pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733
Устойчивое развитие регионов
МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ДЛЯ РАБОТЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ*
Ирина Сергеевна СТЕПУСЬа', Анна Васильевна СИМАКОВАь
а ведущий специалист Управления научных исследований, Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ), Петрозаводск, Российская Федерация stepus@psu.karelia.ru https://orcid.org/0000-0001-5070-0273 SPIN-код: 4827-1957
ь ведущий специалист Управления научных исследований, Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ), Петрозаводск, Российская Федерация simakova@psu.karelia.ru https://orcid.org/0000-0002-1990-9826 SPIN-код: 6404-5074
' Ответственный автор
История статьи:
Получена 21.06.2018 Получена в доработанном виде 28.08.2018 Одобрена 05.09.2018 Доступна онлайн 15.10.2018
УДК 331.55
Е24, 124, 161, О15
Ключевые слова:
Арктическая зона России, арктические регионы, трудоустройство выпускников, миграционные потоки выпускников, высшее образование
Аннотация
Предмет. Освоение и развитие территорий Арктической зоны России, которой на сегодняшний день присвоен статус важнейшего геостратегического макрорегиона нашей страны.
Цели. Количественный и качественный анализ миграционных потоков выпускников вузов для работы на территориях Арктической зоны России; выявление ключевых регионов-доноров, из которых прибывают молодые специалисты с высшим образованием для работы в арктических регионах; оценка вклада выпускников вузов из регионов-доноров в обеспечение ежегодной дополнительной потребности экономики арктических регионов в кадрах с высшим образованием. Методология. Использованы методы экономического, нормативного, компаративного и экспертного анализа.
Результаты. Несмотря на отрицательные показатели общей миграции населения, для большинства регионов Арктической зоны России входящий поток выпускников вузов превышает исходящий поток выпускников местных вузов, то есть арктические регионы привлекательны для работы. В целом для Арктики вклад выпускников вузов из других регионов России в обеспечение ежегодной дополнительной потребности экономики в кадрах с высшим образованием сопоставим с вкладом выпускников местных вузов, а для некоторых регионов - это основной источник кадрового обеспечения. Качество подготовки специалистов, прибывающих в Арктику, в высокой степени коррелирует с приоритетами стратегического развития этого региона.
Выводы. Молодые специалисты с высшим образованием, приезжающие на работу в Арктику из других субъектов РФ, наряду с выпускниками вузов арктических регионов - уникальный человеческий капитал, который необходимо сохранять и развивать путем создания достойных условий для личностной и профессиональной самореализации человека.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Степусь И.С., Симакова А.В. Миграционные потоки выпускников вузов для работы в Арктической зоне России: количественный и качественный аспекты // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16, № 10. - С. 1872 - 1887. https://doi.org/10.24891/re. 16. 10.1872
Введение
Арктика - важнейший геостратегический макрорегион Российской Федерации. На территории российской Арктики сосредоточен уникальный углеводородный потенциал страны - пятая часть нефтяных и более половины газовых ресурсов государства, рыбный промысел, лесные запасы и др. Арктические регионы являются объектами национальной стратегической безопасности Российской Федерации и основной транспортно-логистической линией Севера. Перспективный стратегический статус российской Арктики неоднократно подтверждается на высшем уровне государственной власти. В июне 2017 г. Президент Российской Федерации отметил, что Арктика - важнейший регион, который будет обеспечивать будущее России, а мощь и возможности России будут прирастать арктическим регионом1.
В работе [1] отмечается, что успешная реализация стратегических инвестиционных проектов на арктических территориях напрямую зависит от с в о е в р е м е н н о г о воспроизводства человеческого капитала Арктики. Это может быть обеспечено как за счет местного населения, так и за счет привлечения высококвалифицированных специалистов из других регионов страны.
Миграции населения в Арктической зоне России
Специфической особенностью арктических регионов является высокая миграционная активность населения. В.В. Фаузер констатирует, что если в период экстенсивного освоения Севера и Арктики миграции способствовали росту населения, то сегодня они, наоборот, «съедают» значительную часть населения северных территорий [2]. Действительно, на текущий момент, по
* Статья подготовлена при выполнении проектов в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 31.12929.2018/12.1, ФАНО России № 0224-2015-0003 и проекта Российского фонда фундаментальных исследований № 18-59-11001\18.
1 Прямая линия с Владимиром Путиным 2017. Онлайн-репортаж. URL: https://www.1tv.ru/shows/vystupleniya-prezidenta-rossii/pryamaya-liniya-2017/pryamaya-liniya-s-vladimirom-putinym-2017-onlayn-reportazh
данным государственной статистики, во всех субъектах, территории которых входят в состав Арктической зоны России, за исключением Красноярского края, отмечается долговременная отрицательная миграционная динамика населения2.
Е.А. Корчак относит особенности миграционных процессов арктических регионов к группе угроз третьего порядка, препятствующих социально-экономической безопасности и функционированию сферы природопользования Арктической зоны. Автор обращает особенное внимание на проблему разрушения трудового потенциала арктических территорий: в структуре миграционного оттока более 60% составляют граждане трудоспособного возраста, имеющие высшее или среднее профессиональное образование3. Кроме того, по мнению С.А. Сукнёвой, миграционный отток населения влияет на гендерную диспропорцию и рост населения в старших группах трудоспособного возраста4, что впоследствии может быть причиной старения населения Арктики.
Прямым следствием процессов сокращения численности трудоспособного населения ввиду значительного миграционного оттока является усугубляющийся дефицит квалифицированных кадров в регионах Арктической зоны России. В ежегодном докладе Совета по Арктике и Антарктике за 2016 г. отмечено, что в ближайшие годы арктические территории России будут испытывать острый дефицит трудовых ресурсов и не смогут обеспечить себя рабочей силой, необходимой для реализации проектов5.
2 Регионы России. Социально-экономические показатели, 2017. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm
3 Корчак Е.А. Угрозы социально-экономической безопасности, препятствующие развитию обстановки в сфере природопользования в Арктических регионах РФ // Проблемы современной экономики. 2015. № 24. С. 93-97.
4 Сукнёва С.А. Миграционный фактор демографической динамики Северо-Востока России. Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера: материалы пятого Всероссийского научного семинара. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2016. С. 95-104.
5 Ежегодный доклад Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. 2016 год.
URL: http://www. council. gov. ru/structure/docs/54443/
1873
Отток населения из макрорегиона, дефицит собственных трудовых ресурсов являются ключевыми ограничивающими факторами воспроизводства человеческого капитала российской Арктики. По мнению М.В. Ивановой и Д.В. Зайцева, к основополагающим вызовам, связанным с формированием «арктических трудовых ресурсов», на текущий и перспективный период относятся активизация человеческой мобильности и миграционных процессов; новые квалификационные потребности экономики; борьба за квалифицированные трудовые ресурсы [3, 4].
В качестве мер по уменьшению оттока человеческого капитала, дефицита кадров и профессионально-квалификационного
дисбаланса на рынке труда в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации предлагается регулирование миграции в зависимости от возраста и квалификации мигрантов, усиление приживаемости квалифицированных кадров и снижение социальных издержек вахтовой миграции6.
Обеспечение Арктики человеческим капиталом, обладающим необходимыми качественными характеристиками, а также его своевременное воспроизводство возможно путем привлечения квалифицированной молодежи, имеющей профессиональное образование по массовым и востребованным в Арктической зоне специальностям.
В соответствии с определением Л.Д. Гудкова, Б.В. Дубина, Н.А. Зоркой молодежь -наиболее мобильная, креативная, амбициозная социальная группа, ориентированная на перспективный карьерный рост [5]. Освоение Арктики требует принятия оригинальных и
" 7
нестандартных решений'.
Исследование, проведенное в 2017 г. А.А. Борисовой среди студентов вузов 3-5
6 Постановление Правительства РФ от 08.02.2013 № Пр-232 «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности
на период до 2020 года».
7 Чтобы завоевать Арктику, необходимы свежесть
и масштабность мышления, свойственные молодым. URL: https://gubemator51.ru/aktualno/fornews/? newsid=188386&PAGEN NUM=2&PAGEN 2=44
курсов и выпускников предшествующего года, показало, что более 60% респондентов имеют опыт территориального перемещения и адаптации к новым условиям жизни. При этом, по мнению автора, следует обратить особое внимание на то, что на современном рынке труда преобладают специалисты поколения Y и Z, ключевой характеристикой которых является мобильность в поиске интересных проектов, поэтому для многих выпускников вузов необходимость территориального перемещения и адаптации к новым условиям не являются сдерживающими факторами. Перемещение и адаптация становятся потребностью, стимулом для п о и с к а н о в ы х в о з м о ж н о с т е й самоактуализации [6].
В 2016 г. Арктический центр стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова провел исследование миграционных установок студентов вузов на территории АЗ РФ. Опрос показал, что для обучающейся молодежи Арктической зоны России характерен высокий уровень миграционных настроений: каждый второй студент заявил, что хочет покинуть регион обучения.
Кроме того, выявлено, что чем больше студент знает об Арктической зоне РФ и позитивнее относится к перспективам ее развития, тем позже он намерен покинуть регион (что фактически для многих означает отказ от миграции)8.
В современной научной литературе широко освещена проблематика миграционных планов и установок выпускников. Например, Е.Я. Варшавская и О.С. Чудиновских отмечают, что в среднем по России объем миграционного потока выпускников можно оценить в 30-33% от выпуска. В структуре потока преобладает внутренняя миграция: выпускники региональных вузов склонны к переездам в первую очередь в пределах России [7].
8 Аналитическая записка о результатах исследования миграционных установок студентов на территории АЗ РФ. URL: http://arctic-union.ru/upload/medialibrary/c17/zapiska-o-rezultatakh-issledovaniya-migratsionnykh-ustanovok-studentov-na-territorii-azrf.pdf
Что касается оценки объема миграционного потока выпускников вузов Арктики, то, по данным В.С. Пустыгиной, только 50-70% из них трудоустраиваются в своих регионах, остальные уезжают в другие регионы Российской Федерации и находят работу там либо не сообщают о трудоустройстве9. В целом для выпускников Арктики объем м и г р а ц и о н н о г о п о т о ка б л и з о к к среднероссийскому показателю.
Фактическое распределение миграционных потоков выпускников в разрезе регионов и специальностей, которое могло бы отразить качество «прибываемого» и «убываемого» человеческого капитала, изучено недостаточно. Основополагающими ограничивающими
факторами социально-экономического развития Арктической зоны России являются отток населения, в особенности молодежи, непривлекательность арктических регионов для постоянного проживания.
В ходе исследования авторы на основе детализированных статистических данных Министерства образования и науки Российской Федерации о трудоустройстве выпускников проверили тезисы об оттоке молодых специалистов с высшим образованием, последствием которого является ухудшение качества человеческого капитала в арктических регионах.
Методология исследования
Эмпирическая база исследования - данные ведомственного мониторинга трудоустройства выпускников вузов, осуществляемого Министерством образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзором и Пенсионным фондом Российской
Федерации10. В качестве основного метода проверки гипотезы исследования выбран вертикальный сравнительный метод, базирующийся на изучении структуры
9 Пустыгина В.С. Характеристики потоков образовательной и трудовой миграции и возможности управления ими в целях решения задач кадрового обеспечения экономики регионов Арктической зоны РФ. В кн.: Арктика - национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение. Сборник трудов конференции. Архангельск: САФУ, 2016.
С. 57-60.
10 Мониторинг трудоустройства выпускников. URL:
http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016
экономического явления (в данном исследовании - миграции выпускников вузов).
Для оценки вклада выпускников вузов из других субъектов РФ в обеспечение кадровой потребности арктических регионов выполнен сравнительный анализ показателей ежегодной дополнительной потребности в кадрах с высшим образованием и численности выпускников вузов, трудоустроенных в АЗ РФ. Использована макроэкономическая методика прогнозирования.
Объективный анализ миграционных потоков выпускников на арктических территориях затруднен тем, что статистический учет ведется в целом по субъектам Российской Федерации, в то время как некоторые регионы - Архангельская область, Республика Коми, Красноярский край и Республика Саха (Якутия) - лишь частично принадлежат Арктической зоне России.
В данном исследовании проанализированы миграционные потоки выпускников в целом для арктических регионов без выделения территорий конкретных муниципальных образований субъектов, входящих в состав АЗ РФ. Анализ проведен для всех субъектов, территории которых входят в состав АЗ РФ, за исключением Ненецкого автономного округа в связи с отсутствием информации в мониторинге трудоустройства выпускников по данному региону.
Объем миграционного потока выпускников вузов России в Арктическую зону. Регионы - доноры молодых кадров для Арктики
По данным на 2016 г., входящий миграционный поток выпускников вузов из других субъектов Российской Федерации для работы в Арктической зоне составил 17,6 тыс. чел. Сопоставление миграционных потоков выпускников вузов из арктических регионов в другие субъекты РФ и выпускников вузов из других субъектов РФ в арктические регионы в целях трудоустройства отражает положительное сальдо в целом по арктическому макрорегиону. Для большинства субъектов Арктической зоны России
входящий поток выпускников вузов превышает исходящий; исключение составляют Архангельская область и Республика Карелия (рис. 1). Лидирующими субъектами по притоку выпускников из других субъектов Российской Федерации являются Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. В Арктической зоне России в целом входящий поток выпускников превышает исходящий в 2,3 раза.
Часть выпускников, приехавших на работу в Арктическую зону, - результат образовательной миграции абитуриентов из арктических территорий, имеющей отложенный эффект: некоторые выпускники, получив образование, возвращаются и трудоустраиваются в родных регионах. Одним из важных стимулов для возвращения окончивших обучение выпускников, а также для привлечения в арктические регионы выпускников вузов других регионов является более высокий уровень заработной платы по сравнению с другими субъектами Российской Федерации11. Данные о трудоустройстве выпускников в большинстве субъектов АЗ РФ свидетельствуют о востребованности м ол од ы х квалифицированных кадров в региональной экономике.
Рассмотрим, из каких регионов исходят основные потоки выпускников для работы в Арктике, то есть выделим ключевые регионы - доноры кадров с высшим образованием для Арктики. Под категорией «регион-донор» понимается регион, обладающий достаточным объемом трудовых ресурсов для обеспечения потребностей собственной экономики, имеющий систему подготовки квалифицированных кадров и характеризующийся относительно положительным миграционным приростом. В качестве регионов-реципиентов выступают субъекты Арктической зоны Российской Федерации.
11 Пустыгина В.С. Характеристики потоков образовательной и трудовой миграции и возможности управления ими в целях решения задач кадрового обеспечения экономики регионов Арктической зоны РФ. В кн.: Арктика - национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение. Сборник трудов конференции. Архангельск: САФУ, 2016. С. 57-60.
А.Г. Гранберг отмечает, что наличие в пространственной системе регионов-доноров и регионов-реципиентов естественно. «Штатными» реципиентами, по мнению ученого, для российской экономики в целом традиционно выступают регионы СевероКавказского, Южного федеральных округов и некоторые регионы Приволжского
федерального округа12.
Что касается миграционных потоков выпускников в Арктическую зону, можно выделить 20 ключевых регионов, 11 из которых являются «штатными» донорами молодых квалифицированных кадров для Арктики. На рис. 2 показаны объем и направление основных миграционных потоков выпускников из 11 основных регионов, выступающих источниками молодых кадров для Арктики.
Рассмотрим данные по Москве и Санкт-Петербургу. Доля выпускников, мигрирующих в Арктику, от общего объема выпуска региональной системы образования невелика и составляет 3% для Москвы и 2,5% для Санкт-Петербурга, что в абсолютном выражении равно 3,5 тыс. чел. и 1,8 тыс. чел. соответственно. Самый многочисленный поток выпускников московских вузов (1,1 тыс. чел.) направляется в Красноярский край, а выпускников вузов Санкт-Петербурга (0,4 тыс. чел.) - в Мурманскую область.
Приоритетным регионом для трудоустройства выпускников из Тюменской области по территориально-инфраструктурному признаку является Ямало-Ненецкий автономный округ, в который переехали 10% выпускников областных вузов. Многие выпускники вузов (0,5 тыс. чел.) из Республики Башкортостан -старейшего нефтегазодобывающего региона -также трудоустраиваются в Ямало-Ненецком автономном округе, который в настоящее время признан «газовым сердцем России». Структурированный перечень ключевых регионов-доноров для каждого субъекта РФ, территории которого входят в состав АЗ РФ, представлен в табл. 1.
12 К 80-летию со дня рождения Александра Григорьевича Гранберга: ученый, учитель, человек. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2016. 324 с.
Вклад выпускников вузов из регионов-доноров в обеспечение кадровой потребности АЗ РФ
Анализ миграционных потоков выпускников вузов показал, что, несмотря на отрицательные показатели общей миграции населения, арктические регионы
привлекательны для работы, в том числе среди молодых специалистов с высшим образованием. В условиях нарастающего дефицита кадров приток молодой, амбициозной высококвалифицированной рабочей силы - один из факторов, способствующих кадровому обеспечению стратегического развития регионов АЗ РФ и макрорегиона в целом.
В исследовании С.В. Сиговой отмечается, что классическими источниками восполнения кадрового дефицита являются выпускники системы профессионального образования, межрегиональные и иностранные трудовые мигранты, безработные граждане [8]. Доля этих категорий в покрытии кадровой потребности варьируется в зависимости от специфики региональной экономики и функционирования системы образования. В среднем эта доля составляет 50-60% для выпускников системы профессионального образования, 20-30% - для трудовых мигрантов и 10-20 - для безработных граждан, прошедших профессиональную переподготовку.
Проведем количественную оценку вклада выпускников вузов из арктических регионов и из регионов-доноров в обеспечение потребности экономики регионов АЗ РФ в кадрах с высшим образованием. В основе данного исследования - сравнительный анализ значений потребности экономики в кадрах с высшим образованием и объемов трудоустроенных выпускников вузов. Ежегодная дополнительная потребность (далее - ЕДП) в квалифицированных кадрах Арктической зоны России оценена с использованием макроэкономической методики прогнозирования, разработанной В.А. Гуртовым и Е.А. Питухиным [9, 10].
В табл. 2 представлены показатели обеспечения ЕДП АЗ РФ выпускниками вузов из арктических регионов и из регионов - доноров молодых кадров за 2016 г. Выпускники вузов арктических регионов, трудоустроенные на работу в этих регионах, в целом по АЗ РФ покрывают чуть более половины (57,3%) кадровой потребности. При этом для Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов доля покрытия значительно ниже среднего показателя ввиду отсутствия в этих регионах развитой вузовской сети. В Красноярском крае и Республике Саха (Якутия) доля выпускников вузов в покрытии ЕДП довольно высока: в данных регионах, как и в Мурманской и Архангельской областях, реализуется политика подготовки квалифицированных кадров для всей Арктики.
Выпускники, прибывшие на работу в арктические субъекты из других регионов России, существенно сглаживают недостаток кадров в Арктической зоне - их вклад в обеспечение кадровой потребности в целом по АЗ РФ составляет чуть более 40%. Для Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов выпускники вузов, приезжающие на работу из других регионов России, - основной источник квалифицированных кадров. Доли
выпускников вузов из других регионов России в обеспечении ЕДП указанных автономных округов составляют 91,4% и 83,4% соответственно.
В совокупности выпускники вузов арктических регионов и регионов - доноров молодых кадров обеспечивают восполнение кадрового дефицита, особенно это характерно для Красноярского края и Республики Саха (Якутия), что можно объяснить развитой образовательной политикой этих регионов. Образовательные системы Красноярского края и Республики Саха (Якутия) являются драйверами регионального развития, которые вносят существенный вклад в формирование
13
человеческого капитала13.
13 Лешуков О.В., Евсеева Д.Г., Громов А.Д., Платонова Д.П. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 30 с.
Относительно других источников покрытия кадрового дефицита регионы Арктики имеют ряд особенностей. Для арктических регионов характерен низкий уровень безработицы: по методологии Международной организации труда безработица составила 5,6% в 2017 г.14 О ф и ц и ал ь н о з ар е г и с т р и р о ва н ны х безработных, которые потенциально могут пройти профессиональную переподготовку и занять вакантные рабочие места, в среднем по Арктике еще меньше (1,8%). Межрегиональные и иностранные трудовые мигранты прибывают в Арктическую зону в основном на высвобождаемые рабочие места или же на те рабочие места, для которых характерны маятниковые миграционные потоки - вахтовая организация труда. По результатам исследований, в среднем на территории Арктической зоны 33,1% среднесписочной численности работников -это работающие вахтовым методом15. Наибольшая распространенность этого метода работы характерна для Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Саха (Якутия), Архангельской и Мурманской областей.
Качество подготовки специалистов, прибывающих в Арктическую зону России
Перейдем от агрегированных значений количества выпускников с высшим образованием, приезжающих на работу в АЗ РФ, к профилю полученного ими высшего образования, характеризующего качественный состав человеческого капитала.
В структуре входящего миграционного потока выпускников для работы на территориях Арктической зоны России можно выделить 11 основных укрупненных групп
14 Календарь публикации официальной статистической информации о социально-экономическом развитии Арктической зоны Российской Федерации в 2018 году. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/calendar1-2017.htm
15 Сигова С.В., Федорова Е.А., Мазаева К.А. Особенности
труда в Арктической зоне Российской Федерации: опрос ведущих работодателей. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Двенадцатой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (28-29 октября 2015 г.). Петрозаводск: ПетрГУ, 2015. С. 189-198.
специальностей/направлений подготовки (далее - УГСН) высшего образования (табл. 3).
В соответствии с данными табл. 3 около 50% всех выпускников с высшим образованием, приезжающих на работу в АЗ РФ, имеют образование экономического и юридического профиля. Это объясняется массовым характером подготовки экономистов и юристов. На уровне Российской Федерации в целом суммарный прием в вузы по соответствующим группам специальностей в 2017 г. составил около 150 тыс. чел., или 20% от общего приема в российские вузы по очной форме обучения. При этом И.В. Абанкина констатирует, что говорить о перепроизводстве специалистов данного профиля не стоит, так как в настоящее время экономические и юридические знания выступают в качестве абсолютно необходимого базиса для современного человека16. Что касается арктических территорий, то, по мнению В.А. Цукермана, Е.С. Горячевской, именно наличие управленческих кадров и менеджеров с высшим образованием является важнейшей составляющей комплексного развития АЗ РФ. Такие специалисты должны профессионально владеть различными организационно-экономическими аспектами инновационной деятельности, принципами коммерциализации технологий, основами маркетинга, теорией и практикой защиты прав интеллектуальной собственности [11].
Далее следуют УГСН, являющиеся базовыми для горнодобывающей и нефтегазодобывающей отраслей, транспортной и энергетической инфраструктуры, строительства. Эти сферы на государственном уровне определены в качестве приоритетов стратегического развития Арктики. Высока доля выпускников с образованием педагогического и медицинского профиля, что крайне важно для комплексного социально-экономического освоения Арктики.
16 Абанкина И.В. Перепроизводство экономистов и юристов в России - миф // Экономика образования. 2010. № 1. С. 103-105. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/pereproizvodstvo-ekonomistov-i-yuristov-v-rossii-mif
На уровне отдельных регионов АЗ РФ прослеживаются схожие тенденции (рис. 3). Практически каждый третий выпускник, прибывший на работу в Арктику, имеет экономическое образование, а каждый пятый -юридическое. Массовость притока таких специалистов может быть связана как с общей популярностью профессий управленческого профиля, так и с востребованностью управленческих кадров на предприятиях АЗ РФ, о чем свидетельствует факт трудоустройства. Востребованность выпускников инженерно-технического профиля зависит от отраслевой специфики экономики каждого арктического региона. Так, в регионах, где основной отраслью экономики является добыча полезных ископаемых, наиболее востребованы выпускники УГСН «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия».
Выводы и рекомендации
В условиях усугубляющегося дефицита кадров, обусловленного серьезным миграционным оттоком трудоспособного населения, молодые специалисты с высшим образованием, приезжающие на работу в Арктику из других субъектов РФ, наряду с выпускниками вузов арктических регионов -уникальный человеческий капитал, который необходимо сохранять и развивать путем улучшения качества жизни и условий труда. Именно молодежь является наиболее способной и подвижной категорией людей, которая может выдвигать принципиально новые и оригинальные идеи, что особенно важно для освоения Арктической зоны России как стратегически важной территории.
Результаты проведенного исследования показали, что для большинства регионов Арктической зоны России входящий поток выпускников вузов для работы на этих территориях превышает исходящий поток выпускников местных вузов, то есть наблюдается положительное сальдо межрегиональной миграции выпускников с высшим образованием. В целом для Арктической зоны вклад выпускников вузов из других регионов России (41,6%) в
обеспечение кадровой потребности экономики с высшим образованием вполне сопоставим с вкладом выпускников местных вузов (57,3%), а для ряда регионов (Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа) - это основной источник кадрового обеспечения.
Отметим, что качество человеческого капитала в высокой степени коррелирует с приоритетами стратегического развития Арктики. Среди выпускников вузов, приезжающих работать в Арктику, -грамотные управленцы с экономическим и юридическим образованием; инженеры для отраслей газодобычи, нефтедобычи, транспорта, строительства, энергетики, отличающихся высокой наукоемкостью и требующих высококвалифицированной
кадровой базы; базовые специалисты для социальной сферы арктических регионов -врачи, учителя и психологи. Неисследованным остается вопрос о том, насколько долго приезжающие выпускники «оседают» в АЗ РФ и происходит ли их укоренение.
В сложившихся условиях главная амбициозная цель, на достижение которой должны быть направлены меры государственной политики, заключается не только в сохранении и привлечении человека в Арктику, но и в создании для него видимых жизненных перспектив.
В целях стимулирования интереса молодежи к «арктическим» профессиям, популяризации и пропаганды трудовой деятельности на территории Арктики, в первую очередь среди подрастающего поколения, актуально создание и распространение современных информационных продуктов, посвященных отраслям, профессиям, предприятиям, участвующим в освоении Арктики. Такой инструментарий был разработан и апробирован в исследованиях С.В. Шабаевой, И.С. Степусь, Е.А. Хотеевой [12, 13].
Сегодня на федеральном уровне отмечается важность и необходимость выстраивания системы современной профориентационной работы, ключевыми участниками которой должны выступать школы, университеты,
17
научные коллективы и успешные компании1'. Особую актуальность эта деятельность приобретает в отношении специфичных арктических территорий, где требуется развивать систему межведомственной профессиональной ориентации с учетом приоритетов стратегического развития и перспективной кадровой потребности экономики Арктической зоны России.
Необходимо разработать политику «закрепления» молодых специалистов на терр и тор ии Аркти ки п о ср ед ств ом
экономических и социальных стимулов в зависимости от особенностей и возможностей каждого региона. Особое внимание требуется уделить инфраструктуре, развитие которой очень важно для жителей регионов АЗ РФ и ее освоения. Социальная среда арктического региона должна быть комфортной и ориентированной на человека. Для закрепления молодых специалистов требуются внятные образовательная, профессиональная и жизненная траектории, современные рабочие места и яркая социокультурная среда.
17 Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957
Таблица 1
Ключевые регионы-доноры, из которых молодые специалисты с высшим образованием прибывают в субъекты РФ, входящие в состав Арктической зоны России, 2016 г.
Table 1
The main donor regions from which young higher education specialists come to the Russian constituents, which are part of the Arctic zone of Russia, 2016
Субъект АЗ РФ Регионы-доноры (упорядочено по величине миграционного потока выпускников)
Архангельская Москва, Санкт-Петербург, Вологодская область, Курская область, Кировская область
область
Красноярский край Москва, Иркутская область, Санкт-Петербург, Новосибирская область, Курская область,
Томская область
Мурманская область Москва, Санкт-Петербург, Курская область, Вологодская область
Республика Карелия Санкт-Петербург, Москва, Курская область, Вологодская область
Республика Коми Кировская область, Москва, Санкт-Петербург, Курская область,
Республика Башкортостан
Республика Саха Москва, Иркутская область, Новосибирская область, Санкт-Петербург,
(Якутия) Омская область, Томская область
Чукотский Москва, Курская область, Санкт-Петербург
автономный округ
Ямало-Ненецкий Тюменская область, Москва, Республика Башкортостан,
автономный округ Омская область, Санкт-Петербург
Источник: составлено авторами на основе данных мониторинга трудоустройства выпускников
Source: Authoring, based on the graduates employment monitoring data Таблица 2
Покрытие ежегодной дополнительной потребности экономики арктических регионов в кадрах с высшим образованием, 2016 г.
Table 2
Supplying the annual additional needs of the Arctic region's economy in higher education staff, 2016
Субъект АЗ РФ Потребность, чел. Доля выпускников, трудоустроенных в регионе
Выпускники Выпускники Общий
из региона из других регионов показатель
Архангельская область 5 419 62,5% 23,5% 86%
Красноярский край 11 722 83,4% 43,8% 127,2%
Мурманская область 5 135 34,3% 28,7% 62,9%
Республика Коми 4 727 59,6% 36,9% 96,5%
Республика Саха (Якутия) 6 159 69,6% 32,5% 102,1%
Чукотский автономный округ 328 14,6% 83,4% 98%
Ямало-Ненецкий 5 507 7,7% 91,4% 99,1%
автономный округ
Республика Карелия 3 226 52,3% 19,4% 71,7%
АЗ РФ 42 224 57,3% 41,6% 98,9%
Источник: составлено авторами на основе данных мониторинга трудоустройства выпускников
Source: Authoring, based on the graduates employment monitoring data
Таблица 3
Структура входящего миграционного потока выпускников вузов для работы на территориях Арктической зоны России, 2016 г.
Table 3
A structure of incoming migration flow of university graduates for employment in the regions of the Russian Arctic zone, 2016
Наименование УГСН Количество выпускников Удельный вес УГСН
из других субъектов РФ, в общем потоке
трудоустроенных в регионах приезжающих
АЗ РФ, чел. выпускников
Экономика и управление 5 774 33%
Юриспруденция 2 380 13,6%
Прикладная геология, горное дело, 1 152 6,6%
нефтегазовое дело и геодезия
Образование и педагогические науки 894 5,1%
Электро- и теплоэнергетика 687 3,9%
Техника и технологии 665 3,8%
наземного транспорта
Техника и технологии строительства 638 3,6%
Клиническая медицина 516 2,9%
Машиностроение 424 2,4%
Информатика и вычислительная техника 359 2%
Психологические науки 319 1,8%
Другие УГСН (44) 3 709 21,2%
Источник: составлено авторами на основе данных мониторинга трудоустройства выпускников Source: Authoring, based on the graduates employment monitoring data
Рисунок 1
Сопоставление миграционных потоков выпускников вузов в целях трудоустройства, 2016 г., тыс. чел. Figure 1
A comparison of the migration flows of university graduates for employment, 2016, thousand people
Источник: составлено авторами на основе данных мониторинга трудоустройства выпускников Source: Authoring, based on the graduates employment monitoring data
Рисунок 2
Объем и направление основных миграционных потоков выпускников вузов в регионы Арктической зоны Российской Федерации, 2016 г., чел.
Figure 2
The capacity and direction of the main migration flows of university graduates to the regions of the Russian Arctic zone, 2016, people
Источник: составлено авторами на основе данных мониторинга трудоустройства выпускников Source: Authoring, based on the graduates employment monitoring data
Рисунок 3
Укрупненные группы специальностей/направлений подготовки выпускников вузов из регионов-доноров Figure 3
Enlarged groups of Occupation/Training Program of graduates from the donor regions
Источник: составлено авторами на основе данных мониторинга трудоустройства выпускников Source: Authoring, based on the graduates employment monitoring data
Список литературы
1. Степусь И.С. Стратегическое развитие экономики Арктического макрорегиона и его обеспеченность кадрами со средним профессиональным образованием // Региональная экономика: теория и практика. 2016. Т. 14. Вып. 11. С. 66-80.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strategicheskoe-razvitie-ekonomiki-arkticheskogo-makroregiona-i-ego-obespechennost-kadrami-so-srednim-professionalnym-obrazovaniem
2. Фаузер В.В. Демографический потенциал северных регионов России фактор и условие экономического освоения Арктики // Экономика региона. 2014. № 4. С. 69-81.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/demograficheskiy-potentsial-severnyh-regionov-rossii-faktor-i-uslovie-ekonomicheskogo-osvoeniya-arktiki
3. Иванова М.В., Зайцев Д.В. Арктические трудовые ресурсы: текущее состояние и будущие вызовы // Региональная экономика: теория и практика. 2016. Т. 14. Вып. 10. С. 46-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/arkticheskie-trudovye-resursy-tekuschee-sostoyanie-i-buduschie-vyzovy
4. Иванова М.В., Белевских Т.В., Зайцев Д.В. Об арктическом рынке труда // Проблемы развития территорий. 2017. № 1. С. 145-157. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ob-arkticheskom-rynke-truda
5. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. М.: Московская школа политических исследований, 2011. 96 с.
6. Борисова А.А., Токарева А.С. Трудовая миграция выпускников российских вузов: предикторы роста и программы урегулирования // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2017. № 4. С. 21-27.
URL: http://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/440/article-440-1940.pdf
7. Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2014. № 3. С. 36-58. URL: https://www.econ.msu.ra/sys/raw.php?o=14958&p=attachment
8. Сигова С.В. Восполнение кадрового дефицита на рынке труда Российской Федерации: монография. Петрозаводск: ПетрГУ, 2009. 188 с.
9. Гуртов В.А., Питухин Е.А. Прогнозирование потребностей экономики
в квалифицированных кадрах: обзор подходов и практик применения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 4. С. 130-161.
10. Питухин Е.А., Мороз Д.М., Астафьева М.П. Прогнозирование кадровых потребностей региональной экономики в разрезе профессий // Экономика и управление. 2015. № 7. С. 41-49.
11. Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Система подготовки и переподготовки управленческих кадров для комплексного развития Арктической зоны Российской Федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 4-1. С. 35-42.
URL: https://doi.Org/10.18184/2079-4665.2015.6.4.35.42
12. Шабаева С.В., Степусь И.С., Хотеева Е.А. Возможности субарктических вузов для решения кадровых проблем Арктики // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 4. С. 106-115.
13. Шабаева С.В., Федорова Е.А., Степусь И.С. Востребованные профессии в Арктической зоне России как отражение приоритетов развития экономики макрорегиона // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 1. № 7. С. 104-117.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-1477 Sustainable Development of Regions
elSSN 2311-8733
MIGRATION FLOWS OF HIGHER-ED GRADUATES TO WORK IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA: QUANTITATIVE AND QUALITATIVE ASPECTS
Irina S. STEPUS' % Anna V. SIMAKOVA b
a Petrozavodsk State University (PetrSU), Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russian Federation
stepus@psu.karelia.ru
https://orcid.org/0000-0001-5070-0273
b Petrozavodsk State University (PetrSU), Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russian Federation
simakova@psu.karelia.ru
https://orcid.org/0000-0002-1990-9826
• Corresponding author
Article history:
Received 21 June 2018 Received in revised form 28 August 2018 Accepted 5 September 2018 Available online 15 October 2018
JEL classification: E24, J24, J61, 015
Keywords: Arctic zone of Russia, arctic region, graduates, migratory movements, higher education
Abstract
Subject This article discusses the issues related to the development of the territories of the Arctic zone of the Russian Federation.
Objectives The article aims to perform a quantitative and qualitative analysis of migration flows of university graduates to attract them to work in the regions of the Arctic zone of Russia.
Methods For the study, we used the methods of business economics, and normative, comparison, and expert analyses.
Results The article presents data and indicators of population migration for most regions of the Arctic zone of Russia in general and graduates of universities in particular. Conclusions The article concludes that the incoming flow of university graduates exceeds the outgoing flow of graduates of local universities. That means that the Arctic regions are attractive for work. The quality of training of specialists arriving in the Arctic is highly consistent with the strategic development priorities of the region.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Stepus' I.S., Simakova A.V. Migration Flows of Higher-Ed Graduates to Work in the Arctic Zone of Russia: Quantitative and Qualitative Aspects. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 10, pp. 1872-1887. ~
https://doi.org/10.24891/re. 16.10.1872
Acknowledgments
The article was prepared during the execution of projects within State job of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 31.12929.2018/12.1, the Federal Agency of Scientific Organizations of the Russian Federation № 0224-2015-0003, and the Russian Foundation for Basic Research project № 18-59-11001.
References
1. Stepus' I.S. [Strategic development of the economy of the Arctic macroregion and its vocational secondary education staffing requirements]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2016, vol. 14, iss. 11, pp. 66-80.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strategicheskoe-razvitie-ekonomiki-arkticheskogo-makroregiona-i-ego-obespechennost-kadrami-so-srednim-professionalnym-obrazovaniem (In Russ.)
2. Fauzer V.V. [Demographic potential of the Russia's northern regions as a factor and condition of economic development of the Arctic]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2014, no. 4,
pp. 69-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/demograficheskiy-potentsial-severnyh-regionov-rossii-faktor-i-uslovie-ekonomicheskogo-osvoeniya-arktiki (In Russ.)
3. Ivanova M.V., Zaitsev D.V. [Human resources of the Arctic: The current condition and future challenges]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2016, vol. 14, iss. 10, pp. 46-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/arkticheskie-trudovye-resursy-tekuschee-sostoyanie-i-buduschie-vyzovy (In Russ.)
4. Ivanova M.V., Belevskikh T.V., Zaitsev D.V. [About the Arctic labor market]. Problemy razvitiya territorii = Problems of Territory's Development, 2017, no. 1, pp. 145-157.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ob-arkticheskom-rynke-truda (In Russ.)
5. Gudkov L.D., Dubin B.V., Zorkaya N.A. Molodezh'Rossii [Youth of Russia]. Moscow, Moskovskaya shkola politicheskikh issledovanii Publ., 2011, 96 p.
6. Borisova A.A., Tokareva A.S. [Migration of graduates of Russian universities: predictors of growth and programmes of management]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Business Institute, 2017, no. 4, pp. 21-27. URL: http://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/440/article-440-1940.pdf (In Russ.)
7. Varshavskaya E.Ya., Chudinovskikh O.S. [Migration intentions of graduates of Russia's regional higher educational institutions]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika = Moscow University Economics Bulletin, 2014, no. 3, pp. 36-58.
URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=14958&p=attachment (In Russ.)
8. Sigova S.V. Vospolnenie kadrovogo defitsita na rynke truda Rossiiskoi Federatsii: monografiya [Filling the staff shortage on the labor market of the Russian Federation: a monograph]. Petrozavodsk, PetrSU Publ., 2009, 188 p.
9. Gurtov V.A., Pitukhin E.A. [Prognostication of the demands of economics in qualified personnel: review of approaches and application experience]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis, 2017, vol. 21, iss. 4, pp. 130-161. (In Russ.)
10. Pitukhin E.A., Moroz D.M., Astaf'eva M.P. [Forecast of personnel needs by occupation for the regional economy]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2015, no. 7,
pp. 41-49. (In Russ.)
11. Tsukerman V.A., Goryachevskaya E.S. [System of training and retraining of managerial staff for the comprehensive development of the Arctic zone of the Russian Federation]. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research),
2015, no. 4-1, pp. 35-42. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.18184/2079-4665.2015.6.4.35.42
12. Shabaeva S.V., Stepus' I.S., Khoteeva E.A. [Opportunities of subarctic higher education institutions to solve personnel problems in the Arctic]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis, 2017, vol. 21, iss. 4, pp. 106-115. (In Russ.)
13. Shabaeva S.V., Fedorova E.A., Stepus' I.S. [Occupations in demand in Russia Arctic zone as the reflection of macroregion economy development priorities]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2016, vol. 1, iss. 7, pp. 104-117. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.