Научная статья на тему 'Роль СМИ в формировании отношения молодежи к наркотикам (по результатам криминологических исследований)'

Роль СМИ в формировании отношения молодежи к наркотикам (по результатам криминологических исследований) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
497
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / DRUGS / ПРОПАГАНДА / НАРКОТИЧЕСКИЕ И ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / NARCOTIC AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / НАРКОПОТРЕБЛЕНИЕ / СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE / НАРКОМАН / НАРКОТОРГОВЦЫ / КОНТРАБАНДА НАРКОТИКОВ / PROPAGATION / NARCO-CONSUMPTION / DRUG ADDICT / DRUG DEALERS / CONTRABAND OF DRUGS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зубков А.Н., Клочкова А.В.

Статья является итогом очередного этапа длящегося исследования по изучению негативного влияния СМИ на общественное сознание. Речь идет об определении роли популярных информационных изданий в пропаганде потребления наркотиков. Приводятся результаты опроса студенческой молодежи по вопросам, связанным с отношением к потреблению наркотических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of mass media in the development of youth's attitude towards drugs (on the basis of the criminological studies)

The article is a result of the next stage of lasting research on studying of negative influence of mass-media on public consciousness. It is a question of definition of a role of popular information publications in propagation of consumption of drugs. The paper presents results of interrogation of student's youth on the interested questions.

Текст научной работы на тему «Роль СМИ в формировании отношения молодежи к наркотикам (по результатам криминологических исследований)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2009. № 6

ПРАВО И СОЦИОЛОГИЯ

А.Н. Зубков, аспирант Института социологии РАН,

А.В. Клочкова, кандидат социологических наук, зав. лабораторией социально-правовых исследований юридического факультета МГУ*

РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К НАРКОТИКАМ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Статья является итогом очередного этапа длящегося исследования по изучению негативного влияния СМИ на общественное сознание. Речь идет об определении роли популярных информационных изданий в пропаганде потребления наркотиков. Приводятся результаты опроса студенческой молодежи по вопросам, связанным с отношением к потреблению наркотических средств.

Ключевые слова: наркотики; пропаганда; наркотические и психотропные вещества; наркопотребление; субкультура; наркоман; наркоторговцы; контрабанда наркотиков.

The article is a result of the next stage of lasting research on studying of negative influence of mass-media on public consciousness. It is a question of definition of a role of popular information publications in propagation of consumption of drugs. The paper presents results of interrogation of student's youth on the interested questions.

Keywords: drugs; propagation; narcotic and psychotropic substances; narco-consumption; subculture; drug addict; drug dealers; contraband of drugs.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, оказывающее значительное воздействие на общественное сознание и прежде всего на еще не сформировавшееся сознание подрастающего поколения. В условиях широкой доступности информации, распространяемой через телевидение, радио, прессу, Интернет, на детей и подростков обрушился поток низкопробной продукции, пропагандирующей разного рода девиации (праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, сексуальную распущенность), порой неприемлемые не только с точки зрения морали, но и права.

Все чаще фиксируются случаи осознанной пропаганды наркотиков некоторыми представителями СМИ, лицами, имеющими серьезное влияние на молодежь, прежде всего звездами рок-музыки и предста-

* a.klotchkova@law.msu.ru 6 ВМУ, право, № 6

вителями шоу-бизнеса. Из прессы, телепрограмм и телефильмов без труда можно получить информацию о свойствах разных видов наркотиков, способах и методах изготовления наркотических средств, преимуществах использования одних наркотических средств над другими, местах произрастания наркотиков растительного происхождения. Особый вред наносит реклама возможности полного избавления от наркотической зависимости: она создает иллюзию легкого преодоления жизненных проблем, связанных с потреблением наркотиков, в случае их возникновения.

Лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова проводит длящееся исследование по изучению негативного влияния СМИ на общественное сознание. По полученным данным, наиболее негативную реакцию со стороны молодежи вызывает реально существующая пропаганда СМИ потребления наркотиков. Не случайно четверо из пяти опрошенных студентов высказались за введение для СМИ правовых ограничений в распространении негативной информации среди детей и подростков1. Около четверти респондентов из числа студентов юридического факультета МГУ предлагают установить административную, а две трети — уголовную ответственность за пропаганду потребления наркотиков в средствах массовой информации. Подавляющее большинство будущих юристов видит непосредственную связь между наркоманией и преступностью. По мнению четверти опрошенных студентов (26,5%), распространение наркотиков способствует преступному поведению2. Именно поэтому более чем три четверти студентов не желают иметь контактов с лицами, связанными с незаконным оборотом наркотиков. Тем не менее каждый четвертый не усматривает какой-либо зависимости криминальной ситуации в стране от масштабов распространения наркотиков в молодежной среде, т. е. четвертая часть студенческой молодежи достаточно терпимо относится к сверстникам, употребляющим наркотические вещества, не связывая данный факт с криминальными проявлениями и масштабностью самой проблемы на уровне социума. Эти данные свидетельствуют о значительном уровне толерантности по отношению к потребителям наркотических средств.

Нельзя недооценивать роль СМИ в создании общего вектора отношения как к распространителям и потребителям наркотических средств, так и к проблеме в целом на уровне общественного сознания. Недопустимым с криминологической точки зрения представляется

1 См.: Клочкова А.В. Проблемы нормативного регулирования пропаганды наркотических средств //Наркоконтроль. 2006. №1. С. 24—25.

2 Проведенное исследование охватило 721 представителя молодежи (211 старшеклассников московских школ, 510 студентов МГУ имени М.В.Ломоносова, МГПУ, Государственной классической академии имени Маймонида).

широкое рекламирование в средствах массовой информации адресов мест сбыта наркотических средств, действующих цен на них вплоть до подробнейших разъяснений потенциальному потребителю того, к какому типу распространителей следует обращаться за тем или иным видом наркотиков. Если на постоянных клиентов наркорынка подобная реклама не оказывает сколько-нибудь существенного воздействия, то для подросткового контингента она, безусловно, пагубна. Постоянное муссирование темы наркотиков в некритичном информационном изложении способно породить интерес несовершеннолетних к потреблению этого зелья, сориентировать их в поисках источника наркотиков.

С другой стороны, систематически сталкиваясь на страницах периодических изданий, в телеэфире и Интернете с информацией такого рода, молодые люди начинают воспринимать наркоманию не как проблему и болезнь общества, а как нечто обыденное, присущее определенному возрастному этапу и преходящее. СМИ, таким образом, стимулируют рост толерантности к потреблению наркотических средств, что достигается путем использования различных методов. По заключению Международной ассоциации по научным исследованиям СМИ, акцент делается на пассивность восприятия аудитории, т.е. воспитание потребительского отношения к информации с целью уменьшения стремления к ее осмыслению. В результате «мозг превращается в решето, в которое ежечасно вываливается ворох иногда важных, но в основном пустых информационных сообщений»3. В результате индивид привыкает к однородной, однотипной информации, которая воспринимается как нечто естественное независимо от содержания. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. По мнению американского ученого Герберта Шиллера, изучавшего криминогенные эффекты воздействия средств массовой информации еще в конце ХХ в., «успех гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и не-избежно»4.

При изучении эффектов воздействия СМИ на общественное сознание мы должны учитывать тот факт, что восприятие индивидами объективной реальности происходит в том числе и через СМИ. Поэтому на первый план по значимости выходит не то, что нам преподносится в качестве фактов, а то, как нам это преподносится. Любая информация доходит до нашего сознания видоизмененной интерпретацией автора или ведущего, с неким подтекстом или подоплекой. Наше сознание в свою очередь деформируется под воздействием криминогенной информации (целенаправленной или нет), что в дальнейшем приводит к видоизменению восприятия уже новой порции неадекватной инфор-

3 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. С. 48.

4 Там же. С. 27.

мации. Таким образом, процесс поглощения пагубной с криминологической точки зрения, а часто намеренно искаженной информации является бесконечным во времени и тем самым постоянно усугубляющим деформацию общественного сознания.

В журналистской среде бытует миф о личном выборе получаемой информации на уровне индивида. Если по отношению к взрослой аудитории данный тезис может показаться аргументированным, то по отношению к подростковой и молодежной аудитории не выдерживает никакой критики.

Одной из основных задач любого исследования проблем, связанных с наркотиками и их распространением, является выявление количества лиц, потребляющих наркотические вещества. Учитывая, что часть респондентов открыто не сможет признаться в том, что употребляет наркотики, студентам был задан вопрос относительно их ближайшего окружения. Среди опрошенных каждый третий указал на то, что в его окружении есть лица, постоянно или периодически употребляющие наркотики; при этом каждый второй (53,5%) утверждает, что с такими лицами он не общается5. По данным многочисленных исследований уровня молодежной наркотизации, в среднем около 30% молодых людей хотя бы однократно употребляли наркотики. Среди московских школьников, по данным нашего исследования, каждый пятый хотя бы раз в жизни потреблял наркотические вещества6.

Симптоматично, что каждый четвертый из числа опрошенных студентов сталкивался в своей жизни с предложением попробовать наркотик, а каждому пятому периодически поступают такие предложения. Согласно данным опроса, указанная часть респондентов представляет группу риска, непосредственно подвергающуюся воздействию наркотической субкультуры.При этом около половины опрошенных (48,2%) категорически отрицают получение таких предложений; половина студентов не только не имеют в своем окружении лиц, потребляющих наркотики (в противном случае предложения такого рода поступали бы), но и не посещают ночные клубы и молодежные дискотеки с неотъемлемым атрибутом клубной жизни — возможностью попробовать наркотические вещества. Ученые констатируют, что уже сложилась, в том числе и под влиянием СМИ, некая новая, в основном молодежная социокультурная норма — «рекриационная» модель нар-

5 Эмпирическую базу последнего этапа исследования составляют данные по изучению правосознания молодежи, полученные в рамках проведенного нами в 2008 г. на базе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации криминологического исследования ценностно-нормативных ориентаций студенческой молодежи. Исследование охватило 5 регионов страны — Москву, Санкт-Петербург, Омск, Волгоград, Республику Бурятия (опрошен 1051 студент, в том числе 278 юристов).

6 См.:Клочкова А.В. Социально-правовые ориентации школьников: Сб. науч. тр. Правовые и криминологические проблемы защиты прав несовершеннолетних. М., 2008.С. 36.

комании, подразумевающая потребление наркотиков на отдыхе. Как и любой вид девиантной субкультуры, «наркотическая субкультура» стремится к своему расширению за счет вовлечения новых и новых лиц, ранее не употреблявших наркотики. Известно, что каждый наркоман вовлекает в потребление наркотиков примерно от 10 до 15 человек. В клубной атмосфере этот процесс значительно ускоряется.

Достаточно высокая степень ригоризма проявляется в отношении к легализации легких наркотиков. При ответе на вопрос: «Считаете ли Вы возможным легализовать свободное приобретение и потребление так называемых «легких» наркотиков, как это сделано в Голландии?» подавляющее большинство респондентов (83,6%) выразили отрицательное отношение к легализации «легких» наркотиков, что может свидетельствовать об осознании необратимости негативных последствий реализации данной идеи. При этом около 20% молодежи в принципе не возражают против легализации потребления наркотиков.

В рамках данного направления исследований проводится длящееся изучение материалов, опубликованных в некоторых наиболее популярных печатных изданиях. Целью данного исследования является получение эмпирико-теоретическим путем ответа на вопрос: какие наиболее распространенные в журналистике средства и приемы используются в публикациях, связанных с проблемами распространения и потребления наркотических средств, которые, с нашей точки зрения, можно отнести к материалам пропагандистского характера? В качестве основных объектов исследования выступали газеты: «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Известия», «Российская газета», «Криминал», «Вне закона»; обращалось внимание и на молодежные журналы «Хулиган», «Cool», «Молоток».

Из 112 исследованных публикаций в 13 встречается информация о свойствах различных наркотиков, в 9 речь идет о сбытчиках наркотических веществ, более 10 публикаций содержат информацию о действующих расценках, в 4 — напрямую говорится о положительном свойстве или эффекте употребления наркотических веществ. В 18 заметках информация преподносится под видом просвещения населения, в том числе молодежи, в 7 — под видом сенсаций, шокирующей информации, в 14 — упоминаются известные личности или их близкие, а две заметки можно отнести к категории сообщений об интересном факте.

Следует отметить, что большая часть печатного материала, связанного с потреблением наркотических средств, является короткими заметками, которые, будучи взяты в отдельности, легко и быстро могут быть прочитаны и не требуют значительных временных затрат или умственных усилий.

При проведении анализа, касающегося качественной подачи материала, т. е. его содержания, обращает на себя внимание проблема влияния на отношение читателя к наркотикам и наркомании. Первый удар при этом испытывает традиционная и понятная большинству

система ценностей и ориентиров. Под сомнение может ставиться необходимость следования здоровому образу жизни или наличие выраженной позиции по конкретной проблеме. Наибольший негативный эффект на сознание молодежи оказывают сообщения о «положительном» воздействии наркотиков. При этом затрагиваются в основном аспекты тесной взаимосвязи потребления одурманивающих средств с творчеством, духовным развитием. Однако есть и публикации, в которых говорится о благоприятном воздействии на здоровье: наркотик может рассматриваться как «единственный возможный способ унять боль» или «расслабиться». При описании влияния на душевное состояние звучит тема «получения покоя», «прилива радости и оптимизма»7.

Следующим методом негативного воздействия СМИ является формирование у читателя отношения к наркотикам как к неотъемлемой части общественной жизни. При этом в преподносимой информации прослеживается достаточно опасная тенденция: наркомания рассматривается как явление всепоглощающее, эффективно противодействовать которому невозможно, по крайней мере такого пути пока не найдено. Читателя зачастую подводят к мысли о том, что потребление наркотиков характерно не только для нашей страны, но и для всего мира в целом, а глобализация культуры потребления, стиля жизни не дают возможности ставить барьеры на пути наркомании. При этом нередкой является отсылка к «авторитету» европейских стран, где даже в рамках одной лаборатории «производят до нескольких тысяч таблеток (экстази. — Прим. авт.) в неделю», а «наркотик в момент уходит на танцплощадках ночных клубов, где тусуется молодежь»8. «Цивилизационный барометр», каким предстает в глазах читателя Европа в таких публикациях, явно указывает на господствующую тенденцию наркотизации, и в первую очередь наркотизацию молодежи. Для наибольшего психологического воздействия может упоминаться даже «учебное заведение, в котором обучают выращивать марихуану». Сообщение при этом усиливается информацией о якобы «больших свободах в выборе Alma Mater» у иностранных студентов9.

Кроме того, в публикациях средств массовой информации обращается внимание на особое геополитическое положение России, через которую проходят «транзитные маршруты поставки наркотиков из Средней Азии в Европу», не только высокую коррумпированность, но и на вовлеченность в наркотрафик лиц любого возраста, социального положения и сферы занятости. К этой деятельности оказываются причастны «участковые милиционеры, студенты, методисты управления образования», «пенсионеры, дети ученых и известных политиков»10.

7 Криминал. 2007. Март. № 11.

8 Там же. 2004. № 14.

9 Московский комсомолец. 2007. 21 апр.

10 Там же. 2004. 20 мая.

Ситуация в анализируемых материалах представляется безвыходной, беспросветной, а методы борьбы показываются как неэффективные.

В настоящее время в молодежной среде сложилось неоднозначное отношение к проблеме наркотиков. По мнению экспертов, данной ситуации во многом способствует разделение наркотиков на «легкие» и «тяжелые», хотя в действительности с научной точки зрения такого разделения не существует. Именно благодаря СМИ формируется лояльное отношение в общественном сознании к наркотическим средствам. Потребление так называемых «легких» наркотиков в молодежной среде считается допустимым, хотя и может подлежать осуждению. Об этом свидетельствует тот факт, что информация о наркотиках, рассчитанная на молодежную аудиторию, зачастую преподносится в качестве забавного факта, который хорошо понятен, знаком сознанию читателя. К такого рода сообщениям может быть отнесена в качестве примера заметка о «...грабителе, который накурился марихуаны и сам вызвал полицию»11. Данный способ подачи информации может быть отнесен к скрытой пропаганде наркотиков и психотропных веществ.

В особых случаях для того, чтобы человек стал «своим», влился в компанию, употребление наркотиков является не просто желательным, а необходимым. Конечно, при этом ссылаются на «авторитет» основателей или живых идолов определенных направлений в музыке, искусстве, литературе, а если речь идет не применительно к конкретной субкультуре, то апеллируют к известности артистов, певцов, других популярных в молодежной среде лиц: «Дэвид Боуи (популярный рок-исполнитель. — Прим. авт.) вынюхал дозу, только-только выйдя за порог больницы, где слезал с наркоты» или «Чаще всех с наркотиков пыталась слезть Кортни Лав — в больнице она побывала около 14 раз»12.

Отсылка к известной личности может иметь и иные негативные последствия, в том числе допустимость циничного поведения, лжи, снятия моральных запретов, безответственности: например, сообщение о том, что у Уитни Хьюстон «нашли кокс после интервью, в котором она заявила, что не употребляет драгс»13.

Особенно опасным является героизация личности наркомана. Наряду с упоминанием о наркотической зависимости личности можно встретить информацию о ее таланте или способностях, непринятости обществом, непонимании близких людей. Такой человек предстает борцом, сметающим на своем пути устаревшие баррикады стереотипов, а не больной личностью и уж тем более не преступником. Именно в такой роли позиционирует себя на страницах прессы и в иных СМИ исполнитель рэпа Децл (ныне «Le Truk»), который «направил свой пыл на борьбу за легализацию марихуаны»14.

11 Вне закона. 2007. 22 февр.

12 Молоток. 2004. № 10.

13 Там же.

14 Bravo. 2004. № 12.

Кроме того, заметки с упоминанием известных имен формируют у читателя иллюзию существования особого мира, в котором все дозволено, а употребление наркотиков является неотъемлемой частью. В одной из публикаций молодежного журнала сообщается, что известный эстрадный певец Робби Вильямс «потребовал кокаина сразу, как только приземлился в Москве»15.

Основным методом воздействия на чувства и эмоции читателя являются различные способы подачи материала по наркотической проблематике. Помимо упоминавшихся при количественном анализе сенсаций и шоковых материалов авторы статей нередко делают попытку запугать читателя, вызвать чувства страха, опасности или даже ужаса. Проверенным способом служит преподнесение в материалах о наркотиках информации о совершенных на почве их употребления или распространения преступлениях. При этом из 19 проанализированных статей, в которых содержатся данные о противоправных действиях, а также упоминание о противоправных деяниях, связанных с наркотиками, в 3 говорится об убийствах, в 7 — о тяжком причинении вреда здоровью или совершении насильственных действий, в 8 — о кражах, грабеже, распродаже имущества; в 15 рассматривается в качестве противоправной сама деятельность по хранению и распространению наркотиков. Образ наркомана или употребляющего психотропные вещества в этих статьях характеризуется крайней степенью общественной опасности, он предстает «законченным преступником», способным безжалостно «кромсать, полосовать и тыкать ножом» беспомощную жертву, после чего «с отрешенным видом» принимать очередную дозу или «донюхивать оставшийся клей»16. С одной стороны, такие публикации способствуют формированию негативного отношения к наркоманам, с другой — будучи наполненными кровавыми подробностями совершения преступлений, вызывают негативный эффект в виде постепенного привыкания к сценам насилия и жестокости в средствах массовой информации.

Отдельного внимания заслуживает характер оформления статей. При подаче материала в некоторых изданиях используются контрастные цвета, плохо сочетающиеся друг с другом; при оформлении фона используются тона, которые в общем представлении несут негативную нагрузку; изображения ситуаций и мест вызывают неприятные ассоциации (наиболее часто встречаются изображения тюрем (СИЗО) или больничных палат); страницы пестрят каплями красной краски, разноцветными заметками, картинками. По сути, такое обилие материала является довольно сложной для разрешения когнитивной задачей и, следовательно, ставит своей целью отвлечь внимание читателя, не дать ему возможности сосредоточиться на анализе и под-

15 Bravo. 2004. № 12.

16 Вне закона. 2007. 22 февр.

толкнуть к простому «проглатыванию» предложенного информационного продукта.

С какой целью журналисты прибегают к данному методу подачи материала? Очевидно, во главу угла ставится социально-психологическое воздействие на аудиторию. На наш взгляд, следует выделить несколько причин применения такого подхода к читателям.

Первая заключается в том, что эмоциональная жизнь человека при высоком темпе деятельности не всегда оказывается насыщенной, а чувство страха, вызываемое статьями, оказывает стрессовое воздействие и порождает различные эмоции, в том числе и негативные. Во-вторых, статьи как информационный источник вызывают страх, который человек переживает во время прочтения, а чувство опасности может сохраниться на протяжении определенного отрезка времени и сопровождать в повседневной жизни. В печатных изданиях эти устрашающие и угрожающие обстоятельства преподносятся в гиперболизированном виде, представляют суррогат негативных сторон действительности. В-третьих, такие заметки могут производить разрядку подсознательных агрессивных влечений, чем бы эти влечения ни были вызваны.

Таким образом, потребность в этих материалах объясняется целым комплексом причин. Обстоятельства, в которых человек испытывает страх зачастую независимо от его воли, привлекают внимание. При постоянном «потреблении» такого рода «литературных изысков» происходит привыкание, формируется определенный вкус и даже возникает интерес к подобного рода материалам. В этом случае и вступает в действие «цивилизационный» фактор: информационный поток современного общества настолько разнообразен, что сформированный устойчивый интерес сам по себе представляет собой положительную ценность для человека, наполняет эмоциональную сторону его жизни. И, как это ни печально, появление положительных эмоций, а также заинтересованности, от которой чрезвычайно сложно отказаться, опосредуется материалами негативного содержания.

Другим эмоциональным «наполнителем» в статьях служит черный юмор. В основном к такой категории относятся заметки, сопряженные по тематике с противоправными действиями, причинением вреда здоровью, насилием, реже попадаются заметки о совершаемых под воздействием наркотических средств краж и грабежей.

При этом часто заголовки публикаций несут саркастическую или сатирическую нагрузку в зависимости от содержания статьи: сексуальная тематика («Доступное тело»), действия, совершенные ошибочно под воздействием наркотиков или в связи с ними («Ошибка охотника», «Сам вызвал полицию»), или преступления («Смерть в Акапулько»)17.

Характерно для публикаций, связанных с наркотической проблематикой, и то, что заголовки и подзаголовки выполняют эмоцио-

17 Криминал. 2004. Апрель. № 14.

нально-завлекающую функцию, при этом не обязательно отражая смысл самой заметки или статьи. Их задача — привлечь внимание читателя. Из проанализированного материала становится ясно, что как «желтая пресса», так и иные печатные СМИ, в том числе официальные издания, уделяют внимание этому вопросу. Неудивительно поэтому для всех печатных материалов использование общих приемов, одним из которых является употребление выражений, знакомых читателю и вошедших в лексикон на обыденном уровне. Такие выражения могут быть заимствованы как из лексики, связанной с наркотиками («Полный улет»), так и не связанной с ней: в последнем случае могут иметь место фразеологизмы, частично измененные, а также реминисценции из названий известных литературных произведений или порождающие ассоциации с ними («Конопля и капуста», «Горе от ума»). Другим приемом является использование заголовков в переносном смысле, что порождает двойственность их звучания («Без марихуаны — не жизнь»)18.

Окончательно же завладеть вниманием читателя, по замыслу авторов, должно само содержание. Читатель попадает в совершенно необычный для него и не связанный с его личным жизненным опытом информационный поток. Эта необычность связана не только с характером описываемых ситуаций, но и с созданием образов, в этих ситуациях фигурирующих. Разумеется, самым важным из «фигурантов» является тот, кто употребляет наркотические средства и психотропные вещества, поэтому оценка его образа наиболее важна для целей настоящего исследования.

Первое, что обращает на себя внимание: практически во всех заметках, где затрагиваются вопросы наркотиков, авторы, как правило, вольно или невольно вызывают толерантное отношение к своим героям со стороны читателя. Причем рамки толерантности могут варьироваться от равнодушия (сочувствия) до полной и безоговорочной поддержки.

Среди факторов, вызывающих сочувствие, в первую очередь следует выделить социальную среду, для которой характерны проблемы, изображаемые в качестве основных, — «безденежье, трудное семейное положение или ежедневное созерцание чужой беды»19. Исходя из текста анализируемых статей, единственным выходом оказывается наркотик, только после его приема вновь «распрямляются плечи», «в глазах разгорается огонь», хочется «жить и действовать».

Другим фактором, вызывающим сочувственное отношение, оказывается ссылка на неведение, незнание или любопытство. Речь в

18 Молоток. 2004. № 10.

19 Криминал. 2007. Март. № 11.

20 Соо1. 2004. 15 янв.

21 Аргументы и факты. 2004. 11 марта.

таких статьях идет прежде всего о подростках и молодых людях. Информация преподносится под видом предостерегающего и просвещающего материала в основном в журналах, чьей основной аудиторией являются лица, не достигшие совершеннолетия. При том, что в таких заметках также речь идет о «заедании средой», акцент делается на специфические проблемы: социализации («колоться начала, чтобы поддержать подругу»), поиска независимости и самоидентификации («реальность ужасно бесит. только доза. где достать»)20.

Обратим внимание на то, что в такого рода материалах содержится информация о способах производства наркотиков и об источниках информации о способах их изготовления. Журнал «Молоток» сообщает, что «у студентов-технарей почти всегда есть доступ к необходимым реактивам и оборудованию», а «найти рецептуру и описание технологии производства многих препаратов очень просто — Интернет набит» необходимыми сведениями21.

От заметок, в которых авторы подталкивают читателя к тому, чтобы «войти в положение» наркомана, следует отличать статьи, где читателя призывают встать на сторону употребляющего наркотики. К такому сектору информации в том числе принадлежат заметки с упоминанием известных лиц, о чем говорилось выше. К вышеизложенному следует добавить, что в ряде публикаций «звезды» напрямую и с полной убежденностью говорят о важной роли наркотиков в своей жизни. Например, известный голливудский актер Киану Ривз заявил, что «наркотики позволяют ... познавать мир», а рэп-музыкант Децл («Le Truk»), не покурив марихуаны, «не выходит в телеэфир, не дает интервью и не выступает»22. Конечно, целью таких высказываний является привлечение публичного внимания, а точка зрения их авторов вызывает интерес именно потому, что не совпадает с официально принятой. Кроме того, данный поток информации оказывается направлен на членов субкультурных прослоек, в которых употребление наркотиков является нормой.

Другим действующим лицом является распространитель наркотиков. Направленность ряда публикаций свидетельствует о преподнесении информации о наркоторговцах как о лицах, попавших в сложную жизненную ситуацию и заслуживающих понимания. При этом авторы обычно апеллируют к естественному чувству сострадания. Конечно, речь идет в таких статьях не обо всех наркоторговцах вообще, а о попавших прежде в наркотическую зависимость и работающих за возможность получить «дозу» или действительно слабо защищенных социально. «Беспрецедентным» был назван процесс над 75-летней сбытчицей наркотиков, которая «пыталась смягчить свою участь, предъявив суду медали, а также удостоверения узницы фа-

22 Bravo. 2004. № 12. 29 марта.

23 Российская газета. 2004. 6 апр.

шистских лагерей и труженицы тыла»23. Сложные жизненные обстоятельства при этом часто представляются как приводящие с неизбежностью к занятию торговлей наркотиками, а сами мелкие дилеры — как заложники обстоятельств.

За счет создания описанных образов наркоманов и сбытчиков наркотиков, а также разделения в печатных СМИ наркотиков на «легкие» и «тяжелые» происходит размывание границ дозволенного и недозволенного поведения как с точки зрения закона, так и с точки зрения морали. Наркоман или наркоторговец предстает зачастую если не жертвой, то по крайней мере не виновником обстоятельств.

Несоответствие между информацией, представленной в публикациях, и действительностью ставит вопрос о роли такой информации. Если обратиться к имеющимся определениям пропаганды, то следует обратить внимание на следующее. Несмотря на огромное разнообразие определений пропаганды, все они схожи в том, что включают признак большей или меньшей недостоверности представляемой информации. В частности, «Энциклопедия Британика» дает следующее определение: «Пропаганда — это распространение информации: фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для оказания воздействия на общественное мнение или иную целевую аудиторию». Кроме того, специалисты выделяют использование лозунгов и символов как особых средств, присущих именно пропаганде. О роли графического оформления и его негативном содержании уже говорилось в данной статье: еще раз подчеркнем, цель такого оформления — манипулирование вниманием читателя.

Следует упомянуть и о том, что ряд специалистов сходятся во мнении о системном характере проводимых мероприятий по привитию соответствующих вкусов в молодежной среде, к которым, в частности, относится организация субкультурных групп и так называемый «драг-маркетинг», включающий в себя муссирование информации не только в печатных, но и в электронных СМИ, теле- и радиопрограммах, художественной литературе и даже программах образовательных курсов.

Таким образом, значительная часть подаваемой в печатных СМИ информации, связанной с наркопроблематикой, имеет признаки пропаганды. Кроме того, опасность заключается в том, что в сознании читающего постепенно, но верно закрепляется связь наркотиков и творчества, отдыха (расслабления), успеха. Наркоман и даже торговец наркотиками предстает в печальной роли жертвы, возможно, недооцененной и непонятой обществом; сам образ наркомана подается таким образом, что с большей долей вероятности должен вызвать сострадание.

Конечно, спрос на такую информацию отчасти зависит от культуры потребления, существующей в обществе. Такие печатные материалы рассматриваются в основном как способ «разгрузить голову», при этом упускается из виду, сколь негативное влияние на индивидуальное и общественное сознание оказывают подобные публикации.

В силу указанных причин меры по изменению потребительского вкуса могут быть неэффективными. Речь, скорее, следует вести о саморегулировании журналистского сообщества. В 2001г. была принята Декларация «Об ответственности журналистов российских электронных и печатных СМИ в освещении проблем профилактики злоупотребления наркотиками и противодействия их незаконному обращению»24. К сожалению, она не имеет широкого применения, однако очерченная в этом кратком документе система рекомендаций способна оказать влияние на формирование этических принципов в работе журналиста. Обращает на себя внимание призыв этой декларации занять более активную позицию и вести продуманную политику в вопросах освещения проблемы наркотиков и психоактивных веществ в российских СМИ.

Cписок литературы

Клочкова А.В. Социально-правовые ориентации школьников: Сб. науч. тр. Правовые и криминологические проблемы защиты прав несовершеннолетних. М., 2008.

Клочкова А.В. Проблемы нормативного регулирования пропаганды наркотических средств //Наркоконтроль. 2006. №1. С. 24—25.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

24 Декларация об ответственности журналистов // Нет наркотикам (http://www.nar-kotiki.ru/ecolumn_4541.html).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.