Научная статья на тему 'Роль социальной политики и социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений в современной экономике'

Роль социальной политики и социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
578
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Янченко Е. В., Завгородняя Н. А.

Переход к инновационному типу экономического роста, постоянные внутренние флуктуации на рынке труда апеллируют к изменениям в системе государственного регулирования. В частности, развитие социально-трудовых отношений невозможно вне социальной политики, реализующей курс на дальнейшую социализацию, гуманизацию, демократизацию системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL POLICY AND SOCIAL PARTNERSHIP IN REGULATION OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS IN THE MODERN ECONOMY

Transition to innovative type of economic growth, permanent internal fluctuations on the labour market appeal to the changes in the system of state regulation. In particular, the development of social and labour relations is impossible without social policy, implements the policy of further socialization, humanization and democratization of the management system.

Текст научной работы на тему «Роль социальной политики и социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений в современной экономике»

6. Гранберг А.Г. Моделирование социалистической экономики. М.:

Экономика, 1988.

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

69

ЭКОНОМИКА

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Янченко Е.В., Завгородняя Н.А.

Переход к инновационному типу экономического роста, постоянные внутренние флуктуации на рынке труда апеллируют к изменениям в системе государственного регулирования. В частности, развитие социально-трудовых отношений невозможно вне социальной политики, реализующей курс на дальнейшую социализацию, гуманизацию, демократизацию системы управления.

THE ROLE OF SOCIAL POLICY AND SOCIAL PARTNERSHIP IN REGULATION OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS IN THE MODERN ECONOMY

E.V. Janchenko, N.A. Zavgorodnyaya

Transition to innovative type of economic growth, permanent internal fluctuations on the labour market appeal to the changes in the system of state regulation. In particular, the development of social and labour relations is impossible without social policy, implements the policy of further socialization, humanization and democratization of the management system.

Социализация отношений заключается в усилении роли социальной, общественной составляющей. Среди показателей результативности возрастает значимость социальной эффективности - достижения «общественного» согласия, роста социальной ответственности бизнеса, улучшения качества жизни при минимизации экономических издержек.

Социальная политика - совокупность мероприятий органов государственной власти и государственного управления в социально-трудовой сфере. Она подразумевает в том числе и меры стратегического характера, включая механизм формирования, регулирования и развития СТО. Ее цель: улучшение ситуации на рынке труда: в области оплаты труда и его охраны, социальной защиты; обеспечение «симметричности» в СТО; развитие социального партнерства.

Посредством социальной политики устанавливаются границы реализации рыночных (частнособственнических) и общественных интересов в системе СТО с учетом влияния текущей конъюнктуры рынка на состояние трудовых ресурсов нашей страны в будущем. При формировании концепции регулирования следует исходить из сформулированного конвенциями МОТ и разделяемого Россией перечня аспектов СТО, которые по своему содержанию не могут быть «рыночными». К ним относятся:

1) профессиональная ориентация и консультирование;

2) трудоустройство граждан;

3) профессиональная реабилитация инвалидов;

4) профессиональная подготовка и переподготовка женщин, у которых закончился декретный отпуск; и др.

70

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ЭКОНОМИКА

Степень коммерциализации СТО, как свидетельствует исторический опыт, относительно ниже в государствах с высокоразвитой экономикой, чем в развивающихся и слаборазвитых государствах, поскольку экономические возможности первых позволяют им привнести критерии социальной защищенности человека в большее число аспектов данных отношений.

В комплексе мер государственного регулирования социально-трудовых отношений на этапе перехода к инновационному типу экономического роста значительную роль играет внешнеэкономическая политика - регулирование миграционных процессов, решение глобальных трудовых проблем. Усилившиеся процессы глобализации способствуют высвобождению таких социально-экономических сил, которые углубляют уже существующее неравенство в различных экономических сферах по производительности труда, по доходам, по материальному благосостоянию. Тем самым у сторон СТО обнаруживается неравенство возможностей. Растет асимметричность, что способствует поддержанию устойчивого интереса к использованию политики трудового протекционизма - защиты национальных рынков труда.

Стратегическая модель управления развитием предполагает установление социального партнерства как главенствующей характеристики профиля СТО. Социальное партнерство - это такой тип отношений между работодателями и работниками, при котором обеспечивается согласование их принципиальных интересов в сфере труда. Основу социального партнерства составляет не только разделение ответственности между представителями трудящихся,

работодателей и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений, но и механизм ослабления монополии государственных органов власти на управление экономикой, их контроля над всеми слоями общества [1]. В этой связи при переходе к инновационному обществу социальное

партнерство представляется важным элементом стратегии развития как сферы труда, так и экономики в целом.

В России система социального партнерства - результат революционного развития при субъективном внешнем воздействии: без принятия соответствующих законодательных актов и механизма инфорсмента данный институт сформировался бы гораздо позднее.

В советский период, по сути, использовались инструменты, по которым социально-трудовые отношения того периода можно квалифицировать как социальное партнерство: заключались коллективные договора и соглашения, практиковались переговоры и консультации по трудовым и социальным вопросам, действовали советы трудовых коллективов, трудящиеся принимали участие в управлении производством. Однако подобную практику нельзя было называть социальным партнерством по идеологическим причинам. В советском обществе провозглашалось единство всех его членов: социально-политическое, морально-нравственное,экономическое. В нем не могло быть противоположных по содержанию интересов. Следовательно, отсутствовала необходимость в таком механизме их согласования, как социальное партнерство.

Отношение к социальному партнерству в нашей стране изменилось с переходом к рынку. Был учтен опыт развитых стран в плане осознания невозможности эффективного функционирования рыночной экономики без отлаженной системы социального партнерства. Реформы сопровождались большой работой по формированию правовой базы системы двухсторонних, трехсторонних взаимодействий участников социально-трудовых отношений.

Г осударство выполняет функции координатора и организатора регулирования СТО, контролера, посредника на рынке труда; определяет объем социальной помощи, а следовательно, и уровень соци-

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

71

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ Янченко Е. В.,

альной защищенности трудящихся. Одна из важнейших функций государства -разработка правовых основ и механизма совершенствования организационных форм социального партнерства, правил и механизма взаимодействия сторон, установление обоснованных размеров и порядка определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий и др.) как объекта дальнейших переговоров между сторонами.

В современных условиях система регулирования социально-трудовых отношений (СТО) должна развиваться в направлении социального диалога и партнерства. Это означает соблюдение признанных всеми передовыми цивилизованными странами мира стандартов в области трудовых прав:

- сочетание рыночного саморегулирования и государственного регулирования в социально-трудовой сфере;

- приобретение трудовым договором статуса базового института регулирования, определяющего права и обязанности сторон при найме;

- свобода труда, запрет на принудительный труд;

- действия общенациональной системы базовых социально-экономических гарантий в сфере труда (минимум оплаты труда, продолжительность рабочего дня, продолжительность оплачиваемого отпуска, оплата сверхурочных, определенные гарантии занятости и т. д.);

- деятельность институтов-организаций, представляющих интересы субъектов СТО - профсоюзов и предпринимательских союзов;

- формирование системы коллективнодоговорного регулирования;

- многосубъектность регулирования (государство, бизнес, профсоюзы), формирование институциональных механизмов, обеспечивающих взаимодействие этих субъектов;

Завгородняя Н. А.

- смещение акцента с разрешения трудовых конфликтов на их предупреждение, или блокирование на ранней стадии их генезиса;

- расширение участия наемных работников в управлении.

В настоящее время российское общество хоть и имеет опыт социалистического развития, собственную полноценную модель социальной политики на рынке труда - политики укрепления норм социального партнерства и социальной ответственности -только формирует. Так, в целях обеспечения защиты трудовых прав работников государственными инспекциями труда в субъектах РФ в 2012 г. было организовано и проведено более 135 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде, из которых почти 51 тыс. была связана с

установлением того, насколько четко работодатели выполняют законодательство об оплате труда.

В результате выполнения работодателями предъявленных госинспекторами труда требований 358,6 тыс. работников была выплачена незаконно задержанная заработная плата на общую сумму 5,1 млрд. руб. Отменены 1017 приказов о незаконном увольнении работников и более 1,8 тыс. дисциплинарных взысканий, незаконно наложенных на работников, оформлено свыше 33,7 тыс. трудовых договоров.

В интересах обеспечения безопасных условий труда в 2012 г. прекращена эксплуатация свыше 92,7 тыс. единиц средств индивидуальной защиты, не имевших сертификатов и не соответствовавших требованиям охраны труда; почти 67 тыс. работников, не прошедших своевременно в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда, были отстранены от работы. В связи с нарушениями законодательства об охране труда временно была приостановлена эксплуатация более 1100 единиц производственного оборудования и деятельность 158 структурных подразделений и производственных участков.

72

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ЭКОНОМИКА

Государственными инспекторами труда в 2012 г. наложено 101,85 тыс. штрафов на общую сумму почти 574 млн. руб.; в бюджет перечислено почти 526 млн. руб.

В судебные органы направлено 8,8 тыс. протоколов о привлечении к административной ответственности, в том числе 324 протокола о дисквалификации должностных лиц. По результатам их рассмотрения судами принято 5,7 тыс. решений об административных наказаниях виновных лиц, включая дисквалификацию 174 руководителей различных уровней. По результатам проведенных в 2012 г. проверок к дисциплинарной ответственности привлечено около 9 тыс. должностных лиц, 50 работников уволены, возбуждено 287 уголовных дел [2].

В качестве мер по укреплению социальной политики, социального партнерства,

т. е. курса на углубление социализации трудовых отношений, можно предложить:

1) дальнейшее совершенствование законодательства (например, разработку Трудового процессуального кодекса, ввод в действие специализированных судов по трудовым вопросам и т. п.);

2) развитие экономико-правового механизма регулирования договорных условий по всем видам соглашений;

3) укрепление правовой грамотности, культивирование идеологии «достойного труда» и социально ответственного бизнеса;

4) разработку собственной Концепции достойного труда, которую Россия пока не имеет, и построение экономической и социальной политики, исходя из современных возросших по сравнению с прошлым веком стандартов потребления и качества трудовой жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономика труда: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.В. Одегова. М.: Экзамен, 2004. С. 189.

2. Об основных итогах работы Федеральной службы по труду и занятости в 2012 г. и приоритетных задачах на 2013 г. в сфере установленных полномочий // Человек и труд. 2013. № 4. С. 3-7.

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

73

ОБЩЕСТВО

«РЕЛИГИОЗНОЕ ФЭНТЕЗИ» КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МИФОЛОГИИ

Иванова Е.В.

В данной работе определяется содержание понятия «религиозная мифология». Необходимость введения данного понятия в область религиоведения актуальна, т.к. четче проясняет сферы взаимодействия мифа и религии. Дается исходное определение мифа, религии, структурных составляющих религиозной мифологии. Одним из элементов религиозной мифологии в современной молодежной субкультуре выступает религиозное фэнтези. В статье автор дает характеристики этому явлению, указывает на характерные особенности религиозного фэнтези, связанные с современной массовой культурой

«RELIGIOUS FANTASY» AS AN ELEMENT OF MODERN RELIGIOUS MYTHOLOGY

E.V. Ivanova

In this work we define the content of the concept “religious mythology”. The necessity to introduce this concept into the field of Religion Studies is timely, as it

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.