Научная статья на тему 'Роль социального предпринимательства в развитии несырьевой экономики регионов Арктической зоны России'

Роль социального предпринимательства в развитии несырьевой экономики регионов Арктической зоны России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / TERRITORIAL BRANDING / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / INFRASTRUCTURE OF THE ARCTIC ZONE / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотовских Александр Валентинович

Статья посвящена проблемам развития Арктической зоны РФ, акцент сделан на вопросах социального предпринимательства и развития инфраструктуры региона. Особое внимание уделено проекту ФЗ «Об Арктической зоне РФ», а именно роли предпринимательства в тексте закона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of social entrepreneurship in the development of the non-salary economy of the regions Arctic zone of Russia

The article is devoted to the problems of development of the Arctic zone of the Russian Federation, the emphasis is on issues of social entrepreneurship and the development of the region's infrastructure. Particular attention is paid to the draft Federal Law «On the Arctic Zone of the Russian Federation», namely, the role of entrepreneurship in the text of the law

Текст научной работы на тему «Роль социального предпринимательства в развитии несырьевой экономики регионов Арктической зоны России»

УДК 334:338

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ

Александр Валентинович Федотовских, член рабочей группы «Социально-экономическое развитие» Государственной комиссии РФ по вопросам развития Арктики, профессор РАЕ, e-mail: chief@nrd.ru,

Президиум Координационного совета по развитию Северных территорий и Арктики Российского союза промышленников и предпринимателей,

http://рспп.рф

Статья посвящена проблемам развития Арктической зоны РФ, акцент сделан на вопросах социального предпринимательства и развития инфраструктуры региона. Особое внимание уделено проекту ФЗ «Об Арктической зоне РФ», а именно роли предпринимательства в тексте закона.

Ключевые слова: территориальный брендинг; социальное предпринимательство; инфраструктура Арктической зоны; социальная ответственность бизнеса.

DOI: 10.21777/2307-6135-2017-1-3-8

В ближайшее время депутаты Государственной Думы России примут долгожданный и так необходимый для развития Арктики ФЗ «Об Арктической зоне РФ». За последние десять лет различными структурами было разработано несколько редакций этого закона, однако по разным причинам ни одна из них не была утверждена. Новый закон проходит последние согласования, контуры его понятны и прошли предварительные утверждения.

Координационный совет по развитию Северных территорий и Арктики Российского союза промышленников и пред-А.В. Федотовских принимателей (РСПП) принимает самое активное участие в его доработке в части развития предпринимательства и модернизации инфраструктуры приарктических территорий. В проекте ФЗ предпринимательству отводится немаловажная роль - бизнес получит право участия в реализации государственной политики в Арктике, в т. ч. социальной. В этом контексте необходим поиск новых драйверов развития территорий и поддержка бизнеса. Малое и среднее предпринимательство развивается крайне неравномерно в связи с перекосом экономик приарктических регионов в сторону добычи минерально-сырьевых ресурсов крупными системо- и градообразующими компаниями. Этот фактор, а также и множество других накладывают свой отпечаток на предпринимательский климат в арктических муниципалитетах.

Несмотря на динамику в развитии макрорегиона, в Арктике практически нет по-настоящему инновационных, наукоемких и высокотехнологичных производств, основанных не на извлечении и переработке полезных ископаемых, а на производстве товаров или оборудования. Победителями проводимых конкурсов стартапов всех видов крайне редко бывают участники, ведущие хозяйственную деятельность в Арктике - отсутствие социального развития делает макрорегион в целом малопривлекательной территорией для малого и среднего предпринимательства и частной инициативы, и вкладывать в него средства нерентабельно.

Новая редакция ФЗ «Об Арктической зоне РФ» может изменить сложившуюся ситуацию. Бизнес готов менять пространство вокруг себя и стать драйвером развития городов Арктики. Социальное предпринимательство - одно из таких направлений.

Только часто употребляемых определений социального предпринимательства больше десятка. Одно из них гласит, что это «подход к решению социальных, культур-

ных и экологических проблем через технологии бизнеса и в частном секторе экономики». Другое - что это вид «социально экономической деятельности, который направлен на получение прибыли через решение острых социальных проблем определенной территории, реализацию новых подходов, методов, ресурсов и инструментов». Каждое из

определений верное и одновременно с этим дополняющее друг друга. Для различных территорий социальное предпринимательство может существенно различаться.

В России флагманом ведения долгосрочной системной деятельности по развитию института социального предпринимательства и социальной ответственности бизнеса является РСПП. В 2004 г. на Съезде РСПП была принята Социальная хартия российского бизнеса, новая редакция вышла в 2007 г. и принята к исполнению в 2008 г. Хартия представляет собой новый формат оценки совместного вклада бизнеса и его партнеров в устойчивое развитие страны и социальное благополучие. Это свод основополагающих принципов ответственной деловой практики, в котором прописаны взаимоотношения работника с работодателем, институтами гражданского общества, властными структурами, местным сообществом, обозначены принципы, связанные с экологической безопасностью.

Роль предпринимательства в тексте проекта ФЗ «Об Арктической зоне РФ»

В тексте проекта закона бизнес как институциональная сторона процесса развития Арктики встречается достаточно часто. В связи с тем, что главы и статьи закона могут претерпеть изменения, в настоящее время можно привести лишь общие выдержки из текста проекта ФЗ «Об Арктической зоне РФ» в контексте ведения хозяйственной деятельности малыми и средними предприятиями в целом и возможностей применения технологий социального предпринимательства в частности:

- Обеспечение развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса в Арктической зоне.

- Государственная поддержка предпринимательства в Арктической зоне: снижение налоговой нагрузки для предприятий, зарегистрированных в Арктической зоне, включая предоставление налоговых каникул; целевое кредитование субъектов предпринимательской деятельности на приобретение, строительство и реконструкцию объектов, используемых в основной хозяйственной деятельности.

- Создание условий для стимулирования взаимодействия корпоративного сектора (добывающих компаний) с малыми и средними предприятиями региона.

- Обеспечение занятости населения на основе переобучения трудоспособных безработных граждан, государственная поддержка различных форм самозанятости населения и предпринимательства, особенно в монопрофильных городах и поселках Арктической зоны, а также среди коренных малочисленных народов.

- Создание условий для привлечения и развития различных видов хозяйственной деятельности, соответствующих социальным, природно-климатическим и геополитическим условиям арктического региона.

- Стимулирование создания новых рабочих мест в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

- Стремление к более совершенному состоянию в сфере социального развития Арктической зоны.

Рис. 1. Заседание Коорсовета в Мурманске. Рис. 2. Социальная хартия российского бизнеса.

Источник: Российский союз промышленников и предпринимателей

- Модернизация объектов социальной инфраструктуры Арктической зоны.

- В области социального развития: улучшение качества жизни населения, проживающего и работающего в Арктической зоне, в том числе: обеспечение социальных гарантий, доступности услуг здравоохранения, образования и социальной защиты, бесперебойного снабжения доступными и качественными продуктами питания.

- Создание условий государственно-частного партнерства в решении социально-экономических проблем развития Арктической зоны.

- Улучшение социальных условий хозяйственной деятельности.

- Создание научных и образовательных институтов, обеспечивающих формирование в регионе кадровой базы (локализованного человеческого капитала) через привлечение и закрепление на территории талантливой молодежи, готовой и способной к продуктивной жизни и труду в Арктике.

- Создание многофункциональных центров прикладных квалификаций и проведение межрегиональных ярмарок вакансий.

Одновременно с этим в тексте закона прописана роль объединений работодателей и некоммерческих организаций, участвующих в формировании и реализации государственной политики в Арктической зоне:

- Осуществление государственной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций в Арктической зоне.

- Участие общественных организаций, работодателей и их объединений, профсоюзов, лиц, проживающих и работающих в АЗ РФ, в формировании государственной социальной политики в АЗ РФ.

- Координация деятельности органов исполнительной власти РФ и арктических субъектов РФ, МСУ, коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории АЗ в сферах: инвестиционной политики, развития рынка транспортных услуг, образования, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, использования научно-технического потенциала и т. д.

- Неправительственные научно-исследовательские организации в Арктической зоне обладают правом участия в конкурсе по распределению грантов, предоставляемых НКО участвующим в развитии институтов гражданского общества и реализующим социально значимые проекты на особых условиях.

Представленные положения дают возможность таким некоммерческим организациям, как РСПП и его представительства в регионах Арктической зоны, укрепить свои позиции и принимать более активное участие в государственной политике.

Таким образом, закон в случае его эффективного исполнения открывает для предпринимательства новые возможности, в т. ч. и в области развития социальной сферы.

Социальное предпринимательство в Арктике: образование и практика

Социальное предпринимательство в Арктике в его практическом аспекте выглядит менее развито, чем в других регионах России. В немаловажной степени связано это с тем, что с 1992 г. произошел значительный отток населения в другие регионы, в т. ч. с более благоприятными климатическими условиями. По примерным подсчетам население Арктической зоны уменьшилось с начала 1990-х гг. на 600 тыс. чел., что является значительным для региона. Это касается и деятельного работоспособного населения, и молодежи как будущего кадрового потенциала бизнеса на территориях. По данным Российского этнографического музея, численность постоянного населения в Арктической зоне РФ на начало 2013 г. составила 2,33 млн чел., или 1,6% населения страны, в 2016 г. прогнозное население 1,95-2,1 млн чел. Такие данные означают как минимум пропорционально меньшее число предпринимателей и меньшую активность с их стороны в связи с более трудными, чем «на материке», хозяйственными и природно-климатическими условиями жизнедеятельности.

Если рассматривать социальное предпринимательство в разрезе регионов, то ак-

тивность в этом направлении наблюдается в Архангельской и Мурманской областях, Республике Коми, Ненецком автономном округе и в Красноярском крае. Сильных проектов развития социального предпринимательства в Арктической зоне не так много.

В Архангельске успешно действует Центр социального предпринимательства и социальных инноваций. Это структурное подразделение Высшей школы экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова - С(А)ФУ. Цель создания центра - содействие развитию социального предпринимательства в Архангельской области, используя образовательный и научный потенциал С(А)ФУ на основе взаимодействия с органами власти, бизнесом и общественными организациями. Структурные подразделения Центра: экспертно-консультативный совет; лаборатория социальных инноваций, информационная редакция. Страница Центра на сайте С(А)ФУ: http://narfu.ru/finec/socialcenter. Также в области действует «Ассоциация частных медицинских и социальных организаций Архангельской области».

Благотворительный фонд развития сообщества «Гарант» обучает лидеров НКО, ТОС и предпринимателей в Школе социального предпринимательства. Школа проводится в рамках проекта «Финансовая грамотность НКО = эффективная деятельность» при поддержке Министерства по развитию местного самоуправления и внутренней политике Архангельской области. Страница школы на сайте Центра «Гарант»: http://center.ngogarant.ru/shkola-sotsialnogo-predprinimatelstva.

Архангельск стал первым городом Арктической зоны, собравшим действующих социальных предпринимателей на слет в ноябре 2015 г. Слет организовал Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» при поддержке Министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области.

В Сыктывкаре в 2015 г. было принято решение о создание «Ассоциации культурного предпринимательства Арктики». Миссия проекта состоит в продвижении локального этнокультурного предпринимательства, оказывающего реальный эффект на процессы устойчивого развития местных сообществ, а также на создание особой инфраструктуры для воспроизводства этнических культур в условиях инновационной экономики северных стран. В Нарьян-Маре представители фонда «Наше будущее» проводят обучение социальных предпринимателей, формируют пул бизнес-идей для территории, налаживают взаимодействие с ОМСУ и НКО, принимают заявки на конкурс «Социальный предприниматель».

Системная активность как в образовательной сфере, так и в практике, наблюдается в Мурманской области и Красноярском крае. Эти регионы являются территориями присутствия компании «Норникель», реализующей собственный масштабный проект развития социального предпринимательства. В регионах работает «Академия социального партнерства и развития» и оказывается финансовая поддержка наиболее содержательным проектам развития инфраструктуры. Программа стартовала в 2014 г., а уже в 2016 г. ГМК «Норникель» поддержала восемь бизнес-проектов, направленных на социальное развитие территорий. На эти цели компания направила 27,5 млн руб. в виде беспроцентных возвратных кредитов сроком на два года. В этой программе задействовано отделение РСПП - Союз «Северные промышленники и предприниматели» выступает грантооператором. В ряду основных направлений деятельности - привлечение малого и среднего бизнеса для решения социальных проблем, обучение социальному предпринимательству и бизнес-планированию, финансовая поддержка социальных бизнес-проектов на конкурсной основе. При поддержке «Норникеля» в рамках гранта, полученного по линии благотворительной программы «Мир новых возможностей», на Севере Красноярского края «Северные промышленники и предприниматели» реализуют проект «Бизнес-инкубатор социальных предпринимателей Арктики». Он стартовал в 2015 г., прошел апробацию, признан эффективным, получил большое количество положительных отзывов, благодарностей и готов к тиражированию в других городах Арктической зоны РФ, что является обязательным условием гранта. Кроме программ

обучения проект предполагает популяризацию социального предпринимательства в регионах Арктической зоны, поиск финансирования, в т. ч. государственная поддержка и микрофинансирование, гранты, льготное банковское кредитование и лизинг, менторство успешных предпринимателей над начинающими; профориентация студентов и старшеклассников в области предпринимательства. В планах на 2017 г. открытие Делового клуба социальных предпринимателей Арктики, а в 2018 г. планируется запуск пилотных проектов по реализации государственного социального заказа в Норильске и на Таймыре. Сайт инкубатора: ^^^агсйс-Боаа1.Ы2.

В Мурманской области при поддержке «Норникеля» успешно действует Деловой клуб социальных предпринимателей, созданный АНО «Центр управления проектами». Там наибольшая предпринимательская активность наблюдается в Кировске, Мончегорске, Никеле и Заполярном. В этих городах прослеживается последовательная политика градообразующих предприятий по поддержке малого бизнеса. Инициатор изменений -Кольская ГМК. Сайт центра: http://www.act4region.ru.

В итоге в 2015-2016 гг. в Мурманской области и на Севере Красноярского края появились: молочная кухня для детей раннего возраста, центры досуга, физического и эмоционального развития, дополнительного образования детей и взрослых, гостиница, детское кафе, база отдыха, мини-завод по переработке мяса и рыбы, ателье, всего двенадцать новых проектов. В 2017-2018 гг. запланирован запуск районной управляющей компании сферы ЖКХ, оснащение остановок транспорта электронными табло, социальное такси, детский кинотеатр и другие проекты.

В своей основе территории Арктической зоны представляют моноэкономики: нефтегазовый или горно-металлургический сектор, бюджетники и сравнительно небольшая добавка рыночных услуг - малого и среднего предпринимательства. Но именно этот небольшой по денежной емкости сектор и обеспечивает большинство инфраструктурных задач. И в этом секторе социальное предпринимательство может занять определенную нишу, в т. ч. и по решению части государственных или муниципальных задач, которые могут быть переданы на конкурсной основе бизнес-структурам и исполнены более эффективно, чем государственными организациями.

В число предполагаемых отраслей (сфер) эффективной экономической деятельности социального предпринимательства в Арктической зоне РФ можно включить: строительство и ремонт; бытовые услуги; туризм; транспорт и его обслуживание; телекоммуникации и связь; сельское хозяйство и пищевую промышленность, в т. ч. хозяйственную деятельность коренных народов Севера; ЖКХ; образование и социальную политику, в т. ч. в части исполнения государственного социального заказа.

Такой комплексный подход обеспечит не только развитие традиционной для АЗРФ добывающей экономики. Появятся новые экономические драйверы, требующие специалистов высокого уровня.

В августе 2016 г. Минэкономразвития РФ вынесло на обсуждение поправки в пакет законов, затрагивающих зону ответственности субъектов социального предпринимательства. Вместе с юридической формулировкой понятия «социальное предпринимательство» в тексте законопроекта определены общие принципы оказания поддержки субъектам данного направления бизнеса. Принятие таких поправок окажет огромное влияние на рост социального предпринимательства по всей стране, а в случае корреляция в будущем с ФЗ «Об Арктической зоне» позволит нейтрализовать сложившийся в

Рис. 3. Круглый стол «Роль МФЦ для бизнеса в поддержке социального предпринимательства в Арктике».

Источник: Северные промышленники и предприниматели

сторону добычи и переработки полезных ископаемых перекос, создать «альтернативную» экономику, вернуть привлекательность для проживания в приарктических регионах, несмотря на удаленность от крупных социально-культурных центров.

Литература

1. Аверин А. В., Рибокене Е. В. Стратегические приоритеты комплексного развития Арктического региона // Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: Материалы XI Международной научной конференции. 2015. С. 16-22.

2. Алексеев А. Н. Управление системой развития малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт // Управление в социальных и экономических системах: Материалы международной научно-практической конференции / под ред. Ю. С. Руденко, Р. М. Кубовой, М. А. Зайцева. 2015. С. 8-15.

3. Алямкина Е. А., Рибокене Е. В., Алексашина Е. В. Возможности обеспечения трудовыми ресурсами прибрежной зоны арктического региона // Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: Материалы XI Международной научной конференции. 2015. С.40-44.

4. Костромина Е. А. Роль корпоративной культуры в поддержании организационных изменений // Управление корпоративной культурой. 2014. № 4. С. 250-257.

5. Осипов В. С., Зельднер А. Г. Территории опережающего развития: институционализа-ция регионального экономического развития. - М., 2016.

6. Поздняков К. К. Предложения по созданию и улучшению региональной экосистемы социального предпринимательства // Вопросы экономических наук. 2015. № 6 (76). С. 67-69.

7. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях: коллективная монография / под ред. Ю. В. Гнездовой. - М.: Научный консультант, 2016. 150 с.

8. Семенов А. В., Руденко Ю. С., Разовский Ю. В. Стратегические приоритеты арктической геополитики России // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2014. № 5 (11). С. 3-10.

9. Разовский Ю. В., Алексеев А. Н., Шмелева А. Н., Алексашина Т. В., Руденко Л. Г., Барт Т. В., Бурыкин Е. С., Рязанов А. А. Стратегическое управление ресурсами прибрежных зон. Т. 2. Развитие инфраструктуры прибрежных зон / под общей ред. А. В. Семенова. - М.: МУ им. С. Ю. Витте, 2016. 150 с.

The role of social entrepreneurship in the development of the non-salary economy of the regions Arctic zone of Russia

Alexander Valentinovich Fedotovskikh, member of the working group «Social and Economic Development» of the State Commission of the Russian Federation on the development of the Arctic, Professor RAE, Presidium of the Coordinating Council for the Development of the Northern Territories and the Arctic of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs

The article is devoted to the problems of development of the Arctic zone of the Russian Federation, the emphasis is on issues of social entrepreneurship and the development of the region's infrastructure. Particular attention is paid to the draft Federal Law «On the Arctic Zone of the Russian Federation», namely, the role of entrepreneurship in the text of the law.

Keywords: territorial branding, social entrepreneurship, infrastructure of the Arctic zone, social responsibility of business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.