Показана организация ликвидации медико-санитарных последствий обрушения подъезда жилого дома, обусловленного взрывом, в г. Архангельске. Рассмотрена деятельность различных звеньев службы медицины катастроф и взаимодействие медицинских структур различных ведомств по оказанию медико-психологической помощи пострадавшим. Проведен анализ общих и санитарных потерь среди пострадавших и лиц, вовлеченных в чрезвычайную ситуацию. Отмечена эффективность совместной работы врачебно-сестринских бригад с психологами. Указаны некоторые недостатки организации медицинского обеспечения чрезвычайных ситуаций, предложены пути их разрешения.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, медико-санитарные последствия, служба медицины катастроф.
УДК [614.83:614.88](470.1 1)
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИКВИДАЦИИ МЕДИКОСАНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЗРЫВА ЖИЛОГО ДОМА В г. АРХАНГЕЛЬСКЕ
© 2005 г. Ю. Е. Барачевский, *Л. Н. Коряковский,
*А. В. Вальков
Департамент здравоохранения администрации Архангельской области, *Областной центр медицины катастроф, г. Архангельск
Катастрофы неизбежны в жизни любого общества. При экономическом, социальном и демографическом развитии современной цивилизации катастрофы стали более значимыми в силу вызываемых ими последствий. Развитие цивилизации повышает риск возникновения крупных и даже глобальных катастроф, перед которыми человечество часто оказывается беспомощным. По данным ВОЗ, с 1964 по 1983 год от катастроф погибло более 2,5 млн человек, пострадало около 700 млн [4].
В настоящее время катастрофы возникают настолько часто, что вызываемые ими чрезвычайные ситуации (ЧС) становятся фактом повседневной жизни. Новейший период нашей истории показал, что можно искусственно вызвать катастрофы с целью устрашения и достижения тех или иных результатов. В частности, взрывы жилых домов в сентябре 1999 года (города Москва, Волгодонск Ростовской области, Буйнакск в Дагестане), сопровождаемые многочисленными жертвами и большим количеством пострадавших, явились серьезным испытанием для всех экстренных служб и стали проверкой их реальной готовности к эффективной работе в ЧС. Некоторые аспекты организации ликвидации медико-санитарных последствий таких взрывов изложены в литературе
[1—4, 6].
16 марта 2004 года в 2 часа 59 минут в г. Архангельске по адресу пр. Советских космонавтов, 120 вследствие взрыва произошло обрушение крайнего подъезда 9-этажного панельного жилого дома. Подъезд «сложился как карточный домик», образовав значительный завал, под которым оказалось около 80 проживавших в нем человек. Возникший локальный пожар был ликвидирован в процессе обрушения, его остатки потушены прибывшими бригадами противопожарной службы. Мощная ударная волна с вакуумным эффектом привела к значительному повреждению соседнего подъезда, разрушению оконных рам и стекол в домах, расположенных в радиусе 200—300 м.
Первоначальная версия о причине обрушения подъезда — взрыв бытового газа.
Это была первая для г. Архангельска и всего Европейского Севера России крупномасштабная ЧС, особенностями которой явились отсутствие практического опыта у экстренных служб по ликвидации последствий ЧС такого масштаба, ночное время и холодный период года.
В считанные минуты к месту ЧС прибыли специалисты оперативных (противопожарной, спасения и дорожно-патрульной) служб города, приступившие к проведению спасательных работ. В течение часа на место катастрофы для проведения аварийно-технических работ была поставлена ремонтно-строительная техника, а через 6—8 часов из Москвы, Вологды и Петрозаводска прибыли хорошо оснащенные и экипированные спасатели МЧС (более 100 человек).
В 3 часа 02 минуты сигнал о ЧС (обрушение жилого дома) был получен диспетчером городской станции скорой медицинской помощи (ССМП) и оперативным дежурным (на дому) областного центра медицины катастроф (ОЦМК). Немедленно старшим врачом ССМП к месту ЧС было направлено 16 бригад скорой медицинской помощи, в том числе по одной реанимационной, кардиологической, детской и психоневрологической, оповещены многопрофильные и специализированные лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) для приведения их в готовность принять массовое количество пострадавших. Оперативный дежурный ОЦМК организовал экстренное оповещение руководящего состава службы медицины катастроф
(СМК).
В 3 часа 10 минут бригады ССМП прибыли на место происшествия, приступили к оказанию медицинской помощи выявленным пострадавшим и их эвакуации в ближайшие ЛПУ. После этого руководитель группы бригад ССМП в зоне ЧС произвел медицинскую разведку, установил связь с представителями оперативных служб, поставил задачи персоналу бригад и определил места дислокации машин ССМП с различных сторон пострадавшего дома и маршруты движения из очага ЧС в ЛПУ.
В 3 часа 30 минут к месту ЧС прибыла оперативная группа СМК в составе представителей органа управления областного и муниципального здравоохранения области и директора областного центра медицины катастроф. Была уточнена медицинская обстановка в зоне ЧС, установлено взаимодействие с оперативными службами города, согласованы совместные действия со штабом по ликвидации последствий, с руководителями областного здравоохранения, выработано решение по организации проведения ликвидации медико-санитарных последствий возникшей ЧС и руководству им.
В частности, при штабе ликвидации последствий ЧС, развернутом в близлежащем детском саду, была организована работа медицинского пункта силами линейных бригад ССМП, а на границе зоны ЧС выставлена мобильная фельдшерская бригада для оказания медицинской помощи пострадавшим от взрыва, их родственникам и персоналу спасательных формирований. Совместно с медицинскими бригадами общего профиля для работы на медицинском пункте привлечены психологи областной службы спасения, противопожарной службы и управления внутренних дел. В последующем к ним присоединились врачи-психиатры, психотерапевты областного центра медицины катастроф и психоневрологического диспансера, а также психологи Северного государственного медицинского университета (СГМУ) из числа преподавателей и студентов.
В процессе уточнения медицинской обстановки в зоне ЧС, уменьшения количества извлеченных из-под завала пострадавших, понимания того, что значительная часть жильцов обрушившегося подъезда находит-
ся под мощными завалами в условиях низкой температуры атмосферного воздуха, стало ясно, что обнаружить их живыми надежды немного. В связи с этим было решено сократить количество бригад ССМП в очаге ЧС вначале до 8, а в последующем до 6 единиц с учетом бригад, работающих на медицинском пункте при штабе.
На место катастрофы был срочно вызван начальник областного бюро судебно-медицинской экспертизы (ОБСМЭ), который, получив указания от руководителя оперативной медицинской группы СМК, принял решение экстренно собрать персонал бюро, определить ему задачи по приему и размещению тел погибших, их идентификации и проведению судебномедицинской экспертизы в ОБСМЭ. Одновременно для оказания медико-психологической помощи родственникам погибших, участвующим в их опознании, в ОБСМЭ была направлена линейная бригада ССМП, усиленная психологом.
В 4 часа 30 минут район ЧС был оцеплен силами личного состава городского управления внутренних дел (ГУВД) и личного состава войсковых частей, дислоцированных в Архангельске. Оперативной группой СМК по согласованию с оперативным штабом и руководителями ГУВД вблизи от разборки завала была определена площадка для сбора тел погибших, проведения с ними следственных действий и последующей их погрузки на автомобиль спецтреста для доставки в ОБСМЭ. Другие пять автомобилей этого треста находились вне площадки в режиме ожидания, плечо доставки тел погибших до морга составляло 2 км. Эвакуировались тела после составления протокола осмотра и получения наряда на транспортировку.
Персонал ОБСМЭ с момента экстренного сбора непрерывно работал в течение 60 часов. За это время из-под завала было извлечено и доставлено в морг 56 тел погибших и 2 тела умерших в стационаре в первые сутки от травм, не совместимых с жизнью. Быстрая организация экстренного сбора персонала ОБСМЭ, четкое взаимодействие со следственными структурами, опыт и высокая квалификация судебномедицинских экспертов, эффективное руководство ими в ходе ликвидации последствий и бесперебойная работа спецбригад по доставке трупов позволили завершить опознание всех погибших, провести их судебномедицинскую экспертизу с окончанием спасательных работ в очаге.
В ходе проведения спасательных работ автомобилями ССМП в многопрофильные стационары города было госпитализировано 16 пострадавших, из них 15 человек из обрушившегося подъезда в первые 4 часа после взрыва с сочетанными и множественными травмами различной степени тяжести и один человек (инвалид) из соседнего подъезда с симптомами переохлаждения — на вторые сутки. Равномерное распределение пострадавших по ЛПУ не привело к изменению их повседневного режима работы.
Амбулаторно на медицинском пункте, функционирующем вблизи очага ЧС, дежурившими врачами бригад ССМП, психотерапевтами, психиатрами и психологами в течение пяти суток оказана помощь 251 человеку. Пострадавшие с порезами осколками стекол различных частей тела, ссадинами и ушибами, ситуационными реакциями и реактивными психосоматическими состояниями, сердечными, головными и иными болями распределились следующим образом: жильцы пострадавшего дома — 24 человека, жильцы соседних домов, родственники и знакомые погибших и пострадавших — 210 человек, спасатели — 17 человек. У спасателей имели место ушибы, поверхностные повреждения кожных покровов, пылевые конъюнктивиты, ларингиты, а у одного — резкое повышение артериального давления.
На медицинском пункте при оперативном штабе силами ГУП «Фармация» был развернут аптечный пункт. Лекарственные средства по показаниям выдавались лицам, обратившимся за медицинской помощью.
В последующем медико-психологическая помощь пострадавшим, их близким и оцевидцам ЧС осуществлялась регулярно на протяжении двух месяцев стационарно и мобильными бригадами в ряде мест (поликлиники, психоневрологический диспансер, СГМУ, места временного расселения лиц, потерявших квартиры: гостиницы, общежития и т. п.) силами врачей-специалистов, преподавателей и студентов факультета медицинской психологии СГМУ. Информация о местах и времени работы специалистов регулярно размещалась в средствах массовой информации, а также путем вывешивания объявлений на подъездах домов в районе ЧС.
В ходе проведения спасательных работ в адрес органа управления здравоохранением области, руководства ОЦМК и оперативной группы, организующей процесс ликвидации медико-санитарных последствий на месте ЧС, поступали предложения от здравоохранения соседних городов области (Северодвинска и Но-водвинска), смежных областей (Вологодская и Мурманская) о готовности оказать помощь мобильными бригадами и силами стационарного здравоохранения. Поскольку силы местного здравоохранения успешно справлялись с количеством пострадавших, от их услуг было решено отказаться. В готовность были приведены формирования областного и городского центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, руководители которых принимали участие в оценке медико-тактической обстановки непосредственно в очаге ЧС.
Сведения о безвозвратных (погибшие) и санитарных (госпитализированные в ЛПУ и получившие медицинскую помощь амбулаторно) потерях при обрушении подъезда жилого дома представлены в таблице.
Потери среди людей в ЧС, обусловленной обрушением подъезда жилого дома вследствие его взрыва в г. Архангельске 16.03.2004 г.
Категория пострадав- ших В том числе
Всего по полу по степени тяжести
муж. жен. легкой средней тяжелой
муж. жен. муж. жен. муж. жен.
Погибшие 56/10 14/2 42/8
Г оспитализи-рованные в ЛПУ 16/2 7/2 9/0 3/2 0 2/0 4/0 2/0 5/0 (двое умерли в стад.)
Амбулатор- ные 251/27 78/11 73/16 64/7 162/9 14/4 11/7
Итого 323/39 99/15 224/24 67/9 162/9 16/4 15/7 2/0 5/0
Примечание. Через косую черту — в том числе дети.
Погибшие и госпитализированные в ЛПУ представлены жителями обрушившегося подъезда в количестве 72 человек, их них 12 — дети. Доля погибших составила 77,8 % (а с учетом умерших в стационаре — 80,6 %); 20,7 % от числа погибших и умерших приходится на детей. Среди погибших женщин в 3 раза больше, нежели мужчин; их превышение зарегистрировано и среди госпитализированных в ЛПУ Такая феминизация в структуре потерь объясняется большим числом женщин, проживавших в подъезде, и соответствует данным регистрации паспортного бюро.
Ретроспективный анализ ликвидации медико-санитарных последствий обрушения подъезда жилого дома вследствие взрыва позволил сделать вывод о высокой готовности областной и городской СМК к быстрому реагированию на ЧС, к оперативному переводу их на работу в режим ЧС и об эффективных действиях по основным позициям.
Вместе с тем тот же анализ позволил выявить ряд упущений, недочетов и сбоев, преимущественно организационного характера и предложить пути их преодоления. В частности отмечалось:
— недостаточная информированность руководителей областного здравоохранения со стороны руководителя оперативной группы СМК, работавшего в очаге ЧС, о ходе ликвидации последствий из-за неэффективной системы связи, в том числе и мобильной;
— отсутствие в первые часы многоканальной связи со штабом по ликвидации последствий ЧС не позволяло штабу СМК и населению оперативно получать достоверную информацию о количестве пострадавших, тяжести их состояния и мест госпитализации;
— отсутствие эффективных и современных средств радиосвязи в машинах СМП и спецтреста не позволяло своевременно осуществлять их передислокацию в очаге ЧС и корректировку действий по указанию руководителя оперативной группы и старшего группы бригад СМП в очаге ЧС;
— отсутствие у персонала бригад СМП специальной форменной одежды с опознавательными знаками затрудняло выполнение ими профессиональных задач в очаге ЧС и требовало объяснения своего присутствия в нем.
Полученный опыт ликвидации последствий крупномасштабной ЧС с большим количеством погибших
показал необходимость увеличения врачебно-психологических групп в ОБСМЭ для работы с родственниками погибших. В частности, следует предусмотреть работу такой группы в помещениях, где размещаются тела погибших (умерших) и осуществляется их опознание.
Включение психологов во врачебно-сестринские бригады и их совместная работа с пострадавшими и родственниками погибших дали очень позитивный эффект. Считаем, что специалисты психологического профиля должны быть включены в состав ряда специализированных формирований СМК для работы в очагах ЧС, в том числе хирургического и терапевтического профилей.
Работа в очаге ЧС специалистов психологического профиля различных ведомств обусловила необходимость создания их ассоциации и отработки алгоритма действий в таких ситуациях. Первый шаг по пути такого взаимодействия осуществлен на прошедшей 15 апреля 2004 года в СГМУ областной конференции психологов и психиатров на тему «Психология экстремальных ситуаций», на которой был обобщен опыт организации психолого-психиатрической помощи пострадавшим в этой ЧС.
При длительной работе по ликвидации последствий ЧС необходимо предусмотреть регулярное обеспечение горячим питанием персонала всех звеньев СМК, и особенно работающих в отрыве от района ЧС при отсутствии пищеблоков. В нашем случае судебно-медицинские эксперты, на которых выпал основной объем работ с жертвами катастрофы, в течение трех суток находились на сухом пайке, были вынуждены сами приобретать продукты питания либо посменно убывать домой для приема пищи. В то же время на пищеблоке оперативного штаба по ликвидации последствий ЧС ежедневно принимали пищу 650—700 участников ликвидации последствий.
В ходе ликвидации медико-санитарных последствий катастрофы учреждениями здравоохранения были израсходованы 2—3-месячные запасы медицинского имущества (лекарственные средства, реактивы, в том числе и дорогостоящие, спецодежда персонала и др.), включая средства оперативно-тактического резерва. Восстановление их в сжатые сроки за счет самих учреждений нереально. В связи с этим для поддержания готовности учреждений к действиям в ЧС органам исполнительной власти необходимо не позднее месячного срока после завершения основного этапа ЧС выделять целевым назначением бюджетные средства для восполнения использованного резерва объектовых служб медицины катастроф. Полагаем, что это положение должно быть законодательно закреплено на муниципальных уровнях и рассматриваться при принятии и утверждении годовых бюджетов.
В череде организационных недоработок выявлены слабые практические навыки у ряда спасателей и привлекаемых к работам по ликвидации ЧС других категорий населения (солдаты, матросы, личный состав формирований управления внутренних дел, строи-
тели) по оказанию первой медицинской помощи, выносу пострадавших из завалов на руках, носилках и подручных средствах. Данное обстоятельство диктует необходимость привлечения самого пристального внимания этому виду подготовки среди различных категорий населения и осуществления контроля по ее проведению со стороны ОЦМК и межведомственных координационных комиссий областной и муниципальных СМК.
Список литературы
1. Афанаскин Ю. Взрыв к празднику / Ю. Афанаскин // Гражданская защита. — 2001. — № 5. — С. 6—8.
2. Кондратенко Т. А. Ликвидация медико-санитарных последствий террористического акта в г. Волгодонске Ростовской области / Т. А. Кондратенко, Ю. И. Вовк,
B. Г. Мелешкин и др. // Медицина катастроф. — 1999. — № 4. — С. 38—39.
3. Костомарова Л. Г. Террористические акты в г. Москве: медико-санитарные последствия и анализ действий службы медицины катастроф / Л. Г. Костомарова, Д. К. Некрасов, В. Г. Махнев, Д. В. Иванчин // Там же. —
C. 32—37.
4. Сукиасян С. Г. Стресс и катастрофы: проблема управления и преодоления / С. Г. Сукиасян, С. С. Чшмари-тян, А. С. Татевосян, Н. Г. Манасян // Независимый психиатрический журнал, вестник НПА. — 2002. — № 2. — С. 46—51.
5. Шабанов В. Э. Работа бригады экстренного реагирования полевого многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита» при ликвидации последствий террористического акта в г. Буйнакске / В. Э. Шабанов, А. В. Акиньшин // Медицина катастроф. — 1999. — № 4. — С. 26—28.
6. Шаповалов В. М. Взрывные поражения при техногенных катастрофах и террористических актах / В. М. Шаповалов, А. И. Грицанов, А. А. Сорокин, О. В. Большаков. — СПб.: МОРСАР АВ, 2001. — 224 с.
ORGANIZATION OF LIQUIDATION OF MEDICAL-SANITARY AFTER-EFFECTS OF APARTMENT HOUSE EXPLOSION IN ARKHANGELSK
Yu. E. Barachevsky, *L. N. Koryakovsky, *A. V. Valkov
Healthcare Department Administration of Arkhangelsk Region, *Regional Center of Medicine of Catastrophes, Arkhangelsk
There is shown the organization of liquidation of medical-sanitary after-effects of the explosion that brought down an apartment house section in Arkhangelsk. The activity of different units of medicine of catastrophes and interaction of medical structures from different departments for rendering of medical-psychological aid to its victims has been considered. The analysis has been done of general and sanitary losses in victims and persons involved into emergency situations. The effectiveness of joint work of doctor-nurse brigades and psychologists has been noted. Some shortcomings in organization of medical support of emergency situations have been pointed out, the ways of their solving have been proposed.
Key words: emergency situation, medical-sanitary aftereffects, service of medicine of catastrophes.