Научная статья на тему 'Посткризисные приоритеты взаимодействия рынка трудаи рынка образовательных услуг'

Посткризисные приоритеты взаимодействия рынка трудаи рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / СТУДЕНЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ / САМОЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Змияк С. С., Немашкалова К. Г.

В последние годы с особой остротой встал вопрос о необходимости усиления взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. В статье на основе примеров положительного регионального опыта освещаются основные противоречия в данной сфере, а также даются конкретные рекомендации относительно скорейшего улучшения ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crisis Priorities of Interaction of the Labor Marketand Educational Services Market

The author argues that in recent years, with special urgency the question arose about the need to strengthen the interaction of labor market and the education market. The article, based on examples of good regional experience highlights the fundamental contradictions in this area, and provides specific recommendations for improving the situationas soon as possible.

Текст научной работы на тему «Посткризисные приоритеты взаимодействия рынка трудаи рынка образовательных услуг»

УДК 331.5

Змияк С.С., к.э.н., доц., Немашкалова К.Г., асп.

Посткризисные приоритеты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг

В последние годы с особой остротой встал вопрос о необходимости усиления взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. В статье на основе примеров положительного регионального опыта освещаются основные противоречия в данной сфере, а также даются конкретные рекомендации относительно скорейшего улучшения ситуации.

Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, профессиональная ориентация, производственная практика, студенческие службы занятости, самозанятость.

В условиях перехода России на инновационно-ориентированный тип экономического развития, повышения конкурентоспособности государства в системе международного разделения труда особую актуальность приобретает необходимость приведения в соответствие системы образования с потребностями рынка труда. На настоящий момент система профессионального образования является одной из ключевых организационных структур, воздействующих на производительные силы общества, осуществляющих подготовку кадров, удовлетворяющих потребность рынка труда, способствующих повышению эффективности производства и развитию человеческого капитала.

Связь между рынком труда и системой образования обусловлена действиями непосредственных потребителей образовательных услуг - населением, формирующим спрос на образовательные услуги с учетом многих факторов, начиная от востребованности и заработной платы специалистов разных профессий на рынке труда и заканчивая значимостью практикоориентированного образования в обществе, ценой на услуги образования и механизмом обеспечения его доступности. Поэтому образование выполняет в обществе двоякую функцию - это одновременное удовлетворение потребности личности в получении знаний, умений и навыков, а также потребности экономики в кадрах соответствующей квалификации для развития высококачественного производства товаров и услуг. Следовательно, рынок образовательных услуг и рынок труда являются сопряженными рынками, изменение параметров одного из которых через некоторый промежуток времени неизбежно отражается на развитии другого.

Современный этап развития российского государства характеризуется наличием нескольких групп противоречий между рынками труда и образовательных услуг:

между социальными и профессиональными ориентациями населения и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе;

между задачей повышения эффективности подготовки вузами специалистов и существующей системой вузовской подготовки;

65

между теоретической подготовкой выпускников и отсутствием необходимых навыков практического использования полученных знаний;

между жизненными и профессиональными планами выпускника и реальными возможностями их осуществления;

между интересами развития отдельного предприятия и интересами общества [1].

Основные проблемы по организации системы повышения качества рабочей силы в организациях заключаются в том, что отсутствует связь между рынком труда (спросом работодателей) и рынком образовательных услуг (предложением подготовленных специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием). Следствием этого стал недостаточный спрос из-за перепроизводства специалистов, в которых экономика уже не нуждается.

Сфера занятости согласно Международному классификатору составляет 15 000 видов профессий, в то время как сфера обучения осуществляет подготовку по гораздо меньшему количеству профессий, число которых в разных странах колеблется от 250 до 350. Проблема для России состоит в том, что в современном мире усилилась тенденция зависимости образовательного стандарта от сферы занятости (в то время как в России всегда была сильна обратная тенденция). Необходимо прогнозирование квалификационно-профессиональной структуры рабочей силы как в целом по стране, так и по регионам. Отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, обостряет проблему трудоустройства выпускников.

Если раньше высшего образования было достаточно для 20-25 лет практической работы, то сегодня оптимальный срок его эффективности составляет 5-6 лет, а в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, 2-3 года. Это означает, что в некоторых отраслях инновационные циклы короче чем время подготовки специалистов, что еще раз подтверждает необходимость непрерывного образования.

Возникающие в этой сфере противоречия усугубляются и тем, что для открытия новых специальностей требуется определенное время, тогда как учебные учреждения, учитывая нередко конъюнктурные образовательные потребности абитуриентов, стараются как можно быстрее удовлетворить спрос потребителей. В результате образовательные учреждения слабо реагируют на изменяющиеся потребности рынка труда, обостряя несоответствие между вновь подготовленной рабочей силой и требованиями работодателей [2].

Сегодня, как это ни парадоксально, но в определенной степени дестабилизатором ситуации является рынок образовательных услуг. Человеку предлагается масса профессий, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую его востребованность по полученной специальности. В настоящее время выработано множество способов взаимодействия профессионального образования и работодателей. Наиболее распространенными и пер-

спективными из них являются: развитие партнерских отношений между учреждениями образования и предприятиями; адресная подготовка специалистов по соответствующим учебным программам для предприятий; участие представителей бизнеса в планировании учебного процесса, в ходе обучения студентов практическим навыкам, отборе выпускников; государственный заказ на подготовку специалистов; повышение профессиональных компетенций студентов и профессорско-преподавательского состава; привлечение студентов к выполнению конкретных практических заданий на предприятии.

Следует отметить, что решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственного потребителя образовательных услуг. Статистика такова, что около 80% абитуриентов выбирают высшую школу. Сегодня спрос на образовательные услуги в большей мере формируется под воздействием общественного мнения, престижности и выгодности отдельных специальностей, что неминуемо отражается на усилении тенденции потери интереса выпускников школ к начальному и среднему профессиональному образованию. Это не случайное явление, а результат расбалансированности взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, проявившийся в отсутствии обратной связи между потребителями образовательных услуг и потенциальными работодателями.

В то же время нельзя не считаться с тем фактом, что одним из показателей рынка труда сегодня является требование о наличии диплома о высшем профессиональном образовании, при этом учитывается престиж вуза. Причину роста престижности высшего образования некоторые специалисты объясняют следующим образом: если перед людьми открываются новые возможности самореализации, получения дополнительных выгод, то можно прогнозировать рост инвестиций в образование. Высшее образование в этом случае обеспечивает структурированной системой информации о потенциальных возможностях индивидуума через выявление в процессе обучения качеств и навыков и их документальное подтверждение системой образования [3].

Здесь же выделим красноречивые данные Росстата: в 2010 г. в учреждениях среднего профессионального образования обучалось 2,1 млн. чел.; в вузах училось более 7 млн. студентов.

Система профессионального образования адекватно отреагировала на запросы населения по поводу получения профессионального образования. За последние годы в России происходил существенный рост спроса на образовательные услуги. Численность студентов и их доля в численности населения страны постоянно увеличивалась. Например, количество студентов дневной формы обучения выросло с 1648 тыс. чел. в 1990 году до 3104 тыс. чел. в 2003 году. В 1990-2004 гг. также число государственных высших учебных заведений возросло с 514 до 662 (2010г. - 653), число же негосударственных вузов за период с 1993 по 2004 гг. увеличилось с 78 до 409 (2010г. - 462) [4]. Кроме того, с одной стороны, наблюдается увеличение занятости и экономической активности среди учащихся, а с другой стороны, увеличение доли

учащихся среди молодежи и снижение уровня экономической активности молодого населения, что говорит о формировании новой модели занятости молодежи и вступления ее в трудовую деятельность. Тенденция увеличения инвестиций в человеческий капитал, в образование приводит к вступлению в трудовую деятельность теперь не после обучения, а во время него. Существенный прирост количества учащихся во многом также является результатом инвестиций в образование самого населения, поскольку отмечается рост студентов, обучающихся на платной основе.

В настоящее время до 40% выпускников высших учебных заведений не могут трудоустроиться по полученной профессии (специальности) или из-за отсутствия вакантных рабочих мест, или из-за нехватки знаний, да и значительная часть абитуриентов, когда поступает в вуз, уже заранее предполагает, что будет работать не по специальности. Социологические опросы выявляют, что ко времени выпуска доля таких студентов увеличивается по некоторым вузам до 50-60% [5]. Это означает, что на рынок труда попадает рабочая сила, либо не пользующаяся спросом, либо не способная выдержать конкуренцию.

Ситуация с начальным и средним профессиональным образованием заметно хуже. В настоящее время не заполняется каждое пятое рабочее место. С государственной позиции деятельность системы начального профессионального образования рассматривается как социальная защита. В качестве основного аргумента о судьбах профессионального образования выдвигаются тезисы о социально незащищенных детях, бесплатном питании и денежном вознаграждении за практику. Вопросы профессиональной подготовки уходят на второй и даже на третий план. Однако пока начальное и среднее профессиональное образование рассматривается в рамках социальной защиты, не стоит ждать притока рабочих кадров на производство.

Обращаясь к положительному опыту регионов необходимо особо отметить, что в соответствии с Постановлением Администрации Ростовской области от 16 мая 2006г. №182 «О порядке формирования регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования Ростовской области» начиная с 2007 года регулярно проводятся региональные статистические обследования предприятий и организаций о потребности в квалифицированных рабочих кадрах, мониторинг трудоустройства выпускников и т.д. с целью обеспечения сбалансированного спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на региональном рынке труда, регулирования объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования Ростовской области с учетом прогноза потребности экономики области в этих кадрах.

Данный региональный заказ формируется в соответствии со следующим механизмом: министерство труда и социального развития области на основании данных Ростовстата (по обследованию потребности предприятий и организаций всех форм собственности в Ростовской области в квалифициро-

ванных рабочих кадрах), министерства общего и профессионального образования (о ежегодном мониторинге трудоустройства выпускников начального профессионального образования) и государственной службы занятости населения (об имеющихся вакансиях) разрабатывает прогноз региональной потребности по востребованным массовым профессиям в территориальном, отраслевом и профессиональном аспектах. Далее в обязанности министерства общего и профессионального образования входит доведение до учреждений начального профессионального образования этих сведений.

Так, Постановлением Администрации Ростовской области от 13.05.2010 № 299 «О региональном заказе на подготовку квалификационных рабочих кадров в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования Ростовской области на 2010 - 2011 год» был утвержден региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования Ростовской области на 2010 - 2011 год в объеме 10930 чел. по 63-м профессиям и специальностям.

В дополнение к этому принят Областной закон от 29.09.09 № 290-ЗС "О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов" [6], который предусматривает создание региональных отраслевых ресурсных центров подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов в качестве структурных подразделений областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

Этим же законом предусматривается, что областные государственные образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования будут содействовать трудоустройству своих выпускников путем заключения с работодателями и обучающимися в указанных образовательных учреждениях договоров, содержащих гарантию трудоустройства выпускников этих образовательных учреждений в соответствии с полученной профессией (специальностью).

Также в целях координации деятельности по подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, привлечения работодателей, представителей научных и общественных организаций к поддержке начального профессионального и среднего профессионального образования может быть создан Региональный координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров.

Подчеркнем, что вводимые в 2011 году федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования нового поколения, разработанные на основе компетентностного подхода, требуют разработки учебно-программной документации с обязательным участием работодателя. Новая процедура формирования образовательных стандартов и программ предоставляет широкие возможности для рабо-

тодателей по их постоянному обновлению и «тонкой настройке» на конкретные потребности. Предоставленная новыми стандартами возможность отводить на изучение вопросов, связанных с конкретными производственными и технологическими процессами и цепочками до 70% общего объёма подготовки, позволяет образовательному учреждению во взаимодействии с заинтересованными предприятиями постоянно актуализировать содержание и технологии образования в соответствии с реальными запросами рынка труда.

Отдельного внимания требует проблема необходимости вывода на качественно новый уровень решения проблемы профориентации. В сложившейся ситуации молодежь является наиболее социально уязвимой категорией населения. И именно к службе занятости у молодежи высокий уровень информационных и профориентационных запросов, связанных с самоопределением ее на рынке труда, поскольку именно здесь сосредоточена работа по созданию баз данных о состоянии рынка труда и оказанию помощи в выборе профессии и направления профессиональной подготовки. Осложняет данную проблему то, что основная работа службы занятости направлена на безработных и ищущих работу граждан, а работа с учащимися учебных заведений является дополнительной не оплачиваемой нагрузкой на специалистов службы занятости населения.

Отсутствие в настоящее время координирующей инстанции по профориентационному просвещению учащихся, высокая степень неопределенности молодежи на рынке труда во многом обусловливают сложность ситуации профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учреждений. В связи с этим необходима разработка единой системы профориентационных мероприятий «Молодежь на рынке труда».

Основой планирования и разработки новых форм профориентационной работы должны служить, с одной стороны, данные о перспективных потребностях рынка труда, а с другой - социологические исследования профессиональных намерений и предпочтений выпускников. Данный мониторинг может стать как эффективным инструментом изучения рынка труда, так и действенным методом разработки перспективных и своевременных профин-формационных мероприятий службы занятости населения совместно с органами управления образованием всех уровней и образовательными учреждениями [7].

Иные аспекты приобретает проблема изучения информации о состоянии рынка труда для студентов, заканчивающих курс обучения и выпускников. Рассогласованность во времени положения на рынке труда на момент поступления в образовательное учреждение и на момент окончания его в принципе непреодолима. Поэтому работа по профессиональной ориентации на этапе выбора профессии должна быть подкреплена мерами по интеграции образовательных программ в действующую систему рабочих мест.

Организационный механизм осуществления этой интеграции достаточно простой, так как существует объективная заинтересованность работодателей в обновлении персонала, совершенствовании профессионально-

квалификационных характеристик рабочей силы, сконцентрированной на внутрифирменном рынке труда, улучшении ее социально-демографического состава. Тезис о незаинтересованности работодателя в выпускнике профессионального учебного заведения будет справедлив, пока работодатель не увидит, что найм новичка экономически выгоден его фирме. И здесь для государственных органов занятости открывается сравнительно легкий путь квотирования занятости молодых специалистов (например, в настоящее время реализуется программа «Первое рабочее место» для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, подразумевающая прохождение ими своеобразной стажировки на профильных предприятиях в течение нескольких месяцев за счет средств федерального бюджета).

Однако, по нашему мнению, этот путь малоэффективен с точки зрения трудовой адаптации новичка и перспектив сохранения за ним рабочего места. Привлекательность молодого специалиста возрастает для предпринимателя, когда работник обладает профессионально-квалификационными характеристиками, необходимыми организации. Поэтому остро встает вопрос об эффективности многих учебных программ и их соотнесения с требованиями реальной экономики.

Своеобразным переходным мостиком от учебной к трудовой деятельности может стать производственная практика (тиражируемая по годам обучения и продолжительная по времени), коренным образом преобразованная и адаптированная к сегодняшней реальности. Включение в процесс обучения трудовой деятельности по будущей профессии позволит молодому специалисту к моменту завершения образования приобрести практический опыт и зарекомендовать себя определенным образом в глазах потенциального работодателя.

В этой связи Правительство РФ в период до 2015 года намеревается продолжить реформирование системы профессионального образования всех уровней, хотя почему то в программных документах речь пока что идет преимущественно о системе высшего профессионального образования. Так, предполагается:

продолжить разработку интегрированных программ подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров в ведущих российских ВУЗах, прежде всего, федерального уровня, которым установлена категория «национальный исследовательский университет», по смежным (родственным) профессиям и специальностям;

развивать многопрофильное обучение в ведущих российских ВУЗах, прежде всего, в федеральных университетах и университетах, которым установлена категория «национальный исследовательский университет»;

продолжать практику организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования всех уровней с привлечением наставников из числа работников организаций в рамках реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные

на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации [8].

Затрагивая институциональную составляющую повышения эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг следует подчеркнуть, что в настоящее время назрела необходимость модернизации организационных структур, созданных практически во всех вузах страны, содействующих трудоустройству выпускников и ведущих мониторинг их дальнейшей профессиональной судьбы. Данные структуры могут создаваться как путем инициативного развития организаций студенческого самоуправления (студенческие службы занятости), так и путем сотрудничества с государственной службой занятости, кадровыми агентствами, работодателями и их объединениями. Поиск организационных форм реализации услуг трудоустройства должен учитывать, что создание центра трудоустройства - не самоцель, а средство решения проблемы, которое должно быть и социально, и экономически эффективным.

Следует отметить, что услуги трудоустройства выпускников сопряжены с немалыми затратами самих вузов: создание соответствующего структурно-функционального подразделения с постоянными работниками (минимум 2-3 человека), материально-техническое и информационно-сервисное обеспечение его деятельности, ведение баз данных, контакты с работодателями, кадровыми агентствами и государственной службой занятости, проведение ярмарок выпускников и вакансий, выпуск информационно-справочных материалов - все это требует расходования значительных сумм внебюджетных средств, полученных от оказания вузом других услуг и осуществления других видов деятельности, так как сметой бюджетного финансирования и типовым бюджетным штатным расписанием вуза подобные расходы не предусмотрены. В зависимости от размера вуза данные затраты в годовом исчислении должны начинаться от 1 млн.руб., т.е. средние затраты на трудоустройство одного выпускника, воспользовавшегося услугами центра трудоустройства могут составить около 1 тыс.руб. Но даже в отсутствие полноценной методики расчета окупаемости и эффективности деятельности центров трудоустройства можно предположить, что для малых и средних вузов (с числом выпускников от 200 до 4000 человек в год) более выгодным и полезным будет являться участие в работе региональных центров трудоустройства или передача части услуг по трудоустройству на аутсорсинг кадровым агентствам.

Важно, чтобы данное структурное подразделение вуза выполняло и функцию маркетинговой службы поможет абитуриентам и их родителям осуществлять обоснованный выбор специальности, учитывающий прогнозируемые потребности рынка труда (профориентационный аспект). Другая функция маркетинговой службы вуза заключается в формировании имиджа выпускников, отражающего преимущества освоенной образовательной программы и присвоенной квалификации, у потенциальных работодателей. Данная деятельность позволит снизить дисбаланс между критериями профессио-

нальной подготовки выпускника, направленными на выполнение требований государственного образовательного стандарта по специальности или направлению подготовки, и рынком труда, критерии оценки которого изменяются в соответствии с темпами развития науки и экономики. Возникает потребность в формировании перечня критериев оценки конкурентоспособности молодого специалиста, удовлетворяющего современным требованиям рынка труда, соответствующего перечню критериев оценки качества подготовки выпускника рынком образования. В настоящее время оценка профессиональной подготовки выпускника вуза рассматривается работодателем как фактор, определяющим образом влияющий на его трудоустройство [9].

Проблема трудоустройства выпускников на работу не по специальности (около 40%) во многих случаях излишне генерализируется из-за дробления образовательных программ на 670 специальностей. Например, если специалист по мировой экономике или логистике устраивается на работу в органы государственного управления, а бухгалтер или специалист по таможенному делу работает мерчандайзером, то они попадают в эти 40 %. Переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования, сокращение перечня специальностей и направлений переподготовки до 120150, особенно по направлениям «Экономика и управление», «Культура и искусство», «Образование и педагогика», широкое введение бакалавриата и магистратуры по технике и технологиям приведет к формальному росту доли устроившихся на работу по специальности даже без особых усилий, предпринимаемых вузами.

Из-за низкого уровня оплаты труда наиболее острой была и останется проблема трудоустройства выпускников педагогических и сельскохозяйственных профессий, где доля работающих по специальности обычно не превышает 20 %. Именно эти группы образовательных программ, наряду с рядом инженерно-технических, требуют целевой поддержки работодателей и государства.

Особую роль в трудоустройстве выпускников играет развитие самозанятости и работа в малых предпринимательских структурах. Учебным заведениям и органам управления образованием следует рассмотреть введение в программу обучения предметов, связанных с предпринимательской деятельностью, сначала в вузах и ссузах, а затем и в средних школах.

Изменения в законодательстве о высшем профессиональном образовании, произошедшие в 2007 г., окажут существенное влияние не только на условия приема в вузы (ЕГЭ, дополнительные льготы для военнослужащих), образовательные программы (двухуровневая система бакалавр-магистр, интеграция с научными организациями), но и на возможности трудоустройства выпускников. Ключевой для данной сферы станет проблема «Выпускник -2014», так как именно в 2014 г. на рынок труда выйдет в 1,5-1,8 раза больше выпускников вузов: специалисты, поступившие в вузы в 2009 г., и бакалавры, поступившие в вузы в 2010 г. - год повсеместного перехода вузов к двухуровневой системе образования. К сожалению, данная проблема еще даже не

озвучена и не включена в имеющиеся прогнозы профессиональной динамики рынка труда [10].

Для решения проблемы «Выпускник - 2014» потребуются качественно иные подходы и методы, так как действующие программы трудоустройства выпускников вузов ориентированы на текущий демографический прогноз и стабилизировавшийся приток лиц с высшим образованием, обычно имеют сугубо региональный аспект и не поддерживают профессиональную миграцию в другие субъекты РФ. Согласно Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, в качестве одной из основных групп мероприятий, направленных на повышение устойчивости рынка труда региона и синхронизацию системы профессионального образования, предлагается «поддержка системы подготовки кадров по приоритетным для рынка труда специальностям (приобретение оборудования, литературы, выплата повышенных стипендий и т.п.), а также привлечение работодателей к управлению учебными заведениями профобразования (наблюдательные советы, участие в разработке программ и т.п.)» [11].

В завершение представляется целесообразным отметить, что в настоящее время ключевые направления дальнейшего совершенствования взаимодействия системы образования и рынка труда заключаются в:

привлечении представителей бизнес-сообщества к совместной разработке стандартов профессионального образования, учебных планов, программ;

внедрении практико-ориентированного обучения как ключевого элемента профессионального образования;

разработке программ совместной подготовки кадров учебными заведениями профессионального образования и ведущими предприятиями региона;

создании механизма оценки качества подготовки специалистов независимыми экспертными комиссиями по тестам, разрабатываемым совместно с работодателями;

внедрении на базе учебных заведений регулярных исследований профессиональной карьеры выпускников с целью использования полученных результатов для оценки и корректировки учебных программ;

осуществлении прогнозных оценок качественных и количественных изменений структуры занятых на региональных рынках по видам экономической деятельности для дальнейшей корректировки выпуска молодых специалистов с учетом полученных данных [12].

Дальнейшее развитие взаимодействия рынков труда и образования возможно лишь в условиях реализации комплекса мероприятий по совершенствованию системы профессионального образования с учетом требований работодателей на основе постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда с целью создания оптимальной системы профессионального образования, обеспечения образовательных учреждений высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, стимулирования

и поддержки научных разработок и исследований, внедрения в образовательный процесс современных высокоэффективных методик и технологий, развития материальной базы образовательных учреждений. Система профессионального образования должна учитывать структуру производства и сферы услуг, состояние малого и среднего бизнеса, а также стимулировать их развитие и способствовать удовлетворению потребностей населения.

В этой связи отметим, что в настоящее время проблема первичной профессиональной адаптации студентов является, несомненно, обязательным условием дальнейшего профессионального роста уже молодого специалиста. Положительным является тот факт, что руководство многих вузов адекватно понимает складывающуюся ситуацию, осознавая, что одной теоретической подготовкой сейчас невозможно создать конкурентоспособного претендента на вакантные места жесткого рынка труда. Кроме этого, отдельные вузы делают попытки повысить профессиональную квалификацию преподавателей не только в сфере педагогического мастерства, но и в тех сферах, где могут быть применимы полученные знания по той или иной дисциплине. Так, в Северо-Кавказской академии государственной службы с 2008 г. реализуется проект стажировок преподавателей в органах государственной власти и местного самоуправления Ростовской области. Помимо этого студенты академии имеют возможность проходить стажировку и приобретать практические навыки непосредственно в стенах академии (на базе учебноконсультационных полигонов и в других структурных подразделениях вуза). По итогам такой работы им выдаются рекомендации в органы власти.

Во взаимоотношениях с работодателями своих выпускников вузам следует опираться на идею экономически обоснованного социального партнерства. На наш взгляд, вся деятельность структурных подразделений вузов, типа центров развития карьеры, должна быть направлена не только на грамотные маркетинговые исследования рынка труда, о чем шла речь в одном из разделов нашей работы, но и на активное привлечение так называемых дальновидных работодателей, ориентированных на открытую кадровую политику со смещением акцента на привлечение новых работников, в отличие от опоры только на собственных сотрудников. Как минимум, такие работодатели должны быть сориентированы вузом на формирование своего рода «кадрового резерва», погружая будущих выпускников как можно раньше в специфику профессиональной деятельности. Инструментов реализации данного направления немало, но на наш взгляд, наиболее продуктивным может стать практика создания «адаптационных инкубаторов», когда студенты для выполнения рабочих заданий в рамках проекта привлекаются к работе на условиях неполного рабочего дня (part-time) или гибкого графика деятельности.

И еще одно замечание. В данной работе мы особо подчеркнули мысль о том, что вводимые в 2011 году федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования нового поколения, разработанные на основе компетентностного подхода, требуют разработки учебно-программной документации с обязательным уча-

стием работодателя (вариативной части). Здесь нам бы хотелось добавить, что в действительности руководителям профессиональных учебных заведений необходимо как можно скорее начинать использовать данную возможность для того, чтобы провести так называемую «тонкую настройку» своих программ с учетом требований ФГОС ПО, профессионального стандарта (если таковой имеется), и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), что является уже действенным инструментом качественного усиления взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг.

Литература

1.Рязанцева Л.В. Анализ сфер занятости выпускников ВУЗов и проблемы их трудоустройства. http: //www .conf.muh.ru/110220

thesis Ryazantseva.htm

2. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. - М.: Перспектива, 2005.С. 250.

3. Бусыгин В П., Харченко ИИ Модернизация системы образования: концепции и процессы // Россия, которую мы обретаем / Отв. ред. Т.Н. Заславская, З.И. Калугина. - Новосибирск: Наука, 2003. С. 331.

4. Россия в цифрах. Росстат. 2011.

5. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее. - М. ПРООН, 2010. С.173.

6. Официальный портал Администрации Ростовской области http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=8946

7. Киреенко Л. Результаты социологического исследования профна-мерений учащихся и выпускников школ Московской области. - Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. Сборник статей. - Петрозаводск. 2004г. Книга 2. C. 97.

8. Основные направления действий на рынке труда Российской Федерации на 2011-2015 годы // Официальный сайт Минздравсоцразвития России http: //www.minzdravsoc .ru/

9. Социально-экономический механизм интеграции рынка образовательных услуг в рынок труда: региональный аспект (под ред. М.А. Боровской). - Таганрог: ТРТУ, 2005. С. 70.

10. Игнатова Т.В. Аспект трудоустройства выпускников вузов в программах занятости населения Ростовской области// Официальный сайт Издательства «Аккредитация в образовании» http: //www.akvobr.ru/index.php ?page= 6&subpage=4&p=2&mag=22&list=3&article=55

11. Утверждена постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социальноэкономического развития Ростовской области на период до 2020 года»

12.Мерзлова М.П. Концептуальные подходы к формированию взаимодействия профессионального образования и рынка труда. Автореферат. -М., 2009. С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.