Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 48 — 52. State service and personnel. 2023;(4):48 —52.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-48-52 NIION: 2012-0061-04/23-197
EDN: https://elibrary.ru/OYSYXC MOSURED: 77/27-008-2023-04-397
Роль СМИ в формировании гражданского общества в Российской Федерации
Аминат Раджабовна Нестурова1, Ахмед Хидирович Рамазанов2
1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия
Аннотация. В статье рассматривается влияние средств массовой информации на формирование гражданского общества. Авторы приходят к выводу, что наличие независимых СМИ является важным, но недостаточным фактором для возникновения и развития гражданского общества. В статье также освещено влияние технологии манипулирования общественным мнением на политическое поведение масс.
Ключевые слова: гражданское общество, средства массовой информации, независимость.
Для цитирования: Нестурова А.Р., Рамазанов А.Х. Роль СМИ в формировании гражданского общества в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 48—52. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-48-52 EDN: https://elibrary.ru/OYSYXC
Original article
The role of mass media in the formation of civil society in the Russian Federation
Aminat R. Nesturova1, Ahmed Kh. Ramazanov2
11 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia
Abstract. The article deals with the influence of mass media on the formation of civil society. The authors concluded that the presence of independent media is an important but insufficient factor for the emergence and development of civil society. Moreover, the article highlights the influence of technologies for manipulating public opinion on the political behavior of the masses.
Keywords: civil society, mass media, independence.
For citation: Nesturova A.R., Ramazanov A.Kh. The role of mass media in the formation of civil society in the Russian Federation // State service and personnel. 2023;(4):48—52. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-48-52 EDN: https://elibrary.ru/OYSYXC
Средства массовой информации сегодня классифицируются как важнейшие социальные и политические институты, поскольку их основной функцией по-прежнему является способствование свободному распространению информации, укрепление основ свободы слова и утверждение принципов демократии. Средства массовой информации должны стать основным инструментом для донесения правды до политических элит, ключевых государственных институтов и граждан.
В контексте развития информационного общества задачей СМИ является стать локомоти-
© Нестурова А.Р., Рамазанов А.Х. М., 2023.
вом в формировании общественного мнения и мировоззрения, пропаганде политической культуры среди населения страны. С учетом формирования качественно иной медиасистемы возникает необходимость регулирования ее влияния на политическое сознание и поведение общества, что будет способствовать формированию институтов гражданского общества.
Информация — это неисчерпаемый источник так называемой четвертой власти. Однако право на информацию и свободу выражения мнений является естественным и неоспоримым правом человека, которое не предоставляется правительством, хотя во многом зависит от него.
№ 4/2023
Одним из наиболее важных критериев гражданского общества является его открытость, которая включает, во-первых, гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий, в том числе принимаемых законодательных актов, во-вторых, свободу выражения мнений, убеждений, суждений, свободу критики, и, в-третьих, свободу общения с международными организациями и зарубежными общественными организациями.
Субъектами гражданского общества, действующими в информационной сфере, являются негосударственные средства массовой информации. Их роль в государстве и гражданском обществе чрезвычайно важна. Средства массовой информации фактически являются «глазами и ушами» гражданского общества. Средства массовой информации предназначены для информирования гражданского общества о деятельности властей, о попытках ограничить права личности и общества, о незаконных действиях властей. Именно через них гражданское общество осуществляет контроль над деятельностью государства. И именно они осуществляют «обратную связь» между государством и гражданским обществом, информируя власть об отношении населения к действиям властей и о проблемах отдельных лиц и их объединений, нуждающихся в помощи государства.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право свободно искать, получать и передавать информацию любым законным способом». Информация, ее производство и распространение, в целом информационные права гражданина, отдельного человека являются одной из важнейших гарантий соблюдения и защиты всех прав человека.
В целом СМИ можно определить как многофункциональный социально-политический институт, функционирующий по системе относительно локальных СМИ и характеризующийся:
1) доступностью для массовой аудитории;
2) характером производства и распространения информации;
3) социально-преобразовательным потенциалом.
Итак, система СМИ определяется следующими характеристиками:
■ информационная насыщенность;
■ публичность, т.е. неограниченный и сверхличный круг потребителей;
■ наличие специального технического оборудования, устройств для передачи сообщений;
■ косвенное, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
■ однонаправленное взаимодействие от коммуникатора к получателю, ограниченная обратная связь;
■ неустойчивый и рассеянный тип аудитории, который время от времени формируется за
счет концентрации общего внимания на конкретной новости (статье, радио или телепрограмме и т.д.).
Основываясь на технических методах распространения информации и ограничениях, налагаемых этими методами, средства массовой информации можно рассматривать как систему, состоящую из трех основных подсистем:
1) пресса (печать) — это средство распространения информации посредством печатного воспроизведения текста и изображений;
2) радио — аудиоинформация с использованием электромагнитных волн;
3) телевидение — передача аудиоданных с использованием электромагнитных волн.
Фактически Интернет также подпадает под определение СМИ, хотя законодательство большинства стран не включает его в качестве такового.
К сожалению, отечественное законодательство в области СМИ сегодня несовершенно. Сокрытие объективной информации не влечет за собой серьезных санкций. Многочисленные пресс-центры и РИ-центры, призванные стать «мостом» между властью и гражданами, должны функционировать в рамках закона, защищающего принципы морали и нравственности многонационального народа России.
Можно с уверенностью сказать, что информация правит миром. Сама картина мира возникает не на пустом месте. Она состоит из множества взглядов, идей, ценностных ориентаций. Каким оно будет, в немалой степени зависит и от средств массовой информации. СМИ обладают довольно широким манипулятивным арсеналом: намеренное искажение реальной ситуации путем сокрытия одних фактов и разоблачения других, публикация фейковых новостей, использование визуальных средств или словесных образов для создания у аудитории необходимых эмоций и т.д.
Сегодня существует большое разнообразие методов манипулирования общественным сознанием, которые требуют противодействия со стороны властей и общественности.
Эти методы различаются по эффекту и содержанию, но у них есть одна общая черта: все они направлены на создание определенного эмоционального настроя и психологических установок в аудитории и в итоге на манипулирование общественным сознанием.
Современная глобализация коммуникаций резко усилила влияние средств массовой информации. Массовые коммуникации стали серьезным инструментом современной политики. Это связано с более серьезной ролью общественного мнения в нынешних условиях, в формировании которого СМИ играют решающую роль.
Вполне вероятно, что большому количеству людей необходимы свободные и независимые СМИ для укрепления или становления демократии.
№ 4/2023
Независимые и свободные СМИ особенно необходимы в переходный период. Развитие СМИ как свободных и независимых может принимать различные формы, свобода и независимость также имеют разные проявления. Здесь необходимо понять, какими должны быть средства массовой информации и каким должно быть общество, чтобы стало возможным внедрение демократических институтов [2].
Закон РФ «О средствах массовой информации», принятый в 1991 г., послужил этапом на пути к реализации демократии и формированию гражданского общества. Закон закрепляет права и обязанности журналистов, гарантирует свободу СМИ, обеспечивает право граждан и организаций опровергать и отвечать и т.д. [1].
Союз журналистов России убежден, что законодательство в области СМИ должно развиваться путем разработки и принятия федеральных законов, дополняющих Закон «О средствах массовой информации».
К ним относятся федеральные законы об общественном телерадиовещании, о лицензировании телерадиовещания, об основах экономических отношений в сфере массовой информации, о праве на доступ к информации, об информационных агентствах, об основах экономических отношений в средствах массовой информации, о праве доступа к информации, о распространении средств массовой информации в Интернете, о судебной палате по информационным спорам, спутниковом и кабельном телерадиовещании и т.д. Однако принятие этих нормативно-правовых актов требует внесения соответствующих поправок в Закон «О средствах массовой информации», которые в совокупности позволят им сформировать прочную основу для современного федерального законодательства в области СМИ [9].
Средства массовой информации используют два основных метода распространения информации — последовательный и фрагментарный. Первый метод обычно используется в печатных изданиях. Та или иная проблема последовательно и всесторонне освещается в печатных СМИ [8, с. 577]. Следовательно, манипуляция в данном случае осуществляется посредством выбора темы и тональности ее изложения.
Второй метод — это фрагментарное представление информации. Это особенно распространено на телевидении и имеет ряд отличительных особенностей. Фрагментарность или, другими словами, дробление информации создает видимость ее универсальности и эффективности изложения, что препятствует формированию у подавляющего большинства граждан целостной картины политических явлений или событий.
Таким образом, фрагментарное представление информации дает манипуляторам дополнительные
возможности управлять слушателями, фокусируясь на одних событиях, умалчивая о других, искажая третьи. Следовательно, этот метод сбивает с толку аудиторию и либо снижает интерес к политике и вызывает политическую апатию, либо вынуждает полагаться на завышенные рейтинги.
Влияние фрагментарного представления информации усиливается за счет выбора подходящих тем. Поскольку три или пять вопросов действительно могут быть вынесены на арену общественного мнения, власти борются за право выбирать эти вопросы.
Однако высокий уровень образования человека делает использование всех вышеперечисленных технологий довольно сложным. Совсем другое дело — манипулировать людьми с ограниченным мышлением. Сознательное упрощение и тенденциозный выбор фактов и тем для информирования населения помогает средствам массовой информации формировать людей с ограниченным мышлением.
В современной науке существует несколько последовательных методов представления информации, которые помогают уменьшить критический анализ и понимание.
1. Упрощение и стереотипизация.
Было обнаружено, что в большинстве случаев люди подсознательно склонны к упрощенному объяснению сложных проблем [8, с. 575]. Процесс восприятия — это всего лишь механическая адаптация нового явления к устойчивой общей формуле или стереотипу. Человек склонен воспринимать послание легко и безоговорочно, без критического анализа и внутренней борьбы. Таким образом, средства массовой информации способствовали усилению такого типа мышления, при котором человек мыслит стереотипами. Постоянно снижая интеллектуальный уровень сообщений, последние начали превращаться в инструмент оглушения.
2. Подтверждение и повторение.
Упрощение позволяет выразить основную
идею, которую необходимо донести до аудитории, в сжатой, энергичной и впечатляющей форме — в форме заявления. Повторение притупляет разум и влияет на бессознательные механизмы. Таким образом, повторение становится препятствием для разногласий во мнениях. Это сокращает время, затрачиваемое на размышления, и быстро превращает мысль в действие.
3. Фрагментация информации.
Важным аспектом упрощения является разделение всей проблемы на отдельные фрагменты, чтобы слушатель не мог связать их вместе и понять проблему. Для этого статьи в газете разбиваются на части и размещаются на разных страницах, телепередачи делятся по рекламе.
Важность этого метода заключается в том, что, когда информация о важном событии разбивается
№ 4/2023
на части, влияние сообщения может быть значительно уменьшено или лишено четкого смысла.
4. Срочность предоставления информации.
Обоснованием фрагментации информации
является безотлагательность, необходимость немедленного предоставления информации. Чрезмерное чувство срочности значительно расширяет манипулятивные возможности для отправки сообщений. Таким образом, одно важное сообщение заменяется другим, более свежим.
5. Сенсационность материала.
Еще одним оправданием фрагментарности информации является сенсационность материала. Сенсации — это новости о событиях, которым придается такое большое значение и уникальность, что к ним приковано внимание аудитории. Сенсации также удерживают внимание под контролем в течение определенного периода времени. Они помогают скрыть важные события или предотвратить скандалы и панику [8, с. 571]. Таким образом, нарушение привычной, стабильной социальной ситуации и использование сенсации для этой цели повышает ситуативную внушаемость.
Хотим обратить внимание на то, что психика абсолютно каждого человека подвержена мани-пулятивным воздействиям извне. То есть, наш психический аппарат устроен так, что один человек всегда может контролировать других, потому что предрасположенность последнего заставляет его выполнять команду извне.
Рассматривая роль СМИ в формировании гражданского общества, можно заметить, что при всеобщем признании миссии СМИ по формированию гражданского общества существуют различные подходы к ее реализации, конкретные функции СМИ и т.д. Подробные суждения о выполнении миссии СМИ по формированию гражданского общества можно представить в виде двух подходов.
В первом подчеркивается информационная функция журналиста. Я. Засурский выделяет следующие цели журналиста в гражданском обществе: анализ государственной политики и публикация материалов, связанных с правительством, предоставление различных точек зрения, всего спектра мнений, предоставление аналитических материалов и социологических данных, которые позволяют аудитории иметь независимое мнение по наиболее важным вопросам политики, публикация материалов, связанных с общественностью, публикация основных экономических данных и публикация писем читателей.
Я. Засурский пишет: «Таким образом, средства массовой информации развивают гражданское самосознание, способствуют формированию гражданского общества» [3, с. 100].
Второй подход подчеркивает идеологическую функцию журналиста в формировании гражданского общества. Например, Е.П. Прохоров, назы-
вая журналистику в гражданском обществе народной («...если национальный суверенитет первичен, то идеальной социальной структурой является народная демократия, а ее информационное обслуживание осуществляется народной журналистикой»), ставит перед ней следующие задачи.
1. Провести всесторонний мониторинг, составить «повестку дня».
2. Выступать в качестве общественного эксперта: формировать установки, представления, мнения, взгляды, стремления.
3. Выступать в качестве общественного консультанта.
4. Участвовать в создании духовной атмосферы в обществе, участвуя в формировании массового сознания.
5. Предоставить платформу для различных мнений. Средства массовой информации действуют как VOX POPULI — «нация, которая говорит сама с собой».
6. Аккумулировать и обнародовать жизнь массового сознания, общественного мнения.
7. Выступать в качестве организатора социального диалога» [5, с. 7].
Более того, отдельно Е.П. Прохоров говорит о такой задаче, как «внедрение в массовое сознание концепции демократического социального верховенства права, идеологическое обеспечение ее функционирования и развития» [5, с. 15].
В другой интерпретации информационная и идеологическая функции журналистики характеризуются, соответственно, как позиции чистого профессионализма, или «перьевой техники», а также как позиции общественного признания, социальной роли журналиста, или «перьевой миссии» [6, с. 61].
Следует отметить, что в первый постсоветский период особенно много говорилось об информационной функции журналиста, едва ли не как о единственно подходящем виде профессии. Эту же функцию предпочитали и сами журналисты. Типичными являются, например, суждения журналистов в ходе экспертного опроса: «Мы должны информировать общество», или «будущее принадлежит информационной журналистике, которая уделяет максимальное внимание фактам, их проверке, всестороннему расследованию и взвешенным, рациональным заключительным комментариям, а также, по крайней мере, собственным предположениям и впечатлениям» [7, с. 124].
Средства массовой информации, профессиональное журналистское сообщество и отдельный журналист призваны отражать ситуацию с выбором миссии, которая соответствует ценностям гражданского общества и функциям, которые ее реализуют. Выбор конкретной функции СМИ демонстрирует социальную ответственность сообще-
№ 4/2023
ства и журналиста, ответственность не только за соблюдение профессиональных стандартов, но и за процесс формирования гражданского общества, перспективы которого не предопределены.
Таким образом, одним из важнейших базовых условий существования гражданского общества является гласность, обеспечиваемая независимыми СМИ. В условиях демократии институты гражданского общества и государства функционируют как отдельные, но взаимозависимые части общей системы. Отношения между правительством и гражданским обществом основаны на общественном соглашении, а сотрудничество направлено на достижение компромисса. Граждане демократического государства пользуются правом на личную свободу, но в то же время разделяют с другими государственными учреждениями ответственность за формирование будущего.
Только в демократической политической системе, в которой отношения между правительством и гражданским обществом строятся на основе общественного соглашения, гражданское общество достигает высокого уровня развития. Демократические процедуры в гражданском обществе основаны на праве общественности оценивать качество деятельности органов власти и на механизмах, которые влияют на органы власти в интересах общества.
Список источников
1. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 // http://www.con-sultant.ru/
2. Бачило И.Л. Гражданское общество в зеркале информационнои среды // Информационное право и становление основ гражданского общества. М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 2008. С. 26—30.
3. Засурский Я. Зарубежный опыт участия прессы в формировании гражданской компетентности населения // Роль прессы в формировании в России гражданского общества. М., 1999.
4. Кабакова В А. Роль СМИ в становлении гражданского общества. Пропагандировать? Информировать? Просвещать? // Биб-ка отд. журналистики ТюмГУ // http://media.utmn.ru/ library view_book.php? chapter_num=-1&bid=844
5. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001. C. 7—15.
6. Оогомонов А.Ю. Рефлексивная журналистика // Роль прессы в формировании в России гражданского общества. М., 1999.
7. Становление духа корпорации: правила частной игры в сообществе журналистов М.,1995.
8. Шейнов В.П. Манипулирование сознанием. Минск: Харвест, 2010.С. 571—577.
9. URL: www.ruj.ru (офиц. саит общеросси-искои общественнои организации «Союз журналистов России»)
References
1. Iaw of the Russian Federation on mass media dated 27.12.1991 № 2124-1 // http://www.con-sultant.ru/
2. Bachilo I.L. Civil society in the mirror of the information environment//Information law and the formation of the foundations of civil society. М.: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 2008. Pp. 26—30.
3. Zasursky Ya. Foreign experience of the participation of the press in the formation of civil competence of the population // The role of the press in the formation of civil society in Russia. М., 1999.
4. Kabakova VA. The role of the media in the development of civil society. Propaganda? Inform? Enlighten? // Library of journalism department of Tyumen State University // http://media.utmn.ru/ library view_book.php? chapter_num=-1&bid=844
5. Prokhorov E.P. Journalism and Democracy. М., 2001. Pp. 7—15.
6. Sogomonov A.Yu. Reflective journalism // The role of the press in the formation of civil society in Russia. М., 1999.
7. Formation of the spirit of the corporation: the rules of the private game in the community of journalists М.,1995.
8. Sheinov V.P. Mind manipulation. Minsk: Harvest, 2010. Pp. 571—577.
9. URL: www.ruj.ru (official site of the all-Russian public organization «Union of Journalists of Russia»)
Информация об авторах
Нестурова А.Р. — соискатель
Рамазанов А.Х. — доктор исторических наук, профессор
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 11.09.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.
Information about the authors
Nesturova A.R. — applicant
Ramazanov A.Kh. — doctor of historical sciences, professor
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 11.09.2023; approved after reviewing 08.1 1.2023; accepted for publication 14.11.2023.
№ 4/2023