Научная статья на тему 'РОЛЬ СНОВИДЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО'

РОЛЬ СНОВИДЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1038
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОЕВСКИЙ / СНОВИДЕНИЯ / АВТОР / ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РОМАН / РАСКОЛЬНИКОВ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чукарова Татьяна Алексеевна

В статье исследовано творчество Ф. М. Достоевского, с точки зрения сновидения, как литературного приема. Описана актуальность выбранной темы, сформулированы приоритетная цель и задачи роли сновидений в творчестве писателя. Методологической основой работы явились конкретно-исторический, сравнительный и типологический методы. В материале рассматривается издательская деятельность Ф. М. Достоевского в непосредственной связи с художественным приемом сновидения и указывает на то значение, которое придавал писатель этому приему в собственных творениях. Особое внимание уделено роману «Преступление и наказание», в котором система пророческих снов формирует структуру произведения и позволяет говорить о жанре мифологического романа. В завершении статьи подведены итоги и сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DREAMS IN THE WORK OF F. M. DOSTOEVSKY

The article examines the work of F. M. Dostoevsky, in terms of dreams as a literary technique. The urgency of the chosen theme is described, the priority goal and tasks of the role of dreams in the writer's work are formulated. The methodological basis of the work was concrete-historical, comparative and typological methods. The material considers the publishing activity of F.M. Dostoevsky in a direct connection with an artistic method of dreaming and indicates the importance which the writer gave to this method in his own works. Particular attention is paid to the novel "Crime and Punishment", in which the system of prophetic dreams forms the structure of the work and allows us to talk about the genre of mythological novel. At the end of the article the results are summarized and relevant conclusions are made.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СНОВИДЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

УДК-002.304

Чукарова Татьяна Алексеевна

студентка филологического факультета «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»

г. Саранск, Россия chukarovata@mail.ru Научный руководитель: Степин Сергей Николаевич кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики обучения литературе «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»

г. Саранск, Россия stepin.73@mail.ru

РОЛЬ СНОВИДЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Аннотация

В статье исследовано творчество Ф. М. Достоевского, с точки зрения сновидения, как литературного приема. Описана актуальность выбранной темы, сформулированы приоритетная цель и задачи роли сновидений в творчестве писателя. Методологической основой работы явились конкретно-исторический, сравнительный и типологический методы. В материале рассматривается издательская деятельность Ф. М. Достоевского в непосредственной связи с художественным приемом сновидения и указывает на то значение, которое придавал писатель этому приему в собственных творениях. Особое внимание уделено роману «Преступление и наказание», в котором система пророческих снов формирует структуру произведения и позволяет говорить о жанре мифологического романа. В завершении статьи подведены итоги и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова:

Достоевский, сновидения, автор, литература, литературный герой, произведение, психологический анализ, роман, Раскольников, литературное творчество, русские писатели.

Chukarova Tatyana Alexeevna

student of the faculty of Philiology Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev,

Saransk, Russia chukarovata@mail.ru Stepin Sergey Nikolaevich Candidate of Philology, Associte Professor of the Department of Literature

and Methods of Teaching Literature Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev,

Saransk, Russia stepin.73@mail.ru

THE ROLE OF DREAMS IN THE WORK OF F. M. DOSTOEVSKY

Abstract

The article examines the work of F. M. Dostoevsky, in terms of dreams as a literary technique. The

urgency of the chosen theme is described, the priority goal and tasks of the role of dreams in the writer's work are formulated. The methodological basis of the work was concrete-historical, comparative and typological methods. The material considers the publishing activity of F.M. Dostoevsky in a direct connection with an artistic method of dreaming and indicates the importance which the writer gave to this method in his own works. Particular attention is paid to the novel "Crime and Punishment", in which the system of prophetic dreams forms the structure of the work and allows us to talk about the genre of mythological novel. At the end of the article the results are summarized and relevant conclusions are made.

Keywords:

Dostoevsky, dreams, author, literature, literary hero, work, psychological analysis, novel, Raskolnikov, literary work, Russian writers.

Сны в произведениях Достоевского выступают модернизаторами происходящих событий, позволяют придать глубину проекции и оттенить чувства и мысли героев, измерения их мироощущения. Фёдор Михайлович осознавал сновидения как интереснейшее явления человеческой психики, заслуживающего всестороннего рассмотрения.

Писатель применяет целую иерархию снов, несколько ступеней особых психофизических состояний человека: забытье, бред, галлюцинация, сущность и назначение которых точно определено в «Преступлении и наказании» словами Свидригайлова: «Привидения - это, так сказать, клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку их незачем видеть... Ну а чуть заболел... тотчас и начинается сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновение с другим миром больше, так что когда умрет человек, то прямо перейдет в другой мир» [1, с. 231].

Г.К. Щенников анализируя сновидения ключевых произведений Ф. М. Достоевского делает вывод о том, что сны оказывают большое влияние на персонажей и дальнейшую их судьбу, что вступает в некоторое противоречие с их «фантастичностью».

Г.К. Щенников обращает внимание на композиционную особенность сновидений в произведениях писателя: «Достоевский обычно изображает серию снов, объединённых одной темой или мотивом, а иногда воспроизводит повторяющиеся сны», чаще всего образующие «триады». Сны позволяют показать сдвиги в мироощущении, которые человек ещё ясно не познал. Сны и помогают героям Достоевского понять внутренние перемены, происшедшие с ними» [131. Курсив автора. - О. К.].

Убедиться в этом можно при анализе череды сновидений Раскольникова - центрального персонажа произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Первое из триады сновидений - о забитой клячонке, этот сон показывает нам Родиона, как героя, которые не дает отчет своим действием. Сон позволяет понять внутренний мир Раскольникова, понять что мир он делит на два полюса: положительный и отрицательный. В этом сне Родиону представляется его детство, возникает образ покойного отца рядом с мальчиком, Раскольников вспоминает о могиле своего младшего брата, о бабушке, косвенно вспоминает о своей маме, о церкви с зелеными куполами. («... служились панихиды по его бабушке», «подле была и маленькая могилка его меньшого брата», «церковь среди кладбища каменная с зелёным куполом». Т. А. Касаткина предполагает, что образ отца Раскольникова «идентичный» образу Бога в картине мира героя. [см. об этом: Касаткина 1994: 83-84]. При этом всё светлое и родное для Раскольникова как бы сосредоточивается вокруг его семьи и символического образа церкви, будто оказываясь под защитой Божьего покрова.

Отрицательный полюс для героя сосредотачивается вокруг образа кабака: «Там по дороге к кабаку всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто

дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи...».

Таким образом, для Раскольникова мир «поделён» на два пространства: пространство церкви и пространство кабака, положительный и отрицательный полюс. Причём это деление, проецируется на внешнюю жизнь героя в реальности.

Остальные сны приходят к Раскольникову уже после совершения убийства. Первое сновидение, значительно дополнив психологический портрет юноши, эти сны ужасают Роскольникова своей «чудовищной картиной», заставляя его переосмыслить приверженность идее. Но, к сожалению, миг раскаяния не удерживает молодого человека от выбора в пользу своеволия. Обрекая себя на путь преступления, а затем и убивая старуху, Родион ещё «не осознаёт, что он сам является жертвой, что он тоже кляча, взвалившая на себя непосильный груз» [Щенников 1978: 133.]

Последующие - второй и третий сны соединяются друг с другом и образуют одну сюжетную линию. Состояние юноши практически такое же, как и во время первого сна, Раскольников дрожал, как «загнанная лошадь», волновался и хотел забыться

Во втором сне Родиона начинает мучить совесть, и он чувствует себя жертвой тяжелого гнета, загнанным существом. Ключевым образом пространства является лестница: именно здесь, по восприятию Раскольникова, происходит основное действие сновидения.

Как хронотопический элемент лестница в произведениях Ф. М. Достоевского становится сакральной частью «карнавализованного» пространства (М. М. Бахтин). Именно лестница является ключевым - переходным пространством пути, который соответствует переходному состоянию героя. А. Н. Хоц подчеркивает, что «лестница - это и психологически насыщенное пространство героя, образ его нестабильного состояния, пространственный эквивалент двойничества». По наблюдению исследователя, «в нравственно-психологической реальности» Раскольникова упоминание лестницы совпадает с моментами наивысших страданий и потрясений героя.

Отметим, что свидетелями ужасных «побоев и ругательств» становится толпа жильцов: «.Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Слышно было, как во всех этажах, по всей лестнице собиралась толпа, слышались голоса, восклицания, всходили, стучали, хлопали дверями, сбегались."

Возникающая в кульминационные моменты сна толпа - ещё один хронотопический компонент, который объединяет все три сновидения Раскольникова. Но если в первом сновидения толпа у кабака не была массой - из неё выделялось несколько личностей, то уже во втором сне толпа на лестнице -нечто неразделенное, безликое, люди лишь осуждали происходящее. Образ толпы из первого сна Раскольникова тесно связан с личными воспоминаниями героя из его детства, можно предположить, что эти образы собирательны. Во-вторых, посредством убийства старушки Раскольников утрачивает связь с обществом, который постепенно становится для него обезличенным, но от этого не менее осуждающим. Всё потому, что убийство старухи - не только убеждение Раскольниковым себя в том, что он-то не «тварь дрожащая», а «право имеющий», но и поступок, которым он полагает в целом оправдать свою идею деления людей на «обыкновенных» и «необыкновенных».

Таким образом, благодаря объединению нескольких значимых хронотопических деталей сновидение в произведении становится пророчеством для Родиона Романовича. С одной стороны, главного героя терзает совесть, побуждая к раскаянию как единственному успокоению совести. С другой стороны, именно с появлением во снах осуждающей толпы Раскольников осознает причастность к преступлению выделяет его из общей массы людей, и постепенно начинает чувствовать, что, запятнав себя кровью ближнего, он не уйдёт от всеобщего осуждения.

Таким образом, «три сна» героя, «связаны» «общим мотивом - насилия, убийства»; «общей мыслью неоправданности насилия, о том, что, совершая преступление, герой оказывается не

победителем, а жертвой» .

Сновидческая триада дает нам более детально познакомиться с историей главного героя и его внутренним миром, а также помогает прочувствовать эволюцию пути Раскольникова от восхищения аморальной идеей и желания её утверждения до отрицания этой идеи и осознания её ложности.

Список использованной литературы:

1. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М. : Эксмо, 2015. 606 с.

2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. 416 с.

3. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М.: Просвещение, 1984. 240 с.

4. Чудинина В.В. «Творческие сны» Ф.М. Достоевского // Литература и история: Вып. 3 / Отв. ред. Т.К. Батурова. - М, 2002. - С. 128-135.-0,3 п. л.

5. Щенников Г. К. Функции снов в романах Достоевского // Щенников Г. К. Художественное мышление Ф. М. Достоевского. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978. С. 126-144.

Информация о себе: +7(961)099-66-03, chukarovata@mail.ru

©Чукарова Т.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.