УДК [332.1+338.2](470.11)(985)(045)
Портфель арктических проектов Архангельской области
© Лукин Юрий Фёдорович, доктор исторических наук, профессор, директор института управления и регионологии САФУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected].
© Михайловский Евгений Александрович, министр экономического развития Архангельской области. E-mail: [email protected].
© Бачериков Олег Васильевич, начальник управления стратегического планирования и прогнозирования Министерства экономического развития Архангельской области. E-mail: BacherikovOV@dvinaland. ru.
© Нестеренко Мария Юрьевна, директор центра «Арктические партнерства» института управления и регионологии САФУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: maria-nesterenko@ mail.ru.
Портфель проектов разработан проектной командой Министерства экономического развития Архангельской области и центра «Арктические партнерства» института управления и регионологии САФУ имени М. В. Ломоносова в качестве предложений для включения в программу «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации». Ключевые слова: Арктика, проекты, Архангельская область.
Portfolio of Arctic projects of the Arkhangelsk area © Yuri F. Lukin, Doctor of the History, Professor, Director of the Institute of Management and Regional Studies of NArFU named after M. V. Lomonosov. E-mail: [email protected].
© Evgeny A. Mihailovsky, Minister of the economic development of the Arkangel region. E-mail: [email protected].
© Oleg V. Bacherikov, head of department of strategic planning and forecasting of the Ministry of economic development of the Arkhangel Region. E-mail: [email protected].
© Maria Y. Nesterenko, Director of the center “Arctic Partnership” an Institute of the Management and Regional Studies of NArFU named after M. V. Lomonosov. E-mail: maria-nesterenko@ mail.ru.
Abstract
Projects developed by the Ministry of Economic Development of the Arkhangelsk region and the center of “Arctic Partnership” an Institute of Management and Regional Studies of the NArFU named after M. V. Lomonosov as project proposals for inclusion in the program “Economic and social development of the Arctic zone of the Russian Federation”.
Keywords: Arctic, projects, Arkhangel region.
Стратегические вопросы дальнейшего развития Российской Арктики активно обсуждаются в субъектах федерации, входящих в АЗРФ. Состоявшееся 15 февраля 2012 года в Минрегионе России совещание, созванное по инициативе министра экономического развития Архангельской области Евгения Михайловского, рассмотрело проект подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации» государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения»1.
В работе совещания участвовало 62 человека, включая представителей Минрегиона России, аппарата Совета безопасности РФ, Счетной палаты РФ, других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также ОАО «РЖД»,
1 Арктической зоне России подготовили проект развития. URL: http://www.minregion.ru/press_office /newsZ1799.html (дата обращения: 03.03.2012).
ГНИУ СОПС, ОАО «ЛУКОЙЛ», ООО «Печора СПГ», ФГУП «ЦАГИ», ОАО «Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный», ОАО «Штокман Девелопмент АГ», ЗАО «СН Инвест», ОАО «Ямальская железнодорожная компания», Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, ОАО «Институт экономики и развития транспорта». На совещании с докладами выступили министр экономического развития Архангельской области Е. А. Михайловский и директор центра «Арктические партнерства» института управления и регионо-логии САФУ имени М. В. Ломоносова М. Ю. Нестеренко.
Они представили портфель проектных предложений Архангельской области. Локус всех проектов направлен на создание условий для комплексного, устойчивого, долгосрочного социально-экономического развития Архангельской области и НАО в интересах укрепления основ российской государственности. Реализация комплексных проектов и мероприятий территориального развития Архангельской области и НАО будет способствовать: возрастанию уровня конкурентоспособности АЗРФ и России в целом; повышению качества жизни и благосостояния населения; усилению стратегического партнерства с другими субъектами АЗРФ, приарктическими и другими государствами при изучении, освоении, эксплуатации арктических пространств и ресурсов.
Список проектных предложений Архангельской области включает положения одного из обсуждаемых вариантов госпрограммы АЗРФ-2020 (левый столбик) и предложения Архан-
гельской области, подготовленные проектной командой.
Основные мероприятия подпрограммы ЭиСР АЗРФ-2020 Проектные предложения, предлагаемые для реализации в Архангельской области и НАО
6.1. Создание институциональных условий для эффективного управления и устойчивого развития АЗРФ, формирование нормативной правовой и законодательной базы для закрепления макрорегиона в качестве объекта особого государственного управления 6.1. Создание региональных институтов для эффективного управления, устойчивого развития, горизонтальной интеграции и кооперации: Региональное арктическое агентство Архангельской области и НАО в структуре правительства Архангельской области (далее - АО). Арктический союз регионов России (АСРР) - рабочая сеть в Интернете. Реализует центр «Арктические партнерства» института управления и регионологии Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. Арктический региональный Совет (АРС) Архангельской области и НАО. Входят представители власти, бизнеса, гражданского общества, организаций, работающих в АЗРФ. Совет Белого моря, в который бы вошли главы муниципальных образований на побережье Белого моря из Республики Карелия, Архангельской и Мурманской областей, НАО. Уточнение состава поселений муниципальных образований, входящих в АЗРФ, и создание информационной базы данных. Подготовка к реализации пилотных проектов по формированию экономических механизмов межрегиональных отношений
6.2. Реализация механизма согласования схемы территориального планирования АЗРФ с документами стратегического планирования развития территории 6.2. Разработка модели «Мастер-план Архангельской области» как проекта основных направлений развития бизнеса и формирования портфеля бизнес-проектов региона с учетом имеющейся схемы территориального планирования, стратегии развития, прогноза средне-
АЗРФ срочного развития и других действующих документов на основе создания региональной системы управления проектами с использованием стандарта Project Management Body Of Knowledge (PMBOK), проектного офиса на платформе «Майкрософт» и применения других современных технологий. Использование данной модели для разработки и реализации проектов развития приморских территорий и прибрежных акваторий муниципальных образований АО и НАО, других субъектов АЗРФ
6.3. Формирование кластерной политики в Арктике и реализация проектов по созданию кластеров на федеральном, региональном и локальном уровнях в интересах повышения глобальной и субрегиональной конкурентоспособности АЗРФ 6.3. Разработка концепции кластерной политики АО и НАО в рамках проведения соответствующей НИР «Кластеры Белого моря» (правительство АО, администрация НАО, ИУиР САФУ имени М. В. Ломоносова). Проекты развития и функционирования кластеров: Северодвинского машиностроительного кластера оборонно-промышленного комплекса (Севмаш, Звездочка и др.). Лесопромышленного кластера АО. Кластер въездного туризма, включая арктический туризм: национальный парк «Русская Арктика» (Новая Земля, ЗФИ), острова Соловки, Вайгач, археологический комплекс «Беломорские петроглифы» (близ Беломорска, Залавруга у реки Выг), по трассе Севморпути и др. Научно-образовательный кластер с ядром Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова в Архангельске, Северодвинске, Нарьян-Маре, Коряжме. Увеличение темпов роста инновационной активности предприятий, входящих в кластеры, темпов повышения интенсивности развития малого и среднего предпринимательства в АО и НАО; темпов роста привлеченных прямых инвестиций в региональную эконо-миику. Повышение конкурентоспособности Архангельской области и НАО
6.4. Разработка и реализация пилотных проектов на территории АЗРФ (проведение НИР, разработка нормативно-правовых актов по: отработке финансовоэкономических, организационных механизмов их реализации; государственной поддержке хозяйствующих субъектов и субъектов РФ, муниципальных образований в социально-значимых сферах: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство, образование, культура, здравоохранение) 6.4. «Большой Архангельск» - городская агломерация, включающаяся города Архангельск, Северодвинск, Но-водвинск общей численностью 589,9 тыс. чел., что составляет почти половину от общей численности населения Архангельской области, включая НАО (1,22 млн), по переписи 2010 года. Формирование высоко урбанизированной территории за счет развития скоростной системы транспортного сообщения между этими городами; создания единой транспортной и логистической инфраструктуры; перенесения производства в пригородные зоны; переселения людей из города-ядра в пригороды и их постепенное поглощение разрастающимися городами; формирования общего торгового, образовательного и культурного пространства. «Арктика в законе». Составление международного сборника официальных нормативных документов, составляющих широкую международно-правовую базу, применимую к Арктике. Корректировка региональных целевых программ, реализуемых в АО и НАО с учетом арктического вектора политики российского государства
6.5. Активная пропаганда государственной политики РФ в Арктике, популяризация целей и задач, программных мероприятий 6.5. Создание и функционирование арктических интеллектуально-информационных площадок САФУ имени М. В. Ломоносова: информационные порталы, сайты, журналы «Арктика и Север», «Вестник САФУ»,
и проектов подпрограммы (проведение выставок, конференций, форумов, телепередач, освещение в СМИ), в том числе организация площадок обсуждения с международным сообществом вопросов развития Арктического региона в рамках проведения международных выставок ЭКСПО «Арктика-2015», «Арктика-2017», «Арктика-2020» центр «Арктические партнерства» и др. День Арктики - ежегодно отмечается в последний календарный день зимы (28 или 29 февраля) с целью привлечения внимания к проблемам Арктики и Севера России и популяризации знаний. Проведение в Архангельске и Нарьян-Маре выставок, конференций, форумов, телепередач, освещение в СМИ. Издание серии монографий и статей по тематике «Российская Арктика: история, современность, перспективы, геополитика, регионология» и др.
6.6. Проведение научноисследовательских и опытноконструкторских работ в интересах эффективной реалиизации подпрограммы, интенсификация научных исследований и усиление интеллектуального присутствия России в Арктике, развитие инфраструктуры инновационного комплекса 6.6. Региональный центр комплексного управления приморскими территориями и прибрежными акваториями (Север Европейской части РФ) на базе САФУ имени М. В. Ломоносова и АНЦ УрО РАН. Аудит, оценка современного состояния научного потенциала РФ, качества проводимых научных исследований Арктики. Создание в Архангельске системы управление Единой циркумполярной сетью коммерческой инновационной инфраструктуры: интеллектуальных территорий, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, технико-внедренческих зон, венчурных фондов и компаний. Разработка технологий междисциплинарного, регионологического (синтеза знаний о регионах АЗРФ) и экологического мониторинга состояния арктических территорий и акваторий на базе фундаментальных и прикладных, экспедиционных и экспериментальных исследований. Формирование информационных баз данных на основе междисциплинарного синтеза и регио-нологии. Магистерские программы в САФУ: «Управление развитием территории», «Управление социальным развитием», «Управление этнокультурными процессами региона», «Мастер публичного администрирования» и др. Модернизация учебных курсов и других образовательных программ. Участие в НИД плавучей лаборатории по экологическому мониторингу в Арктике
6.7. Обеспечение режима взаимовыгодного сотрудничества РФ с приарктическими государствами, увеличение взноса в Фонд поддержки проектов Арктического Совета (Arctic Council Project Support Instrument - PSI), создание системы региональных агентств по этому инструменту 6.7. Проект создания регионального агентства Фонда поддержки проектов Арктического Совета (Arctic Council Project Support Instrument - PSI). Дальнейшее развитие международного сотрудничества организаций Архангельской области и НАО. Увеличение числа российских культурных и просветительских акций, проведенных за рубежом. Проведение конференций, семинаров с международным участием в Архангельске и Нарьян-Маре, в том числе Ломоносовских чтений, Арктического и Соловецкого форумов и др. Создание специального фонда приарктических государств и бизнеса для строительства многоцелевого туристического судна класса Small Ships - до 150-200 пассажиров на борту standard (2*-4*) тоннажом от 1 000 до 5 000 т с целью организации международного арктического туризма, научно-исследовательских экспедиций и практик с участием студентов и научных сотрудников из России (САФУ и др.), Норвегии (Университета Тромсё), Канады и других стран. Круизные морские маршруты в рамках интенсификации межрегионального и международного сотрудничества с от-
правлением из Архангельского морского порта
6.8. Создание сегмента «Аркти-ка-МС2» подсистемы космической связи «Арктика-МС» многоцелевой космической системы «Арктика» 6.8. Организация взаимодействия многоцелевой космической системы «Арктика» и ее сегментов с Центром космического мониторинга Арктики САФУ имени М. В. Лом.оносова, осуществляющим мониторинг территории региона и предоставление информации в режиме близком к реальному времени для поддержки принятия управленческих решений хозяйствующим субъектам. Актуальная спутниковая съемка позволяет вести наблюдение за ледовой обстановкой, ведением лесного хозяйства, рыболовства, недропользования, строительства и т. п. Радиус обзора станции «УниСкан-36», установленной в САФУ, составляет 3 500 км
6.9. Разработка и реализация комплексной программы «Энергия Арктики» с учетом обеспечения экологической безопасности макрорегиона 6.9. Проект «Мезенская приливная электростанция». Мезенскую ПЭС (Архангельская область, Мезенский залив Белого моря) проектной мощностью 4 000 МВт с возможностью увеличения до 8 000 МВт можно считать наиболее перспективной приливной электростанцией в России, использующей возобновляемые источники энергии. Повышение качества жизни населения на основе увеличения энергообеспеченности макрорегиона
6.10. Обеспечение комплексного развития регионов, связанного с активизацией мореплавания по трассам в акватории СМП 6.10. Размещение администрации Севморпути в Архангельске обосновывается исторически, территориально, экономически. Обеспечивается научнообразовательное, информационно-космическое, кадровое сопровождение, сервисное обслуживание. Имеется опыт решения задач «северного завоза», обслуживания межрегиональной и международной торговли. Создается Центр мониторинга Арктики и управления СМП. Все арктические информационные платформы через Центр мониторинга Арктики и управления СМП в Архангельске увязываются каналами связи с центрами сбора, первичной обработки, хранения и предоставления информации в единое информационное ядро - «арктическое кольцо информации», из которого информация затем поступает в управленческие, исследовательские, консалтинговые структуры для анализа и интерпретации, а также трансформируется в знание о специфике арктических природных процессов и природных ресурсов. Развивается природно-ресурсный сервис - изучение природных активов, управление природными ресурсами (ресурсный менеджмент) на суше и в акватории АЗРФ. В связи с развертыванием мегапроекта освоения арктического шельфа максимальное развитие в прогнозный период до 2020 года получат интеллектуальные сервисные фирмы морской геологии, прежде всего морской сейсморазведки
6.11. Создание перспективной авиационной и амфибийной техники, необходимой для использования в АЗРФ 6.11. 1) Изучить возможности создания арктической техники, ее компонентов в машиностроительном кластере Архангельской области. 2) Ключевыми и приоритетными проектами Архангельской области в транспортно-логистической отрасли являются строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» (Архангельск - Сыктывкар - Гайны - Соликамск) и нового глубоководного района «Северный» Архангельского морского порта. Оба проекта составляют основу Комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области.
3) С целью интеграции транспортной системы АЗРФ в единую государственную транспортную систему подготовить технико-экономическое обоснование строительства автодорог: Нарьян-Мар - Мезень - Архангельск с выходом на федеральную трассу М-8; Архангельск -Северодвинск - Онега; Архангельск - Летняя Золотица. 4) Развитие малой авиации
6.12. Обеспечение комплексного территориального развития регионов, участвующих в реализации проекта «Освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции» в АЗРФ 6.12. Оценка мероприятий, связанных с реализацией проекта «Освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции» на комплексное территориальное развитие АЗРФ. В том числе следующих мероприятий: строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар -Тельвиска со сталежелезобетонным мостом; строительство и комплексная реконструкция аэропортового комплекса в городе Нарьян-Маре; строительство железной дороги Воркута (Хальмер-Ю) -Усть-Кара; строительство газопровода Тельвиска - Великовисочное с отвороткой на Оксино; реконструкция морского торгового порта в городе Нарьян-Маре. Реализация основного проекта мероприятия «Печора СПГ». Он предусматривает на базе освоения Кумжин-ского и Коровинского месторождений строительство плавучего завода СПГ и его эксплуатацию в южной части акватории Баренцева моря. Прогнозируемый объем добычи с этих месторождений НАО с 2015 года составит 4,2 млрд куб. м в год природного газа и 136,6 тыс. т в год стабильного конденсата. Мощность завода СПГ при этом объеме добычи составит 2,68 млн т в год. Реализация проекта «Печора СПГ» позволит увеличить поступления в бюджеты всех уровней в среднем на 8 млрд рублей в год; достичь макроэкономического эффекта от реализации проекта в 900 млрд рублей; обеспечить системой газоснабжения населенные пункты НАО в районе прохождения трассы газопровода УКПГ поселка Красное - завод СПГ. Подготовка предложений по корректировке на этой основе действующих федеральных целевых программ и государственных программ РФ
6.13. Обеспечение комплексного территориального развития регионов, участвующих в реализации проекта по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения 6.13. Оценка мероприятий, связанных с реализацией программы по комплексному освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения и созданию соответствующей инфраструктуры в Архангельской области, включая обучение кадров, использование аэродрома на Новой Земле, производственной базы Севмаша, Звездочки и других предприятий; сервисное обслуживание и логистику
6.14. Обеспечение комплексного территориального развития регионов, участвующих в реализации проекта «Комплексное освоение месторождений углеводородов полуостровов Ямал и Гы-дан и прилегающих акваторий» 6.14. Участие машиностроительных предприятий Архангельской области в изготовлении оборудования для решения указанных задач
6.15. Реализации мер социальной и национальной политики по закреплению и повышению качества жизни населения, в том числе за счет создания финансово-экономических механизмов 6.15. Разработка и реализация региональных проектов по снижению естественной и миграционной убыли населения АО и НАО, увеличению численности постоянного населения, снижению сальдо ежегодной внешней миграции, повышению суммарного коэффициента рождаемости, снижению преждевременной смертности и
освоения природно-ресурсного потенциала АЗРФ смертности от неестественных причин, увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни. Создание условий для закрепления и привлечения в АО, включая НАО, высококвалифицированных трудовых ресурсов, а также повышения качества жизни проживающего населения. Создание системы Арктического медикоэкологического (социально-экологического) мониторинга для слежения за состоянием здоровья населения (в том числе и аборигенного), проживающего и действующего на территории Арктики и Севера России и прогнозирования влияния климатических изменений на здоровье, состояние среды обитания человека и объекты инфраструктуры в АЗРФ. Междисциплинарная, регионологическая оценка и обоснование норм санитарного благополучия (общественного здоровья), питания, состояния жилых домов и общественных зданий (школ, больниц и др.), адекватных для проживания людей с учетом возможных сценариев развития климатических процессов. Оценка рисков для жизни и здоровья северян, связанных с авариями на системах индивидуального и коммунального отопления, с системами хозяйственно-питьевого водоснабжения населения; промышленной и хозяйственно-бытовой очисткой и отведения сточных вод; со сбором и утилизацией бытовых ТО и другими коммунальными рисками
6.16. Развитие образования, кадровое и информационноаналитическое обеспечение системы государственного управления АЗРФ 6.16. Проект «Человеческий капитал Арктики». Создание институционального дизайна системы - инфраструктуры рынков труда и образования; информационных баз данных действующих и потенциальных работодателей в АЗРФ, выпускников САФУ по группам направлений обучения (бакалавров и магистров). Мониторинг потребности в кадрах специалистов для АЗРФ и коррекция направлений подготовки в САФУ и других учебных заведениях РФ. Рост конкурса в САФУ имени М. В. Ломоносова на специальности, связанные с работой в АЗРФ. Формирование в САФУ имени М. В. Ломоносова структуры подготовки кадров, адекватной потребностям экономики и социальной сферы Европейского Севера России, увеличение объемов подготовки по профессиям (направлениям), востребованным на рынке труда АЗРФ. Развитие и сохранение (укрепление) сети этнокультурных образовательных учреждений. Развитие дистанционных образовательных технологий. Обеспечение участия бизнеса в подготовке специалистов, востребованных на рынке труда. Разработка губернаторской программы подготовки управленческих кадров в АО
6.17. Развитие культуры, повышение социальной и территориальной доступности социокультурных услуг, развитие инфраструктуры, культуры 6.17. Реализация мер по повышению доступности услуг культуры в муниципальных образованиях АО и НАО. Разработка инфраструктурного проекта «Культура Русского Севера» с учетом действующей схемы территориального планирования для последующего включения в ФЦП, ГП, инвестиционные фонды
6.18. Предоставление субсидий субъектам РФ, расположенным в АЗРФ, на модернизацию жилищно-коммунального комплекса и развитие энергетики, в том числе возобновляемой (создание бла- 6.18. Повышение уровня благосостояния населения и качества жизни в АО и НАО как основного приоритета деятельности региональных и муниципальных органов власти и управления. Повышение эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе путем повышения его энергоэффективности. Сокраще-
гоприятной среды обитания) ние численности населения, живущего в неблагоустроенном и ветхом жилье
6.19. Адаптация социальноэкономического развития АЗРФ к возможным последствиям глобальных климатических изменений 6.19. Разработка САФУ имени М. В. Ломоносова новых методик испытаний и численных моделей деформирования и разрушения мерзлых грунтов. Система мониторинга состояния многолетнемерзлых толщ. Прогноз развития опасных природных процессов на территориях активной хозяйственной деятельности в районах АЗРФ. Комплекс прогностических методов оценки риска природных катастроф. Научно-методическое обеспечение безопасности строительства важнейших проектов, связанных с освоением Севера. Электронные базы данных природного и техногенного риска для северных регионов России. Разработка современных мер инженерной защиты объектов и населения. Создание программного комплекса для тепловых расчетов мерзлых толщ и прогноза мерзлотных процессов. Оценка рисков для жизни и здоровья северян, связанных с авариями на системах индивидуального и коммунального отопления, с системами хозяйственнопитьевого водоснабжения населения; промышленной и хозяйственно-бытовой очисткой и отведения сточных вод; со сбором и утилизацией бытовых ТО и другими коммунальными рисками
6.20. Развитие технологий, методов и моделей обеспечения гидрометеорологической безопасности в Арктике 6.20. Участие Северного УГМС, САФУ имени М. В. Ломоносова, АНЦ УрО РАН в разработке и создании системы гидрометеорологической безопасности населения, экономической и иных видов деятельности в Арктике. Изучение и оценка региональных и глобальных изменений климата и их возможного влияния на другие природные процессы, экономику и здоровье населения, проживающего в этих регионах. Развитие методических основ усвоения данных и создания информационной инфраструктуры. Повышение достоверности прогнозов и оценок погодно-климатических условий и состояния загрязнения окружающей среды Арктики. Строительство многоцелевого научноисследовательского судна ледового класса «М. В. Ломоносов» с азиподом для эффективного экосистемного менеджмента, проведения научно-исследовательских экспедиций и практик с участием студентов и научных сотрудников САФУ, направленных на обеспечение гидрометеорологической безопасности в Арктике, изучение минерально-сырьевых ресурсов, природных особенностей, археологического и культурного наследия Арктики
По некоторым указанным выше проектным предложениям существуют серьезные наработки, другие находятся пока в стадии бизнес-идей. О возможности их реализации говорили в своих выступлениях в САФУ 29 февраля 2012 года губернатор Архангельской области И. А. Орлов, а также министр экономического развития Е. А. Михайловский. Публикуя портфель арктических проектов, мы вводим их в открытое информационное пространство, надеясь на активное соучастие всех, кто желает принять участие в выработке стратегических инициатив региона. Не имея возможности детально осветить все проекты, остановимся на отдельных из них.
Арктический союз регионов России2
Главная цель проекта заключается в получении синергетического эффекта, развитии сетевой горизонтальной организации взаимодействия субъектов АЗРФ и муниципальных образований для:
а. развития диалога народов и культур, доверия и взаимопонимания между людьми, властью и бизнесом;
б. укрепления арктической солидарности и информационного взаимодействия субъектов и муниципальных образований АЗРФ с использованием современных информационнокоммуникационных технологий (ИКТ);
в. удовлетворения потребностей разных социальных групп в информации, знаниях, коммуникациях, социально-культурном и этническом взаимодействии;
г. организации межрегиональной горизонтальной координации, кооперации и интеграции экономической, социальной, политической, культурной деятельности регионов АЗРФ, включая субъекты РФ и муниципальные образования;
д. бенчмаркинга - использования лучшего позитивного опыта управления и жизнедеятельности региональных социумов, муниципальных образований, самоуправляемых общин;
е. сбережения людей, приумножения человеческого капитала в Арктике и на Севере, роста качества и уровня жизни коренных народов (больших и малых) приарктических территорий России.
ж. формирования толерантности, мультикультурализма; налаживания эффективных коммуникаций; повышения открытости и информационной доступности этнокультурного наследия коренных народов Арктики и Севера в условиях существования трансграничного пространства;
2 Данный проект был разработан еще в конце 2010 года и публично озвучен профессором Ю. Ф. Лукиным 24 марта 2011 года, а затем, 2 июня 2011 года, во время проведения 14-го Соловецкого форума «Геополитика Арктики». Юрий Лукин: «К управлению Арктикой должны быть привлечены северные регионы России». иРЬ: http://www.edu-all.ru/pages/fullnews.asp?idnews=2309&PHPSESSID=4d7d69745a7e 252c30f3a0dec9a3dd25; Ученые предлагают создать Арктический союз регионов России. 02.06.2011. иРЬ: http://ria.ru/arctic_news/20110602/383327466.html; САФУ предлагает создать Союз Арктических регионов России. иРЬ: http://www.regnum.ru/news/1411633.html (дата обращения: 24.03. 2012).
з. усиления роли субъектов АЗРФ на международной арене.
В долговременной перспективе проект нацелен на создание Арктического федерального округа как арктического межрегионального партнерства органов государственной власти и управления, самоуправления, бизнеса, гражданского общества и северных этносов, обеспечение их присутствия в глобальном информационном пространстве Интернета, социальных сетей.
Важно подчеркнуть, что ассоциация или межрегиональное некоммерческое партнерство «Арктический федеральный округ» (АФО) создается поэтапно, на основе Арктического соглашения, а затем - формирование сетевой организации «Арктический союз регионов России» по инициативе снизу, но при
Арктический Федеральный округ поддержке федеральных структур
власти и управления. Проект на-
Виртуальный Арктический Федеральный округ
• Взаимодействие власти, бизнеса, науки, населения
Дискуссионная платформа, диалог, обмен мнениями Актуальная информация, новости, внедрение лучшего опыта АЗРФ
Совместные проекты, кооперация ресурсов
Электронное правительство
целен на приумножение человеческого, креативного капитала в Арктике и на Севере России, сбережение людей, рост качества и уровня жизни коренных народов (больших и малых), получение синергетического эффекта.
«Создание виртуального федерального округа арктических регионов - очень интересная идея, ее нужно обязательно поддерживать», - об этом заявил директор Центра экономики Севера и Арктики СОПС, доктор географических наук, профессор А. Н. Пилясов. «Я сейчас думаю о том, как извлекать эффект возрастающей отдачи из российских пространств. Через месяц у меня будет издана книга, которая называется „Синергия пространства'', - рас-
сказал он. - Идея этой книги в том, что на российских пространствах нужно иметь высека-телей этой синергии, когда умный общается с умным и становится умнее. Конечно, все сетевые формы сотрудничества обеспечивают синергию, потому что привлечение каждого нового элемента обеспечивает сети кумулятивный эффект. На западе уже умеют использовать сетевые формы сотрудничества. Например, обучение безработных друг у друга, где не наставник рассказывает, как преодолеть безработицу, а сами бывшие безработные. Люди учатся, общаясь - это и есть синергия. И нам важно это осваивать, переходить от линейного обучения к сетевому, когда каждый обучает каждого. Поэтому, конечно, идея создания виртуального округа, чтобы арктические регионы учились друг у друга, подхватывали опыт и тиражировали его - это очень хорошая идея. Такое сотрудничество очень важно, особенно в России, где все горизонтальные связи через Москву проложены!»3
Мастер-план Архангельской области К настоящему времени в субъектах РФ накоплен как позитивный, так и негативный опыт стратегического управления и планирования. В Архангельской области, например, фактически не работает «Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года». Не всегда эффективным является управление реализуемыми проектами и программами. Все более актуальными становятся аудит практики стратегическим планированием регионов, бенчмаркинг, поиск относительно новых моделей управления проектами и программами, апробация более эффективных инструментов и механизмов проектного менеджмента, чем те, которые сегодня преобладают в практике регионов АЗРФ4. Цель: разработка современной модели регионального «Мастер-плана» как проекта основных направлений развития экономики и формирования портфеля бизнес-проектов региона с учетом имеющейся схемы территориального планирования, стратегии развития, прогноза среднесрочного развития и других действующих документов на основе создания проектного офиса для оперативного управления реализуемыми проектами и обучения персонала.
В процессе его создания и реализации решаются следующие задачи:
1. Аудит (ревизия), сбор, аналитическая обработка, синтез всего массива информации, имеющейся в министерствах и департаментах правительства Архангельской области, областном Собрании депутатов, федеральных органах власти, муниципальных образованиях по вопросам стратегического планирования и управления проектами (URL: http://www.dvinaland.ru/economy/strategy/), SWOT-анализ достигнутых результатов, выявление имеющихся возможностей и угроз долгосрочного, среднесрочного, краткосрочного (оперативного) планирования и управления регионом.
2. Обучение, профессиональная переподготовка, повышение квалификации специалистов муниципальных образований, предпринимателей (малый и средний бизнес), государственных служащих (руководителей управлений, отделов, специалистов), депутатов всех уровней власти. Реализация губернаторской программы подготовки управленческих кадров
3 Директор Центра экономики Севера и Арктики СОПС: Идею создания Арктического федерального
округа нужно поддерживать. URL: http://www.regnum.ru/news/1507324.html (дата обращения:
24.03.2012).
4 Предлагаемая модель мастер-плана разработана Ю. Ф. Лукиным при участии И. Б. Колпакова, И. Д. Гуревича.
(образовательные программы «Управление проектами», «Мастер публичного администрирования», целевой губернаторский прием на обучение по государственному и муниципальному управлению и др.).
3. Разработка основных направлений развития бизнеса с учетом ресурсно-сырьевого потенциала, имеющегося человеческого капитала, действующей и прогнозируемой инфраструктуры, возможностей инвестирования в социальную сферу жизнедеятельности, экономику и культуру региона. Схема территориального планирования Архангельской области (URL: http://www. dvinaland.ru/region/map/) как основа для разработки комплекса проектной и правовой документации, регулирующей и регламентирующей градостроительную деятельность, а также обеспечивающей устойчивое функционирование территории области.
4. Формирование портфеля бизнес-проектов (бизнес-идей, проектных предложений, бизнес-планов, социальных проектов ТОСов, НКО) федерального, регионального, муниципального уровней, обеспечивающих стабильный социально-экономический рост региона в ближайшие 3-5 лет. В Архангельской области реализуется 38 долгосрочных целевых региональных программ. В муниципальных образованиях выполняются планы социальноэкономического развития и местных бюджетов.
5. Создание проектного офиса для управления проектами, внедрение в практику работы субъекта РФ и муниципальных образований региона, предприятий и организаций бизнеса современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на основе Microsoft Project и Instant Business Network.
6. Разработка региональной системы управления проектами с использованием стандарта Project Management Body Of Knowledge и его адаптация, специализация и детализация, привязка к реалиям региона. PMBOK - Project Management Body Of Knowledge (PMI), признаваемый многими международным стандартом де-факто, и стандарт ISO10006:1997, придавший ряду наиболее важных положений PMBOK статус стандарта де-юре.
7. Формирование позитивного имиджа региона, оценка потенциала креативности (индекс креативности) региона в сравнении с другими субъектами АЗРФ и использование возможностей САФУ имени М. В. Ломоносова для его роста.
Министерство экономического развития региона на этом и последующем этапах выполняет роль интегратора и координатора работы по стратегическому управлению и планированию среди всех других министерств, отделов, управлений, а также контролирует весь процесс реализации намеченных мероприятий.
Предлагаемый синергетический проект региональной модели мастер-плана не является чем-то абсолютно новым, неожиданным. Новизна заключается здесь, скорее всего, в изменении мышления лиц, принимающих решения, и в соединении известных технологий стратегического планирования, управления проектами с использованием существующих стандартов проектного менеджмента, в создании проектного офиса (Microsoft Project Server), а также в обучении персонала и формировании профессиональных компетенций. Еще один ключевой момент заключается в увязке стратегий, программ, проектов развития регионов, муниципалитетов с имеющимися схемами территориального планирования (СТП). Управление проектами: ЛПР + (стратегии, программы + СТП) + стандарты PMBOK + ИКТ
(Microsoft Project) + люди, компетенции - вот формула такого синергетического подхода, который рассматривается на примере Архангельской области, но, безусловно, может быть реализован в любом субъекте АЗРФ, в частности в НАО и др.
Правительства Архангельской (
С «верный Арктический :
М ,'Б. Лаи а шкала
'План реализации Мастер - плана Архангельской области
Этап I. Организационно-подготовительный Этап II. Информационно-аналитический Этап III. Формирование региональных проекта в Этап IV, Проектный, разработка продуктов 2012-2013 гг
Портфель бизнес-проектов АО (2012-2013 тт)
Муницип альные портфели инвестиционных, социальных бизнес- проектов
Внедрение системы Microsoft Project и создание структуры «Проектный офис»
Разработка региональной системы управления проектам
Формирование
позитивного имиджа региона
Продвижение полученных продуктов для п олучения инвестиций
На муниципальном уровне проводится сравнительный анализ, исследование моделей стратегического управления муниципальными образованиями региона с учетом Схемы территориального планирования Архангельской области, складывающейся демографической ситуации, развития малого и среднего бизнеса, предпринимательской активности, уровня подготовки кадров и других факторов. Обязательно осуществляется коррекция бизнес-планирования с учетом функционального зонирования; системы межселенного обслуживания (ранжирование узлов расселения по номенклатуре проектных объектов социального и культурно-бытового обслуживания); формирования групповых систем населенных мест (ГСНМ): 1) Архангельская (Архангельск с Новодвинском, Северодвинском, смежными поселениями Приморского района) - это перспективный проект развития Большого Архангельска как городской агломерации ХХ1 века; 2) Котласская (Котлас и Коряжма со смежными поселениями Котласского района); 3) Плесецкая (город Мирный с поселком городского типа Плесецк, с последующим включением поселков городского типа Североонежск, Оксовский, Савинский, Пуксоозеро и Емца). Разработка муниципального портфеля социальных (бюджетных) и бизнес-проектов выполняется на основе использования технологий выявления креативных идей (обучение кадров, тренинги, конкурсы, индивидуальные и групповые консультации, формирование проектных и интеллектуальных муниципальных команд) для разработки бизнес-планов, инвестиционных проектов и программ.
На региональном уровне важно провести сбор информации об имеющихся стратегических идеях, принятых решениях, разрабатываемых инвестиционных проектах, бизнес-
планах крупных корпораций, ОАО, банков и других стейкхолдеров (заинтересованных лиц, групп влияния глобального, европейского, федерального, регионального уровней). Возникает проблема мотивации (стимулирования) разработки мастер-планов на уровне отраслей: ЛПК, машиностроительного комплекса, АПК, ТЭК, транспорта, добывающей промышленности, космической деятельности и др. Оценка использования (или не использования) возможностей регионального проектирования на основе кластерного подхода: развитие северодвинского кластера оборонки; кластеров ЦБП в Новодвинске, Коряжме, Соломбале и др. Необходимо провести обсуждение и уточнение структуры опорных центров хозяйственной деятельности (многофункциональных, приоритетных, межрайонных), опорных центров освоения ресурсного потенциала во всех частях региона, опорных центров туристско-рекреационной деятельности и санаторно-курортного лечения. Использование комплексного подхода для формирования Мастер-плана региона можно рассматривать как составную часть электронного правительства на основе схемы территориального планирования, предложений бизнеса, муниципальных образований, некоммерческих организаций.
Для осмысленного формирования позитивного имиджа региона нужна оценка потенциала креативности (индекс креативности) региона в сравнении с другими субъектами АЗРФ. Сводный индекс креативности образуется из трех индексов: таланта, технологий и толерантности. По этим показателям Архангельская область входила в число аутсайдеров среди 79 субъектов РФ (данные 2002-2005 годов). Архангельская, Вологодская, Оренбурская области по результатам сводного индекса таланта вошли тогда в число аутсайдеров наряду с Курганской областью и экономически слабыми республиками Ингушетия, Тыва, Дагестан за счет сравнительно малой доли лиц с высшим образованием и ученых в общей численности населения. Отставание Сахалинской, Архангельской областей и Республики Карелия по сводному технологическому индексу объясняется минимальными инвестициями в науку (менее 0,4 % от ВРП) в сочетании с почти полным отсутствием патентной активности. Уверены, что создание и деятельность САФУ, безусловно, положительно скажутся на изменении индекса креативности в лучшую сторону.
Как показывают результаты проводимых исследований, источники и факторы экономического роста России связаны не столько с развитием крупных корпоративных структур, сколько с местечковой креативностью, местной творческой обстановкой и инновационной деятельностью. Именно они обеспечивают существенный отрыв городов и регионов-лидеров от своих соседей и общие высокие темпы экономического роста России.
Мощным теоретико-методологическим основанием регионализации инновационного процесса, повышения соответствующей роли местных органов власти является получившая за последние два десятилетия мировое признание теория эндогенного экономического роста П. Ромера. Значительные резервы пробуждения творческой активности и инновационности местного сообщества заложены в региональных и муниципальных инструментах поддержки малого и среднего бизнеса, формирования интеллектуальных территорий, улучшения человеческого капитала, содействия культурному и духовному разнообразию и стимулирования творческой деятельности местного сообщества. Инновационный прорыв осуществляют те ре-
гионы и страны, в которых культурное разнообразие покоится на прочном фундаменте эффективных институтов и сильной местной власти5.
В связи с этим сегодня, как никогда, актуально формирование арктических интеллектуальных площадок, создаваемых Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М. В. Ломоносова, Архангельским научным центром УрО РАН, СГМУ и другими научно-образовательными учреждениями региона. Одна из таких информационноинтеллектуальных площадок формируется в институте управления и регионологии, где издается электронный научный журнал «Арктика и Север», действуют центр «Арктические партнерства», научно-образовательный центр «Институт Арктики», реализуются проекты создания Арктического союза регионов России как сетевой организации федерального уровня, а также партнерства Арктического федерального округа, Дня Арктики и др.
В целом же, создание проектного офиса и постоянное наполнение портфеля бизнес-проектов региона положительно скажутся на продвижении полученных продуктов для получения инвестиций, кредитов, грантов, включения в федеральные целевые программы. Для создания позитивного имиджа региона используются также маркетинговые технологии, Интернет, социальные сети и другие возможности.
Существующие риски:
a) Отсутствие необходимых ресурсов для реализации проекта (финансовых, интеллектуальных, человеческих, информационных).
b) Кадровые изменения в федеральных, региональных и муниципальных структурах власти и управления.
c) Реализация дорожной карты регионального мастер-плана фрагментарно, отдельными частями, что, безусловно, приведет к снижению политической, социальноэкономической, управленческой значимости проекта, его эффективности.
ф Человеческий фактор - неприятие предлагаемых технологий, методов работы руководителями и специалистами на муниципальном и региональном уровнях.
е) Недостаточно высокий уровень профессиональных компетенций государственных и муниципальных служащих, предпринимателей (малый и средний бизнес), других участников проекта.
1) Неудовлетворительная организация обучения, профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров.
g) Низкий уровень регионального индекса креативности и невозможность его изменить в лучшую сторону как по объективным, так и по субъективным причинам.
5 иКЬ: Ы±р://1ее.о^.иа/ги/ргс^т?с/150б8/(дата обращения: 24.03.2012).
Арктика и Север. 2012. № 6 «Большой Архангельск» - Архангельско-Северодвинская городская
Агломерация {АСГА)
АСГА включает города Архангельск, Северодвинск, Новодвинск общей численностью 589, 9 тыс. чел., что составляет почти половину от общей численности населения Архангельской области, включая НАО (1,22 млн), по переписи 2010 года.
* Поданным Всероссийской переписи НЭСРЛЕНИН 2010 г.
Формирование высоко урбанизированной территории за счет развития скоростной
системы транспортного сообщения между этими городами; создания единой транспортной и логистической инфраструктуры; перенесения производства в пригородные зоны; переселения людей из города-ядра в пригороды и их постепенное поглощение разрастающимися городами; формирования общего торгового, образовательного и культурного пространства.
Политика развития урбанизированных территорий не требует механического объединения населенных пунктов. Необязательным, является создание единого муниципального образования «Большой Архангельск». Населенным пунктам агломерации, прежде всего, необходима кооперация ресурсов, координация и интеграция планов территориального и инфраструктурного развития, единая транспортная логистика и политика (включая тарифы на общественный транспорт).
Консолидированное развитие Большого Архангельска возможно только на основе единого подхода к планированию транспортной, логистической, инженерной и коммунальной инфраструктуры.
Как отмечается в одном из вариантов подпрограммы ЭиСР АЗРФ: развитие урбанизированных территорий способно решить ряд важных задач сбалансированного социально-
экономического развития регионов России, что в полной мере применимо и к АСГА «Большой
Архангельск»:
а) повышение капитализации и емкости региональных рынков, диверсификация экономики региона, выход на рынок новых товаров и услуг;
б) раскрытие инвестиционного потенциала территорий, рост конкурентоспособности экономического пространства региона, на территории которого расположены высоко урбанизированные территории;
в) развитие малого и среднего бизнеса;
г) интенсификация экономических, социальных и культурных связей, ускорение деловых циклов, усиление конкуренции на едином рынке агломерации;
д) запуск инновационных проектов и актуализация потребности в менеджериальной и технологической модернизации, распространение успешного инновационного опыта на весь регион;
е) создание новых рабочих мест, расширение рынка труда за счет притягивания миграционных потоков, повышение платежеспособного спроса населения, увеличение степени разделения и разнообразия труда;
ж) встраивание региона в систему мировых хозяйственных связей, выход региональных компаний на национальный и глобальный рынки товаров, услуг, капиталов и инвестиций;
з) формирование опорного каркаса процессов управления и модернизации экономики страны, превращение региона в важный геоэкономический узел;
и) закрепление населения в ареале высоко урбанизированной территории, развитие человеческого капитала и сглаживание социально-экономических диспропорций, предоставление новых возможностей для вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;
к) интенсивное развитие сельскохозяйственного пояса агломерации;
л) рост благосостояния населения на периферии агломерации, сохранение плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве при возможности пользоваться сервисами большого города.
Большой АРХАНГЕЛЬСК л* ?______________________
Механизмы управления развитием АСГА состоят главным образом в институциональных преобразованиях, координации инфраструктурного обустройства, позитивных изменениях транспортной логистики, отвода земель для строительства малоэтажного жилья. Возникающие риски связаны с обострением межрегиональной конкуренции за ресурсы развития (кадры, инфраструктурные проекты), бюрократизацией управления и коррупцией.
Мезенская приливная электростанция Мезенскую ПЭС (Архангельская область, Мезенский залив Белого моря) проектной мощностью 4 000 МВт с возможностью увеличения до 8 000 МВт можно считать наиболее перспективной приливной электростанцией в России, использующей возобновляемые источники энергии (ВИЭ)1. Строительство Мезенской ПЭС намечается на севере Европейской части России в Архангельской области в акватории Мезенской губы в северной части Белого моря. Ближайшими к строительству крупными населенными пунктами являются города Архангельск и Мурманск.
Работа над проектом строительства Мезенской ПЭС - самого крупного источника возобновляемой энергии в Европейской части России - ведется с перерывами на протяжении нескольких десятков лет. В ней участвовали филиал ОАО «Инженерный центр ЕЭС» - «Институт Гидропроект», ОАО «Инженерный центр ЕЭС» - филиал «Институт Ленгидропроект», ОАО «НИИЭС», ОАО «Институт „ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ“», Московский государственный строительный университет (МГСУ), другие проектные и научно-исследовательские организации. Распоряжением Правительства РФ от 22 февраля 2008 года № 215-р Мезенская ПЭС включена в
1 Здесь, ранее и далее используются слайды, с которыми Е. А. Михайловский и М. Ю.Нестеренко выступали на совещании в Москве 15 февраля 2012 года.
Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года. На начальных этапах проектных проработок в акватории Мезенской губы было намечено порядка десяти створов, отличающихся по основным энергетическим показателям и объемам работ. Разработаны предложения по компенсации неравномерности энергоотдачи Мезенской ПЭС. Однако в конце 2008 года в связи с финансовым кризисом дальнейшие работы временно приостановлены.
Еще в 2008 году завершена разработка первого этапа обоснований инвестиций, в результате был выбран вариант строительства, предусматривающий возведение ПЭС установленной мощностью 4 000 МВт и среднегодовой выработкой 19,7 млрд кВт/ч с возможностью увеличения установленной мощности до 8 000 МВт и среднегодовой выработки до 38,9 млрд кВт/ч.
Выбранный вариант обеспечивает максимальное использование энергопотенциала Мезенского залива. Расположение здания ПЭС на больших глубинах позволяет применять наплавные блоки с двухъярусной компоновкой ОГА-5. Выбранный створ не требует больших объемов подводной выемки под здание ПЭС, рыбопропускные и судоходные сооружения. С целью поиска оптимального створа для строительства второй в нашей стране (после Кислогубской ПЭС) приливной электростанции были проведены исследования в 53 акваториях на побережье Баренцева и Белого морей, обладающем максимальным приливным энергопотенциалом. Из них наиболее оптимальным и соответствующим определенным критериям был признан створ в Мезенском заливе Белого моря.
В период строительства станции (16 лет) максимальная численность работающих составит 3 090 человек. Учитывая протяженность створа, было принято решение о расселении всех занятых на строительстве ПЭС в двух временных поселках на западном и восточном берегах. Кроме того, возникает необходимость строительства постоянного поселка с высоким уровнем комфорта для эксплуатационного персонала. В период эксплуатации штатная численность производственного персонала, включая оперативный, составит около 1 900 человек.
Реализация такого масштабного и значимого проекта требует значительных финансовых средств и всесторонней поддержки государства. Правительство РФ утвердило 8 января 2009 года основные направления государственной политики в области развития электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на период до 2020 года и установило целевые показатели использования ВИЭ в сфере электроэнергетики с увеличением доли их использования до 4,5 % к 2020 году. Достижение поставленной цели решит проблему экономии углеводородного топлива в условиях постепенного истощения его запасов, снизит вредные выбросы и негативное воздействие на окружающую среду, увеличит объемы вырабатываемой электроэнергии и существенно сократит затраты на ее производство.
Значительную часть в потенциале ВИЭ может составить именно приливная энергетика. Энергопотенциал морских приливов сосредоточен в Северо-Западном федеральном округе на побережье Баренцева и Белого морей (Мурманская и Архангельские области). Приливные электростанции не загрязняют атмосферу вредными выбросами, не затапливают земель и не представляют потенциальной опасности для человека в отличие от тепловых, атомных и гидроэлектростанций. В то же время себестоимость их энергии самая низкая. Мезенскую ПЭС проектной мощностью 4 000 МВт с возможностью увеличения до 8 000 МВт можно считать наиболее перспективной приливной электростанцией.
Использование приливной энергии посредством строительства Мезенской ПЭС позволит Архангельской области и НАО решить вопросы энергетической безопасности, создать условия для скорейшего развития инфраструктуры Российской Арктики, Северного морского пути, экономить средства на приобретение традиционных энергоносителей, снизить зависимость северных территорий от сезонного завоза топлива, существенно повысить энергоэффективность экономики при соблюдении экологических норм. Кроме того, имеется реальная возможность изготовления наплавных блоков для Мезенской ПЭС на ОАО «ПО Севмаш», расположенном в Северодвинске.
Для повышения энергетической эффективности отечественной экономики и диверсификации структуры производства электроэнергии необходима государственная поддержка проектов, основанных на использовании ВИЭ, программы совместного финансирования проектно-изыскательских работ по проекту строительства Мезенской ПЭС, которой предусматривается использование средств ОАО «РусГидро», а также средств федерального и областного бюджетов.
Транспортная инфраструктура Проекты: «Глубоководный район „Северный.“ Архангельского морского порта»
Ключевыми и приоритетными проектами Архангельской области в транспортнологистической отрасли являются строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» (Архангельск - Сыктывкар - Гайны - Соликамск) и нового глубоководного района «Северный» Архангельского морского порта. Оба проекта составляют основу Комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области, о совместной реализации которой в июне 2007 года главами регионов-участников подписан меморандум.
Цель проекта «Глубоководный район „Северный Архангельского морского порта»: строительство нового глубоководного морского порта севернее Архангельска с прямым независимым выходом в Мировой океан, обеспечение потребностей в дополнительных портовых мощностях отечественных и зарубежных грузоотправителей. Местоположение - северовосточная часть губы Сухое море Двинского залива. Проектом предусмотрены строительство грузового порта, обеспечивающего прием судов дедвейтом до 75 тыс. т, для обработки грузов порядка 28 млн т в год. В составе порта предполагаются комплексы по перегрузке угля 5,5 млн т; контейнерных грузов 17,5 млн т; нефтеналивных грузов 2,5 млн т; минеральных удобрений 500 тыс. т; генеральных грузов 1,5 млн т; лесных грузов 500 тыс. т. Срок реализации проекта - 5 лет. Проект будет реализован на условиях государственно-частного партнерства.
Строительство нового глубоководного района морского порта позволит обеспечить: -I- независимый выход крупнотоннажных судов в любой иностранный порт мира;
и «БЕЛКОМУР»
Глубоководный район «Северный» Архангельского морского порта
► Приём судов дедвейтом до 75 тыс.тонн
► Грузооборот порядка 28 млн. тонн в год
► Объём инвестиций —
30 млрд.руб.
► Бклоиен Мин регионом России в концепци-о долгосрочного
со ци а л &н о-фко н о м я иеско го оазвитяя Российской Федеоэдли
► Одобрен ФедеоаЛаНЫМ агентством морского и речного трансгюрта и Мичтоансом России
► Вклюиен в «Стоатегио развития Северо-Западного аедеоагьчо'о округа до 2020 года»
-I- активизацию экономической деятельности северо-восточного региона европейской части России;
-I- решение вопросов, связанных с освоением арктического шельфа, с обслуживанием добычных комплексов, развитием каботажного плавания;
-I- создание на севере России производственных мощностей по переработке углеводородного сырья;
-I- значительное повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области;
-I- развитие в припортовой зоне объектов промышленно-производственного, инновационнотехнического, жилищного, культурно-развлекательного и сервисного назначения;
-I- создание в Архангельской области 9 тыс. новых рабочих мест;
-I- дополнительные налоговые поступления в федеральный бюджет - порядка 400 млн руб., в областной - порядка 800 млн руб., в местный - порядка 280 млн руб.
Проект «БЕЛКОМУР»
Развитие глубоководного района Архангельского морского порта тесно связано с реализацией проекта «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) - строительство железнодорожной магистрали по направлению Соликамск - Гайны - Сыктывкар - Архангельск. Цель проекта: ликвидация инфраструктурных тупиков, обеспечение доступа к ныне не используемым сырьевым ресурсам, создание нового короткого транзитного пути, связывающего Урал и Сибирь с северными российскими портами. Общая протяженность нового строительства - 795 км, в том числе по территории: Пермского края - 392 км; Республики Коми - 243 км; Архангельской области 160 км.
Проект реализуется на основе государственно-частного партнерства. Особую значимость проект «Белкомур» приобретает для грузоотправителей только в случае синхронной реализации проекта строительства нового глубоководного района Архангельского порта. Тем
самым будет обеспечена оптимальная, с кратчайшим железнодорожным плечом, недорогим и высокоэффективным современным портом, обеспечивающим удобный доступ в Северную Атлантику, транспортно-логистическая схема, направленная на развитие связей России с торговыми партнерами на товарных рынках стран ЕС, Северной и Южной Америки, Центральной и Юго-восточной Азии.
Автодороги арктического побережья С целью интеграции транспортной системы АЗРФ в единую государственную транспортную систему необходимо подготовить технико-экономическое обоснование строительства автодорог:
-I- Нарьян-Мар - Мезень - Архангельск с выходом на федеральную трассу М-8; -I- Архангельск - Северодвинск - Онега;
-I- Архангельск - Летняя Золотица.
Автомобильная дорога сообщением Онега - Северодвинск, связующая Онегу с областным центром, имеет грунтовое покрытие. В настоящее время необходимо продолжить работы по строительству автодороги Онега - Северодвинск. Техническое состояние автодороги неудовлетворительное, в осеннее-весеннюю распутицу проезд затруднен. В настоящее время завершена первая стадия строительства дороги. Требуется окончание строительства на участке 19 ветка на отрезке 16,3 км, реконструкция дороги на 22-километровом участке Тамица - Кянда. Срок реализации - до 2016 года.
В качестве одного из факторов, способствующих увеличению туристического потока в деревню Летняя Золотица, рассматривается строительство автодороги круглогодичного про-
езда вдоль Белого моря сообщением деревня Летняя Золотица (Приморский район) - деревня Кянда (Онежский район), которая уже имеет автодорожное сообщение с городами Онега, Северодвинск и Архангельск. По предварительной оценке стоимость строительства 160километровой автодороги составит 3,2 млрд рублей.
Деревня Летняя Золотица - центр муниципального образования «Летнее-Золотицкое» Приморского района. Здесь существуют следующие предпосылки для развития туризма:
-I- деревня Летняя Золотица - ближайшая материковая точка (40 км) в Архангельской области к Соловецкому архипелагу - объекту историко-культурного и природного наследия, международному центру туризма и паломничества;
-I- уникальные природные условия: малонарушенные ландшафты северной тайги, участки крупных неотектанических разломов, в реке Золотица обитают ценные породы рыбы, в том числе лососевые. Территория муниципального образования «Летнее-Золотицкое» входит в границы проектируемого национального парка «Онежское Поморье», который создается в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2001 года;
-I- наличие объектов туристической инфраструктуры - отель «Летняя Золотица»;
-I- наличие воздушного (малая авиация) и морского (в период навигации) сообщения. Появление автодороги в контексте развития туризма обладает несомненными преимуществами:
-I- рост турпотока даст дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней, а также создаст потенциальную возможность для привлечение инвестиций, в том числе иностранных;
-I- наличие проезда к деревне Летняя Золотица позволит удешевить доставку туристов и увеличить поток туристов и посетителей Соловецких островов непосредственно из города Архангельска;
-I- наличие «перевалочной» базы в деревне Летняя Золотица снизит негативное антропогенное воздействие непосредственно на Соловецкие острова, являющиеся музеем-заповедником;
-I- трансфер до деревни Летняя Золотица сам по себе представляет туристический интерес в силу наличия по пути исторических, культурных, экологических и природных достопримечательностей;
-I- строительство дороги снизит напряженность по организации «северного» завоза на онежский берег Белого моря;
-I- открытие нового туристического маршрута даст толчок развитию придорожной инфраструктуры, повысит экономический потенциал Онежского района и города Онеги как моногорода.
В качестве альтернативных вариантов решения транспортной проблемы рассматривается: 1) строительство (приобретение) серии пассажирских теплоходов, курсирующих на регулярной основе в период навигации по сообщению Архангельск - Летняя Золотица (Соловецкие острова) - Архангельск; 2) развитие авиасообщения с последующим субсидированием пассажирского тарифа на перелет Архангельск (Онега) - Летняя Золотица.
Участие Архангельской области в проектах разработки шельфовых месторождений______________________________
ІіПМПіІІ
чщрм ;
I!
/
С* о
♦НМ ІІІІ^МЯ
РОС си я
т
зЬШктап
Л
► !_<ентр подготовки персонала
► Комплексная база обеспеиения
► А ей а цио н н ое обеспе-е н ие
► Нанесение утяжеляющих покрытий на трубы большого диаметра для подзодных газопроводов
► Изготовление модулейдобычного судна
► Строительство флота обеспечения
► Поставка конструкций и метериаловдля береговых объектов, строит ельно-монтажные работы
► Медицинское обслуживание
► Сервисные производства
► Утилизация нефтешлама и ТБО
Рецензент - Тоскунина Вера Эдуардовна, доктор экономических наук, зав. отделом экономических исследований АНЦ УрО РАН.