pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709
КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ Клавдий Александрович КОРНЯКОВ
Проблемы глобализации
кандидат экономических наук, доцент Института права и национальной безопасности,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Москва, Российская Федерация
Kornyakov1937@mail.ru
ORCID: отсутствует
SPIN-код: отсутствует
История статьи:
Получена 14.02.2018 Получена в доработанном виде 05.03.2018 Одобрена 20.03.2018 Доступна онлайн 27.04.2018
УДК 332.02
121, 124, 128, 162
Ключевые слова: кадровая политика, инфраструктура, арктический регион, дефицит специалистов
Аннотация
Предмет. С начала 1990-х гг. хозяйственная и социальная ситуация в Российской Арктике резко обострилась. Государство и местные органы управления не справлялись с чередой проблем. Морские порты и инфраструктура оказались брошены на произвол судьбы. Население из арктических регионов мигрировало на «большую землю». Экономические и политические границы России оказались незащищенными. Усилился интерес западных стран к Арктическому краю России, исключительно богатому природными ресурсами.
Цели. Показана кадровая политика в Арктической зоне России. Автор использовал личный опыт, так как многие годы работал в качестве члена экипажей судов Северного морского пароходства, позже занимался научными исследованиями международных транспортных коридоров, в том числе Северного морского пути. Показана деятельность Правительства РФ по реанимации ситуации в Арктической зоне РФ в настоящее время.
Методология. Проведен анализ указов Президента РФ и федеральных законов по арктической тематике, а также контент-анализ ряда статей и высказываний ученых и экспертов по данной проблеме, использован личный опыт, проведены сравнение и обобщение подготовки кадров разными учебными заведениями страны. Результаты. Рассмотрены основные проблемы и пути их решения в части подготовки кадров для Арктической зоны России. В связи со значительным оттоком населения предложено готовить больше специалистов разного профиля из местного и коренного населения автономных округов, причем подготовку специалистов для малого и среднего бизнеса организовывать в основном из местного населения. Выводы. Министерству образования и науки РФ и Министерству труда РФ следует незамедлительно разработать комплексную программу по подготовке кадров для Арктической зоны России, подготовить федеральный закон по данной проблеме.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Корняков К.А. Кадровые проблемы развития Арктики // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 4. — С. 929 — 938. https://doi.org/10.24891/fc.24.4.929
Начало XXI в. характеризуется возросшим вниманием мировой общественности к арктической тематике. Освоение богатейших природных ресурсов Арктики рассматривается как основа для формирования нового качества жизни, новых возможностей развития человеческого потенциала, поэтому не случайно нынешнее тысячелетие называют веком Арктики. Стратегическое, а во многом и приоритетное значение Арктики для России
обусловлено необходимостью обеспечения национальной безопасности в этом регионе, реализации курса на экономический прорыв страны в современном глобальном мире [1 — 10].
Следует отметить, что без вмешательства государства кадровый дефицит станет серьезным препятствием в реализации стратегического проекта по развитию Арктической зоны Российской Федерации.
Ясно, что экономическая составляющая «мегапроекта» предполагает прежде всего разработку новых месторождений полезных ископаемых, в том числе на шельфе, и создание необходимой для этого транспортной и энергетической инфраструктуры. Судя по словам экспертов, которые звучат как от нефтегазодобытчиков и транспортников, так и со стороны профильных высших учебных заведений, одним из тормозящих факторов здесь с большей долей вероятности станет кадровый дефицит.
Представитель ООО «Газпромнефть», который работал на острове Врангеля, на Новосибирских островах, Таймыре, Чукотке, отмечает, что у нас огромный пробел в области региональной геологии. Не хватает специалистов, которые знали бы регион, знали, чем сложны острова, и одновременно могли бы интерпретировать сейсмические профили, обеспечивать основу для моделирования, предсказания углеводородных систем, фазового состояния вещества.
И еще характерный пример: по словам заместителя директора по науке в СЗФ НПО «Тайфун», уже много лет не восполняется острый дефицит гидрологов, океанологов, специалистов по мерзлотоведению, криологов. Отсутствие специалистов не позволяет решать проблемы, которые уже назрели за годы присутствия в Арктике. В их числе — деформация зданий в условиях вечной мерзлоты, нарушение устойчивости сооружений, последствия изменения климата и др. Транспортники в ближайшие годы прогнозируют нехватку специалистов для береговых центров связи в портах Заполярья, для ледокольного атомного флота.
Специфика Арктической зоны требует нестандартных инфраструктурных решений, например, создания круглогодичной системы взаимодействия Северного морского пути и внутренних водных путей Сибири и Крайнего Севера. Такие логистические технологии можно внедрить только при условии специальной подготовки кадров: эти люди должны быть специалистами не только в
добывающей отрасли, но и в транспортной. Пока таких никто не готовит.
Наконец, еще один штрих, характеризующий взгляд преподавателей высшей школы на кадровую проблему в Арктике. Следует особо обратить внимание на значимость гуманистической составляющей в подготовке технических специалистов. Имеется в виду то, что на территорию Севера должны приходить люди, которые его понимают, знают и чувствуют ответственность за него. Здесь должен быть баланс между бизнесом и культурой, нужна ответственность бизнеса перед той средой, куда он приходит. Любой транспортник, газовик или нефтяник должны иметь северную компоненту подготовки. Если это игнорировать, мы потеряем правильную геополитическую стратегию. Без сомнения, инженер должен быть «с человеческим лицом», поэтому нужно шире внедрять программы, по которым студент независимо от специализации получает комплекс общих знаний об Арктике.
Сейчас в России не единичны примеры, когда специалисты по тому или иному направлению остались только в каком-то одном вузе. В таких условиях сотрудничество становится оптимальным способом как «расширить круг посвященных», так и получить синергетический эффект. Сетевые технологии, как отмечают специалисты, очень важны — это технологии распределенного ресурса. Успешные примеры сетевого сотрудничества уже есть, в том числе Арктический плавучий университет — совместный проект Северного Арктического федерального университета, Российского государственного гидрометеорологического университета, МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, Русского географического общества и нескольких профильных НИИ.
Еще один новый инструмент, позволяющий интегрировать усилия не только вузов, но и других заинтересованных в кадрах сторон, — технологические платформы, активно продвигаемые Минэкономразвития России. Если есть какая-то конкретная проблема,
технологическая платформа как раз создается для ее решения. (Технологическая платформа (ТП) — это коммуникационный инструмент, обеспечивающий объединение заинтересованных сторон: бизнеса, научных и образовательных организаций, государства, потребителей в целях координации усилий по развитию современных технологий). Объединяются участники и создают коммуникационную площадку, на которой можно соотнести интересы разных сторон — науки, образования, бизнеса, власти, особенно если необходимо законодательное обеспечение. Может быть, этот механизм еще не отработан до конца, но он все-таки перспективный.
Анализ показывает, что вузы, понимая, что они далеко не последние, от кого зависит успех арктического «мегапроекта», что задача не из легких, ждут от государства встречных шагов. Но пока чувствуют себя в этом смысле обделенными: в ключевых федеральных документах тема подготовки кадров для освоения Арктической зоны практически не затронута. Новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» никак не выделяет учебные заведения, работающие на Арктику. В программе социально-экономического развития Арктической зоны раздела о кадрах нет. Это пробел, который обязательно должен быть восполнен. Должны быть построены соответствующие отношения между вузами и бизнесом.
Существует еще одна задача, где необходимо централизованное вмешательство, — кадровый прогноз. У нас нет ни одного ведомства, которое бы планировало, какие специалисты понадобятся Арктике через 5 — 10 лет. Нет даже статистики, сколько выпускников вузов работает в Арктике. Наверное, следовало бы государству профинансировать работу по такому анализу и создать постоянно действующую аналитическую группу.
Для работы на арктических территориях нужны не только специалисты рабочих профессий — экскаваторщики, сварщики, шоферы, — но и грамотные управленцы.
С годами в федеральном центре идет на убыль число специалистов, которые хорошо знакомы со спецификой Арктики.
Начиная с рыночных времен отбор профессионалов из арктических территорий в федеральные министерства прекратился. В результате мы пришли к тому, что в Москве арктическими проблемами занимаются люди, мало знакомые со спецификой организации производства и всей жизнедеятельности в Арктике, а то и вовсе там не бывавшие. Сегодня рынки труда северных и Арктических территорий отличаются высоким уровнем трудовой миграции и вахтовым методом работы.
В последние годы проблема регулирования арктического рынка труда остро стоит перед органами государственного управления, так как до сих пор не удается остановить отток населения. Например, по данным Мурманскстата, в 2017 г. из области уехали 1 000 чел. Численность населения Мурманской области на 1 января 2017 г. составила 757,6 тыс. чел. В то же время в 2016 г. количество населения уменьшилось на 4,6 тыс. чел. По данным региональных властей, принципиальных изменений в демографической ситуации в Мурманской области в ближайшие годы ждать не приходится — из региона продолжают уезжать люди.
Сложная демографическая ситуация и в других регионах Арктики. Например, статистика показывает, что из всех субъектов Федерации рост населения за последние 28 лет показал только Ямало-Ненецкий автономный округ, но и его можно назвать чисто символическим. В остальных же отмечается катастрофическая депопуляция. К примеру, население Магаданской области уменьшилось с 550 до 150 тыс. чел., Мурманской — с 1 150 до 750 тыс. чел., Архангельской — с 1 550 до 1 150 тыс. чел., Коми — с 1 250 до 850 тыс. чел., Якутии — с 1 100 до 950 тыс. чел., Чукотки — с 150 до 50 тыс. чел., Камчатки — с 500 до 300 тыс. чел.
Следует отметить, что в последние годы проблема регулирования арктического рынка труда серьезно стоит перед органами государственного управления, так как до сих пор не удается остановить отток населения. Центром развития российской Арктики становится Ямало-Ненецкий автономный округ. По оценке экспертов, дефицит рабочих кадров в округе по видам экономической деятельности отмечается, в частности: в строительстве — 52,2%, в образовании — 7,2%, в сфере транспорта и связи — 6,8%. Наиболее востребованными на рынке труда Ямала являются плотники, монтажники, арматурщики, бетонщики и другие рабочие профессии.
Подготовкой кадров для освоения Арктики занимаются 30 вузов РФ, и только пять из них располагаются на территории Арктической зоны, при этом 17 высших учебных заведений имеют в рамках программ подготовки конкретные компетенции арктического характера. Однако в целом сбалансированной системы подготовки нет, а также нет прогнозов, какие профессии будут востребованы на арктическом рынке труда лет через 5 — 7.
По данным Министерства образования и науки РФ, для решения вопросов кадрового обеспечения необходимо комплексное исследование сложившейся ситуации, поэтому оно призвало регионы к скоординированной работе в направлении подготовки кадров для освоения Арктики. Только непонятно, кто же будет проводить эти исследования. Регионы пока такую работу не ведут. Однако по данным министерства, сейчас мы стоим на пороге более четкого целеполагания исследований, выстраивания приоритетной повестки работы, которая будет вестись в Арктической зоне в ближайшее десятилетие.
Да, известно, что взаимодействие образовательных учреждений и бизнеса развивается, но пока уровень его недостаточен. На сегодняшний день только 5% образовательных программ реализуется вместе с работодателями. Несмотря на то что
количество обучающихся в указанных 30 вузах достаточно велико — 61 тыс. чел., существует определенный дисбаланс — большинство специалистов готовятся не по тем специальностям, что востребованы на арктическом рынке труда.
В рамках прошедшего форума в Архангельске было озвучено, что текущая потребность субъектов Арктической зоны Российской Федерации в кадрах с высшим образованием оценивалась в 6,2 тыс. чел. в 2016 г., а к 2021 г. она возрастет до 8,3 тыс. чел. Лидеры по потребности в новых специалистах — горнодобывающая отрасль, судостроение и судоремонт, а также здравоохранение. Отсутствие эффективной системы подготовки кадров, дисбаланс между спросом и предложением трудовых ресурсов в территориальном и профессиональном отношении тормозят социально-
экономическое развитие регионов, что в условиях глобальной конкуренции в макрорегионе может иметь негативные для нас последствия.
Кроме того, на форуме было отмечено, что Арктика — тема непредсказуемая как для вузов, так и для работодателей. Предсказуемость региона сложна в плане рисков и инвестиций. Проблема кадров может быть вопросом подготовки «здесь и сейчас» и в то же время перспективным проектом. Вузы должны думать на опережение в плане кадровой политики и пытаться не ошибиться в прогнозах, минимизируя собственные риски. Именно арктический консорциум поможет уменьшить риски, и осуществить качественную подготовку кадров для нужд регионов.
Развитие инновационных отраслей в Арктике требует знаний 1Т-технологий. В ближайшей перспективе — развитие нефтепереработки, углехимии, наступила эра инженеров, изыскателей, научных сотрудников разного профиля и новых отраслей промышленности, применяющих дистанционные методы контроля и управления технологическими процессами, способствующими снижению
времени пребывания человека на открытом воздухе.
По последним данным, в Арктической зоне РФ вахтовым методом трудится 14% от всех работников организаций, в Ямало-Ненецком округе их численность достигает 46%, в Ненецком автономном округе — 25%, в Республике Саха (Якутия) — 20%. На предприятиях нефтяной отрасли доля работающих вахтовым методом от средней численности работников достигает 90—100%. Безусловно, это оказывает влияние на определение источников покрытия кадровой потребности в разрезе профессий, регионов и отраслей экономики — в среднем на 30% потребность в кадрах Арктической зоны покрывается именно вахтовиками,
приезжающими на работу из других субъектов России. Однако эксперты отмечают абсурдность стратегии вахтового метода. В свою очередь Правительство Российской Федерации не задумывается о ее пересмотре. Оно считает, что сухопутная транспортная система нужна для решения проблем Арктики — в том числе и для возвращения домой. То есть до сих пор считает тех, кто живет в Арктике, живущими не дома.
Специалисты отмечают, что без привлечения именно местного населения к процессу создания инфраструктуры северных регионов полноценное развитие Арктической зоны России и Северного морского пути невозможно. Более того, в философии вахтового метода явно слышен и «цивилизованный расизм», когда этот метод не распространяется на коренные малые народы Севера. Отказ от создания новых рабочих мест в Арктике автоматически отдает решение судьбы масштабных транспортных коммуникаций и освоение огромных ресурсов на откуп малых народностей Севера, чья главная проблематика — сохранение традиционного образа жизни, а не обслуживание коммуникаций и добычи ресурсов.
Сегодня власти беспокоит и то, что в утвержденной стратегии развития
Арктической зоны Российской Федерации редко звучит фраза «увеличение количества рабочих мест для населения». Планируют ли добывающие компании создавать
привлекательные условия для жителей Арктической зоны? Или в Арктике продолжится практика вахтового метода, который лишает местное население шанса принять участие в освоении своих же земель? В последнем случае мы получим еще больший отток из западных регионов. Видимо, государство рассчитывает, что рабочие места под грандиозные проекты в Арктике создадутся сами. Это очевидное желание спрятаться от проблемы. Перед лицом страшной депопуляции проекты будут лишены трудовых ресурсов, если эта проблема не будет поставлена и осознана как отдельная государственная задача.
Допустить сворачивание традиционных видов промыслов коренных народов, которые проживают на территории Арктики, никак нельзя. Кочевые народы никогда не уедут из Арктики, это их постоянное место жительства. Своим присутствием на ее территориях они вносят вклад в укрепление национальной безопасности. Их образование имеет свою специфику, которую необходимо учитывать не только по форме организации учебного процесса, но и по рациону питания, по временному периоду каникул.
Инновационные технологии, которые развиваются сейчас в рамках АПК, стимулируют занятость коренных народов Севера в традиционных отраслях хозяйствования. Вовлечение коренных народов в развитие АПК способствует росту их заработной платы, улучшению психофизического здоровья, уверенности в будущем.
Развитие традиционных отраслей занятости коренных народов Севера гарантирует и собственную продовольственную безопасность для России, что хорошо продемонстрировали санкции. Плюс формирование новых направлений в косметологии, фармацевтике, туризме. Тогда получится диверсификация
экономики Арктики, переход от ресурсной модели к инновационно-социальной. Проблемой для коренных народов в Арктике является беспрепятственный доступ к добыче биологических ресурсов. Надо дать им право ловить рыбу без всяких ограничений, потому что это основа их питания. Стоит передать функции экологического контроля на региональный уровень. Люди, постоянно проживающие в Арктике, более заинтересованы в сохранении окружающей природной среды, чем временщики.
Несмотря на динамику в развитии макрорегиона, в Арктике практически нет по-настоящему инновационных, наукоемких и высокотехнологических производств, основанных не на извлечении и переработке полезных ископаемых, а на производстве товаров или оборудования. Победителями проводимых конкурсов стартапов всех видов крайне редко бывают участники, ведущие деятельность в Арктической зоне Российской Федерации — отсутствие социального развития делает Арктику малопривлекательной для малого и среднего предпринимательства и частной инициативы, и вкладывать в них средства нерентабельно.
До сих пор для бизнеса, ведущего хозяйственную деятельность в Арктической зоне, не предусмотрено реальных льгот или преференций. Нет их и в федеральном законодательстве, хотя предложения по этой тематике направлялись в Правительство РФ неоднократно, в том числе от Российского союза промышленников и предпринимателей. В Арктике отсутствуют даже районы с льготным режимом предпринимательства, создаваемые территории опережающего развития расположены только в Республике Саха (Якутия). Ряд предложений Правительства РФ только усугубляют ситуацию. В 2014 г. Минтруд России предложил ликвидировать «полярки», являющиеся, по сути, последним экономическим стимулом для работников Крайнего Севера. В 2016 г. ряд арктических муниципалитетов попал в список территорий,
где предлагается ликвидировать системный северный завоз. Для бизнеса очень важна стабильность законодательства, не менее важно, будут ли в обозримом будущем северные льготы у малого и среднего предпринимательства и что может заставить муниципалитеты повернуться лицом к тем, кто хочет открыть собственное дело.
Приблизительно 20 — 25% предпринимателей Арктической зоны РФ связывают развитие своего бизнеса с Северным морским путем, создание которого провозглашено в виде национальной идеи, но реальных сдвигов не так много. В настоящее время реализовать масштабные планы увеличения перевозок по этой трассе до 50 млн т невозможно — экономический спад, хроническое
недофинансирование и коррупция
откладывают надежды на увеличение товарооборота в АЗРФ на 2030 г. вместо 2020 — 2025 гг.
Все это влияет и на выбор молодежи не в пользу северных регионов. Гораздо проще и выгоднее открыть собственное дело в Санкт-Петербурге, Красноярске или Краснодаре.
Настороженность вызывает и ситуация с государственной поддержкой региональных вузов. Научно-образовательными точками роста, расположенными в Арктическом регионе, по праву считаются СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (СВФУ) и Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (С(А)ФУ). Однако в рейтингах вузов, составленных на основе ряда статистических показателей, арктические учебные заведения занимают позиции ближе к середине списка и ниже. Так, согласно «Рейтингу вузов РА «Эксперт» — 2016» СВФУ занимает 45-е место (58-е в 2015 г.), а С(А)ФУ даже не попал в ТОП-100, при этом в 2015 г. он занимал 94-е место, а в 2014 г. — 90-е. Другие вузы Арктики в сотню лучших не вошли. Из региональных неарктических вузов кадры для Арктики готовят многие, в том числе Сибирский федеральный университет
(СФУ, 15-е место в 2015 г.) и Дальневосточный федеральный университет (36-е место). Опыт показывает, что именно инженерный корпус является ядром кадрового потенциала инновационного развития. Инженерное образование для нужд Арктики находится в медленном становлении, но это уже вызывает надежду.
При рассмотррении проблемы привлечения молодежи в Арктическую зону РФ в более глобальном масштабе можно констатировать одно: интерес к Арктике нужно также и прививать, вести пропаганду особого колорита жизни на Севере, показывать возможности профессионального роста, в том числе студентам и школьникам во внеучебное время. К примеру, такую деятельность в Санкт-Петербурге ведет Арктический молодежный центр компетенций под патронажем Арктической академии наук.
Арктические проекты нового витка освоения территорий требуют специалистов по нефти, газу, металлургии, строительству, по морской деятельности, по военной инфраструктуре. Другие экономические направления развиваются крайне неравномерно и слабо в связи с перекосом экономики приарктических регионов в сторону добычи минерально-сырьевых ресурсов. Этот фактор, а также и множество других накладывают отпечаток и на предпринимательский климат в арктических муниципалитетах.
По итогам опросов и фокусированных интервью, проведенных в Апатитах, Архангельске, Норильске и др., в представлениях молодежи до 22 лет занятие малым и средним бизнесом является очень привлекательным видом деятельности, однако старшеклассники и студенты не знают, как
начать свое дело, и мало владеют актуальной информацией о том, какую поддержку для своего бизнеса они могут получить в своем городе. Поэтому само участие в предпринимательской деятельности выпускники представляют себе так: сначала трудоустройство в организации или на предприятии малого и среднего бизнеса, а после получения опыта — открытие собственного дела.
Арктический регион сегодня находится в центре внимания ученых, политиков и общественных деятелей всего мира. Конкуренция за ресурсы и границы «макушки Земли» возрастает, а полярные профессии становятся все более популярными. В Арктике требуются те, кто сможет обеспечить комплексное развитие арктических территорий. В это понятие входят защита арктических экосистем, сохранение местных культурных традиций, ну и, конечно, развитие торговли, туризма и транспорта.
Арктика нуждается в людях даже с самыми простыми профессиями: если вы повар или швея, это нисколько не помешает сменить вашу обычную жизнь на каждодневную полярную романтику. В список нужных профессий входят также много профильных дисциплин, таких как судоводители, экологи, гиды-экскурсоводы, специалисты в области обогащения полезных ископаемых, добычи нефти и газа, бурения. Многие вузы страны принимают самое активное участие в подготовке нового поколения исследователей Арктики, в этих учебных заведениях реализуется сразу несколько образовательных программ, посвященных полярным и морским исследованиям, а также комплексному развитию Арктического региона Российской Федерации.
Список литературы
1. Геращенко Л.В. Подготовка кадров для морской деятельности в стратегии освоения Арктики // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2011. Т. 14. № 1. С. 179 — 182. URL: https://readera.ra/podgotovka-kadrov-dlja-morskoj-dejatelnosti-v-strategii-osvoemja-arktiki-14294284
2. Козьменко С.Ю., Щеголькова А. Геополитические основания регионального присутствия России в Арктике // Морской сборник. 2010. Т. 1962. № 9. С. 39—45.
URL: http://morsbormk.dnbrary.org/ru/nodes/60-morskoy-sbormk-9-2010#mode/inspect/page/39/zoom/2
3. Савельева С.Б. Региональный морехозяйственный комплекс в Европейской Арктике: методология организации и стратегии развития. СПб: СПбГУЭФ, 2006. 147 с.
4. Алсуфьев А.В., Анисимова Г.А. «Белкомур» — стратегический проект для развития территорий // Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. № 1. С. 18 — 25.
5. Барышников С.О., Костылев И.И., Смягликова Е.А. Кадровый ресурс в освоении Арктического региона // Транспорт и логистика в Арктике: Альманах. 2016. Вып. 2. М.: РИЦ Техносфера, 2016. С. 175 — 180.
6. Зворыкина Ю.В. Новая модель управления Северным морским путем для повышения эффективности северного завоза // Транспорт и логистика в Арктике: Альманах. 2017. Вып. 3. М.: РИЦ Техносфера, 2017. С. 19 — 23.
7. Корняков К.А. Арктика в моем сердце. М.: Сказочная дорога, 2017. 120 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=596619&p= 1
8. Костылев И.И., Овсянников М.К. Морское образование в международной индустрии // Высшее образование сегодня. 2015. № 5. С. 24—28.
9. Левин Б.А., Скрябина Т.А. Из истории подготовки инженеров-строителей в МИИТе. URL: http://scbist.com/189176-post1.html
10. Кобранов М. Возрождение Северного морского пути не за горами // Транспорт России. 2000. № 40. С. 2.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2071-4688 Challenges of Globalization
eISSN 2311-8709
PERSONNEL PROBLEMS OF THE ARCTIC REGION'S DEVELOPMENT Klavdii A. KORNYAKOV
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation
Kornyakov1937@mail.ru
ORCID: not available
Article history:
Received 14 February 2018 Received in revised form 5 March 2018 Accepted 20 March 2018 Available online 27 April 2018
JEL classification: J21, J24, J28, J62
Keywords: personnel policy, infrastructure, Arctic region, specialist shortage
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Abstract
Importance Economic activity as well as the social situation in the Arctic region of Russia are the subjects of the article.
Objectives The paper aims to show the personnel policy in the Arctic zone of Russia. It also considers the activity of the Russian Government to revive the situation in the area. Methods Using my own experience, I compare and summarize the training of personnel by different educational institutions of the country. As well, the article analyzes the Presidential decrees and Federal laws on the Arctic subject.
Results The paper considers the main problems and ways of their solution in terms of personnel training for the Arctic zone of Russia. It proposes to train more specialists of various disciplines and specialities from the local and indigenous population. Conclusions The Ministry of Education and Science of the Russian Federation and the Ministry of Labor of the Russian Federation should immediately develop a comprehensive program for training personnel for the Arctic zone of Russia and prepare a federal law on this issue.
Please cite this article as: Kornyakov K.A. Personnel Problems of the Arctic Region's Development. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 4, pp. 929-938. https://doi.org/10.24891/fc.24.4.929
References
1. Gerashchenko L.V. [Personnel training for marine activity in the Arctic development]. Vestnik Murmanskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta = Vestnik of MSTU, 2011, vol. 14, iss. 1, pp. 179-182. URL: https://readera.ru/podgotovka-kadrov-dlja-morskoj-dejatelnosti-v-strategii-osvoenija-arktiki-14294284 (In Russ.)
2. Koz'menko S.Yu., Shchegol'kova A. [Geopolitical bases of Russia's regional presence in the Arctic area]. Morskoi sbornik, 2010, vol. 1962, iss. 9, pp. 39-45.
URL: http://morsbornik.dlibrary.org/ru/nodes/60-morskoy-sbornik-9-2010#mode/inspect/page/39/zoom/2 (In Russ.)
3. Savel'eva S.B. Regionalnyi morekhozyaistvennyi kompleks v Evropeiskoi Arktike: metodologiya organizatsii i strategii razvitiya [Regional Marine economic complex in the European Arctic: An organization methodology and the development strategies]. St. Petersburg, SpbGUEF Publ., 2006, 147 p.
4. Alsuf'ev A.V., Anisimova G.A. [Belkomur - the strategic project for development of territories]. Gosudarstvennyi Audit. Pravo. Ekonomika = State Audit. Law. Economics, 2017, no. 1, pp. 18-25. (In Russ.)
5. Baryshnikov S.O., Kostylev I.I., Smyaglikova E.A. Kadrovyi resurs v osvoenii Arkticheskogo regiona. Transport i logistika v Arktike: Almanakh. 2016. Vyp. 2 [Personnel resources in the Arctic
region development. Transport and logistic in Arctic: An almanac. 2016. Iss. 2]. Moscow, Tekhnosfera Publ., 2016, pp. 175-180.
6. Zvorykina Yu.V. Novaya model' upravleniya Severnym morskim putem dlya povysheniya effektivnosti severnogo zavoza. Transport i logistika v Arktike: Almanakh. 2017. Vyp. 3 [A new model of the Northern Sea Route management for the efficiency increase of the Northern Supply Haul. Transport and logistic in Arctic: An almanac. 2017. Iss. 3]. Moscow, Tekhnosfera Publ., 2017, pp. 19-23.
7. Kornyakov K.A. Arktika v moem serdtse [Arctic is in my heart]. Moscow, Skazochnaya Doroga Publ., 2017, 120 p. URL: https://www.litmir.me/br/?b=596619&p=1
8. Kostylev I.I., Ovsyannikov M.K. [Marine education in the international industry]. Vysshee Obrazovanie Segodnya = Higher Education Today, 2015, no. 5, pp. 24-28. (In Russ.)
9. Levin B.A., Skryabina T.A. Iz istorii podgotovki inzhenerov - stroitelei v MIITe [Excerpts on the history of the training of civil engineers in the Russian University of Transport]. URL: http://scbist.com/189176-post1.html (In Russ.)
10. Kobranov M. [The rebirth of the Northern Sea Route is near at hand]. TransportRossii, 2000, no. 40, p. 2.
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or
potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the
publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,
writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.