УДК 338.48
Зозуля Д.А.
студент магистратуры Российский государственный социальный университет (г. Москва, Россия)
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА, ПОИСКОВЫХ
СИСТЕМ И МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ПРИВЛЕЧЕНИИ И УДЕРЖАНИИ ТУРИСТОВ
Аннотация: исследование роли социальных медиа, поисковых систем и мобильных приложений в контексте маркетинга туристических дестинаций представляет собой актуальную тему в условиях динамично развивающейся цифровой среды. Современные туристы все больше используют онлайн-платформы для планирования и выбора своих путешествий. Акцент на эти инструменты маркетинга не только способствует привлечению туристов, но также влияет на их удержание через создание более персонализированных и вовлекающих туристических опытов.
Ключевые слова: социальные медиа, поисковые системы, мобильные приложения, цифровой маркетинг, потребительское поведение, технологические инновации, удержание туристов, электронная коммерция.
Влияние социальных медиа, включая социальные сети, travel-блоги и форумы, постоянно увеличивается. Около 25% опрошенных утверждают, что социальные сети оказывают влияние на их решение при выборе места проживания и типа туристического опыта. Для 75% респондентов социальные медиа являются основным источником туристической информации. Рассказы, яркие фотографии, отзывы и другой контент, созданный другими пользователями, оказывают влияние на выбор потенциальных туристов. Почти половина участников опроса доверяют рассказам и отзывам других путешественников.
Социальные медиа являются ключевым элементом интерактивных средств массовой информации, обеспечивая каналы коммуникации как для отдельных пользователей, так и для корпораций, включая туристические агентства и компании. Всемирная туристическая организация ООН (ЮНВТО) признает важность социальных медиа в туризме, где как туристы, так и предприниматели активно используют смартфоны и планшеты для поиска информации и обмена мнениями о своих местоположениях.
Исследование World Travel Monitor, проведенное ЮНВТО, выявило следующие статистические данные: 40% международных туристов путешествуют со смартфонами с доступом к интернету, 40% пользователей смартфонов используют их для получения информации о направлении, 26% туристов и 34% деловых путешественников используют смартфоны для изменения бронирования отеля и других услуг во время поездки.
Социальные медиа охватывают различные платформы, такие как социальные сети (MySpace, Facebook* запрещен в РФ, Одноклассники.т, ВКонтакте, LinkedIn), блоги (Blogger, LiveJournal) и микроблоги (Twitter* запрещен в РФ), форумы, сайты отзывов (Irecommend.ru, Otzyv.ru), фотохостинги (Picasa, Flickr) и видеохостинги (YouTube), а также другие. Все они обладают уникальными свойствами, включая интерактивность, коммуникативность, мобильность, доступность и универсальность.
Социальные сети способствуют созданию комьюнити с общими интересами, повышению лояльности клиентов к туристическим предприятиям и продуктам, а также предоставляют возможности для таргетирования в маркетинге туристических услуг. Широкий охват аудитории с положительным имиджем достигается благодаря постам и лайкам в социальных медиа.
В соответствии с Государственной программой развития курортов и туризма в Республике Крым на период 2017-2020 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2016 года № 650 , мероприятие "Создание системы обратной связи с гостями Республики Крым", включая внедрение системы мониторинга социальных сетей, было
выделено бюджетом Республики на 2019 и 2020 годы в размере 400,00 тыс. рублей. Это является подтверждением поддержки туристической индустрии со стороны местных органов исполнительной власти.
В общем контексте использования социальных медиа для продвижения туристических продуктов и услуг, именно эти платформы предоставляют туристическим предприятиям возможность управлять мнениями и рекомендациями целевой аудитории. Также они помогают формировать группы лояльных потребителей, усиливают осведомленность о бренде, способствуют увеличению объемов продаж и реализации таргетированной рекламы.
Продвижение в сети Интернет позволяет туристическим предприятиям целенаправленно воздействовать на различные группы потребителей, удовлетворяя их потребности при минимальных затратах благодаря адресности и таргетированию. Новые платформы социальных медиа предоставляют более доступные способы продвижения, что открывает новые возможности для привлечения потенциальных клиентов.
Мобильные приложения, несмотря на прогресс в информационных технологиях, пока не получили достаточной значимости в современном российском туристическом бизнесе. В отличие от зарубежных партнёров, где информационные технологии являются интегральной частью крупных туристических и социокультурных проектов, в России эти технологии в основном используются при разработке перспективных стратегий развития туризма в регионах.
Тем не менее, в сфере информационных технологий и среди передовых участников российского туристического рынка активно внедряются и адаптируются мобильные технологии для оптимизации бизнеса и улучшения качества услуг для туристов. Мобильные технологии предрекают оказать значительное воздействие на методы поиска и бронирования путешествий в будущем. Современные смартфоны с операционными системами и полезными программами для путешественников могут значительно экономить время и
деньги, обеспечивать доступ к информации о достопримечательностях и становиться незаменимым помощником во время поездок.
Мобильные технологии предоставляют важные возможности не только для туристов, но и для тревел-менеджеров, расширяя спектр предоставляемых услуг для клиентов. Многие компании, включая российский рынок, предлагают уведомления через SMS о изменениях в расписании рейсов, деталях и статусе бронирования. Мобильные технологии начинают играть ключевую роль в области продаж, позволяя путешественникам оплачивать авиаперевозки с мобильных телефонов и получать штрих-коды для регистрации на рейс.
Существует несколько основных движущих сил российского рынка мобильных приложений, выделенных экспертами:
1. Рост мобильного потребления, который связан с увеличением продаж смартфонов, потребляемого мобильного трафика и продаж планшетов.
2. Рост мобильной рекламы, который параллельно развивается с рынком мобильной разработки, обеспечивая последовательный рост бюджетов и конкуренцию за пользователя.
3. Поддержка владельцев платформ, таких как Google, Apple и Microsoft, которые стимулируют разработчиков локальных рынков и создают более выгодные условия сотрудничества.
4. Высокие бюджеты на разработку мобильных приложений, которые пока остаются на высоком уровне, несмотря на прогнозируемое снижение цен в ближайшие годы.
Среди немногих препятствий для роста рынка мобильных приложений можно выделить неосведомленность пользователей и сложности оплаты. Однако с увеличением доверия и развитием технологий эти барьеры снижаются, что способствует дальнейшему расширению данного рынка.
В заключение можно отметить, что социальные медиа, поисковые системы и мобильные приложения стали ключевыми инструментами в формировании и воздействии на туристическую индустрию. Развитие цифровых технологий и изменение потребительского поведения создают новые
возможности для взаимодействия с путешественниками и эффективного продвижения туристических направлений.
Таким образом, в современном мире успешное привлечение и удержание туристов невозможно без эффективного использования социальных медиа, поисковых систем и мобильных приложений. Компании в сфере туризма должны активно адаптироваться к цифровым тенденциям, строить присутствие в онлайн-пространстве и предоставлять удобные и инновационные решения для своих клиентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Апанасюк Л. А., Бодня А. А. Социальные медиа как инновационный инструмент продвижения предприятий индустрии гостеприимства и туризма // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — № 7 (1 (22)), С. 19-22;
2. Амет-устаева, Д. М. Социальные сети как инструмент продвижения туристической услуги / Д. М. Амет-Устаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58345/;
3. Крайнова О. С. Инновационные маркетинговые инструменты в продвижении туристских предприятий: нереализованный потенциал социальных медиа // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. — 2014. — С. 22-35;
4. Печерица Е. В. Социальные сети как способ продвижения гостиничных услуг // Технико- технологические проблемы сервиса. — 2015. — № 3. — С. 9399.
Zozulya D.A.
Russian State Social University (Moscow, Russia)
ROLE OF SOCIAL MEDIA, SEARCH ENGINES AND MOBILE
APPLICATIONS IN ARACTING AND RETAINING TOURISTS
Abstract: the study of the role of social media, search engines and mobile applications in the context of marketing of tourist destinations is a relevant topic in the context of a dynamically developing digital environment. Today's tourists are increasingly using online platforms to plan and choose their trips. Focusing on these marketing tools not only contributes to attracting tourists, but also influences their retention through the creation of more personalized and engaging travel experiences.
Keywords: social media, search engines, mobile applications, digital marketing, consumer behavior, technological innovation, tourist retention, e-commerce.