Научная статья на тему 'Коррупция в России и перспективы борьбы с ней'

Коррупция в России и перспективы борьбы с ней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
951
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ОРГАН НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / CORRUPTION / INDEX OF CORRUPTION PERCEPTION / CRIME / NATIONAL PLAN / ANTI-CORRUPTION BODY OF NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Номоконов В. А., Гилевская М. А.

В статье рассматривается состояние коррупции в России и его оценка международными и национальными специализированными организациями. Дается перечень необходимых мер по формированию и развитию национальной антикоррупционной политики. Анализируется Национальный план противодействия коррупции и механизмы его реализации: антикоррупционные программы, антикоррупционную пропаганду средств массовой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION IN RUSSIA AND PROSPECTS OF STRUGGLE AGAINST IT

The article views the corruption in Russia and its evaluation by the international and national specialized organizations. It gives the list of necessary measures for formation and development of the national anti-corruption policy. The National plan of corruption counteraction and mechanisms of its realization are analyzed: anti-corruption programs, anti-corruption propaganda by mass media.

Текст научной работы на тему «Коррупция в России и перспективы борьбы с ней»

УДК 343.35

В.А. НОМОКОНОВ,

директор Владивостокского Центра по изучению организованной преступности, вице-президент Российской криминологической ассоциации, доктор юридических наук, профессор

М.А. ГИЛЕВСКАЯ, аспирант

Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток

КОРРУПЦИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

В статье рассматривается состояние коррупции в России и его оценка международными и национальными специализированными организациями. Дается перечень необходимых мер по формированию и развитию национальной антикоррупционной политики. Анализируется Национальный план противодействия коррупции и механизмы его реализации: антикоррупционные программы, антикоррупционная пропаганда СМИ.

1. Коррупционная ситуация. Данные официальной статистики, экспертный оценок, а также исследования указывают на то, что коррупция в нашей стране не только остается одной из серьезнейших и наболевших проблем, но и продолжает обостряться.

Основной показатель уровня коррупции в мире - так называемый Индекс Восприятия Коррупции (ИВК), составляемый независимой международной организацией Трансперенси Интернэшнл. Чем ниже показатель, тем выше предполагаемый уровень коррупции. По данным на 2008 г., произошло значительное падение коррупционных индексов богатейших стран мира, а это - показатель того, что в зону коррупции погружаются даже развитые страны. Известно, что повышение ИВК на 1 пункт приводит к росту притока капитала, равного 0,5% ВВП страны, а также повышению доходов в среднем на 4% [1]. Исходя из того, что ИВК России в 2008 г. составил 2,1, а в 2002 г. этот индекс равнялся 2,7 балла, становится очевидным колоссальный экономический ущерб от коррупции. Сегодняшний Индекс (2,1)

является самым низким показателем России в ИВК за последние восемь лет.

Очень высокий уровень коррупции признан как населением, так и высшим руководством страны. Данные ИВК практически по сути совпадают с опубликованными в сентябре 2008 г. результатами российских исследовательских центров Фонд "Общественное мнение" и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным ВЦИОМ, три четверти россиян считают уровень распространенности коррупции высоким и очень высоким. По данным того же исследования, 43% россиян не отметили какого-либо улучшения ситуации с коррупцией в течение последнего года, а 32% хоть и заметили усилия властей по обузданию коррупции, но не считают их успехи значительными [2]. Согласно же данным ФОМ, более половины предпринимателей в России (56%) платят взятки и 44% жителей страны считают допустимой возможность дачи взятки должностному лицу. Все эти данные свидетельствуют, что ситуация с коррупцией достигла угрожающих масштабов.

Еще один факт. Мировой банк оценивает объем коррупционных услуг в мире в 1 трлн долл. Обратите внимание, что в России, по данным Фонда ИНДЕМ, этот объем равен 316 млрд долл. Таким образом, едва ли не треть мировой коррупции сосредоточена в России. Не случайно поэтому, согласно данным МВД РФ, в некоторых регионах России в коррупционные отношения вовлечены две трети предпринимателей, а организованные преступные группы тратят на подкуп более половины всех своих преступных доходов. По подсчетам парламентской комиссии, ущерб экономике (от коррупции) достигает 40 млрд рублей в год, а по заключениям некоторых экспертов, до $20 млрд в год [3; 4; 5].

На Дальнем Востоке коррупционная ситуация еще острее, чем в целом по стране. Это связано со значительно большей криминализацией экономики и социальной сферы, приграничным положением. Дальний Восток России - один из самых пораженных коррупцией регионов. К примеру, внешнеэкономическая деятельность, с ее контрабандой и коррупционным прикрытием, будет существовать всегда, так как это - "злачное место".

2. Меры борьбы и их эффективность. Бесспорно, за последнее время, казалось бы, наметились перемены к лучшему. Об этом свидетельствуют и известный майский Указ Президента РФ, который регламентировал создание Совета по противодействию коррупции и межведомственной рабочей группы [6], и утверждение в июле этого (2008) года Национального плана противодействия коррупции в РФ и Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 гг. Кроме того, в Государственной Думе первое чтение прошел пакет антикоррупционных законопроектов, в том числе законопроект "О противодействии коррупции".

В ряде субъектов РФ приняты программы по борьбе с коррупцией (например в Мурманской области). Имеется положительный опыт противодействия коррупции, наработанный в Республике Татарстан, Республике Хакасия, в Томской и Самарской областях (есть, правда, и опыт имитации: в Сахалинской области принят "антикоррупционный" закон объемом... в 3 стра-

ницы). Принимаются и реализуются ведомственные антикорруцпионные программы.

В первом полугодии 2008 г. в стране выявлено более 28 тыс. преступлений данного вида, что почти на 9% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Одновременно в большинстве субъектов Российской Федерации заметно нарастает активность правоохранительных органов в работе по выявлению фактов взяточничества. Так, за 2007 г. их зарегистрировано на 5% больше, чем в 2006 г. Сохраняется данная тенденция и в текущем году.

Но, по признанию самих руководителей правоохранительных органов, принимаемые меры еще неэффективны в данной криминальной обстановке. Здесь еще множество проблем.

Так, скрытые преступления коррупционной направленности (в том числе совершаемые должностными лицами законодательной и судебной власти) практически не выявляются. Названные преступления выявляются не столько в результате оперативных разработок, сколько по конкретным заявлениям или материалам контролирующих органов [7].

Имеются случаи (в том числе на Дальнем Востоке: Якутии, Хабаровском крае, Магаданской и Сахалинской областях) установления органами власти и муниципалитетами административных барьеров для предпринимательства, не предусмотренных законодательством сборов и обязанностей для субъектов хозяйствующей деятельности. В ряде случаев органы местного самоуправления облагают предпринимателей прямыми поборами в свою пользу, открывают различные внебюджетные счета, которые формируются за счет спонсоров и благотворительной помощи населения.

По городам и весям страны немалое распространение получило так называемое "крышева-ние" наркобизнеса, хищений автотранспорта, сексуальной эксплуатации женщин и т.д.

На Дальнем Востоке, по данным Генеральной прокуратуры, в первом полугодии текущего (2008) года было зарегистрировано более полутора тысяч преступлений коррупционной направленности, возбуждено 730 уголовных дел, в том числе выявлено 300 фактов взяточ-

ничества, 153 коррупционера осуждены. Наибольшее число таких преступлений выявлено в Якутии, Приморском и Хабаровском краях. Сниженная активность в этом направлении отмечена в Камчатском крае и Сахалинской области. В Сахалинской области за полгода (2008 г.) возбуждено около сотни уголовных дел коррупционной направленности, из них две трети -по результатам оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и ФСБ.

По-прежнему в округе практически не выявляются крупные коррупционеры. Основной контингент - врачи, педагоги, судебные приставы.

Пока еще не уделяется должного внимания выявлению преступлений, связанных с незаконным участием в предпринимательской деятельности должностных лиц, легализацией ими незаконно полученных доходов.

Не отслеживается формирование и движение бюджетов различных уровней, использование беспроцентных и целевых кредитов. Слабо, на взгляд авторов, пресекается практика так называемых "откатов". Между тем, по некоторым оценкам, по стране расхищается примерно 40% бюджетных средств. Специалисты рассчитали и величины откатов фирм, выигравших тендеры: на ремонте ЖКХ - от 35 до 50%; на ремонте дорог - 50%; на строительстве дорог -35%; на капитальном строительстве - 40%; на закупках продовольствия и лекарств - 20%; на организации общественных мероприятий и благоустройства территорий - 50% [8].

3. Меры борьбы - что делать? Проект закона РФ "О противодействии коррупции" 7 ноября 2008 г. в первом чтении был принят депутатами [9]. Он определяет принципы противодействия коррупции, в нем содержится определение коррупции и коррупционного правонарушения, прописан порядок уголовного преследования за него и т.п. Но возникает вопрос: где широкое обсуждение этого законопроекта? Законодатели боялись не успеть к рождественским каникулам?

Национальный план противодействия коррупции делает акцент на профилактике коррупции, повышении правовой культуры граждан.

План предполагает принятие значительных поправок к действующему законодательству. Будет ли принятие новых законов способствовать повышению эффективности в борьбе с коррупцией, - вопрос риторический. Ведь проблема в России даже не в качестве законов, а в их исполнении. Само по себе существование такого Плана не сможет снизить уровень коррупции в стране, если перечисленные в нем задачи и мероприятия так и останутся на бумаге, если реализацией антикоррупционных мероприятий будут заниматься только чиновники и властные институты, а общество в очередной раз будет лишь со стороны наблюдать за происходящим. И совсем негативно на реализации мер по снижению уровня коррупции в России скажется ситуация, когда все сведется к отлову отдельных коррупционеров на низовом уровне и мерам просветительского характера.

По данным исследования, проведенного ВЦИОМ, треть россиян (30%) ничего не знают о Национальном плане Д. Медведева, но 46% склонны полагать, что польза какая-то будет, 17% вообще не верят в перспективу реализации этого плана, 18% считают, что коррупция в нашей стране неискоренима [10]. Интересно, что свыше 30% населения приветствует ужесточение наказания за коррупцию вплоть до смертной казни и даже ее публичной демонстрации, поскольку верят в эффективность этой меры.

В Национальном плане по противодействию коррупции многим вопросам нашлось место, даже вопросу о принятии мер, направленных на оптимизацию количества диссертационных советов. Однако положение о формировании специального органа по борьбе с коррупцией на повестке дня, по всей видимости, не стоит. Очевидно, руководство страны полагает, что можно вполне ограничиться формальной реализацией ст. 36 Конвенции ООН против коррупции, рекомендующей создание в государствах-участниках национального антикоррупционного органа.

Между тем, потребность в действительно специализированном антикоррупционном органе в современной России все-таки есть. В современной литературе [11] в качестве од-

ного из ключевых решений для борьбы с коррупцией и теневой экономикой предлагается создание спецслужбы, уполномоченной в сфере противодействия коррупции с прямым подчинением Президенту, а также федерального органа исполнительной власти по управлению госслужбой с функциями спецслужбы по борьбе с коррупцией.

В действительности прокуратура, как представляется, вряд ли может претендовать на роль общегосударственного универсального органа в решении проблемы коррупции. Мы уже не говорим о весьма скромных результатах проведения соответствующих мероприятий.

Антикоррупционную активность сегодня проявляют и нарождающиеся структуры гражданского общества. Эту активность нужно поддерживать. Так, помимо ряда антикоррупционных организаций научно-исследовательского характера, больше двух лет в России функционирует интересный Интернет-проект - общественный сайт "Взяткам.пе^', цель которого -борьба с коррупцией путем предания огласке фактов коррупции, непосредственно затронувших заявителей [12]. Представляется, что возможности правоохранительных органов могут быть существенно расширены при проявлении должной заинтересованности в информации, предоставляемой данным сайтом и иными организациями, работающими в этой сфере. Важно, что на этом сайте становится доступной информация о самом взяточнике, именно это может явиться поводом для соответствующих органов, занимающихся борьбой с коррупцией, приглядеться к деятельности конкретно указанных лиц.

В упомянутом Плане справедливо отмечено, что меры по противодействию коррупции должны касаться основных причин коррупции и быть нацелены на их искоренение. Уровень коррупции будет реально уменьшаться тогда, когда будут устраняться эти причины. А они ведь заключаются не только в корыстолюбии начальства и недостатках законов, как многие считают.

Возьмем, например, политическую сферу. У нас ведь еще не преодолена закрытость, непрозрачность, "забюрократизированность" чи-

новничьих структур. Мы видим проникновение во власть недостойных людей, в том числе связанных с криминалом. В эпоху Ельцина было беспокойство по поводу того, что, как постоянно писали журналисты, "криминал идет во власть". Сейчас, отмечает бывший советник Ельцина Г. Сатаров, ситуация изменилась (правда, журналисты пишут об этом робко и редко): власть стала криминальной [13].

В экономической сфере те же симптомы: уровень теневой экономики нисколько не снизился - сырье по-прежнему гонится за границу в огромных масштабах, передел собственности только набирает новые обороты, заказные убийства трансформируются в "убийства" экономические (рейдерские захваты, силовые поглощения и т.п.). Провальность проектов перехода к рыночной экономике порождается, по мнению Г. Сатарова, тем, что социальная среда, в которую имплантируют новый институт, отторгает его, переваривает, искажает и приспосабливает под свои нужды. Так, обычно в рыночной экономике институт банкротств используется для санации неэффективных собственников. В России с помощью банкротств захватывают фирмы эффективных собственников [13].

В социальной сфере - невообразимое расслоение: Россия занимает второе место в мире по числу миллиардеров, в то время как 70% населения пребывает в бедности (в настоящее время в стране официально насчитывается 131 тыс. долларовых миллионеров и 110 миллиардеров. Но это только те, доходы которых "прозрачны"). Очень важно также видеть, что коррупция в стране подпитывается не только и не столько рядовыми гражданами, сколько высокоорганизованными преступными формированиями, нередко с участием высокопоставленных лиц.

Возьмем духовную сферу. Здесь не лучше -культ денег как главного эквивалента счастья у нас доминирует. Сограждане готовы продаваться, вопрос только в цене. Согласны решать за деньги любые проблемы. Готовы отвертеться от уголовного или административного преследования с помощью взятки. Помимо прочего, и правовому просвещению в последние десятилетия не уделялось должного внимания.

Иначе говоря, если копнуть глубже, то даже самые замечательные планы и законы сами по себе ничего обществу не гарантируют. Поэтому план, утвержденный Президентом, - это лишь ориентир. Для противодействия коррупции нужна выстроенная мощная система, которая могла бы воздействовать на все сферы общества. Для ее формирования нужна государственная концепция противодействия преступности, в том числе организованной, и коррупции. У нас же есть концепция национальной безопасности, концепция по борьбе с наркотиками. По коррупции же мощной концептуальной программы нет.

Более того, направляя всех на борьбу с коррупцией, Президент в то же время росчерком пера ликвидирует (сентябрьским Указом) основное милицейское антикоррупционное звено -УБОПы, что не может не вызвать недоумения.

В борьбе с коррупцией важна роль кадров. Задача повышения качества их подготовки нашла отражение и в Национальном плане. Полагаем целесообразным, в этой связи, помимо прочего, сохранение криминологии (содержащей, в частности, значительный раздел о коррупционной преступности) как основной учебной дисциплины в Государственном образовательном стандарте 3-го поколения. Нам известны проекты Минобразования по изгнанию этой дисциплины. Этого допустить ни в коем случае нельзя!

Представляется важным разработка и включение в рабочие учебные программы специализированных учебных курсов по проблемам борьбы с коррупцией. Такой спецкурс в течение последних пяти лет читается в Дальневосточном государственном университете и достаточно востребован студентами.

4. О роли СМИ. СМИ, как известно, являются своеобразным зеркалом общества и поэтому пенять на них не стоит. Во времена всеобщей продажности не удивителен сегодняшний мутный поток заказных материалов. И в то же время большая или меньшая активность ТВ, радио, газет, содержательность, профессионализм и наступательность, четкие нравственные и правовые позиции их материалов и программ

в немалой мере зависят от позиций также органов власти и управления, правоохранительных органов, ученых и общественности.

Хотелось бы видеть в газетах и передачах больше аналитических, острых материалов, меньше показухи, меньше погони за "жареными" фактами и дешевой сенсационностью. Хотелось бы видеть и реакцию соответствующих инстанций на всяческую "заказуху". Хотелось бы, чтобы руководители всех уровней почаще отчитывались прилюдно, как обстоят дела во вверенных ведомствах и территориях (как это делают высшие руководители страны). Почаще и ученым-специалистам нужно выступать перед гражданами, делиться результатами изучения коррупции и мер борьбы с нею в регионе. Нужно больше говорить правды людям, даже если она горькая, а не только то, что нравится начальству. Очень важны журналистские расследования, привлекающие внимание населения и правоохранительных органов, и помогающие раскрытию и пресечению преступлений.

По отношению к СМИ необходимо "встречное движение". В этом плане Владивостокский Центр по изучению организованной преступности накопил большой опыт. Он уже больше 10 лет регулярно "мониторит" СМИ по темам организованной преступности и коррупции, результаты ежемесячно и ежегодно размещаются на сайте. Обобщенные обзоры прессы публикуются в книгах ("Дальний Восток: хроника организованной преступности". Владивосток, 2004, 2006, 2008). На сайте для всех пользователей размещается разнообразная информация антикоррупционного характера. Большую популярность приобрел также Интернет-форум Центра. Материалы форума регулярно публикуют и газеты.

Ведомственная разобщенность не только порождает взаимное недоверие, но и мешает борьбе с коррупцией. Нужна совместная активная работа, системное наступательное воздействие на коррупцию как нашего общего злейшего врага.

Список литературы

1. Пресс-релиз Транспаренси Интернэшнл. ИВК 2008 / Транспаренси Интернэшнл-Р. - URL: http:// www.transparency.org.ru

2. ВЦИОМ. Причины коррупции и как с ними бороться? // Пресс-выпуск № 1048. - 17.09.2008 / ВЦИОМ. -URL: http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/ single/10707.html

3. Коррупцию в России будут "лечить" нетерпимостью. - URL: http://www.point.ru/daily/2008/09/24/17818

4. Латынина Ю. Уклад жизни в карман // Новая газета. - 2005. - 7 ноября.

5. Ильичев Г. За четыре года коррупция в России выросла почти в десять раз // Известия. - 2005. - 21 июля.

6. Дмитрий Медведев приступил к реформированию судебной системы и борьбе с коррупцией. 20 мая 2008. -URL: http://www.kommentarii.ru/theme/596

7. Дудин Н.П. Анализ практики противодействия коррупции: итоги и основные выводы // Прокуратура и ин-

ституты гражданского общества в противодействии коррупции: мат-лы науч.-практ. конф. - СПб., 2008. - С. 4-6.

8. Звягин A.A. Факторы роста коррупции и теневой экономики, взаимосвязь коррупции и теневой экономики // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: мат-лы Всерос. науч. конф. (Москва, 6 июня 2007 г.). - М.: Научный эксперт, 2007. -С. 236-237.

9. Шкель Т. Взятки не гладки? Депутаты уточняют антикоррупционный план // Российская газета. Центральный выпуск. - 2008. - № 4788. - 10 ноября.

10. Борьба с коррупцией: проблема не в законах, а в их исполнении? // Пресс-выпуск ВЦИОМ. - 2008. - №9 1081. -30 октября.

11. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / С.С. Сулакшин, С.В. Максимов, И.Р. Ахметзянова и др. В 2-х т. Т. 1. - М.: Научный эксперт, 2008. - С. 9.

12. URL: http://www.vzjatkam.net/article/651.html

13. Сатаров Г. Коррупция - 10. С пониманием... -URL: http://www.ej .ru/?a=note&id=8429

В редакцию материал поступил 17.12.08.

Ключевые слова: коррупция, индекс восприятия коррупции, преступление, Национальный план, антикоррупционный орган национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.