Научная статья на тему 'Роблемы утверждения размера минимальной заработной платы в Сибирском федеральном округе'

Роблемы утверждения размера минимальной заработной платы в Сибирском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MINIMUM WAGE / COST OF LIVING / SOCIO-LABOR RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянская Светлана Геннадьевна

В статье исследован процесс утверждения минимального размера заработной платы в регионах Сибирского федерального округа. Проведенный анализ выявил регионы, где необходимые соглашения не приняты. Предложены рекомендации по изменению сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of establishing the minimum wage in the Siberian Federal District

In this article the process of minimum wage in Siberian Federal District has been investigated. This analysis discovers the regions where necessary agreements haven't been adopted. In order to change the current situation the recommendations have been suggested.

Текст научной работы на тему «Роблемы утверждения размера минимальной заработной платы в Сибирском федеральном округе»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

«Охрана труда» ТК РФ. Документ не содержат обязательств, реализация которых позволит получить ощутимые и измеримые результаты улучшения условий труда в регионе и активизировать работу социальных партнеров в решении данных вопросов.

По мнению автора, для повышения эффективности трехсторонних соглашений необходимо: расширить раздел «Охрана труда и экологическая безопасность» в части, касающейся охраны и условий труда, включить определенные пороговые показатели по расходованию средств ФСС на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний, по использованию скидок к страховым тарифам. Устанавливать этапность и сроки проведения аттестации рабочих мест по отраслям и муниципальным образованиям. Задачи по снижению уровня травматизма и профзаболеваний, сокращению численности рабочих мест с вредными условиями труда, также должны быть определены адресно.

Таким образом, использование социального партнерства в улучшении условий труда — объективная необходимость сегодняшнего дня, что позволяет значительную часть вопросов регулировать через

договоры и соглашения, устанавливая баланс интересов всех его сторон. Трехсторонние комиссии всех уровней являются неиспользуемым резервом в решении проблем охраны и условий труда на территории региона.

Библиографический список

1. Сафонов, А. Л. Концепция-2020: модернизация трудовых отношений / А. Л. Сафонов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.safework.ru/publications/publications.html ? ій = 71 (дата обращения: 09.07.2012).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20.02.2012). — Новосибирск : Норматика: Сиб. унив. изд-во, 2012. - 192 с.

КОСИНОВА Наталья Владимировна, начальник отдела охраны труда.

Адрес для переписки: оЬгапа_1:ш<За_отд1:и@та11.ш

Статья поступила в редакцию 13.09.2012 г.

© Н. В. Косинова

УДК 331215 С. Г. ПОЛЯНСКАЯ

Омский государственный технический университет

ПРОБЛЕМЫ УТВЕРЖДЕНИЯ РАЗМЕРА МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ__________________________________________________

В статье исследован процесс утверждения минимального размера заработной платы в регионах Сибирского федерального округа. Проведенный анализ выявил регионы, где необходимые соглашения не приняты. Предложены рекомендации по изменению сложившейся ситуации.

Ключевые слова: минимальный размер заработной платы, прожиточный минимум, социально-трудовые отношения.

На современном этапе развития российской экономики проблемы уровня жизни населения, а также факторы, определяющие его динамику, являются очень важными. Ни для кого не секрет, что от их решения во многом зависит как направленность, так и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, не только политическая, но и экономическая стабильность в обществе. В центре этих проблем стоит человек, его благосостояние. Поэтому все преобразования, которые влияют или могут повлиять на изменение уровня жизни населения, вызывают огромный интерес у всех слоев общества.

Одной из основных социально-экономических проблем в России — низкие реальные доходы населения, основной частью которых, а иногда и единственной является заработная плата. Необходимой реальностью сегодняшнего дня стало решение тех

задач, которые обеспечат повышение уровня жизни работающего населения.

Существенное отставание МРОТ от величины прожиточного минимума как в целом по стране, так и в регионах привело к изменению порядка в регулировании доходов населения. Прежде всего, это выражается в том, что роль государства в этой области уменьшилась, тем самым расширилась самостоятел-ность регионов. В апреле 2007 года федеральным законом в Трудовой кодекс РФ была введена статья 133.1, которая регламентирует установление минимальной заработной платы в отдельно взятом регионе. Последняя гласит, что «в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть

■ МРЗП для бюджетной сферы

□ МРЗП для внебкидетной сферы

■ МРЗП для сельского хозяйства

регионы, в которых действует региональное соглашение о заработной плате

Рис. 1

□ ПМ

ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации» [1]. В свою очередь, минимальный размер оплаты труда не может быть меньше величины прожиточного минимума, согласно статье 133 ТК РФ.

Сравнительная характеристика установленной минимальной заработной платы (МРЗП) в регионах Сибирского федерального округа и величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (1 кв. 2012 г.) представлена на рис. 1.

Из представленных данных видно, что процесс утверждения минимальной заработной платы медленно, но идет. Хотя, в отдельных областях Сибирского федерального округа минимальная заработная плата равна уровню минимального размера оплаты труда (МРОТ). Как известно, эта величина ниже прожиточного минимума. Соглашения о минимальной заработной плате должны отражать динамику приближения размера минимальной заработной платы к величине прожиточного минимума в соответствии с экономическими условиями отдельно взятого региона. Такие соглашения приняты только в пяти регионах (Республика Бурятия, Алтайский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Томская область). Из этого следует, что 7 регионов Сибирского федерального округа не воспользовались полномочиями по установлению минимального размера заработной платы, и отставание от величины прожиточного минимума ликвидировать не удалось.

В регионах, где приняты соглашения, размер минимальной заработной платы максимально при-

ближен либо выше уровня прожиточного минимума. Например, в Кемеровской области минимальный размер заработной платы на 2012 год установлен в размере 8428,5 рублей, в Новосибирской области — 7800 рублей для внебюджетного сектора экономики (для работников бюджетной сферы — 5689 рублей, для сельского хозяйства — 5400 рублей), в Алтайском крае минимальная заработная плата была установлена на уровне 6500 рублей работников внебюджетной сферы (для работников сельского хозяйства — 5113 рублей, а для работников бюджетного сектора — 4611 рублей). Самая высокая минимальная заработная плата установлена в Кемеровской области, ее размер составляет — 8428,5 рубля. В тех регионах где нет регионального соглашения о минимальной заработной плате (Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Омская область, Красноярский край, Иркутская область), величина прожиточного минимума значительно превышает размер минимальной заработной платы. Например, в Республике Алтай размер минимальной заработной платы равен МРОТу, а прожиточный минимум по данным на 1-й квартал 2012 года составил 6234 руб., тем самым между данными показателями определился разрыв в 1623 руб. (35,2 %), в Республике Тыва — 1901 руб. (41,24 %), в Республике Хакасия — 1769 руб. (38,38 %), Забайкальский край — 2303,94 руб. (49,95 %), Омская область — 1111 руб. (24,1 %), в Красноярском крае — 3089 руб. (67 %), в Иркутской области — 2042 руб. (44,3 %).

Подобная ситуация сложилась не только в Сибирском федеральном округе, согласно данным Центра экономического анализа и экспертизы региональный минимальный размер заработной платы установлен и действует в 27 из 83 субъектов Российской Федерации [2]. Следовательно, в 56 регионах

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не пришли к единому решению.

Есть примеры, когда при утверждении величины минимальной заработной платы принимается отдельное решение по бюджетному сектору экономики — ниже утвержденного уровня МРЗП по региону. В Алтайском крае МРЗП для бюджетников равен МРОТ — 4611 руб., в то время как по региону — 6500 руб., а в Новосибирской области минимальная заработная плата составляет 5689 руб., по региону — 7800 руб.

Государство не только формирует и создает тот или иной экономический климат в стране, но и задает определенный минимальный социальный стандарт, ориентируясь на который работодатели выстраивают свои отношения с работниками. И именно от того, каким будет данный социальный стандарт, зависит величина и объем тех гарантий и обязательств, на которые готов наниматель рабочей силы в дополнение государственных гарантий по отношению к работнику. И что же делает работодатель? Не нарушая требование закона, он устанавливает на предприятии минимальный размер оплаты труда не ниже МРОТ, принятого федеральным законом, имея полное юридическое право держать эту «планку» в минимально допустимых пределах. Поэтому соглашения о минимальной заработной плате ломают этот стереотип, согласовывая уровень заработной платы с величиной прожиточного минимума.

Одной из причин невыполнения статьи 133.1 является неэффективность работы региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, члены которых показывают неспособность договариваться ввиду отсутствия опыта и знаний по ведению социального диалога.

Следует рекомендовать трехсторонним региональным комиссиям в СФО изучить опыт принятия решений по утверждению минимального размера

заработной платы в таких регионах, как Томская область, Алтайский край, Новосибирская область. Например, в Томской области минимальный размер заработной платы для бюджетных организаций устанавливается по территориальному признаку и бюджетному источнику (областной, муниципальный), для внебюджетных организаций минимальный размер заработной платы равен уровню прожиточного минимума для трудоспособного населения отдельно взятого района. В Алтайском крае МРЗП устанавливается по бюджетному (бюджетные и внебюджетные организации) и отраслевому признакам. Таким образом, процесс приближения размера минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума может быть достигнут поэтапными решениями социальных партнеров.

В то же время необходимо организовать обучение членов региональных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений с целью повышения их профессиональной подготовки по ведению переговоров в сфере оплаты труда.

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 февраля 2012 года). — Новосибирск : Норматика: Сиб. унив. изд-во, 2012. — 192 с.

2. МРОТ в России 2012 г. [Электронный ресурс]. — Режим

доступа : Иир://№™^.а55е55ог.ш/1ошт/?1=1486 (дата обра-

щения: 15.08.2012).

ПОЛЯНСКАЯ Светлана Геннадьевна, аспирантка кафедры «Экономика и организация труда».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.09.2012 г.

© С. Г. Полянская

Книжная полка

Вдовин, С. М. Система менеджмента качества организации : учеб. пособие для вузов по направлениям 090200 «Менеджмент» и 221400 «Управление качеством» / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 297 с.

В учебном пособии рассматриваются базовые предпосылки формирования системы менеджмента качества организации, исследуется влияние современных тенденций менеджмента качества и стандартизации на формирование подходов к разработке СМК организации, раскрываются основные положения, элементы и модель СМК, принципы и методы ее формирования, отражается содержание разделов ГОСТ Р ИСО 900012008, а также основные этапы разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и улучшения системы.

Гугуева, Т. А. Конфиденциальное делопроизводство : учеб. пособие для вузов по направлениям 032000 «Документоведение и архивоведение», 080500 «Менеджмент», специальностям 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления», 080507 «Менеджмент организации», 090103 «Организация и технология защиты информации» / Т. А. Гугуева. - М. : Альфа-М. - [Б. м.] : ИНФРА-М, 2012. - 190 с. - ISBN 978-5-98281-293-3. - ISBN 978-5-16-005416-2.

Устойчивое положение организаций — государственных и негосударственных структур — на рынке товаров и услуг напрямую зависит от эффективности применяемых мер защиты конфиденциальной информации. В учебном пособии рассматриваются сущность и особенности конфиденциального делопроизводства, виды и специфика защиты конфиденциальной информации, организация работы с ее внешними электронными носителями. Приложения содержат нормативные правовые документы и комплект учетных форм, рекомендуемых к применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.