Научная статья на тему 'Региональные органы государственной власти РФ в период политического кризиса осени 1993 г'

Региональные органы государственной власти РФ в период политического кризиса осени 1993 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
535
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECTS OF FEDERATION / РЕГИОН / REGION / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / POLITICAL CRISIS / ОСЕНЬ 1993 Г / AUTUMN 1993 / ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / FEDERAL STRUCTURE / СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ / CONGRESS OF PEOPLE'S DEPUTIES / ПРЕЗИДЕНТ / PRESIDENT / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / СОВЕЩАНИЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ / THE MEETING OF THE FEDERATION SUBJECTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Екатерина Александровна

В статье рассматривается позиция российских региональных органов власти в период политического кризиса осени 1993 г. Анализируются решения областных и городских советов в связи с обнародованием Б. Н. Ельциным указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ». При этом привлекаются как опубликованные источники, так и архивные материалы из коллекции Центрального архива общественно-политической истории г. Москвы. Также рассматривается позиция исполнительных органов власти субъектов РФ в период кризиса. Выявляется, что как в органах исполнительной власти, так и среди Советов в регионах не было единства в оценке произошедших событий. Ряд советов поддержал президента, его решения в отношении Верховного Совета РФ, в то время как администрации некоторых регионов выступили в защиту Конституции России и сохранения действующей политической системы. В статье показаны основные требования региональных органов власти к обеим сторонам конфликта, предлагаемые ими пути выхода из кризиса. В период 1990-1993 гг. политическая система России эволюционировала. Этот процесс был характерен не только для высших органов государственной власти, но и для субъектов РФ. В статье показаны основные вехи реформирования политической системы на местах, статус советов различных уровней осенью 1993 г. Анализируются вопросы, поднятые Всероссийским совещанием советов народных депутатов всех уровней 18 сентября 1993 г. Осенью 1993 г. субъекты федерации предприняли несколько попыток объединения, стремясь повлиять на развитие ситуации. Ими было организовано Совещание субъектов федерации. Его состав, решения и политические требования также рассматриваются в статье. Политический кризис осени 1993 г. имел общероссийский характер, что нашло отражение в решениях и действиях региональных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional public authorities of the Russian Federation during political crisis in autumn 1993

The article is dedicated to the political crisis of autumn 1993 and Russian regional authorities. The author analyzes positions, decision-making processes of region and city Soviets in connection with Boris Yeltsin’s decree № 1400 «On gradual constitutional reform in the Russian Federation». The author takes into account not only published archival data but also sources from the collection of Moscow Central Archive of Sociopolitical history. Positions of executive authorities of constitutional regions of the Russian Federation during the constitutional crisis of autumn 1993 are considered as well. The author brings to light the fact that there was no consensus on the appraisal of crisis among regional executive authorities and Soviets. Some Soviets gave their support to the President and his crucial decisions towards the Supreme Soviet of the Russian Federation whereas some regional administrations stood for Law and preservation of the current political system. The article deals with authorities’ calls on both sides of the conflict for ending constitutional crisis and their own attempts to solve one. During the period 1990-93 the Russian political system was evolving. Not only did this process related to highest bodies of state authority but also to constitutional regions of the Russian Federation. The article shows basic landmarks of the reformation of political system at the local level and reveals status of Soviets at the different levels in autumn 1993. Some issues mentioned by the All-Russian Conference of Soviets of People’s Deputies 18th of September 1993 are analyzed. In autumn 1993 constitutional regions of the Russian Federation tried for several times to consolidate themselves with a purpose to solve the crisis. They organized and held Conference of constitutional regions of the Russian Federation. Its composition, decisions and political appeals are considered as well. The political crisis of autumn of 1993 had all-Russian scale which was reflected in actions and decisions of Russian regional authorities.

Текст научной работы на тему «Региональные органы государственной власти РФ в период политического кризиса осени 1993 г»

УДК 94(470)

Е. А. Тарасова

Региональные органы государственной власти РФ в период политического кризиса осени 1993 г.

Развернувшийся в сентябре-октябре 1993 г. политический кризис стал одним из ключевых моментов в современной истории России. Его оценки противоречивы как среди политических деятелей, так и среди исследователей, и колеблются от вооруженного мятежа нелегитимного парламента до государственного переворота нарушившего Конституцию и потерявшего властные полномочия президента Б. Н. Ельцина. При этом обе стороны дискуссии, как правило, описывают и анализируют события в столице, уделяя немного или даже вовсе не уделяя вни-^ мания ситуации, которая сложилась в это время в регионах. Между тем

^ реакция субъектов федерации и местных органов власти имела суще-

^ ственное значение в период кризиса. Организованное в эти дни сове-

« щание субъектов федерации выдвигало свои требования обеим сторо-

Цр нам конфликта и предлагало собственный вариант выхода из кризиса.

^ Оставляя за кадром реакцию населения на происходящие события, мы

5| остановимся на решениях местных органов власти в связи с эскалаци-

ей ей конфликта в высших эшелонах власти России.

^ 21 сентября 1993 г. в 20:00 Б. Н. Ельцин обнародовал указ № 1400, которым н он упразднил действующую законодательную ветвь власти, предложил Кон® ституционному суду РФ временно приостановить свою работу и ввел на терри-§ тории РФ прямое президентское правление1. Этот указ противоречил целому & ряду статей Конституции России. Спустя час Президиум Верховного Совета

\о Л

-

Й 1 История современной России: Документы и материалы (1985-1999). М., 2011. Ч. 2. С. 218-223.

РФ принял постановление «О немедленном прекращении полномочий президента РФ Б. Н. Ельцина»2, а после полуночи решение Президиума ВС было подтверждено на заседании седьмой сессии Верховного Совета РФ, появилось постановление «О прекращении полномочий президента РФ Б. Н. Ельцина»3. В ночь с 21 на 22 сентября, рассмотрев президентский указ № 1400, Конституционный суд РФ вынес заключение, что данный указ президента, а также его обращение к народу 21 сентября 1993 г. не соответствуют более чем 10 статьям Конституции и «служат основанием для отрешения президента РФ Б. Н. Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статьи 121-10 или 121-6 Конституции РФ»4.

22 сентября 1993 г. первые оценки случившегося начали давать субъекты федерации. На 13 часов 22 сентября 1993 г. в «Список Советов народных депутатов, осудивших действия исполнительной власти и поддержавших решения Верховного Совета Российской Федерации» вошел 21 Совет народных депутатов, в том числе Верховные советы Бурятии, Хакасии, Башкортостана, Карелии и Тувы5. По состоянию на 15 часов 22 сентября 1993 г. этот список насчитывал уже 34 единицы6, а к 8 часам утра 23 сентября в нем было уже 54 Совета народных депутатов7. При этом большинство решений были приняты на заседаниях малых советов.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР"», малый совет избирался из числа депутатов местного совета и осуществлял полномочия соответствующего местного Совета народных депутатов в период между сессиями8. Как правило, в малый совет входила 1/10 часть депутатов местного совета, последний имел право отменить принятые малым советом решения9.

Однако осенью 1993 г. собравшиеся чрезвычайные сессии Советов народных депутатов такие решения отменять не стали. К 24 сентября 1993 г. «Список Советов народных депутатов, осудивших действия исполнительной власти и поддержавших решения Верховного Совета Российской Федерации» пополнился и составлял уже 57 советов10. При этом ранее принятые решения малых советов

2 Москва. Осень-93: Хроника противостояния. М., 1995. С. 8-9. ^

3 Там же. С. 24. 13

с

4 Десятый (чрезвычайный) Съезд народных депутатов Российской Федерации, 21 сентя- -3

бря — 4 октября 1993 г.: Стенографический отчет. М., 2008. С. 340-341. ^

5 ЦАОПИМ. Ф. 8649. Оп. 1. Д. 2. Л. 15. 1

6 Там же. Л. 16. |

7 Там же. Л. 17-18. К

8 Постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РСФСР

"О местном самоуправлении в РСФСР"» от 05.03.1992 г. № 2448-1 // Российская газета.

1992. 16 марта. 3

9 Там же. ^

10 Листовки Белого Дома: московские летучие издания 22 сентября — 4 октября 1993 -5

оо

3

были одобрены уже на сессиях. 7 Советов народных депутатов не поддержали политику Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ после 21 сентября 1993 г. Так, не дали своей оценки развитию событий представительные органы республики Дагестан, Камчатский областной совет; Красноярский краевой, Астраханский областной, Ивановский областной и Псковский областной советы не признавали юридической силы на подотчетных им территориях как указа президента Б. Н. Ельцина № 1400, так и постановлений Верховного Совета России11.

К 26 сентября 1993 г. уже 66 субъектов РФ признали указ № 1400 антиконституционным12. Такую позицию заняли Верховные советы Республики Карелия, Кабардино-Балкарской республики, Мордовской ССР, Республики Башкортостан, Республики Коми и Хакасии, а также Саха-Якутии и Республики Тува. При этом в большинстве республик решение было принято на совместных заседаниях Президиума Верховного Совета и Совета Министров и на сессиях Верховных советов13. Еще в 54 субъектах федерации осуждение президентского Указа высказали на сессиях 39 Советов народных депутатов, включая Петросовет (г. Санкт-Петербург) и Моссовет (г. Москва). Таким образом, к 26 сентября лишь в 15 регионах такое решение осталось одобрено только на малых советах14.

Признавая действия Б. Н. Ельцина антиконституционными, региональные советы не спешили безоговорочно поддержать и действия Верховного Совета РФ. Большинство советов настаивали на одновременных досрочных выборах обеих ветвей федеральной власти. Сроки проведения досрочных выборов указывались разные: от 11-12 декабря 1993 до марта 1994 г. Поддержку решению Верховного Совета «О немедленном прекращении полномочий Президента РФ» выразили только малый совет Красноярского краевого совета, Алтайский краевой совет, Брянский областной совет, Рязанский областной совет, Липец-^ кий областной совет, Моссовет, малый совет Московского областного совета, малый совет Новосибирского областного совета, малый совет Саратовского об-

^ ластного совета15. Отчасти поддержали решения российского парламента Вер-

« -

я (Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки России и библио-

^ теки Научно-исследовательского и просветительского центра «Мемориал»). М., 1993.

* С. 85-86.

§ 11 Там же. С. 86.

££ 12 Челноков М. Россия без Союза, Россия без России. М., 1994. С. 305.

с! 13 Там же. С. 305-306; Листовки Белого Дома: московские летучие издания 22 сентября —

н 4 октября 1993 (Из фондов Государственной публичной исторической библиотеки Рос-

^ сии и библиотеки Научно-исследовательского и просветительского центра «Мемори-

Ц ал»). М., 1993. С. 85-86.

^ 14 Челноков М. Россия без Союза, Россия без России. М., 1994. С. 305-306.

^ 15 Десятый (чрезвычайный) Съезд народных депутатов Российской Федерации, 21 сентября — 4 октября 1993 г.: Стенографический отчет. М., 2008. С. 382, 383, 393, 396, 410, 411,

Й 415, 419, 424. С

ховный Совет Мордовской ССР, малый совет Сахалинского областного совета и малый совет Тамбовского областного совета16. При этом только 4 областных совета четко выразили свою позицию, признавая исполняющим обязанности Президента РФ А. В. Руцкого17.

Все без исключения осудившие указ Президента № 1400 советы выступали за неукоснительное соблюдение действующей Конституции в полном объеме. Следует отметить еще одну важную тенденцию: многие советы приняли решения, что на подотчетной им территории в связи со сложившейся в Москве ситуацией временно не действуют нормативные акты, распоряжения, указы должностных лиц, противоречащие Конституции. При этом зачастую прописывалось, что не подлежит исполнению на территории не только указ № 1400, но и последующие распоряжения обеих сторон конфликта высших органов власти России. Таким образом, провозглашалось пусть временное, но верховенство законодательства и распоряжений местных органов власти в регионах. Наблюдались попытки переподчинения территориальных органов некоторых ведомств местным властям. Как указывает С. Чарный, в Вологодской области местный областной Совет принял под свою юрисдикцию все подотчетные Верховному Совету РФ организации, а Челябинский, Тамбовский и Воронежский областные советы попытались подчинить себе местные ТРК18.

Большинство советов расценили произошедшие в России события как государственный переворот, осуществленный Б. Н. Ельциным, и со своей стороны пытались вернуть ситуацию в конституционное русло. Заметим, что идея одновременных досрочных выборов обеих ветвей власти и аннулирование всех нормативных актов, появившихся после 20:00 21 сентября 1993 г., которую затем активно продвигал председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин, родилась в первых решениях региональных советов.

Что касается исполнительных органов субъектов федерации, здесь похожего единодушия не наблюдалось, руководители администраций в основном проявляли осторожность, избегая резких высказываний. Немногие выказывали ярую приверженность Б. Н. Ельцину и его действиям в отношении ^ парламента. Губернатор Нижнего Новгорода Б. Немцов опротестовал реше- С! ние внеочередной сессии облсовета о приостановлении действия на террито- ^ рии области указа Президента № 140019. Президент Чечни Д. Дудаев заявил: ^ «Я готовлю телеграмму Ельцину с выражением поддержки и полного одобре- | ния его решения. С чем его и поздравляю. Ельцин может рассчитывать на мою ^ помощь. Это стабилизирует обстановку в России, в частности на Кавказе. Это -с

закономерный процесс, который остановит распад и хаос в стране, к которому »

£ ад

16 Там же. С. 387, 424, 427.

17 Там же. С. 383, 393, 411, 415. !

18 Чарный С. Тайны октября 1993. М., 2004. С. 104. ^

19 Москва. Осень-93: Хроника противостояния. М., 1995. С. 146. -5

оо

вел Россию парламент»20. 26 сентября губернатор Кузбасса М. Кислюк, выступая в вечернем выпуске новостей местного телевидения, подчеркнул, что если «упраздненный Президентом Съезд бывших народных депутатов России», за которым тянется «шлейф крови», после Москвы пожелает продолжить свою работу в Кузбассе, то здесь не собираются создавать условия для проведения его заседаний21.

Одобрение политики Б. Н. Ельцина в регионах высказывали преимущественно назначенные им представители президента. Институт представителей президента в субъектах Российской Федерации был создан в сентябре 1991 г. Его появление имело основной целью ограничить рост сепаратистских местнических тенденций в субъектах Российской Федерации22. В то же время введение такого института позволило президенту расширять зону своего влияния в регионах. Следует учитывать, что в период политического кризиса осени 1993 г. местные советы сохраняли свои полномочия, местные администрации нормально взаимодействовали с ними. Институт представителей президента пока не обладал определяющим влиянием среди органов власти на местах.

Обращаясь к позиции региональных органов власти России в период политического кризиса сентября-октября 1993 г., нужно учитывать, что система советов не только на федеральном уровне, но и во всей России в течение 19901993 гг. пережила процесс эволюции. Еще Верховным Советом СССР в апреле 1990 г. был принят Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства»23, расширяющий значение местного самоуправления в политической системе страны. Весной 1990 г. в РСФСР прошли первые альтернативные выборы в обновленные Советы. Они привели во власть как на федеральном уровне, так и на местах новых, зачастую оппозиционно настроенных политических деятелей. Уже на Первом съезде народных депутатов РСФСР был поднят вопрос о реформе политической системы республики и принятии ^ новой конституции. В 1990—1993 г. в действующую Конституцию было внесено значительное число поправок, изменивших российскую политическую ^ систему, вводивших разделение властей. Среди них особое место занимают ре-« шения в области местного самоуправления и советов на местах.

Как указывает С. Авакьян, при российской конституционной реформе ^ 24 мая 1991 г. органами государственной власти в краях, областях, автономных а областях, автономных округах являются «соответствующие Советы народу ных депутатов». При этом «поскольку в прежней редакции говорилось также я

^ -

§ 20 Цит. по: Хасбулатов Р. И. Великая российская трагедия. М., 1994. Т. 1. С. 236. ^ 21 Москва. Осень-93: Хроника противостояния. М., 1995. С. 194.

§ 22 Сулакшин С. С. Опыт представителей президента уже был в 90-е годы // Россия в усло-

^ виях трансформаций: Историко-политологический семинар: Материалы. Вып. 11 / Под

^ ред. С. С. Сулакшина. М., 2001. С. 39. \о

^ 23 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Й Ст. 267. С

"в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах и других административно-территориальных единицах", а теперь эти слова исключены, это можно было толковать так: районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы уже не относятся к числу органов государственной власти. И это наглядно подтверждалось новой редакцией ст. 138 Конституции, гласившей, что местное самоуправление в районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах осуществляется населением через соответствующие местные Советы народных депутатов как главное звено системы местного самоуправления населения, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии»24.

Таким образом, существовавшая в течение нескольких десятилетий советская государственность рушилась, менялись структура и политическая роль советов. В то время как президент последовательно выстраивал вертикаль исполнительной власти, о создании вертикали советов речь не шла. С исчезновением с политической сцены России коммунистической партии обновленные советы как органы народовластия искали новую форму государственности и свое место в ней. Важной вехой в этом процессе стало Всероссийское совещание народных депутатов всех уровней, состоявшееся в г. Москве, в парламентском центре РФ 18 сентября 1993 г. В совещании приняли участие более двух тысяч депутатов25. Прозвучали выступления А. Руцкого, В. Зорькина и др. Проблемы и перспективы развития российской системы советов нашли отражение в докладе заместителя председателя Верховного Совета РФ В. А. Агафонова «О совершенствовании работы Советов всех уровней на современном этапе».

В. А. Агафонов подчеркнул, что согласно действующей Конституции России советы образуют систему представительных органов государственной власти в РФ. Конституционно закреплено единство советов, что означает: «во-первых, налаживание тесных связей между различными звеньями советов; во-вторых, проведение в жизнь общегосударственных интересов, реализацию законов и постановлений съездов народных депутатов и верховного Совета на регио- ^ нальном уровне; в-третьих, установление единых принципов, форм и методов С! контроля за деятельностью исполнительных органов власти; в-четвертых, ак- ^ тивное участие нижестоящих Советов в рассмотрении вопросов, решение ко- ^ торых отнесено к компетенции вышестоящих советов; в-пятых, поддержку са- | мостоятельности нижестоящих советов в решении вопросов, отнесенных к их ^ ведению»26. По словам В. А. Агафонова, в настоящее время вертикаль советов

24 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. [Электронный ре- ^

сурс]. Загл. с титул. экрана. Свободный доступ из сети Интернет. <Ыйр://гошйШ;юп.

garant.rU/science-work/modern/1776651/chapter/2/#block_200> (дата обращения Не

04.03.2014). £

си

25 Хасбулатов Р. И. Преступный режим. «Либеральная тирания» Ельцина. М., 2011. С. 196. ^

26 ЦАОПИМ. Ф. 8649. Оп. 1. Д. 1. Л. 15. |

разрушена: «Республиканские, областные, краевые советы функционируют сейчас в своем автономном режиме, в то время как вертикаль исполнительной власти сверху донизу действует в жестких рамках управления. В связи с этим назрела необходимость подумать о восстановлении и вертикали советов... Единая система советов и должна стать тем стержнем, который пронизывал бы всю федерацию сверху донизу»27. При этом В. А. Агафонов полагал, что развитие системы советов должно опираться на совершенствование российского парламентаризма: «Одной из важных сторон конституционной реформы является дальнейшее укрепление представительной власти как на местах, так и в центре. В развитии российской парламентской демократии нам необходимо найти новые пути и способы более глубокого использования потенциала представительной власти в конкретных российских условиях»28.

Как президент, так и парламент в ходе кризиса пытались повлиять на ситуацию в регионах. Одним из первых решений и.о. президента А. Руцкого стало упразднение института представителей Президента РФ на местах29. Б. Н. Ельцин увольнял со своих постов несогласных с его политикой руководителей администраций на местах. На Х Съезде были приняты поправки в закон «О главах администраций»30. 24 сентября на съезде Р. И. Хасбулатов сообщил о состоявшейся встрече с председателями региональных советов, которые подтвердили принятые решения о признании указа № 1400 антиконституционным и выдвинули идею одновременных перевыборов и Съезда, и президента. По словам Р. И. Хасбулатова, на встрече было порядка 60 председателей31. Со своей стороны региональные органы власти стремились ограничить воздействие на них со стороны федеральных властей в период кризиса. Например, Иркутский областной Совет народных депутатов уже 23 сентября 1993 г. принял решение, в соответствии с которым «все должностные лица областной администрации не могут быть освобождены от занимаемой должности либо ^ отстранены от исполнения служебных обязанностей федеральными органами государственной власти без предварительного согласия областного Совета на-

СО 32

^ родных депутатов»32.

« Осенью 1993 г. несколько руководителей региональных органов исполниЛ

тельной власти не просто выступили против указа президента Б. Н. Ельцина ^ № 1400, но и оказали реальную поддержку Верховному Совету и Съезду на-а родных депутатов России, разделив их политическую позицию. Это глава

и _

I 27 Там же. Л. 15-16.

^ 28 Там же. Л. 24. н

а 29 Указ президента РФ «Об упразднении института представителей Президента Российской =я Федерации на местах» // Москва. Осень-93: Хроника противостояния. М., 1995. С. 126.

Й 30 Чарный С. Тайны октября 1993. М., 2004. С. 105.

^ 31 Десятый (чрезвычайный) Съезд народных депутатов Российской Федерации, 21 сентя-^ бря — 4 октября 1993 г.: Стенографический отчет. М., 2008. С. 136-137.

Й 32 ЦАОПИМ. Ф. 8649. Оп. 1. Д. 8. Л. 4.

администрации Новосибирской области В. Муха, губернатор Брянской области Ю. Лодкин и президент республики Калмыкия К. Илюмжинов.

Вспоминая о своем участии в политическом противостоянии, В. Муха говорил: «Я сам был тогда и главой администрации, и депутатом, то есть един в двух лицах, в двух ветвях власти. И оттого на себе ощутил это противостояние, оно и меня внутренне разрывало. Но выход был всё же один — следовать Конституции. И когда Совет блокировали, я стал выступать против, полагая, что это есть антиконституционное действие. Выступил на сессии Облсовета в Новосибирске с критикой этих действий президента. Опять же, ночью позвонил премьер Черномырдин: "Виталий, ты же понимаешь ситуацию, нужна поддержка". "Сейчас, — отвечаю, — не могу, поскольку танки у Дома правительства. Это прямое нарушение Конституции". "Ты же знаешь, что это за Конституция, — говорит Виктор Степанович, — она устаревшая". "Какая есть", — отвечаю... Через две недели меня сняли. И формулировку нашли: "За противодействие принятию новой Конституции". Что тут скажешь? Решение президента было продиктовано логикой событий, и я не стал протестовать»33.

В дни политического кризиса В. Муха установил в своей области уголовную ответственность за реализацию указа № 1400 и последующих распоряжений Б. Н. Ельцина, вместе с председателем облсовета предложил временно перенести столицу России в г. Новосибирск, где мог беспрепятственно работать Х Съезд народных депутатов РФ34.

Схожую позицию занял губернатор Брянской области Ю. Лодкин, однако он не успел существенно повлиять на развитие ситуации, находясь на своем посту. 25 сентября Б. Н. Ельцин подписал указ об отстранении его от должности, а ночью «автоматчики спецназа в форме ОМОНа и масках ворвались в здание главы администрации области. Всех людей, находящихся в помещении, поставили лицом к стене, направив в спину им автоматы. И "выкинули" губернатора, избив его»35.

Особую активность проявил осенью 1993 г. президент Калмыкии К. Илюмжинов. Встав на защиту российской Конституции, грубо нарушенной президентом Б. Н. Ельциным, К. Илюмжинов принимал участие в создаваемых ^ региональными советами объединениях, а также пытался организовать рабо- С! ту Совета субъектов федерации. Кроме того, во время штурма Дома Советов ^ 4 октября 1993 г. К. Илюмжинов пытался остановить кровопролитие и прове- ^ сти переговоры со сторонниками Б. Н. Ельцина. Свою политическую позицию | и роль в событиях сентября-октября 1993 г. К. Илюмжинов развернуто изло- ^ жил в интервью газете «Литературная Россия»36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

--сл

33 Демократическая Сибирь: Политическая история Новосибирской области на современ- д ном этапе [Электронный ресурс]. Загл. с титул. экрана. Свободный доступ из сети Интернет. < http://demsib.info/governors/mukha/ > (дата обращения 10.03.2014). ^

34 Хасбулатов Р. И. Великая российская трагедия. М., 1994. Т. 1. С. 236-237; Чарный С. Тай- <3

ны октября 1993. М., 2004. С. 101, 105-106. £

35 Хасбулатов Р. И. Великая российская трагедия. М., 1994. Т. 1. С. 237-238. я

36 Илюмжинов К. Стратегия развала России // Литературная Россия. 1993. 29 октября. оо

23 сентября 1993 г. начал свою работу Х Чрезвычайный съезд народных депутатов РФ. Съезд расценил действия президента РФ Б. Н. Ельцина как государственный переворот и подтвердил, что его полномочия прекратились, одобрил действия Верховного Совета РФ и и.о. президента РФ А. В. Руцкого37. 24 сентября 1993 г. было принято постановление об одновременных досрочных выборах обеих ветвей власти38. В день открытия съезда в Москве произошло нападение на Штаб объединенных вооруженных сил СНГ, предпринятое без санкции руководства парламента группой сторонников Дома Советов, в ходе которого появились пострадавшее и убитые. И хотя впоследствии доказать вину задержанных сторонников парламента в этом не удалось39, против депутатов парламента и людей, выступавших в защиту конституционного строя, была усилена информационная атака, а в здании Дома Советов были отключены электричество, горячая вода и телефонная связь. Средства массовой информации, прежде всего телевидение, односторонне освещали события, признавая законным указ № 1400 и дальнейшие действия президента. В этих условиях позиция регионов могла стать решающей для исхода политического противостояния. Региональные советы, ряд администраций решили объединить свои усилия по разрешению кризиса. Их позиция согласовывалась с решениями Конституционного суда РФ, представители которого, и прежде всего его председатель В. Зорькин, принимали участие в создаваемых в связи с кризисом собраниях субъектов федерации.

Первое упоминание о совещании субъектов федерации относится к 24 сентября 1993 г. Выступая на третьем заседании Х Чрезвычайного съезда народных депутатов РФ, А. Тулеев рассказал, что в этот день состоялось совещание председателей субъектов федерации. В нем приняло участие около 40 человек. Был принят документ, в котором участники потребовали от Б. Н. Ельцина отменить указ № 1400 и восстановить в стране в полном объеме конституционную закон-^ ность по состоянию на 20 часов 21 сентября 1993 г. При условии выполнения этого требования Съезд народных депутатов должен был немедленно назначить ^ одновременные перевыборы Президента и Верховного Совета. Субъекты феде-« рации потребовали от правительства РФ отменить цензуру в СМИ. В требовании руководителей субъектов федерации к федеральным органам власти также ^ указывалось: «На период до проведения выборов Президента и верховного Со-а вета установить, что федеральные органы власти не принимают никаких норма-у тивных решений без взаимного согласования и воздерживаются от любых дей-

а ствий, которые могут повлечь за собой кровопролитие и человеческие жертвы. о

н _

я 37 Подробнее о работе съезда см.: Тарасова Е. А. Осажденный парламент: X (чрезвычайный) '§ Съезд народных депутатов Российской Федерации // Новейшая история России. 2012.

Й № 1. С. 215-230. ^

^ 38 Десятый (чрезвычайный) Съезд народных депутатов Российской Федерации, 21 сентя-

^ бря — 4 октября 1993 г.: Стенографический отчет. М., 2008. С. 299-300.

Й 39 Терехов С. Мы были смертниками // Советская Россия. 1994. 29 марта. № 35.

Гарантами соблюдений этих требований выступают Федеральный Совет из руководителей органов представительной и исполнительной власти субъектов федерации, который мы учреждаем, а также Конституционный Суд Российской Федерации, призванный отрешать от должности должностных лиц, не выполняющих эти требования.

В случае невыполнения настоящих требований субъекты Российской Федерации в срок до 28 сентября оставляют за собой право принять решительные меры экономического и политического воздействия, включая организацию общероссийской политической забастовки, проведение в согласованные сроки в субъектах федерации местных референдумов, приостановление перечисления налогов в федеральный бюджет, блокирование экспортных поставок нефти и газа, основных авто- и железнодорожных магистралей»40.

А. Тулеев подчеркнул, что на момент прочтения этот документ подписали 26 регионов и продолжают подписывать. По факсу документ был передан во все субъекты федерации. Предполагалось подписание документа не только представителями советов, но и главами администраций. Также требование было отправлено Б. Н. Ельцину (которого А. Тулеев продолжал называть президентом), однако лично встретиться с ним у участников совещания не получилось41.

25 сентября в г. Санкт-Петербурге начало свою работу Совещание представителей субъектов федерации, созванное по инициативе председателя Ленинградского областного совета В. А. Густова и председателя Верховного Совета Карелии В. Н. Степанова. Было принято заявление, осуждающее противостояние федеральных ветвей власти. Для разрешения кризиса предлагалось собрать Совет Федерации, принять решение об одновременных досрочных выборах президента и парламента42.

26 сентября в Санкт-Петербурге по инициативе председателя Петросове-та, главы представительной власти Ленинградской области и Красноярского края, председателя Верховного Совета Карелии Совещание представителей субъектов РФ начало свою работу в расширенном составе. На встречу прибыли 39 представителей местных советов и 9 глав администраций. В совещании ^ приняли участие вице-премьер правительства РФ С. Шахрай и председатель С! Палаты национальностей Верховного Совета РФ Р. Абдулатипов43. Предста- ^ вители субъектов федерации выступили за одновременные выборы органа ^

--з

40 Десятый (чрезвычайный) Съезд народных депутатов Российской Федерации, 21 сентя- »Я бря — 4 октября 1993 г.: Стенографический отчет. М., 2008. С. 143-144. "д

41 Там же. С. 144.

42 Пихоя Р. Г. Москва. Кремль. Власть: две истории одной страны: Россия на изломе тысяче- й

летий, 1985-2005. М., 2007. С. 462. ^

43 Москва. Осень-93: Хроника противостояния. М., 1995. С. 193-194; Дмитриев Т., Лу- ^ кин М. Полный провал. Государственные, политические, общественные деятели и орга- £ низации России в поисках мирного выхода из кризиса [Электронный ресурс]. Загл. с ти- ^и тул. экрана. Свободный доступ из сети Интернет. <www.old.russ.ru. /antolog/1993/lukin. ^ ^т> (дата обращения 24.02.2014). -5

законодательной власти (который должен был приобрести форму двухпалатного парламента) и президента РФ до конца 1993 г. Было предложено не позднее 1 октября созвать Совет Федерации, который обсудит вопросы о досрочных и одновременных выборах президента и парламента44. Предлагалось приостановить действие всех законодательных актов, принятых обеими ветвями федеральной власти после 20:00 21 сентября 1993 г. Субъекты федерации также потребовали незамедлительно восстановить системы связи и жизнеобеспечения в Доме советов в г. Москве45.

К 26 сентября 1993 г. Съезд уже принял решение о досрочных перевыборах депутатов. Со своей стороны Б. Н. Ельцин также подписал указ «О досрочных выборах Президента РФ»46. Тем не менее, идея одновременных перевыборов не была поддержана Б. Н. Ельциным. Как указывает О. Мороз, «Сергей Филатов, комментируя утром 27-го итоги совещания глав регионов в Санкт-Петербурге, заявил, что, по его мнению, президенту сейчас выгодны выборы, "поскольку он находится на подъеме". Согласиться на одновременные выборы главе государства советовали и некоторые другие его близкие сотрудники. Однако уже в середине этого дня Ельцин дал интервью ИТА, в котором категорически выступил против одновременных выборов. Вечером в другом интервью (ОРТ, программа "Новости") он подтвердил свою позицию:

— Я категорически против такого решения... Очень опасно. Сегодня опасно двоевластие, но вдвойне опасно безвластие, когда и одна власть, и вторая власть занимаются выборами и им уже не до дел — ни парламенту, ни президенту. Это не годится»47.

Видя, что Б. Н. Ельцин отказывается идти на компромисс, Дом Советов окружен «спиралью Бруно» и солдатами дивизии им. Дзержинского, лишен воды, света и отопления, а средства массовой информации продолжают политику информационной блокады съезда, субъекты федерации перешли к более ^ решительным действиям.

29 сентября 1993 г. на Совещании субъектов федерации в Новосибирске ^ было принято новое заявление, которое во многом повторяло аналогичные « более ранние документы. Действия Б. Н. Ельцина были расценены как государственный переворот, ему и его сторонникам фактически был выдвинут ^ ультиматум. В случае невыполнения требований субъектов федерации в срок а до 3 октября 1993 г., согласно заявлению, будут приняты совместные меры эко-у номического и политического воздействия, в том числе:

Ци • предоставление Съезду народных депутатов возможности переноса места

£ своей работы в один из сибирских городов; _

| 44 Там же.

^ 45 Мороз О. Так кто же расстрелял парламент? М., 2007. С. 596.

^ 46 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3601.

Й 47 Мороз О. Так кто же расстрелял парламент? М., 2007. С. 596.

• принятие решения Советами народных депутатов территорий Сибири и Дальнего Востока о проведении в октябре 1993 г. в субъектах федерации местных референдумов по определению государственно-правового статуса данных территорий в составе РФ и возможности образования единой Сибирской Республики, создание консолидированного бюджета территорий и органов его исполнения;

• приостановление перечисления налогов в республиканский бюджет, экс-

портных поставок угля, нефти и газа, передачи электроэнергии, деятельности основных авто- и железнодорожных магистралей;

• объявление территориальной собственности, находящейся на территориях,

собственностью республик, краев и областей48.

30 сентября 1993 г. в Москве, в здании Конституционного суда, снова прошло совещание руководителей субъектов федерации. В совещании приняли участие представители 62 субъектов федерации, они выступили за компромиссное, бескровное, политическое разрешение кризиса. Участники совещания высказались за проведение одновременных досрочных выборов президента и высшего законодательного органа РФ. Также прозвучало требование упразднить цензуру в СМИ, снять блокаду с Дома Советов и восстановить конституционную законность. Совет Федерации, о создании которого заявлял и Б. Н. Ельцин, должен был, по мнению участников совещания 30 сентября, получить полномочия по организации и контролю над проведением грядущих выборов49. Был образован Совет субъектов федерации, который продолжил свою работу в последующие дни кризиса.

В ответ на это заявление соратники Б. Н. Ельцина решили провести ряд региональных встреч представителей местных властей с членами правительства. Вице-премьер Ю. Яров должен был отправиться в г. Санкт-Петербург для встречи с представителями Северо-Западного региона, премьер-министр В. Черномырдин — в Самару, С. Шахрай — в Новосибирск и Краснодар, Е. Гайдар должен был провести встречи с региональными властями Дальнего Востока в Хабаровске, О. Сосковец — поехать в Центральную Россию, О. Лобов — на Урал, А. Заверюха — в Черноземье50. а

Позиция субъектов федерации всерьез обеспокоила Б. Н. Ельцина: объеди- ^ ненные субъекты были серьезным политическим противником, а выдвигаемые ими требования — требования разумного компромисса, находили поддержку в самых разных слоях российского общества. Совместные выступления глав регионов и представителей Конституционного Суда РФ превращали Совещание субъектов федерации в весомый инструмент для разрешения политического кризиса. Съезд народных депутатов и Верховный Совет России поддержали ^

!-н

48 ЦАОПИМ. Ф. 8649. Оп. 1. Д. 8. Л. 1-11. 4

49 Исаков В. Госпереворот. Парламентские дневники 1992-1993. М., 1995. С. 445-446. -ц

50 Воронин Ю. М. Стреноженная Россия: Политико-экономический портрет ельцинизма. М.: ^

Республика, 2003. С. 163.

решения субъектов федерации, хотя и понимали возможную опасность развития сепаратизма при их заметно усилившихся позициях.

Важно отметить, что решения региональных советов и администраций не были скоординированы на первом этапе, т.е. сразу после подписания указа № 1400. В решениях органов власти субъектов федерации не было единообразия: используемые формулировки, оценки ситуации, предлагаемые пути решения и конкретные предложения были различны. Их объединяло одно: приверженность действующей Конституции России, нарушив которую, Б. Н. Ельцин оказался вне конституционного поля. И хотя большинство субъектов федерации трактовали его действия как государственный переворот, в то же время они готовы были продолжить взаимодействие с ним для разрешения кризиса. Субъекты федерации отчасти поддержали решения, принятые Верховным Советом и Съездом народных депутатов, но это не означало, что они готовы были принять предложенную ими политическую систему и подчиняться указам и.о. президента А. В. Руцкого.

В этой связи очень важным является то обстоятельство, что уже 24 сентября 1993 г. Съездом народных депутатов РФ было принято решение о досрочных выборах депутатов парламента. Сложить с себя полномочия, провести новые выборы депутаты были готовы в кратчайшие сроки. Они были готовы к широкому диалогу с различными политическими силами относительно будущей государственности России. То есть депутаты практически с самого начала противостояния осени 1993 г. были готовы к компромиссу. При этом позиция субъектов федерации была абсолютно самостоятельна. Говорить о том, что их действия были спланированы российским Белым Домом, неправомерно: это показывают как стенограммы Съезда, так и решения Совещания субъектов федерации. Последние не ратовали за продолжение работы депутатского корпуса, не высказывались в поддержку предлагаемых ими реформ и проектов, в том числе консти-^ туционного, они выступали за досрочные перевыборы этого органа власти.

Совершенно иную позицию занял Б. Н. Ельцин и его ближайшие соратнике^ ки. Решившись на государственный переворот, он не хотел отступать и идти « на компромисс. Последующие события показали, что и принятое им решение о досрочных выборах президента было не более чем пиар-акцией. Можно го-^ ворить о том, что решительные действия субъектов федерации только подтол-а кнули его к исполнению давно продуманного плана: силового уничтожения у Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ.

4 октября 1993 г., когда начался штурм Дома Советов, представители субъек-£ тов федерации пытались остановить кровопролитие. Президент республики ® Калмыкии К. Илюмжинов и президент Ингушетии Р. Аушев безуспешно обра-§ щались к премьер-министру В. Черномырдину с призывом остановить бойню ^ у российского Белого Дома51.

Й 51 Илюмжинов К. Стратегия развала России // Литературная Россия. 1993. 29 октября.

Стерев с политической сцены России федеральный парламент, Б. Н. Ельцин уже через три дня после расстрела Дома Советов подписал несколько указов, прекращающих деятельность представительных органов власти субъектов федерации и местных советов52. Были уволены со своих постов и непокорные воле президента руководители местных администраций. И хотя в декабре 1993 г. была принята новая российская Конституция и сформирована новая политическая система, нельзя говорить о том, что в регионах вовсе не было сопротивления политическому режиму, сложившемуся в России после 5 октября 1993 г. Жители 32 субъектов федерации проголосовали против новой конституции, при этом в Татарстане голосование не состоялось, а в Чечне референдум вообще не проходил53. Как указывает Е. А. Лукьянова, если считать долю от выданных бюллетеней, то в четырнадцати регионах, включая республику Татарстан, референдум вообще не состоялся54.

В период политического кризиса осени 1993 г. субъекты федерации предприняли всё возможное, чтобы предотвратить кровопролитие и достичь компромисса в противостоянии федеральных властей. Их решения, политические выступления, работа Совещания субъектов федерации свидетельствуют как об общероссийском характере кризиса, так и об упущенной возможности его политического разрешения.

References

Asimmetrichnaya Federatsiya: vzglyad iz tsentra, respublik i oblastey. M.: Izd-vo In-ta sotsiologii RAN, 1998.

Avak'yan S. A. Konstitutsiya Rossii: priroda, evolyutsiya, sovremennost'. [Elektronnyy resurs]. Zagl. s titul. ekrana. Svobodnyy dostup iz seti Internet. <http://constitution.garant. ru/science-work/modern/1776651/chapter/2/#block_200 > (04.03.2014). Charnyy S. Tayny oktyabrya 1993. M.: Eksmo, 2004.

Chelnokov M. Rossiya bez Soyuza, Rossiya bez Rossii. M.: Novaya sloboda, 1994. Demokraticheskaya Sibir': Politicheskaya istoriya Novosibirskoy oblasti na sovremen-nom etape [Elektronnyy resurs]. Zagl. s titul. ekrana. Svobodnyy dostup iz seti Internet. 2 <http://demsib.info/governors/mukha/ > (10.03.2014). S

Desyatyy (chrezvychaynyy) S'ezd narodnykh deputatov Rossiyskoy Federatsii, 21 senty- ^ abrya — 4 oktyabrya 1993 g.: Stenograficheskiy otchet. M.: Izd-vo RGTEU, 2008. 13

Dmitriev T, Lukin M. Polnyy proval. Gosudarstvennye, politicheskie, obshchestvennye | deyateli i organizatsii Rossii v poiskakh mirnogo vykhoda iz krizisa [Elektronnyy resurs]. Я Zagl. s titul. ekrana. Svobodnyy dostup iz seti Internet. <www.old.russ.ru. /antolog/1993/ 3 lukin.htm> (24.02.2014). |

сл

__S3

52 Российская газета. 1993. 9 октября. ig

53 Асимметричная Федерация: взгляд из центра, республик и областей. М.: Изд-во Ин-та £ социологии РАН, 1998. С. 39.

54 Лукьянова Е. А. Из истории беззакония (к вопросу о порядке проведения и результатах ^ референдума 12.12.1993 г.) // Независимая газета. 1999. 5 октября. -5

оо

Ilyumzhinov K. Strategiya razvala Rossii // Literaturnaya Rossiya. 1993. 29 oktyabrya.

Isakov V. Gosperevorot. Parlamentskie dnevniki 1992-1993. M.: Paleya, 1995.

Istoriya sovremennoy Rossii: Dokumenty i materialy (1985-1999). M.: Izd-vo MGU, 2011. Ch. 2.

Khasbulatov R. I. Prestupnyy rezhim. «Liberal'naya tiraniya» El'tsina. M.: Yauza-press, 2011.

Khasbulatov R. I. Velikaya rossiyskaya tragediya. M.: TOO SIMS, 1994. T. 1.

Listovki Belogo Doma: moskovskie letuchie izdaniya 22 sentyabrya — 4 oktyabrya 1993 (Iz fondov Gosudarstvennoy publichnoy istoricheskoy biblioteki Rossii i biblioteki Nauch-no-issledovatel'skogo i prosvetitel'skogo tsentra «Memorial»). M., 1993.

Luk'yanova E. A. Iz istorii bezzakoniya (k voprosu o poryadke provedeniya i rezul'tatakh referenduma 12.12.1993 g.) // Nezavisimaya gazeta. 1999. 5 oktyabrya.

Moroz O. Tak kto zhe rasstrelyal parlament? M.: Olimp, 2007.

Moskva. Osen'-93: Khronika protivostoyaniya. M., 1995.

Pikhoya R. G. Moskva. Kreml'. Vlast': dve istorii odnoy strany: Rossiya na izlome tysya-cheletiy, 1985-2005. M.: Rus'-Olimp, 2007.

Rossiyskaya gazeta. 1992. 16 marta, 1993. 9 oktyabrya.

Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF. 1993. № 39. St. 3601.

Sulakshin S. S. Opyt predstaviteley prezidenta uzhe byl v 90-e gody // Rossiya v us-loviyakh transformatsiy: Istoriko-politologicheskiy seminar: Materialy. Vyp. 11 / Pod red. S. S. Sulakshina. M., 2001.

Tarasova E. A. Osazhdennyy parlament: X (chrezvychaynyy) s'ezd narodnykh deputatov Rossiyskoy Federatsii // Noveyshaya istoriya Rossii. 2012. № 1. S. 215-230.

Terekhov S. My byli smertnikami // Sovetskaya Rossiya. 1994. 29 marta. № 35.

Tsentral'nyy arkhiv obshchestvenno-politicheskoy istorii g. Moskvy. F. 8649. Op. 1.

Vedomosti S'ezda narodnykh deputatov SSSR i Verkhovnogo Soveta SSSR. 1990. № 16. St. 267.

Voronin Yu.M. Strenozhennaya Rossiya: Politiko-ekonomicheskiy portret el'tsinizma. M.: Respublika, 2003.

я

=s

s «

и

v

s ^

о

H и S =S

S «

и ^

CP

\o

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.