Научная статья на тему 'Роль службы медицины катастроф Кемеровской области в реализации программы обеспечения безопасности дорожного движения'

Роль службы медицины катастроф Кемеровской области в реализации программы обеспечения безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политравма
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / МЕДИЦИНА КАТАCТРОФ / DISASTER MEDICINE / ТРАВМАТИЗМ / TRAUMATISM / ПОЛИТРАВМА / POLYTRAUMA / MOTOR VEHICLE ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Цитко А. А., Малиновский С. В., Мухин Е. М., Спирин М. Е.

Проведено исследование распространенности дорожно-транспортных происшествий (ДТП), связанных с гибелью или травмами участников дорожного движения. Изучено более 45000 ДТП, произошедших на территории Кемеровской области в 1997-2009 годах, в которых погибло 7235 человек и травмировано около 56000 человек. Выявлены закономерности распределения пострадавших в ДТП по дням недели, месяцам года, категории дорог и населенных пунктов. Показана роль службы медицины катастроф Кемеровской области, службы скорой медицинской помощи, центров политравмы в реализации положений Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Цитко А. А., Малиновский С. В., Мухин Е. М., Спирин М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of disaster medicine service of Kemerovo region in realization of program of road safety

The study of the incidence of motor vehicle accidents (MVA) associated with death or injuries in road users was conducted. It has been studied more than 45000 MVA occurred in Kemerovo region in 1997-2009 resulted in 7235 deaths and about 56.000 traumatized individuals. The regularities of distribution of victims of MVA according to weekdays, months, road categories and populated localities were identified. The role of disaster medicine service of Kemerovo region, emergency aid service, and the centers of polytrauma in realization of the states of Federal special purpose program «Improving safety of road traffic in 2006-2012» was shown.

Текст научной работы на тему «Роль службы медицины катастроф Кемеровской области в реализации программы обеспечения безопасности дорожного движения»

РОЛЬ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ROLE OF DISASTER MEDICINE SERVICE OF KEMEROVO REGION IN REALIZATION OF PROGRAM OF ROAD SAFETY

Цитко А.А. Tsitko A.A. Малиновский С.В. Malinovsky S.V. Мухин Е.М. Mukhin E.M. Спирин М.Е. Spirin M.E.

ГУЗ Кемеровский областной центр State healthcare facility

медицины катастроф, «Kemerovo regional center of disaster medicine»,

Западно-Сибирский филиал West Siberian Branch of Research Center of Road Safety

НИЦ БДД МВД России, by Ministry of Internal Affairs,

г. Кемерово, Россия Kemerovo, Russia

Проведено исследование распространенности дорожно-транспортных происшествий (ДТП), связанных с гибелью или травмами участников дорожного движения. Изучено более 45000 ДТП, произошедших на территории Кемеровской области в 1997-2009 годах, в которых погибло 7235 человек и травмировано около 56000 человек.

Выявлены закономерности распределения пострадавших в ДТП по дням недели, месяцам года, категории дорог и населенных пунктов. Показана роль службы медицины катастроф Кемеровской области, службы скорой медицинской помощи, центров политравмы в реализации положений Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия; медицина катастроф; травматизм; политравма.

The study of the incidence of motor vehicle accidents (MVA) associated with

death or injuries in road users was conducted. It has been studied more

than 45000 MVA occurred in Kemerovo region in 1997-2009 resulted in

7235 deaths and about 56.000 traumatized individuals.

The regularities of distribution of victims of MVA according to weekdays,

months, road categories and populated localities were identified.

The role of disaster medicine service of Kemerovo region, emergency aid

service, and the centers of polytrauma in realization of the states of Federal

special purpose program «Improving safety of road traffic in 2006-2012»

was shown.

Key words: motor vehicle accidents; disaster medicine; traumatism; polytrauma.

Кемеровская область является наиболее урбанизированной областью Западной Сибири, где на сравнительно небольшой площади (95,7 тыс. км2) проживает 2823,5 тысяч человек (2300,0 тысяч человек — городское население и 523,5 тысячи — сельское).

Кемеровским областным центром медицины катастроф совместно с Западно-Сибирским филиалом НИЦ БДД МВД России проведено исследование распространенности дорожно-транспортных происшествий (ДТП), связанных с гибелью или травмами у участников дорожного движения. За 1997-2009 годы зарегистрировано 45351 таких ДТП, в которых погибло 7235 и травмировано 55955 человек (рис. 1).

Распределение пострадавших в ДТП по дням недели носит неравномерный характер с минимумом в среду и четверг и максимумом в

воскресенье. В то же время, максимум числа ДТП приходится на субботу, затем отмечается снижение в воскресенье и примерно равные значения в остальные дни недели (рис. 2).

Распределение числа ДТП по месяцам года также носит неравномерный характер, с минимумом в феврале и максимумом в августе (рис. 3).

В населенных пунктах Кемеровской области происходит в среднем 80 % всех ДТП, связанных с гибелью и травмами людей. В последние годы наметилась тенденция повышения доли ДТП, произошедших вне населенных пунктов, что связано с изменениями в структуре автопарка, развитием дорожной сети, вовлечением в дорожное движение лиц молодого возраста, как наиболее мобильной части населения (рис. 4).

Условия дорожного движения на городских территориях постоянно усложняются. Ежегодно прирост интенсивности движения составляет 10-20 %. Улично-дорожная сеть таких крупных и средних городов как Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, уже исчерпала резервы пропускной способности и находится в условиях постоянного образования заторов, создания аварийных ситуаций при пропуске транспортных и пешеходных потоков.

В настоящее время более 2 млн. человек городского населения подвержены повышенному риску вовлечения в ДТП, и этот риск в 810 раз превышает аналогичный показатель для городов промышленно развитых стран Европы.

В последние годы наметилась тенденция увеличения числа ДТП на трассах областного значения при

стабильной ситуации на федеральной трассе М-53 «Байкал» и иных дорогах, и снижении числа ДТП в населенных пунктах (рис. 5).

На многих дорогах отсутствует освещение — в результате в темное время суток, несмотря на значительное снижение интенсивности движения, из-за неработающего или отсутствующего наружного освещения на участках городских дорог, совершается до трети всех происшествий, тяжесть последствий которых значительно выше, чем в дневное время. Следует отметить, что за рассматриваемый период практически до единичных случаев снизилось число ДТП, произошедших при имеющемся на дорогах, но не включенном, освещении (рис. 6).

Свыше половины численности грузового автопарка Кемеровской области составляют модели автомобилей, разработанные более 25 лет назад, в результате чего в их конструкции не предусмотрены новые решения по активной и пассивной безопасности. Для ДТП с участием таких автомобилей характерна очень высокая тяжесть последствий.

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место в мире по числу погибших и второе по числу травмируемых. Общая летальность при ДТП в 12 раз выше, чем при других видах травм, инвалидность — в 6 раз выше. Пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще. Больничная летальность таких больных в 4,5 раза превышает летальность пострадавших от других причин. Основными травмами при ДТП являются переломы костей (30,3 %), множественные и сочетанные повреждения (30 %), травмы головного мозга (25,6 %), множественные ушибы (12 %) и раны (2,1 %). Следует особо отметить высокую частоту травм головы, которые отмечены более чем у половины пострадавших.

Децентрализация, распределенность в пространстве ДТП оказывает существенное влияние на своевременность оказания медицинской

Рисунок 1

Число погибших и раненых на дорогах Кемеровской области (1997-2009 гг.)

Рисунок 2

Распределение пострадавших от ДТП по дням недели (1997-2009 гг.)

Рисунок 3

Распределение числа ДТП по месяцам (1997-2009 гг.)

с

I-

ч

помощи пострадавшим. На месте происшествия оказание первой медицинской помощи, включающей в себя оказание само- и взаимопомощи, осуществляется лицами, оказавшимися на месте происшествия: участники дорожного движения, сотрудники ГИБДД, работники дорожных служб.

В городах на догоспитальном этапе первую медицинскую помощь получают 78,9 % пострадавших при ДТП, а на федеральных автомобильных дорогах — только 37,9 %. На месте происшествия погибает свыше 20 % из-за неоказания медицинской помощи.

Примерно в 15 % случаев пострадавшие, зажатые деформированными конструкциями транспортных средств, нуждаются в оказании медицинской помощи до того, как спасатели начнут извлекать их из поврежденных автомобилей, а значит время, затрачиваемое на выполнение спасательных работ, может иметь трагические последствия для пострадавших.

Для реализации положений Федеральной целевой программы << Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2007 г. № 296 «Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы «Совершенствование службы медицины катастроф Кемеровской области на 2008-2010 годы» основные усилия были сосредоточены на решении следующих проблем:

- подготовка специалистов спасательных служб приемам и методам оказания первой помощи при ДТП;

- оптимизация работы службы скорой медицинской помощи для сокращения времени начала оказания первой помощи пострадавшим при ДТП;

- совершенствование оказания помощи пострадавшим с политравмой на госпитальном этапе.

Учебно-методический центр медицины катастроф

На базе Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Рисунок 4

Структура ДТП (1997-2009 гг.)

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Годы

■ В населенных □ Вне населенных пунктах пунктов

Рисунок 5

Число ДТП в зависимости от категории дороги

1837 199S 1999 2НН> ЗИП 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Годы

населенных пуншах +На федеральных трассах V На трассах областного дна

чения

i На иных дорогах

Рисунок 6

Число ДТП в зависимости от освещения

9

«Кемеровский областной медицинский колледж», одним из первых в Российской Федерации, создан учебно-методический центр медицины катастроф.

Учредителями учебно-методического центра «Медицина катастроф» являются:

- Департамент охраны здоровья

населения Кемеровской области,

- ГУЗ «Кемеровский областной

центр медицины катастроф».

Оснащение учебно-методического центра осуществлено за счет Федеральной программы «Безопасность дорожного движения на 2007-2012 гг.», выделено 2,0 млн. рублей.

На оплату работы преподавателей учебно-методического центра на 2008-2010 гг. из областного бюджета выделено 6,0 млн. рублей.

Основной задачей Центра является подготовка сотрудников спасательных служб, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой помощи пострадавшим. Обучение осуществляется преподавательским составом из штата колледжа и привлекаемых специалистов практического здравоохранения. Кемеровский областной центр медицины катастроф оказывает учебному центру организационно-методическую, материально-техническую и научно-консультативную помощь.

За 2008-2009 учебный год проведено 40 циклов, на которых прошли подготовку 446 слушателей, в том числе сотрудники МЧС, МВД, фельдшеры скорой медицинской помощи, сотрудники прочих ведомств.

Скорая помощь

Основной причиной смерти пострадавших в ДТП является длительность периода изоляции (времени с момента травмы до момента контакта с врачом). В 20 % дорожно-транспортных происшествий сообщение на «скорую помощь» поступает несвоевременно. Важно оказать первую медицинскую помощь в течение «золотого часа».

Выявлено, что 73,3 % погибших при дорожно-транспортных происшествиях погибли до прибытия ско-

рой медицинской помощи, 26,7 % — в стационарах.

Департаментом охраны здоровья населения и Областным центром медицины катастроф распределены зоны ответственности станций скорой медицинской помощи за конкретными участками дорог с целью скорейшего оказания помощи пострадавшим при возникновении ДТП, поскольку в таких случаях счет идет на минуты. И информация о случившемся должна попадать сразу по назначению, минуя посредников.

Скорая и неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе жителям Кемеровской области оказывается 228 бригадами станций и отделений скорой помощи, расположенными в 26 муниципальных образованиях. Из них 20 - бригады интенсивной терапии, 66 — врачебные и 122 — фельдшерские.

Политравма

Большинство погибших в ДТП (70 %) составляют лица с политравмой, осложнений при ней 80 %, инвалидизация — 33 %.

В Кузбассе оказание помощи пострадавшим с политравмой проводится как в крупных многопрофильных клиниках (летальность 20-22 %), так и в городских и районных больницах, где летальность до 60 % обусловлена отсутствием возможности провести диагностические и лечебные мероприятия в полном объеме. Ошибки в диагностике и лечении отмечаются в 30-70 % случаев.

Наиболее оптимальная схема оказания помощи пострадавшим с политравмой разработана и внедрена в ГНКЦОЗШ г. Ленинска-Кузнец-кого и заключается в максимально быстрой доставке пострадавших в специализированные стационары с оказанием помощи во время транспортировки. Благодаря комплексу интенсивной терапии и проведению профилактических мероприятий в ходе транспортировки, не отмечалось ухудшения состояния пострадавших, а в 20 % случаев была отмечена тенденция к улучшению.

При крайней тяжести состояния, продолжающемся кровотечении, необходима транспортировка в

ближайшее лечебное учреждение, откуда, после стабилизации состояния и остановки кровотечения, пострадавший в кратчайшие сроки транспортируется в стационар.

Организация центра политравмы позволила достигнуть положительных функциональных результатов в 90 %, сократить сроки стационарного лечения в среднем на 18-26 дней, снизить летальность от политравмы почти в 2 раза

- с 28 до 15,4 % (средний по РФ

- 35,7 %).

Сохранены жизни более 300 пострадавших с тяжелейшими травмами, восстановлена трудоспособность более чем у 200 больных.

Выводы и предложения

Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию сокращения количества ДТП и числа пострадавших, уровень аварийности на автомобильном транспорте остается недопустимо высоким. Несвоевременность оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, отсутствие средств экстренной связи и эвакуации способствуют высокому уровню дорожно-транспортного травматизма.

В целях совершенствования деятельности в области медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:

- усиление организующей роли органов местного самоуправления по профилактике аварийности на автотранспорте, повышение уровня организационно-методического руководства в области обеспечения безопасности дорожного движения всей системой служб предприятий и организаций, независимо от формы собственности;

- внедрение программно-целевого подхода, концентрации сил и средств на приоритетных направлениях профилактики аварийности, в первую очередь, связанных с превышением установленных пределов скорости движения и нарушений правил обгона, особенно на опасных участках, управлением транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, повсеместным при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менением ремней безопасности и мотошлемов;

- проведение мероприятий, ориентированных на обеспечение без- -опасности наиболее уязвимых участников дорожного движения

— детей, пожилых людей, инвалидов;

- создание ситуационных центров, координирующих и обеспечивающих взаимодействие органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в

ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, эвакуации и спасении пострадавших; значительно расширить сеть де- -журно-диспетчерских служб на автомобильных дорогах, обеспечивающих оперативное информирование о фактах ДТП, медицинских учреждений, подразделений ГИБДД, МЧС, дорожных и коммунальных служб с целью обеспечения максимально быстрого их прибытия на место происшествия,

оказания помощи пострадавшим, обеспечения бесперебойного движения транспорта и пешеходов; разработать систему специальной подготовки медицинского персонала, персонала спасательных служб, внедрение соответствующих технических средств в целях повышения результативности при срочном оказании медицинской помощи пострадавшим с тяжелыми травмами при дорожно-транспортных происшествиях.

Сведения об авторах: Information about authors:

Цитко А.А., к.м.н., заместитель директора ГУЗ «Кемеровский об- Tsitko A.A., MD, deputy director of State healthcare facility «Kem-

ластной центр медицины катастроф», г. Кемерово, Россия. erovo regional center of disaster medicine», Kemerovo, Russia.

Малиновский С.В., директор ГУЗ «Кемеровский областной центр Malinovsky S.V., director of State healthcare facility «Kemerovo re-

медицины катастроф», г. Кемерово, Россия. gional center of disaster medicine», Kemerovo, Russia.

Мухин Е.М., начальник отдела Западно-Сибирского филиала Mukhin E.M., head of department of West Siberian Branch of Research

НИЦ БДД МВД России, г. Кемерово, Россия. Center of Road Safety by Ministry of Internal Affairs, Kemerovo, Russia.

Спирин М.Е., старший научный сотрудник Западно-Сибирского Spirin M.E., senior researcher, West Siberian Branch of Research

филиала НИЦ БДД МВД России, г. Кемерово, Россия. Center of Road Safety by Ministry of Internal Affairs, Kemerovo, Russia.

Адрес для переписки: Address for correspondence:

Цитко А.А., ул. Н. Островского, 24, г. Кемерово, 650000 Tsitko A.A., N. Ostrovsky' st., 24, Kemerovo, 650000

Моб. тел: +7-905-962-7353 Mobile phone: +7-905-962-7353

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.