УДК 316.7(470)
РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА КАК НОСИТЕЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
© 2015
Е. В. Ильичева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Сервис» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Воротынец (Россия)
Аннотация. В статье рассмотрены современные проблемы сферы социально-культурного сервиса. В настоящее время существует противоречие между стратегическими замыслами о позитивных изменениях в социально-культурной жизни России и теми негативными тенденциями, которые проявляются в масштабах государства. Наблюдается социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, что оказывает негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. В поиске путей выхода из кризисной ситуации, выявления реальных источников ее разрешения, особую значимость приобретает профессиональная деятельность работников социально-культурного сервиса и туризма. Знания и умения специалистов социально-культурного сервиса и туризма, полученные из области психологии, конфликтологии, истории, культурологии, социологии, речевой коммуникации и др. наук, а также личные и профессиональные возможности специалистов призваны во многом оказывать влияние не только на эффективность работы конкретного сервисного или туристского предприятия, но и способствовать развитию национального самосознания людей, патриотизма, повышению их общей культуры, воспитанию толерантности, уважительного отношения к культуре и природе своего народа и народов других стран. Перед сферой сервиса и ее работниками стоит задача не просто предоставлять качественные услуги, но и формировать разумные потребности человека и общества в целом. Так же как есть государственная культурная политика, должна быть государственная сервисная политика. Объективным итогом сервисной коммуникации оказывается культурный результат: совершенствование окружающего человека мира, развитие коммуникативных качеств и кругозора, культурное обогащение потребителя и исполнителя услуги. Культурные аспекты воздействия сервиса - это влияние, которое сервис оказывает на материальную и духовную сферы жизни людей.
Ключевые слова: девальвация духовных ценностей, социально-культурный сервис, социально-культурные роли, носители национальных ценностей, формирование разумных потребностей, культурный результат.
Цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества и включают преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
Воспитательная задача, которая стоит перед высшим образованием, обусловлена гуманистическим смыслом социальной эволюции и заключается вразвитии духовного потенциала личности через уточнение и углубление его представлений об окружающем целостном мире и фундаментальных, универсальных общечеловеческих гуманистических ценностей. Решение данной задачи связано с культурно-гуманистической функцией образования, которое является ведущим транслятором культуры последующим поколениям [1, с. 5].
Однако высокие цели и задачи до сих пор находятся в стадии решения: наблюдается социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, что оказывает негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны; резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, нарушилась историческая преемственность, наблюдается экспансия прозападно-американской культуры, разрушение нравственных ценностей, потеря духа народа [2, с. З7]. В настоящее время существует противоречие между стратегическими замыслами о позитивных изменениях в социально-культурной жизни России и теми негативными тенденциями, которые проявляются в масштабах государства [3].
В поиске путей выхода из кризисной ситуации, выявления реальных источников ее разрешения, особую значимость приобретает профессиональная деятельность работников социально-культурного сервиса и туризма. Знания и умения специалистов социально-культурного сервиса и туризма, полученные из области психологии, конфликтологии, истории, культурологии, социологии, речевой коммуникации и др. наук, а также личные и профессиональные возможности специалистов призваны во многом оказывать влияние не только на эффективность работы конкретного сервисного или туристского пред-
приятия, но и способствовать развитию национального самосознания людей, патриотизма, повышению их общей культуры, воспитанию толерантности, уважительного отношения к культуре и природе своего народа и народов других стран. Роль и значимость социально-культурного сервиса определяется тем, что познание человеком культуры в процессе получения социально-культурных услуг несет заряд гуманизма и способствует восприятию общечеловеческих ценностей, создавая и формируя условия и образ жизни человека, что делает социально-культурные услуги важным средством социализации личности [4].
Специалист по сервису сегодня - это высокообразованный и эрудированный человек, владеющий основами экономических знаний, информационно-коммуникационных технологий, этикой делового общения, языками, имеющий хорошее образование в области сервисологии, менеджмента, способный работать в команде, толерант-но воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия [5], хорошо знающий материальные объекты сервиса.
Так, Волго-Вятский регион России представляет исторически сложившуюся социально-культурную общность, социально-демографический, национальный и психолого-педагогический портрет которой уникален, неповторим и самобытен. Особая роль в становлении и реализации культурной политики региона принадлежит специалистам социально-культурной сферы, призванным выполнять стратегические социально-культурные роли:
1) носителя духовных ценностей;
2) хранителя национально-культурных традиций;
3) профессионала, статус которого предполагает полноту освоенности им достижений мировой культуры, устремленность к сознательному творческому ее освоению, сохранению и воспроизведению, способность к вовлечению различных групп населения в мир культуры и социально-культурное творчество.
Духовность проявляется в стремлении к прекрасному, созерцанию природы, историко-культурных объектов. Специалист социально-культурной сферы деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать духовные интересы и потребности различных групп населения, разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулиро-
вать инновационные движения в сфере сервиса, следовать своему назначению - высокой миссии в реализации культурной политики, выражения социально-культурных интересов и потребностей населения.
Деятельность специалиста в области социально-культурного сервиса и туризма как носителя национальных ценностей рассматривается в работах Балашовой О. А. [6], Биржакова М. Б Аджемова М. Р. Пшенко К. А.
[7], Боголюбовой С. А., Боголюбова В. С., Крыги А. В.
[8], Козыревой М. П. [9], Кострюковой О. Н. [10, 11, 12, 13], Подопригоры В. Н. [14], Черниченко И. В. [15] и др.
Можно выделить следующие компоненты системы социально-культурного сервиса: деловой; зрелищный; информационный; клубный; музейно-выставочный; образовательный; оздоровительный; празднично-обрядовый; рекреационный; социальный; туристский; физ-культурно-спортивный; художественно-конструкторский [16, с. 35].
В наше время сфера услуг и сервисной деятельности стала одной из быстрорастущих и даже доминирующих областей жизни общества. Сервис- важнейшее направление развития постиндустриального общества, с которым связана перспектива развития мировой экономики в третьем тысячелетии. Сервис - деятельность субъекта (специалиста или организации) по качественному удовлетворению потребностей общества, социальной группы, отдельного человека путем предоставления услуг [17, с. 270]. Иначе говоря, это целенаправленный социальный процесс взаимодействия субъекта и объекта в ходе производства, распространения и потребления благ, удовлетворяющих соответствующие потребности.
Однако перед сферой сервиса и ее работниками стоит задача не просто предоставлять качественные услуги, но и формировать разумные потребности человека и общества в целом. Так же как есть государственная культурная политика, должна быть государственная сервисная политика. Она по необходимости должна иметь патерналистский характер, не идти на поводу у разбухших и искаженных потребностей, а вести за собой, возвышая потребности. Разумные потребности - нечто навязываемое сверху до тех пор, пока не заработает самовоспроизводящий механизм «духовной жажды» личности, пока личность не научится обуздывать разросшиеся аппетиты.
Сфера сервиса сама зависит отуровня развития духовного производства и всей духовной жизни общества. Чем выше уровень духовной культуры граждан, тем более разнообразны и высокоразвиты их духовные потребности. И для их удовлетворения требуются более разнообразные и высококачественные социально-культурные услуги, именно услуги, а недуховное потребление. С ростом духовной культуры человека все ярче проявляется его индивидуальность, которая наиболее полно может быть удовлетворена не в массовом потреблении, а только в социокультурных услугах.
На современном этапе развития общества структура качества жизни стала рассматриваться как комплексная характеристика социальных, политических, культурных, экономических факторов существования человека. Другими словами, качество жизни стало восприниматься как часть некоего идеала, в котором на передний план выходит не только количественный рост материальных благ, но и качественные аспекты жизни человека - здравоохранение, образование, культура, отдых и т. д. [18, с. 5].
Сервис - определенная форма функционирования культуры, поскольку сервисные технологии - это и есть «формы организации жизни и деятельности людей». Культурные аспекты воздействия сервиса - это влияние, которое сервис оказывает на материальную и духовную сферы жизни людей.Объективным итогом сервисной коммуникации оказывается культурный результат: совершенствование окружающего человека мира, развитие коммуникативных качеств и кругозора,
культурное обогащение потребителя и исполнителя услуги. Безусловно, социально-культурная сфера определяет индивидуальное лицо региона, его самобытность и уникальность, является духовным инвестором социально-экономического развития региона, фактором гуманизации, утвердившихся в нем общественных отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Актуальные проблемы высшего профессионального образования в России. Материалы межвузовской научно-практической конференции 24-25 октября 2007 г. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. 464 с.
2. Григорьева Н. Г., Опарина Н. М. Проблема формирования ценностей в схеме профессионального образования // Высшее образование сегодня. № 4, 2012. С. З7-40.
3. Мороз Т. Г. Социально-психолого-педагогический аспект профессиональ-ной подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма // Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: Сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции 17 апреля 2009 г. / Сост. Велединский В. Г., Мышьякова Н. М. СПб.: Изд-во СПб ГУСЭ, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pandia.ru/text/77/403/36064.php (дата обращения: 30.11.2014).
4. Асанова Э. С., Крынина О. Ю. Социально-культурный сервис современной России: генезис и тенденции развития // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2010. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnyy-servis-sovremennoy-rossii-genezis-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 29.11.2014).
6. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс]. URL: http://www.rguts.ru/index.php?do=cat&category=umo_ fgos.
7. Балашова О. А. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма // Успехи современного естествознания. 2009. № 4. С. 52-53. [Электронный ресурс]. URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_ article&article_id=7783713 (дата обращения: 29.11.2014).
8. Биржаков М. Б., Аджемов М. Р., Пшенко К. А. Модель социального туризма в современных условиях// Труды международной научно-практической конференции специалистов, ученых и студентов 22-23 мая 2014 г., Санкт-Петербург. СПб. : Астерион, 2014. С.7-10.
9. Боголюбова С. А., Боголюбов В. С., Крыга А. В. Туризм как большая социально-экономическая система региона: управление развитием: методологические аспекты. Монография. СПб. : СПбГИЭУ. 2013. 230 с.
10. Формирование готовности к профессиональному межличностному общению специалистов по сервису и туризму тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.08, кандидат педагогических наук Козырева, Мария Павловна. 2009. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-k-professionalnomu-mezhlichnostnomu-obshcheniyu-spetsialistov-po-ser#ixzz3KTkahgYK (дата обращения: 29.11.2014).
11. Кострюкова О. Н. Влияние религиозного туризма на смягчение социальной напряженности в обществе // Современное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом: коллективная монография / Под ред. Житенева С. Ю. Москва, 2010. 144 с.
12. Кострюкова О. Н. Туризм как эффективный инструмент диалога культур и цивилизаций в современном
обществе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 3. С. 28-34.
13. Кострюкова О. Н., Чекалин В. С. Туристско-рекреационная сфера в контексте структурной модернизации региональной экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2011. № 3 (39).
14. Кострюкова О. Н., Яковец Ю. В. Туризм как эффективный инструмент диалога культур цивилизаций // Партнерство цивилизаций. Выпуск № 3. 2012 г.
15. Подопригора В. Н. Актуальные проблемы управления социально-экономическим прогрессом общества // Наука - сервису. М., 2003. С. 46.
16. Психолого-педагогические основы деятельности менеджера туризма тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.05, кандидат педагогических
наук Черниченко, Игорь Витальевич, 1999. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/ content/psikhologo-pedagogicheskie-osnovy-deyatelnosti-menedzhera-turizma#ixzz3KRVrMkFw1 (дата обращения: 29.11.2014).
17. Илюхина Г. И. Высшее профессиональное образование в области сервиса и туризма // Образование в области сервиса: сб. статей. М. : ИЦ «Маска», 2008. С. 35.
18. Свириденко Ю. П., Гойхмана О. Я. Сервис и туризм: словарь-справочник М. : Альфа-М, 2008. С. 270.
19. Фенкас Н. Н., Жохов А. Н., Никифоров П. В., Трезорова О. Ю. Качество жизни: региональный аспект. Нов. ГУ им. Ярослава Мудрова. Великий Новгород, 2006. С. 5.
ROLE OF WELFARE SERVICE AS CARRIER OF NATIONAL VALUES
© 2015
E. V. Ilichyova, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor of the chair «Service» Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Nizhniy Novgorod area, Vorotyhets, (Russia)
Abstract. In the article modern problems of area of welfare service are considered. Now there is a contradiction between strategic plans about positive variations in a welfare life of Russia and those negative tendencies which are shown in scales of the state. The social differentiation of a society, devaluation of cultural wealth that renders negative influence on public consciousness of the majority of social and age groups of the population of the country is observed. In search of ways of an output from a crisis situation, revealing of actual sources of its permit, the special importance is got with professional work of workers of welfare service and tourism. Knowledge and skill of experts of welfare service and the tourism, the psychologies received from area, conflictology, history, cultural science, sociology, the speech communications, etc. sciences, as well as personal and professional possibilities of experts are called up to influence in many respects not only an overall performance of the specific service or tourist enterprise, but also to assist progress of national consciousness of people, patriotism, increase of their general culture, education of tolerance, the valid attitude to culture and the nature of people and people of other countries. Before area of service and its workers it is necessary to render not simply a problem of qualitative services, but also to shape reasonable demands of the person and a society as a whole. Just as there is a state cultural policy, there should be a state service policy. The objective result of the service communications appears cultural result: perfection of the surrounding person of the world, progress of communicative qualities and an outlook, cultural enrichment of the consumer and the executor of service. Cultural aspects of influence of service is an influence which service renders on material and spiritual areas of a life of people.
Keywords: devaluation of cultural wealth, welfare service, welfare roles, carriers of national values, formation of reasonable demands, cultural result.