Библиографический список
1. Федотова В.Г. Модернизация и глобализация // Мегатренды мирового развития. М., 2001.
2. Лапкин В.В. Модернизация, глобализация, идентичность. Общие проблемы и российские особенности // Полис. 2008. № 3.
3. Семененко И.С. Дилеммы утверждения национальной идентичности в глобальном мире // Дестабилизация мирового порядка и политические риски развития России. М., 2010.
4. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология в поисках новых методологических ориента-ций: значат ли что-то идеи для объяснения политики? // Полис. 2009. №9 1.
5. ГоршковМ.К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // Социс. 2010. № 12.
6. ДробижеваЛ.М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде // Социс. 2010. № 12.
7. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социс. 2001. № 2.
8. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.
9. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М., 1999.
10. Кирдина С.Г. Интеллектуальный шанс России // Социс. 2011. № 1.
E.A. Markov
Mass Media Role in the Conflict between the President and the Supreme Council of Russia (1993)
The role of the mass media in the development of the conflict between the president and the Supreme Council of Russia in 1993 is studied. The features of the information support of the conflict are revealed.
Key words and word-combinations: constitutional crisis, the conflict, mass media, market reforms, democratic processes.
Исследуется роль средств массовой информации в развитии конфликта Президента и Верховного Совета России в 1993 г. Показаны особенности информационного сопровождения конфликта.
Ключевые слова и словосочетания: конституционный кризис, конфликт, средства массовой информации, рыночные реформы, демократические процессы.
УДК 323.21:070.111993| ББК 66.3(0),133:76.01«1993»
Е.А. Марков
РОЛЬ СМИ В КОНФЛИКТЕ ПРЕЗИДЕНТА И ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИИ (1993 ГОД)
^События октября 1993 г. существенно изменили расстановку политических сил в России. До этого момента в стране действовали два центра политической власти, представленные с одной стороны Президентом, а с другой - Верховным Советом. После октябрьских событий исполнительная власть, силовыми методами преодолев противостояние с неподконтрольным Верховным Советом РФ, начала формировать моноцентрич-ную систему политического управления.
76 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Противостояние двух ветвей власти, закончившееся расстрелом здания Верховного Совета, имело под собой как политические, так и экономические основания.
Политическая причина столь тяжелого по своим последствиям кризиса состояла в том, что, по мнению сторонников Президента России Бориса Ельцина, действовавшая на тот момент и весьма противоречивая в своем содержании российская Конституция стала тормозом в проведении реформ. Работа над новой редакцией Основного Закона велась слишком медленно и неэффективно.
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете. Уже 22 июня на I Съезде народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия, в которую вошли представители всех субъектов Российской Федерации. Ее работу возглавил Б.Н. Ельцин, занимавший в то время пост Председателя Верховного Совета страны.
Первый конституционный проект был подготовлен всего за четыре месяца. Он предусматривал парламентскую форму правления и низведение статуса Президента до положения номинального главы государства [1]. Верховный Совет России одобрил представленный проект. Но 12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин был избран Президентом России, и, естественно, закрепленные в конституционном проекте подходы в организации государственной власти перестали его устраивать.
В мае 1993 г. был обнародован очередной проект Конституции, одобренный Верховным Советом. Его авторы вновь обозначили в документе ведущую роль парламента в системе высших органов государственной власти. Наиболее показательным было то, что глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте - этим подчеркивались конституционные приоритеты.
Новый проект Основного Закона существенно исправлял многие положения действовавшей на тот момент старой Конституции. Однако он не был лишен важнейших системных противоречий. В частности, явно в нарушение заявляемого принципа разделения властей Верховный Совет наделялся обширными «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчиненное Президенту Правительство также обязано было ежегодно представлять отчет Верховному Совету. Эти и ряд других положений существенно ущемляли права Президента и исполнительной власти, закладывая своеобразную «мину» под отношения исполнительной и законодательной властей.
В целом процесс разработки проекта Конституции РФ растянулся на долгих три года. Конституционная реформа, в которой остро нуждалась суверенная Россия, зашла в тупик.
Экономической основой рассматриваемого противостояния стали радикальные рыночные («либеральные») реформы, санкционированные Президентом Ельциным и проводимые под руководством Е. Гайдара. Теоретические расчеты идеологов российской «шоковой терапии» натолкнулись на значительные трудности. В обществе усиливалось разочарование, росло социальное напряжение.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 77
Рыночные методы хозяйствования, ставшие основой экономических преобразований, только ухудшили материальное благосостояние граждан, что и послужило причиной появления у населения страны недовольства деятельностью Ельцина и его команды. Так, газета «Труд» обнародовала данные Госкомстата России, в соответствии с которыми более 15 миллионов человек в первом квартале 1993 г. находились не просто за порогом бедности, а очень далеко за этой чертой. Их среднедушевой доход был меньше минимально допустимого прожиточного уровня не на 10% или 20%, а вдвое больше. «...Даже и неэкономисту ясно, - пишет газета, - что эти 15 миллионов ведут полуголодную жизнь, не покупают вещей, ездят «зайцем» на городском транспорте. Так существует сегодня каждый десятый россиянин. Еще около 40 миллионов человек тоже живут за порогом бедности, но их среднедушевой доход чуть повыше - он колеблется от половины прожиточного минимума до самого этого минимума. В общей сложности более трети населения оказались за чертой бедности» [2].
Недовольные проводимым экономическим курсом стали объединяться вокруг Верховного Совета, ведь именно его депутаты знали о настроениях народа и представляли интересы своих избирателей в этом органе власти. Последующая эскалация противостояния двух ветвей власти привела к трагическим событиям 3-4 октября, жертвами которых стали, по официальным данным, около 150, а по неофициальным сведениям - до 1300 человек [3].
Средства массовой информации активно и достаточно разнообразно отражали развитие конфликта ветвей российской власти. Отметим, что работать в условиях противостояния важнейших властных институтов им было непросто. Особенно это на себе испытали средства массовой информации, учредителями которых являлись те или иные органы власти. Зачастую проистекавшие события отражались в соответствии с политическими пристрастиями руководителей масс-медиа. От объективности и полноты редакционных материалов, а также оценок, помещенных в комментариях, во многом зависело формирование симпатий или антипатий населения к представителям двух противоборствующих сторон, а также общее отношение граждан к совершавшимся событиям.
Газета «Коммерсантъ^аПу» старалась выдержать объективный и беспристрастный тон, строго, лаконично и по-деловому освещая происходящее, избегая оценок и комментариев [4].
«Коммерсантъ-РаМу», 22 сентября 1993 г.:
Президент России наконец совершил то, чего довольно давно ждали и его сторонники, и его противники. В соответствии с подписанным им вчера указом об изменениях и дополнениях в действующую Конституцию прекращается осуществление всех функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. Выборы в новый парламент - Федеральное Собрание - назначены на 11-12 декабря этого года...
«Коммерсантъ-РаМу», 28 сентября 1993 г.:
Надежды Ельцина на мирное расползание обессилевших от темноты и информационного удушья депутатов пока не оправдались. Эйфория легкой победы (Кремль опасался гораздо большего народного и зарубежного негодования), скорее всего, пройдет очень скоро. При всей фарсовости происходящего в Белом доме и около него - марширующих ополченцах и свечках на «боевых постах» - за прошедшую неделю сформировалась достаточно мощная группа людей, которые просто так здание не оставят.
78 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
«Коммерсантъ-РаНу», 5 октября 1993 г.:
...Без пяти семь в понедельник кто-то меня разбудил - я спала в буфете на шестом этаже на составленных стульях. Стала слышна автоматная стрельба. Я выглянула: у здания стояли БТР и стреляли: по баррикадам, машинам, брезентовым палаткам, где еще накануне ночевали защитники парламента. Были видны люди, лежащие на площади: то ли раненые, то ли убитые. Одного из них за руки протащили к Белому дому, и на площади за ним осталась кровавая полоса. К остальным подойти не удавалось, они лежали, а над их головами били трассерами.
Позиция газеты формально такова, что мнения и оценки должны формировать сами читатели. Но в контексте все же читается неодобрение действий Президента и силовых структур. Издание могло себе это позволить, потому что владельцем контрольного пакета акций и председателем правления ЗАО «КоммерсантЪ» на тот момент был Владимир Яковлев, основавший эту газету и сам являвшийся главным редактором до 1992 г. Органы власти не имели возможности как-либо влиять на редакционную политику данного издания.
Газета «Советская Россия», в отличие от «Коммерсантъ^аНу», занимала резко выраженную политическую позицию [4]. Она не просто симпатизировала противникам Президента, а стала рупором, через который они выражали свое недовольство, доносили до населения оппозиционное Президенту мнение. Материалы авторов этого издания пропитаны эмоциями и устаревшей риторикой.
«Советская Россия», 28 сентября 1993 г.:
Ночь с 26 на 27 сентября 1993 года, без всякого сомнения, войдет в историю нашей Родины прекрасной, вдохновляющей страницей. Всего несколько тысяч человек, собравшихся в Доме Верховного Совета и вокруг него, показали образец стойкости и самоотверженности в борьбе против тоталитаризма, за свободу, честь и достоинство нации. Семь суток патриоты, среди которых немало женщин, стариков, юношей и девушек, не покидали этого места, куда привели их совесть и гражданский долг...
Занимавший пропрезидентские позиции «Московский комсомолец», наоборот, поддерживал и одобрял силовую акцию по расстрелу здания Верховного Совета и разгону парламента [4]. В своих материалах его авторы по отношению к противникам использовали уничижительные и оскорбительные выражения, тем самым показывая, что газете нечего и некого бояться, потому что на ее стороне - сила и власть.
«Московский комсомолец», 23 сентября 1993 г.:
Первый день работы Александра Владимировича в новой должности прошел чрезвычайно насыщенно. Ровно в полночь, как и должно всякой нечисти, генерал Руцкой приступил к исполнению обязанностей главы государства и принес клятву на Конституции. Принес он ее совершенно бездарно: в столь ответственный момент надо держать ладонь на Конституции, а не размахивать Основным Законом, как проездным билетом в автобусе. Первый указ был готов уже через двадцать минут. Затем начались беседы с народом. По сообщению пресс-секретаря самозванца А. Федорова, телефоны разрывались всю ночь, дабы выразить новоявленному спасителю отечества свою искреннюю поддержку.
Небольшая и документально четкая заметка, помещенная в газете «Известия», лучше всего показывает отношение представителей победившей стороны к тем идеалам, что характерны для старшего поколения [4].
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
«Известия», 7 октября 1993 г.:
С 16 часов 6 октября к Мавзолею вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина не выставляется почетный караул военнослужащих Президентского полка. Приказ о ликвидации поста № 1 без двадцати минут четыре отдал начальник Главного управления охраны РФ, комендант Кремля Михаил Барсуков.
Анализируя материалы ведущих печатных СМИ, посвященные событиям октября 1993 г., можно сделать вывод, что наиболее свободной в своих действиях была газета «Коммерсантъ». Следуя традиции западноевропейских масс-медиа, она старалась отделять факты от мнений, формируя у своей аудитории объективное представление о происходящем [5]. К слову сказать, именно «Коммерсантъ» проинформировал своих читателей о том, что в стране вновь введена цензура, поскольку отдельные передачи не выпускают в эфир на центральных телеканалах, а издания выходят с пустыми местами на полосах вместо снятых в последний момент материалов [4].
«Коммерсантъ-РаМу», 29 сентября 1993 г.:
Более всего пострадала в последние дни свобода слова на телевидении, особенно на каналах телекомпании «Останкино». <...> По словам выступившего на пресс-конференции члена совета директоров телекомпании «Останкино» Анатолия Малкина, председатель компании Вячеслав Брагин заявил ему, что «нам вся правда сейчас не нужна, а когда будет нужна, я скажу»...
«Коммерсантъ-йаНу», 6 октября 1993 г.:
Вчера утром «Независимая газета» и «Сегодня» попали к читателям с белыми пятнами на месте снятых цензурой материалов. Как стало известно впоследствии, сотрудники Мининформпечати изъяли из «Сегодня» материал Сергея Пархоменко, в котором он критически оценивал события в Кремле в ночь на понедельник - в частности, долгие переговоры с армейскими начальниками, никак не решавшимися войти в город, несмотря на прямые приказы. В «Независимой газете» были сняты два материала -мнение председателя Кемеровского областного Совета Амана Тулеева о московских событиях, а также статья об одном из экологически вредных производств Москвы.
Российским средствам массовой информации было сложно, если не сказать -невозможно, выполнить задачу беспристрастного информирования граждан. В дни октябрьских событий власть вновь прибегла к старым, но эффективным средствам, позволявшим контролировать деятельность редакций - цензуре и запретам.
По мере нарастания и разрешения политического конфликта исполнительная власть взяла СМИ, учредителями которых был Верховный Совет РФ, под свой контроль. Еще 23 сентября 1993 г. премьер-министр РФ подписал постановление о передаче в ведение Правительства изданий, учредителем которых являлся Верховный Совет России, таких, как «Российская газета«, «Юридическая газета России», журнал «Народный депутат», теле- и радиопрограммы «РТВ-Парламент», а также издательство «Известия Советов народных депутатов Российской Федерации» [6]. Издание «Российской газеты» - печатного органа ВС РФ - было приостановлено [7].
Несколько газет («Советская Россия«, «Правда«, «День«, «Гласность»), которые высказывались в поддержку действий парламента и после силового разрешения конфликта, были запрещены. Однако через некоторое время, после
80 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
принятия новой Конституции и выборов в Думу, они вновь получили возможность возобновить свою деятельность.
Если говорить о телевидении, то сразу после начала конфликта на Российском ТВ была закрыта телепрограмма ВС РФ «Парламентский час», а на канале ГТРК «Останкино» - еженедельная авторская программа В. Политковского «Политбюро», ток-шоу А. Любимова «Красный квадрат», «Времечко», в которых высказывались критические замечания в адрес Б. Ельцина. Только одна телевизионная передача - «600 секунд«, выходившая на Санкт-Петербургском ТВ, осмеливалась освещать деятельность сторонников Верховного Совета РФ, но и она после штурма Белого Дома была немедленно закрыта.
Как заявлял член Президентского совета А. Мигранян, Президент не знал о введении цензуры и никаких цензурных инициатив от него не исходило. В противовес этому утверждению бывший пресс-секретарь Ельцина П. Вощанов сказал, что хорошо знает многих людей из президентской команды и поэтому берет на себя смелость утверждать: «Этому режиму не нужна свободная пресса» [5]. Показательными в этом смысле являются слова популярного тележурналиста Александра Любимова, сказанные им во время происходивших событий: «Я должен информировать людей о том, что происходит в обществе. Сегодня я сделать этого не могу, как многие газеты и телекомпании, вынужденные платить дань чиновникам президента за то, что государство дает средства на выживание. Такова экономическая ситуация» [8].
Руководители оппозиционного парламента в октябрьские дни безуспешно пытались получить доступ к телевизионному эфиру, хорошо понимая, что ТВ -это единственный и, пожалуй, самый эффективный способ информирования граждан страны о происходящем и озвучивания своей точки зрения о причинах конфликта. Именно этот пункт требований руководителей оппозиции стал камнем преткновения в переговорах о снятии напряженности в противоборстве двух сторон. На выполнение такого требования никак не хотел и не мог пойти Б. Ельцин. Президент хорошо понимал, что если руководители оппозиции получат доступ к «прямому эфиру», то события могут развиваться совершенно по иному сценарию, нежели тому, какой был заготовлен у его команды.
Российское общество должно научиться извлекать уроки из ошибок прошлого. Если бы средства массовой информации были самостоятельным и полноценным политическим институтом, то противостояние двух ветвей власти в октябре 1993 г. можно было перевести в не-силовой формат. Масс-медиа в подобной ситуации должны выступать организаторами дискуссии. Но в нашем случае некоторые из них встали на сторону того или иного участника конфликта, не разрешая его, а, напротив, усугубляя.
События октября 1993 г. нанесли глубокую рану молодому, эволюционно развивавшемуся российскому гражданскому обществу. Они предопределили и деятельность российских СМИ в будущем. Интересы новой политической элиты страны совпали с интересами мечтавшей о новых возможностях элиты медийной. Поддержавшие правящую элиту представители масс-медиа очень скоро попали в политическую, а потом и в экономическую зависимость, что нашло свое подтверждение в дальнейших событиях.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 81
Библиографический список
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юрид. вузов и фак. М., 1999.
2. Черняк А. Страсти вокруг власти и новой Конституции (О чем писали газеты в первой половине мая 1993 г.). URL: http://www.rau.su/observer/N15_93/15_03.htm
3. URL: http://vaziani.livejournal.com/8469.htm
4. URL: http://www.garweb.rU/conf/ks/20031126/smi/msg.asp@id_msg315029. htm
5. Балашов А. Журналисты о цензуре: В России появились запретные темы // Коммерсантъ. 1993. 29 сент., № 186 (409).
6. Уланский Я. Правительство выступило правопреемником парламента // Коммерсантъ. 1993. 24 сент., № 183 (406).
7. Погорелый В. Исполнительная власть не оставляет оппозиции шансов // Коммерсантъ. 1993. 6 окт., № 191 (414).
8. Из заявления пресс-службы РГТРК «Останкино» // Независ. газ. 1993. 2 окт.
E.V. Matveeva The Informal Side of Non-Governmental Environmental Organizations Activity
The problem of non-governmental environmental organizations activity in the modern world is considered. The ambiguity of their role in the decision of environmental problems is proved.
Key words and word-combinations: environmental problems, nongovernmental environmental organizations, environmental campaigns.
Рассматривается проблема деятельности неправительственных экологических организаций в современном мире. Доказана неоднозначность их роли в решении экологических проблем.
Ключевые слова и словосочетания: экологические проблемы, неправительственные экологические организации, экологические кампании.
УДК 329(4/9) ББК 66.69(4/8)
Е.В. Матвеева
НЕОФИЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
^Экологические проблемы и экологическая политика становятся сегодня непременными компонентами развития современных обществ. В связи с этим отмечается рост популярности и значимости неправительственных экологических организаций в решении экологических проблем.
Наиболее весомую роль играют Международный социально-экологический союз, Гринпис, Всемирный фонд дикой природы, Международная экологическая организация «Беллона», Зеленый крест. За последние двадцать лет они сумели закрепить свои позиции и открыть отделения во многих крупных городах мира, в том числе на постсоветском
82
2011 • ВЕСТНИК ПАГС