Научная статья на тему 'Роль случайности в альтернативах развития социума*'

Роль случайности в альтернативах развития социума* Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
233
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
СЛУЧАЙНОСТЬ / АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИУМА / ТЕНДЕНЦИИ / ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВОЗМОЖНОСТЬ / ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СИТУАЦИЯ / CONTINGENCY / ALTERNATIVE DEVELOPMENT OF SOCIETY / TRENDS / HISTORICAL DEVELOPMENT / POSSIBILITY / REALITY / SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аверина Наталия Вадимовна

В статье исследуется роль случайности в контексте альтернатив общественного развития, анализируется специфика соотнесения случайности с различными динамическими понятиями и категориями. Автор показывает особенности различных вариантов проявления случайности в альтернативах развития социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF CHANCE IN SOCIETY DEVELOPMENT ALTERNATIVES

The article examines the role of randomness in the context of alternatives of social development. Investigate the specificity of correlation with different dynamic random notions and categories. Show features of different options manifestation of randomness in the alternatives of social development.

Текст научной работы на тему «Роль случайности в альтернативах развития социума*»

Обращаясь к рассмотрению категории «случайность» в контексте альтернатив исторического развития и соответствующей системы формирования социальноисторического знания, отметим, что данная категория занимает важное место в концептуальном аппарате, связанном с развитием концепции альтернативности исторической и социальной действительности. Категория случайности имеет приоритет в рамках изучения альтернативных тенденций исторических и социальных процессов с позиции их структурных особенностей. Случайность коррелирует с такими концептами, как альтернатива, тенденция, возможность, потенциальность, действительность.

В современной научной литературе существует несколько основных тенденций, которые позволяют выделить роль категории случайности в контексте изучения социальных проблем, связанных как с альтернативами развития социума, так и с теми трансформациями, которые он претерпевает. Во-первых, дискурс идет о том, что в настоящее время возрастает роль социального субъекта по отношению к определенной совокупности действий, направленных на различные изменения существующего социума, что, возможно, приведет к локальным трансформациям. Во-вторых, происходит увеличение и нарастание информации как в рамках реального мира, так и относительно виртуальной реальности. В-третьих, особое место в современных социально-философских исследованиях занимает ценностно-оценочный фактор в отношении реальных социальных событий, особенно в периоды нестабильных ситуаций, трансформаций современного социума, а также переходные периоды внутри его структуры.

Происходит изменение в сторону резкого ускорения темпа и интенсивности социального времени в контексте противоречивого развития современного социума. Каждая из этих тенденций имеет свои собственные смысловые особенности.

В социально-гуманитарных исследованиях нередко на приоритетные позиции выходит возрастание именно роли социального субъекта в рамках альтернативного развития истории. Социальный субъект или группа субъектов могут играть главную роль в решении локальных проблем современного социума. Иногда дискурс может разворачиваться вокруг того, что случайные действия социального субъекта приводят к достаточно серьезным социальным последствиям именно в глобальном смысле.

Рассматривая проблему случайности в контексте социальной философии и философии истории, отметим, что сам социальный субъект способен выступить в качестве своеобразной разновидности случайности, что, в конечном счете, приведет к тому, что он может непосредственно воздействовать на перспективы собственного развития и на собственную судьбу, а также на социальные и исторические тенденции развития от локальных до глобальных. Подобное понимание предполагает, что социальный субъект ставится в качестве приоритета в обозначенном контексте.

Особую роль при изучении случайности в контексте альтернатив исторического развития играют концептуально-семантические аспекты. Поэтому исследование данной категории предполагает рассмотрение ее координационно-субординационных связей и отношений с такими понятиями, как явление, социальное событие, социальный факт, переходный период, нестабильная ситуация, момент и интервал времени и т.д. Возникает ситуация, когда случайность ставится в рамки определенной динамической картины мира, связанной с сегментом альтернативного отношения к противоречивым процессам развития социума.

В современной социально-философской и научной литературе можно обнаружить множество подходов и определений категории случайности, которые рассматривают различные аспекты использования данной категории. Нередко случайность выступает как один из предельных типов взаимоотношений и взаимосвязей в социуме, который связан с отсутствием непосредственных, закономерных связей, отношений и функционирований объектов и социальных систем.

Альтернативные процессы, их развитие в переходных и нестабильных ситуациях в обществе могут содержать элемент случайности. Поэтому случайность выступает как своеобразное мировоззренческое отношение социального субъекта к действительности. В контексте концепции альтернативного развития случайность представляется в качестве отражения некоторых несущественных и неустойчивых связей мира.

Иногда случайность предстает как своеобразный результат взаимодействия независимых социальных процессов и тех социальных событий, которые в них происходят. Подобную категорию связывают и с категориями возможности и действительности с позиции того, что процесс превращения возможности в действительность и образования новой возможности связан с наличием категории случайности. Дискурс идет о том, что когда осуществляется непосредственный переход от действительности к возможности, то на первоначальном этапе формирования этих возможностей имеет место их определенный спектр. Существуют альтернативы, по которым развиваются процессы перехода от действительного к возможному, но так как будет реализована только одна возможность, то такая возможность не всегда является закономерной, а иногда она представляет собой вариант случайного развития.

Подобное представление о случайности содержит и противоположную сторону. Если социальный субъект имеет возможность избежать необходимого развития различных социальных или исторических процессов в рамках альтернативности, то может ли он устранить негативные последствия проявления своего социального выбора, своих действий и решений по отношению к варианту появления того случайного сценария, который не вписывается в общую картину социального развития? В этом плане закономерны вопросы о воле и свободе социального субъекта в развивающемся противоречивом социуме.

Разнообразные подходы в локальных ситуациях относительно категории случайности имеют такой историко-ретроспективный аспект, как изменение. Социальные изменения естественно влекут за собой те изменения, которые происходят в рамках самих социальнофилософских и исторических дисциплин. Поэтому закономерно, что, рассматривая категорию случайности в контексте социальных действий, необходимо обратить внимание на то, что требуются принципиально новые подходы к изучению данной категории, которые учитывают концептуальные и семантические изменения, происходящие в науках, отражающих современную динамическую картину мира.

Современные исследования в отношении категории случайности непосредственно связаны с реконструкцией исторических событий в жизни социального субъекта. Однако сам социальный субъект в подобном контексте не выступает как своеобразный вид случайности. Рассмотрение случайности в рамках альтернатив исторического процесса должно показать именно роль человека не только как субъекта исторического процесса, но и его парадоксальное взаимодействие с «инакостью» этого человека.

Подобная ситуация в какой-то мере близка субъективистским теориям. Анализ деятельности социального субъекта в контексте исторических альтернатив предполагает не только демонстрацию роли и места случайности в рамках противоречивого развития социума, но и демонстрацию противоречивого развития самого социального субъекта в этом социуме. С одной стороны, он выступает как креативное, созидательное, деятельностное начало социально-исторических процессов, но, с другой стороны, человек сам является частью процессов, происходящих в социуме и связанных с его различными трансформациями.

Конечно, подобное рассуждение может не получить широкой поддержки среди ряда мыслителей, которые считают себя стоящими на позициях не только умеренного, но и крайнего рационализма. Однако именно рационалистический подход к историческому процессу и должен учитывать тот факт, что не следует, например, связывать наличие случайности в качестве ситуации, когда деятельностный подход человека к человеку как социальному субъекту осуществляется с позиции отсутствия этой деятельности, целерациональности и целесообразности.

В этом случае не показан приоритет рациональности или целесообразности, т. к. возражения относительно отсутствия определенной цели в действиях социального субъекта в рамках различных социально-исторических процессов стирают грань между разнообразными, противоположными и даже противоречивыми аспектами человеческой деятельности. Ряд философов, связывая случайность с отсутствием цели в социальных действиях, непосредственно выходят на проблему нецелесообразной деятельности социального субъекта. И, соответственно, категория случайности в подобной ситуации получает несколько иной оттенок, естественно, с негативных позиций.

Это связано с попыткой определить категорию случайности исключительно в рамках объективного, закономерного хода исторического развития. Подобные ситуации не учитывают того, что, например, философы-экзистенциалисты правомерно обращали внимание на то, что сущность человека нередко проявляется в так называемых «пограничных ситуациях». Последние касаются состояния «бессознательного» и коррелируют с существованием своеобразного спектра целей социального субъекта, характеризующих человеческую сущность, которая может отклоняться от целесообразной социальной деятельности, связанной с общим, закономерным и объективным развитием социально-исторического процесса.

В ходе рассуждения об альтернативном характере исторического развития с позиции его вариативности и нахождении социального субъекта в рамках этой вариативности, происходит непосредственное обращение к проблеме «ветвления времени» по отношению к будущему, на что вполне справедливо обращал внимание А. С. Карпенко: «Ход истории имеет альтернативы, и в каждой точке ветвления человек имеет возможность совершить выбор. В этом также заключается один из смыслов случайности будущего в противоположность предопределенному будущему, где не может быть ни случайности, ни выбора»*.

Подобное представление относительно хода исторического развития подразумевает не только признание альтернативности исторического развития и использования в исследовательских интересах ряда соответствующих понятий и категорий, но и своеобразное переосмысление роли фактора времени в социально-историческом развитии.

Понятие «ветвление времени» в настоящее время не отвергается в философской и научной литературе. Другое дело, что иногда существуют достаточно серьезные разночтения в отношении соответствующего принципа, когда ученые пытаются рассматривать время с точки зрения его одномерности.

В этом направлении идут определенные дискуссии, однако они связаны скорее с недопониманием механизмов корреляции исторических и социальных процессов и тех мыслительных конструкций относительно этих процессов с выходом на конструирование моделей, которые позволяют человеку представить определенные перспективы развития современного социума, его структуры и институтов. Поэтому на первый план выходит сегмент будущего с позиции его конструирования как некоторого спектра возможных ситуаций, которые, реализуясь, превращаются в различные сценарии будущего. Эти превращения происходят, во-первых, в будущем времени, а во-вторых, касаясь категории случайности, следует отметить, что случайность рассматривается как одна из существующих возможностей и выступает в комплексе с этими возможностями. Следовательно, вероятны ситуации, когда возможность и случайность приобретут один и тот же смысл, но также когда подобные понятия будут разведены и случайность отпадет не только как нереализованная возможность, но и как то предположение, которое не получило своего статуса в будущем и не имеет никаких оснований для реализации.

В русле социально-философских исследований XX века затронутая проблема поднималась многими известными мыслителями, большинство из которых сходилось в том, что случайность в историческом процессе способна выступать в качестве позитивного или негативного фактора в зависимости от тех социальных субъектов, которые находятся во главе современного социума.

Иногда случайность непосредственно связывают с категорией возможности, более того, сама возможность понимается как разновидность случайности. Однако в этом случае ученые, которые придерживались подобной позиции, вынуждены были различать реализованные и нереализованные возможности в русле, например, социальных процессов. Но подобная ситуация фактически указывает на результат соотнесения концептуального ряда динамических категорий, а не на процесс. Поэтому, на наш взгляд, если категория случайности соотносится с категорией возможности, то такое соотнесение следует проводить в рамках своеобразного семантического треугольника: действительность, случайность и возможность.

В современной литературе можно найти немногочисленные попытки связать случайность с понятием ситуации. Теоретический аспект подобной корреляции связывается именно с экзистенциальной ситуацией, когда акцент делается на определенное существование человека в социуме, на раскрытие его истинной сущности, на пограничные ситуации. В этой связи эмпирический аспект близок к теоретическому и они коррелируют с акцентом на условные обстоятельства, жизненный опыт социального субъекта, в рамках которого случайность будет проявляться как ситуация. В подобном случае правомерно утверждать, что исследователи, которые таким образом представляют себе практическое значение ситуации, фактически считают ее составной частью человеческого опыта в самом широком смысле слова. Конечно, рассмотрение сущности и комплексное исследование всех имеющихся ситуаций, в конечном счете, помогают исследователю изучить «историческую сущность» в социальном измерении, что

позитивно влияет на рассмотрение роли и места человеческой индивидуальности с позиции ее взаимодействия как с социальными группами, так и с социумом в целом.

Представленные подходы к различным аспектам соотношения случайности и альтернатив социального развития исходно предполагают существование спектра тенденций, идущего от кризисных периодов. Рассматривая кризисные периоды в развитии общества, следует учитывать, как социальный субъект будет воспринимать социальный процесс и понимать его не только с учетом реконструкции целостности социума, но и с позиции определения альтернатив развития социума. Это является весьма серьезным аспектом в рамках социально-философского исследования, так как социальное моделирование случайности в контексте альтернативных путей развития социума предполагает возможность проведения параллельных исследований в русле теории социального проектирования и социального прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.