Научная статья на тему 'Роль службы медицины катастроф при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций'

Роль службы медицины катастроф при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1469
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайные ситуации / медицина катастроф / emergencies / catastrophe medicine

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исаева Ирина Владимировна

Отражены современная статистика чрезвычайных ситуаций на территории республики, принципы работы и достижения службы медицины катастроф при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций террористических актов с массовым числом пострадавших.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Исаева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflected were the modern statistics of emergency situations in the republic, the working principles and the achievements of the Catastrophe Medicine service in the threat and occurrence emergency situations acts of terrorism with mass casualties.

Текст научной работы на тему «Роль службы медицины катастроф при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций»

не создана эффективная информационно-аналитическая система контроля за состоянием здоровья медицинского персонала, работающего во вредных производственных условиях, которая бы обеспечивала полными, объективными, своевременными сведениями о числе медицинских работников, подверженных воздействию вредных факторов производственной среды, об имеющихся у них заболеваниях (общесоматических и профессиональных), характере течения болезненного расстройства, стойкости ремиссии, инвалидизации и эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.

ВЫВОДЫ

1. Профессиональная заболеваемость медицинских работников в качестве ин-

тегрального показателя не отражает состояния условий и охраны труда в здравоохранении.

2. Необходимо создание единой медицинской информационной системы на основе электронной базы данных, в которую были бы включены все имеющиеся сведения по всем регионам РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Измеров Н.Ф.Труд и здоровье медиков / Актовая эрисмановская лекция. — М., 2005. — 40 с.

2. Косарев В.В. Бабанов С.А. Профессиональные заболевания медицинских работников. — Самара, 2009. — 227 с.

3. О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2008 году / Инф. Сб. стат. и анал. мат.— М., 2009. — 68 с.

4. Статистика здоровья населения и здравоохранения (по мат. РТ за 2004 — 2008 гг.) / Учебно-метод. пособие. — Казань, 2009. — 263 с..

УДК 614.2: [614.812+614.811] (470.41)

РОЛЬ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Ирина Владимировна Исаева

Республиканский центр медицины катастроф МЗ РТ, г. Казань

Реферат

Отражены современная статистика чрезвычайных ситуаций на территории республики, принципы работы и достижения службы медицины катастроф при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций — террористических актов с массовым числом пострадавших.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, медицина катастроф.

THE ROLE OF CATASTROPHE MEDICINE DURING THE THREAT AND OCCURRENCE OF EMERGENCY SITUATIONS

I.V. Isaeva

Republican Centre for Medicine of Disasters of Ministry of Health of the Republic of Tatarstan, Kazan Summary

Reflected were the modern statistics of emergency situations in the republic, the working principles and the achievements of the Catastrophe Medicine service in the threat and occurrence emergency situations - acts of terrorism with mass casualties.

Key words: emergencies, catastrophe medicine.

Главными задачами службы медицины катастроф Республики Татарстан (РТ) в области защиты жизни и здоровья населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) продолжают оставаться обеспечение постоянной высокой готовности службы медицины катастроф, органов

* Автор для переписки: isaeva_irina_v@mail.ru 82

управления, учреждений и предприятий здравоохранения РТ к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, совер-шенствованиеееорганизационно-штатной структуры с целью оптимизации системы медицинскогообеспечениянаселенияРТ,по-страдавшего в ЧС, эффективное использование финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы оперативного реагирования и управления в службе медицины катастроф РТ.

Республиканский центр медицины катастроф осуществляет круглосуточное взаимодействие со службами экстренного реагирования других министерств и ведомств в соответствии с положениями Министерства по делам ГО и ЧС РТ, Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения, Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ.

Планы взаимодействия со службами экстренного реагирования министерств и ведомств «Буран», «Стужа», «Половодье», «Лесные пожары» и др. ежегодно обновляются. В 2009 г. на территории РТ произошло 118 ЧС, которые имели медикосанитарные последствия (увеличение их частоты на 38% по сравнению с таковыми в

2008 г.). Служба медицины катастроф республики участвовала в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, в которых пострадали 925 человек, из них 294 ребенка (в 2008 г. — 352 пострадавших). Исходя из анализа последних 3 лет (2006 — 2008) число пострадавших в ЧС за

2009 г. увеличилось на 46%, а погибших составило 196 (21%) человек, что на 28% меньше показателей 2008 г.

В 2009 г. специалисты отдела экстренной специализированной и консультативной медицинской помощи Республиканского центра медицины катастроф МЗ РТ осуществили 334 выезда на ЧС (взрывные устройства, ДТП, обрушения зданий, пожары, инфекционные заболевания, аварийные посадки самолетов и др), из них 134 (35%) раза принимали участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. При пожаре в ночном клубе «Хромая лошадь» г. Перми наши сотрудники оперативно и своевременно участвовали в оказании комбустиологической помощи пострадавшим между РЦМК, санитарной авиацией РКБ и МЧС.

Учебно-методическая работа направлена на обучение немедицинского персонала Центра, сотрудников служб безопасности, ГИБДД МВД РТ, юных инспекторов ГИБДД навыкам оказания первой помощи. Всего в 2009 г. было обучено 344 человека, в том числе 97 врачей и 136 фельдшеров. В ноябре 2009 г. на базе центра был

образован учебный отдел. Лицензировано 6 программ по обучению оказания первой и медицинской помощи медицинского и немедицинского персонала.

В 2009 г. в структуре ЧС с пострадавшими на территории республики основную долю (84,7%) занимали техногенные ЧС (в 2006 г. — 98,8%, в 2007 г. — 100%, в 2008 г. — 91,5%), 15,3% — прочие ЧС (социальные и социально-биологические). Прослеживается тенденция к увеличению количества социальных ЧС.

К оказанию медицинской помощи при ЧС подготовлен достаточный по объему и профилям коечный фонд в 42 ЦРБ, 18 городских больницах, 23 специализированных больницах (БСМП, детские больницы, МСЧ). В последние годы проблема терроризма является актуальной для России. Происходит изменение идеологии терроризма (террористические акты начали использовать против мирного населения), способов осуществления террористических актов (использование в качестве контейнеров для взрывчатых веществ автомобилей, террористов-смертников, воздушных судов), расширение средств используемых при террористических актах (отравляющие вещества, взрывчатые вещества, биологическое оружие и т.д.).

Особенно возрастает угроза совершения террористических актов во время проведения массовых мероприятий. Учреждения здравоохранения при этом являются объектами повышенной опасности (массовые скопления людей).

В решении проблемы антитеррорис-тической готовности учреждений здравоохранения РТ можно выделить два аспекта:

1. Защищенность лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) как объекта нападения террористов.

2. Готовность администрации и медицинского персонала ЛПУ к ликвидации медико-санитарных последствий теракта.

Мероприятия по защищенности ЛПУ как объекта нападения террористов:

1. Организация охраны объекта (контрольно-пропускные пункты, строгий пропускной режим, досмотр автотранспорта, исключение возможности проникновения посторонних лиц на объекты жизнеобеспечения ЛПУ, организация взаимодействия с местными органами внутренних

дел, МЧС). Усиление на период проведения праздничных мероприятий охраны объектов здравоохранения, расположенных в крупных городах республики, нарядами милиции.

2. Техническая оснащенность охраны объекта (средства инженерной защиты, охранная сигнализация).

Мероприятия по готовности администрации и медицинского персонала ЛПУ к ликвидации медико-санитарных последствий теракта:

1. Действия персонала учреждения здравоохранения (личное участие и контроль руководителей ЛПУ за подготовкой и проведением антитеррористических мероприятий, четкое распределение функциональных обязанностей персонала при угрозе и возникновении теракта).

2. Бдительность и психологическая готовность персонала к действиям в условиях терактов. Создание в коллективе «антитеррористического микроклимата», психологическая устойчивость к стрессу руководителей позволят принять верное решение и избежать неадекватных реакций.

Другим аспектом антитеррористичес-кой готовности учреждений здравоохранения является готовность к оказанию неотложной медицинской помощи при массовом поступлении пострадавших в ЧС. Основным критерием оценки готовности ЛПУ к оказанию медицинской помощи в условиях ЧС служит наличие достаточных сил и средств, необходимых для приема и оказания неотложной медицинской помощи при массовом поступлении пострадавших в объеме не менее 4% от планового коечного фонда в час. На примере Республиканской клинической больницы МЗ РТ, которой надлежит обеспечить прием около 50 пораженных в час (из расчета первых 3 часов работы в условиях ЧС), каждый главный врач может рассчитать резервные возможности возглавляемого лечебно-профилактического учреждения. В медицинских учреждениях предусматривается запас средств индивидуальной защиты, медицинских препаратов, антидотов и индивидуальных противохимических пакетов при возможных террористических актах химического, биологического и радиационного характера.

Четкий алгоритм действий руково-

дителей и персонала ЛПУ при угрозе и возникновении ЧС предусматривает немедленную передачу информации как внутри учреждения, так и в оперативные службы (средства связи). На сегодняшний день можно констатировать факты несвоевременного поступления и передачи информации о ЧС (ДТП, пожары, аварии коммуникаций в медицинских учреждениях) из районов РТ.

С целью поддержания оперативной готовности медицинских сил и средств необходимо проведение регулярных (не реже одного раза в полгода) практических тренировок и учений персонала крупных медицинских учреждений с последующим анализом и оценкой действий персонала. Ежегодно проводится от 3 до 5 внеплановых командно-штабных тренировок ФСБ РФ по РТ совместно со службой медицины катастроф Республики Татарстан. Так, в рамках совместных учений в 2008 г. отрабатывались действия медицинской службы республики при захвате заложников на аэродроме «Куркачи» в воздушном судне «АН-24» с экипажем и парашютистами на борту (максимальная вместимость пассажиров — 60 человек и 6 членов экипажа), захвате заложниками учащихся школы № 146 г. Казани (30 человек), при взрыве емкостей с последующим разливом аммиака на территории Казанского завода синтетического каучука. В 2009 г. были проведены тактико-специальные учения с вводной (условия задачи) о захвате террористами 65 заложников, находящихся на лечении в санатории «Ливадия», и захвате чартерного рейса самолета ТУ-154 (максимальная вместимость пассажиров — 180 человек и 9 членов экипажа). В ходе подготовки к командно-штабным тренировкам центр медицины катастроф оказывал методическую помощь руководителям учреждений здравоохранения республики.

В регламенте взаимодействия службы медицины катастроф МЗ РТ отражен алгоритм действий развертывания стационарных коек в зависимости от профиля возможного поражения при ЧС (хирургические, токсикологические, травматологические, реанимационные и др.). Силы и средства службы медицины катастроф, которые могут быть задействованы для ликвидации медицинских последствий ЧС мирного времени на территории РТ —

это бригады скорой медицинской помощи, находящиеся в режиме постоянной готовности, врачебно-сестринские бригады догоспитального этапа службы медицины катастроф с готовностью к работе в течение 2 часов с момента возникновения ЧС в ночное время и бригады экстренной специализированной медицинской помощи госпитального этапа службы медицины катастроф с готовностью к работе в течение 4 часов с момента развития ЧС в ночное время. В настоящее время на территории Татарстана имеется республиканский неснижаемый запас медикаментов и изделий медицинского назначения для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Постоянно проводятся мероприятия по обеспечению оперативности оповещения Минздрава РТ и Республиканского центра медицины катастроф МЗ РТ о возникновении ЧС и ходе их ликвидации, усилению противопожарной готовности ЛПУ, обеспечению охраной зданий, сооружений, и объектов повышенной опасности. Одновременно проводится обеспечение надлежащего хранения опасных для жизни человека бактериологических, химических и радиоактивных веществ,

наркотических и других сильно действующих препаратов, готовности медицинских учреждений к оказанию неотложных квалифицированной и специализированной медицинской помощи при массовом поступлении пострадавших, а также постоянной готовности санитарного автотранспорта и укомплектованности медицинским и специальным имуществом бригад скорой медицинской помощи и врачебно-сестринских бригад службы медицины катастроф.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева В. Г. Методические рекомендации для преподавателей по медицинской и психологической подготовке личного состава штатных и нештатных аварийноспасательных служб и формирований РСЧС / Под ред. Авдеевой В.Г. — Пермь.: Печатник, 2003. — 172 с.

2. Ахмеров Ф.Р., Родионов И.Ю., Максимов О.Н., Нуриева Э.Г. Актуальные проблемы медицины катастроф. — Казань, 2001.— 354 с.

3. Быкова И.Ю., Ефименко Н.А., Гуманенко Е.К. Военно-полевая хирургия: Национальное руководство. — М., 2009. — 816 с.

4. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы). — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ.— 2002.— 550 с.

5. Шевченко В.В., Блинов С.Ю. Действия населения по предупреждению террористических актов. — М., 2001.— 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.