Научная статья на тему 'Роль социально-трудовых отношений в развитии рынка труда в сфере образования'

Роль социально-трудовых отношений в развитии рынка труда в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
751
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОК ТРУДА / ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ECONOMIC POLICY / LABOR MARKET / ECONOMY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелихов Валерий Юрьевич, Соседов Геннадий Анатольевич

В статье рассмотрены особенности развития рынка труда в Российской Федерации сквозь призму социально-трудовых отношений в сфере образования. Внимание к данной проблеме определяется все возрастающей ролью рынка образовательных услуг, потребностями развития современного образовательного пространства, общецивилизационными тенденциями научно-образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of social-labor relations in labor market development in the education sphere

In the article features of development of a labor market in the Russian Federation through a prism of social-labor relations in the education sphere are considered. Attention to the given problem is defined by an escalating role of the market of educational services, requirements of development of the modern educational space, general tendencies of scientifically-educational technologies.

Текст научной работы на тему «Роль социально-трудовых отношений в развитии рынка труда в сфере образования»

2. Гуляев В., Фролов Н. Организация и технология предпринимательства в туризме. Подготовка кадров для малого бизнеса. М., 1997.

3. Бутов В., Игнатов В., Кетова Н. Основы региональной экономики. М., 2000. С. 243-277.

Поступила в редакцию 10.07.2009 г.

Tarasova O.Yu. Directions of the regional policy perfection of the tourist business development in the condi-

tions of financial instability. In the article the deep analysis of methods and tools of a regional policy of the tourist business development is carried out, offers on state support of tourist business within the crisis conditions, recommendation on definition of priority kinds of development of tourist business are presented; basic directions of perfection of regional tools of tourist business development are allocated.

Key words: tourist business; development; regional policy; financial crisis.

УДК 33

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© В.Ю. Мелихов, Г.А. Соседов

В статье рассмотрены особенности развития рынка труда в Российской Федерации сквозь призму социально-трудовых отношений в сфере образования. Внимание к данной проблеме определяется все возрастающей ролью рынка образовательных услуг, потребностями развития современного образовательного пространства, общецивилизационными тенденциями научно-образовательных технологий.

Ключевые слова: экономическая политика; рынок труда; экономика образования.

Развитие рынка труда является одним из важных показателей экономической модернизации экономики России, фактором стабилизации социальных отношений, динамичного развития трудовых ресурсов, устойчивости социально-политических институтов государства. Совершенно очевидно, что в условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социальноэкономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия.

Глобальный экономический кризис не мог не отразиться на экономических процессах в Российской Федерации, вызвав негативные явления в социальной сфере, ухудшение макроэкономических показателей, повлиял на динамику устойчивого и стабильного развития российской государствен-

ности. Не случайно руководство России проводит активную экономическую политику, способствует смягчению воздействия кризисных явлений на экономику и социальнотрудовые отношения в современной России. Так, Президент России Д.А. Медведев, проводя в мае 2009 г. обсуждение проблем развития рынка труда в Российской Федерации, выразил озабоченность ростом безработицы и задолженности по заработной плате. Было указано на необходимость принятия адекватных мер для стабилизации на рынке труда и сохранения кадрового потенциала. Глава государства дал поручение Правительству подготовить предложения по развитию сети федеральных университетов и об учреждении в России национальных исследовательских центров [1]. Кроме того, Президент указал на необходимость создания единой системы кадрового мониторинга и информации о вакансиях, а также гибкой, ориентированной на рынок труда системы образования. Таким образом, российское руководство демонстрирует внимание к уровню развития социально-трудовых отношений и их воздействию на общее состояние экономики, соци-

альную стабильность и национальную безопасность.

В статье рассмотрены особенности развития рынка труда в Российской Федерации сквозь призму социально-трудовых отношений в сфере образования. Внимание к данной проблеме определяется все возрастающей ролью рынка образовательных услуг, потребностями развития современного образовательного пространства, общецивилизационными тенденциями научно-образовательных технологий. Кроме того, необходимо учитывать, что одним из наиболее успешно реализованных национальных проектов был нацпроект «Образование».

Исследование взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг как основных составляющих социальной среды и формирования механизма государственного регулирования этого взаимодействия представляется весьма перспективным. Это является важной предпосылкой создания гарантированных условий получения россиянами высшего профессионального образования и обеспечения занятости специалистов в народном хозяйстве в соответствии с получаемыми ими специальностями. Не случайно данная проблема весьма часто обсуждается на экономических форумах и конференциях, служит предметом рассмотрения на заседаниях Государственной Думы и Правительства России.

По справедливому мнению М.Н. Астаховой, повышение качества подготовки вузами специалистов с высшим образованием и обеспечение их занятости в экономике и социальной сфере зависит от функционирования и взаимодействия трех составляющих социальной среды: рынка товаров, рынка труда (рабочей силы), рынка образовательных услуг [2]. Наиболее изучен в настоящее время рынок товаров, его состояние, динамика спроса и предложения на товарных рынках. Менее изучен рынок труда и рынок образовательных услуг в условиях складывающихся и развивающихся рыночных отношений в российских условиях. Практически совсем мало исследовано взаимодействие этих рынков.

Рынок труда по отношению к рынку товаров является в определенной степени производным, вторичным в том смысле, что он зависит от спроса на продукт труда. Чем вы-

ше спрос на продукцию предприятий, тем больше спрос и на рабочую силу со стороны товаропроизводителей, и наоборот. В свою очередь, рынок образовательных услуг является производным по отношению к рынку труда, зависящим от спроса предприятий на специалистов различных специальностей, профессий. По мере увеличения спроса на специалистов конкретного профиля на рынке труда возрастает спрос на образовательные услуги в сфере подготовки таких специалистов, наблюдаемый на рынке образовательных услуг.

Рыночные взаимосвязи формируются под влиянием ряда факторов, таких как научнотехнический и технико-технологический прогресс, развитие экономики, соотношение конкуренции и монополии на рынках труда, товаров, услуг, эластичность спроса по цене на этих рынках, относительное месторасположение предприятий и образовательных учреждений. Эти факторы способны действовать разнонаправленным образом, с различной интенсивностью. Предложение труда отдельного человека зависит от величины заработной платы (цены труда). При равновесной и близкой к ней цене труда действует пропорциональная зависимость между величиной заработной платы и предложением труда, но наряду с эффектом дохода на кривую предложения оказывает влияние и эффект замещения.

В широком смысле слова рынок труда определяется как совокупность социальнотрудовых и денежных отношений между покупателями и продавцами рабочей силы по поводу условий ее найма и использования. Рассмотрим особенности функционирования рынка труда. Первая особенность связана с характеристикой рабочей силы как товара на рынке труда: работодатель приобретает

только право использования рабочей силы и распоряжения ею в течение определенного времени, тогда как собственником рабочей силы остается работник. К особенностям следует отнести также наличие государственной правовой и профсоюзной регламентации взаимоотношений работодателей и наемных работников, высокую степень индивидуализации, обусловленную переходом от коллективных договоров к контрактной системе найма, возрастание роли нематериальных факторов в виде содержания и усло-

вий труда, перспектив роста, гарантированного социального пакета.

При рассмотрении товарообменного процесса на рынке труда необходимо учитывать три сферы, охватываемые этим процессом. Он начинается в сфере обращения, когда заключается договор о передаче права пользования способностью к труду работодателю, в котором фиксируется величина заработной платы или оклада. По существу, это - правовая сделка. В сфере производства имеет место реальный обмен рабочей силы на обусловленную договором оплату труда. В сфере товарного рынка происходит обмен полученной заработной платы на необходимые работнику потребляемые товары и услуги. Подобный процесс органично вплетается в формирование (воспроизводство) рабочей силы [2].

Спрос на труд выражает потребность работодателей в работниках, необходимых для производства товаров и услуг. Предложение рабочей силы, образующей в конечном итоге определенное количество занятых наемных работников, обладающих определенными знаниями и квалификацией, представляет ту часть трудоспособного населения, которая согласна, желает работать в обмен на предлагаемую заработную плату. Соответственно, механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование интересов работодателей и трудоспособного населения.

На рынок труда влияют экономические, социальные, правовые и психологические отношения. Формирование этих отношений связано с особенностями найма рабочей силы, подготовки и переподготовки персонала, государственного регулирования труда и занятости, воззрений общества на трудовую деятельность, исторически сформировавшихся трудовых традиций, престижности труда.

Процессы трудоустройства различаются на внешнем и внутрифирменном рынках труда. На внешнем рынке производится первичный набор основной массы рабочей силы, работников организации. Осуществляющие набор службы управления персоналом принимают во внимание диплом о полученном образовании, имеющийся опыт, наличие навыков работы, знание языков, умение работать с использованием компьютера и информационной техники, психологические характеристики. Этот рынок тесно связан с обуче-

нием и получением специальности в образовательных учреждениях до поступления на работу. Он характеризуется большой конкуренцией, в условиях, когда величина предложения рабочей силы существенно превышает рыночной спрос.

Внутрифирменный рынок труда распространяет свое действие на переход рабочей силы в пределах одной организации в связи с изменением занимаемой должности, характера выполняемой работы, рабочего места, а также с окончанием действия ранее заключенного трудового договора. Переход работников с одного рабочего места на другое связан также с карьерным ростом, переподготовкой кадров, повышением квалификации. Этот рынок обычно отличается от внешнего рынка слабой конкуренцией между претендентами на рабочие места и должности, если их круг ограничен работниками той же организации.

Особенности развития российского рынка труда таковы, что можно констатировать разрушение плановой системы подготовки и распределения кадров. В результате возникла неоправданная дифференциация оплаты труда, усугубилось несоответствие между видом, качеством труда, с одной стороны, и уровнем оплаты труда - с другой. Однако есть основания прогнозировать развитие рынка труда в России и совершенствование складывающихся рыночных отношений. Развитию доминирующего внешнего рынка труда способствует сохранение значительного по величине государственного сектора в экономике, развивающаяся сеть государственных и негосударственных учебных заведений, занятых подготовкой профессиональных кадров, разукрупнение предприятий, передача социальных объектов предприятий в собственность муниципальных органов. Формированию и развитию внутреннего рынка могут способствовать создание учебных баз на предприятиях, организация курсов переподготовки и повышения квалификации работников предприятий.

Особенности функционирования и развития российского рынка образовательных услуг связаны, прежде всего, с характеристикой образовательных услуг, предоставляемых вузами, как рыночного товара, продаваемого по определенной цене, согласованной между вузами и желающими в них обу-

чаться. В чисто экономическом видении образовательные услуги в их комплексе, завершаемом получением высшего образования по определенной специальности, не есть просто «товар», определяемый, обычно, как предмет купли-продажи, приобретаемый на рынке по цене, зависящей от уровня рыночного спроса и предложения. Образовательные услуги обладают принципиальными отличиями от традиционных рыночных товаров.

Прежде всего, из сущности образовательных услуг следует, что необходимый студенту образовательный продукт он получает в течение весьма продолжительного времени, которое может быть названо временной протяженностью акта купли-продажи. Продукт приобретается частями в процессе обучения, получения знаний по конкретным предметам. Только постепенно, приобретая отдельные части, «порции», в виде предметов учебного курса, образующих полный комплект, определяемый учебными планами и программами, образовательными стандартами, обучающийся завершает акт в виде получения диплома и адекватной ему совокупности знаний, умений и навыков. На протяжении всего курса обучения любая из сторон договорных отношений способна прервать их либо по причине нежелания студента продолжать обучение, либо в связи с невыполнением студентом, обучающимся на платной основе, обязательств по оплате обучения, либо из-за отсутствия требуемого уровня знаний.

Одним из проявлений рискогенности образовательной системы России является проблема востребованности выпускников системы профессионального образования на рынке трудовых ресурсов. Вполне очевидно, что эффективность кадровой политики в регионе сегодня во многом зависит от того, насколько согласуются рыночные ориентации образования с государственными интересами, общенациональными и региональными приоритетами. Удовлетворение стихийного

спроса на определенные специальности в отрыве от объективных потребностей развития области приводит к серьезным диспропорциям на рынке людских ресурсов, на устранение которых уходит в несколько раз больше средств, чем на собственно подготовку специалиста. Так, по данным департамента Федеральной службы занятости насе-

ления, в регионах уже несколько лет увеличивается число безработных среди выпускников техникумов и вузов, получивших специальности экономиста, бухгалтера, юриста, а наборы по этим профилям в вузы в то же время растут.

Система современного образования, реагируя на текущие потребности деформированного рынка (в частности, в сторону торгово-посреднических, финансово-сервисных

видов деятельности), способствует искажению истинной кадровой картины, порождая безработицу среди молодых специалистов. Право на образование приходит в противоречие с правом на реализацию своих способностей (в прошлом - с правом на труд). По данным Министерства труда и занятости РФ, в период с 2002 по 2005 гг. более 1/3 выпускников техникумов и вузов не смогли трудоустроиться по выбранной ими профессии. В России сегодня значительная часть выпускников педагогических образовательных учреждений не работает в школах, медицинских - в здравоохранении, инженерных - на производстве, юридических - в структурах МВД, выпускников учебных заведений сельскохозяйственной направленности - в аграрном секторе. И все это в условиях, когда не хватает врачей, педагогов, следователей, агрономов и т. д.

Конечно, не решив социального блока проблем, сопровождающих трудоустройство молодого специалиста, невозможно рассчитывать на полноценное кадровое обеспечение. Но, с другой стороны, ситуацию можно отнести и к разряду случаев социального иждивенчества. Основная масса выпускников вузов обучается за государственный счет, но интересы этого государства в итоге игнорируются. Низкая заработная плата, слабая социальная защищенность выпускников, с одной стороны, отсутствие законодательной базы закрепления студентов, обучающихся на бюджетной основе, за определенным местом работы, с другой стороны, приводят к распылению государственных и кадровых ресурсов. Выпускник, не работающий по специальности в течение 3 лет, практически полностью теряет квалификацию. В результате миллиарды рублей выбрасываются государством на ветер. Программные мероприятия модернизации российского образования с трудом укладываются в обозначенные сроки,

приобретают необходимую форму, наполняются адекватным содержанием [3].

Сегодня изменение ситуации в образовании и на рынке людских ресурсов уже определяется другими параметрами, но опять же не экономическими и не занятостью населения, а более фундаментальными - демографическими. Пример классической задачи, решаемой на правительственном уровне -баланс трудовых ресурсов страны. На практике подсчет прироста рабочих мест в той или иной отрасли решается путем учета традиционных экономических позиций и естественной ротации кадров. Например, вывели цифру - 1000. По логике, в стране должны к такому-то году подготовить столько-то специалистов по профилю отрасли. Но, с 2006 по 2020 гг. Россия погрузилась в демографическую яму. Старшие поколения, еще сейчас работающие, уходят с рынка труда, а молодежь не придет - ни в образование, ни на рынок труда. Ее просто нет в таком количестве. При сложившейся системе оценок становится виноватым образование, только уже в недоподготовке кадров необходимой квалификации.

Государство и общество ждут от образования результатов принципиально иного качества. Создание структур аналогичных центрам занятости и трудоустройства выпускников, Центрам госзадания, Институтам профессиональной ориентации может выродиться в игру форм и пустоту содержания, если не определить изначально и жестко базисные задачи их деятельности. Иначе, как наблюдаем, срабатывает принцип инерции мышления, и структуры с пафосом воспроизводят то, что привычно: функционируют, хотя большая часть задач в Концепции модернизации образования носит четко проектный и программный характер, ориентированный на реабилитацию конкретной социальной ситуации.

Уже сегодня понятно, что если система занятости и трудоустройства выпускников планирует стать полноправным членом государственной системы образования, она должна взять на себя задачи корреляционного анализа развития социально-экономической сферы, рынка труда и занятости населения, демографии и собственно образования, т. к. учет и грамотный расклад этих показателей, в текущем и перспективном планах, - необ-

ходимое условие опережающего управленческого действия, ориентированного на устранения причин безработицы и невостребован-ности выпускников учреждений профессионального образования.

Вполне очевидно, что формирование эффективной кадровой политики в регионе зависит не только от государственных служб или профессионального сообщества. В цепочке «личность - общество - образование -государство - экономика» ответственность за результаты социально-профессиональной

адаптации несут все. Наличие фактов, когда выпускники вузов со студенческой скамьи сразу попадают в списки безработных, свидетельствует о следующем:

- господствовавшая прежде система гарантированного трудоустройства («распределение») фактически «отучила» людей адекватно выстраивать свою личную профессиональную карьеру;

- отсутствие социальных гарантий для студентов и молодых специалистов при трудоустройстве (ранее это были «подъемные». жилье, «прикрепление наставника» и т. п.) сделало процесс вхождения молодых поколений в рынок трудовых ресурсов весьма болезненным;

- нестабильные темпы развития экономики и производственной сферы не побуждают работодателей к решению проблем перспективного кадрового планирования;

- отсутствие долгосрочных планов развития предприятий, укоренившаяся психология «выживания» обусловили сведение практически на нет специальной кадровой работы: заглохла деятельность учебных центров, ранее имевшихся практически при всех крупных производствах и служивших базой для подготовки молодых специалистов и «подгонки» их под профиль и специфику предприятия;

- в условиях мирового экономического кризиса нарастают явления социальной напряженности, ограничения рынка труда, роста официальной и «скрытой» безработицы.

Имевшие место в последние десять лет попытки возложить решение проблемы образовательной подготовки на альтернативные учебные заведения, которые должны были, по идее, составить мощную конкуренцию государственным образовательным структурам в плане качественной подготовки выпус-

каемой рабочей силы, далеко не всегда оказываются успешными. Коммерческие вузы возникали стихийно, без фундаментальной проработки региональных потребностей в специалистах, не имея необходимой материально-технической базы, реагируя исключительно на конъюнктурный спрос. Это привело к перепроизводству специалистов все тех же гуманитарных, экономических и юридических профилей.

Недостаток знаний о региональных и федеральных рынках труда, перспективах их развития, неготовность руководителей предприятий решать кадровые вопросы в новых условиях, недостаточная устойчивость связей образования с производством и бизнесом препятствуют достижению необходимого равновесия между количеством и качеством выпускников учебных заведений и существующими запросами социально-экономической сферы. Во вновь создаваемой системе управления человеческими ресурсами должна быть иная расстановка акцентов. Иначе мы попадаем в очередную зону риска: неуправляемость и стихия в сфере кадрового обеспечения экономики [3].

Сегодня можно уверенно заявить о недостаточности информации, гарантирующей адекватные среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Отсутствует общепринятая унифицированная методология прогнозирования, жестко не определены закладываемые в аналитику показатели, работа с эмпирическими данными практически не ведется. Кадровые мониторинги и планирование на предприятиях и в учреждениях области находятся в сфере желательного, а не обязательного. Все это ставит под сомнение сопоставимость и совместимость региональных прогнозов при определении федеральных приоритетов. Наиболее проблемной является ситуация с кадровым стратегическим планированием на предприятиях и в отраслях, а именно эти данные являются необходимой эмпирической базой для адекватных оценок и решений. Нет соответствующей общепринятой информационной и организационной системы сбора и обработки информации, что в итоге увеличивает коэффициент погрешности прогнозов. Органы государственной статистики не ведут учет специалистов с высшим образованием, занятых в экономике, в разрезе специальностей и направлений.

По мнению руководителей Федерации независимых профсоюзов России, решение проблемы повышения человеческого потенциала, создания условий обучения на протяжении всей жизни во многом зависит от повышения инвестиционной привлекательности системы образования. Профессиональное образование, в т. ч. и дополнительное, должно стать доступным всем категориям работников, учитывать условия реструктуризации предприятий, их потребности в новых профессиях. Профессионально-технические

училища, колледжи и вузы должны получить возможность более гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка труда, обеспечения вновь вводимых производственных мощностей и организаций сферы услуг подходящей рабочей силой. Однако этот процесс сдерживается тем, что работа по дополнительному образованию и обучению не предопределена четко очерченной государственной политикой в области сохранения и развития человеческих ресурсов. Важно вложить в руки работодателей ясные данные: какую прибыль они получат от дополнительного образования. Нужно разработать социальные нормативы, устанавливающие сроки переподготовки рабочих и специалистов в разрезе отраслей, и ввести их в действие [4].

Подводя предварительные итоги рассмотрения заявленной в статье актуальной научно-практической проблемы, следует заметить, что дальнейшая ее разработка может быть проведена по следующим исследовательским полям:

- определение основных категорий и критериев, характеризующих взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в условиях развития рыночных отношений;

- формирование принципов взаимодействия российского рынка труда и системы образовательных услуг;

- анализ характерных черт и показателей состояния подготовки специалистов и обеспечение их занятости в народном хозяйстве;

- выявление основных факторов, влияющих на функционирование и взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг;

- определение региональных и федеральных компонентов социально-трудовых факторов развития сферы образования;

- выявление интернационализации образовательных процессов в России и странах Евросоюза и выявление общих закономерностей и особенностей развития образовательного пространства и рынка труда в сфере образования.

4. Социальное партнерство в сфере образования и обучения работников. иКЬ: Шр:/Япрг. org.ru/default.php?cat=16&nid=986. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 23.06.2009 г.

1. иКЬ: http://www.kremlin.ru/text/ Шеше82009/ 05/216268^ш1.

2. Астахова А.С. Регулирование взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере подготовки специалистов с высшим образованием. иЯЬ: http://www.meli. ru/e-magazine/vipusk_5/47_5v_astahova.doc. Загл. с экрана.

3. Лаврухина Е.А. Трансформация сферы образования: факторы социального риска. М., 2004.

Melikhov V.Yu., Sosedov G.A. Role of social-labor relations in labor market development in the education sphere. In the article features of development of a labor market in the Russian Federation through a prism of social-labor relations in the education sphere are considered. Attention to the given problem is defined by an escalating role of the market of educational services, requirements of development of the modern educational space, general tendencies of scientifically-educational technologies.

Key words: economic policy; labor market; economy of education.

УДК 339

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ЗАТРАТ НА ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ

© В.В. Дробышева

В статье проанализированы факторы, характеризующие зависимость результатов производства от столь важного фактора, каким является образование. Осуществлен анализ изменения структуры трудовых ресурсов. Проведен анализ факторов воспроизводства квалифицированных специалистов, участвующих в экономических процессах, целью которых является повышение качества жизни населения. Результатом исследований является выявление факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на качество трудовых ресурсов, являющихся индикаторами качества жизни населения региона.

Ключевые слова: трудовые ресурсы; отраслевая структура рабочей силы; качество трудовых ресурсов; расходы бюджета области на образование.

Развитие экономики региона, страны в целом, рост объема ВРП, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т. е. трудовыми ресурсами и, главное, их качеством. А оно проявляется, прежде всего, в виде квалификации и уровня образования, что наряду с другими показателями определяет качество жизни населения региона, страны.

Трудовые ресурсы как экономическая категория включают занятых, ищущих работу, а также остальное трудоспособное население, которое учится, занято только домашним хозяйством или служит в вооруженных силах. К занятым в экономике относятся ли-

ца, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму самостоятельно. В число занятых включаются лица, которые временно отсутствовали на работе по разным причинам. К безработным, применительно к стандартам Международной организации труда, относятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работу, занимались поиском работы, были готовы приступить к работе. Основные количественные показатели, характеризующие состояние и динамику трудовых ресурсов Тамбовской области, по данным Тамбовского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.