Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В УПРАВЛЕНИИ ОПЕРАЦИОННЫМИ РИСКАМИ БАНКА'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В УПРАВЛЕНИИ ОПЕРАЦИОННЫМИ РИСКАМИ БАНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАЦИОННЫЕ РИСКИ / БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / ФИНАНСОВЫЕ ПОТЕРИ / ПРИБЫЛЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нельсон А.С.

В работе рассматриваются социальные факторы, которые оказывают влияние на возникновение финансовых потерь от операционных рисков банка. Предлагается подход к организации управления на основе мотивации персонала и высокой социальной ответственности банка перед его клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В УПРАВЛЕНИИ ОПЕРАЦИОННЫМИ РИСКАМИ БАНКА»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2015. № 5 (44). Том 2

УДК 330

А.С. Нельсон

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В УПРАВЛЕНИИ ОПЕРАЦИОННЫМИ РИСКАМИ БАНКА

В работе рассматриваются социальные факторы, которые оказывают влияние на возникновение финансовых потерь от операционных рисков банка. Предлагается подход к организации управления на основе мотивации персонала и высокой социальной ответственности банка перед его клиентами.

Ключевые слова: операционные риски, банковский менеджмент, стратегия управления, риск-менеджмент, финансовые потери, прибыль, человеческий фактор, социальный аспект.

Управление операционным риском - наименее изученный аспект современного банковского риск-менеджмента. При этом финансовый риск сам по себе не является проблемой, так как риск и доходность банка имеют прямопропорциональную связь. То есть чем выше риск, проводимых банком операций, тем большую доходность может получить банк.

Проблему представляет только тот риск, который неверно оценен и который трансформирует действия субъектов корпоративного управления (членов совета директоров, акционеров, исполнительного руководства, персонала) в финансовые и операционные риски банка, приносящие финансовые потери. Именно поэтому стратегия управления такими рисками призвана быть частью корпоративной стратегии развития банковского сектора, для реализации которой необходимо наличие ресурсов и их соответствующее распределение в организационной структуре банка. Кроме того, стратегия управления операционными рискам должна включать в себя принципы, правила, методы и инструменты, которые в целом представляют сбалансированную систему, направленную на достижение поставленных целей [1].

Специфика банковской деятельности как персоналоемкой, зависящей в большей степени от субъективных факторов, предопределяет особую важность эффективного управления операционными рисками, которые способны привести к финансовым потерям из-за сбоев в информационных системах, ошибок персонала, мошенничества, прерывания бизнес-процессов и внешних воздействий социального характера. Например, физический ущерб дорогостоящему оборудованию, вынужденные задержки в осуществлении операций, потеря данных, ошибочные расчеты и другие негативные события, сопровождающие работу коммерческих банков, снижают их деловую репутацию, могут привести к оттоку клиентов и потере банковского бизнеса [2].

По мнению автора, банковские операционные риски - это социально значимые процессы. В условиях наращивания собственного и привлеченного стороннего капитала банкам предстоит повышать свою ответственность за них при размещении средств, так как они рискуют не только собственными ресурсами, но главным образом средствами вкладчиков и корпоративных клиентов. Последствия становятся еще более значимыми в случае их реализации в особо крупных масштабах, когда серьезные финансовые потери несет не столько сам банк в лице своих акционеров, сколько клиенты, разместившие в нем свои денежные средства. Такое развитие событий, как правило, порождает негативное отношение общества не только к конкретному банку, но и снижает уровень доверия к банковской системе в целом.

Основное отличие операционного риска от других рисков банка состоит в его аккумуляции социального аспекта, который обусловлен ярко выраженным влиянием персонала на его уровень. Наиболее опасны риски убытка, которые вызваны неадекватными или ошибочными действиями сотрудников, поэтому очень важно, при разработке концепции управления ими, уметь оценивать человеческий фактор и предупреждающе воздействовать на вероятность возникновения операционного риска. Человеческий фактор является психологией экономического поведения исполнителей и управленцев, который стоит рассматривать как элемент, значительно влияющий как на социальные отношения, так и на экономические процессы. Опираясь на это, автор считает необходимым определить мотивацию и основные причины, вызывающие связанные с ними операционные риски. Среди них:

- уход высококвалифицированных специалистов из данной организации;

- недостаточно высокая квалификация персонала банка;

- безответственность как управленческого аппарата, так и персонала в целом;

- сложность поиска замены выбывших высококвалифицированных банковских кадров;

© Нельсон А.С., 2015.

Вестник магистратуры. 2015. № 5 (44). Том 2

ISSN 2223-4047

- использование своего служебного положения работниками банка для личного обогащения;

- низкий уровень стрессоустойчивости специалистов, которая необходима в банковской деятельности;

- высокая конкуренция в банковской сфере.

Учитывая вышесказанное, можно выделить основную задачу управления персоналом в коммерческом банке, которой является минимизация подобных операционных рисков и адекватная оценка результатов от участия каждого сотрудника в банковском бизнесе. Так как рыночные условия и методы банковского риск-менеджмента существенно различаются, единой системы управления банковскими операционными рисками не существует. Каждый коммерческий банка разрабатывает собственную систему внутреннего контроля рисков в соответствии со своими обстоятельствами, требованиями и сложившейся ситуацией в целом.

Таким образом, автор считает, что главная задача системы управления операционным риском -это обеспечение качественной, эффективной работы банка, приносящей высокий доход, путем усовершенствования систем, процессов и технологий деятельности каждого банка. При этом достижение плановой доходности обеспечивается измерением и контролем уровня операционных рисков на каждом этапе банковских бизнес-процессов. Планирование работы по управлению рисками ( принятие, предотвращение, уменьшение, передача операционных рисков), методика оценки рисков и формирование ее рейтинговой модели - это необходимые элементы стратегии управления рисками коммерческого банка.

Управление операционными рисками в коммерческом банке включает в себя:

- разработку стратегической цели, то есть достижения оптимального соотношения рисков и результатов банковского бизнеса;

- оценку возможных потерь как на стабильном рынке, так и в условиях кризисной ситуации;

- разработка стандартизированного режима системы управления рисками;

- демократическое управление банковским бизнесом.

Соответственно, для достижения поставленной стратегической цели (минимизации операционных рисков) необходимо формирования банками эффективной организационно-функциональной структуры, логически входящей в общую организационную систему управления рисками банка и обеспечивающей четкое распределение полномочий между сотрудниками.

Финансовый кризис, который несет убытки для российских коммерческих банков, несомненно, подтверждает важность разработки новой стратегии управления банковскими рисками в целом и операционным риском в частности. Данная стратегия должна быть основана на совершенствовании методики измерения рисков. Кроме того, важно учитывать социальную ответственность коммерческих банков перед клиентами в рамках функционирования единой, встроенной в логику функционирующего риск -менеджмента, системы управления операционным риском.

Библиографический список

1. Сазыкин Б.В Управление операционным риском в коммерческом банке. - М.: Вершина, 2008. - С. 39,58.

2. Румянцева А. Операционный риск-менеджмент в банках // Финансовый директор.- 2006. - № 2. - С. 12-18.

НЕЛЬСОН Алина Сергеевна - магистрант экономического факультета, Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.