Научная статья на тему 'Роль слухов в корпоративной культуре фирмы и некоторые аспекты управления ими'

Роль слухов в корпоративной культуре фирмы и некоторые аспекты управления ими Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2937
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИИ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СЛУХИ / ORGANIZATION / COMMUNICATION / INFORMAL COMMUNICATION / RUMORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строганова Ирина Викторовна

Рассматриваются теоретические подходы к исследованию внутриорганизационных слухов. Анализируются механизмы возникновения, распространения и управления слухами. Сделан вывод о необходимости коррекции методологии исследования неформальных коммуникаций с учетом особенностей изучаемого типа слухов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Rumors in the Corporate Culture of a Company and Certain Aspects of Their Management

Theoretical approaches to the study of intra rumors are considered. Mechanisms of the occurrence, dissemination and control of rumors are analyzed. The conclusion of the need to correct the methodology of the informal communications research regarding the peculiarities of the type of rumors is made.

Текст научной работы на тему «Роль слухов в корпоративной культуре фирмы и некоторые аспекты управления ими»

Таким образом, социологическая интерпретация репрезентативной управленческой культуры персонала организации, включающая анализ основных отличительных признаков, компонентов, функций, направлений и методологических принципов ее исследования, позволяет в итоге сформулировать авторское определение данного феномена. По нашему мнению, репрезентативная управленческая культура организации и персонала является самостоятельным видом культуры и фиксирует представительность идей, взглядов, мировоззрения, идеологии, стиля, убеждений и ценностей, являющихся разделяемыми и результативными.

Библиографический список

1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

2. Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. М., 2007.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. 3-е изд. М., 2000.

4. Сорокин П.А. Моя философия - интегрализм // Социс. 1992. № 10.

5. Карлофф Б., Седерберг С. Вызов лидеров / пер. со швед. М., 1996.

I.V. Stroganova

The Role of Rumors in the Corporate Culture of a Company and Certain Aspects of Their Management

Theoretical approaches to the study of intra rumors are considered. Mechanisms of the occurrence, dissemination and control of rumors are analyzed. The conclusion of the need to correct the methodology of the informal communications research regarding the peculiarities of the type of rumors is made.

Key words and word-combinations: organization, communication, informal communication, rumors.

Рассматриваются теоретические подходы к исследованию внутриорга-низационных слухов. Анализируются механизмы возникновения, распространения и управления слухами. Сделан вывод о необходимости коррекции методологии исследования неформальных коммуникаций с учетом особенностей изучаемого типа слухов.

Ключевые слова и словосочетания: организация, коммуникации, неформальные коммуникации, слухи.

УДК 316.354 ББК 60.55

И.В. Строганова

РОЛЬ СЛУХОВ В КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ ФИРМЫ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ

реди всех видов внутриорганизаци-онных коммуникаций особое место занимают неформальные отношения. Они являются важнейшим элементом корпоративной культуры, поскольку способствуют более эффективной социализации во внутриоргани-зационную среду новых работников, а также поддерживают стабильность и эффективность уже существующей системы связей.

Неформальные внутриорганизационные коммуникации проявляются и реализуются по-разному. Они существуют как мифы, легенды, традиции, ритуалы, слухи, которые

циркулируют во внутриорганизационной коммуникативной среде. Каждое из подобных проявлений имеет разное значение и выполняет различные функции при формировании корпоративной культуры.

Исследования различных проявлений неформальных коммуникационных практик носят явно выраженную психологическую направленность. Такого рода наработки могут быть полезными при выстраивании стратегии и тактики формирования корпоративной культуры организации. Знание о процессах возникновения и распространения слухов, мифов, традиций, ритуалов, их воздействия на персонал способствует повышению устойчивости организации. Учет неформальных коммуникаций при управлении современными коммерческими структурами повышает общую конкурентоспособность фирмы, делает ее более адаптивной к изменяющимся условиям внешней среды, позволяет прогнозировать и на ранней стадии купировать многие конфликтные ситуации, которые грозят перерасти в масштабные внутриорганизационные кризисы.

Мифы, традиции, ритуалы объединяет то, что они в значительной степени находятся под контролем руководства организации. Часто топ-менеджмент их культивирует и всячески поощряет. Однако существуют особые виды неформальных внутриорганизационных коммуникаций, отношение к которым со стороны руководителей по меньшей мере настороженное, - слухи и сплетни. Именно они составляют основу так называемого массового разговора, который выделяется некоторыми исследователями как специфический феномен внутри организации.

Слух по своей природе принадлежит именно устной, а не письменной или какой-либо иной коммуникации. Механизмы его распространения связаны с фактом межличностного общения. Впрочем, нередко слухи попадают на страницы газет или Интернет-сайтов, но там они служат в основном лишь поводом для опровержения или подтверждения информации.

Природа слухов может быть исследована в связи с возможностями формирования сильной корпоративной культуры и повышения устойчивости организации, поэтому важно определить основные теоретико-методологические подходы к пониманию слухов и возможности управления данным видом неформальных коммуникаций в современных организационных структурах.

Наиболее устоявшимся взглядом на природу слухов является мнение, что они возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу. Как отмечает А.С. Мельничук, «с научной точки зрения, слухи - это совокупность сообщений, носящих неофициальный характер (не имеющих «санкции» или подтверждения от уполномоченных организационных структур); передающихся в ходе неформального межличностного взаимодействия («из уст в уста»), постоянно расширяя сферу воздействия» [1].

Российские психологи, определяя обыкновенные слухи (rumour vulgaris) в качестве теневого рынка информации, где ценность слуха заключается в его неофициальности, видят в нем первый шаг к стратификации общества. Дело в том, что в обыденном сознании мир поделен на «своих» и «чужих», где последние стоят выше или ниже в социальной иерархии [2, с. 77].

Социологический аспект дефиниции более отчетлив у Н. Смелзера, когда он связывает слухи с коллективным поведением, чаще всего стихийным и неорганизованным, в толпе (относительно большой группе людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом). При этом слухи представляются самым распространенным средством коммуникации. «“Слухи” придают значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям» [3, с. 606]. Толпа и коммуникация через неофициальную информацию в таком видении выступают главными элементами определения слухов. Примерно такую же точку зрения отстаивает и С.К. Рощин [4].

Отметим, что, в том или ином понимании, в определенной интерпретации природы слухов скрывается практический управленческий потенциал.

Понятие «слухи» имеет как минимум две трактовки. С одной стороны, слух - конкретное сообщение, которое одним лицом передается другому и достоверность которого обычно не установлена. Это, впрочем, совершенно не означает, что слухи являются ложной информацией: в дальнейшем они могут либо подтверждаться, либо опровергаться. С другой стороны, слух - особая разновидность коммуникаций, особенность которой состоит в неформальной природе. Люди, обращающиеся к такому виду коммуникации, с ее помощью стараются интерпретировать и найти разумное объяснение ситуации, смысл которой для них не является до конца проясненным.

Слухи выполняют ряд как позитивных, так и негативных функций. К положительным функциям слухов относится удовлетворение людьми комплекса различных потребностей: в безопасности, в общении, в признании, в развлечении и отдыхе. Однако чаще слухи имеют негативные последствия. Они запутывают, искажают реальность, провоцируют панические настроения, тревогу, апатию. В организации же слухи иногда способствуют текучести кадров, потере контроля над информационными потоками, идущими из компании вовне.

Возможности управления неформальными коммуникациями в принципе и слухами в частности обусловлены их природой. Объективной причиной существования слухов является потребность человека в информации о значимых аспектах жизни и работы. Недостаток такой информации вызывает рост напряженности и стремление снизить неопределенность через обращение к любым доступным источникам. Исходя из этого, важной организационно-управленческой предпосылкой появления слухов в компании становятся «сбои» в информационном обеспечении ее функционирования, в частности дефицит востребованных сведений, их неполнота или несвоевременность получения.

Другой существенной причиной широкого распространения слухов может стать недоверие сотрудников к официальным каналам внутриорганизацион-ной коммуникации. Это случается, когда передаваемые официальные сообщения не воспринимаются как достоверные, и даже их большое количество не позволяет удовлетворить интерес к проблеме. На этом фоне даже не вполне реалистичные слухи заполняют информационные пустоты и влияют на поведение сотрудников [1]. Из этого можно сделать очевидный вывод, что руководство фирмы должно уделять пристальное внимание коммуникативной среде предприятия и стараться не допускать пустот в нем.

Как отмечается в статье менеджера по персоналу холдинга «Петротрест» С. Федоровой, механизмы порождения слухов связаны с определенными психологическими закономерностями индивидуального и группового поведения, которые известны социальной психологии и психологии личности [5]. Знание этих закономерностей психологического развития личности предоставляет управленцу целый набор возможностей влияния посредством слухов на формирование корпоративной среды организации. Прежде всего, необходимо учитывать, что слухи в организации будут циркулировать всегда. Кроме того, нужен постоянный мониторинг среды неформальных коммуникаций фирмы. В связи с этим выгодно самим «запускать» нужные слухи, а также обеспечивать режим информационной открытости для разоблачения невыгодных слухов.

Важнейшей особенностью слуха, особенно в контексте управления неформальными коммуникациями, является его роль в адаптации новых сотрудников, приобщении их к общей корпоративной культуре. Слух проводит своеобразную разделительную черту между теми, кто является членом группы, и теми, кто в нее по тем или иным причинам не входит. Сам факт обмена слухами в неформальной обстановке свидетельствует о значительной степени близости между собеседниками, в то же время отсутствие подобного обмена указывает на наличие большой дистанции между собеседниками. В связи с этим можно предположить, что весьма эффективной управленческой тактикой будет управление и манипулирование микрогруппами внутри большого коллектива посредством регулирования неформальной коммуникативной среды, сотканной главным образом из слухов.

Кроме того, слухи - это также весьма распространенный способ релаксации и развлечения, своеобразное проведение свободного времени. Некоторые исследователи отмечают, что часто целью встреч за обедом является не утоление голода в обычном понимании этого слова. Сотрудники придумывают себе повод и оправдание для того, чтобы встретиться и обменяться слухами [5]. Учет данной особенности позволяет руководителю более терпимо относиться к слухам. Следует учесть, что в условиях современной информационной экономики невозможно требовать от всех сотрудников постоянного монотонного исполнения рутинных функций.

Слухи, как и прочие виды неформальной коммуникации, выполняют в том числе и функцию компрометации конкретного лица или целой организации. Компромат как социальный феномен имеет достаточно сложную структуру [6, с. 10]. В связи с этим представляется, что слухи могут выступать как эффективное средство конкурентной борьбы, причем конкуренция может вестись не только с внешними соперниками, но и с внутренними оппонентами.

Знание функций, которые выполняют слухи, позволяет сделать некоторые заключения относительно приоритетов в их тематике. Представление же о темах слухов дает возможность грамотно выстраивать стратегию и тактику управления ими.

Принято считать, что шансы на широкое распространение имеют только те сообщения, которые освещают субъективно важные и актуальные для аудито-

рии события. Поэтому слухи в организации, как правило, концентрируются вокруг двух больших групп событий. Прежде всего, это эмоционально значимые сюжеты, непосредственно касающиеся профессиональной деятельности: общего состояния дел в организации, перспектив ее развития, перспектив ее развития, предстоящих структурных изменений и кадровых перемещений, уровня оплаты труда.

Эффективное управление слухами предполагает знание о возможных направлениях их трансформации в процессе распространения. Для выстраивания грамотной стратегии управления внутриорганизационными слухами необходимо также понимать механизм передачи информации от одного человека другому. В.В. Латынов выделяет три типа процессов: сглаживание, заострение, уподобление. «Сглаживание состоит в том, что фабула становится короче за счет исчезновения деталей, которые данной аудитории представляются несущественными. При заострении происходит увеличение значимости деталей, которые представляются существенными. При уподоблении происходит приближение фабулы слуха к психологическим, культурным, этническим особенностям аудитории» [7, с. 13].

Наиболее спорный момент в теории организационного управления, касающийся слухов, - подтверждение или опровержение их самотранслируемо-сти. Как пишет И. Сидорская, «еще недавно считалось аксиомой представление о том, что слух обязательно подвергается дальнейшей циркуляции, слухи объявлялись принципиально неточной информацией с высоким риском искажения». Однако последние исследования рисуют другую картину: около 75% информации, передаваемой посредством слухов, доходит до получателя в неискаженном виде [8].

Анализ исследований проблемы слухов показал, что к настоящему моменту оказались выявлены лишь наиболее общие механизмы и зависимости, описывающие функционирование слухов. В отношении же более конкретных факторов единства мнений не наблюдается.

Вопросы, связанные с управленческим потенциалом слухов, фактически остаются «белыми пятнами». Более того, не выработана сама методология анализа роли слухов в системе управления неформальной коммуникативной средой предприятия. По нашему мнению, очевидна необходимость перехода от исследований самых общих механизмов порождения и распространения слухов к специализированному изучению проблем менеджмента неформальных коммуникаций в коммерческих структурах.

В целом же управление неформальными коммуникациями с целью создания эффективной корпоративной культуры и повышения конкурентоспособности фирмы следует рассматривать как целенаправленную деятельность по формированию ситуации, в которой ценности компании и коллектива, работающего в ней, совпадают. Эффективное управление неформальными коммуникационными процессами в структурах малого и среднего бизнеса требует понимания веера возможностей, которые есть у руководителя фирмы, и адекватного инструментария изучения отдачи от прилагаемых управленческих усилий.

Библиографический список

1. Мелъничук А.С. Роль слухов в формировании корпоративной культуры компании: Можно ли управлять слухами, кто и как должен это делать // Офис-файл. 2008. № 110.

2. Дубин П.И., Толстых А.В. Слухи как социально-психологический феномен // Вопросы психологии. 1993. № 3.

3. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

4. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. 1994. № 5. С. 3-16.

5. Федорова С. Без права на ошибку: управляем слухами // The Chief (Шеф). 2005. 18 окт.

6. Федорова С.А. Компрометирующие материалы как средство политической борьбы: авто-реф. дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2009.

7. Латынов В.В. Слухи: социальные функции и условия появления // Социс. 1995. № 1.

8. Сидорская И. Слухи в организации: понятие и способы управления // Современные технологии управления персоналом. 2006. № 8.

S.V. Pynyaev

Social Potential of Eco-Settlement and the Development of Agro-Tourism in Russia

The problems of agro-tourism are raised. The social potential of ecosettlement is researched. The comparative analysis of Russian and foreign experience in these areas is carried out.

Key words and word-combinations: agro-tourism, eco-settlement, services sector.

Поднимаются проблемы развития агротуризма. Исследуется социальный потенциал экопоселений. Проводится сравнительный анализ российского и зарубежного опыта в указанных областях.

Ключевые слова и словосочетания: агротуризм, экопоселение, сфера услуг.

УДК 338.48:316.77 ББК 60.55

С.В. Пыняев

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОПОСЕЛЕНИЙ И РАЗВИТИЕ АГРОТУРИЗМА В РОССИИ

пектр туристических услуг в современном мире постоянно расширяется, завоевывая все новые пространства, ранее, казалось бы, совсем не пригодные для организации социокультурных практик туризма. Особую популярность приобретают различные виды познавательного и экологического туризма. Одним из подобных примеров является агротуризм, получивший широкое распространение в Европе, Северной Америке и других регионах мира. С точки зрения типовой классификации агротуризм, как правило, относят к одному из видов экотуризма (в данном случае ко второму), который, в свою очередь, принято подразделять на два класса:

1) экотуризм в границах особо охраняе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.