Научная статья на тему 'Роль социального партнерства в улучшении условий и охраны труда'

Роль социального партнерства в улучшении условий и охраны труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1113
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / УСЛОВИЯ ТРУДА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / OCCUPATIONAL SAFETY / WORKING CONDITIONS / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косинова Наталья Владимировна

В статье анализируется состояние условий и охраны труда в Российской Федерации. Исследуется влияние системы социального партнерства на эти вопросы. Предложены пути совершенствования разделов региональных соглашений в сфере охраны труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of social partnership in improving conditions and operation safety

The state of operation safety and health in the Russian Federation is analyzed in the article. The impact of social partnership on these issues is examined. Ways to improve sections of regional arrangements in the field of labor are suggested.

Текст научной работы на тему «Роль социального партнерства в улучшении условий и охраны труда»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

УДК 331

Н. В. КОСИНОВА

Омский государственный технический университет

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В УЛУЧШЕНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА_________________________________

В статье анализируется состояние условий и охраны труда в Российской Федерации. Исследуется влияние системы социального партнерства на эти вопросы. Предложены пути совершенствования разделов региональных соглашений в сфере охраны труда. Ключевые слова: охрана труда, условия труда, социальное партнерство.

Модернизация экономики России сегодня является одной из самых важных задач правительства. В этих условиях только страна, готовая предложить гражданам перспективы их личного успеха, измеряемого уровнем жизни, условиями труда, способна удерживать главный ресурс XXI века — человеческий капитал. Поэтому социальная политика и одна из ее составляющих — социально-трудовые отношения в сфере охраны труда, должны занимать лидирующие позиции в повестке дня общества. Сегодня потери фактически не отработанного времени из-за травматизма на производстве, дополнительных отпусков и сокращенной продолжительности рабочего времени — составляют 92,5 млн человеко-дней, что равноценно невыходу на работу в течение года 755,3 тыс. человек [1]. По данным института промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства свыше 30 % ежегодно умирающих россиян составляют граждане в трудоспособном возрасте. Именно неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. По данным официальной статистики, ежегодно получают травмы на производстве около 80 тысяч человек и регистрируется более 10 тысяч случаев профессиональных заболеваний, более 14 тысяч человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания. Ежегодно порядка 200 тыс. человек уходят на пенсию, досрочно назначаемую за работу в тяжелых и вредных условиях труда. Это указывает на наличие в нашей экономике огромных резервов для повышения ее эффективности через улучшение условий труда. Анализ показателей по Российской Федерации удельного веса численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда по видам экономической деятельности за период с 2008 по 2010 год приводится в табл. 1.

Налицо устойчивый рост. Омская область не является исключением. Министр труда и социального развития Омской области А. А. Афанасьев в своей статье «Основные направления государственной политики в сфере охраны труда на территории Омской области», опубликованной в журнале «Справочник специалиста по охране труда» (№ 1, 2012) отмечает, что по состоянию на 1 июля 2011 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, произошло увеличение удельного веса работников, занятых в условиях не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм (до 27 %).

Поэтому на данном этапе развития рыночной экономики назрела необходимость участия всех

социальных партнеров в регулировании социальнотрудовых отношений в сфере охраны и условий труда.

В действующем Трудовом кодексе РФ, с учетом происходящих изменений в социально-экономической жизни страны, вопросу социального партнерства уделено большое внимание. В статье 23 ТК РФ раскрыто это понятие, как система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Система социального партнерства, согласно статье 26 ТК РФ, включает в себя пять уровней: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный (на уровне муниципальных образований), локальный (в рамках организации). Каждый вид соглашений предполагает конкретный круг участников и определенный вид отношений в сфере труда, т.е. конкретную сферу регулирования.

Органами социального партнерства являются комиссии, создаваемые социальными партнерами, по урегулированию социально-трудовых отношений на всех пяти уровнях. Основное предназначение социального партнерства в сфере охраны труда состоит в том, чтобы путем переговоров достичь согласованности противоположных интересов работников и работодателей, снять острые проблемы по улучшению условий и охраны труда работников, в том числе по предоставлению льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда.

Улучшение условий труда, используя механизм социального партнерства, достигается благодаря использованию различных форм (ст. 27 ТК РФ): коллективные переговоры, взаимные консультации, участия работников или их представителей в разрешении трудовых споров.

В документах по социальному партнерству всех уровней, в том числе трехсторонних соглашениях, находят свое отражение вопросы охраны труда. Примером высокой эффективности социально-партнерских отношений на региональном уровне являются: город Москва, Калужская, Тамбовская, Пермская области, Республика Татарстан.

В Омской области сегодня действует уже третье соглашение о социальном партнерстве, подписанное в 2010 году между Правительством Омской области, территориальным общественным объединением Федерации профсоюзов, региональным объедине-

В организациях по видам экономической деятельности

добыча полезных ископаемых обрабаты- вающие производства производство и распределение электроэнергии, газа и воды строительство транспорт связь

Работали в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативным требованиям

2008 39,1 26,8 30,6 14,6 31,4 2,9

2009 40,3 28,2 31,0 16,4 33,1 3,7

2010 42,5 29,6 32,9 18,5 34,0 3,8

Заняты на тяжелых работах

2008 20,2 7,2 8,7 9,5 11,6 1,3

2009 21,7 8,0 9,1 10,1 12,8 1,8

2010 22,8 9,1 9,8 11,5 13,5 1,8

Заняты на работах, связанных с напряженностью трудового процесса

2008 14,8 5,3 7,0 4,7 14,7 1,2

2009 15,2 5,8 7,3 5,7 16,8 1,8

2010 15,7 5,8 8,3 7,1 17,6 2,1

нием работодателей. В регионе проведена огромная работа по формированию территориальных трехсторонних комиссий. Во всех муниципальных районах Омской области действуют координационные советы профсоюзов, созданы и прошли государственную регистрацию в Управлении министерства юстиции РФ по Омской области территориальные объединения работодателей. Сегодня в регионе создано 33 территориальные трехсторонние комиссии и действует столько же соглашений.

Трехстороннее соглашение Омской области 2010 — 2012 годов направлено на укрепление социальных гарантий, снижение безработицы, рост уровня заработной платы. Сравнивая соглашения двух последних периодов, отмечаем, что количество вопросов, касающихся охраны труда, сегодня увеличилось вдвое, проведена работа и по разграничению обязанностей социальных партнеров.

Рассмотрим содержание раздела «Охрана труда и экологическая безопасность» действующего ныне трехстороннего соглашения Омской области. В подразделе «Обязательства сторон» социальные партнеры берут обязательства по реализации на территории Омской области:

— раздела «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации,

— Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,

— Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

— Закона Омской области от 11 июня 1999 года № 189-ОЗ «Об охране труда в Омской области».

В то же время в подразделе «Правительство и работодатели обязуются« акцент сделан только на статью 226 ТК РФ, касающуюся финансирования

мероприятий по охране труда, в подразделе «Работодатели обязуются» — на статью 217 ТК РФ по организации служб охраны труда в организациях. Статья 212, которая содержит 22 пункта направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, статьи 221 —224, 228, не нашли своего отражения в подразделах соглашения. Осталась без внимания и статья 22 ТК РФ «Основные права и обязанности работодателя». В подразделе обязательства сторон не рассмотрены вопросы реализация, полученных в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда результатов, которые позволяют определить основные направления деятельности, по отраслям, муниципальным образованиям, предприятиям. Не вошедшие в соглашение требования ТК РФ и других законодательных актов по труду и охране труда, возможно, сочли недостаточно важными на данном этапе, хотя нарушение любой из перечисленных статей ТК РФ квалифицируется как административное правонарушение со всеми вытекающими последствиями для работодателя. Не освещен такой важный вопрос как информационное обеспечение охраны труда в масштабах области, то есть по консультированию, информированию, оказанию правовой помощи работникам и работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства в сфере охраны труда. В то же время «Стороны» берут на себя обязательства систематически информировать население об экологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению экологической безопасности и сохранению природных ресурсов.

Анализ раздела «Охрана труда и экологическая безопасность» соглашения о социальном партнерстве Омской области на 2010 — 2012 гг. позволяет констатировать, что вопросы охраны труда освещены недостаточно и обязательства сторон, носят декларативный характер, к их выбору подошли избирательно, отдав предпочтение лишь нескольким статьям раздела

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

«Охрана труда» ТК РФ. Документ не содержат обязательств, реализация которых позволит получить ощутимые и измеримые результаты улучшения условий труда в регионе и активизировать работу социальных партнеров в решении данных вопросов.

По мнению автора, для повышения эффективности трехсторонних соглашений необходимо: расширить раздел «Охрана труда и экологическая безопасность» в части, касающейся охраны и условий труда, включить определенные пороговые показатели по расходованию средств ФСС на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний, по использованию скидок к страховым тарифам. Устанавливать этапность и сроки проведения аттестации рабочих мест по отраслям и муниципальным образованиям. Задачи по снижению уровня травматизма и профзаболеваний, сокращению численности рабочих мест с вредными условиями труда, также должны быть определены адресно.

Таким образом, использование социального партнерства в улучшении условий труда — объективная необходимость сегодняшнего дня, что позволяет значительную часть вопросов регулировать через

договоры и соглашения, устанавливая баланс интересов всех его сторон. Трехсторонние комиссии всех уровней являются неиспользуемым резервом в решении проблем охраны и условий труда на территории региона.

Библиографический список

1. Сафонов, А. Л. Концепция-2020: модернизация трудовых отношений / А. Л. Сафонов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.safework.ru/publications/publications.html ? ій = 71 (дата обращения: 09.07.2012).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20.02.2012). — Новосибирск : Норматика: Сиб. унив. изд-во, 2012. - 192 с.

КОСИНОВА Наталья Владимировна, начальник отдела охраны труда.

Адрес для переписки: оЬгапа_1:ш<За_отд1:и@та11.ш

Статья поступила в редакцию 13.09.2012 г.

© Н. В. Косинова

уДК 331215 С. Г. ПОЛЯНСКАЯ

Омский государственный технический университет

ПРОБЛЕМЫ УТВЕРЖДЕНИЯ РАЗМЕРА МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ__________________________________________________

В статье исследован процесс утверждения минимального размера заработной платы в регионах Сибирского федерального округа. Проведенный анализ выявил регионы, где необходимые соглашения не приняты. Предложены рекомендации по изменению сложившейся ситуации.

Ключевые слова: минимальный размер заработной платы, прожиточный минимум, социально-трудовые отношения.

На современном этапе развития российской экономики проблемы уровня жизни населения, а также факторы, определяющие его динамику, являются очень важными. Ни для кого не секрет, что от их решения во многом зависит как направленность, так и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, не только политическая, но и экономическая стабильность в обществе. В центре этих проблем стоит человек, его благосостояние. Поэтому все преобразования, которые влияют или могут повлиять на изменение уровня жизни населения, вызывают огромный интерес у всех слоев общества.

Одной из основных социально-экономических проблем в России — низкие реальные доходы населения, основной частью которых, а иногда и единственной является заработная плата. Необходимой реальностью сегодняшнего дня стало решение тех

задач, которые обеспечат повышение уровня жизни работающего населения.

Существенное отставание МРОТ от величины прожиточного минимума как в целом по стране, так и в регионах привело к изменению порядка в регулировании доходов населения. Прежде всего, это выражается в том, что роль государства в этой области уменьшилась, тем самым расширилась самостоятел-ность регионов. В апреле 2007 года федеральным законом в Трудовой кодекс РФ была введена статья 133.1, которая регламентирует установление минимальной заработной платы в отдельно взятом регионе. Последняя гласит, что «в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.