Сергей ВЛАСОВ
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ИЗМЕНЕНИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА СЕЛЕ В 1980-х -1990-х гг. (на примере Саратовской обл.)
В статье анализируется динамика демографического роста сельского населения на примере Саратовской обл., определяются основные направления социальной политики в отношении сельских жителей с целью улучшения демографической ситуации.
The dynamics of demographic growth of village population is analyzed in the article on the example of Saratov region; main directions of social policy in relation to village people aimed at improvement of demographic situation are defined.
Ключевые слова:
социальная политика, аграрная политика, демографическая ситуация, сельское население; social policy, agrarian policy, demographic situation, village population.
Политика государства по решению социальных проблем в сель -ской местности является общей частью основной стратегии развития РФ и отдельных ее регионов. Исторический экскурс показывает, что в советский период главным регулятором демографических процессов и самым действенным механизмом социальной политики на селе считалось жилищное строительство. Органы власти формировали у сельского населения страны устойчивое представле ние о скором решении жилищной проблемы, однако на самом деле она долгие годы оставалась очень сложной. Одной из причин явля -ется основная тенденция послевоенных десятилетий в РСФСР, когда темпы прироста сельского населения значительно опережали темпы строительства жилья. Например, в РСФСР население за период с 1970 по 1985 г. увеличивалось ежегодно более чем на 800 тыс. чел. За этот же период число родившихся в сельской местности детей на 1 000 чел. населения выросло с 14,3 до 18,2'. Аналогичным образом развивались процессы и в Саратовской обл. Рост численности насе ления во всех областях региона продолжался в течение 1960-х—70 - х гг. Численность населения области росла также за счет естественного прироста населения и миграции из соседних регионов России. Бурно шло освоение целинных земель в заволжских районах.
Каждая перепись, включая перепись населения 1989 г., отме -чала заметный рост численности населения области. Динамику роста численности определял естественный прирост, который до 1991 г. постоянно был положительным2. Так, в 1970 г. население Саратовской обл. составляло 2 454,1 тыс. чел., в т.ч. доля сельского населения снизилась до 856,2 тыс. чел. (35%). По переписи 1979 г., общая численность населения области составила 2 560 тыс. чел., в т.ч. городского населения — 1 820 тыс. чел. (71%), сельского населе -ния — 740 тыс. чел. (29%)3.
В 1980 -х гг. темп роста населения значительно снизился: падала рождаемость, с постарением населения росла смертность, сокра -щался миграционный поток. Каждая перепись населения отмечала
1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 616, оп. 3, д. 7136, л. 159-162.
2 Государственный архив Саратовской области (ГАСО), ф. Р-2052, оп. 39 (бюл.), ед.хр. 3645, л. 1-4.
3 Там же, л. 2.
ВЛАСОВ
Сергей
Дмитриевич — к.и.н., соискатель кафедры экономической и политической истории Саратовского государственного социальноэкономического университета
общий рост населения области и сниже -ние численности населения в сельской местности1. В результате названных про -цессов в 1989 г. общая численность насе -ления области составляла 2 686,5 тыс. чел., причем численность сельского населения снизилась до 689 тыс. чел.2
Самый высокий уровень рождаемости за 20 лет (1968—1987 гг.) в области был заре -гистрирован в 1987 г.: 16,5 родившихся на 1 000 чел. населения. Повышение рождае -мости в середине 1980 -х гг. было связано с реализацией мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имею -щим детей. Демографическая обстановка в регионе начала ухудшаться только начи ная с 1988 г. Несколько лучше обстояло дело в сельской местности, где рождае -мость была на четверть выше, чем в город ской местности3.
В советский период проблемы соци -ального характера возводились в ранг го сударственной политики, а важным фак тором демографической политики счита лось жилищное строительство. В целом несомненна положительная динамика развития жилищного строительства как по отдельно взятой области, так и по всей стране. Однако органы власти проводили ошибочную политику сокращения инди видуального и кооперативного строитель ства, что придало жилищной проблеме еще большую остроту. Так, для Саратовской обл. была характерна следующая струк тура общественного фонда: 84,2% (23,3 млн кв.м) — государственный жилищный фонд; 9,5% (13,2 кв.м) — общественный, 6,5% (2,1 млн кв.м) — фонд жилищно -строительных кооперативов. В то же время в городской местности находилось 70,4% общей площади жилья, а в сельской мест ности — всего 29,6%. Обобществленный жилищный фонд области насчитывал 504 тыс. квартир, а индивидуальный — 160 тыс.4 Со временем такая политика была признана ошибочной. Жилищная проблема была далека от разрешения. Так, в Саратовской обл. на 1 жителя в 1990 г. при -ходилось 15,6 кв.м общей площади жилья, а в 1995 г. - 15,45.
Актуальность социальных проблем села
1 Там же.
2 Там же, л. 3.
3 ГАСО, ф. Р -2052, оп. 39 (бюл.), д. 3422, л. 4.
4 ГАСО, ф. Р -2052, оп. 39, д. 3646, л.10.
5 Там же, л. 12.
не снизилась и в процессе горбачевской перестройки. Продолжала набирать силу тенденция роста уровня смертности насе -ления. Чтобы ее преодолеть, требовались новые подходы к социальной сфере. На рубеже 1980 -х-1990 -х гг. разработчики реформаторского курса не смогли пред ложить реальные механизмы перестройки многих секторов социальной сферы села6. Поэтому именно эти сектора скорее других стали подвергаться разрушительным тенденциям. К концу 1980 -х — началу 1990 х гг. сложилась противоречивая ситу ация. Суть ее состояла в том, что цели и задачи кардинальной перестройки соци альной сферы села серьезно расходились с конкретной практикой. Разрыв между словом и делом все увеличивался7. Этому способствовало и обилие новых социаль -ных проблем, ранее до этого не поднимав -шихся8.
Особое место в периодизации новей шей аграрной истории занимают 1990 е гг. Этот период хорошо известен печальными последствиями для социальной сферы села. Начавшиеся в 1990 -х гг. масштабные деструктивные процессы в российской деревне ввергли ее в состояние полного развала, а ее население - в состояние глу бокой психологической депрессии. За годы реформ произошли перемены в структуре факторов, влияющих на воспроизводство населения, и особенно сельского. К сожа -лению, социально демографические про цессы 1990 х гг. дали основания говорить о мощных негативных тенденциях в данном направлении. Прежде всего, негативные тенденции проявились в воспроизводстве сельского населения, что выразилось в снижении уровня рождаемости, продол жительности жизни, переходе к новым стереотипам репродуктивного поведения, миграции из села в город.
Демографическая обстановка в обла сти начала ухудшаться начиная с 1988 г. В 1990 г. родилось 36,4 тыс. детей, т.е. 13,4 чел. на 1 000 жителей, что было ниже сред них показателей по РСФСР В 1990 г. уро -
6 См.: О перестройке и кадровой политике. Постановление Пленума ЦК КПСС, 27—28 января 1987 года // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М., 1989, т. 15, с. 365.
7 См.: Бондаренко Л.В., Машенков В.Ф. Социальное переустройство села // Перестройка аграрного сектора экономики. — М., 1990, с. 376.
8 См.: Перестройка аграрного сектора экономики / под ред. Р.И. Тонконога. — М., 1990, с. 405.
вень рождаемости по сравнению с 1987 г. снизился на 17% (число 2 х и 3 х рожде ний сократилось на 1/3, тогда как число первенцев снизилось лишь на 2%). За 8 месяцев 1991 г. рождаемость снизилась еще на 5,2%. Таким образом, рождаемость за 1986—1990 гг. снизилась на 1/4, причем в основном за счет рождения 2 х и после дующих детей, тогда как потребность в рождении первенцев сохранялась пока у подавляющего большинства семей1.
При общем снижении показателей рождаемости в области наблюдался рост внебрачной рождаемости. Число детей, родившихся вне зарегистрированного брака, в 1990 г. составило 11,7% общего числа родившихся против 7,9% в 1980 г. Еще выше этот показатель был в сельской местности — 13,7%, что на 2,9% больше, чем в городах2.
Негативно сказывалось на естественном воспроизводстве населения и повышение общего уровня смертности. Серьезной социально демографической проблемой оставалась высокая смертность сельских мужчин в рабочем возрасте. Смертность сельского населения в стране от несчаст ных случаев и других внешних воздей ствий — одна из самых высоких в мире. Среди причин смертности сельского насе ления преобладали несчастные случаи, отравления, травмы. Следует отметить резкую диспропорцию мужской и женской смертности на селе. Уровень смертности мужчин российской деревни был в 4 раза выше, чем женщин3. Сельские мужчины живут почти на 14 лет меньше женщин, и многие из их не доживают до пенсии4. При сохранении сложившихся тенден -ций из нынешнего поколения 16 летних мужчин до пенсионного возраста дожи вут лишь немногим более половины. За 1990 е гг. продолжительность жизни на селе сократилась на 3,7 года, что на 1,5 года больше показателя городского насе ления5. Сложившаяся демографическая ситуация на селе носит катастрофиче -
1 ГАСО, ф. Р-2052, оп. 39 (бюл), ед.хр. 3422, л. 3.
2 ГАСО, ф. Р -2052, оп. 39 (бюл.), ед.хр. 3721, л. 3.
3 Там же.
4 Там же.
5 Черняев А., Крутиков А., Трофимова В.
Экономические и социальные проблемы села и пути их решения // АПК: экономика, управление,
2002, № 12.
ский характер. Если в 1980 -х гг. речь шла об оттоке людей из деревни, то теперь — о вымирании деревни. Коэффициент есте -ственной убыли на селе на 14% превышает городской показатель. Всего за 1990 - е гг. село потеряло в порядке естественной убыли около 2 млн чел.6
Своеобразие данного периода с точки зрения социального развития россий ского села заключалось в следующем. Во - первых, сложившаяся за долгие годы социальная сфера, при всех своих недо -статках, в целом выступала как состав -ная часть единого агропромышленного комплекса, ориентировалась на его по требности. В определенной степени она соответствовала поселенческой струк туре, организационному построению сельскохозяйственной отрасли. По мере разрушения агропромышленного ком плекса разваливались базовые основы социальной сферы. Во вторых, по своему материально техническому потенциалу социальная сфера соотносилась с числен ностью сельского населения, могла адек ватно реагировать на его количественные изменения. В начале 1990 х гг. социальная сфера столкнулась с трудностями иного порядка. Массовый исход людей из села, резко сократившееся население — все это существенно сузило поле деятельности для учреждений социального назначения. Державшиеся до этого благодаря дота -циям, в новых условиях они быстро стали финансово несостоятельными. В третьих, кардинально изменилась инвестицион ная политика по отношению к проблемам социального развития села. Сократились до предельно низкого уровня поступле ния по линии центрального и местного бюджетов, и особенно со стороны хозяй ствующих субъектов. В результате можно было говорить не о социальном развитии российского села, а о сворачивании этого процесса7.
Уход государства из аграрной сферы породил серьезные негативные послед ствия. Социальная сфера не была приспо соблена к самодостаточному функцио -нированию в рыночных условиях, в ней начали возникать различные негативные тенденции. Особенно ярко они прояви -
6 Там же.
7 Сухотин Ю.В. Социально - экономическая перестройка и силы торможения // Постижение: Социальная политика. Экономическая реформа. - М., 1989, с. 455.
лись в жилищной сфере. Это отчетливо видно, если сравнить показатели 1990 и 1999 г. в сельских регионах страны. Сельское жилищное строительство в 1999 г. на 3/5 не дотягивало до объемов 1990 г. В 1999 г. в сельской местности было построено общеобразовательных школ и дошкольных учреждений в 4,4 раза меньше, чем в 1990 г., больниц — в 5,3 раза, поликлиник — в 6,7 раза, клубов и домов культуры — в 10,5 раза. Показатели ввода в действие дорог с твердым покрытием составили лишь 1,1% показателя 1990 г.1 В 1999 г. капитальные вложения в развитие социальной сферы были в 14,5 раз меньше, чем в 1990 г. До сих пор 90% сел не имеют центрального водоснабжения и канализа ции2. Большинство сельских поселений характеризуются значительным отстава нием в инженерно коммуникационном обустройстве, технико технологической оснащенности, ухудшением материально технической и кадровой базы, инфра структуры учреждений, снижением пока зателей реальной доступности и уровня обеспеченности населения различными видами обслуживания. Обеспечению села социальными стандартами не способ -ствует мелкодисперсность поселенческой структуры. Большая часть сельских насе ленных пунктов имеет численность до 200 чел. Только в 13% сельских поселений проживает более 500 чел.3
1990 е гг. во многом отличались от пре дыдущих лет, шел трудный период вхож дения экономики в рыночное простран ство, причем скорее революционным, чем эволюционным путем. Все это привело к системному кризису сельского хозяйства, ухудшению условий жизни сельских жите -лей. Главную вину реформаторы взвали -вали не на стратегию и тактику модерни зации, а на консерватизм мышления, на сохранившийся бюрократический стиль управления. Но ныне стало совершенно
1 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 г. // Российская газета, 2000, 5 апр.
2 Там же.
3 Социальная траектория реформируе -
мой России: Исследования Новосибирской
экономико-социологической школы. — Новосибирск : АО «Наука РАН», 1999, с. 284.
понятно, что ссылаться только на эти при -чины — значит загонять проблемы села вглубь. В течение 1990 х гг. складывалась парадоксальная ситуация: отстаивая тезис полной самостоятельности хозяйствую щих субъектов в решении своих вопросов, включая проблемы социального харак -тера, политика реформаторов вместе с тем привела к развалу крупных сельских хозяйств. Очевидным было противоречие, при котором, с одной стороны, звучали смелые заявления реформаторов о скором решении традиционно сложных соци альных вопросов, а с другой — все более сокращались финансовые поступления на эти цели из бюджета страны, регионов4.
Эффективность аграрной политики находится в прямо пропорциональной зависимости от ее тесной связи с полити кой социальной. Эффективность эконо мики зависит не только от состояния про изводительных сил, новых технологий, но и от социальных гарантий со стороны го сударства по созданию необходимых усло -вий жизни населения. Критериями оценки государственной политики с точки зрения социальной направленности экономики должны выступать такие ориентиры, как уровень жизни населения, рост инве стиций в человека, мера удовлетворения его жизненных потребностей. Развитие социальной сферы включает развитие социальной инфраструктуры села с уче -том особенностей проживания в сельской местности, специфики ментальных харак теристик сельского сообщества.
В современных условиях социаль-ное развитие аграрной сферы возможно только на основе резкого повышения доходов работников сельского хозяй ства. В конечном итоге к решению дан ного вопроса сводится дальнейшее успешное развитие российского села. Благосостояние сельского населения является основным критерием эффектив ности социальной политики государства и объективным показателем его заботы о своих гражданах.
4 См.: Никольский С.А. «Аграрная реформа» 1991—1995 гг. и проблема модернизации рос сийской деревни // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. / под ред. В. Данилова, Т. Шанина. — М., 1996, с. 206—207.