Научная статья на тему 'Роль СМИ в освещении борьбы с коррупцией'

Роль СМИ в освещении борьбы с коррупцией Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1985
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MASS MEDIA / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрова Т.И.

В статье автор представляет роль средств массовой информации как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of media in covering the fight against corruption

The role of mass media in illumination of problems of corruption is shown in this article. We also try to present this role as the powerful contribution of the prevention of corruption to our country.

Текст научной работы на тему «Роль СМИ в освещении борьбы с коррупцией»

CO

Ol

z

0) о о сч

о о о

CL

ce

CQ s

H

о о z о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

составляемая по определенной установленной программе и в определённые сроки. Анализ данных сведений позволяет получить представление о масштабе преступности и служит подготовительной почвой для использования метода экстраполяции.

Анализ документов используется при криминологическом прогнозировании для получения информации о криминальной ситуации, способах совершения преступлений, личностей потерпевших и виновных лиц, спорных вопросах квалификации преступлений.

Анализ документов можно представить в виде совокупности методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников вышеуказанной информации.

Контент-анализ средств массовой информации является методом количественного изучения содержания социальной информации, объектом которой может являться содержание газет, публич-

ных выступлений, теле-радио-передач. Сущность контент-анализа средств массовой информации заключается в подсчете того, как представлены в информационном массиве интересующие смысловые единицы.

Указанный метод позволяет включить в исследование широкий круг потребителей средств массовой информации, что делает полученные результаты вполне репрезентативными и позволяет распространять выводы на всю совокупность изученных источников.

Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании изучаемого документа единиц счета, в качестве каковых могут выступать:

- отдельные слова или термины;

- суждения, выраженные в форме фраз, предложений, абзацев, фрагментов текстов, оценки, точки зрения, документа;

- различные виды публикаций (по тематике или времени опубликования).

Литература и примечания

1. Новичков В.Е. Прогнозирование в сфере борьбы с преступностью в современной России: дисс. ... д-ра юр. наук. - М., 2005. С. 74.

2. Криминология: учебник / под ред. В.Д. Малкова. — М., 2006. С. 115.

3. Леванский В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. — М., 1983. С. 21.

4. Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. — М., 1983. С. 191.

5. Леванский В.А. Указ. соч. — С. 21.

6. Ратников А.Р. Вступительная статья к книге Я. Пещака /Я. Пещак. Следственные версии. — М., 1976. С. 10.

7. Ларичев В.Д., Трунцевский Ю.В., Баграев С.П. Методика криминологического исследования налоговой преступности (вопросы совершенствования). — М., 2007. С. 28-29.

8. Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. — М., 1972.

Роль СМИ в освещении борьбы

с коррупцией

Петрова Т. И. *

The role of mass media in illumination ofproblems of corruption is shown in this article. We also try to present this role as the powerful contribution of the prevention of corruption to our country.

В связи с тем, что средствам массовой информации отводится большая роль в формировании общественного мнения, правильное освещение проблем коррупции может стать весомым вкладом в дело предупреждения этого негативного явления в нашей стране. Российские граждане склонны скорее положительно, нежели отрицательно оценивать роль средств массовой информации в жизни страны — это подтверждают многочисленные опросы населения. Сегодня было бы непра-

вильным утверждать, что СМИ никак не освещают всевозможные факты коррупции в РФ. Напротив - эта тема стала настолько популярной, что практически ни один выпуск новостей, не говоря уже о программах специальной направленности, не обходится без репортажей или сообщений о задержании чиновников, о борьбе с этим явлением правоохранительных органов, о принятии антикоррупционных мер Правительством РФ и т.д.

Ведущая программы «Дежурная часть» телеканала «Россия».

Трибуна адъюнкта, аспиранта и соискателя

В данной статье автор предполагает опираться на собственный опыт работы в СМИ — в программе «Вести - Дежурная часть» на телеканале «Россия».

Можно смело утверждать, что после того, как «Дежурная часть» переквалифицировалась из чисто криминальной программы в правовую, основной темой выпусков как ежедневных, так и итоговых программ стали именно коррупционные скандалы. Причем, скандалы не только «высокого» уровня, касающиеся чиновников высшего звена, но и коррупционные истории местного значения. Большую часть эфирного времени в программе занимают репортажи об уголовных делах коррупционной направленности в регионах. Более того: журналисты «Дежурной части» не раз сами становились инициаторами возбуждения подобных уголовных дел.

В программе существует рубрика «По вашему заданию». Ежедневно в редакцию приходят десятки писем от жителей РФ из самых разных районов и областей нашей страны с просьбой помочь разобраться в той или иной ситуации. В основном люди просят оказать им помощь в борьбе с произволом чиновников на местах. Ведь известно, что чем дальше Москва — тем более вольготно и по-хозяйски чувствуют себя органы местного самоуправления. У жителей регионов еще сохранилась вера в то, что визит СМИ, в частности приезд съемочной группы федерального канала, например, программы «Вести — Дежурная часть» - поможет хоть как-то «обуздать» чиновников на местах, устанавливающих в регионах свои, порой противозаконные порядки.

Выезжая в командировки по просьбам жителей той или иной области, журналисты «ДЧ» не раз лично убеждались в произволе местных чиновников. Гражданин, как правило, оказывается фактически в бесправном положении перед местными властями.

Любые инициативы Президента и Правительства РФ, Следственного комитета при прокуратуре РФ, Министерства внутренних дел и других силовых ведомств — в полной мере находят отражение и в главных информационных выпусках телеканала «Россия», и, конечно же, в рамках программы «Вести — Дежурная часть».

Не так давно телеканал широко освещал обсуждения в верхней и нижней палатах Парламента поправок в пакет антикоррупционных проектов, предложенных

Президентом Д. Медведевым. Делается это в рамках антикоррупционного плана, подписанного главой государства еще 31 июля 2008 г. Не будем заострять внимание на том, как обычные ежедневные информационные выпуски программ «Вести», аналитическая программа «Вести-Недели», «Вести в субботу» подробно освещали каждый шаг парламентариев в обсуждении, а также их реакцию на поправки к законопроекту «О противодействии коррупции». Скажем только, что СМИ — не только радио и телевизионные, но и печатные, а также интернет-ресуры подробно и скурпулезно освещали, кто и как из политических деятелей реагировал на ту или иную поправку к законопроекту, какие высказывания произносили лидеры партий разных направленностей. Приводились подробные комментарии и мнения экспертов — политологов, экономистов, журналистов, юристов. Законопроект, еще даже не став законом, уже вызвал в СМИ бурную реакцию. Фактически с начала декабря 2008 г. ни одно издание не обходилось без того или иного комментария на тему антикоррупционных мер, принимаемых Правительством и Президентом РФ, а также Советом федерации.

Хотелось бы отметить, что позиция СМИ в данном вопросе была более чем объективна. Важно то, что ни один из каналов, будь то государственный или частный, ни одна из газет, будь то оппозиционная или опять же подконтрольная государству, не освещала антикоррупционную тему однобоко, или так, как выгодно, предположим, владельцу того или иного издания. Сама тема поправок к президентскому законопроекту «О противодействию коррупции» оказалась настолько интересной и животрепещущей, что журналистам даже не пришлось думать над тем, как правильно подать ту или иную информацию. Вся информация подавалась объективно и от этого она не стала менее интересной! Наоборот, весь спектр мнений, представленный в СМИ: реакция депутатов, законодателей, юристов, - передан журналистами в том виде, в каком он есть, - оказался для широкого круга зрителей, слушателей и читателей не только полезным, но и вызвал широкий отклик; это было заметно, например, по блогам в сети интернет.

Как выяснилось, инициативы Президента и Правительства РФ антикоррупционной направленности оказались очень популярны в народе. В этом немалая за-

п

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

CO

Ol

z

0) о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

слуга СМИ. Еще и потому, что подача информации была объективной. Пресса, не испытывая никакого давления со стороны правящих сил, смогла в полной мере выполнить свою задачу. В частности, продвинуть в массы один из основных пунктов формирующейся сегодня идеологии — борьба с коррупцией, преодоление правового нигилизма.

Коллектив «Дежурной части», в свою очередь, тоже не остался в стороне от освещения общенациональных задач. Однако, учитывая специфику нашей программы, мы подходили к освещению мер борьбы с коррупцией, опираясь на инициативы силовых ведомств.

В частности, «ДЧ» обратила внимание зрителей на следующее: 4 декабря 2008 г. на коллегии следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) глава ведомства Александр Бастрыкин в рамках объявленной в стране кампании по борьбе с коррупцией предложил исключить из перечня лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам, депутатов и выборных лиц местного самоуправления (МСУ).

На коллегии отмечалось, что из-за упрощенной системы проверки кандидатов в депутаты и членов выборных органов местного самоуправления на эти должности попадают лица, ранее судимые за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также члены организованных преступных групп, которые и после избрания остаются активными участниками преступного сообщества. В этой связи господин Бастрыкин заявил о целесообразности исключить эту категорию лиц из главы 52 УПК РФ, в отношении которых действует особый порядок производства по уголовным делам.

Сейчас, чтобы добиться разрешения на привлечение к уголовной ответственности члена Совета федерации или депутата Госдумы, обвинению необходимо направить в Верховный суд представление о даче заключения о наличии в действиях подозреваемых лиц признаков преступлений. А затем согласие на возбуждение дела против депутата или сенатора следствию должны дать Госдума или СФ, на

что те идут крайне редко (соответствующий порядок действует и на региональном уровне).

На коллегии было особо отмечено, что борьба с коррупцией будет иметь успех только при наличии достаточных мер профилактики. В качестве таковых было предложено проработать вопрос о внесении изменений в гл. 15.1 УК РФ («Конфискация имущества») в части расширения перечня имущества лиц, обвиняемых в совершении преступлений коррупционной направленности, подлежащего конфискации. В СКП полагают, что в данный перечень можно было бы включить все имущество коррупционера, а также членов его семьи.

Предложения об отмене депутатского иммунитета в Госдуме и Совете федерации встретили в штыки. Многие депутаты предложение СКП расценили чуть ли не как «посягательство» на Конституцию, а также заявили, что следователям Комитета нужно было бы начать с себя, так как для них тоже предусмотрена особая процедура привлечения к уголовной ответственности.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать следующий вывод. В демократическом обществе эффективная коррупционная деятельность возможна только в условиях равноправного диалога общества, института СМИ, государственной власти и правоохранительных органов. Если общественность остается в стороне, то противодействие коррупции превращается в борьбу власти против власти. Максимального сокращения развития коррупционных процессов можно добиться, используя гласность и прозрачность всех сторон жизни общества.

Коррупция боится гласности. И здесь государству не обойтись без помощи СМИ. Принимая во внимание высокую степень общественной опасности должностных преступлений, следует как можно больше рассказывать о преступниках-коррупционерах, показывать их, а также, возможно, размещать информацию о лицах, осужденных за совершение коррупционных преступлений, на официальных сайтах органов госвласти и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.