СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
«Охрана труда» ТК РФ. Документ не содержат обязательств, реализация которых позволит получить ощутимые и измеримые результаты улучшения условий труда в регионе и активизировать работу социальных партнеров в решении данных вопросов.
По мнению автора, для повышения эффективности трехсторонних соглашений необходимо: расширить раздел «Охрана труда и экологическая безопасность» в части, касающейся охраны и условий труда, включить определенные пороговые показатели по расходованию средств ФСС на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний, по использованию скидок к страховым тарифам. Устанавливать этапность и сроки проведения аттестации рабочих мест по отраслям и муниципальным образованиям. Задачи по снижению уровня травматизма и профзаболеваний, сокращению численности рабочих мест с вредными условиями труда, также должны быть определены адресно.
Таким образом, использование социального партнерства в улучшении условий труда — объективная необходимость сегодняшнего дня, что позволяет значительную часть вопросов регулировать через
договоры и соглашения, устанавливая баланс интересов всех его сторон. Трехсторонние комиссии всех уровней являются неиспользуемым резервом в решении проблем охраны и условий труда на территории региона.
Библиографический список
1. Сафонов, А. Л. Концепция-2020: модернизация трудовых отношений / А. Л. Сафонов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.safework.ru/publications/publications.html ? ій = 71 (дата обращения: 09.07.2012).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20.02.2012). — Новосибирск : Норматика: Сиб. унив. изд-во, 2012. - 192 с.
КОСИНОВА Наталья Владимировна, начальник отдела охраны труда.
Адрес для переписки: оЬгапа_1:ш<За_отд1:и@та11.ш
Статья поступила в редакцию 13.09.2012 г.
© Н. В. Косинова
УДК 331215 С. Г. ПОЛЯНСКАЯ
Омский государственный технический университет
ПРОБЛЕМЫ УТВЕРЖДЕНИЯ РАЗМЕРА МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ__________________________________________________
В статье исследован процесс утверждения минимального размера заработной платы в регионах Сибирского федерального округа. Проведенный анализ выявил регионы, где необходимые соглашения не приняты. Предложены рекомендации по изменению сложившейся ситуации.
Ключевые слова: минимальный размер заработной платы, прожиточный минимум, социально-трудовые отношения.
На современном этапе развития российской экономики проблемы уровня жизни населения, а также факторы, определяющие его динамику, являются очень важными. Ни для кого не секрет, что от их решения во многом зависит как направленность, так и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, не только политическая, но и экономическая стабильность в обществе. В центре этих проблем стоит человек, его благосостояние. Поэтому все преобразования, которые влияют или могут повлиять на изменение уровня жизни населения, вызывают огромный интерес у всех слоев общества.
Одной из основных социально-экономических проблем в России — низкие реальные доходы населения, основной частью которых, а иногда и единственной является заработная плата. Необходимой реальностью сегодняшнего дня стало решение тех
задач, которые обеспечат повышение уровня жизни работающего населения.
Существенное отставание МРОТ от величины прожиточного минимума как в целом по стране, так и в регионах привело к изменению порядка в регулировании доходов населения. Прежде всего, это выражается в том, что роль государства в этой области уменьшилась, тем самым расширилась самостоятел-ность регионов. В апреле 2007 года федеральным законом в Трудовой кодекс РФ была введена статья 133.1, которая регламентирует установление минимальной заработной платы в отдельно взятом регионе. Последняя гласит, что «в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть
■ МРЗП для бюджетной сферы
□ МРЗП для внебкидетной сферы
■ МРЗП для сельского хозяйства
регионы, в которых действует региональное соглашение о заработной плате
Рис. 1
□ ПМ
ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации» [1]. В свою очередь, минимальный размер оплаты труда не может быть меньше величины прожиточного минимума, согласно статье 133 ТК РФ.
Сравнительная характеристика установленной минимальной заработной платы (МРЗП) в регионах Сибирского федерального округа и величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (1 кв. 2012 г.) представлена на рис. 1.
Из представленных данных видно, что процесс утверждения минимальной заработной платы медленно, но идет. Хотя, в отдельных областях Сибирского федерального округа минимальная заработная плата равна уровню минимального размера оплаты труда (МРОТ). Как известно, эта величина ниже прожиточного минимума. Соглашения о минимальной заработной плате должны отражать динамику приближения размера минимальной заработной платы к величине прожиточного минимума в соответствии с экономическими условиями отдельно взятого региона. Такие соглашения приняты только в пяти регионах (Республика Бурятия, Алтайский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Томская область). Из этого следует, что 7 регионов Сибирского федерального округа не воспользовались полномочиями по установлению минимального размера заработной платы, и отставание от величины прожиточного минимума ликвидировать не удалось.
В регионах, где приняты соглашения, размер минимальной заработной платы максимально при-
ближен либо выше уровня прожиточного минимума. Например, в Кемеровской области минимальный размер заработной платы на 2012 год установлен в размере 8428,5 рублей, в Новосибирской области — 7800 рублей для внебюджетного сектора экономики (для работников бюджетной сферы — 5689 рублей, для сельского хозяйства — 5400 рублей), в Алтайском крае минимальная заработная плата была установлена на уровне 6500 рублей работников внебюджетной сферы (для работников сельского хозяйства — 5113 рублей, а для работников бюджетного сектора — 4611 рублей). Самая высокая минимальная заработная плата установлена в Кемеровской области, ее размер составляет — 8428,5 рубля. В тех регионах где нет регионального соглашения о минимальной заработной плате (Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Омская область, Красноярский край, Иркутская область), величина прожиточного минимума значительно превышает размер минимальной заработной платы. Например, в Республике Алтай размер минимальной заработной платы равен МРОТу, а прожиточный минимум по данным на 1-й квартал 2012 года составил 6234 руб., тем самым между данными показателями определился разрыв в 1623 руб. (35,2 %), в Республике Тыва — 1901 руб. (41,24 %), в Республике Хакасия — 1769 руб. (38,38 %), Забайкальский край — 2303,94 руб. (49,95 %), Омская область — 1111 руб. (24,1 %), в Красноярском крае — 3089 руб. (67 %), в Иркутской области — 2042 руб. (44,3 %).
Подобная ситуация сложилась не только в Сибирском федеральном округе, согласно данным Центра экономического анализа и экспертизы региональный минимальный размер заработной платы установлен и действует в 27 из 83 субъектов Российской Федерации [2]. Следовательно, в 56 регионах
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не пришли к единому решению.
Есть примеры, когда при утверждении величины минимальной заработной платы принимается отдельное решение по бюджетному сектору экономики — ниже утвержденного уровня МРЗП по региону. В Алтайском крае МРЗП для бюджетников равен МРОТ — 4611 руб., в то время как по региону — 6500 руб., а в Новосибирской области минимальная заработная плата составляет 5689 руб., по региону — 7800 руб.
Государство не только формирует и создает тот или иной экономический климат в стране, но и задает определенный минимальный социальный стандарт, ориентируясь на который работодатели выстраивают свои отношения с работниками. И именно от того, каким будет данный социальный стандарт, зависит величина и объем тех гарантий и обязательств, на которые готов наниматель рабочей силы в дополнение государственных гарантий по отношению к работнику. И что же делает работодатель? Не нарушая требование закона, он устанавливает на предприятии минимальный размер оплаты труда не ниже МРОТ, принятого федеральным законом, имея полное юридическое право держать эту «планку» в минимально допустимых пределах. Поэтому соглашения о минимальной заработной плате ломают этот стереотип, согласовывая уровень заработной платы с величиной прожиточного минимума.
Одной из причин невыполнения статьи 133.1 является неэффективность работы региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, члены которых показывают неспособность договариваться ввиду отсутствия опыта и знаний по ведению социального диалога.
Следует рекомендовать трехсторонним региональным комиссиям в СФО изучить опыт принятия решений по утверждению минимального размера
заработной платы в таких регионах, как Томская область, Алтайский край, Новосибирская область. Например, в Томской области минимальный размер заработной платы для бюджетных организаций устанавливается по территориальному признаку и бюджетному источнику (областной, муниципальный), для внебюджетных организаций минимальный размер заработной платы равен уровню прожиточного минимума для трудоспособного населения отдельно взятого района. В Алтайском крае МРЗП устанавливается по бюджетному (бюджетные и внебюджетные организации) и отраслевому признакам. Таким образом, процесс приближения размера минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума может быть достигнут поэтапными решениями социальных партнеров.
В то же время необходимо организовать обучение членов региональных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений с целью повышения их профессиональной подготовки по ведению переговоров в сфере оплаты труда.
Библиографический список
1. Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 февраля 2012 года). — Новосибирск : Норматика: Сиб. унив. изд-во, 2012. — 192 с.
2. МРОТ в России 2012 г. [Электронный ресурс]. — Режим
доступа : Иир://№™^.а55е55ог.ш/1ошт/?1=1486 (дата обра-
щения: 15.08.2012).
ПОЛЯНСКАЯ Светлана Геннадьевна, аспирантка кафедры «Экономика и организация труда».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.09.2012 г.
© С. Г. Полянская
Книжная полка
Вдовин, С. М. Система менеджмента качества организации : учеб. пособие для вузов по направлениям 090200 «Менеджмент» и 221400 «Управление качеством» / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 297 с.
В учебном пособии рассматриваются базовые предпосылки формирования системы менеджмента качества организации, исследуется влияние современных тенденций менеджмента качества и стандартизации на формирование подходов к разработке СМК организации, раскрываются основные положения, элементы и модель СМК, принципы и методы ее формирования, отражается содержание разделов ГОСТ Р ИСО 900012008, а также основные этапы разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и улучшения системы.
Гугуева, Т. А. Конфиденциальное делопроизводство : учеб. пособие для вузов по направлениям 032000 «Документоведение и архивоведение», 080500 «Менеджмент», специальностям 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления», 080507 «Менеджмент организации», 090103 «Организация и технология защиты информации» / Т. А. Гугуева. - М. : Альфа-М. - [Б. м.] : ИНФРА-М, 2012. - 190 с. - ISBN 978-5-98281-293-3. - ISBN 978-5-16-005416-2.
Устойчивое положение организаций — государственных и негосударственных структур — на рынке товаров и услуг напрямую зависит от эффективности применяемых мер защиты конфиденциальной информации. В учебном пособии рассматриваются сущность и особенности конфиденциального делопроизводства, виды и специфика защиты конфиденциальной информации, организация работы с ее внешними электронными носителями. Приложения содержат нормативные правовые документы и комплект учетных форм, рекомендуемых к применению.