Научная статья на тему 'Роль социального партнерства власти и религиозных организаций в стабилизации политической ситуации в поствоенный период (на примере Чеченской Республики)'

Роль социального партнерства власти и религиозных организаций в стабилизации политической ситуации в поствоенный период (на примере Чеченской Республики) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
326
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ДУХОВЕНСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / РАДИКАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ВАХХАБИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ / ОБЩИЕ ЗАДАЧИ / SOCIAL PARTNERSHIP / AUTHORITIES / CLERGY / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / CHECHEN REPUBLIC / RADICALISM / EXTREMISM / WAHHABISM / POLITICAL STABILITY / COMMON TASKS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акаев Вахит Хумидович, Одаев Тахир Хамзатович

В статье раскрывается роль социального партнерства органов власти и религиозных организаций в достижении политической ситуации в поствоенный период на примере Чеченской Республики. При этом рассматриваются различные формы социального партнерства, выявляются особенные и общие задачи, которые решали органы власти, духовенство, религиозные организации, нацеленные на достижение политической ситуации. Обосновывается мысль о том, что без опоры на традиционное чеченское духовенство федеральные и республиканские органы власти не добились бы ощутимых результатов в противодействии религиозному экстремизму и радикализму, а в конечном итоге, в достижении политической стабильности в период окончания военных действий на территории Чечни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN RELIGIOUS ORGANIZATIONS AND THE GOVERNMENT IN STABILIZATION OF POLITICAL SITUATION DURING THE POSTWAR PERIOD: CASE STUDY OF THE CHECHEN REPUBLIC

The article explores the role of social partnership between religious organizations and the government in stabilization of political situation during the post-war period by case study of the Chechen Republic. The authors discuss different forms of the social partnership, consider common and specific tasks of the authorities, the clergy, and religious organizations. It is substantiated a thesis, that without support of the traditional Chechen clergy it wouldn’t have been possible for the federal and regional authorities to obtain appreciable results in counteraction to the religious extremism and radicalism, and eventually to build strong politics during the postwar period in the territory of Chechnya.

Текст научной работы на тему «Роль социального партнерства власти и религиозных организаций в стабилизации политической ситуации в поствоенный период (на примере Чеченской Республики)»

УДК 316.334.3 : 321 Акаев Вахит Хумидович

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института имени Х.И.Ибрагимова Российской академии наук

Одаев Тахир Хамзатович

Akaev Vakhit Khumidovich

D.Phil., Professor, Chief Research Associate, Complex Research Institute, Russian Academy of Sciences

Odaev Takhir Khamzatovich

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ВЛАСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ПОСТВОЕННЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN RELIGIOUS ORGANIZATIONS AND THE GOVERNMENT IN STABILIZATION OF POLITICAL SITUATION DURING THE POSTWAR PERIOD: CASE STUDY OF THE CHECHEN REPUBLIC

Аннотация:

В статье раскрывается роль социального партнерства органов власти и религиозных организаций в достижении политической ситуации в поствоенный период на примере Чеченской Республики. При этом рассматриваются различные формы социального партнерства, выявляются особенные и общие задачи, которые решали органы власти, духовенство, религиозные организации, нацеленные на достижение политической ситуации. Обосновывается мысль о том, что без опоры на традиционное чеченское духовенство федеральные и республиканские органы власти не добились бы ощутимых результатов в противодействии религиозному экстремизму и радикализму, а в конечном итоге, в достижении политической стабильности в период окончания военных действий на территории Чечни.

Ключевые слова:

социальное партнерство, органы власти, духовенство, религиозные организации, Чеченская Республика, радикализм, экстремизм, ваххабизм, политическая стабилизация, общие задачи.

Summary:

The article explores the role of social partnership between religious organizations and the government in stabilization of political situation during the post-war period by case study of the Chechen Republic. The authors discuss different forms of the social partnership, consider common and specific tasks of the authorities, the clergy, and religious organizations. It is substantiated a thesis, that without support of the traditional Chechen clergy it wouldn’t have been possible for the federal and regional authorities to obtain appreciable results in counteraction to the religious extremism and radicalism, and eventually to build strong politics during the postwar period in the territory of Chechnya.

Keywords:

social partnership, authorities, clergy, religious organizations, Chechen Republic, radicalism, extremism, Wahhabism, political stability, common tasks.

Социальное партнерство власти и религиозных организаций проявляется посредством совместных действий этих общественных институтов, так и отдельно друг от друга, их действий и инициатив. Понимание феномена «социальное партнерство» важно в условиях реформирования общества, передела его различных сфер, что актуализируется необходимостью цивилизованного диалога, согласования действия акторов, принимающих участие в реформаторском процессе, в котором важно нахождение компромисса мнений, позиций в защиту интересов всех участников. Механизм цивилизованного диалога предполагает нахождение оптимального баланса, когда стороны, сохраняя свои интересы, могут добиться взаимовыгодного сотрудничества в едином правовом поле страны. Социальное партнерство предполагает наличие цивилизованных и развитых государственно-конфессиональных форм общественных отношений.

Феномен «социальное партнерство» имеет много смыслов и аспектов, обусловленные его сложным содержанием. Одни интерпретируют его как специфический тип общественных отношений, складывающийся между социальными группами, другие представляют его в качестве механизма взаимодействия между органами госвласти и общественными институтами. Партнерство как процесс достижения согласованных интересов, нацелено на формирование общего социокультурного пространства существования разных субъектов, необходимых для сохранения их единства, соблюдения ими общих правил сосуществования на основе общественной договоренности.

Важнейшее условие социального партнерства в Российской Федерации - это уважительное отношение к позициям контактирующих субъектов, основанное на диалоге, ориентированное на согласованную политику на различных уровнях взаимодействия. Социальное партнерство осуществляется на основе таких важнейших принципов, как: равноправие, согласование действий, социальная справедливость, добровольность. Успешность реализации этих принципов зависит от заинтересованности государства и общественных организаций и соблюдения законодательства для достижения положительного результата, социальной справедливости.

Российское государство регулирует процессы взаимодействия властных институтов и конфессиональных организаций на всех уровнях образования общества. Социальное партнерство постепенно развивается в нашей стран как в образовательной, так и религиознокультурной сферах. Это проявляется в том, что органы власти и религиозные организации совместными усилиями добиваются реализации общих программ духовно-нравственного и образовательного плана [1].

В современной культуре, когда речь идет о социальном партнерстве государственной власти и конфессиональных объединений, важно учесть, что светский характер, например, образования в государственной школе, наличествует, однако содержание не расписано, что порой становится причиной произвольного его толкования. Светский характер образования в российской государственной и муниципальной школе должен учитывать взаимную организационную и правовую независимость религиозных структур. Конституционный запрет на установление в нашей стране обязательной или государственной идеологии или религии, отраженный в ст. 13,

14 Конституции РФ, влечет запрет на введение обязательного изучения всеми школьниками в стране какой-либо одной идеологии или религии.

Современное российское общество представлено многими конфессиями, поэтому в целях укрепления социального партнерства как в сфере государственно-конфессиональных, так и межконфессиональных отношениях актуализируется необходимость преподавания в школе истории религий и религиозных культур, с целью ознакомления подрастающего поколения со всем духовно-культурным многообразием. Важно отметить, что общеобразовательная школа в России представляет собой один из центров, способствующих воспитанию подрастающих граждан в духе социального партнерства.

Социальное партнерство как особый тип общественных отношений является следствием коренных трансформаций, происходящих в обществе, находящегося на грани выживания, что предполагает поиск компромиссов и согласия его членов. В этом процессе важна и роль религиозных институтов, обладающих духовным потенциалом, имеющим возможность осуществлять консолидацию общества.

Взаимодействие в рамках социального партнерства предполагает соблюдения прав личности и свободы вероисповедания, принципа равенства всех религиозных объединений перед законом. Государственная власть гарантирует религиозным организациям, получившим статус социальных партнеров, приоритеты и льготы в отношении деятельности, направленной на позитивное решение социально значимых задач для удовлетворения интересов человека, семьи, общества и государства.

В современной России достаточно успешно осуществляется социальное партнерство между государством и исламскими организациями. Государственные деятели страны акцентируют внимание на том, что Ислам для России не является чуждым, а представляет собой неотъемлемую часть российской истории и культуры, образом жизни миллионов граждан. Недаром Президент России В.В. Путин не раз отмечал, что «мусульмане России всегда вносили огромный вклад в развитие страны и сделали много для становления нашей державы как мировой». Он подчеркивает, что факт развития страны как поликонфессионального государства «вызывает к жизни особую культуру взаимоотношений между представителями различных наций, народов, религий. И в этом огромная сила страны». Эти мысли высказывались во время встречи в Москве с духовными лидерами российских мусульман 8 ноября 2007 г. [2]. Такого рода оценка способствует формированию процесса социального партнерства, инициированного на самом высоком уровне.

Российская власть целенаправленно способствует созданию комфортных условий для деятельности мусульманских организаций. В последние годы можно наблюдать позитивный процесс социального партнерства власти и духовенства, в Чеченской Республике, а также в других регионах с преобладающим числом мусульман.

На встрече с представителями традиционных религий в нашей стране В.В. Путин констатировал: «Если в 2008-2011 годах мы направили на восстановление религиозных зданий, сооружений, находившихся в федеральной собственности и переданных религиозным организациям, 2,3 миллиарда рублей, то в ближайшие три года это будет почти 3,5 миллиарда рублей» [3].

Впервые в истории России 25-26 мая 2012 г. в Москве была организована Международная богословская конференция с участием 30 улемов арабского мира и российских мусульманских лидеров. Это стало свидетельством того, что Россия настроена на обеспечение мусульманам РФ легальных возможностей для успешной деятельности. Руководство страны проводит политику дальнейшего развития сотрудничества между Россией и исламским миром с учетом интересов обеих сторон и трансформации этого сотрудничества в стратегическое партнерство, что будет служить интересам народов и стран на основе взаимопонимания и сближения между ними. Это также является свидетельством того, как социальное партнерство, определяющее государственно-конфессиональное и межконфессиональное взаимодействие в рамках российской государственности, при умелой политике государства перерастает в межгосударственное партнерство.

Такое партнерство актуализируется с целью достижения взаимопонимания, основанного на гласности и открытости в отношениях между приверженцами различных религий, представителями различных культур и цивилизаций. Один из путей, ведущих к установлению отношений дружбы и партнерства между Российской Федерацией и исламским миром, является дальнейшее взаимодействие с мусульманами в различных странах мира в духе мусульманского братства.

15 ноября 2012 г. в Нальчике состоялась международная богословская конференция на тему: «Мусульмане и национальная культура в светском государстве», посвященная роли и месту мусульман в светском обществе, а также соотношению их религиозной активности с ценностями и традициями национальной культуры. Доклады и выступления конференции охватывали вопросы соотношения светской государственности, национальной культуры и религиозной практики.

Россия, в которой живет более 180 этносов, из которых 57 ассоциируют себя с Исламом, настроена на последовательный диалог с мусульманским миром. Социальное партнерство государственной власти и данной религии в Российской Федерации на сегодняшний день отмечается проведением единой вероисповедной политики государства в условиях укрепления властной вертикали и формирования единой внутренней политики в России, реализацией государственной политики в сфере свободы совести и вероисповеданий, которая гарантирует успешное достижение поставленных целей и задач. Защищенность основных прав и свобод способствует укреплению взаимопонимания и сотрудничества приверженцев разных религий и людей неверующих, стабильности в обществе.

В Чеченской Республике наблюдается активная реализация своего потенциала как государственными, так и религиозными учреждениями в вопросах достижения положительных результатов социального партнерства государственно-конфессиональных институтов. В этом контексте главным достижением Духовного управления мусульман Чеченской Республики в области международных отношений является ежегодный миротворческий форум «Ислам - религия мира и созидания», на который съезжаются представители всех конфессий из более чем 40 стран мира. Главная цель форума - активировать усилия мусульман России и мира по противодействию религиозно-политическому экстремизму и поддержать органы власти и общественные организации в проведении политики толерантности и уважении к народам многонациональной России. Впервые этот форум, посвященный памяти первого Президента ЧР Ахмат-хаджи Кадырова, прошел 22-23 августа 2007 г. в Гудермесе. 209 участников встречи подписали обращение к Президенту РФ В.В. Путину, лидерам мирового сообщества и религиозным деятелям. Делегаты форума приняли резолюцию, в которой обратились к религиозным и государственным деятелям, политическим и общественным организациям с воззванием сконцентрировать свои усилия на эффективном урегулировании международных конфликтов, решении экономических и социальных проблем в странах третьего мира, развитие диалога между Исламом и другими религиями, создании альянса цивилизаций против религиозного экстремизма и радикализма.

«Участники Форума выражают свою глубокую озабоченность судьбами мира, все еще не преодолевшего социальную несправедливость, нищету, голод и насилие. Мусульманам, равно как и многим верующим других конфессий, далеко небезразличны настоящее и будущее человечества. Участники Форума осуждают развязывание конфликтов и войн с целью завоевания территорий, обладания природными ресурсами, установления мирового порядка согласно концепции однополярного мира.

Глубокую озабоченность вызывают лживые утверждения об угрозах, якобы исходящих от Ислама, исламской цивилизации, о духовном кризисе религий. Известно, что определенные религиозно-политические силы связывают с Исламом террористические, радикалистские и экстремистские проявления. В выступлениях руководителей отдельных государств и религиозных деятелей допускаются оскорбительные выпады против Ислама, более того, они пытаются привязать его к терроризму и фашизму» [4]. По мнению форумчан такого рода приемы недопустимы, поскольку ведут не к позитивным сдвигам в глобальном миросоздании, а ввергают в острое противостояние народы и государства.

В целом главная идея Форума направлена на достижение состояния социального партнерства, основанного на принципах равенства, справедливости. Участники Форума признают, что Ислам не только не противоречит реалиям современности и демократии, а более того -содержит в себе огромный потенциал для развития гражданских основ человеческого общества, современное состояние которого во многих случаях, к сожалению, противоречит вечным универсальным ценностям, проповедуемым Исламом и другими религиями. Мусульманство в России не является противником демократии, оно позиционирует себя как важнейший фактор, способный обеспечить целостность Российского государства.

В последнее воскресенье мая 2013 г. в Грозном прошел очередной Форум «Ислам - религия мира и созидания», на котором присутствовали гости из тридцати стран мира, а также представители религиозных общин России. Можно утверждать, что в Российской Федерации складывается успешная модель социального партнерства власти и религиозных организаций, направленная на стабилизацию политической обстановки, как, собственно, в Чеченской Рес-публике,так и во всей России.

Итак, подводя итог нашему дискурсу, хотим еще раз обратить внимание на следующие положения:

1. Северный Кавказ - один из ключевых исламских регионов России. Процессы, переживаемые им, в значительной мере влияют на общее состояние политического климата в стране, как на светском, государственном уровне, так и сказываются на настроении всей российской уммы, поскольку значительная часть представителей северокавказских мусульман сегодня расселились по самым разным регионам страны.

2. Анализируя вопрос о социальном партнерстве государственной власти и религиозных организаций, можно говорить, как о собственно совместных действиях тех и других, так и рассмотреть отдельно друг от друга действия и инициативы государственных и конфессиональных институтов.

3. Социальное партнерство предполагает цивилизованную форму общественных отношений во всех сферах, но в нашем случае именно в сфере государственно-конфессиональных отношений.

4. В целом, партнерство, будучи процессом согласования интересов, способствует созданию единого социокультурного пространства обитания разных субъектов, которые в целях сохранения территориального, государственного единства вынуждены придерживаться общих правил коллективного сосуществования, общественной договоренности.

5. Одним из условий социального партнерства в Российской Федерации является уважительное отношение к позициям друг друга с учетом интересов, основанного на диалоге; выработка единой согласованной политики на всех уровнях взаимодействия, отсутствие двойных стандартов.

6. Основными принципами социального партнерства в рамках правового поля являются равноправие, согласование действий, социальная справедливость, добровольность.

7. Светскость государства, не имея никакой антирелигиозной идеологии, подразумевает установленного в правовой системе и реализуемого на практике разделения полномочий и функций органов государственной власти и религиозных организаций, в границах которых обе структуры обладают раздельными полномочиями.

8. Государственная общеобразовательная школа является одним из центров, который способствует воспитанию подрастающих граждан в духе социального партнерства.

9. Социальное партнерство, будучи особым типом общественных отношений, является следствием коренных изменений, переживаемых обществом в целях выживания, вынужденном искать пути к компромиссу и согласию. Религиозные институты обладают духовными ресурсами, которые могут способствовать консолидации общества, и потому сегодня их представители наиболее востребованы не только в образовательной сфере.

10. Взаимодействие в рамках социального партнерства должно осуществляться при безусловном соблюдении прав личности и свободы вероисповедания, принципа равенства всех религиозных объединений перед законом. Государственная власть должна гарантировать религиозным организациям, получившим статус социальных партнеров, приоритеты и льготы в отношении деятельности, обуславливающей позитивное решение социально значимых задач в интересах человека, семьи, общества и государства.

11. Российская власть целенаправленно способствует созданию комфортных условий для деятельности мусульманских организаций. В последние годы мусульмане России достигли особо впечатляющих успехов в Чеченской Республике и в других регионах с преобладающим их числом, что отмечается многими наблюдателями и гостями из различных стран, в том числе и из мусульманских, которые посещают эти регионы.

12. Впервые в истории России 25-26 мая 2012 г. в Москве была организована Международная богословская конференция с участием 30 улемов арабского мира и российских мусульманских лидеров. Это стало свидетельством того, что Россия настроена на обеспечение мусульманам РФ легальных возможностей для успешной деятельности.

13. Россия, будучи надежным союзником и партнером Ислама и исламского мира, умело трансформирует позитивный нравственный и интеллектуальный потенциал данной религии во благо демократических преобразований, укрепления государственности и правовой системы страны, консолидацию российского общества, достижения согласия и мира.

14. В Чеченской Республике наблюдается активная реализация своего потенциала как государственными, так и религиозными учреждениями в вопросах достижения положительных результатов социального партнерства государственно-конфессиональных институтов. В этом контексте главным достижением Духовного управления мусульман Чеченской Республики в области международных отношений является ежегодный миротворческий форум «Ислам - религия мира и созидания», на который съезжаются представители всех конфессий.

15. Мы смеем думать, что на сегодняшний день в Российской Федерации складывается весьма успешная модель социального партнерства власти и религиозных организаций, способствующая позитивной реализации политики стабилизации политической обстановки, как собственно в Чеченской Республике, так и во всей Российской Федерации.

Ссылки:

1. См.: Метлик И.В. Преподавание в школе истории религий и религиозных культур в контексте введения ФГОС общего образования второго поколения // Вестник московского образования. 2011. № 13. С. 290-320.

2. Начало встречи с духовными лидерами мусульманских сообществ. 11Р1_: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2007/11/150774 (дата обращения: 10.12.2013).

3. Стенограмма встречи председателя Правительства РФ В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России. 11Р1_: http://www.patriarchia.ru/db/print/2005767.html (дата обращения: 10.12.2013).

4. Из резолюции 1-го Международного миротворческого форума «Ислам - религия мира и созидания», посвященного памяти первого Президента ЧР А.-Х. Кадырова. Гудермес; ЧР, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.