УДК 338.439
К.В. ПАПЕНОВ, М.М. КРЮКОВ
РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРА В РЕШЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ
Ключевые слова: продовольствие, дефицит, голод, бедность, устойчивость, социальные факторы, экологические факторы, экономические факторы, политические факторы, запасы, управление, распределение.
Статья посвящена анализу причин дефицита продовольствия в мире и роли социальных, экологических факторов в ликвидации этого дефицита и решении проблемы голода.
C.V. PAPENOV, M.M. KRYUKOV ROLE OF SOCIAL-ECOLOGICAL-ECONOMIC FACTOR IN THE SOLUTION OF THE FOOD PROBLEM
Key words: foods, scarcity, hunger, poverty, stability, social factors, ecological factors, economic factors, political factors, reserves, control, distribution.
Article is dedicated to the analysis of causes for the scarcity of food in the world and to the role of social, ecological factors in the liquidation of this scarcity and the solution of the problem of hunger.
Проблема снабжения населения продовольствием была предметом спора между Г. Каном и авторской группой монографии «Пределов роста» - первого доклада Римскому клубу. Авторы «Пределов роста» предвидели увеличение темпов роста спроса на продукты питания (вызванное ростом населения), которые будут превосходить темпы пополнения запасов (главным образом из-за снижения площадей остающихся пахотных земель). Это рассогласование и рассматривалось как один из источников социально-экономической катастрофы. Г. Кан, напротив, считал, что рост населения постепенно уменьшится, а использование новых технологий обеспечит необходимый запас пищи. Какое же предвидение более реально?
Действительно, в течение XX в. научно-технический прогресс (НТП) способствовал увеличению производства зерна в мире почти в 5 раз. Оно достигло 2 млрд т в среднем за год. Если исходить из численности населения планеты на 2000 г. в 6 млрд человек, то на каждого жителя планеты приходилось примерно по 1 кг зерна в день. Казалось бы, с учетом других источников продовольственных ресурсов (рыболовство, охота, животноводство и т.п.) проблемы обеспечения населения продуктами питания в целом не существует.
И, тем не менее, голод превратился во взрывоопасный фактор в международных отношениях. В последние три десятилетия XX в. численность живущих в нищете и голоде увеличилась с 500 млн человек до 941 млн. Текущий мировой кризис существенно увеличит армию нищих и голодных.
Почему возникла такая ситуация? Хлеб, зерно - главный источник мировых запасов продовольствия, является возобновляемым ресурсом, который, может, по крайней мере, поддерживаться на необходимом уровне благодаря солнечной энергии, т.е. за счет использования чисто экологического фактора. Иной вопрос - разумность распределения данного ресурса.
Устойчива ли сельскохозяйственная практика? Эффективна ли она? Земля не является общественным ресурсом во многих странах мира. По идее, это стимулирует вложения в ирригацию и другие средства увеличения урожая, поскольку фермеры могут присваивать увеличивающиеся доходы. Поверхностный взгляд не обнаруживает недостатка в рыночных отношениях. Таким образом, обеспечена социально-экономическая база роста производства. Нет недостатка и в рабочей силе для нормального ведения сельскохозяйственного производства. Примерно треть населения Земли занята в сельскохозяйственном секторе
производства. А это более двух миллиардов людей в трудоспособном возрасте, обладающих необходимым уровнем квалификации и состоянием здоровья. Следовательно, в наличии также и социальный фактор роста сельскохозяйственного производства.
К названным факторам следует добавить высокий уровень использования достижений в области техники и технологии сельскохозяйственного производства. Здесь и замена традиционных сортов кукурузы, пшеницы и риса высокоурожайными сортами, расширение площади орошаемых земель, использование химических удобрений, обмен культурами между Старым и Новым светом.
С давних времен и до настоящего времени человечество обладает тремя основными системами снабжения продовольствием. Это рыболовство, скотоводство и земледелие. Рыболовство и скотоводство достигли предела. При ожидаемом росте населения до 10 млрд человек и сложившейся ситуации в рыболовстве и скотоводстве источником роста запасов продовольствия может быть только земледелие. Разумеется, наряду с увеличением объема ресурсов необходимо оптимальным образом управлять процессом их распределения, а также использования.
Сельскохозяйственные угодья - ограниченный ресурс. В настоящее время возможности расширить мировое производство зерновых путем обработки дополнительных земельных площадей фактически исчерпана. Площадь земель под зерновыми находится на уровне около 700 млн га. В перспективе не ожидается больших изменений этой площади, поскольку ее увеличение и сокращение, по существу, будут компенсировать друг друга.
В расчете на душу населения по всему миру уборочная площадь под зерновыми постоянно сокращается и в настоящее время составляет 0,11 га. Это происходит на фоне роста населения в таких странах, как Индия, Китай, Пакистан, Нигерия, Эфиопия, и некоторых других афро-азиатских странах. К тому же почва заметно теряет продуктивность.
Потеря площадей под зерновыми происходит в силу нескольких причин. К ним можно отнести использование земли под несельскохозяйственные нужды (которое оказывается более доходным), эрозию и другие формы деградации почвы, переход к посевам культур, служащих для производства масел и этанола. За последние 50 лет эти площади увеличились в 5 раз и составляют 75 млн га.
В настоящее время проблема обеспечения продуктами питания населения заключается не столько в количестве площадей, качестве земли и даже не в урожайности, сколько в обеспечении водой для орошения. Исторически недостаток земли формировал структуру зернового производства. В настоящее время дефицит воды также начинает ее формировать.
Во всем мире около 70% воды, отведенной из рек в каналы и откачанной из-под земли, используется для орошения, в то время как 20% идет на промышленные цели и 10% на нужды населения. Соперничество между этими тремя секторами конечного использования воды все более интенсивно. Тысяча тонн воды может быть использована в сельском хозяйстве для получения одной тонны пшеницы стоимостью в 200 долл. В качестве альтернативы эта вода может быть использована в промышленности, чтобы увеличить выпуск продукции стоимостью в 14 тыс. долл., т.е. в 70 раз больше. Если целью является решение социальных проблем и создание дополнительных рабочих мест, то использование воды в промышленности намного более продуктивно, чем использование ее для орошения. С учетом такого факта не удивительно, что сельское хозяйство остается в проигрыше.
Нельзя сказать, что обеспечение населения продуктами питания находится в зависимости исключительно от решения социально-экономических проблем. Оно связано также с экологическими характеристиками того или иного региона и зависит от различия в природных условиях, таких как температура,
осадки, длина светового дня, интенсивность солнечного излучения, естественное плодородие почвы.
Для подъема продуктивности полей с середины XX в. использовались три фактора: селекция, распространение искусственного орошения и применение удобрений. Потенциал увеличения урожайности зерновых, определяемый этими факторам, невелик. Проблемы орошения были рассмотрены выше. Использование удобрений стабилизируется, поскольку сокращается отдача от дополнительного внесения удобрений. Остается расширение использования селекции.
Главный вклад селекционеров состоял в повышении эффективности увеличении фотосинтеза, т.е. в повышении той доли его продукта, которая идет на образование самого зерна. Но и здесь достижения науки позволили «выбрать» почти все возможности. Действительно, первоначально введенная в культуру пшеница превращала в зерно примерно 20% продуктов фотосинтеза. Более урожайные современные сорта пшеницы в настоящее время превращают в зерно свыше 50% продуктов фотосинтеза; оставшийся потенциальный запас этих веществ - с точки зрения повышения урожайности - никак не более еще 12%.
Главный вклад генной инженерии в сельскохозяйственное производство в будущем, вероятно, будет состоять в выведении сортов, устойчивых к болезням и насекомым-вредителям, засухо- и солеустойчивых разновидностей культур. Необходимо также развивать второе поколение высокоурожайных сортов зерновых культур в меняющихся экологических условиях [1, с. 166-190].
С наступлением XXI в., в условиях нарастающего мирового экономического кризиса нарастает волна озабоченности по поводу долгосрочных перспектив продовольственного обеспечения. Эта озабоченность связана с безуспешными попытками вывеси засухоустойчивые и высокоурожайные сорта зерновых, с уменьшением продовольственных запасов (зерна), которое создает беспрецедентную политическую нестабильность, особенно в развивающихся странах. В связи с этим мир сталкивается с двумя главными продовольственными проблемами: увеличение сбора зерновых и оптимальное распределение продовольствия среди населения. Обе эти проблемы присутствуют в странах как с быстрорастущей численностью населения, так и с численностью населения, растущей низкими темпами или убывающей, как это наблюдается в России.
С точки зрения оптимального распределения продовольствия можно сказать, что мир разделен на две части: в одной части мира люди едят слишком много, в другой - слишком мало. Ранее отмечалось, что более 900 миллионов человек в мире не получают достаточного количества белковых продуктов, калорий или того и другого.
Проблема недоедания, возможно, происходит скорее от ненормального распределения продуктов питания, чем от их нехватки. В то время как беднейшие слои общества страдают от недоедания, а беднейшие страны имеют слишком большую долю недоедающих людей, количество людей, имеющих избыточную массу, превышает 700 млн. Если быть последовательным, то смена политической ориентации не решает проблемы (а в некоторых случаях даже усугубляет, как это наблюдается в России). Если проблема заключается не в самих запасах, а в плохом распределении, цель состоит в том, как увеличить покупательную способность бедных, чтобы они могли получать необходимое количество продуктов питания.
Неравномерность распределения продовольственных ресурсов в мире характеризуют следующие данные о ежегодном использовании зерна и потреблении продуктов животноводства на душу населения [1, с. 173]:
Страны Продукты
зерно, кг говядина, кг свинина, кг мясо птицы, кг баранина, кг молоко, в т.ч. в мо-локопродук-тах, кг яйца, шт.
США 900 44 31 47 1 264 284
Италия 400 25 35 19 2 215 215
Китай 300 5 35 10 2 6 289
Индия 200 1 - 1 1 75 30
В России в 2007 г. на человека приходилось более 600 кг зерна в год, а в 2008 г. - около 800 кг. По итогам 2007 г. потребление мяса и мясопродуктов в России составляло 69 кг на человека, что на 18,7% меньше рекомендуемой медицинской нормы (85 кг). При этом молока и молочной продукции потреблялось в среднем меньше рекомендуемой нормы на 20,7%, рыбы - на 46,5, овощей - на 27%. Малообеспеченные слои населения потребляют ощутимо меньше в сравнении с богатыми: мяса - в 2,2; молока - в 1,9; рыбы - в 2,1; фруктов и ягод - в 3,3 раза.
Что могло бы способствовать решению проблемы недоедания в бедных странах? Существует несколько направлений увеличения потребления населения. Одно из них - импорт продуктов питания.
Большинство развивающихся стран не могут платить за импортные товары своей национальной валютой. Они должны использовать валютные доходы от экспорта. Импорт сельскохозяйственной продукции уменьшает валютную базу для импорта техники и других средств, которые могли бы поднять продуктивность сельского хозяйства. Так создается настоящая зависимость развивающихся стран от развитых.
Этот путь особенно плох тогда, когда цены на топливно-энергетические ресурсы растут, и многие страны должны тратить огромную часть экспортных поступлений на импорт энергии, как это наблюдалось с 1998 до 2008 г. В такие периоды в странах с низкими доходами в среднем до 20% от их экспортных поступлений тратится на энергию. Поэтому на импорт не только основных фондов, но и сельскохозяйственной продукции остается небольшая доля средств.
Указанное давление на международную торговлю приводит к заключению о необходимости достижения независимости от импорта продуктов питания, что, в свою очередь, предполагает необходимость укрепления собственного сельскохозяйственного производства. Однако следует помнить, что эффективность продовольственной независимости ограничена законом относительного преимущества: страны должны специализироваться на таком производстве, где они имеют преимущества.
И все-таки почему производство продовольствия отстает от роста спроса в течение многих лет? Ответ таков: здесь отражаются, прежде всего, экологические и политические ограничения, а не физические (сокращение площадей, снижение урожайности, нехватка воды для орошения и т.п.) и биологические (продуктивность фотосинтеза).
Большинство проблем порождается не фермерами или, скажем, затратами на охрану окружающей среды, а правительственными мероприятиями. Правительственные мероприятия нередко полностью разрушают нормальное функционирование ценовой системы путем: выдачи субсидий предприятиям, выпускающим сельскохозяйственное оборудование, удобрения или пестициды; гарантированных цен на продукцию; торговых барьеров, призванных противостоять конкуренции от импорта.
Большинство развивающихся стран оказываются в сильной зависимости от импорта, до конца не разобравшись с ценовыми искажениями и внешними фак-
торами в сельскохозяйственном секторе. Правительства нередко используют многие нежелательные механизмы регулирования, недооценивающие сельское хозяйство и подавляющие инициативу фермеров. В частности, попытки использовать ценовой контроль в целях обеспечить бедным доступность продовольствия в размере потребительских норм вызывали обратные процессы, потому что послужили поводом к снижению производства соответствующих продуктов питания.
Общество в целом должно зарабатывать от стабилизации цен, однако отдельные слои общества имеют различные точки зрения на эту проблему. Фермеры должны радоваться ценовой стабилизации, пока средняя цена высока, в то же время потребители должны радоваться, если средняя цена продолжает быть низкой. В целом же стабилизация цен достигается путем создания запасов (как международных, так и собственных для страны). Тогда решение проблемы обеспечения населения продовольствием сводится к проблеме пополнения запасов и управления ими.
Сельское хозяйство в низкодоходных странах недооценивалось, исходя из того, что нормы отдачи от вложений в развитие сельскохозяйственного производства слишком низки. В результате вложения в сельское хозяйство снижались. Вследствие этого снижалась производительность труда, что вело к новому снижению нормы прибыли. Поэтому бытует мнение, что фермеры скорее съедят продукцию своего хозяйства, чем вывезут на рынок. Из этого предположения делается такое заключение: рост запасов в крестьянских хозяйствах не приведет к росту цены на продукцию. Однако растущий спрос населения должен вызывать повышение цен на растущие запасы.
Итак, мировая программа борьбы с голодом - это серьезная проблема. Однако она не неразрешима и не требует массового уменьшения потребления развитым миром. Даже развивающиеся страны могут увеличить производство продуктов питания при росте населения. Но это будет иметь место только в тех случаях, если развитые страны поделятся технологией и обеспечат развивающимся странам доступ к их рынкам, а последние покажут на деле стремление усвоить политические принципы, реализация которых ведет к увеличению производства.
Основная часть проблемы мирового голода - это бедность. Недостаточно просто производить больше продовольствия, необходимо повышать его качество, препятствием к чему и служит нищета. Это особенно важно в свете быстрорастущей стоимости импорта сельскохозяйственной продукции. Снижение бедности может быть достигнуто путем увеличения доходов небольших ферм. Такая ферма может быть эффективной и имеющей доступ к кредитам, заинтересованной в новых технологиях.
Запасы продовольственных ресурсов - ключевой элемент в программе обеспечения безопасности - существуют, но они еще малоэффективны. Необходимый запас в 20% от потребностей пока не достигнут, хотя возможности в решении этой проблемы имеются.
Достаточное питание представляет собой одну из наиболее сложных задач, перед которой стоит большая часть населения нашей планеты. Учитывая, что перспективы обеспечить приемлемое соотношение между количеством продовольствия и численностью населения остаются достаточно сомнительными, одних только мер по увеличению запасов недостаточно. Возможно, пришло время поставить во главу угла задачу ограничения потребления некоторыми слоями населения.
Вместе с ростом продуктивности сельскохозяйственного производства и административными решениями можно достичь оптимальной структуры в сфере потребления всеми живущими на Земле.
Какова же ситуация с обеспечением продуктами питания в свете мирового кризиса в настоящее время? Индикатором изобилия или дефицита продовольствия является изменение цен на него. Надо заметить, что цены сильно разли-
чаются по странам и регионам. В частности, в странах ЕЭС, да и в России, цены в 2008 г. имели тенденцию к росту, но темпы роста существенно различались. Цены на продукты питания в России в 2008 г. выросли на 17, 7%. Только за декабрь 2008 г. в РФ продукты питания стали дороже на 1%, в то время как в среднем по ЕЭС цены на продовольственные товары выросли только на 0,2%. А на такие продукты, как фрукты, масла и жиры, а также на молочные изделия, сыры и яйца, - цены в странах ЕЭС за декабрь 2008 г. даже снизились.
В рейтинге проблем, которые в глазах россиян являются наиболее важными для страны, первую и вторую строчку в соответствии со сказанным выше занимают инфляция, рост цен на товары и услуги (61%) и безработица (61%). Только третью строчку занимают алкоголизм и наркомания (51%), далее следуют коррупция и бюрократия (41%), уровень жизни населения (32%), преступность и ситуация в сфере здравоохранения (по 31%), ситуация в сфере ЖКХ и ЖКУ (24 %), экономический кризис и положение молодежи (по 23%). Существует ли возможность исправить тенденцию и улучшить социально-эколого-эконо-мическую ситуацию в России и что этому мешает? Многомерность проблемы и неоднозначность взаимосвязи факторов в ее рамках требуют системного подхода к ней и позволяют надеяться на то, что решение будет найдено. Но найти -не значит реализовать. Воплощение выработанной стратегии выходит за пределы социологии, экономики и экологии. Это вопрос политической воли.
Литература
1. Состояние мира. М.: Весь мир, 2000.
ПАПЕНОВ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ - профессор, заведующий кафедрой экономики природопользования экономического факультета, Московский государственный университет, Россия, Москва ([email protected]).
PAPENOV CONSTANTINE VLADIMIROVICH - professor, environmental economics department chairman, Moscow State University, Russia, Moscow.
КРЮКОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ - доцент кафедры экономики природопользования экономического факультета, Московский государственный университет, Россия, Москва ([email protected]).
KRYUKOV MIKHAIL MIKHAYLOVICH - assistant professor of department of environmental economics of Economic Faculty, Moscow State University, Russia, Moscow.