исследованиях по политической и социальной психологии, затрагивающих проблему влияния социальных медиа на человека. Еще в конце XIX века Г. Лебон разделил людей на две категории - толпу и публику. Охарактеризовав свойственные им образы жизни и мыслей, он выделил психологию толпы и психологию публики [Лебон: 274]. Французский социальный психолог, автор теории социальных представлений С. Московичи развил идеи Г. Лебо-на, заключив, что человек ближайшего будущего под влиянием средств массовой информации и коммуникации превратится в «человека толпы» [Московичи: 341]. Он также пришел к выводу, что в современном информационно-коммуникативном пространстве, где важнейшим фактором выступает не необходимый для толпы физический контакт, а эмоциональные связи, духовная и знаковая коммуникация будут определять новые черты людей, потребляющих информацию. В результате люди станут более открытыми для внушения и убеждения. С этой точки зрения можно с уверенностью сказать, что социальные медиа стали не только исполнителями этих функций, а многократно увеличили свое влияние на человека современного информационного общества.
Отличительные особенности и принципы организации социальных медиа стали предметом исследования целого ряда ученых. В качестве синонима социальных медиа в научной литературе часто используются термины «новые медиа» и «новые социальные медиа». Прилагательное «новые» призвано подчеркнуть особую, отличающуюся от традиционных медиа «роль социальных медиа в создании новой среды обитания, новых социальных ценностей, нового образа жизни и новых принципов управления обществом» [Носовец: 47]. Но, как отмечается в монографии под редакцией Л.П. Шестеркиной, новые медиа - более широкое, чем социальные медиа, понятие, которым обозначают все новейшие цифровые технологии. В связи с этим под новыми медиа понимают «интернет-медиа», «интернет-СМИ» и «социальные медиа» [Шестеркина: 13].
Важно отметить, что социальные медиа меняют традиционную модель средств массовой информации, которая имеет условное название «один-ко-многим», на новую - «многие-ко-многим» (или модель веб-общения) [Тихомирова: 220].
По направлению использования выделяются следующие определения: ме-диаобразование, трансмедиация, мониторинг СМИ, медиаграмотность, право массмедиа, медиаискусство, рамочный анализ, медиабрендинг и другие.
Опираясь на анализ существующих практик функционирования и классификации разных исследователей, авторы монографии под редакцией Л.П. Ше-стеркиной выделяют следующие виды социальных медиа: блоги и микробло-ги (LiveJournal, Blogger, Twitter, Qaiku и др.), службы обмена данными (YouTube, Instagram, MySpace Music, Flickr, Picasa и др.); «вики» во всех формах (Wikipedia, PBworks, Wikimedia и др.); сетевые и онлайн-игры (Second Life, World of Worcraft, World of Tanks, War Thunder и др.), мессенджеры - веб-ресурсы, предполагающие моментальный, в реальном времени обмен информацией (Viber, WhatsApp, Telegram); доски объявлений; виртуальные службы знакомств (LovePlanet.ru, Фотострана, Mamba и др.); электронная почта (Mail.ru, Gmail, Yandex и т. д.); социальные сети («ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники» и др.) [Шестеркина: 89].
Обобщая различные точки зрения относительно особенностей социальных медиа, выделим их основные характеристики. Прежде всего следует указать на интерактивность, предполагающую прямое и многоуровневое взаимодействие пользователя сети с веб-сайтом или интернет-порталом, в результате которого у пользователя появляется возможность комментирования, высказывания личного мнения, дискуссии с авторами материалов или с другими пользователями по поводу тех или иных материалов, иными словами, пользователи имеют возможность принимать участие в формировании контента.
Именно интерактивность является одной из главных характеристик современного общества и, в частности, политической коммуникации, с точки зрения существующих условий предоставления услуг для пользователей интернета, включая быстроту и удобство пользования, возможность обмена мнениями с другими пользователями и т.д. Как верно считает исследователь А. Ма-нойло, «инструменты интерактивности представляют собой личный кабинет, почтовую рассылку, опросы, форумы, блоги, аудио- и видеоподкасты и т.п. Содержательной основой этих процессов является информация, которая превращается в знания о процессах ее усвоения, обработки, передачи и использования. В связи с этим можно говорить, что именно доступность информации является характеристикой и количественным показателем информационной среды» [Манойло: 18].
Увеличение количества социальных интернет-сетей, блогов и подкастов стимулировало рост объема контента, созданного пользователями информации. С другой стороны, интернет-пользователи являются потребителями бесплатных материалов, созданных другими пользователями, а также «профессионально» созданного контента. Интерактивность вносит вклад в развитие трансграничной роли социальных медиа, поскольку предполагает размывание границы между потребителем информации и ее создателем. Таким образом, мы можем говорить о социальных медиа как о медиа потребителей и одновременно - авторов контента.
Исследователи этого процесса указывают на изменение модели медиа: из «воронки» она превращается в «трубу»1. В варианте «воронки» контент создается профессиональными журналистами. Предварительно он редактируется, а затем распространятся через СМИ. Он заранее ориентирован на пассивную аудиторию, то есть на не имеющую возможности обратной оперативной связи.
В варианте «трубы» каждый пользователь может выступить в роли автора, причем благодаря интернету у авторов / создателей и пользователей появляется практически бесплатный доступ к средствам распространения информации. Этим объясняется сравнение социальных сетей с «сарафанным радио». Так стираются различия между авторами информации и ее получателями. В этой информационной сети они равны, так как обладают равными возможностями их использования.
С интерактивностью тесно связана еще одна отличительная черта социальных медиа - вовлечение (engagement) [Кириллина: 28], которое трактуется как действие индивида, обусловленное опытом его пользования тем или иным продуктом, брендом, сообщением и т.д. Считается, что вовлечение - это один из ключевых параметров, отличающих социальные медиа от традиционных СМИ. Пользователь может выразить свое мнение, настроение, идею, установку по отношению к материалам сайта, сообщениям, бренду и т.д. в форме комментария или участия в обсуждении, копирования информации или объединения в группы по интересам.
К характерным чертам новых социальных медиа относятся также коммуникативность и передача информации посредством интерактивных форм. Благодаря телекоммуникационным сетям была преодолена временная и пространственная изолированность. Появилась возможность обмениваться информацией, устанавливать тесные связи с людьми, представляющими разные сферы, независимо от географических и социальных границ.
Сообщества индивидов, которые формируются в результате процесса коммуникации, представляют собой саморегулирующиеся сети, которые фактически функционируют в соответствии с общепризнанными в реальном обществе принципами, поскольку в виртуальном пространстве акторы сетей реализуют себя в тех же сферах жизнедеятельности, что и в реальной жизни [Старцев, Гри-шанин, Кириллина: 82].
Социальные медиа - это мощный социальный институт, предоставляющий различного рода социально значимые услуги. При этом потенциал социальных медиа постоянно увеличивается благодаря возможности использования аудио-или видеоматериалов, микро- или макрообъектов и текстов2.
1 Понятие «социальные медиа», его соотношение с понятием «новые медиа». Виды социальных медиа [эл. ресурс]: https://studfiles.net/preview/4274835/ (дата обращения 15.03.2019).
2 Гирич В.Л., Чуприна В.Н. Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам / В. Л. Гирич, В.Н. Чуприна // Российская государственная библиотека [эл. ресурс]: http://www.rsl.ru/upload/mba2007/ mba2007_05.pdf (дата обращения: 15.05.2019).
В качестве характеристик социальных медиа следует также указать универсальность, информативный характер, тематическую разносторонность, глобальность, многофункциональность и всеохватность. К отличительным характеристикам социальных медиа также относится репликация, означающая возможность распространения информации через копирование чужого материала и формирования таким образом своего контента за счет чужого. На этой основе могут формироваться целые группы или сообщества, представляющие чужой контент, используемый в личных целях.
В качестве отличительной черты социальных медиа также следует упомянуть так называемый контент по запросу (content on demand), представляющий собой интерактивную систему индивидуальной доставки пользователю той или иной информации в результате индивидуальной настройки интернет-сервисов. В этом случае пользователь получает только ту информацию, в которой заинтересован. В социальных сетях для реализации такой возможности существует подписка на обновления отдельных страниц и групп.
К особенностям использования социальных медиа можно также отнести доступность информации; минимизацию личного пространства; отсутствие пространственных ограничений; оперативность как возможность получать любые сведения быстрее, чем по другим каналам; глобальность, обеспеченную всемирной сетью связи; избирательность, определяемую самостоятельностью выбора источников и средств их получения; интерактивность, обеспечивающую установление обратной связи и отличающую эти средства от других электронных СМИ [Шестеркина: 108].
Очевидно, что существующие инструменты онлайн-коммуникации формируют условия не только для просмотра той или иной информации, но и для участия в ее обсуждении по различным интересующим пользователей проблемам. Это, в свою очередь, создает предпосылки для объединения в сообщества, добавления информации в различных вариантах (аудио, видео, фото). Таким образом, социальные медиа представляют собой не только интерактивный цифровой способ доставки информации, но и отдельный вид СМИ.
Классификация контента в социальных медиа
Анализ социальных медиа предполагает также описание трендов, посредством которых развивается контент. К таким ключевым трендам относятся:1
- возрастание динамичности - пользователи все чаще стремятся выходить за пределы существующего контента, используя мэшапы, кавер-версии, ремиксы и т.д.;
- использование синдикации: RSS и другие технологии применяются пользователями при самостоятельном контроле над потребляемой информацией;
1 Понятие «социальные медиа», его соотношение с понятием «новые медиа». Виды социальных медиа [эл. ресурс]: https://studfiles.net/preview/4274835/ (дата обращения 15.03. 2019).
- доступность большого количества медиаканалов: пользователь независим от устройства-носителя и свободно размещается между различными устройствами;
- мультимедийность: пользователи сами создают, обсуждают и распространяют видеоконтент;
- рост числа микрониш (узкотематических сообществ) и микрознаменитостей (людей, которые стали известными только благодаря создаваемому ими контенту);
- появление так называемых народных методов классификации и распределения пользовательского контента.
В результате этих процессов вместо таксономии появляется фолксономия. Остановимся более подробно на анализе этих понятий. Таксономия представляет собой организационную форму, главной характеристикой которой является отведение каждому предмету определенного места. Фолксономия означает расположение по порядку, например, ссылок, фото, видеоклипов и т.п., которое осуществляется в результате произвольно выбираемых меток (тегов). Это дает возможность производить классификацию по жанрам, а разметку статей формировать, применяя произвольное число тегов. При этом пользователи интернета самостоятельно осуществляют выбор и организацию информации.
Существуют разные способы классификации контента. Так, принято различать уникальный контент (его копий нет в системах поиска) и неуникальный (уже существующий в сети).
По составу выделяют следующие виды контента: графический контент, содержащий графическую информацию; медийный контент, состоящий из аудио- и/ или видеофайлов различных форматов; текстовый контент.
По методу создания контент делится на копирайт (написание текстов), ре-райт (переписывание другими словами), копипаст (заимствование чужих текстов). Сюда же относятся: синонимизация (замена слов синонимами в ручном или автоматическом режиме на основе определенных программ и скриптов), перевод с других языков (осуществляемый либо людьми, либо программами-переводчиками), сканирование печатных изданий и пользовательский контент, включающий комментарии пользователей, сообщения на форумах и т.п.
Отдельного внимания заслуживает так называемый коллективный разум -контент, в котором ценность той или иной информации определяется благодаря действию не одного, а нескольких пользователей. В своей книге «Мудрость толпы» Джеймс Шуровьески утверждает, что так называемые «средние люди», самоорганизовываясь в сети, лучше справляются с решением сложных задач даже по сравнению с избранной интеллектуальной элитой [Шуровьески 2007: 276].
В качестве примера результата действия такого «коллективного разума» можно привести онлайновую бесплатную энциклопедию Wikipedia, построенную на принципе свободного доступа как к пользованию, так и к созданию статей. Этот сайт имеет свободный доступ, многоязычен и универсален. Wikipedia - масштабный интеллектуальный продукт, которому нет равных с точки зрения оперативности создания.
В контексте исследования социальных медиа важно подчеркнуть такое их преимущество, как фактор копродукции контента: как правило, читатель или под-
писчик блога имеет возможность стать комментатором, репортером, фотокорреспондентом или редактором данного сервиса1.
Все это свидетельствует о том, что картина мира кардинально изменилась. Мы наблюдаем неравномерное, но постоянное и непрерывное установление множества горизонтальных контактов между отдельными людьми или образующимися в сети сообществами, что является непременным качеством сетевого общества. Это, в свою очередь, изменяет психологию человека как участника этого процесса, так как меняется его самоощущение и восприятие окружающего мира. Все это связано с особенностями и сущностью того, каким образом развивается политическая коммуникация в контексте социальных сетей.
Во-первых, следует отметить непосредственность контактов в социальных медиа, которым в реальной жизни препятствуют, к примеру, бюрократические процедуры. Во-вторых, в социальных сетях не играет значимой роли социальный статус участников сетевой коммуникации. В отличие от процесса непосредственного общения, он теперь не является определяющим, так как главным выступает не номинальный статус человека, а его качества, проявляемые в интернет-среде.
Сеть также создает и благоприятные временные и материальные условия для установления большого количества прямых контактов, нахождения партнеров или решения проблем, так как расходы на получение необходимых результатов значительно уменьшаются.
Если мы говорим о такой особенности интернет-среды, как ее превращение из информационной в коммуникативную среду, то важно в связи с этим выявить ее отличительные черты. Прежде всего следует выяснить, каковы преимущества социальных медиа для рядового пользователя по сравнению с коммуникацией лицом к лицу.
Н.Д. Чеботарева дает следующее определение свойств интернета как коммуникативной среды:2
- анонимность - возможность ухода от принятых в обществе социальных ролей и моделей, психологическая релаксация, сброс социального напряжения, конструирование нового я;
- своеобразие протекания процессов межличностного восприятия - построение общения на основе общих интересов, вкусов, убеждений, а не материальных интересов (проживание на одной территории, вхождение в один и тот же социальных класс, образование, доход);
- добровольность и желательность контактов - каждая сторона общения может по собственному желанию прекратить контакт в любой момент;
1 Более подробно см.: Что такое Википедия? // Elhow. 2013. 20 февраля [эл. ресурс]: https://elhow.ru/internet/ponjatija-i-opredelenija/chto-takoe-vikipedija?utm_source= users&utm_medium=ct&utm_campaign=ct.
2 Чеботарева Н.Д. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы [/ Н.Д. Чеботарева // Эзотера. 2006 [эл. ресурс]: http://ezotera.anom. ru/2006/05/24/chebotariova.html (дата обращения 13.04.2019).
- затрудненность передачи эмоций при текстовом общении, которую пытаются компенсировать при помощи специальных символов, кодовых слов, табуляции.
Анонимность в сети - одна из самых неоднозначно оцениваемых характеристик общения в интернете. Роль этой характеристики в социальном взаимодействии оценивается как положительно, так и отрицательно. По оценке А.Е. Жич-киной, положительных факторов анонимного общения в интернете достаточно много, так как из-за отсутствия физического контакта участники коммуникации могут свободнее оперировать своими чувствами - выражать, скрывать, имитировать их в зависимости от того, как складывается общение. В этом случае утрачиваются такие характеристики общающихся, как пол, возраст, социальный статус, внешние параметры, ведь любой участник коммуникации может сконструировать виртуальную личность исходя их своих вкусов1. Благодаря анонимности общения в интернете устанавливается более тонкая, интимная связь между людьми, позволяющая концентрировать беседы больше на личных и эмоциональных аспектах, нежели на каких-то отвлеченных темах [Жичкина: 77].
Одним из важных факторов анонимности в сети является также ощущение безопасности, возникающее вследствие того, что индивиды могут общаться под выдуманными именами и в любой момент могут прекратить общение. Несмотря на то, что многие люди знают или догадываются, что при желании любое действие в сети может быть отслежено с точностью до секунды, ощущение анонимности не исчезает, так как нет фактического подтверждения таких фактов в личном опыте [Карделлан: 97]. Другое преимущество анонимности сети, по мнению Л.О. Пережогина, заключается в том, что индивиды практически беспрепятственно могут реализовывать свои идеи и фантазии2.
В отличие от реального, общение с помощью социальных медиа характеризуется более высоким уровнем эмоционального доверия. Это обусловлено такими факторами, как субъективное ощущение безопасности и отсутствие ответственности. Все это делает общение в интернете более откровенным, чем в реальном мире3.
Заключение. Сетевое общество представляет собой новый вектор трансформации социума, который требует постоянного внимания и анализа с точки зрения прогнозирования его дальнейшего развития. В частности, это относится к необходимости осмысления теории политических сетей и идеологии нового государственного менеджмента и государственного управления.
В то же время отмечаются и негативные последствия влияния социальных медиа на индивида и на общество в целом. Так, стремительный рост информационных потоков блокирует возможность адекватной оценки полученных данных. Ссылаясь на экспериментальные данные ученых из разных стран, А.Д. Еляков
1Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете /А.Е.Жич-кина // Флогистон [эл. ресурс]: http://flogiston.ru/articles/netpsy.
2 Пережогин Л.О. Интернет-аддикция в подростковой среде / Л.О. Пережогин // Клиническая психиатрия и сексология [эл. ресурс]: www.rusmedserv.com/psychsex.
3 Нестеров В. Что выплавляют из «тонн словесной руды», или попытка реабилитации чатов [эл. ресурс]: http://flogiston.ru/articles/netpsy (дата обращения 23.05.2019).
[Еляков 2010: 107] указывает на негативное влияние избыточной информации на индивида: есть вероятность возникновения расстройства нервной системы, головных болей, раздражительности, тревоги, эмоционального неблагополучия, ослабления концентрации и т.п. Все это может отрицательно влиять на пользователей и препятствовать полноценному анализу с их стороны поступающей информации.
Помимо этого, в условиях стресса, который может возникнуть в результате интенсивного использования средств массовой информации и коммуникации, пользователи сети могут стать жертвами информационно-психологического воздействия, что является угрозой как для отдельного индивида, так и для общества в целом. К негативным факторам относится также опасность, связанная с использованием персональных данных в противоправных целях, например, с целью хищения, шантажа, психологического воздействия1.
Российское информационно-коммуникативное пространство многомерно. Развитию социальных медиа в стране способствовало формирование так называемой сетевой журналистики. Несмотря на то, что со времени ее появления в конце 1990-х гг., когда открылось первое интернет-издание Gazeta.RU, прошло немного времени, уже к началу 2004 г. насчитывалось 868 зарегистрированных периодических сетевых СМИ.
Число людей, пользующихся Интернетом по всему миру растет, и веб-ресурсы уже не ограничиваются получением и распространением информации. Интернет приобрел новые функции, став эффективном средством социальной, экономической и, главное, в контексте нашего исследования, политической коммуникации. Социальные медиа стали площадкой и инструментом политической борьбы.
В настоящее время исследование социальных медиа становится как никогда актуальным для политологов и социологов. При этом развитие социально-политических социальных сетей в России, по мнению экспертов, находится на более низком по сравнению с развитыми странами уровне. Усиление роли социальных медиа является повсеместной тенденцией, характерной для европейских стран и Соединенных Штатов. Именно в этих странах политики активно и широко используют новые платформы в качестве ключевого инструмента выстраивания публичного диалога с обществом. Российские чиновники уже начали реагировать на новый тренд в политическом дискурсу, заводят аккаунты в социальных сетях, тем самым демонстрируя свою вовлеченность в виртуальную социализацию.
Таким образом, политическая коммуникация изменилась благодаря развитию социальных медиа. Если раньше взаимодействие государства определялось вектором «власть - общество», то в настоящее каждый участник информационного пространства является равноценным и полноправным актором политических сетей, который может с определенной долей вероятности повлиять на изменение среды. Процесс политической коммуникации выходит за рамки функций специалиста по связям с общественностью: донести информацию. Поли-
1 Смирнов Ф.О. Языковая и коммуникативная агрессия в Рунете / Ф.О. Смирнов [эл. ресурс]: www.library.by/portalus/modules/psychology/readme (дата обращения 22.04.2019).
тикам необходимо выстраивать диалог с обществом, а также прогнозировать вероятную реакцию всех игроков сети, для выработки и координации наиболее эффективных управленческих решений.
Политическая коммуникация стала более интерактивной, действующей по принципам сети. В эпоху открытости и прозрачности, сухая официальная информация о деятельности организации уже не вызывает доверия. Подача текста, контент влияют не только на политические предпочтения гражданского общества, а вернее сказать, разных групп гражданского общества, поскольку оно становится все более сегментированным по интересам и предпочтениям, но и на электоральные предпочтения. Формирует отношение общества к текущим решениям чиновников. Провоцирует политическую мобилизацию. Соответственно, представителям власти необходимо не только участвовать в процессе политической коммуникации в социальных медиа лично, но и исследовать под влиянием каких факторов формируются те или иные предпочтения гражданского общества.
Источники
Блэк С. (2011). Введение в паблик рилейшнз / С. Блэк; пер. с англ. В.Г. Днепровский, И.А. Черничкина. Ростов н/Д.: Феникс.
Вартанова Е.Л. (1999). Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе / Е.Л. Вартанова. М.: Изд-во МГУ.
Воленко А. (2011). В начале была ARPA... / А. Воленко // UP Special. № 3. С. 46-49.
Гиллен П. (2009). Новые агенты влияния / П. Гиллен. N.Y: Society for New Communications Research. С. 66-70.
Гирич В.Л., Чуприна В.Н. (2007). Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам / В. Л. Гирич, В.Н. Чуприна // Российская государственная библиотека [эл. ресурс]: http://www.rsl.ru/upload/mba2007/mba2007_05.pdf (дата обращения: 15.05.2019).
Дойль П. (2010). Маркетинг, менеджмент и стратегии / П. Дойль, Ф. Штерн; пер. с англ. А. Смольский. СПб.: Питер. С. 45-48.
Еляков А.Д. (2010). Дефицит и избыток информации в современном социуме // СОЦИС. № 12. С. 107-115.
Еляков А.Д. (2005). Информационная перегрузка людей // СОЦИС. № 5. С. 114-121.
Жичкина А.Е. (1999). Особенности социальной перцепции в Интернете / А.Е. Жичкина // Мир психологии. № 3 (19). С. 72-80.
Карделлан К. (2006). Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых: монография / К. Карделлан, Г. Грезийон; пер. с фр. А. Лущанова. Екатеринбург: У-Фактория.
Кириллина Н.В. (2020). Феномен вовлеченности как отражение социального потенциала коммуникации // Коммуникология. Том 8. №1. C. 27-33. DOI 10.21453 / 2311-3065-2020-8-1-27-33.
Краснокутский И.В. (2013). Социально-психологические особенности управления политическими процессами: дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Краснокутский Иван Владимирович. Москва.
Лебон Г. (2016). Психология народов и масс / Г. Лебон; пер. Э. К. Пименовой, И А. Фридман. М: АСТ.
Манойло А.В. (2003). Государственная информационная политика в особых условиях: монография / А.В. Манойло. М.: МИФИ.
Московичи С. (1996). Век толп: исторический трактат по психологии масс / пер. с фр. Т. П. Емельяновой. М.: Центр психологии и психотерапии.
Носовец С.Г. (2016). Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. № 4 (10). С. 39-47.
Солдатов А., Бороган И. (2017). Битва за Рунет: Как власть манипулирует информацией и следит за каждым из нас. Альпина Паблишер.
Социальные медиа как ресурс интегрированных коммуникативных практик: монография / под ред. Л.П. Шестеркиной. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. С. 13.
Старцев А.А., Гришанин Н.В. Кириллина Н.В. (2018). Идентичность и идентификация личности в социальных сетях // Коммуникология. Том № 6. №4. С. 76-87.
Тихомирова Е.И. (2017). Теория коммуникации и новые медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. № 3 (25). С. 218-221.
Чумиков А.Н. (2014). Медиарилейшнз: учебное пособие / А.Н. Чумиков. М.: Аспект Пресс.
Шестёркина Л.П. (2014). Основные характеристики новых социальных медиа / Л.П. Ше-стёркина, И.Д. Борченко // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. №2. С. 107-111.
Шуровьески Дж. (2007). Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство / Дж. Шуровьески; пер. с англ. В. Н. Логвинова. М.: Вильямс.
■ ■ ■ The Role of Social Media in Political Communication
Prokopenko T.V.
Presidential Administration of Russia, Moscow, Russia.
Abstract. The paper examines the impact of the Internet and social networks on the political life of a person. The author analyses strengthening of the role of new media in society as the latest means of communication and social lift. As a result of the study, the author outlines the main approaches to studying the political role of social media, and claims, that such studies in the near future may become one of the main vectors in the development of political science. Political communication in society has become interactive, acting on the principles of a network. In an era of openness and transparency, dry official information about the organization's activities no longer inspires confidence. The presentation of the text and content affect not only the political preferences of civil society, or rather, different groups of civil society, since it becomes more and more segmented by interests and preferences, but also electoral preferences. The article attempts to clarify the issues related to the terminological apparatus, to outline the main approaches to assessing the role of social media in politics, to highlight the main trends in the development of this sphere of public activity.
Keywords: social media, Internet, society, political communication, social and political information, online technology, content, media, web resource
For citation: Prokopenko T.V. (2020). The role of social media in political communication. Communicology (Russia). Vol. 8. No.4. P. 22-36. DOI 10.21453/2311-3065-2020-8-4-22-36. Inf. about the author: Prokopenko Timur Valentinovich - Cand.Sc.(Pol.), deputy head of the domestic policy directorate, Presidential Administration of Russia. Address: 103132, Russia, Moscow, Staraya square, 4/1. E-mail: [email protected].
Received: 01.11.2020. Accepted: 30.11.2020.
References
Black S. (2011). Introduction to Public Relations / transl. V.G. Dneprovsky, I.A. Chernichkina. Rostov-on-Don: Phoenix (In Rus.).
Chumikov A.N. (2014). Media relations: tutorial / A.N. Chumikov. Moscow: Aspect Press (In Rus.). Doyle P. (2010). Marketing, management and strategy / P. Doyle, F. Stern; transl. A. Smolsky. SPb.: Peter (In Rus.).
Elyakov A.D. (2005). Information overload of people. Sociological Studies (Socis). No. 5. (In Rus.). Elyakov A.D. (2010). Deficit and excess of information in modern society. Sociological Studies (Socis). No. 12 (In Rus.).
Gillen P. (2009). Agents of influence. N.Y: Society for New Communications Research (In Rus.). Girich V.L., Chuprina V.N. (2007). Global information space and the problem of access to world information resources. In: Russian State Library [el. source]: http://www.rsl.ru/upload/mba2007/ mba2007_05.pdf (accessed: 05/15/2019).
Kardelen K., Gration G. (2006). Children of the CPU: how the Internet and video games shape tomorrow's adults / transl. A. Luschanov. Yekaterinburg: U-Factoria (In Rus.).
Kirillina N.V. (2020). Engagement as a reflection of communicative potential. Communicology (Russia). Vol. 8. No.1. P. 27-33. DOI 10.21453 / 2311-3065-2020-8-1-27-33.
Krasnokutskiy I.V. (2013). Socio-psychological features of the management of political processes: diss. thesis Cand. Sc. (Psychology. Moscow (In Rus.).
Lebon G. (2016). Psychology of peoples and masses / transl. E.K. Pimenova, I.A. Fridman. M: AST (In Rus.).
Manoilo A.V. (2003). State information policy in special conditions: monograph / A.V. Manoilo. Moscow: MEPhI (In Rus.).
Moskovichi S. (1996). The Age of the Crowd: a historical treatise on the psychology of the masses / S. Moskovichi; transl. T.P. Emelyanova. Moscow: Center for Psychology and Psychotherapy (In Rus.).
Nosovets S.G. (2016). New media: to the definition of the concept. Communicative studies. 2016. No. 4 (10). P. 39-47 (In Rus.).
Shesterkina L.P., ed. (2017). Social media as a resource for integrated communication practices. Chelyabinsk: SUSU Publishing Center (In Rus.).
Shesterkina L.P. (2014). Main characteristics of new social media / L.P. Shesterkina, I.D. Borchenko. Scientific notes of ZabGU. Series: Philology, History, Oriental Studies. No. 2. P. 107-111 (In Rus.).
Soldatov A., Borogan I. (2017). Battle for Runet: How the authorities manipulate information and monitor each of us. Alpina Publisher (In Rus.).
Startsev A.A., Grishanin N.V., Kirillina N.V. (2018). Identity and Identification in Social Networks. Communicology (Russia). Vol. 6. No.4. P. 76-87.
Surowiecki J. (2007). The Wisdom of Crowds: Why the many are smarter than the few and how collective wisdom shapes business, economies, societies and nations / J. Shurovieski; transl. V.N. Logvinova. M.: Williams (In Rus.).
Tikhomirova E.I. (2017). Communication theory and new media. Sign: the problem field of media education. No. 3 (25). P. 218-221 (In Rus.).
Vartanova E.L. (1999). The Finnish Model at the Turn of the Century: Information Society and the Finnish Media in a European Perspective. M.: Publishing house of Moscow State University (In Rus.).
Volenko A. (2011). In the beginning there was ARPA ... / A. Volenko. UP Special. No. 3. P. 46-49 (In Rus.).
Zhichkina A.E. (1999). Features of social perception on the Internet. World of psychology. No. 3 (19). P. 72-80 (In Rus.).